Темнел московский серый зимний день, <…>, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: <…>, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды, – оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие… Не правда ли, какие-то вещи остаются неизменными даже спустя столетие?
Иван Алексеевич Бунин пишет это в тысяча девятьсот сорок четвертом году. В Москве уже давно не «тепло освещаются витрины магазинов», а он на юго-востоке Франции описывает рестораны, трактиры, капустники так, как будто только что зашел домой, вернувшись из «Праги», «Эрмитажа», «Метрополя».
Любовные отношения безымянных главного героя и героини разворачиваются в холодной зимней Москве, где они посещают театры, концерты, рестораны, не заговаривая о будущем, многого не проясняя для себя. Он часто произносит слово «странно»: «странны были и наши с ней отношения», «странная любовь», она же, если верить повествованию, все больше молчит: «была чаще всего молчалива», «но молча», «молчала».
Настолько ли молчалива эта «Шамаханская царица», как ее называет в рассказе известный актер Качалов? Вероятно, да. Еще вероятнее то, что ее вездесущее «молчание» носит скорее метафорический характер. Не столько она мало говорит, сколько не говорит ему того, что ему необходимо услышать. Не дает ответов.
Она ровно отозвалась из темноты:
— Может быть. Кто же знает, что такое любовь?
— Я, я знаю! — воскликнул я. — И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!
Для него здесь все решено, все ясно: он знает, что для него это любовь и – «великое счастье». Для нее же, похоже, все далеко не так определенно. Складывается впечатление, что она сама не знает, чего хочет, она метается от одного занятия к другому, от курсов к концертам, от трапез «с московским пониманием дела» к летописным сказаниям. По поводу счастья она говорит «счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету», а любовь… Про любовь она ничего прямо не говорит, но зато прямо говорит про искус:
— Конечно, красив. Качалов правду сказал… «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…»
Для нее весь мир, смысл мира, а, следовательно, и источник счастья, все время недосягаемы, неуловимы, она живет с осознанием непостижимости божественного замысла: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?»
Для нее этот смысл, смысл всего, смысл жизни – расширяется, живет во многом: в летописных сказаниях, в звуке колокола, в древних монастырях, в православных обрядах. Вместе с тем это, как она говорит, «не религиозность», это, скорее, острое «чувство родины, ее старины».
А для него напротив – смысл жизни сужается до их отношений. До нее. До ее следов на снегу: «с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики». Она это понимала. Именно это заставило ее воскликнуть: «Правда, как вы меня любите!» Она понимала, что значит для него все – в то время как для нее «все» не значил, кажется, ни один человек, ни одна вещь, ни одно занятие. Или?…
Или значило. «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг». Вот и конец любовной истории.
Она оказалась сильна в своем выборе. Она нашла что-то выше, больше земной любви. Или же она «отступила», своей блажью разрушив жизнь человеку, который безумно ее любил? «И долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше».
Что в этом рассказе значит православие? То высшее, к чему должен прийти каждый? Ее поступок – подвиг ли это или преступление? И если православие – это та истина, к которой надо прийти, то главный герой к ней, похоже, так и не приходит: после ночи с ней он идет в Иверскую часовню, два года спустя заходит в Архангельский собор, «точно ожидая чего-то» (то есть пытается как-то прийти к тому же, может быть, понять ее выбор), потом в Марфо-Мариинскую обитель…
И оттуда, встретив «взгляд темных глаз», «поворачивается и тихо выходит из ворот». Что это значит? Что земное в нем слишком сильно. Что он не может утешиться духовным, все никак не может оправиться от той потери. Что любовь была, как всегда у Бунина, «солнечным ударом».
Автор не дает оценок и не иллюстрирует посредством литературы собственные философско-религиозные убеждения. И если нам хочется решить, кто в этой ситуации прав, а кто виноват, нам придется исходить из собственных взглядов и мнений – Бунин зацепок не оставил.
Он и писал это, быть может, от одной лишь тоски по России, по Руси, по Москве. Пытался, возможно, ответить не на вопрос «что есть любовь?» или «что есть религия?», и даже не на «что есть счастье?», а скорее: что есть Россия?
В уста главной героини он, думается, вкладывает именно свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» («желтоволосая Русь»), но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).
Она говорит своему спутнику: «Вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву». Какую всю эту? Москву во всем ее разнообразии, в ее базарности, безвкусии, щедрости и роскоши. В ее смешении всего и вся («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и Богородица Троеручица»). В том числе в ее азиатскости.
Азиатскость столицы. То, о чем писал Есенин: «золотая дремотная Азия опочила на куполах». Эта азиатскость, южность, восточность – как что-то общее, что-то в духе монголо-татарского нашествия, где и степные монголы, и мусульманский Ближний Восток, – проскальзывает на протяжении всего рассказа.
Героиня обладает «индийской, персидской» красотой, а герой – «южной, горячей». Он думает: «что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах», отмахивается от «восточной мудрости», мысленно называет ее «восточной красавицей», одной линией соединяет Москву и Индию: «Москва, Астрахань, Персия, Индия!» Она же восклицает: «Ведь это Индия!», глядя на икону Богородицы Троеручицы.
Индийская, киргизская, итальянская, православная – какая угодно Москва со своими обителями и куполами, со своими лунными метелями, заставляющими клонить голову – вот о чем вспоминал Иван Алексеевич Бунин, сидя в Грассе, ныне знаменитом как поле деятельности Жан-Батиста Гренуля… Вот о чем весь рассказ. И о смысле – который есть как в быстротечной любовной страсти, так и в длительном подвиге монашества. И все его ищут своими путями.
Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность,
лаконизм и изысканность лирики
Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания,
смысл названия, символика
Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское,
эстетическое осмысление жизни
Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи»,
«Лёгкое дыхание»
Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического повествования
Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней
изобразительности
УРОК № 7
Тема.
И. А. Бунин «Чистый понедельник».
Психологизм и особенности внешней изобразительности
Цель:
проследить с учащимися психологизм и особенности
внешней изобразительности в рассказе «Чистый понедельник»; показать особенность понимания Буниным любви;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять
авторскую позицию; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать
навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Чистый понедельник», «Солнечный удар», иллюстративный
материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют
и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как вы охарактеризуете эстетическое кредо И. А. Бунина — поэта и прозаика, завершителя классических традиций XIX века?
• Какова концепция любви в его произведениях?
• Какова роль категории памяти в художественном мире И. А. Бунина?
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— У замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой есть удивительные строки: «XX век начался в 1914 году вместе с войной, так же как XIX начался
Венским конгрессом. Календарные даты значения не имеют». С удивительной зоркостью Ахматова увидела главное: в 1914 году закончилась эпоха в истории
России, русского народа.
И отголоски этой эпохи мы находим на страницах рассказа «Чистый понедельник». Это рассказ не только о любви, но и о судьбах людей дореволюционной России,
стоявшей в 1910-е гг. перед неизбежностью общественного взрыва.
Бывает ли любовь одинаковая и возможна ли она без самоотдачи и самопожертвования? Как наводящее на ответ на этот вопрос вспомним высказывание
Эриха Фромма:
«…современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые
разнообразные душевные переживания».
Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать
и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими
вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей нашего урока.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В творчестве И. А. Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаенные движения человеческой души. Глубокий
психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным.
Но вместе с тем нельзя не признать, что в произведениях Бунина любовь всегда
рука об руку идёт с трагедией. Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно
величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся
годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное
существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством.
Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой. Писатель часто говорит о смерти. Его герои могут погибнуть, оставив о себе
только память. Но память эта подчас оказывается лучше, чем простые человеческие радости. У любви, о которой говорит Бунин, нет будущего. У неё бывает
только настоящее, а затем появляется прошлое. Именно поэтому финал любви трагичен.
2. Аналитическая работа с текстом
рассказа «Чистый понедельник»
А) Беседа
• Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
• Как уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
• Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?
Б) Исследовательская работа
(в парах)
• Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, характеризующие героя.
Как с помощью этой характеристики автор показывает психологическое состояние, характер героя и формирует наше к нему отношение?
• Какими средствами автор создаёт образ героини? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, описывающие внешность героини. Можно ли через
портрет определить её психологическое состояние?
В) Продолжение беседы
• Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
• Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
• Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы?
• Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
• Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
• Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
• Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?
• Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
• Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?
Г) Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в парах)
• Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Почему?
Аргументируйте свой ответ, подтвердите цитатами из текста.
Предполагаемый ответ
В рассказе «Чистый понедельник» прослеживается переход от тёмных тонов к светлым. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании
зимнего московского вечера слова, означающие тёмные оттенки. С первых же строк И. А. Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании
главной героини писатель также продолжает использовать чёрный цвет:
«А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо,
великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза;
пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком…».
Возможно, такое описание девушки указывает на её греховность. Черты её внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды
сходно с чертами её внешности в плане цветовой гаммы:
«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью…».
Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.
Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюблённых, предвещает им разлуку или
даже смерть. Но лунный свет символизирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в Чистый понедельник, день поста, покаяния
и замаливания грехов!
В тексте рассказа прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щёк: «Чёрный пушок над
губой и розовый янтарь щёк». Известно, что белый цвет символизирует чистоту.
Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдаёт предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем
абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной,
нравственной чистоте. Так мы проследили движение от «чёрного» к «белому» — от греха к чистоте.
Мы видим, что И. А. Бунин — Мастер слова. Он даже цветовыми оттенками передаёт замысел, идею рассказа. Используя светлые и тёмные оттенки, их чередование
и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини
«Чистого понедельника», стремление ввысь, поднимая её к Богу, к небесам.
3. Сопоставление рассказов И. А. Бунина
«Чистый понедельник» и «Солнечный удар»
(работа в парах с раздаточным материалом)
• Сопоставьте рассказы «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Согласны ли вы с бунинским утверждением, что любовь-страсть не может продлиться долго
и непременно завершается расставанием или гибелью одного из героев?
Прав ли критик М. И. Иофьев, утверждая, что уход героини «Чистого понедельника» в монастырь — дань «мёртвому»? Или более верно его
же утверждение, что её поступок — дань максимализму, следствие несовпадения её высоких требований, её идеалов и незначительности окружающего?
Почему поздние рассказы Бунина не имеют «благополучных» концовок?
Карточка
Краткая новелла, почти лишённая событий, рассказывает о трагическом душевном надломе. Героиня наделена властной женской прелестью, волей и жаждой жизни.
В то же время она придавлена безнадёжностью и беспомощностью. Герой — красавец, живой весельчак — становится для неё искушением. Всё, что
есть в ней страстного, требует любви; всё мёртвое, с чем она связана, препятствует чувству. Впрочем, не только мёртвое, но и бесспорный максимализм, ищущий
значительных свершений, не удовлетворяющийся жизнью пустой и сытой.
Её возлюбленный ничем не выше и не лучше окружающих. Благородная требовательность, такая же, как и у Лизы, Елены (героини Тургенева), у гончаровской Веры,
приводит к бесчеловечному юродству. В «чистый понедельник» она
рассчиталась с любимым и любовью, простилась с презираемой, но всё же манящей жизнью, отдала «кесарю кесарево». <…>
Герои Бунина не имеют права на счастье. Добровольный уход из жизни —
в монастырь или в кабак — вот что им уготовано. Не нужны, в сущности, болезни и катастрофы, злая воля или роковые случайности — всё совершается
легко и просто, развязка наступает сама собой. В правде, выраженной «Чистым понедельником»,— истоки всех произведений Бунина. Люди и время отжили
свой срок. Новеллы позднего Бунина отпели старую Россию, как юношеские его
рассказы отпели дворянские гнёзда. И потому его творчество — не просто творчество мрачных итогов, оно утверждает закономерность конца.
(М. И. Иофьев)
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(в парах)
• Какие черты, по мнению И. А. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле»? Подтвердите
своё мнение на примере рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».
2. Обобщающее слово учителя
— Итак, в центре рассказа — загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна её характера, необъяснимость
поведения связаны с её изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини
в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев
в бунт и мятежность.
Ведя её по пути обуздания чувственной стихии, Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа
приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской общественности, тех социальных
настроений, которые привели страну к революции.
Общий пафос бунинского творчества эпохи эмиграции, место Бунина в литературе своего времени чутко почувствовала М. И. Цветаева. В ноябре 1933 г.,
в связи с присуждением Бунину Нобелевской премии, она сказала, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы: «…Горький — эпоха, а Бунин —
конец эпохи».
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание (по выбору учащихся). Сопоставить (письменно) финал
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Что в них общего и в чём разница?
2. Знать содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся» (обзорно).
3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Куприна.
Следующие уроки: Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество >>>
ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ БУНИНА
«Солнечный удар»
Можете ли вы передать в нескольких словах, что же произошло с героями? Каково настроение рассказа и состояние героев в начале повествования? На что настраивают или какие вопросы вызывают слова “и блаженно и страшно замерло сердце”; “много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”? Почему утро следующего дня названо счастливым? Какое слово становится ключевым, передающим состояние поручика при расставании? Когда происходит перелом в повествовании? О каком “странном, непонятном чувстве, которого совсем не было, пока они были вместе” пишет И.А. Бунин? Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию? Для чего автор так подробно описывает день, проведённый поручиком в уездном городе в ожидании парохода? Счастье или страдание испытывает герой? Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое?
«Чистый понедельник»
Почему у героев нет имён? Какова атмосфера начала рассказа и какими средствами она создаётся? Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев? Какие слова можно назвать ключевыми? Чем вызваны счастье и мука героя? Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы? Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня “безжизненно приказала” ему отпустить экипаж? Почему герой ждёт у дверей спальни “с замирающим точно над пропастью сердцем”? Чем становится для героев ночь, проведённая вместе? Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию? Почему И.А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли вам поступок героини парадоксальным и в чем его парадокс? Какие цвета в этом рассказе являются доминирующими и как это помогает раскрытию авторского замысла произведения? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Чистый понедельник – христианская символика понятия? Ушла ли героиня в монастырь и как раскрывает авторский замысел тот факт, что повествование ведется от лица героя? В чем трагическая ошибка героини?
«Господин из Сан-Франциско»
Почему рассказ совершенно неожиданно заканчивается, казалось бы, неуместным и, однако же, вполне «натуральным», а отнюдь не аллегорическим явлением Дьявола
( «Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль…»)? Какие образы в рассказе имеют символическое значение? В какой стране происходит действие в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Что скрывается за описанием быта пассажиров «Атлантиды»? В чем смысл аллюзии на катастрофу «Титаника» (название парохода -«Атлантида» сфокусировало два «напоминания»: о месте гибели — в Атлантическом океане, мифического острова-государства, о котором упоминает Платон, и реального непотопляемого «Титаника» в 1912 году)? За что так жестоко карает судьба (а в ее лице автор) героя, господина из Сан-Франциско? Почему в рассказе так мало имен у персонажей? Что остается неподвластным современному Новому Человеку , по авторскому замыслу рассказа? Какова реакция пассажиров «Атлантиды» на смерть господина из Сан-Франциско? Какую роль в рассказе играет описание океана и танцующей пары? Как в рассказе описано состояние духа героя и как оно соотносится с мотивом надвигающейся катастрофы? Как интерпретирует автор проблему смерти и смысла жизни? Каким предстает мир глазами человека без имени(=господина из С-Ф)?
«Легкое дыхание» Почему новелла называется «Легкое дыхание»? О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит? О каком «этом дыхании» идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит? Почему это дыхание «снова рассеялось в мире»? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось? Кому принадлежит точка зрения, выраженная в последнем абзаце? Воспроизведите (письменно) последовательность всех основных событий произведения. Наверное, вы заметили, что их хронология автором нарушается. Попробуйте теперь записать все выделенные события в хронологической последовательности. Сравните свою реконструкцию событий с авторским вариантом их развертывания. Как вы думаете, зачем (с какой целью) автор рассказывает историю о жизни и смерти Оли Мещерской столь необычно? Почему он отказывается от более естественного и привычного на первый взгляд хода повествования? Кстати, какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя? Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах? Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Попробуйте обосновать свои предположения анализом текста. Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование? Вы, должно быть, уже заметили, что автору важно не вообще рассказать о своей героине, а как-то по-особенному. Именно от соотношения точек зрения, которыми он манипулирует (т.е. от особенностей композиции всего произведения), зависит художественный смысл «Легкого дыхания». Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения? Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)? Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее. Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой — движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)? Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о «легкости» как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа «Что будет дальше?» и «Чем все закончится?»? Обоснуйте свою точку зрения. Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным? С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской «вписывается» в эти пейзажи? Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской «вписывается» в эти интерьеры? Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль? Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы? Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор? Перечислите все эпизоды рассказа, где упоминается толпа. В каких случаях рассказчик обращает внимание на то, что Оля Мещерская сливается с толпой, а когда на то, что она из толпы выделяется? Какое значение имеют в новелле мотивы памяти // смерти // книжного слова (см. разговор Оли со своей подругой о «легком дыхании»)? Как они связаны с перечисленными выше мотивами? Чем изображения мира и человека в известных вам реалистических произведениях и «Легком дыхании» Бунина отличаются друг от друга?
Обратите вниамание на:
1) мотив красоты как дара Божьего 2) реминисценцию с Фаустом Гете 3) мотив поруганной красоты 4) мотив греха и смерти 5) сопоставьте рассказ с романом Набокова «Лолита»
Бывают странные сближенья.
А.С.Пушкин
«Мастер и Маргарита» — двойной роман; он состоит из двух романов, одновременно похожих и непохожих друг на друга: романа о судьбе Мастера и романа Мастера о Понтии Пилате. Временной интервал в две тысячи лет без одного столетия разделяет действия этих романов. Они противопоставлены друг другу как священная и человеческая история. В «античном» романе представлена всемирная, всечеловеческая история, которая существует вне времени и пространства. По четкости идеи этот роман похож на притчу, где действуют не столько конкретные образы-личности, сколько образы-символы: герой (Иешуа), трус (Пилат), злодей-интриган (Кайфа), друг-ученик (Левий Матвей), предатель (Иуда). Священная история включает в себя полное знание судеб человечества, все её события обладаю! универсальностью, то есть много раз в разных вариациях повторяются в реальной человеческой истории. В «московском» романе изображены вполне узнаваемое место и историческое время, в которое живут сам Мастер и другие реальные герои романа, — Москва конца 20-х годов XX века.
Однако читатель воспринимает книгу Булгакова как цельное, законченное произведение. Почему? Объединяет два романа, во-первых, то, что в обоих есть герои (Воланд и его свита, Левий Матвей, Маргарита — возлюбленная Мастера и ведьма), которые, благодаря своей полуфантастической-полуреальной сущности, свободно перемещаются из одного романа в другой, скрепляя их и композиционно, и содержательно. Например, Воланд — князь тьмы и герой священной истории — является в Москву посмотреть на москвичей с определённой точки зрения, о чём прямо заявляет во время сеанса чёрной магии: «Меня интересует (…) гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне?» (1, 12). Воланд и сопровождающие его мелкие бесы создают ситуации, в которых москвичи разоблачают себя полностью. Происходит это шутливо, иронически весело, то есть через осмеяние.
Во-вторых, писатель стирает резкую границу между романами, но всё-таки сохраняет различия между ними. Булгаков представляет человеческую историю как иронически сниженное отражение священной истории. Не случайно в «Мастере и Маргарите» сближаются два города-столицы (Москва и Ершалаим), две толпы — жители обоих городов (зрители в театре Варьете во время сеанса чёрной магии и любопытные зеваки на Лысой горе в сцене казни Иешуа), две организации, регулирующие духовную жизнь общества (МАССОЛИТ и Синедрион), похожие по сути герои (Мастер — Иешуа, Иван Бездомный — Левий Матвей, Берлиоз — Кайфа, Алоизий Могарыч — Иуда). Оба романа заканчиваются одной и той же сценой — «последней» грозой над Ершалаимом и Москвой: в эсхатологии (учении о конце света) страшная гроза предвещает наступление Страшного суда.
В-третьих, священная история, подобно человеческой, получает не схематичное, что можно было бы ожидать от притчи, а живое и красочное описание: в «античных» главах появляется множество героев, отмеченных индивидуальными чертами: римские легионеры (тупой садист Марк Крысобой и проницательный, исполнительный Афраний), чиновники (любопытный секретарь суда), неотразимая соблазнительница Низа, бессовестный провокатор и молодой сластолюбец Иуда. Тщательно разработанными характерами обладают два главных героя-антагониста «античного» романа — Понтий Пилат и Иешуа.
В-четвёртых, события «античного» и «московского» романов происходят с интервалом почти в две тысячи лет, но при этом параллельно: весной, накануне праздника Пасхи, в течение пяти дней Страстной недели — от среды до воскресения (об этом в книге Г.А. Лесскиса «Триптих М.А. Булгакова о русской революции» М., 1999, с 246-247). Иешуа рассказывает Пилату во время допроса, что в среду пришёл в Ершалаим, а вечером в доме у Иуды его арестовали. В среду же в Москве на закате дня Берлиоз и Бездомный беседуют с подозрительным профессором чёрной магии. В четверг Иешуа допрашивали с пристрастием у Каифы (на следующий день Пилат видит синяк и ссадины на лице философа) и вынесли смертный приговор от имени Синедриона, а в Москве Иван Бездомный попадает в клинику Стравинского и слушает историю Мастера, Стёпа Лиходеев улетает в Ялту, Воланд даёт потрясающее представление в Варьете. В пятницу Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, бродячий философ умирает на кресте, Пилат приказывает убить Иуду, а в Москве происходит Великий бал у сатаны, где каждый получает по заслугам: Берлиоз — небытие, Алоизий Могарыч — разоблачение и пожар, который уничтожает его квартиру, Мастер — память, Маргарита — любимого человека. В субботу Левий Матвей и Воланд договариваются о судьбе Мастера; Мастер и Маргарита умирают, воскресают, прощаются с Иваном Бездомным в клинике Стравинского, Понтий Пилат получает прощение. В воскресение на рассвете Мастер и Маргарита обретают свой покой.
В-пятых, в тридцать второй главе «Прощение и вечный приют» герой «античного» романа Понтий Пилат и герои «московского» романа Мастер и Маргарита встречаются где-то между Москвой и небесным Ершалаимом; Пилат из придуманного литературного героя превращается вживого,а Мастер оказывается в трансцендентальном мире.
Таким образом, Булгаков изображает две различные модели одного и того же мира: трагическую, философскую («античные» главы) и шутовскую, сатирическую, бытовую («московские» главы). Первая модель даёт апокалипсическое объяснение всему происходящему: интерпретирует Воланда как сатану, а его пребывание в Москве — как начало Страшного суда; смерть Мастера и Маргариты — как их переход в трансцендентальный мир; сны профессора Понырёва — как мистическое общение с этим миром. Вторая модель объявляет Воланда и его свиту «шайкой гипнотизёров и чревовещателей» (эпилог); часть событий — не происходившими на самом деле, а только приснившимися некоторым персонажам (сон Ивана Бездомного — глава «Казнь», «валютный» сон управдома Никанора Ивановича Босого). Необычные события в «московских» главах оказываются «ловким приёмом», позволяющим развернуть занятный сюжет, показать характеры реальных земных героев и некоторые стороны вполне реального московского быта.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что в романе «Мистер и Маргарита» автор стремится осмыслить и изобразить современную ему советскую эпоху, поэтому главное внимание (28 глав из 32) посвящено описанию пёстрой московской жизни конца 20-х годин XX пека. Булгаков показывает будничные заботы простых сто-личных жителей («квартирный вопрос», дефицит всего и вся), ухищрения разных жуликов и проходимцев, бюрократизм чиновников, идейный диктат «духовных вождей», развлечения москвичей, деятельность секретных карательных органов. Однако приговор этой жизни и этому обществу писатель выносит весьма оригинально — через сравнение «античных» и «московских» глав.
Роман «Мастер и Маргарита» демонстрирует булгаковский взгляд на философию истории: человечество развивается циклично, в историческом времени проявляются закономерности всеобщей истории. Поэтому Ершалаим и Москва представляют одну и ту же тоталитарную государственную систему, с похожей фанатичной государственной идеологией (иудаизм и атеизм), с похожими методами подавления идейных противников (донос, лжесвидетельство, казнь-расправа). Как в «античных» главах народ и правители не поняли, что погубили человека, проповедующего высокую нравственную истину, так и в «московских» главах люди не понимают истинного смысла жизни, походя губят писателя, который хотел напомнить им о главных духовных ценностях — добре, свободе, любви. Иными словами, новое государство в Советском Союзе не сформировалось, хотя оно гордо называется первое в мире пролетарское государство; в нём не существует людей нового типа, свободных от недостатков классового общества. И Советский Союз, и советские люди по сути очень напоминают прежние государства и людей, живших две тысячи лет назад без одного столетия.