Как сокращать цитаты в сочинении

3 декабря 2014

В закладки

Обсудить

Жалоба

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

1. Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами.

2. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте многоточие. Например: «Онегин был…ученый малый, но педант».

3. Графически цитаты выделяются кавычками. Исключение составляют стихотворения, написанные с соблюдением размера (столбиком). Отрывки из стихотворений объемом от одной строчки до трех можно писать в строку, тогда кавычки необходимы.

4. Цитируя высказывание, укажите, кому принадлежать эти слова и источник, откуда они взяты.

5. Цитируя слова персонажей (особенно в отношении драматических произведений, построенных на высказываниях действующих лиц), укажите, кому принадлежит высказывание. Помните, что мнение персонажа, позиция автора и ваша собственное точка зрения могут не совпадать с приводимой цитатой, поэтому необходимы ссылки, например: «В «вертопрахе» Хлестакове, по определению городничего, ничего не было похожего на ревизора—«ни на полмизинца». Если же мысли, высказанные персонажем, разделяются писателем, оговорки о том, кому они принадлежат, не обязательны. Например, взгляды Д.Фонвизина отражаются в словах Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»

6. Цитату можно фиксировать в виде прямой речи, например, «Славный был малый»,—говорит о Печорине Максим Максимыч; либо используя сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным ( «Рассказывая историю Бэлы, Максим Максимыч замечает, что Печорин «славный был малый»)

7. Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.

8. Обращайте внимание на форму глагола. Если цитата является самостоятельным предложением, в ней сохраняется первое и второе лицо глагола и местоимения. Если входит в состав другого предложения, то второе лицо должно быть изменено на третье. Например: «Онегин говорит Татьяне, что он «не создан для блаженства», его душа «ему чужда».

9. Если в цитате присутствует местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.

10. Помните, что назначение цитаты—подтвердить сказанное, но не повторять его.
Итак, сочинение показывает умение учащегося изложить свои мысли. При правильном употреблении и оформлении цитат знание произведения становится очевидным. Ценность сочинения определяется показанными выпускниками знаниями литературы и умением раскрыть предложенную тему (проблему).

Автор: Карпова Татьяна Александровна.

Основные способы цитирования

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

 Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

 Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Например:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Есенин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза

 

Литература изъята из законов тления.
         Она одна не признает смерти.

         М. Е. Салтыков-Щедрин

Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

…И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л.   Т.).

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

 

При написании сочинений ((9.1), (9.2) и (9.3))  необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:

  • краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора;

    Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами (А. Чехов. Хорошая новость) — пример применения пересказа;

  • приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.

1. Цитата в виде прямой речи.

Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.

В. Белинский писал: «Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух, гений».

«Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — писал А. Н. Толстой.

«Для интеллигентного человека, — утверждает А. Чехов, — дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.

«Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица… не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить», — писал А. Чехов в статье «Хорошая новость».

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

Ф. Ларошфуко считал, что «истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Д. Писарева, «неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

4. Цитирование стихотворного отрывка.

Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.

О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:

И скучно и грустно и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, —

такие проникновенные строки пишет А. Пушкин.

Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).

С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».

Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).

Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.

Пример из сочинения (9.1).

В предложении (13) автор использует метафору «горели щёки».

Ещё одно выразительное средство, которое помогает автору изобразить портрет персонажа — сравнение.

Пример из сочинений (9.2) и (9.3).

Предложение (32) подтверждает мысль о том, что герой дорожил дружбой.

Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение (21)).

В предложениях (12)–(14) автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Источники:

http://gramma.ru, портал «Культура письменной речи».

http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».

http://old-rozental.ru, Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация.

ЕГЭ – 2020  ЗАДАНИЕ 27  СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 10» г. НЕФТЕЮГАНСК

ЕГЭ – 2020 ЗАДАНИЕ 27 СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ

ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «СОШ № 10»

г. НЕФТЕЮГАНСК

1. Цитаты в виде прямой речи  Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи «…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский. ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

«…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский.

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи  Автор так описывает его:  И нос и плечи поднимал  Вошедший с нею генерал... ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи

Автор так описывает его:

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал…

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи  Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»  ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

1. Цитаты в виде прямой речи

Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

2. Цитаты в виде косвенной речи  М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

2. Цитаты в виде косвенной речи

М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

«Встроенные» цитаты  Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все...»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).  ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

«Встроенные» цитаты

Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все…»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).

ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Оформление эпиграфа  Как не любить родной Москвы? Е.А. Баратынский ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

Оформление эпиграфа

Как не любить родной Москвы?

Е.А. Баратынский

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Трудные вопросы пунктуации. Цитаты. Знаки препинания при них.

Трудные вопросы пунктуации.

Цитаты. Знаки препинания при них.

Цитаты часто используются в сочинениях, докладах, статьях для подтверждения мыслей автора.

Рассмотрим, как правильно оформлять цитаты, как ставить знаки препинания при них.

Цитата – это точная выдержка из какого-либо текста или высказывания.

Цитата- отрывок из прозаического произведения.

  • Цитата моет быть оформлена как прямая речь. В этом случае ставятся те же знаки, что и при прямой речи.

1.А.М. Горький писал: «Человек – это звучит гордо!»

  1. «Человек – это звучит гордо!» – писал А.М. Горький.
  2. «Человек, – писал А.М. Горький, – это звучит гордо!».
  • Цитата может быть оформлена как косвенная речь. В этом случае она заключается в кавычки, начинается со строчной буквы, является придаточным предложением в СПП. Вопросительный и восклицательный знаки, имеющиеся в цитате оригинала, в косвенной речи НЕ ставятся.

А.М. Горький писал, что «человек – это звучит гордо».

  • Цитата может быть оформлена как простое предложение с вводным предложением в нём. Она пишется со срочной буквы и заключается в кавычки. Вопросительный и восклицательный знаки, имеющиеся в цитате оригинала, в данном случае тоже НЕ ставятся.

По словам А.М. Горького, «человек – это звучит гордо».

  • Если цитата большая, то можно выписать только её часть. В этом случае на месте пропуска ставится многоточие.

Сравните.

Цитата А.М. Горького: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Сокращение цитаты. «В жизни всегда есть место подвигам».

  • Иногда для подтверждения мысли берут не всю цитату, а только какое словосочетание или даже слово из текста. В этом случае оно берётся в кавычки и пишется со строчной буквы.

Пример.

В своём романе автор показал такое явление, как «обломовщина».

  • Если сокращается цитата, в которой у автора уже есть многоточие, то многоточие на месте пропуска заключается в угловые скобки.

В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства ‹…›. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве…».

  • Если в цитате автор хочет выделить какое слово или словосочетание, то он может это сделать как-то условно, например, подчеркнуть, и рядом с этим словом в скобах написать пояснение (выделено мною ИЛИ выделено автором).

«Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]», — писала М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927г.

Цитата- отрывок их стихотворного произведения.

  • Если цитата – отрывок из стихотворения, то она оформляется как прямая речь. Знаки ставятся те же самые. Но есть одно отличие. Цитата пишется столбиком и в кавычки НЕ берётся.

Примеры.

1.Н.А. Некрасов писал:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

  1. Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан,-

так писал Н.А. Некрасов в своём стихотворении.

  • Цитата – стихотворение тоже может сокращаться. В этом случае на месте пропуска ставится многоточие.

Пример.

Тест стихотворения А.С. Пушкина.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Цитату можно сократить.

Прощай, свободная стихия!
Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Примечание.

В научных статьях иногда стихотворную цитату пишут в строчку, ставя между строками двойную вертикальную наклонную линию, каждую строчку пишут с большой буквы.

А.С. Пушкин писал: «Прощай, свободная стихия! // В последний раз передо мной// Ты катишь волны голубые// И блещешь гордою красой».

В сочинении школьникам лучше писать цитату в столбик.

О знаках препинания при ЭПИГРАФЕ читайте в отдельной статье рубрики.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Правописание

Как оформлять цитаты?

  1. Самый распространенный способ – выделение кавычками.

    «Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора». 

  2. Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:

    «Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора». 

  3. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:

     

    Основные требования к цитате – это уместность и  точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора.

     

Как оформляются выделения внутри цитаты? 

Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.

Выделения, принадлежащие цитируемому автору, рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается. Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные — цитирующему. Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:

В. В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив В. В. Иванова, все не оговоренные выделения принадлежат нам. – N.N.)»

Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после комментария ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например: 

Автор пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив мой. – N. N.)». 

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата: 

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». 

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал он в «Охранной грамоте».

в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее». 

В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:

а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:
 

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…».

в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего): 

Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»

Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).

После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Цитата всегда начинается с большой буквы?

Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:

  • Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием:

    «…Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Пастернак. 

  • Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение:

    Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

    Но: 

    Пастернак писал: «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

    Пастернак писал, что «…о нем не приходится строить догадок».

Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?

Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:  

в тексте:

«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].

в списке литературы:

Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410-412.

(По материалам книги:
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)

Правила употребления цитат Порядок цитирования

В
научном произведении для подтверждения
обоснованности, достоверности и
дополнения отдельных положений и
выводов, выдвинутых автором, следует
приводить цитаты. Цитата – это дословная
выдержка из какого-либо текста, сочинения
или дословно приводимые чьи-либо слова.
Научный этикет требует точно воспроизводить
цитируемый текст, потому что малейшее
сокращение приводимой выдержки может
исказить смысл, который был в нее вложен
автором.

Цитироваться
должен логически законченный фрагмент
текста, то есть должна быть полная
гарантия того, что при передаче смысла
источника в цитату не допускались
самовольные изменения. Цитата должна
быть неразрывно связана с текстом и
служить убедительным доказательством
или подтверждением выдвинутых автором
в тексте положений. Цитирование должно
быть достаточно убедительным и
соответствовать требованиям правил
оформления цитат.

Очень
часто студенты, допускают при цитировании
ошибки, наиболее типичными из которых
являются: неразборчивое цитирование,
недобросовестное цитирование и чрезмерное
цитирование.

Неразборчивое
цитирование

ссылка дается на устаревший или
неавторитетный источник, на работу, к
которой освещаемый вопрос имеет самое
отдаленное отношение, или проблема,
затронутая в ней, еще не решена, а только
выдвинута.

Недобросовестное
цитирование

искажение цитируемого материала,
искусственное привлечение цитат,
необоснованный обрыв фраз или выражений
в цитируемом материале.

Чрезмерное
цитирование
одного
источника создает впечатление неумения
своими словами сжато пересказать мысли
другого автора. Чрезмерное цитирование
разных авторов создает впечатление
компилятивности работы.

Общие требования
к цитированию следующие:

      1. Текст
        цитаты заключается в кавычки и
        приводится в той грамматической форме,
        в какой он дан в источнике, с сохранением
        особенностей авторского написания.

      2. Цитирование
        должно быть полным, без искажений
        мысли автора. Пропуск слов, предложений,
        абзацев при цитировании допускается
        без искажения цитируемого текста и
        обозначается многоточием. Оно ставится
        в любом месте цитаты (в начале, в
        середине, в конце). Если перед опущенным
        текстом или за ним стоял знак препинания,
        то он не сохраняется.

      3. При
        цитировании каждая цитата должна
        сопровождаться ссылкой на источник,
        библиографическое описание которого
        приводится в соответствии с требованиями
        библиографических стандартов.

      4. При
        непрямом цитировании (при пересказе,
        при изложении мыслей других авторов
        своими словами), что дает значительную
        экономию текста, следует быть предельно
        точным в изложении мыслей автора,
        корректным при оценке излагаемого,
        давать соответствующие ссылки на
        источник.

      5. Цитирование не
        должно быть ни избыточным, ни
        недостаточным, так как и то и другое
        снижает уровень научной работы.

      6. Если
        необходимо выразить отношение автора
        научной работы к отдельным словам или
        мыслям цитируемого текста, то после
        них ставят восклицательный знак или
        знак вопроса, которые заключают в
        круглые скобки.

      7. Если
        автор научной работы, приводя цитату,
        выделяет в ней некоторые слова, он
        должен это специально оговорить, т.
        е. после поясняющего текста ставится
        точка, затем указываются инициалы
        автора научной работы, а весь текст
        заключается в круглые скобки. Вариантами
        таких оговорок являются следующие:
        (разрядка наша. – И. К.), (подчеркнуто
        мною. – И. К.), (курсив наш. – автора).

При
оформлении цитат следует знать правила,
связанные с написанием прописных и
строчных букв, а также с употреблением
знаков препинания в цитируемых текстах.

Если
цитата полностью воспроизводит
предложение цитируемого текста, то она
начинается с прописной буквы во всех
случаях, кроме одного – когда эта цитата
представляет собой предложения автора
работы.

Если
цитата воспроизводит только часть
предложения цитируемого текста, то
после открывающих кавычек ставят
многоточие. Здесь возможны два варианта.

  1. цитата
    начинается с прописной буквы, если
    цитируемый
    текст идет после точки,
    например:
    Автор
    социально-когнитивной теории А. Бандура
    отмечал: «Благодаря тому, что люди могут
    хотя бы приблизительно обучаться на
    чужом примере, прежде чем начинать
    действовать, они избегают ненужных
    ошибок» [53, с.447].

  2. цитата
    начинается со строчной буквы, если
    цитата
    вводится в середину авторского
    предложения не полностью
    (опущены
    первые слова), например: По отношению
    к содержанию деятельности А.К. Маркова
    мотивы делит на «…внешние (мотивы долга
    и обязанности, мотивы оценки, достижения
    успеха, мотивы самоутверждения) и
    внутренние (интерес к содержанию
    деятельности, к ее процессу, к овладению
    способами данной деятельности) [39,
    с.11].

  3. Строчная
    буква ставится и в том случае, когда
    цитата
    органически входит в состав предложения,
    независимо
    от того, как она начиналась в источнике,
    например:

Известный
немецкий психолог К. Левин отмечал, что
«каждый человек характерным для него
образом воспринимает и оценивает одну
и ту же ситуацию, и у разных людей эти
оценки не совпадают» [25, с.207].

Ссылки
в тексте
на
номер рисунка, таблицы пишут сокращенно
и без значка «№», например: (рисунок
1.3), (таблица 1.5) Если указанные слова не
сопровождаются порядковым номером, то
их следует писать в тексте полностью,
без сокращений, например «из рисунка
видно, что…», «таблица показывает,
что…» и т. д.

Ссылку
в тексте на отдельный раздел работы, не
входящий в строй данной фразы, заключают
в круглые скобки, помещая впереди
сокращение «см.».

В
научных текстах встречается много
перечислений (перечней), состоящих как
из законченных, так и незаконченных
фраз. Незаконченные фразы пишутся со
строчных букв и обозначаются арабскими
цифрами или строчными буквами с
полукруглой закрывающей скобкой.
Существует два варианта оформления
таких фраз:

    1. Перечисления,
      состоящие из отдельных слов (или
      небольших фраз без знаков препинания
      внутри), пишутся в подбор с остальным
      текстом и отделяются друг от друга
      запятой.

    2. Перечисления,
      состоящие из развернутых фраз со своими
      знаками препинания, чаще всего пишутся
      с новой строки и отделяются друг от
      друга точкой с запятой.

В том
случае, когда части перечисления состоят
из законченных фраз, они пишутся с
абзацными отступами, начинаются с
прописных букв и отделяются друг от
друга точкой.

Текст
всех элементов перечисления должен
быть грамматически подчинен основной
вводной фразе, которая предшествует
перечислению

Источник цитаты

Им
должно быть цитируемое издание
(произведение), а не издание (произведение)
другого автора, где цитируемый текст
приведен в качестве выдержки.

При
нескольких (многих) изданиях цитируемого
источника рекомендуется выбирать
наиболее авторитетное (например,
академическое: полное собрание сочинений).

Цитирование
по цитате

как
правило, запрещается. Допустимо в
качестве исключения, если:

  1. первоисточник
    не доступен или его разыскание
    затруднительно;

  2. цитируется
    публиковавшийся архивный документ и
    воспроизведение текста по архивному
    первоисточнику может неправомерно
    придать цитированию характер архивного
    разыскания;

  3. цитируемый
    текст стал известен по записям слов
    автора и воспоминаниям другого лица.

Условия смысловой
точности цитирования:

  1. Разрешается
    цитирование только логически законченного
    фрагмента текста, то есть цитирование
    с полнотой, которая бы гарантировала
    неизменность передачи смысла в источнике
    и цитате (без произвольного обрыва
    цитируемого текста, без выдергивания
    слов и фраз из контекста, когда то, и
    другое ведет к изменению смысла или
    оттенка смысла источника).

  2. Допустимо ради
    экономии места отбрасывание ненужных
    для целей цитирования слов, когда это
    не влияет на смысл цитаты.

Условие
буквальной точности цитирования:
цитата
должна слово в слово, буква в букву, знак
препинания в знак препинания следовать
источнику, за некоторыми исключениями,
о которых будет сказано ниже.

Орфография и
пунктуация в цитатах

Текст
обычно цитируется в соответствии с
правилами и нормами орфографии и
пунктуации, действующими в настоящее
время, например:

В
источнике «западно-европейский»,
а в
цитате «западноевропейский».

Допустимо
приводить цитаты из современных
произведений с явными ошибками, помечая
их вопросительным знаком в круглых
скобках. Разрешается исправлять ошибки,
оговаривая их в примечаниях.

Сокращения в
цитатах

Произвольно
сокращенные в источнике слова разрешается
писать развернуто, восстанавливая
пропущенные части слов в прямых или
угловых скобках и опуская имеющуюся в
источ­нике точку как знак препинания,
например: т(ак)
к(ак) Н.Г Чернышевский пишет, что у него
«…
утвердилось
мнение, заимствованное из «Отеч(ественных)
записок»…».

Купюры в цитатах

Можно
опустить одно или несколько слов или
даже предложений, если мысль автора
цитаты не исказится и читатель будет
оповещен о купюре многоточием на месте
пропущенных слов и многоточием в угловых
(< >) скобках на месте опущенных
предложений.

Цитирование
отдельных слов и словосочетаний

При
таком цитировании многоточие разрешается
не ставить, ибо читателю и без того ясно,
что перед цитируемыми словами и после
них опущены слова, например: Человек
был соединен с миром первичными узами,
которые

Э. Фромм называет «естественными
социальными связями», которые разрываются
с ростом капитализма, и человек приобретает
«негативную свободу».
Однако
пропуск слова внутри словосочетания
обозначается многоточием.

Изменение падежа
слов в цитате

Такое
отклонение от первоисточника возможно
в случаях, когда цитируются отдельные
слова и словосочетания.

Выделения в
цитате:

    1. Желательно
      сохранять форму выделения источника.
      Если же по техническим причинам это
      невозможно, то допускается заменять
      такую форму иной, близкой по силе, с
      оговоркой один раз в примечании,
      например:«… В
      деле художественной критики Крамской
      есть истинный Белинский»,—писал В. В.
      Стасов

      источнике полужирный шрифт).

    2. Выделение
      слов цитирующим обязательно помечают
      или оговаривают в сноске, например:
      Примечание у первой цита­ты из одного
      источника: Везде
      в неоговоренных случаях курсив в
      цитатах наш.

Кавычки,
указываемые на границы приводимого
текста оригинала, ставят в начале и в
конце цитаты независимо от ее размеров
и числа содержащихся в ней абзацев.

Рисунок кавычек:

  1. Цитаты
    заключаются в кавычки такого же рисунка,
    что и применяемые в самом тексте в
    качестве основных.

  2. Если
    внутри цитаты есть слова (словосочетания),
    в свою очередь заключенные в кавычки,
    то последние должны быть другого
    рисунка, чем кавычки, закрывающие и
    открывающие цитату (внешние кавычки
    обычно елочки « », внутренние-лапки »
    «).

Внутрицитатные
абзацы

Приводятся так,
как в источнике, кроме случаев, когда
цитаты включают лишь незначительную
часть текста обоих абзацев, например,
последнюю фразу одного и начальную
фразу другого.

Первое
слово цитаты может начинаться с прописной
буквы при наличии следующих условий:

  1. Когда
    оно стоит после двоеточия в середине
    фразы, если и в источнике оно начиналось
    с прописной буквы (текст цитируется с
    начала предложения):

В
источнике:
Избегайте
ученых терминов

В цитате: Пушкин
советовал: «Избегайте ученых терминов
…»

  1. Когда оно открывает
    собой фразу и идет после точки, завершающей
    предшествующее предложение основного
    текста, даже если это не первые слова
    цитируемого предложения:

В источнике: А
поэзия, прости господи, должна быть
глуповата.

В
цитате:
Здесь
уместно напомнить пушкинские слова:
«… Поэзия… должна быть глуповата», ) –
писал поэт.

  1. Когда
    оно начинается с имени собственного,
    даже если в цитате опущены начальные
    слова цитируемого предложения и она
    идет после двоеточия:

В
источнике, углубляясь в его книги, узнаю,
что сам Пруст восторгался Рескином,
Жорж Санд.

В цитате: Моруа
писал: «…Пруст восторгался Рескином,
Жорж Санд».

Со строчной буквы
начинаются цитаты:

  1. С
    опущенными первыми словами начального
    предложения, стоящие в середине фразы
    основного текста (как после двоеточия,
    так и без него), начинающиеся именем
    нарицательным.

  2. Без
    опущенных первых слов начального
    предложения, но включенные в синтаксический
    строй фразы основного текста, стоящие
    в ее середине или конце, не после
    двоеточия, с первым словом не именем
    собственным.

Замена многоточием
других знаков препинания.

Многоточие
заменяет такие знаки препинания, как
запятая, двоеточие, точка с запятой,
тире перед опускаемым текстом в цитате.
Недопустимо заменять одну из точек
многоточия каким-либо из этих знаков
или сочетать многоточие с любым из них.

Сочетание
многоточия с другими знаками препинания.
Многоточие
может сочетаться с такими знаками
препинания, как точка с запятой,
восклицательный и вопросительный знаки,
многоточие, в следующих случаях:

  1. Точку
    с запятой ставят после многоточия,
    когда в тексте приводится перечень
    цитат с опущенными в конце каждой
    словами или опущенными начальными
    словами, например: Кризис
    имеет место всегда, во всяком нормально
    текущем детском развитии…; кризис
    завершает цикл внутреннего психического
    развития.

  2. Точку,
    восклицательный или вопросительный
    знак, многоточие ставят перед многоточием
    с отбивкой от него, когда одно предложение
    цитаты приводится полностью (оно и
    закан­чивается одним из перечисленных
    в начале пункта знаков), а начальные
    слова следующего предложения цитаты
    опущены. Это позволяет читателю получить
    точное представление о
    структуре
    цитируемого текста.

Многоточие в
начале и конце абзацев многоабзацной
цитаты.

Если в конце абзаца
многоабзацной цитаты опущены слова,
такой абзац заканчивается многоточием,
а если при этом в начале следующего
абзаца опущены слова (первое слово), то
и он начинается многоточием. Структура
текста цитаты не меня­ется; она делится
на абзацы так же, как в источнике,
например:

Первый абзац
цитаты с опущенными в конце словами…

Второй
абзац цитаты с опущенным начальным
словом или начальными словами.

Указания о
принадлежности выделений.

Указания
типа курсив
мой; разрядка моя; выделено мною;
подчеркнуто мною
оформляют
так же, как смысловые поясне­ния и
замечания цитирующего, например:

«…Мною
руководила потребность собрания мыслей,
сцепленных между собой для выражения
себя…» (курсив наш. – И. Н.).

Расшифровка
местоимений, аббревиатур

Такие примечания
обычно заключают в прямые скобки и
помещают за словом (словосочетанием),
к которому они отно­сятся, не указывая
инициалов имени и фамилии цитирующего,
так как принадлежность примечаний ясна
читателю по смыслу и прямым скобкам,
например:

«Нет
сомнений, что он
[Пушкин]
создал
наш поэтический, наш литературный
язык
…»

Точка после
кавычек, закрывающих цитату, ставится:

  1. Если
    перед закрывающими кавычками не стоит
    многоточие, восклицательный или
    вопросительный знак; при этом точка
    может быть перенесена за ссылку, если
    последняя следует непосредственно за
    цитатой, например: Е.Н.
    Савина пишет: «Неудовлетворение
    потребности в любви будет побуждать
    его добиваться ее удовлетворения любыми
    способами
    »
    [59,
    с. 1].

  2. Если
    перед закрывающимися кавычками не
    стоит многоточие, восклицательный или
    вопросительный знак, но цитата не
    является самостоятельным предложением
    (выступает как член того предложения,
    в которое включена; обычно такие цитаты
    – часть придаточного предложения),
    например:
    В.И. Гарбузов считает, что «причиной
    возникновения тревоги всегда является
    внутренний конфликт ребенка
    …».

Тире
после кавычек, закрывающих цитату

Ставится,
если оно необходимо по условиям контекста
(в частности, текст перед цитатой –
подлежащее, выраженное неопределенной
формой глагола, а текст после цитаты –
сказуемое, присоединенное словом значит
или
также выраженное неопределенной формой
глагола), например: Сказать:
«Чувственное представление и есть
существующая вне нас действительность»

значит
вернуться к юмизму …

Место знаков
препинания после стихотворной цитаты

Если
цитата воспроизводится с соблюдением
стихотворных строк источника, знак
препинания, относящийся ко всему тексту
с цитатой, помещают в конце последней
стихотворной строки, а не перед словами
цитирующего, например:

В
формально грамматическом отношении
конструкции Мечты
не шевелят наш ум, потомок оскорбит наш
прах

однотипны.

Знаки препинания
в фразе, начинающейся цитатой

Ставят запятую и
тире, если в источнике текст цитаты
заканчивается точкой, например:

В
источнике …Прибежищем многих детей,
их спасением от тревоги является мир
фантазий.

В
цитате
«…Прибежищем
многих детей, их спасением от тревоги
является мир фантазий», – писала А.М.
Прихожан.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Как создаются образы животных в сказках в бианки
  • Как создаются мультфильмы рассказ для детей
  • Как создать сказку для 5 класса
  • Как создать свою сказку
  • Как создать план сказки