На чтение 6 мин Просмотров 7.3к.
Обновлено 2 февраля, 2022
Уважаемые выпускники! Предлагаем познакомиться с вариантами итогового сочинения по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут создать собственные уникальные работы.
Вариант 1
Плохое есть продолжение хорошего. Эти слова вполне применимы к достижениям цивилизации. С одной стороны цивилизация облегчает жизнь человека, с другой – от действий человека страдает природа. Трудовые процессы механизированы, для этого требуется много электроэнергии. Для получения электричества нужно строить больше атомных и гидроэлектростанций. Их функционирование нередко оборачивается трагедией. Сохранить баланс между экологией и цивилизацией крайне сложно, но можно. Человечество должно искать новые формы восстановления и сохранения биосферы. Этот вопрос много лет волнует передовое человечество, обращаются к нему не только экологи, но и писатели, журналисты, публицисты.
Экологические проблемы поднимались еще в начале 20 века, неравнодушные люди понимали, какие опасности таят в себе достижения цивилизации. В романе Е. Замятина «Мы» описывается общество будущего. Действие романа происходит после длительной войны, которая шла между городом и деревней. В результате небольшая группа людей оказалась под властью Благодетеля и отгородилась от остального мира стеной. Они живут в стеклянных домах по строгому расписанию. Вся жизнь людей находится под строгим контролем, они лишены эмоций, даже имена им заменили литерой и цифрой. Да и люди ли они теперь? Сами себя они называют нумерами. Решены вопросы расходования природных ресурсов, люди во всем ограничены. Натуральная пища заменена искусственной, которую делают из нефти. Не всем такая еда идет на пользу, зато всем хватает. Бездушная наука занимает главное место в государстве. Казалось бы экологические проблемы решены, но какой ценой. По сути дела, цивилизация уничтожила главного представителя природы – человека, превратив его в послушную машину. Возникает вопрос, как долго такая цивилизация сможет существовать?
Реальная жизнь подтверждает опасения наших предков. Цивилизация, создавая комфортные условия для человека, наносит урон природе. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» рассказывает о строительстве гидроэлектростанции. Подлежит затоплению большое количество суши, в том числе и остров Матера. Жители деревни вынуждены покинуть насиженное место, их переселяют в другие населенные пункты, и переживают они это событие по-разному. Затопление нарушает экосистему, гибнут растения и животные. Запоминающейся фигурой в повести является мифический Хозяин острова, тоскующий, кричащий от душевной боли и бессильный что-либо изменить. Таких электростанций на планете множество, они снабжают энергией производства, жителей, являются необходимыми для цивилизованного мира. В то же время расходуются природные ресурсы планеты, меняется экосфера. Экологи уже давно бьют тревогу, они предлагали даже сократить темпы производства, приостановить технический прогресс, но такое предложение не нашло отклика. В последние годы наметился положительный сдвиг в этом направлении, экономика и экология приходят к соглашению. Уже намечены пути решения проблемы электроэнергии. Чтобы не строить новые атомные и гидроэлектростанции, нужно пользоваться разнообразными возобновляемыми источниками. В степях и пустынях можно использовать ветровую энергию, в жарких районах – солнечную, на море – волновую. В горах подойдут небольшие бесплотинные станции, использующие горные потоки. Таких путей, которые позволят жить последующим поколениям, существует много.
Чтобы не впадать в крайности и сохранить баланс между цивилизацией и экологией, принимая решения по усовершенствованию мира, нужно ориентироваться на состояние природы, на ее гармоничные отношения с человеком. Нужно понимать, что зависит благополучие планеты не только от сильных мира сего, но и от каждого жителя планеты.
Вариант 2
Люди во все времена стремились к комфорту, но, достигая его, часто они не задумывались о том, какое влияние их творения оказывают на состояние природы. В результате необдуманного использования природных ресурсов, расширения производств, испытания ядерного оружия, войн человек получил загрязненные водоемы и воздух, повышенный уровень радиации. О расточительном, безответственном отношении к природе не устают твердить экологи, их поддерживают деятели искусства и литературы. Человечеству следует найти баланс между комфортом и сохранением природных ресурсов, иначе мир постигнет экологическая катастрофа.
XX век характеризуется бурным развитием технологий. Об опасности их поспешного внедрения писатели стали предупреждать более ста лет назад. В повести «Роковые яйца» ученый Персиков открыл неизвестный луч, который ускоряет рост клеток. Любое живое существо, попав под действие луча, начинает быстрее расти, развиваться и размножаться. Открытие профессора совпало с птичьим гриппом, который уничтожил все поголовье куриц. Заведующий колхозом Рокк, узнав о чудодейственном луче, добивается того, чтобы Персиков отдал установку в колхоз. Доводы профессора о том, что луч до конца не изучен, не возымели действия. Возможно, все и закончилось бы благополучно, если бы на почте не перепутали куриные яйца со змеиными. Из яиц вылупились страшные монстры, которые грозили заполонить всю планету. Только неожиданный мороз положил конец этой истории. Так случается, когда за дело берутся люди, стремящиеся получить выгоду любой ценой. Чаще всего они работают в различных ведомствах, далеки от науки и понимают только то, что их желания должны быть выполнены. Они не позволяют себе потрудиться и подумать о возможных последствиях. В жизни общества так уже случалось не раз. Фабрики и заводы выбрасывали в воздух, сливали в водоемы токсичные отходы. Испытания ядерных боеприпасов наносили ущерб экосистеме. Человек, создающий эти проблемы, страдает не меньше: условия жизни, окружающей среды сказываются на его здоровье. Это лишний раз доказывает, что необходимо находить компромисс между экологией и цивилизацией. Прежде чем пустить какое-то изобретение в массовое производство, следует убедиться в том, что оно не окажет пагубного воздействия на окружающую среду.
Наука, которая должна сокращать вредное влияние технологий на экологию, часто оказывает обратное действие. О безответственности, халатности, экологической безграмотности, страхе потерять должность с одной стороны, и о мужестве людей с другой идет речь в произведении С. Алексиевич «Чернобыльская молитва». Автор показала крушение веры людей в науку после чернобыльской аварии, которая потрясла весь мир. В книге звучат голоса разных людей: военных, пожарных, жителей Припяти и ближайших деревень. Никто не был готов к катастрофе, поэтому она имела ужасающие последствия. Атомная станция вырабатывает огромное количество доброй энергии, которая снабжает электричеством производства, жилые дома. Эта же энергия может обладать огромной разрушительной силой, если не соблюдаются правила эксплуатации. Так и случилось в Чернобыле. Запуская в работу столь мощное устройство, специалисты обязаны были предусмотреть разные сценарии. Станция должна была пройти все испытания, а ее создатели быть готовыми к ошибкам. Безграмотность и безответственность разрушает человеческие жизни, нарушает экологический баланс планеты. Чтобы этого не происходило, следует более ответственно подходить к созданию заводов, фабрик, электростанций. В наше время создаются мощные устройства, которыми может управлять один человек. И судьба планеты может оказаться в его руках, поэтому нужно контролировать подобные изобретения.
Благодаря предостережениям экологов, люди задумались о здоровье планеты. В конце XX века государства мира разработали программу устойчивого развития, в которую включили меры по сохранению окружающей среды. Будет ли соблюдаться баланс между цивилизацией и экологией, зависит от здравомыслия людей.
С другими аргументами по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно познакомиться, пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov
(425 слов) Еще в 18 столетии люди поняли, что цивилизация противоречит природе. Пытаясь сделать жизнь человечества более комфортной, мы вступаем в конфликт с другими живыми существами и стихиями. Год за годом экологические проблемы лишь обостряются и уже угрожают нам полным уничтожением, но прогресс требует все новых и новых жертв. Возможно ли в наше время достижение компромисса между развитием технологий и сохранением природы? Посмотрим, что об этом думают писатели — совесть человечества.
Столкновение цивилизации и природы мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров сформулировал отношение новых людей к окружающему миру: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Это означает, что все живое служит лишь материалом для созидания человека, и он играет главную роль на Земле. Такая расстановка приоритетов разрешает герою препарировать лягушек и проводить другие эксперименты над животными. Конечно, позиция Базарова категорична, ее формулировка звучит дерзко, но ведь в ней заложены базовые принципы для создания гармонии между прогрессом и окружающей средой. Работник никогда не разрушит свою мастерскую, он связан ответственностью и некими обязательствами по отношению к месту, где он трудится: не будет его обители, и он останется не у дел. Любой мастер относится к своим инструментам и материалам бережно, иначе безалаберность его уничтожает. Важно отметить, что Базаров назвал человека работником, а не хозяином. То есть данная концепция требует от нас труда, мы не можем паразитировать и предаваться безудержному потреблению. На мой взгляд, именно определение, данное героем, помогает нащупать нить для взаимосвязи людей и природы.
Благодаря русской литературе мы можем понять, чего делать ни в коем случае нельзя, если мы хотим наладить отношения природы и человека. Так, А.П. Чехов в пьесе «Дядя Ваня» вкладывает в уста одного из героев гневное обличение потребительского образа жизни, при котором богатства Земли истребляются в угоду сиюминутным интересам. «Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их?» — вопрошает доктор Астров. Он осуждает ленивых соотечественников, которые могли бы строить дома из камня и топить печи торфом, но вместо этого они просто рубят лес, разрушая местную экосистему. В результате, мелеют реки, гибнут животные, насекомые, грибы, и нашим потомкам остается лишь воспоминания о комфорте, в котором жили предки благодаря своему расточительству. Если мы хотим сохранить дом для своих детей, важно выработать долгосрочную стратегию потребления, при которой леса будут успевать восстанавливаться, а люди поумерят свои аппетиты и будут искать альтернативные способы удовлетворения потребностей.
Таким образом, гармония между цивилизацией и природой возможна, если люди будут искать новые возможности для прогресса, которые позволят сохранить богатства окружающей среды. Важно считать себя на Земле работниками, а не хозяевами, то есть помогать другим живым организмам выживать и поддерживать многообразие их видов. Так мы сбережем наш дом!
Технический прогресс, непрерывное развитие человечества позволяет нам развиваться, сокращать расстояние для общения. Ежегодно появляется все больше научных открытий, гаджетов, предназначенных для упрощения жизни. Однако некоторый открытия негативно сказываются на экологии, а сама планета становится жертвой прогресса. Можно ли в такой ситуации найти баланс между природой и цивилизацией?
Я полагаю, что это реально, учитывая современные разработки и большой научный опыт в сфере экологии и природоведения. Это может быть активное распространение солнечных батарей, разработка альтернативных источников энергии и т.д. На поставленный выше вопрос пытались отметить также различные писатели, ученые и даже бизнесмены.
Например, компания Tesla во главе с Илоном Маском начала инвестировать в проекты, специализирующиеся на поиске альтернативных источников энергии. В настоящее время предприятие продвигает на рынке специальное покрытие для крыш домов. Это совершенно новая разработка, которая позволит эксплуатировать солнечную энергию для получения электричества. Проблемой остается только неэффективность использования данного новшества в условиях крайнего Севера или регионах, где температура зимой опускается ниже минус двадцати градусов.
Данная деятельность способствует выстраиванию гармоничных отношений между экологией и цивилизацией. Если человечество будет двигаться в данном направлении, то в скором времени мы сможем снизить нагрузку и давление на природу, а вместе с этим и несколько поправить экологическую ситуацию.
Отечественные писатели часто поднимают проблему негативного влияния технического прогресса на планету. Например, в произведении «Прощание с Матерой», написанном Валентином Распутиным, читатель может увидеть, как ради человечества уничтожается экология, погибают флора и фауна. На реке Ангара начали строить Братскую ГЭС, и для этого было принято решение затопить близлежащие деревни и острова. Проживающие здесь люди были вынуждены покинуть родные места, подстроиться под новые реалии. Осталось в затопленной деревушке и кладбище, где было похоронено большое количество важных для сельчан людей.
Таким образом, поддерживать баланс между цивилизацией и экологией – обязанность людей. Мы должны трепетно относиться к планете, заниматься разработками для охраны природы, а не ее чрезмерной эксплуатации.
Обновлено: 09.01.2023
Данная тема поднималась много раз. О проблемах природы и цивилизации, природы и человека говорили многие писатели, деятели науки, искусства и просто неравнодушные люди прошлых веков и современности, но эти проблемы и сегодня не потеряли своей актуальности. Человек – дитя Земли.
Он родился в земных условиях. Воздух, вода, земля, ритмы естественных природных процессов, разнообразие растительного и животного мира, климатические условия – все это обусловило жизнь человека. Человек должен стоять на земле, дышать чистым воздухом, регулярно
Нельзя забывать, что где бы ни был человек, на протяжении всей жизни его окружает природа.
Точнее будет сказать, что человек живет среди природы, живет с тех самых пор, когда вышел из природы, будучи ее неотъемлемой частью. Сегодня стремление людей проводить свое свободное время на природе, привязанность к животным и растениям свидетельствует о связи человека с природой. Не случайно существуют приподнято-торжественные изречения: “Человек – царь природы”, “Человек – вершина всего живого”, но и “Человек – дитя природы”. Человек и природа –
Части ее зависят друг от друга, друг друга изменяют, помогают или препятствуют в развитии. И чтобы жить, нужно быть в гармонии с окружающей средой постоянно. Главное отличие людей от других живых существ заключается в особой роли человека в жизни планеты.
Поэтому-то такой важной и необходимой считает современное человеческое общество заботу об охране природы, принимает справедливые законы, запрещающие нарушать ее единство.
“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”. Это образное выражение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери особенно актуально именно сегодня, когда человечество переступило порог XXI века. Долгое время с особой гордостью произносились слова: ” Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…” Но если всего много – значит ли это, что нет необходимости беречь природные богатства?
Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем “триумфальном шествии” люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жизни и хозяйствования территории. Забота об облике нашей Земли мне представляется очень важной.
Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат в воспитании в человеке с раннего детства заботливого отношения к природе, людям.
Но, к огромному сожалению, у большинства людей нет настоящего умения любить и видеть природу, понимать и ценить ее. Без такого умения некоторые очень своеобразно демонстрируют свою “любовь” к природе: уничтожают, уродуют ее. Увидев в озере цветок лилии, каждый ” ценитель красоты ” обязательно его сорвет, хотя знает, что не довезет до дома. А есть и такие, которые, встретив на своем пути гнездо соловья, могут раскидать птенцов, хотя сами очень любят его пение, а встретив ежика, обязательно поймают его и привезут в городскую квартиру, чтобы через день-два полуживого выпустить на тротуар.
К сожалению, сегодня у достаточно широкого круга людей многие моральные и культурные ценности сведены к минимуму. И уж тем более никому нет дела до охраны природы. Я считаю, что именно мы, молодежь, должны думать о сохранении природных ресурсов.
В наших руках будущее нашей страны и нашей планеты.
В заключение хотелось бы сказать, что человек и природа постоянно находятся в тесном взаимодействии: человек влияет непосредственно на природу, природа дает ему все необходимое, дарит радость от созерцания ее красоты. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым грубым вторжениям и оказывает сильное взаимное влияние. Удивительно сложна и удивительно неразрывна взаимосвязь человека и природы, и недооценивать важность таких отношений ни в коем случае нельзя.
— Главная — Сочинение ЕГЭ
(1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
(6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.
(10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
(12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.
(15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
(24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
(26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге. Как цивилизация влияет на природу? Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения». Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины». Поэтому живущим в лесах
животным становится намного сложнее выживать. Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
Автор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет, потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.
Я согласен с мнением автора, и считаю что влияние цивилизации на природу действительно очень
плохо сказывается на ее обитателях, в том числе и на человеке.
В доказательство своим словам приведу пример из литературы, из романа Чингиза Айтматова «Плаха». В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков. Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных.
Подводя итог, хочу сказать, что каждый из нас должен охранять природу и заботиться о
том, чтобы сохранить ее в первозданном виде.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 1 балл.
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Второго примера в тексте нет, поскольку проблема определена далеко не основная. Вы «натянули» пример про бурундука на «проблему». Бурундук просто время от времени сушит орешки и грибки. Никак этот эпизод не связан с заявленной проблемой.
Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере зачесть нельзя.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
Не зачтено: этот фрагмент сочинения полностью списан.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл. :
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель , НУЖНО ТИРЕ в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
1) Приложение необходимо обособлять с обеих сторон с помощью тире или запятых. Использовать одновременно тире и запятую недопустимо.
Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать НУЖНА ЗПТ как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».
Впоследствии , ЛИШНЯЯ ЗПТ автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные , рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
1) Нанизывание придаточных. Необходимо разбить как минимум на три предложения. Тяжело воспринимать написанное.
K10 — Соблюдение речевых норм: +1 балл.
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом , автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».
Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
Автор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет , потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.
Лучше: цивилизация меняет природу и уничтожает ее.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
Мы работаем не с произведением, а с фрагментом какого-то текста. Корректнее употреблять слово «текст».
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом бессюжетного текста, комментарием, обоснованием собственной позиции, пунктуацией. И не списывайте. Так Вы ничему не научитесь. Удачи!
Вариант 1
Плохое есть продолжение хорошего. Эти слова вполне применимы к достижениям цивилизации. С одной стороны цивилизация облегчает жизнь человека, с другой – от действий человека страдает природа. Трудовые процессы механизированы, для этого требуется много электроэнергии. Для получения электричества нужно строить больше атомных и гидроэлектростанций. Их функционирование нередко оборачивается трагедией. Сохранить баланс между экологией и цивилизацией крайне сложно, но можно. Человечество должно искать новые формы восстановления и сохранения биосферы. Этот вопрос много лет волнует передовое человечество, обращаются к нему не только экологи, но и писатели, журналисты, публицисты.
Чтобы не впадать в крайности и сохранить баланс между цивилизацией и экологией, принимая решения по усовершенствованию мира, нужно ориентироваться на состояние природы, на ее гармоничные отношения с человеком. Нужно понимать, что зависит благополучие планеты не только от сильных мира сего, но и от каждого жителя планеты.
Вариант 2
Люди во все времена стремились к комфорту, но, достигая его, часто они не задумывались о том, какое влияние их творения оказывают на состояние природы. В результате необдуманного использования природных ресурсов, расширения производств, испытания ядерного оружия, войн человек получил загрязненные водоемы и воздух, повышенный уровень радиации. О расточительном, безответственном отношении к природе не устают твердить экологи, их поддерживают деятели искусства и литературы. Человечеству следует найти баланс между комфортом и сохранением природных ресурсов, иначе мир постигнет экологическая катастрофа.
Благодаря предостережениям экологов, люди задумались о здоровье планеты. В конце XX века государства мира разработали программу устойчивого развития, в которую включили меры по сохранению окружающей среды. Будет ли соблюдаться баланс между цивилизацией и экологией, зависит от здравомыслия людей.
Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…
Проза А. И. Куприна.
II. Основная часть.
1. Образ главной героини повести.
2. Иван Тимофеевич — образ цивилизованного человека.
3. Мир природы и мир человека.
Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.
Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.
Читайте также:
- Сочинение поездка в лес с родителями
- Сочинение на тему философские проблемы добра и зла жизни и смерти в драме лермонтова маскарад
- Щедрое дерево сочинение егэ
- Сочинение почему писать безграмотно недопустимо
- Актуальность на дне сочинение
Запомни!
Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
Как цивилизация влияет на природу
Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге…
03.04.2021 00:33:18
Автор: Андрей Адайкин
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге. Как цивилизация влияет на природу? Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения». Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины». Поэтому живущим в лесах
животным становится намного сложнее выживать. Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
Автор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет, потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.
Я согласен с мнением автора, и считаю что влияние цивилизации на природу действительно очень
плохо сказывается на ее обитателях, в том числе и на человеке.
В доказательство своим словам приведу пример из литературы, из романа Чингиза Айтматова «Плаха». В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков. Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных.
Подводя итог, хочу сказать, что каждый из нас должен охранять природу и заботиться о
том, чтобы сохранить ее в первозданном виде.
Количество слов — 325
Здравствуйте, Андрей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 1 балл.
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Второго примера в тексте нет, поскольку проблема определена далеко не основная. Вы «натянули» пример про бурундука на «проблему». Бурундук просто время от времени сушит орешки и грибки. Никак этот эпизод не связан с заявленной проблемой.
Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере зачесть нельзя.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
Не зачтено: этот фрагмент сочинения полностью списан.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
1) Нарушение причинно-следственных связей. Подробнее смотреть В К2 (пример 2).
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.:
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, НУЖНО ТИРЕ в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
1) Приложение необходимо обособлять с обеих сторон с помощью тире или запятых. Использовать одновременно тире и запятую недопустимо.
Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать НУЖНА ЗПТ как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».
2) Не обособлено придаточное.
Впоследствии, ЛИШНЯЯ ЗПТ автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
3) Лишняя запятая.
4) Не обособлено придаточное.
Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
5) Не обособлено придаточное.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Впоследствии, автор, чтобы
показать какие изменения претерпевают животные, рассказывает о том, как он наблюдал за бурундуком,
который вынес наружу сухие грибы, корешки и орешки, которые бурундук сохранил про запас, потому
что искать себе пропитание стало намного сложнее, по причине того, что «девственные леса выгорают,
а на смену им появляются леса, состоящие из лиственницы, березы и осины».
1) Нанизывание придаточных. Необходимо разбить как минимум на три предложения. Тяжело воспринимать написанное.
K10 — Соблюдение речевых норм: +1 балл.
Ошибки:
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
1) Канцеляризм.
Этим вопросом задается автор рассказа.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать как цивилизация влияет на природу,
делится своими наблюдениями: «Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие
жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения».
2) Повтор.
Таким образом, на этих примерах писатель
показывает как именно цивилизация влияет на природу.
Лучше: этими примерами.
Автор считает, что изменение природы, которое неизбежно несёт за собой цивилизация, плохо на
неё влияет, потому что природа начинает утрачивать свою оригинальность.
Лучше: цивилизация меняет природу и уничтожает ее.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
В . Арсеньев — русский путешественник и писатель, в данном произведении рассказывает о своем
путешествии по тайге.
Мы работаем не с произведением, а с фрагментом какого-то текста. Корректнее употреблять слово «текст».
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом бессюжетного текста, комментарием, обоснованием собственной позиции, пунктуацией. И не списывайте. Так Вы ничему не научитесь. Удачи!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 0
K2 — Пример 2: 0
K2 — Пояснение к примеру 2: 0
K2 — Указание на связь между примерами: 0
K2 — Анализ связи между примерами: 0
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 3
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 1
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 12
Возврат к списку
Цивилизация и природа вечный конфликт. Готовый пример итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 классов к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
-
Аргументы для направления цивилизация и технологии
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022
Цивилизация и природа вечный конфликт итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022:
Развитие человеческой цивилизации все чаще требует от природы жертв. Истребление ресурсов Земли, гибель целых экосистем, загрязнение окружающей среды — все это последствия прогресса производства и экономики. Но этот вечный конфликт — не повод отчаиваться. Это стимул для ученых, которые решают эту проблему. Чтобы подробнее ее рассмотреть, обратимся к литературным примерам.
Вспомним рассказ Е. Носова «Кукла». Главный герой отправляется на рыбалку, он знает хорошее место, где можно найти прекрасный улов. Но там его ожидает разочарование. Его напарник, местный житель, лишь руками развел: «И даже удочек не разматывай! Не трави душу». Оказалось, что река заросла тиной, потому что с полей ветер принес новые удобрения. Рыбе не хватает воздуха, и она умирает. Теперь вместо живописного уголка зияет замусоренная обмелевшая пустошь. Этот пример наглядно демонстрирует, как развитие сельского хозяйства влияет на местную экосистему. Цивилизация вновь столкнулась с природой. Но ведь эта проблема решаема! Удобрения совершенствуются, наука не стоит на месте, и сегодня любое сельскохозяйственное предприятие проверяется многочисленными контрольными службами, которые не допускают отрицательного влияния на окружающую среду.
Люди могут закончить противостояние цивилизации и природы, если научатся бережно относиться к ресурсам. Такой пример мы видим в повести М. Пришвина «Кладовая солнца». По мнению Михаила Михайловича, природа напоминает собой храм. Лес для писателя не только красивое место, но и святое. Ведь здесь слышится пение птиц, как голоса певчих в храмах. Необходимо вести себя тихо и аккуратно в святом месте. Именно сюда приходят за помощью, чтобы найти правильный жизненный путь. Поэтому Настя и Митраша, осознавшие это, нашли богатство Слепой Елани — кладовую, где полным полно клюквы — дорогой и полезной ягоды. Дети не уничтожали дом животных и птиц, они изучали его и поняли, как найти свой клад, не разрушая его источник. Их примеру последовали и разведчики, к которым принадлежал рассказчик. Они отыскали залежи торфа, который может обеспечивать работу местного завода. Благодаря ему не нужно рубить деревья и использовать дрова. Вот так люди убедились в том, что можно обойтись экологичными способами взаимодействия с природой и сохранить ее.
Таким образом, цивилизация и природа — это не непримиримые враги. Более того, их вовсе не нужно противопоставлять друг другу в современных реалиях. Ученые найдут способы минимизации вреда окружающей среде и выведут производство на новый уровень, благодаря чему мы не разорим, а обогатим природу.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Сочинения по литературе для учеников 1-11 классов
Аргументы:
- А.С. Пушкин — поэма «Цыганы». Пушкинские герои — Земфира, старый цыган — вольные, сильные люди. Они свободно распоряжаются собой, любят, в душе их нет противоречий между словом и делом, между мыслью и чувством. Они непосредственны, живут импульсивными порывами. Так, Земфира, полюбив молодого цыгана, хочет расстаться с Алеко. Этот герой же воплощает в поэме мир цивилизации, противопоставленный миру природы. Эти два мира у Пушкина несовместимы.
- М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Мотив противостояния природы и цивилизации звучит в двух повестях романа — «Бэла» и «Тамань». Печорин является у Лермонтова героем цивилизации, человеком культуры. Грубо вторгаясь в мир природный, он разрушает его основы. Так, погибает Бэла, нарушается устойчивый порядок жизни контрабандистов в Тамани. Столкновение с этим миром губительно и для самого Печорина: он искренне страдает после гибели Бэлы, контрабандисты же едва не лишили его жизни.
- А.И. Куприн — повесть «Олеся». В повести А.И. Куприна «Олеся» также звучит мотив противостояния природы и цивилизации. Олеся — дитя природного мира, Иван Тимофеевич же — писатель, человек образованный и интеллигентный. Он далек от естественной, природной жизни. Природа и культура у писателя оказываются несовместимыми: вторжение героя в жизнь Олеси становится губительным — ей приходится навсегда покинуть родные места.
- И.А. Бунин — рассказ «Господин из Сан-Франциско». Мотив противостояния природы и цивилизации звучит в этом рассказе. Герой рассказа, человек современной цивилизации, утратил способность радоваться и удивляться чему-либо, ценить красоту природы, испытывать интерес к людям и событиям. Душа его словно окаменела, жизнь расписана наперед, он напоминает механическую куклу. Однако против него восстает природа и судьба. Путешествие господина из Сан-Франциско прервано его внезапной смертью. Тело его покоится теперь в трюме «Атлантиды», а в это время в залах корабля звучит громкая музыка: там дают бал. И эта бальная музыка звучит «среди бешеной вьюги, проносившейся над худевшим, как погребальная месса… океаном». Вся эта картина рождает у читателя ощущение надвигающейся глобальной катастрофы, гибели всего человечества. И в этом одна из главных идей рассказа: человек — это вовсе не центр Вселенной, а лишь песчинка в огромном Космосе. И этот мир, по мысли автора, как и природа, как и судьба, неуправляем и непознаваем. Именно поэтому нужно ценить каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, нужно уметь радоваться жизни, красоте природы, любви, искусству. В этом, по мысли Бунина, истинные жизненные ценности. После описания смерти героя глазам читателя открывается панорама Неаполитанского залива: мы видим старого лодочника Лоренцо, беззаботного гуляки и красавца, двух абруццских горцев, которые, радуясь солнцу и новому дню, спускаются от Анакапри. И здесь уже мы видим мир природы. Таким образом, автор пытается напомнить читателю о бренности человеческого существования. Тема смерти отдельного человека перерастает в тему гибели всей современной цивилизации, нового Вавилона, людей, подверженных греху, страстям, гордыне, озабоченных сиюминутными удовольствиями.
- С.А. Есенин — поэма «Сорокоуст» (отрывок из поэмы).
Видели ли вы.
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь.
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?