Как сложили песню сочинение

метки: Сложить, Песня, Произведение, Чтение, Литературный, Русская, Класс, Вопрос

2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим…», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы — размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

  • Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?
  • Почему им захотелось сложить песню?
  • О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?
  • Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?
  • По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского — это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар­варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильствен­ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест­ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

  • Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус­ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня — произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка­кой — либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

  • Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни — русская свадьба, где у каждого из действующих лиц — невесты, жениха, свахи, дружки — свои «ро­ли», создававшиеся народом веками.

14 стр., 6964 слов

Жанровая специфика лирической песни

… русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/. В данной работе мы остановимся на лирической песне. … прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко …

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

  • На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

  • Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната­шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко­нечно, теперь мне и «милешенек»).

  • Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?

(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).

  • Какие поэтические особенности в песне можно выделить?

(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених — человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно — ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба­тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по­целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).

  • Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?

(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)

Домашнее задание.

1.Завершить анализ песни.

2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).

3.Индивидуальное задание — сообщение «Русская историческая песня».

План-конспект изучения теории литературы.

Пролог. Жанры. (9 класс)

Содержание урока

1. Чтение «Пролога»:

  • а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;
  • б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».

2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:

  • а) жанры фольклора;
  • работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;
  • б) различия фольклора и литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

  • в) общие жанры для фольклора и литературы.

3. Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).

4. Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»

Домашнее задание (дифференцированное):

1. Жанры фольклора.

2. Литературные жанры.

11 стр., 5397 слов

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

… песней, поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором. ⦁ Стилизация под русское народное творчество. … Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 5 (3) Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по жанру …

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

3. Сказка народная и литературная.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-slojili-pesnyu/

4. Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?

5. Составить памятку-схему «Приметы жанра…»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.

План-конспект изучения драматического произведения.

Мольер. «Тартюф» (9 класс)

Содержание урока

1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.

2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.

3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.

4. Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Два варианта выполнения (по усмотрению учи­теля):

  • а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;
  • б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи;
  • приемы и способы создания образов героев, авторское отноше­ние к ним;
  • сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.

Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.)

В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально.

Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М.

Горьким как одна из “заготовок” к продолжению “Матери” – к задуманной повести “Сын”. В отличие от Павла Власова герой “Легкого человека” – наборщик Сашка – не может быть назван героической личностью, “железным человеком”, “человеком сказки”. Как личность он только формируется, и его еще бросает в разные стороны. Сашка может увлекаться высокими задачами: “Он пламенно говорит о беспорядке жизни, о слепоте людей, которые не видят этого обидного беспорядка…” Но о нем недаром сказано: “Мысли его мечутся, как испуганные мыши, и трудно следить за их быстрой путаницей”.

Не менее пламенно и, что еще важнее, не менее искренне он может признаваться в вечной любви нескольким девушкам. Рассказчик начинает считать Сашку хорошим актером, но скоро убеждается в том, что ошибся. Если в Сашке и есть нечто от актерства, то лишь от детского – недаром он говорит: “В театре надо бы детям играть, уж они когда играют, так по-настоящему!” Сашка играет именно “по-настоящему”.

Его “легкость” имеет двоякое значение: это и легкомыслие, и та открытость души, которая побуждает немедленно “отдать себя кому-то”, сразу, тотчас же ради кого-то “растратить богатства души своей”. Мы верим Сашке, когда он говорит: “Эх, брат Максимыч,- сердце у меня растет и растет без конца, и будто я весь – только одно сердце!” Конечно, может случиться, что Сашка растратит весь жар своей души по пустякам, но нам хочется верить, что его порывы найдут выход в ином, смелом, нужном людям деле.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с – (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

    Аннотация:

    В том вошли цикл рассказов “По Руси” (1912-1917) и “Дело Артамоновых” (1925) – произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

Loading…

Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.)

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Песня — душа народа

Песни – это часть устного народного творчества. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни с давних времен. Песня поддерживает при плохом настроении, на праздниках радует и веселит.

Песни бывают веселых, грустных, героических мотивов. Тексты народных строк переходят из уст в уста в течение многих веков. Современные хиты звучат по радио, популярны в Интернете.

Первые песни, которые на своем жизненном пути встречает человек – это колыбельные. С раннего детства детям поют колыбельные, потешки, пестушки. У каждого народа свои герои колыбельных песен. Авторство колыбельных, как правило, не установлено. Родители поют их детям, бабушки поют их внукам, тем самым, колыбельные и потешки передаются от старших к младшим. Например, простая песня «баю – баюшки – баю, не ложись на краю» всем знакома, и каждая мама напевала эти строки. А некоторые строки «ушли в народ», например, «спи, моя радость, усни». У песни есть автор, но она звучит в детской передаче, мультфильме, что кажется, что она существовала всегда.

Также песни поддерживали людей в работе. Тяжелый труд крестьян, когда им нужно было вспахать землю, засеять поле, собрать урожай, был немного легче, когда пелась песня. Даже сейчас, когда человек выполняет работу, он напевает про себя какие – либо строки.

Песня была рядом в минуты отдыха и на праздниках. Например, «во поле береза стояла», хороводные частушки звучали на праздниках. В настоящее время традиция напевать какую – либо песню за праздничным столом осталась. Наверняка, каждый человек исполнял застольные песни, например, «Ой мороз, мороз».

Песни рождаются при появлении различных событий. В войну песни исполняли для поднятия боевого духа, для того, чтобы подарить спокойствие и напомнить, что солдат защищает свою Родину. Они выражали эмоции народа, отношение к войне. Например, «Вставай, страна огромная» выражает негатив по отношению к врагу, подъем к бою. А знаменитая «Катюша» настраивает на проявление отваги.

В настоящее время песни поют в походах вокруг костра, хором – на свадьбах и праздниках, когда человек грустит. Песни выражают разный спектр эмоций, как грусти, так и восторга. Получается, что когда человека испытывает сильные эмоции, то у него поет душа. И песня выражает состояние души.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок
  • Как сложилась судьба дубровского сочинение
  • Как скажите или скажете как правильно пишется слово
  • Как сложилась жизнь дуни в рассказе станционный смотритель сочинение
  • Как синичка волка спасла сказка читать