В главных ролях
Janine/Janine Lindo / Ofwarren / Ofdaniel / Ofhoward/Dewarren / Dedaniel / Janine
Aunt Lydia/Aunt Lydia / Miss Clements
June Osborne / Offred / Ofjoseph
Кратко
Кадры и изображения
Факты
Маргарет Этвуд, автор исходного романа, делает эпизодическую роль в качестве тети в Эпизоде 1. Она — та, кто шлепает Оффреда, когда она не хочет присоединяться к кругу позора группы.
Актрисы говорят, что головные уборы, которые они носят, выходя на улицу, похожи на шоры, полностью отрезав их периферийное зрение. Актрисы не могут видеть друг друга, если они не смотрят друг на друга. Они должны действовать в основном исходя из того, что они могут услышать.
Маргарет Этвуд сказала, что почти все, что происходит в романе, произошло где-то в истории: Библия, иранская революция 1978-79 годов, реакция на феминизм 1980-х и т. Д.
Маргарет Этвуд сказала, что она была вдохновлена классическим антиутопическим романом Джорджа Оруэлла «1984».
В апреле 2018 года в интервью с Мэри Элизабет Уильямс из «Салона» Аманда Брюгель (Рита) сказала, что, поскольку самоописанная «одинокая канадка в актерском составе», книга изменила ее жизнь задолго до того, как она получила роль в шоу. Она была назначена романом Маргарет Этвуд в качестве 15-летней ученицы средней школы и впоследствии написала несколько коротких рассказов на ее основе. Позже она написала дипломную работу в университете и получила полную стипендию на этой основе. Брюгель сказала, что главной темой этого эссе о поступлении в университет была Рита, персонаж, которого она сейчас играет в сериале.
В романе Командующий Оффреда и Серена Джой намного старше, чем они изображены в сериале. Они описаны как морщинистые с седыми волосами; Серена Радость опирается на трость для ходьбы.
В оригинальном романе не было черных персонажей, потому что Галаад (репрессивный теократический режим, который захватил правительство США к моменту выхода книги) классифицировал всех чернокожих как «детей Хэма». Это отсылка к убеждению некоторых фундаменталистских христианских конфессий, что чернокожие происходят от сына Ноя Хама и поэтому подвергаются «проклятию», наложенному на Хама Ноем. В романе чернокожие люди насильственно переселяются на верхнем Среднем Западе (Глава 14). Продюсеры этого шоу сделали сознательный выбор отклониться от этого аспекта книги, чтобы была возможность включить в шоу черных персонажей (и актеров), в том числе на роль Самиры Вайли в роли друга Оффреда и поддерживающей его служанки Мойры. В январе 2017 года в интервью «TVLine» исполнительный продюсер Брюс Миллер объяснил, что продюсеры «вели огромную дискуссию с Маргарет Этвуд, и в некотором смысле это вещь« ТВ против книги »», утверждая, что в телешоу было бы сложнее, чем в книге, объяснить постоянное отсутствие черных символов. Он продолжил: «Какая разница между созданием телешоу о расистах и созданием расистского телешоу? Почему мы должны освещать [историю о служанке Оффред, которую играет Элизабет Мосс], а не рассказывать историю цветных людей, которые отправили в Небраску? Он также оправдал это, сообщив, что «евангелическое движение стало намного более интегрированным [с момента публикации книги, и] я принял решение, что рождаемость превысила все». Исходный роман также содержал краткое объяснение отсутствию еврейских персонажей в этой истории: правительство Гилеаде предоставило им возможность либо перейти в христианство, либо эмигрировать в Израиль — хотя те, кто выбрал эмиграцию, действительно были загружены на корабли, которые тогда были сбрасывается в океан.
В оригинальном романе Маргарет Этвуд главная героиня известна только по отчеству Оффреда (или «Фреда», поскольку она «принадлежит» командиру по имени Фред). Ее настоящее имя никогда не раскрывается, хотя многие читатели истолковывают ее имя как июнь, основываясь на различных тонких намеках в тексте. В статье 2017 года для «New York Times Book Review» автор Маргарет Этвуд говорит о толковании: «Это была не моя первоначальная мысль, но она подходит, поэтому читатели могут принять ее, если пожелают». В экранизации романа 1990 года «Сказка о служанке» (1990) создатели фильма выбрали Кейт в качестве своего пред-гилеадского имени и четко заявили об этом.
— 1 —
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
— 2 —
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Маргарет Этвуд
© Emma McIntyre/Getty Images for Hammer Museum
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
— 3 —
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
— 4 —
Движение #MeToo подтолкнуло развитие сюжета, который порвал с книжным первоисточником после финала 1-го сезона. Удел женщин, оказавшихся в плену республики Гилеад, — страдания. Брюс Миллер проводит своих героинь через настоящие пытки — физические и, что страшнее, психологические.
Брюс Миллер
© Christopher Polk/Getty Images for The Critics’ Choice Awards
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
— 5 —
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
— 6 —
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
— 7 —
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
— 8 —
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
— 9 —
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».
Закончился ужасающий 2-ой сезон «Рассказа служанки», но вы можете передохнуть от сердечного приступа. Перед вами все мельчайшие подробности, которые нужно знать об удостоенном премии Emmy хите от Hulu.
-
Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне.
Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне. Автор одноименной книги «Рассказ служанки», на которой, собственно, и основан сериал, сыграла маленькую эпизодическую роль. Она была теткой, которая ударила Оффред в пилоте сериала.
- Все ужасные вещи основаны на реальных событиях.
Мрачное будущее, описанное в «Рассказе служанке» тяжело представить в реальном мире. Однако Этвуд сказала, что в процессе написания книги она поставила своей задачей правдоподобно запечатлеть всевозможные жестокие преступления, которые люди исторически совершали по отношению друг к другу. «Я создала для себя правило: я бы не стала включать в рассказ то, что люди еще не совершили в каком-то месте или в какое-то время, или то, для чего еще не существовало технологий, – написала она в 2012 году в своей статье для The Guardian. – Я не хочу, чтобы меня обвиняли во мракобесии, извращенных выдумках или в неправильном представлении человеческого стремления к скверному поведению».
- Дизайн комнаты Оффред выполнен так, чтобы сделать акцент на той жизни, которую она потеряла.
Художница-постановщик, Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред отражает жизнь, которой у нее больше нет. «Мы поставили там письменный стол, но она же не может писать!, – объясняет Бергхофф. – Поэтому стол – это просто след, пережиток, некое напоминание: «Ооо, я когда-то была писательницей, редактором. А сейчас я даже не могу сесть и что-либо написать».
- Исполнительница главной роли, Элизабет Мосс снимается без макияжа.
Мосс призналась, что не красится во время съемок. Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист посчитал, что это позволит игре быть более реалистичной. Таким образом заметно даже малейшее содрогание. «Если я бледнела или краснела, мерзла, зритель видел это. И мы снимали мое лицо очень, очень крупным планом».
- Телешоу связано с Бейонсе.
Рид Морано, которая сняла первые три эпизода первого сезона «Рассказа служанки», работала над альбомом Бейонсе Lemonade.
- У автора книги, Маргарет Этвуд была определенная причина сделать Америку местом действия сюжета.
Несмотря на то, что Этвуд канадка, она перенесла место действия «Рассказа служанки» в Соединенные Штаты Америки. Этвуд уверена, что Канада точно бы «не стала бы поощрять крайнее проявление тоталитарного режима». «В Квебеке сопротивление было бы очень сильным, – сказала она в интервью. – Канада исторически была местом, куда все бежали. Поэтому все стремятся туда и в «Рассказе служанки». Люди бегут туда сейчас, следуя историческому ходу событий».
- Но шоу снято в Канаде.
Попробуй догадайся, правда же?
- Командор и его жена Серена Джой – похитители произведений искусства.
Если вы обратили внимание, на стенах в доме Командора и Серены Джой висят очень красивые и очень знаменитые картины, которые, следует отметить, не являются копиями или репродукциями. «Мы вообразили, будто они, пользуясь случаем и положением, пробрались в Бостонский музей современного искусства и украли все свои любимые картины, – рассказала художница-постановщик, Джули Бергхофф. – Серена Джой – акварелист и она любит природу, поэтому она выбрала произведения Моне».
- Настоящее имя Оффред никогда не упоминается в книге.
Кинокомпания Hulu открыто разоблачает настоящее имя Оффред – Джун. В книге же все совсем по другому, ее настоящее имя остается загадкой. Впрочем, в книге есть одна сцена, в которой упоминается имя «Джун». Поэтому многие читатели предположили, что это и есть настоящее имя Оффред, а Hulu решили этим воспользоваться. На что писательница Маргарет Этвуд сказала: «У меня не было намерения, чтобы все подумали, что Джун – это настоящее имя Оффред. Но она была бы не против, чтобы использовали именно это имя».
- Мойра в книге на самом деле светлокожая.
В книге все цветные, в соответствии с расистским режимом, действующим на территории Гилеада, вывезены на Средний Запад. Продюсеры шоу посчитали, что такое положение дел не подойдет для телеэкрана. Исполнительный продюсер Брюс Миллер сказал, что у продюсеров телесериала был «долгий разговор с Этвуд» и все ради того, чтобы поменять эту деталь. Он объяснил намерение вернуть темнокожих в Гилеад тем, «то все это легко читать на страницах книги, но видеть каждый раз на экране очень тяжело». Он также добавил: «Скажите честно, в чем разница между созданием ТВ шоу о расистах и созданием расистского ТВ шоу? Не лучше ли полностью сосредоточиться на истории Оффред, чем рассказывать историю темнокожих, которых сослали в Небраску?»
Актриса Самира Уайли, сыгравшая Мойру, рассказала о реакции фанатов на изменение цвета кожи своей героини: «Есть люди, которые думают, что это замечательная идея и что это круто, и есть те – я не знаю, давайте назовем их просто, «пуристы», которые не рады изменениям в истории».
11. В книге ничего не говорится о сексуальной ориентации Эмили (Офглен).
Другой персонаж, который был изменен в телевизионной версии истории, это Эмили в исполнении Алексис Бледел. Сексуальная ориентация Эмили и ее брак с другой женщиной были добавлены для телешоу, но автор книги Маргарет Этвуд считает, что такие изменения только улучшают историю и делают ее более подходящей для современной аудитории: «Мы не могли сказать такое в 1985. Вас бы просто не поняли. Люди о таком не говорили. Но говорят сейчас».
12. Командор и Серена Джой в сериале намного моложе, чем в книге.
Другое значительное изменение в персонажах, сделанное для ТВ-адаптации, это возраст пары, у которых живет Оффред. В книге Командор и Серена Джой очень старые. В телешоу же они намного моложе. Исполнительный продюсер объяснил, что это решение было принято специально для того, чтобы Серена и Оффред стали «соперницами». Еще одна причина омоложения этой пары кроется в желании показать, как плохо приходится женщинам в Гилеаде.
13. Самое сложное было создать продуктовый магазин.
Так как чтение запрещено законом в Гилеаде, все этикетки на еде в магазине должны были содержать картинки. Вся забота о создании этих символов выпала на команду продакшн-дизайнеров. «Продуктовый магазин был, наверное, одной из самых тяжелых съемочных площадок, потому что нам пришлось изготавливать каждую этикетку», – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Моя команда графических дизайнеров с трудом создала сотни этикеток, а потом еще и приклеивала их на продукты».
14. Продуктовый магазин также являлся самым жутким местом съемок для некоторых актеров.
Во одном из интервью исполнительница роли Мойры, Самира Уайли поделилась, что сцены в продуктовом магазине были самыми нервирующими для нее просто по той причине, что они напоминали зрителям, насколько все происходящее в сериале отражает современную жизнь.
«Когда служанки идут в магазин, они попадают не в какое-то старинное место, – сказала она. – Это шопинг центр, который выглядит так же как и те, куда мы ходим сейчас. Я думаю, все эти детали делают происходящее в сериале еще более жутким. Ведь это такой же мир, в котором мы живем сейчас».
15. Одежда служанок красная по нескольким причинам.
В очерке для New York Times писательница Маргарет Этвуд объяснила символизм красных костюмов служанок: «Служанки носят красное, потому что они истекают кровью при родах, а также потому, что красное носила Мария Магдалина. Также красный легко заметить, когда кто-то собрался бежать».
16. Костюмы жен тоже символичны.
В том же самом очерке для New York Times Этвуд добавила, что костюмы жен тоже полны символизма: «Жены одеваются в непорочный синий, который уходит истоками к Деве Марии».
17. Цвета костюмов задали всю палитру телешоу.
Художница-постановщик Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред сделана белой, чтобы напоминать лечебницу, в то время как хоромы Серены Джой декорированы богатым голубым цветом. «Нам представилась возможность работать с цветами кастовой системы. Почти каждая комната была разработана мной специально для определенного персонажа».
18. Даже имя Оффред символично.
Говоря об многочисленных слоях символизма в книге и в сериале, нельзя не упомянуть, что имя Оффред – очередной из этих слоев. «Это имя состоит из имени мужчины – Фред – и префикса, обозначающего принадлежность к чему-то. Это как «de» на французском или «von» на немецком, или как суффикс «son», который встречается в британских фамилиях, например, Уилльямсон, – объяснила Этвуд. – В этом имени также скрыта другая интерпретация: «offered», что означает религиозное жертвоприношение или самопожертвование».
19. Антиутопия «Рассказа служанки» вдохновлена пуританами.
Автор книги Маргарет Этвуд рассказала, что на идею описания тоталитарного правительства ее вдохновили американские пуритане: «Перри Миллер (основоположник изучения пуританской идеологии – ред.) – один из тех, кому посвящается моя книга. Благодаря его трудам я изучила американских пуритан в малейших деталях. Корни тоталитаризма в Америке найдены в теократии 17 века. Роман «Алая Буква», на мой взгляд, ушел не так далеко от «Рассказа служанки» в описании американского пуританства».
20. Книга «Рассказ служанки» обязана своим названием другой известной книге.
Этвуд подтвердила, что первоначальное название книги было «Оффред», то есть просто имя главной героини. «Однако, в процессе написания все новых глав я остановилась на «Рассказе служанки». Отчасти новое название отдает честь Чосеру, который написал «Кентерберийские рассказы». С другой стороны, это отсылка к народным сказаниям и легендам. История, рассказанная главной героиней для потомков или удаленного от нее слушателя, кажется невероятной и фантастичной. Точно так же, как истории рассказанные теми, кто выжил в леденящих кровь событиях», – объяснила она.
21. Книга была адаптирована под успешную оперу…
Опера датского композитора Пола Рудерса стала хитом. Все началось с того, что он связался с Маргарет Этвуд и сказал ей, что если он не сможет написать оперу, основанную на ее книге, то никогда больше не будет писать музыку. «Рассказ служанки» отлично подходил для моей оперы, потому что в нем есть драма, – вспоминает он. – Эта книга наполнена человеческими эмоциями. А опера для меня – это взаимоотношения между людьми. Любовь и ненависть, надежда и предательство – все довольно просто».
Этвуд понравилось то, что вышло из их сотрудничества: «Это очень сильная постановка. Никакой рафинированности. Довольно много насилия, ощущение как будто кто-то хватает тебя сзади за шею. Ну и конечно, для меня было немножко шоком видеть «Рассказ служанки» в опере».
- …а также под не совсем удачный фильм.
В 1990 «Рассказ служанки» был адаптирован под кинофильм. Наташа Ричардсон сыграла Оффред (чье настоящее имя в этой версии было Кейт), Фэй Данауэй – Серену Джой. Фильм получил плохие отзывы и не окупил в прокате потраченные на съемки деньги.
Этвуд консультировала сценаристов фильма, но по ее словам, сценарий изначально не отражал ее видение истории и к ней никто не прислушивался: «Мне позволили сделать всего несколько правок. Например, я могла посоветовать: «Американцы бы не стали говорить «крем для рук». Они бы сказали «лосьон для рук». Вот на таком уровне и был весь мой вклад в этот сценарий!»
23. Клэр Дейнс рассказывает аудиокнигу.
Чтобы развлечься в вашей следующей поездке.
- Продюсеры специально установили временные рамки.
Продюсеры хотели, чтобы события в сериале происходили в 2017 году, и зрители понимали это. Поэтому, в сериале есть отсылки к таким вещам как Убер-такси и онлайн-шопинг. «Мы хотели, чтобы осознание факта, что такое может произойти в современности, внушало ужас, – поделился Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист. – Мы усовершенствовали книгу, сделав ее современной во всех смыслах».
- Элизабет Мосс отнеслась к закадровому голосу Оффред очень серьезно.
История рассказывается от лица Оффред, и то, как ее рассказывают, имеет большое значение. Мосс учила наизусть весь закадровый диалог и прогоняла его у себя в голове, пока снимали соответствующую сцену. Так что у нее, определенно, была возможность стать Оффред!
26. Кабинет Командора представляет собой все, что было под запретом для женщин.
«Книги, искусство, искусство сексуального характера, алкоголь. Он играет в Скрэббл, и я уверена, если бы он курил, то делал бы это в окружении других командоров в своем кабинете, – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Я также обыграла тот факт, что общество Гилеада стремится возвратиться к своим корням – как в свое время пуритане».
27. В «Рассказе служанки» даже потолки имеют определенное значение.
«Было очень забавно работать с потолками для этого проекта, – рассказала Бергхофф. – Обычно, я не придаю особого значения потолкам, но в одной из серий есть целая сцена, где Оффред смотрит на потолок». Потолок в офисе Командора и правда очень интересный. «У меня было ощущение, что это своего рода дартс для него. Он мог, сидя на стуле, бросать дротики в потолок и говорить что-то вроде «О, мы захватили Флориду», – добавила она.
- Выборы 2016 года повлияли на отношение актеров к шоу.
«Возвращение к шоу (сразу после выборов) происходило примерно так: «О боже, на нас теперь лежит еще больше ответственности, чтобы сделать это шоу безупречным и показать ту сплоченность, которая должна была быть», – поделилась Самира Уайли, исполнительница роли Мойры.
- Но шоу «Рассказ служанки» – это не ответная реакция на итог выборов 2016 года.
«Меня иногда спрашивают, не было ли шоу ответной реакцией на выборы. На что я отвечаю, что мы начали его снимать еще до них», – говорит исполнительница главной роли Элизабет Мосс.
- Элизабет Мосс по-настоящему нравилось носить свой костюм.
«Было всего два пункта, которые были важны для меня в костюме моей героини. Первое – это удобство, потому что я знала, что ей придется носить его до смерти. Второе, чтобы мне самой хотелось надевать его каждый день. Благодаря Анн Крабтри, нашему дизайнеру по костюмам, я получила все, чего хотела, в избытке».
«Говорить, что ты любила что-то, представляющее собой нечто плохое, странно. Но несмотря на все, я действительно любила это платье. Я серьезно его любила. Оно заставляет тебя двигаться иначе. Оно заставляет тебя стоять иначе. Оно заставляет тебя чувствовать себя совсем по-другому, не так, как ты чувствуешь себя, надев обычные джинсы».
Автор: Harper’s BAZAAR; перевод: Алия Байсарина.
Читайте также: Почему «Рассказ служанки» и «Большая маленькая ложь» получили рекордное количество статуэток Золотой Глобус
В это сложно поверить, но приходится. Осторожно, много спойлеров!
«Меня зовут Фредова. У меня было другое имя, но теперь оно под запретом. Теперь многое под запретом». Таким монологом начинается первый сезон сериала «Рассказ служанки», заново открывшего зрителю написанный в далёком 1985 году одноимённый роман Маргарет Этвуд. Сегодня стартовал третий сезон.
Действие сериала происходит в тоталитарном теократическом обществе. Сначала мир по неизвестным причинам накрывает волна массового бесплодия. А после внезапного военного переворота к власти приходит радикальная религиозная группировка «Сыны Иакова» и устанавливает свои порядки в бывших Соединённых Штатах, ныне называемых Галаадом в честь исторической области Древнего Израиля.
При новом режиме женщины фактически становятся рабынями: им запрещено читать и писать, ходить на работу, свободно вести сексуальную жизнь. Особо выделяется каста служанок — женщин, способных зачать и выносить ребёнка. У них даже нет права на собственное имя. Единственная их функция — рожать детей для высокопоставленной элиты. Для этого их раз в месяц подвергают ритуальному изнасилованию.
Среди этого ада предстоит выжить главной героине в исполнении Элизабет Мосс. Когда-то её звали Джун, но при новом режиме девушке дали другое, унизительное имя — Фредова (то есть «собственность Фреда»).
Может показаться, что созданный в сериале мир — чистая выдумка, а зрителю в конце очередного сезона остаётся только с облегчением выдохнуть и порадоваться, что ничего подобного не случалось и не произойдёт. Но не тут-то было: после выхода романа Маргарет Этвуд приносила на каждое своё интервью вырезки из газет, чтобы доказать, как близки к реальности события книги.
Внимание: дальше много спойлеров! Если вы не готовы к ним, прочитайте нашу колонку про феминизм.
1. Нормализация насилия
В Галааде физическое насилие над женщинами не считается чем-то неприемлемым. К примеру, тёткам (женщинам высокого ранга, ответственным за обучение служанок) позволено бить своих подопечных или использовать электрошокер, чтобы поддерживать дисциплину. Жёны командоров тоже могут жестоко относиться к своим служанкам. Серена Уотерфорд не раз била Джун, даже когда та была беременна. Ударить проштрафившуюся девушку могут и хранители — стражи правопорядка Галаада.
Насилие в семье в Галааде воспринимается как норма даже на уровне законодательства. Родители имеют полное право наказать ребёнка, муж — жену. Когда командор Уотерфорд обнаруживает, что в его отсутствие Серена занималась важными делами без разрешения, он жестоко карает супругу прямо на глазах потрясённой Джун.
За реальными примерами не нужно далеко ходить. В феврале 2017 года в Российской Федерации приняли закон о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Проще говоря, домашнее насилие теперь не считается преступлением. Но только в том случае, если было совершено впервые и не причинило серьёзного вреда здоровью.
Новый закон вызвал в российском обществе бурную дискуссию. Одни говорили, что декриминализация приведёт к ещё большей безнаказанности и приумножит количество жертв бытового насилия. Другие утверждали, что нельзя вмешиваться в семейные дела. Например, ещё до принятия спорной поправки в РПЦ заявляли, что «любовное использование физических наказаний» в отношении детей — право родителей, «установленное самим богом».
2. Тотальный контроль за репродуктивными правами
Дети стоят на первом месте в списке приоритетов Галаада. Поэтому способные родить женщины находятся под пристальным вниманием государства. Эти несчастные девушки лишены одного из базовых общечеловеческих прав — свободно распоряжаться своим телом. Они занимаются только тем, что пытаются выносить и родить ребёнка.
Причём быть матерью в полном смысле этого слова нельзя: дитя после появления на свет отнимают, а служанку отправляют в следующую семью.
За пределами «Рассказа служанки» женщины всё ещё ведут борьбу за свои репродуктивные права. Не секрет, что многие религии до сих пор осуждают контрацепцию. И даже среди самых прогрессивных стран есть такие, где прерывание беременности нелегально частично или полностью. Например, в Польше всё ещё действуют одни из самых строгих законов об абортах в Европе. А в Ирландии разрешили прерывать беременность только в 2018 году.
Как отмечала сама Маргарет Этвуд, сюжет романа — аллюзия на политику повышения рождаемости в Румынии, которую с 1966 года проводил президент Николае Чаушеску. Причём дело не ограничилось только запретом на аборты. Строгое табу наложили даже на контрацепцию. Эмбрионы были объявлены собственностью общества, а женщин принудительно заставляли проходить тест на беременность. Все, кто не мог или не хотел зачать ребёнка, должны были платить «налог на воздержание».
Может показаться, что такая дикость осталась в прошлом. Но не так давно несколько американских штатов, включая Алабаму и Миссури, приняли закон о практически полном запрете абортов. На прерывание беременности не смогут рассчитывать даже жертвы изнасилования и инцеста. Разрешение будут выдавать только в случае угрозы для здоровья женщины или жизни ребёнка.
Реакция общественности не заставила себя ждать. Одетые в белые чепцы и красные мантии жительницы штата Алабама вышли на улицы. Надев униформу галаадовских служанок, они пытались донести до законодателей простую мысль: женщина может сама распоряжаться своим телом. И государство уж точно не должно делать этот выбор за неё.
Хотя в России прерывание беременности разрешено, в целом ситуация пока далека от идеальной. Несмотря на то что аборты официально входят в ОМС, многие общественные организации пользуются лазейкой в законе, согласно которой лечащий врач может отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если это не угрожает жизни пациента. Так в нашей стране появились целые регионы, где женщины не могут свободно сделать аборт. И это на 100% законно.
3. Публичные казни несогласных
В дивном новом мире Галаада любого человека могут пытать или казнить. Причиной становится что угодно: государственная измена, попытка побега, политические убеждения или «неправильная» сексуальная ориентация. «Преступников» казнят публично, чаще всего через повешение или забивание камнями.
Примером подобной жестокой политики может служить военно-полицейский режим Фердинанда Маркоса на Филиппинах. Диктатор одним махом распустил парламент, отменил действие конституции, взял под контроль СМИ. Всех несогласных казнили, а немногих оставшихся в живых инакомыслящих пытали, насиловали и избивали.
4. Военный переворот
В сериале командоры-традиционалисты захватили власть в стране с помощью военного переворота. Причём намерения у них были самые лучшие: они верили, что спасают погрязшую в грехах Америку. «Сыны Иакова», среди которых и один из ключевых персонажей истории командор Уотерфорд, организуют серию терактов, убивают президента и свергают конгресс.
Всё это очень напоминает Исламскую революцию в Иране в конце 70-х годов. После неё в стране многое изменилось, а ношение хиджаба для женщин стало обязательным. Были те, кто пытался сопротивляться, но ничего изменить уже было нельзя.
5. Насильственная передача детей в другие семьи
Система, лежащая в основе Галаада, — отнять ребёнка у женщины и отдать на воспитание в чужую семью — кажется дикой и отвратительной. Но реальные исторические факты порой пугают похуже вымысла.
В 1976 году власть в Аргентине захватила военная группировка. За время режима тысячи малолетних детей похитили из семей. Многие из украденных погибли. Часть малышей пытали. Другие были воспитаны вдали от своих родителей.
Известно, что похищались даже беременные женщины. После родов матерей убивали ужасным образом: сажали в самолёт, снимали всю одежду, делали смертельный укол и выбрасывали за борт живыми. А их детей усыновляли высокопоставленные военные.
6. Чудовищные лагеря для политзаключённых
Худшая участь, которая может ждать в Галааде, — статус «неженщины» и путёвка в один конец до заражённых радиацией колоний. В ссылку отправляются женщины с неверными политическими убеждениями (феминистки) или просто неспособные работать в силу возраста. Обычно заключённые умирают в течение нескольких лет от радиации, болезней и невыносимо тяжёлого труда.
Во втором сезоне сериала бывшие служанки Эмили и Джанин сумели избежать бессрочного заключения в колониях. После теракта, устроенного членами сопротивления, погибло много служанок, и Галаад решил, что в создавшихся условиях нельзя разбрасываться фертильными женщинами. Поэтому с героинь сняли статус «неженщин» и вернули в семьи командоров.
Ярким историческим примером похожей репрессивной системы можно назвать ГУЛАГ. Труд заключённых в СССР рассматривался как экономический ресурс. Причём значительная часть осуждённых попала в лагерь по сфабрикованным абсурдным обвинениям. Иногда достаточно было просто иметь неправильное происхождение.
7. Клитородектомия
Одна из центральных героинь сериала Эмили, получившая при новом режиме имя Гленова, — очень образованная женщина. В прошлом она была профессором цитологии в университете. Свободолюбивая героиня с самого начала не собиралась подчиняться режиму и тайно числилась в составе сопротивления. Но её раскрыли и наказали ужасным образом — удалили клитор. Но сохранили репродуктивную функцию.
Калечащие операции на женских половых органах — вовсе не редкость и до сих пор практикуются во многих странах Африки и Азии, на Среднем Востоке и Северном Кавказе (преимущественно в Дагестане).
Цель этой варварской процедуры — сделать девочку «чище» с точки зрения морали и религии. Ведь покалеченная женщина не сможет получить сексуальное удовольствие, следовательно, будет верной своему мужу.
Конечно, в действительности показаний для этой операции нет и быть не может. Удаление клитора никого ещё не сделало чище или лучше. Напротив, клитородектомия приводит к серьёзным проблемам со здоровьем. Не говоря уже о том, что это попросту пытка — болезненная, жестокая, совершенно бессмысленная и унижающая человеческое достоинство.
А какие аналогии увидели вы? Расскажите в комментариях.
Читайте также 📽😱👿
- 23 ужасно страшных фильма про маньяков
- 19 главных сериалов июня: возвращение «Чёрного зеркала», «Большой маленькой лжи» и «Рассказа служанки»
- 35 лучших триллеров, от которых невозможно оторваться
- Почему сериал «Чернобыль» от HBO страшнее любого хоррора
- Социальный хоррор XXI века: о чём рассказывают фильмы и почему их нужно смотреть
В 1985 году в свет вышел роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки», действие которого разворачивалось в недалеком будущем в вымышленной Республике Гилеад — теократическом социуме с кастовой системой. Принадлежность человека к той или иной касте была «промаркирована» цветом его одежды. Многие люди потеряли возможность иметь детей, поэтому сохранивших фертильность одиноких женщин превратили в рабов, предназначенных для вынашивания младенцев правящей верхушки.
Роман уже переносили на экран: в 1990 году немецкий классик Фолкер Шлёндорф снял фильм с участием Наташи Ричардсон и Фэй Данауэй. И вот теперь книга предстала перед телезрителями в виде мини-сериала.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Речь в произведении идет о сексуальном насилии, возведенном в ранг чуть ли не религиозного таинства. Визуально это решено безупречно: явно религиозные одежды «монахинь» окрашены в кроваво-красный: цвет месячных, бойни и насилия.
Режиссер первых трех серий Рид Морано, художник по костюмам Эн Крабтри и художник-постановщик Джули Бергофф начали работу над художественным решением сериала с разработки цветовой палитры всего полотна. Они изучили взаимоотношения цветов-маркеров: красный — служанки (фертильные рабы), синий — жены высшего эшелона, зеленый — марты (служанки, работающие по хозяйству). Мужчины в основном носят темно-серый (командоры) и черный (охрана).
Арт-команда сериала установила четкие правила — не использовать красный нигде, кроме как в одежде и антураже служанок, что довольно сложно, потому что красный превалирует в архитектуре и элементах оформления жилища Викторианской эпохи, выступавшей референсом для стиля сериала. Например, костюмы Эн Крабтри явно отсылали зрителя к ней. Но на экране перед зрителем предстает современный, хоть и фантастический мир, поэтому совмещение этих двух визуальных «культур» с одновременным сохранением правил Республики Гилеад было главной и самой сложной задачей художников.
Супермаркет и внешний мир
Вторым правилом Гилеада было отсутствие текстов. Никаких слов — только символы, никакого искусства или книг. Все напоминания о прежнем укладе мира стерты. Женщины Гилеада не должны читать даже вывески в магазине. Воссоздать это правило в мире, где все подписано и брендировано, было еще сложнее. По сюжету в четвертой серии героини Оффред и Мойра сбегают из Красного центра, где держат служанок, и впервые видят истинный Гилеад, где охрана сжигает книги и картины — все, что напоминает о старом укладе жизни.
Фонтан у ратуши превратился в жаровню
Концепт-арт сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Съемки проходили рядом с городской ратушей Торонто, и у декораторов было только четыре часа, чтобы создать на локации нужный антураж. Чем-то пришлось жертвовать, поэтому декораторы сделали только три виселицы и закрыли фонтан. Остальные двадцать с лишним виселиц было добавили на постпродакшне с помощью компьютерной графики.
Отдельную сложность представлял супермаркет — его предстояло создать без печатного слова, без ценников и вывесок. Для этого арт-отдел разработал целую систему символов, которая и стала языком супермаркета.
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
«Моя команда сделала дизайн сотен наклеек, упаковок и вывесок и наклеила этикетки на все объекты в супермаркете, — рассказывает Бергерофф. — Во всем остальном супермаркет выглядит точно так же, как любой современный, и именно эти детали пугают, потому что в кадре вообще-то сегодняшний день».
Красная одежда служанок выделяется на белом особенно ярко
Красная одежда служанок выделяется на белом особенно ярко
«Рид хотела как можно больше белых декораций, это особенно выделяло бы красные одеяния Оффред, – продолжает Джули. – Кабинет гинеколога и другие медицинские интерьеры были похожи на сегодняшние, однако зрители понимали, что в этих стерильных интерьерах cлужанки подвергались сексуальному насилию».
Дом Уотефордов
Одна из самых важных локаций в сюжете — это дом Уотефордов, где главная героиня проводит чуть ли не треть экранного времени. По задумке создателей сериала он представляет собой микрокопию всего общества Гилеада. Обитатели дома существуют в четко очерченных для них пространствах: марты — на кухне, служанка — в своей комнате, водитель — в гараже. Иногда они встречаются на общей территории.
Концепт-арт
В CAD создается чертеж, чтобы каждый участник процесса знал, в каких отношениях друг с другом находятся элементы интерьера
По сюжету требовалась большая задняя дверь, большой гараж для Ника, водителя командора, и огромный сад для супруги хозяина Серены Джой. Скауты нашли прекрасный дом с большими окнами и декором Викторианской эпохи, но у него отсутствовали такие важные элементы, как задняя дверь, гараж и сад.
Каждая комната в доме была создана таким образом, чтобы красная одежда служанки выделялась на ее фоне.
Комната Оффред
Спальня Оффред вызвала особую сложность, потому что по правилам Гилеада там нельзя было повесить картины или положить книги. И режиссер хотела, чтобы спальня и ванная были белыми.
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
Кадр из сериала «Рассказ служанки». Вывески и этикетки не должны были содержать текста, оставаясь при этом интуитивно понятными
«Мне запрещали пользоваться белым столько лет, что я испугалась, — говорит Джули Бергофф, — испугалась, что комната окажется скучной. В третьей серии героиню закрывают в комнате на три недели! Я хотела сделать так, чтобы скрытые ранее детали открывались по мере того, как героиня изучает это ограниченное помещение. Все заключалось в текстурах и слоях, в дохлой мухе на подоконнике, к тому же декоратор Софи Нойдорфер идеально подобрала мебель».
Это спартанское обиталище тем не менее оживили при помощи текстур, например, белого покрывала и обоев на стене. Все это разнообразило интерьер и делало комнату интересной для камеры.
Кроме того, комната Оффред напоминала о том, что героиня потеряла, оставила в прошлой жизни. Она была книжным редактором, поэтому в ее комнате стоит стол для письма, но писать она не может.
В комнате нет зеркала, ведь тщеславие — это грех, но по оставшимся следам понятно, что когда-то оно тут было. Кроме того, в комнате нет ничего, чем героиня могла бы нанести себе увечья, и нет замка на двери.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Концепт-арт
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Концепт-арт
Концепт-арт
Интерьер кухни и гостиной для слуг был построен в павильоне и примыкал к двери, идентичной той, что установлена в доме на локации. Кстати, сам павильон представлял сложность: высота его составляла всего 6,7 метров, и через каждые 7 метров стоял поддерживающий потолок столб. Оператору сначала понравились окна, но потом он увидел ограничения павильона.
Художнику-постановщику пришлось искать подходящие живописные задники и каким-то образом закрывать вид.. Она использовала все существующие приемы: ставни, жалюзи, занавески и матовое стекло.
Кадр из сериала «Рассказ служанки». В сериале вы практически не увидите видов из окна
Кабинет командора Уотефорда
Кабинет Командора — это другой мир. Здесь есть то, что недоступно другим жителям Гилеада: картины, книги, алкоголь, картинки сексуального содержания, сигары.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Дизайн паркета и других элементов
«Я использовала идею, что Гилеад находится в состоянии войны, — говорит Джули Бергофф, — поэтому сделала компас и карты главной темой кабинета. Мне понравилось, что Уотефорд может метать дротики в карту на потолке после очередной победы и завоевания следующего штата.
Обычно я не уделяю так много внимания потолкам, но здесь есть целая сцена, в которой Оффред разглядывает потолок в частной резиденции Уотефордов. Референсом для создания этого потолка послужили росписи итальянского Ренессанса. На создание декорации было всего четыре недели, поэтому пришлось «срезать углы». Например, мы просто напечатали мраморный пол и компас на нем. Кроме того, использование карт подобным образом отражает отказ общества от высоких технологий».
Семейная спальня Уотефордов и потолок
Гостиная Серены
Напоследок рассмотрим комнату жены командора. Поскольку она — матка улья, ее комната должна быть особенной. Комната имела эркер с окнами высотой 3,6 метра. Режиссер сказала: «Смелее используй цвета», — так что Джули покрасила комнату в изумрудно-зеленый. Декоратор Софи Нойдорфер написала все картины на холсте, придав им текстуру кистями. Картины в Гилеаде запрещены, и их наличие в доме командора показывает его статус в обществе. Более того — это довольно известные полотна.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
«Мы представили, что во время переворота они пришли в Бостонский музей современного искусства и украли все, что понравилось Серене, — говорит Бергофф. — Жена Командора — акварелистка и любительница природы, поэтому она выбрала Моне. Мы долго думали, стоит ли убирать подписи на картинах, раз письменность запрещена, но решили, что на этих полотнах их стоит оставить».