Как сочинить экологическую сказку

Консультация для воспитателей

«Как сочинять экологические сказки

в дошкольном возрасте»

МДОУ Центр развития ребенка

д/с №21 «Аист»

пос. Запрудня

Талдомского района

Московской области

2012

«Сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста».

Известный итальянский писатель  Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения».

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от воспитателей и методов обучения. Развивать фантазии ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.

В.А.Сухомлинский не представлял «обучение детей не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка, по его словам, это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что, придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Создание сказки увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Придумывайте начало сказки и попросите детей сочинить ее продолжение. При этом они должны оставаться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Джани Родари называл открытыми. И одна и та же сказка может иметь разные окончания. Я делила детей на две группы, одна группа придумывала счастливый конец, а другая печальный конец.

Я рассказала детям сказку «О человеке и Золотой рыбке» наизнанку известной сказки «О рыбке и рыбаке» с перемещением ее героев в другое время то есть в наше время. Это сказка современная и человек у золотой рыбки просил дом каменный с центральным отоплением, машину, асфальтированные дороги, бескрайние поля с пшеницей, картошкой, завод. Человек хотел разбогатеть.  При этом он жертвовал зелеными лесами, чистыми родниками, пением птиц и так далее. Сначала не обращал внимание человек на шум, грохот, клубы дыма в воздухе, потоки грязной воды в реке. Но, в итоге человек задумался и решил сделать все по – старому. Побежал к реке рыбку искать звал – звал нет рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что – то, а это и впрямь рыбка.

После прослушивания сказки мы с детьми обсуждали текст. Как изменился лес, после того, как Золотая Рыбка начала исполнять желания человека. Почему человек так себя вел. И почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес и так далее. Дети два раза слушали эту сказку и я дала задание придумать конец  этой сказки. Вариантов было много, повторов среди сказок не было, но были и короткие и длинные по содержанию сказки. А суть у всех сказок была одна. Человек хотел видеть природу в ее первозданном виде. 1вариант Саша «Не нужно мне ничего», — говорит человек, только верни мой лес зеленый и родники с чистой водой. Молчит Рыбка, не отвечает. Посмотрел человек по лучше, а Рыбка – то неживая, кверху брюшком плывет … умерла рыбка. Человек очень расстроился!» Вторая сказка Маша: «Обрадовался человек, говорит Рыбке: «Не надо мне богатства, верни мне лес зеленый, родники с хрустальной водой». А Рыбка отвечает, ничего у меня больше не получится от грязи, шума волшебная сила моя пропала. Сел человек на берегу, на песок и задумался, что делать дальше.

Напомнила детям, что в сказке Золотая Рыбка выполняла желания человека. А о чем могла бы сама Рыбка попросить людей. Мы с детьми сделали бумажную Золотую Рыбку. Передавали ее по кругу. И каждый ребенок говорил: если бы я был Золотой Рыбкой я бы попросил у людей… Было много конкретных предложений детей. А затем ребята рисовали природу такой, какой они хотели ее видеть. Рисунки получились очень содержательными и красивыми особенно у Саши, Алины, Саши Кр.

С возрастом дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес. Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок.

Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот, кто ведет себя экологически неграмотно.

Лес – это обитание волка. Естественно, он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше.

Кроме того Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экологическую систему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.

Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Пример сказки такого типа – «Серая Шапочка и Красный Волк».

При обсуждении этой сказки обратила внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиями, и если исчезает его место обитания, исчезнет и само животное. Обсудили с детьми что случится с волком, если погибнет лес? А что можно сделать, чтобы леса, степи, моря оставались по – прежнему домами для многих живых существ.

Побеседовали о том как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса. Дети высказывались, что клочки полиэтиленовых пакетов могут проглотить птицы, животные. Осколки стекла, могут быть причиной лесного пожара или просто ловушкой для мелких животных. И мы решили с детьми, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняем окружающую среду.

Обсудили с детьми, почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные. И решили именно такие растения дают хорошее потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-нибудь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки – исчезают растения. И наоборот: чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.

Дала детям задание: во время прогулок, экскурсий с родителями понаблюдайте, как ведут себя отдыхающие в скверах, в ближайшем лесу. Важно, чтобы дети почувствовали, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от него самого. И так для детей — как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому надо стараться читать детские произведения перед всей группой. Лучшие сказки можно оформить в виде самодельных книг с иллюстрациями. Можно организовать выставку иллюстраций к сказочным произведениям. Все это послужит стимулом для дальнейшего творчества начинающих авторов.

Выходит, что известное выражение А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» оправдывает себя и с позиций экологического образования.

Автор: Муратова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДО «Дом творчества»
Населённый пункт: д. Новопокасьма, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Сочиним экологическую сказку вместе

Раздел: дополнительное образование

Мастер – класс «Сочиним экологическую сказку вместе!»

Основная цель: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в

окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него

эмоционально чувственного и литературного опыта средствами

экологической сказки.

Образовательные задачи: ознакомление детей с элементарными

экологическими представлениями через экологические сказки, формирование

у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся

героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами.

Воспитательные задачи: создание условий для формирования

положительно — эмоционального отношения к экологической сказке;

воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,

стремления не причинять ей вреда; воспитание радостных переживаний от

нравственно положительных поступков.

Развивающие задачи: развить способность творческого использования

элементов литературного опыта, выражать свое отношение к сказочным

объектам природы; социальная компетентность в мотивационном,

когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и

помогать живым существам, понимать их потребности, умение видеть

изменения, освоение опыта общения сказочных персонажей и умение

включиться: интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти

альтернативное решение при постановке проблемных задач); — креативность

(развитие мышления, фантазии, воображения); — самостоятельность (умение

реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и

действиям сказочных героев)

Оборудование: газета «Лесные вести», книжка-раскладушка со сказочными

выражениями, короны сказочных героев (зверей и птиц), поделка из

природного материала «Елка», шляпа, Лесовичка, следы зверей, звоночек, 2

медали, мешочек с шишками, листовки.

Методы, используемые для мастер-класса: метод нахождения и разрешения

противоречий и сходства (изобретательские задачи); метод фокальных

объектов (совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого

объекта); — метод синектики (постановка себя на место кого (чего) – либо).

Форма –игра — сказка

Возраст: младший школьный

Количество участников: 7 человек.

Актуальность выбранной темы.

Мир детства полон сказок и чудес. Для педагога дополнительного

образования важно создать и сохранить положительный эмоциональный

настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию

их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из

эффективных методик работы с учащимися в данном аспекте является

сочинение сказок. Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и

самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в

реальности волшебство и чудеса…Сказка может стать заветной волшебной

палочкой в руках педагога.

В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и

без создания сказок. Сказка, по его словам, — это радость мышления: создавая

сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.

Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети

упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для

себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка — это та же игра,

только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью

сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве

останется с ним и во взрослой жизни.

Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка

ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка. Интерес детей к экологической

сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных

персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль

играют и следующие факторы: доступность материала, занимательная форма

повествования с элементами загадочности.

Создание сказок – увлекательное занятие. Вначале педагог принимает

активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей,

объясняет принципы построения сказочных произведений. Далее

роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей

увеличивается. Тем не менее задача педагога остается очень важной:

· определить тематику;

· дать слова-подсказки или задать вопросы-подсказки, которые должны

помочь детям сочинять сказочные истории;

· поощрять фантазию;

· помогать придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки

экологической темы;

· подводить к завершению сюжета.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит

мечтать, заставляет творчески мыслить. Сложная картина жизни

представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся

принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой

действительности.

Ход мастер – класса.

Педагог в шляпе Лесовичка : «Друзья, вы узнали меня?

Да, я старичок Лесовичок, живу в сказочном лесу!» «А вы

любите сказки? Я тоже люблю, там царят волшебство и

чудеса! Давайте вместе сочиним сказку! Оказывается, до

сказки всего несколько шагов (по очереди выкладывается

алгоритм сказки по следам лесных обитателей: Следы: 1-

белки, 2 – зайца, 3 – медведя, 4 – рыси, 5 – лося, 6 –

кедровки, 7 – глухаря, 8 – филина.)

Это следы лесных зверей и птиц, значит придумывать будем

экологическую сказку, в которой взаимодействуют растения

животные и человек. 1.Разбудите свое воображение –

умение видеть необычное в обычном. 2. Придумайте

главного героя. Вокруг него вертятся события и чудеса! А

вот и подсказка – газета «Лесные вести». Внимание!

Приближается Новый год! Елочка- красавица в опасности!

Кто в нашей сказке может быть главным героем? Елочка-

зеленая иголочка. 3. Характеристика персонажей

(распределение корон, вещей героев и краткая

характеристика). Способности героев, предметы тоже

подсказка для применения в сказке. 4. Начало истории

(Кто? Где? Когда?) Жила — была Елочка в лесу. Ее любили и

берегли звери и птицы. Особенно близкие друзья Белка и

Заяц. 5.Происшествие (От кого пришла угроза? Причина?

Появление старика с топором) 6.Преодоление трудностей

(Помощники Лесовичка: Сорока, Мудрый Филин, Топтыгин

действуют исходя из способностей.)7. Вывод

(Высказывание героев о значении елки. Жизненное правило

от царя Берендея) 8. Название сказки.

А сейчас расскажем и покажем сказку, используя сказочные

подсказки.

Сказка о том, как Елочку спасли или о лесной дружбе.

В Природном царстве в Лесном государстве жили – были елки

и лесные обитатели, для которых лес – родной дом. Лесовичок –

хранитель леса знал каждую елочку, защищал птиц и зверей от

лесных разбойников.

А между тем Новый год приближался все ближе и ближе. Как

-то старуха выгнала старика, чтобы тот привез из леса самую

красивую елочку для внучки. Старик не посмел ослушаться,

взял сани, топор и побрел в лес. На пригорке увидел зеленую

красавицу. « Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Взял топор,

размахнулся и тут же повалился в сугроб.

Сверху посыпались шишки – это Белочка защищала любимую

елочку. «Вот тебе, злой старик!» А Заяц побежал за помощью в

чащу леса. «Человек с топором хочет нашу Елочку погубить!»

Сорока – недремлющее око, пролетая: «Заяц, неужто ты опять кросс

сдаешь?» Заяц: «Елочка в опасности!» Сорока полетела разносить

тревожную весть: «Всем! Всем! Елочка в опасности!» и бросала

листовки.

В ту же минуту, словно из-под земли, показался старичок –

Лесовичок. Разгневался он на злого человека за недобрые дела,

зазвенел в колокольчик. Засвистела вьюга, замела все пути-

дороги. Позвал хранитель леса своего верного помощника –

Мудрого Филина. «Филин, не оставь внучку без елочки, ты ведь

мастер на все руки!» Долго размышлял Филин. Но утро вечера

мудренее, а мысли светлее. Наконец, надумал. «Покрашу

шишки, хвойной краской и полью смолой». «Диво дивное!»

Отблагодарил Старик Мудрого Филина за волшебный подарок

и повернул домой.

Долго-ли, коротко шел Старик да сбился с дороги.

Пригорюнился дед, призадумался. Сел под дерево отдохнуть.

Зазвенел в колокольчик Лесовичок. Вышел в дозор Мороз. Он

щипал нос, уши, забирался в шубу, рукавицы, бедняге — старику.

А тут и зимний сон подкрался к замерзающему Старику.

Очнулся Старик, перед ним неведомый великан «Не бойся, я –

Топтыгин, лесной спасатель. Ты заблудился? Сейчас погреешься в

моей берлоге!» Поведал старик Медведю о своем горе, о том, что

подарок Филина потерял и Елочку не срубил.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Решил

Топтыгин: помочь бедному Старику нужно сообща. Тут сорока —

недремлющее око созвала всех на Большой совет друзей.

Лесные жители огорчились, узнав, что Елочке грозит

опасность. Белочка: «Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в

дупле тепло и в кладовой гостинцев до весны хватает.» «А мы,

зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас своими

пушистыми ветками от злого Волка и хитрой Лисы.» Сорока: «Наш

зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда защитит!»

Страж порядка Топтыгин: «Мы –одна большая семья. Не дадим в

обиду Елочку!» Лесовичок: « Слышал, человек: пока лес жив,

живы-здоровы и мы все! А лес наш волшебный. В нем царят

доброта и справедливость! Оглашаю указ лесного царя Берендея:

Лес – наше главное сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет,

тот должен из него выйти с добрыми мыслями!»

Услышал эти слова Старик, рассудил по-умному, по —

разумному: «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее

настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!» И

выбросил топор в сугроб.

Обрадовались лесные звери и закружились все в дружном

хороводе вокруг любимой Елочки.

«Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

В чудеса надо просто верить,

Добрым быть, в других поверить,

А еще понять, сберечь –

Вот об этом в сказке речь!

Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –

верные друзья природы!»

Поклон.

Белка.

1.

Елочка- мой самый лучший друг. Зимой в дупле тепло и в

кладовой гостинцев до весны хватает. (на Большом совете)

2.

Хоровод друзей.

Заяц.

1.

«А мы, зайцы живы-здоровы, пока Елочка укрывает нас

своими пушистыми ветками от злого Волка и хитрой

Лисы.» (на Большом совете, после Белки)

2.

Хоровод друзей.

Сорока.

1.«Наш зеленый добрый дом и накормит и приютит, и гнезда

защитит!» ( на Большом совете, после Зайца)

2. Хоровод друзей.

Филин.

1.Полистаем нашу сказку. Вот место, где добро побеждает зло!

(читаешь)

2. Хоровод друзей.

Медведь Топтыгин

1.

«Мы –одна большая семья. Не дадим в обиду Елочку! (на

Большом Совете)

2.Хоровод друзей.

Старик.

1. «Я не ведал, как она всем здесь нужна. Сколько у нее

настоящих друзей! Теперь и мы будем вашими друзьями!»

(после Лесовичка на Большом совете) и бросает топор.

2.Хоровод друзей.

Лесовичок.

1. « Слышал, человек: пока лес жив, живы-здоровы и мы все! А

лес наш волшебный. В нем царят доброта и справедливость!

Оглашаю указ лесного царя Берендея: Лес – наше главное

сокровище. Кто со злым умыслом в лес войдет, тот должен из

него выйти с добрыми мыслями!» ( на Большом Совете, после

Медведя)

3.Хоровод друзей.

.Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

В чудеса надо просто верить,

Добрым быть, в других поверить,

А еще понять, сберечь –

Вот об этом в сказке речь!

Пусть эти сказочные герои всегда напоминают всем, что мы –

верные друзья природы!

Поклон.

Характеристика сказочных героев.

Заяц – длинные уши, быстрые ноги, чтоб

убегать от Волка не по лесной дороге.

Белка – с кисточками ушки, от Елки орешки

в кармашке.

Медведь – сильный, справедливый, слабых

защищает, в лесу покой охраняет.

Сорока – недремлющее око, новости все

знает, разбрасывает, когда летает.

Филин – острый слух, умная голова, лесной

писатель, изобретатель.

Лесовичок – хранитель леса, про все знает,

неожиданно возникает. Метель, мороз

вызывает.

Старик – исполнительный мужик, все

понимает, мирно дело решает.

Елочка – зеленая иголочка, накормит,

приютит, воздух освежит!

Атрибуты одежды.

Заяц – длинные уши, медаль «Чемпион по бегу»

Белка – ушки с кисточками, орешки в кармашке.

Медведь – ушки, медаль «Лучшему спасателю леса!»

Сорока – корона с листовками.

Филин – корона, сказочная книжка, поделка елки с

мешочком

Лесовик – шляпа, звоночек.

Старик – шапка, варежки, топор.

Елочка – большая поделка.

1.Разбудите свое воображение –

умение видеть необычное в обычном.

2. Придумайте главного героя.

Вокруг него вертятся события и чудеса.

3. Краткая характеристика

сказочных героев.

4. Начало истории (Кто? Где? Когда?)

5.Происшествие.

6.Преодоление трудностей.

1. Вывод (жизненное правило)

8. Название сказки.

.

В.А. Сухомлинский
не представлял обучения не только без
слушания, но и без создания сказок.
Сказка, по его словам, — это радость
мышления: создавая сказку, ребенок
утверждает свою способность к творческому
мышлению. Можно сказать, что придумывая
собственные экологические сказки, дети
упражняют свою способность к экологическому
мышлению, уясняют для себя природные
взаимосвязи и связи человека с окружающей
средой.

Создание сказок
– увлекательное занятие не только для
детей, но и для взрослых. Но это произойдет,
если педагог будет поощрять любые
фантазии, избегать назидательности и
поучительности. Поначалу
педагог

принимает активное участие в сочинении
сказок, направляет ход мыслей детей,
объясняет принципы построения сказочных
произведений. Со
временем роль

педагога уменьшается, а активность и
самостоятельность детей увеличивается.
Тем не менее задача
педагога

остается очень важной:

  • определяет
    тематику,

  • дает слова-подсказки
    или задает вопросы-подсказки, которые
    должны помочь детям сочинять сказочные
    истории

  • поощряет фантазию

  • помогает придумывать
    действия внутри сказки, не выходя за
    рамки экологической темы

  • подводит к
    завершению сюжета.

Создаваемые
детьми сказки носят познавательный
характер
:
содержат сведения о различных природных
объектах, об их взаимосвязях и о
последовательности нарушения этих
взаимосвязей, об экологической
безопасности и экологически грамотном
поведении человека, рациональном
природопользовании.

Однако следует
помнить, что детские
произведения должны

включать
и уже
приобретенный опыт, и новые знания об
окружающей среде, оставаясь при этом
сказкой, а не рассказом об увиденном.

Например, сказка,
сочиненная Светой Б. (6 лет)

«Однажды встретились
водомерка и жужелица и заспорили, чьи
ноги лучше. Жужелица стала свои ноги
хвалить: «У меня ноги сильные, можно
быстро по земле бегать». А водомерка
говорит: «Мои ноги не хуже! Длинные,
сильные, с моими ногами удобно по воде
скользить! Припущу – как на коньках
еду».

Жужелица предложила
посоревноваться, кто скорее прибежит.
Водомерка заскользила по воде, а жужелица
побежала по земле. Так они и не встретились.
Потому что жужелица бегала по земле
ночью, а водомерка по воде днем. Оказалось,
что ноги у них хороши только по разным
дорогам бегать».

Придумывая сказки,
дети часто выбирают в качестве персонажей
экзотических животных, обитающих в
далеких странах. Но героями
могут стать и обычные, повседневные
окружающие нас объекты.

Сочинение сказок о живущих на соседнем
дереве скворце или растущей за окном
березе, об обычной луже или одуванчике
может изменить отношение ребенка к
окружающему миру, побудить посмотреть
на него новым взглядом, поможет
почувствовать взаимосвязь человека и
окружающей среды.

Например, сказка,
сочиненная Алешей (6 лет)

«Иду я по лесу.
Птицы поют, листья шелестят. Сел я на
пенек. Вдруг слышу, цветы заспорили.

Колокольчик
говорит: «Я очень нужен, потому что
бабочки и мушки прячутся во мне, как в
домик».

Иван-чай отвечает:
«Я нужнее. Там, где я расту, земляника
растет, прячется от холода».

Спор продолжила
малина: «О чем спорить? Я нужнее! Мои
ягоды – кушанье медведю, людям, птице
насекомым».

Услышала спор
береза и сказала: «Если бы не было моей
тени, не созрели бы твои ягоды».

Встал я с пенька,
оглянулся по сторонам и сказал: «Хорошо
в лесу, когда все вы вместе!»

Для того чтобы
сказки получались интересными, настоящими,
следует знать некоторые принципы
и приемы их создания
.
Ведь особенности сказок, нормы поведения
героев формировались на протяжении
веков и отнюдь не случайны. Известный
лингвист В.Я. Пропп проанализировал
народные сказки и выделил три принципа
их построения:

— постоянными,
устойчивыми элементами сказки служат
функции действующих лиц

— число функций,
присущих действующим лицам сказки,
ограниченно,

— последовательность
функций всегда одинакова.

Под функцией
ученый понимал поступок действующего
лица, определяемый с точки зрения его
зависимости от хода действия. Он выделил
31 функцию. Конечно, в каждой сказке
проявляются только некоторые из них.
Перечислим наиболее общие функции,
которыми вы можете воспользоваться,
сочиняя сказки вместе с детьми.

Функции Проппа:

  1. Предписание или
    запрет. 11. Победа.

  2. Нарушение.
    12. Возвращение.

  3. Вредительство
    или недостача. 13. Прибытие домой.

  4. Отъезд героя.
    14. Ложный герой.

  5. Задача.
    15. Трудные испытания.

  6. Встреча с дарителем.
    16. Беда ликвидируется.

  7. Волшебные дары.
    17. Узнавание героя.

  8. Появление героя.
    18. Ложный герой изобличен

  9. Сверхъестественные
    свойства. 19. Наказание

  10. Борьба.
    20. Свадьба

Джанни Родари в
своей работе «Грамматика фантазий.
Введение в искусство придумывания
историй» (М., 1978) предложил использовать
функции Проппа следующим образом:

— каждую функцию
следует написать на листочке плотной
бумаги

— отобрать только
те, которые соответствуют задуманному
сюжету

— определить
содержание каждой выбранной функции.
Оно может быть записано или изображено
в виде рисунков.

Варианты сочинения
экологических сказок.

  • «Бином фантазии»

Дж. Родари сравнивал
влияние слова на сознание человека с
падением камня в воду. Камень вызывает
круги на воде, а слово – определенные
ассоциации. Однако для сочинения сказок,
по мнению писателя, одного слова
недостаточно. Нужно два, причем их
сочетание должно содержать в себе
противоречие, между ними должна быть
определенная дистанция. Такое сочетание
писатель назвал «биномом фантазии»,
поскольку, неожиданная комбинация слов
способна пробудить фантазию ребенка.

Толчком к созданию
историй может служить любое неправильно
сказанное ребенком слово, сложное слово
или слово к которому добавили приставку.
Например, существует слово «полумесяц»,
а может ли быть слово «полурека»,
«полулес»? Можно попросить детей описать
такой необычный сказочный персонаж,
его поведение, место обитания, приключения.

  • «Перевирание»
    сказки

Данный вариант
предполагает пересказ известной сказки
по-новому. Можно оставить прежних героев,
но добавить к ним хотя бы один новый
персонаж или привнести новую информацию.
Например, можно представить, что в сказке
о Красной Шапочке появился представитель
общества защиты сказочных героев, а
Серый Волк – один из немногочисленных
оставшихся в лесу охраняемых видов. Для
того чтобы сочинить сказку в новом
варианте, дети должны будут активизировать
свои знания о причинах исчезновения и
необходимости охраны животных, о роли
хищников в природе. Другой вариант –
Красная Шапочка недавно вступила в
общество юных друзей природы.

  • «Салат»
    из сказок

Данный вариант
предполагает сведение в новой сказке
героев различных произведений. Например,
можно представить, что в одной сказке
объединились все волки, которые в разных
сказках терпели неудачу («Волк и семеро
козлят», «Три поросенка», «Красная
Шапочка»). Как такое событие скажется
на обстановке в лесу?

  • Продолжение
    начатой сказки

Используя данный
вариант сочинения сказки, педагог
составляет начало сказки сам, а дети
сочиняют ее продолжение. При этом
экологическая сказка должна составляться
в рамках изучаемой темы. Сказки без
окончания Дж. Родари называл открытыми.
Одни могут быть составлены как в
соавторстве, т.е. коллективно, так и
индивидуально. В первом случае каждый
ребенок говорит свою фразу таким образом,
чтобы она по смыслу была связана с фразой
предыдущего участника сочинения. Одна
и та же сказка может иметь разные
окончания. Можно разделить детей на
подгруппы и предложить одним из них
придумать счастливый, а другим печальный
конец.

  • Сказка в
    заданном ключе

Этот прием
предполагает использование сюжета
известной сказки с перемещением ее
героев в другое время или пространство.
Например, известные персонажи – Водяной,
Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др.
жалуются на трудности выживания в
загрязненной среде, т.е. они перенесены
в современные условия.

Например, жалобы
Русалки

«Трудно стало жить
в реке:

Каме, Волге и Оке.

Ах, судьба моя
жестока –

Негде спрятаться
от стока:

Норовит любой
завод

Сбросить стоки в
бездну вод!

Грязь от труб течет
рекой,

Нарушает мой покой.

Негде мне воды
напиться,

Лучше сразу
утопиться!

В речке чистой я
жила

И красавицей слыла.

А теперь краса
угасла

Из-за тракторного
масла.

И в лице я изменилась,

Будто триста лет
не мылась.

В пятнах краски
чешуя…

Как же выжить мне
друзья?

От жалоб герои
сказки переходят к конкретным просьбам
о помощи, обращенным к детям (это своего
рода исследовательские задания). Такие
задания воспринимаются с большим
интересом, чем традиционные, полученные
на занятии.

  • Использование
    особенностей персонажа для составления
    сказок

В экологической
сказке поведение персонажей и сюжетная
линия могут зависеть от свойств материалов
из которых эти персонажи сделаны.
Например, стеклянный человечек попадает
в сказке в иные ситуации, чем соломенный,
потому что свойства стекла и соломы
различны. Можно придумать с детьми
разных человечков и поместить их в
разную среду: воздушную, водную, почвенную.
Особенности материала, из которых эти
герои сделаны, определят, как именно
повлияют на них свет, тепло, вода и т.д.
Так снежный человечек может растаять
под солнечными лучами, каменный в отличие
от бумажного тонет в воде и т.п.

  • Сказки
    «наизнанку»

Дети теряют интерес
к известным сказкам, сюжет которых они
знают наизусть. Чтобы восстановить этот
интерес, Дж. Родари предлагает как бы
вывернуть сказку наизнанку. В такой
сказке добрые герои становятся злыми,
и наоборот, злые – добрыми. Изменение
их поведения, а, следовательно, и сюжета
популярных сказок.

Например, можно
вывернуть наизнанку сказку о Красной
Шапочке, не забывая о проблемах охраны
природы. Волк в новой сказке – добрый,
т.е. он заботиться об охране окружающей
среды.

Лес – это
местообитания Волка. Естественно, он
стремиться сберечь его в первозданном
виде, оберегает от влияния людей. Он
знает, что Красная Шапочка каждый раз,
когда идет к бабушке рвет цветы, которых
становится все меньше и меньше. Кроме
того, Волку известно об отрицательном
влиянии вытаптывания на экосистему
леса. Именно поэтому он так настойчиво
интересуется, какой дорогой пойдет к
бабушке внучка, и хочет посоветовать
ей выбрать правильный путь, чтобы она
не вытаптывала лесные поляны.

Наконец, Волк
знает, что Красная Шапочка каждый раз
носит бабушке продукты в упаковке
(горшочек масла), которую бабушка за
ненадобностью выбрасывает прямо в лесу,
создавая проблему мусора.

  • Герои сказок
    – игрушки

Любимые игрушки
детей могут попасть в различные сказочные
ситуации, при этом их вариант экологического
поведения может привести к тем или иным
последствиям. Например, кукла Карлсон
попадает на крышу дома в районе с
загрязненным воздухом, от чего и
заболевает. Из озорного и веселого героя
превращается в грустного. Рассказывая
о своих приключениях, Карлсон помогает
детям понять, почему загрязненный воздух
становится опасным для здоровья.

  • Герои сказок
    – реальные объекты

Героями сказки
могут стать любые окружающие ребенка
объекты, нужно только посмотреть на них
по-новому. В тридесятое сказочное
государство может превратиться
обыкновенная лужа, в которой есть свои
обитатели. Если педагог проводит
наблюдение за прорастанием горошины,
она может стать героиней истории.
Рассматривая на экскурсии кротовины,
можно предложить детям сочинить сказку
о нем.

  • Герой сказки
    – сам ребенок

Можно «поместить»
ребенка в условия, когда он – как герой
сказки должен будет верно спланировать
свои действия по отношению к природе.
И только приобретенные ранее знания
помогут ему сделать правильный выбор.
Начать такие сказки можно так: «Однажды
Саша увидела на асфальте большого
червяка, который выполз из своей норки
после дождя…» или «Юра захотел, чтобы
к Новому году ему прямо из лесу принесли
настоящую, живую елку…».

Слушая сказку о
себе, ребенок может корректировать
собственные действия как персонажа,
подсказывая ход повествования взрослому.
Данный вариант составления сказки
способствует формированию у детей
умения прогнозировать свои действия,
моделировать различные ситуации.

  • Игра-сказка

Джанни Родари
приводит пример игры, способствующей
развитию логического мышления ребенка.
Суть ее состоит в том, что один и тот же
предмет может быть рассмотрен с разных
точек зрения. Например, любой ребенок-мальчик
– это и сын, и внук, и племянник. Все
зависит от того, кто именно задает ему
вопрос: «Кто ты?» На основе использования
этого приема писатель предлагал сочинять
сказки.

Такой подход очень
важен для формирования экологического
сознания. Например, лес
с точки
зрения мебельщика
– источник сырья для производства
мебели, с точки зрения туриста
– место для отдыха, с точки зрения
строителя
– источник строительного материала, с
точки зрения зайца
место
обитания, источник пищи, с точки зрения
врача
подходящее место для санатория. Эколог
же рассматривает лес как экосистему,
важную часть биосферы. К сожалению, в
настоящее время преобладают взгляды
на лес как источник сырья, точки зрения
зайца и эколога учитываются крайне
редко.

Описываемый прием
помогает понять почему с экологических
позиций не следует делить животных на
«вредных» и «полезных». Например,
гусеница
с точки
зрения дачника
– вредитель
сада, хотя бабочка
– это уже
украшение природы. В глазах биолога
гусеница – будущая бабочка, с точки
зрения птицы
– потенциальная еда, с позиций цветка
– будущий
опылитель.

  • Готовая схема
    сюжета

Если вы хотите,
чтобы итогом творческого сотрудничества
детей стала сказка, помогающая усвоить
определенный материал, разработайте
схему ее сюжета. Например, педагог
называет персонажей, а их приключения
придумывают дети. Например, вы хотите
выяснить, как дети усвоили информацию
об обитателях почвы (воды) и их
приспособленности к окружающей среде
и друг другу. Можно предложить детям
придумать сказку, в которой встречаются
крот, дождевой червяк, корни растений.
Как они будут вести себя, что делать?

Для детей – как
начинающих авторов – важно, чтобы их
сказки стали известными. Поэтому важно

— записывать сказки,
сочиненные детьми,

— зачитывать (если
автор не возражает) на занятиях

— оформлять в
самодельные книжки

— рисовать
иллюстрации.

Все это послужит
стимулом для дальнейшего творчества
детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • О разделе

В воспитании ребенка нет неважных и незначительных сфер. Каждой нужно уделить достаточно внимания. Некоторые из таких тем — любовь к животным, умение сострадать и вопросы экологии.

В раннем детстве малыши не способны оценить весь урон, наносимый природе их шалостями. Часто они не замечают боль и уничтожение, не потому, что они жестоки, а потому, что еще не понимают важности сохранения окружающей среды. Помочь оценить значимость всего, что окружает их, помогут экологические сказки для школьников. Чем же они так хороши?

Такие шуточные или фантастические произведения помогают на подсознательном уровне понять всю серьезность вопроса сохранения природы. В игровой форме малыши научатся беречь и любить все, что их окружает. Таким детям не придется долго объяснять, почему нельзя разорять гнезда, обижать беспризорного щенка или выбрасывать мусор. Правильное восприятие действительности помогут заложить именно экологические сказки.

Сказки на экологический лад – прекрасная возможность привить ребенку любовь к природе в игровой форме. Такие усилия обязательно будут вознаграждены, и малыш вырастет ответственным и бережным человеком.

Скачать 13 сказок одним архивом

  • Березка и Старая ёлка
  • Зайкина шубка
  • История маленького Лесовичка
  • История опавшего листика
  • Как рыбка из беды выбралась
  • Зайка и Медвежонок
  • Приключение снеговой тучки
  • Путешествие лебеденка Быстрые лапки веселый хвостик
  • Путешествие мальчика Димы
  • Путешествие обезьянки Анфисы
  • Сашка-замарашка и карасик
  • Сказка про котенка
  • Сказка про осенний листик

Березка и Старая ёлка

Березка и Старая Елка. 

Жили-были Березка и Старая Елка.


На Березке росли листочки. Они были зеленые и похожие на сердечки.
На Старой Елке росли колючие иголочки. 

Летом Березка весело шумела листочками и разговаривала со Старой Елкой.
Но вот пришла осень. 
Солнышко грело уже не так жарко, как летом, погода стала холоднее, дни короче, а ночи длиннее.
Листья на березке так похожие на сердечки сначала пожелтели, а потом и вовсе стали опадать.


Загрустила Березка, неуютно ей без листочков. 
Вот-вот заплачет горько.
А Старая Елка ей говорит: «Не грусти, Березка. Подожди немножко. Пройдет холодная зима, придет весна, потеплеет и оживет все вокруг, и вырастут у тебя новые зеленые листочки».

Зайкина шубка

В одном густом лесу, а может и не очень густом, жил-был Зайчик длинные ушки, быстрые лапки, серенькая шубка и короткий хвостик.

Бегал Зайка по лесу, любовался красивыми разноцветными бабочками, заглядывался на пестрых веселых птичек и рыжих белок, удивлялся ярким цветущим растениям.

И вот однажды подумал Зайчик: «Все вокруг такое яркое красочное, и только один я какой-то серый».

Отправился он в заячий магазин и купил себе новую шубку, пушистую беленькую.

Нарядился и пошел гулять по лесу. Идет, издалека его хорошо видно.

Тут-то и заметила Зайчика Лиса, захотела его поймать. Только Зайчик прыг-скок быстро-быстро убежал от нее и спрятался под кустом.

Страшно ему, боязно. 

Мимо Белка пробегала. Видит, дрожит от страха Зайчик под кустиком, не выходит гулять.

«Ты чего надел щубку беленькую? Земля сейчас черная, трава зеленая, издали тебя заметно, всякий увидит и обидеть сможет. Мы, белки, летом тоже ведь рыжие. Только к зиме шубку меняем на серую. Тебе твоя шубка серая сейчас в самый раз подходит, а новую наденешь, когда снегом земля укроется». 

Послушал Зайчик Белочку, побежал в магазин, отдал белую шубку и надел серую. «Ничего,- подумал Зайчик,- зимой переоденусь!».

История маленького Лесовичка

Наступила осень. Лес стал хмурым, серым. Солнышко не грело его, как раньше. Частый дождик так сильно намочил лес, что ему было холодно.

Звери перестали играть и веселиться. Не радовался и Лесовичок. Он был еще маленький, очень хотел, с кем-нибудь поиграть, но никак никого не мог найти.

Вдруг недалеко послышалось чье-то рычание и шорох. Это возилась возле берлоги Медведица. «Давай поиграем!», предложил Лесовичок. «Некогда мне. Я готовлю берлогу к зиме. Найди кого-нибудь другого». «Ну, что ж попробую», подумал Лесовичок.

На опушке леса он встретил Белочку. Она тоже трудилась, утепляла свое дупло. Весь день Лесовичок ходил по лесу, и у всех были дела.

Ежик носил листья в норку, зайка менял шубку на новую, в лесной школе Сова рассказывала лисятам и волчатам о зиме.

Все были заняты. «Неужели так грустно будет всегда? Что же мне делать?», сказал Лесовичок.

Услышала это птичка, села на веточку и пропела песенку. «Подожди немного. Скоро, очень скоро пройдет зима, а потом наступит весна. Лес перестанет грустить, оживет, заговорит разными голосами. Будет весело всем играть под теплым солнышком».

Приободрился Лесовичок. И решил подождать.

История опавшего листика

Жил-был Листик. Был он яркий зеленый гладкий.

Листик всегда радовался теплому приветливому солнышку. Он дружил с птичками, разными лесными животными и любил разговаривать с такими же листиками, как сам.

Но вот прошло лето. Солнышко стало часто прятаться за тучки. 

А когда выходил гулять дождик, все становилось мокрым и холодным.

Так проходил день за днем.

И однажды Листик заметил, что он уже не такой яркий и зеленый, каким был раньше.

Его края сначала немного пожелтели, а вскоре и вовсе Листик стал весь желтым.

Оглянулся вокруг, а некоторые листики, его друзья, с кем он так любил разговаривать, уже упали на землю. Грустно стало ему.

Как-то раз поднялся сильный ветер, Листик задрожал, не удержался на ветке и упал. Лежит и плачет, ведь он остался совсем один, никому не нужный.

Вдруг видит Листик, катится серый колючий клубок.

Приблизился клубок, наколок Листик на свои иголочки и отправился дальше.

В лесу возле норки стал колючий клубок кататься по земле, сбрасывать с себя ношу.

 Тут-то и догадался Листик, что эта Еж. 

Затащил Листика Еж к себе в норку, чтобы сделать теплее постель на зиму.

Оглянулся Листик, а вокруг его друзья такие же листочки, как он сам, те, с кем он так любил разговаривать летом. 

Обрадовался Листик, что пригодился, стал нужным. Ведь он и его друзья согреют Ежика холодной зимой.

Как рыбка из беды выбралась

В пруду жил-был Карасик. У него было округлое чуть сжатое по бокам тело, плавники желтоватого цвета и раздвоенный веселый хвостик. Иногда Карасик подплывал к поверхности воды, и тогда его шероховатая чешуя серебрилась на свету.

Карасик не очень любил зиму. Ведь зимой вода в пруду сверху превращалась в лед. Плавать в такой воде было холодно и неудобно. 

Поэтому Карасик, как и другие рыбки, зарывался в ил в глубоких тенистых ямах у камышистых берегов и терпеливо ждал прихода весны.

Весной в пруду становилось тепло. И когда зацветал шиповник, когда поднимались со дна такие вкусные водные травы, Карасик и другие рыбки выплывали из глубоких тенистых ям. Они  рассматривали друг друга, обменивались вежливыми приветствиями. Все понимали, что прошла зимняя скука, и радовались возможности весело провести время.

Однажды, проплывая мимо камышистых берегов, Карасик задумался и не заметил, как зацепился за что-то колючее плавниками, попытался вырваться, однако не тут-то было. Карасик повернул голову назад, и ему показалось, что его удерживает водоросль. 

«Эй, ты, отпусти меня!»,-прокричал Карасик. Водоросль, слегка согнувшись, покачивалась на воде и молчала. Карасик дальше не мог плыть, и ему стало страшно.

«Помогите, помогите! Я попал в беду!»

Недалеко от этого места в большой ракушке жил Рак-Отшельник. Услышал он чей-то зов о помощи и выглянул из своего домика.

«Что случилось?»,- спросил  Рак-Отшельник Карасика.

«Я попал в беду! Я зацепился за колючую водоросль! Помогите, пожалуйста!». 

Рак-Отшельник приблизился к водоросли.

«Ага! Вот в чем дело!»,- сказал Рак-Отшельник. Он осторожно щелкнул клешнями, водоросль выпрямилась и выпустила Карасика на волю. Оказалось, что в водоросли была рыболовная сетка, которая и не пускала Карасика на волю.

«Спасибо тебе, Рак-Отшельник! Спасибо тебе, приятель!».

С тех пор Карасик и Рак-Отшельник стали лучшими друзьями.

Зайка и Медвежонок

Однажды Зайка и Медвежонок пошли гулять по лесу.

Погода была дивная: ласково светило солнышко, по небу плыли барашки-облака, повсюду слышался беззаботный оживленный гул лесных насекомых.

Когда зверята вышли на красивую ровную круглую и чистую полянку, им пришла чудесная идея: «А не сыграть ли нам в веселую игру с мячом?!»

Весь день Зайка и Медвежонок веселились: то подбрасывали мяч вверх, то бросали его вдаль, то перекидывали с лапки на лапку…

Ближе к вечеру они устали, проголодались и решили перекусить.

Медвежонок ел съедобные ягоды, а Зайка грыз сочные веточки деревьев.

Наевшись и немного отдохнув, друзья решили, что пора вернуться домой.

Они бросили остатки еды на полянке, даже не подумав прибрать за собой.

Прошло время….

Как-то раз друзья снова встретились. Также ласково светило солнышко, также по небу плыли барашки-облака и повсюду слышался беззаботный оживленный гул лесных насекомых.

Зайка и Медвежонок решили найти ту полянку, на которой так весело было играть в разные игры с мячом.

Полянка оказалась ровной круглой, но не такой красивой, какой была раньше. Почему? Ни Зайка, ни Медвежонок не задумались.

Они принялись играть в знакомую веселую игру с мячом. Вот только все время спотыкались, цеплялись за сухие веточки под ногами и часто падали, когда наступали на рассыпанные ягоды. А вместо радости от игры зверята чувствовали боль от синяков и ссадин.

Поняли тогда звери, что натворили в прошлый раз: не убрали за собой после еды, не оставили чистой красивую ровную и круглую полянку, на которой так весело было играть!

А, чтобы и остальным жителям и гостям леса не огорчаться написали правила поведения в лесу…

Нужно убирать за собой мусор, бумагу, бутылки, банки, палки…

Нужно беречь лес и следить, чтобы он был чистым.

Приключение снеговой тучки

Жила-была Снеговая Туча. Была она большая, толстая, пушистая, серо-белая. Несла она множество снежинок. Торопилась Снеговая Туча укрыть снежком травку, корешки деревьев, кустиков. Как теплым одеялом укрывала она их от мороза.

Знала Снеговая Туча, что ждут ее с нетерпением и лесные жители, особенно зайцы, мишки. Зайки уже поменяли шубку на белый цвет и стали очень заметны на фоне земли. От этого им неуютно и боязно, ведь их могут заметить хищники. Мишки не могут уснуть, так как берлогу еще не укрыло снежком. Поэтому они хмурые и неприветливые.

Быстро летела Снеговая Туча, спешила. Как вдруг на ее пути встретилась Огромная Гора, такая большая до самых звезд, такая огромная, как три океана. Загородила она дорогу Снеговой Туче и не захотела ее пропускать дальше.

— Скучно мне одной стоять, оставайся со мной, Снеговая Туча, вдвоем веселее. Огромная Гора крепко зацепила Снеговую Тучу за самую острую вершину и не отпустила. Сколько Снеговая Туча не просилась, сколько не рассказывала, как ее все ждут, Огромная Гора уступить не захотела.

А тем временем на земле мерзнет травка, кустики и деревья дрожат от холода без теплого снежного одеяла. Заяц и медведь беспокоятся, поглядывают на небо, где же Снеговая Туча, почему она задерживается, почему не несет снежок.

Стали зверята Солнышко спрашивать, не видело ли оно где-нибудь Снеговую Тучу.

-Нет, отвечало Солнышко. Я теперь низко хожу по небу и Снеговую Тучу не встречало.

Стали зверята Ветерок спрашивать, не видел ли он где-нибудь Снеговую Тучу.

— Да, сказал Ветерок,- видел я Снеговую Тучу в гостях у Огромной Горы. Не хочет Огромная Гора отпускать Снеговую Тучу, крепко держит ее своей самой острой вершиной.

Тогда заяц и медведь стали просить:

— Ветерок, ты сильный, могучий, помоги, Снеговую Тучу приведи.

Полетел Ветерок на помощь. Подхватил Снеговую Тучу, рванул что есть силы, поднял ее над самой острой вершиной Огромной Горы.

Освободилась Снеговая Туча от плена и понеслась туда, где ее ждали с нетерпением.

Чем ближе подлетала Снеговая Туча, тем ниже опускалась она к земле. Появились первые снежинки, весело завертелись, закружились в хороводе. Стали они в хлопья сбиваться, и начался настоящий снегопад. На радость всем землю укрыло большим снежным теплым одеялом. 

Зайка без страха по лесу бегает, не видно его белого на снегу. Медведь залег в своей берлоге и, наконец, уснул до весны.

Видит Снеговая Туча, как все ей рады, как она нужна всем, и сыпет, и сыпет на землю свои снежинки.

Путешествие лебеденка Быстрые лапки веселый хвостик

На одном глубоком, чистом и очень красивом озере жила стая белых лебедей. Это были гордые стройные и умные птицы.

Не так давно в лебединой стае появилось потомство – маленькие лебедята.

Они быстро росли и со временем мало чем стали отличаться от взрослых птиц.

Среди подрастающих лебедей выделялся один малыш.

Родители-лебеди его назвали Быстрые лапки веселый хвостик.

Такое длинное имя он получил не случайно. Это был шустрый, веселый, озорной и очень упрямый лебеденок.

Быстрые лапки веселый хвостик часто не слушал маму и папу, и поэтому попадал в разные истории.

Однажды лебеденок прогуливался по окрестностям и, неожиданно для себя, очутился на птичьем дворе.

Как же здесь было интересно! Стоял оживленный гам.

Все обитатели птичьего двора были заняты своими делами и разговаривали на разных не понятных ему языках: куры кудахтали, цыплята пищали, а петух раздавал команды, кукарекая изо всех сил. Здесь же неподалеку не очень дружелюбно шипели гуси, и настороженно и важно оглядывались вокруг индюки. 

Быстрые лапки веселый хвостик решил, что здесь, на птичьем дворе, ему будет очень хорошо. Никто не станет его поучать, как папа и мама, а заниматься он будет только тем, чем захочет сам.

Поначалу он решил весело поиграть с желторотыми цыплятами. Едва лебеденок подошел к ним, как курица тревожно закудахтала, а петух, грозно выпятил грудь, замахал крыльями и заслонил вход в курятник.

Быстрые лапки веселый хвостик осторожно отступил и осмотрелся…

К не очень дружелюбно шипящим гусям идти не хотелось. И лебеденок отправился к индюкам.

Индюки важно прохаживались вдоль забора, настороженно поглядывали вокруг и всем своим видом давали понять, что чужаку они не рады и разговаривать не станут.

До лебеденка никому не было дела, никто не обращал на него внимания.

Он вдруг вспомнил, как не нравились ему мамина забота и опека, как досаждали папины уроки и наставления, как казалось, что он уже взрослый и самостоятельный.

Лебеденку вдруг сильно захотелось вернуться домой, на глубокое, чистое и очень красивое озеро, где жила стая белых лебедей, где было много друзей, таких же, как он сам где ждали его любящие мама и папа.

Быстрые лапки веселый хвостик понял, что нет ничего дороже и важнее своей семьи!

Путешествие мальчика Димы

Как-то раз в детском санатории встретились два мальчика: Джон, который прилетел из далекой Африки и Дима из синеокой Беларуси. Они очень подружились. И, когда пришло время уезжать домой, они дали друг другу честное слово еще раз обязательно встретиться.

Прошло время, и Джон пригласил своего друга Диму к себе в гости. Дима с радостью принял приглашение и стал собирать чемодан. В дальнюю дорогу мальчик положил куртку, джинсы, теплую рубашку, носки и, на всякий случай, прихватил с собой шорты, майку и удобные сланцы.

Уже была осень, часто шли дожди, поэтому Дима оделся потеплее: в пушистый свитер, теплые штаны, куртку, шапку, резиновые сапоги и завязал шарф. Мальчик взял с собой зонтик, подхватил чемодан и поехал в аэропорт. Там он сдал чемодан в багаж, сел в самолет и полетел.

Полет был долгим. И, когда самолет приземлился, Дима с радостью сошел с трапа на землю в африканском аэропорту.

К сожалению, Джон не смог встретить своего нового друга, и Дима понял, что придется самому искать дом, где живет Джон. Солнце светило так ярко, воздух был горячий, погода была совсем не такая, как в Беларуси.

Дима не был готов к погодным условиям африканского континента. Ему стало жарко, выступил пот. Мальчик начал снимать с себя теплые вещи.

Он вспомнил, что в чемодане у него лежат шорты, майка и сланцы. Дима быстро переоделся, сел не скамейку, задумался и загрустил.

К нему подошел темнокожий мужчина. Это был африканец. Он спросил, что случилось, и Дима рассказал свою историю. Мальчик протянул бумажку, где был написан адрес Джона. Африканец прочитал адрес и сказал, что Джон живет очень далеко в саванне, и, что Диме повезло, так как африканец живет неподалеку и может подвезти к другу.

Они поехали на машине без крыши с открытым верхом и большими колесами. Путь был длинный.

Диме все время хотелось пить, потому что было очень жарко. Африканец сказал, что сразу много пить воды нельзя, можно навредить своему здоровью.

Лучше пить чаще маленькими глотками и понемногу. А еще лучше утолять жажду горячим травяным чаем. Однако к концу пути Диме стало совсем плохо: у него кружилась голова и тошнило.

Наконец они добрались до дома Джона. Джон очень обрадовался другу. Но, когда он увидел, как Диме, плохо, то испугался. Маленький африканец сразу понял, что Дима получил солнечный удар, так как был без кепки или панамы.

Джон уложил друга в кровать, на лоб положил влажное холодное полотенце, напоил отваром из трав. Вскоре Дима почувствовал себя лучше.

Джон сказал другу, что если соблюдать правила, здоровью не навредишь. Меньше находиться на солнце, потому, что организм Димы не привык к такому жаркому климату; всегда наносить на кожу солнцезащитный крем; обязательно надевать панаму; обувать сланцы, потому, что в Африке солнце очень жаркое, и песок нагревается так сильно, что ходить по нему босиком невозможно.

Несмотря на все неприятности, каникулы у Димы прошли замечательно. Джон показал все достопримечательности своего города, познакомил со своими друзьями. Дима накупил много сувениров и без приключений вернулся домой.

Путешествие обезьянки Анфисы

На одном красивом материке под названием Африка жила-была обезьянка Анфиса. Она была очень любопытная. 

Больше всего на свете Анфиса любила играть со своими друзьями-обезьянками. Они ловко лазили по деревьям, летали на лианах с одного дерева на другое, проворно перепрыгивали с ветки на ветку.

Когда обезьянки уставали от веселых игр, то удобно усаживались на толстую ветку дерева и принимались лакомиться разными вкусными и питательными плодами. И так день за днем время проходило.

Однажды Анфиса встретила странное животное. Он был важный, серьезный и совсем не похожий на известных ей зверей. Любопытная Анфиса решила познакомиться с ним. Им оказался верблюжонок Арчи, который приехал погостить к одному своему знакомому носорогу.

Арчи был очень воспитанным и дружелюбным верблюжонком. Он катал на себе Анфису и рассказывал о своей родине пустыне, где много желтого песка, растут удивительные кактусы и вкусные колючки. Обезьянка никогда не видела пустыню, и ей казалось, что лучшего места на земле нет.

Дружелюбный верблюжонок предложил Анфисе погостить у него дома, и обезьянка с радостью согласилась.

«Наверное, пустыня – такое необыкновенное замечательное место, что, пожалуй, я останусь там навсегда!»- подумала Анфиса.

Новые друзья отправились в путь.

Поначалу все вокруг очень нравилось Анфисе. Она никогда не видела столько много желтого песка, диковинных кактусов, колючек и растений, которые перекатывались по земле.

Верблюжонок и обезьянка играли на солнышке и беззаботно веселились. «Как же здесь мне хорошо!»,-думала Анфиса.

Прошло время. Устав от игр, обезьянка решила отдохнуть и что-нибудь поесть.

Гостеприимный верблюжонок предложил Анфисе вкусную колючку. Обезьянка попробовала и….сильно укололась. 

Солнце нагрело песок так жарко, что хотелось спрятаться в тень.

Анфиса огляделась, но места, где можно было бы укрыться, она не нашла.

Утомившаяся от впечатлений и игр и проголодавшаяся обезьянка загрустила.

Анфиса вспомнила огромные зеленые деревья в своем лесу, под которыми приятно было отдохнуть и полакомиться сочными и такими вкусными плодами.

Внимательный верблюжонок забеспокоился. Увидев, что настроение обезьянки изменилось, Арчи предложил подвезти ее домой.

«Как же здесь мне хорошо!»,-подумала Анфиса, очутившись в знакомых зарослях леса. В гостях хорошо, а дома лучше.

Сашка-замарашка и карасик

В неопрятном царстве, в грязном государстве жил-был мальчик Сашка-замарашка. Был Сашка-замарашка ленивым, трудиться не любил.

Ему нравилось сидеть на берегу с удочкой и мечтать о том, как к нему приплывет золотая рыбка и исполнит три его заветных желания.

А желания были такие: первое — чтобы вода в речке была прозрачная; второе – чтобы водилась и ловилась рыбка и большая и маленькая; третье – чтобы берег у реки был чистым.

Вот закинул Сашка-замарашка удочку в первый раз и вытащил старый башмак. Закинул он удочку во второй раз, попался ему рваный сапог. 

Когда мальчик закинул удочку в третий раз, леска вдруг натянулась, поплавок дернулся, и счастливый рыбак вытянул на грязный песок маленького замученного Карасика.

Заговорил Карасик человеческим голосом: «Спасибо тебе, добрый мальчик, что избавил меня от воды застойной, жизни непристойной!».

Испугался Сашка-замарашка говорящую рыбу, хотел бросить ее обратно в реку, только Карасик стал просить мальчика: «Пожалей, не бросай ты меня опять в грязную воду, оставь лучше у себя и посади в баночку с чистой водой».

Пожалел мальчик рыбку, решил, во что бы то ни стало помочь.

Созвал всех жителей, рассказал про бедную рыбку. Жители выслушали  Сашку-замарашку, подумали и решили выловить из реки брошенные туда ненужные вещи и убрать с берега весь мусор.

Как только работа была сделана, вода в реке посветлела, стала чистой и такой прозрачной, что можно было увидеть каждый камешек на дне. 

Пригляделись жители и ахнули. Они и не подозревали, что в некогда грязной и мутной воде обитало множество разноцветных причудливых рыбок, друзья Карасика.

Сашка-замарашка и все жители решили впредь свое царство-государство содержать в чистоте и порядке.

А Карасик весело махнул хвостом на прощание и скрылся в реке.

Сказка про котенка

Жил-был котенок. Звали его Пушок. Пушок был маленький и пушистый.

И был у него папа-Дымок, серого цвета, с большими зелеными глазами. И была у него мама-Мурка. Она была добрая, заботливая. Мама мыла язычком котенка и все время мурлыкала. Пушку это очень нравилось.

А еще он любил пить сладкое молочко из мисочки с синей каемочкой и весело играть с маминым хвостом.

Пушку казалось, что он такой же ловкий и сильный, как папа, да еще быстрый, как мама. 

Ведь его папа-Дымок так ловко ловил мышей, а мама-Мурка быстро бегала и умела прыгать на высокий забор.

Когда мама бежала, глаза ее блестели, как угольки, хвост пушился и развевался на ветру. С ней рядом Пушок ничего не боялся. 

Как-то раз увидел котенок мышь. Она была толстая, большая, старая. Пушок хотел задеть ее лапой и прыгнуть, как делал это папа-Дымок. Но мышь почему-то не убежала. 

Она только немного сжалась и сердито посмотрела на Пушка. Мышь показалась котенку такой грозной, и такой огромной, что он струсил и отступил назад. «Где же папа- Дымок и мама-Мурка? Нужно бежать к ним»,- подумал Пушок.

Он хотел перепрыгнуть через высокий забор, как делала его мама, но не удержался и упал. Тогда Пушок нашел щелочку в заборе и перелез на другую сторону.

Мама лежала на солнышке и мурлыкала. Пушок рассказал ей, как мышь почему-то его не испугалась, а забор оказался таким огромным… ек

Мурка внимательно выслушала котенка, а потом успокоила: «Потерпи немного, малыш. Вот немного подрастешь, станешь ловким и сильным, как папа, и у тебя все получиться!»

Сказка про осенний листик

На старом дубе в лесу жил-был Листик. У него было много друзей, таких же листочков, как он сам. Все они весело жили-поживали, весело разговаривали друг с другом, грелись на солнышке, умывались теплым дождиком. А еще листочки любили, когда их раскачивал, как на качелях прохладный ветерок.

Больше всего Листику нравилось по ночам рассматривать звездное небо, потому, что рос на самой верхушке дуба, и все ему было хорошо видно. Но что там, далекое на земле, Листик не знал. 

Вот однажды Листик заметил, что все вокруг стало меняться. Ночи стали холоднее, солнышко целыми днями пряталось за облака, и все время шел дождик. Это пришла осень. 

Многие листочки поменяли цвет. Одни превратились в желтые, другие в красные. Каждый день ветер срывал несколько листочков со старого дуба и уносил вниз. Скоро листочков осталось совсем мало, и стала видна земля. «Вот она какая», подумал Листик.

Как-то раз от резкого порыва ветра Листик не удержался на веточке и полетел вниз. От неожиданности он испугался. «Что же будет дальше? А что, если я упаду и разобьюсь?»

Но Листик был легкий и поэтому падал медленно. Скоро ему даже понравилось лететь и кружиться в хороводе с другими листочками.

Приземлившись, он увидел, что рядом лежит много других незнакомых листочков. «Здравствуйте!», поздоровался он. «Скажите, а вы с каких деревьев упали?» но листья почему-то не отвечали. Уж очень унылый у них был вид. «Почему никто-не хочет со мной разговаривать?» 

Загрустил Листик. Он лежал и думал, как же ему отсюда выбраться. Он приподнимал то один, то другой краешек, пытался поймать ветерок, чтобы куда-нибудь улететь, но ничего не получалось.

Неожиданно Листик подняла чья-то рука. «Какой красивый листик!», произнес детский голос. Рука подняла Листик выше, и он увидел перед собой улыбающуюся девочку. «Ты такой красивый, как маленький желтый фонарик! Пойдем со мной, ты будешь самым красивым листочком в моем гербарии!»

Листик очень обрадовался. Он не знал, что такое фонарик и что такое гербарий, но в теплом кулачке девочки было так уютно и спокойно, что уснул.

Проснулся Листик в бумажном альбоме в окружении других листочков. Он подружился со своими замечательными соседями. У каждого из них была своя интересная история, которую они с удовольствием пересказывали друг другу.

                 «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» — эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

      Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи   связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.

        Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.

        Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.

         В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.

       В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

  Путешествие друзей

        Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём  в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.

Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

                                                    Петушок

     Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он,  высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.

        Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.

         А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.

         Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.

Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

       В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.

        Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.

Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

                                                    Письмо

         Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и  он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.

Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

                                     Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

      В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…

Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

      Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть,  кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.

Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

                                                 Новый друг

       В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.

           Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.

            Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.

Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

                              Как Дружок заблудился в лесу

   Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.

    Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.

    Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.

    Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:

«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».

     Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.

Даша Новосёлова, 7 лет

                                        Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а  крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.

Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

                                Как  Лиса повадилась в курятник

    В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.

       Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.

Аня Жукова, 6 лет

                                    Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

         Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.

        А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.

Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

       Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.

Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору

Я из дому вышла, был сильный мороз!

Смотрю весь народ, направлялся на площадь.

И мы побежали на площадь бегом.

А там, я глазам своим не поверила,

На площади ёлка стоит: «Красота!»

Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.

Они с Дед Морозом ведут хоровод.

Меня поздравляют, подарки мне дарят.

О чудо!Ведь это пришёл Новый год!

Софья Рыбакова, 6 лет

  • Как сочинить сказку самому про кота
  • Как сочинить сказку самому образцы для 5 класса по литературе
  • Как сочинить сказку самому образцы для 3 класса волшебную сказку
  • Как сочинить сказку самому образцы 5 класс про животных
  • Как сочинить сказку самому 5 класс образец