- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Легенда и действительность в Старухе Изергиль
Легенда и действительность в Старухе Изергиль
Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка. В каждом отрывке есть своя легенда. В первом описывается легенда о Ларре, во втором – жизнь старухи Изергиль, и в последней, во третей – легенда о Данко.
В выдуманных историях присутствует доля истины. Действительность отображается в поступках человека и в трудных обстоятельствах. В частности, эгоистичность Ларры. Именно такой особый почерк нрава есть в определенных людях, и весьма часто наблюдается в обыденной жизни. Самому писателю не нравиться эгоистичность и самодовольство Ларры.
Горькой демонстрирует, что человеку трудно просуществовать без окружающих людей. В одиночестве пропадает чувство радости к существованию. Данко является полной противоположностью Ларре. Данко – это человек, который готов собой пожертвовать ради хорошей, мирной жизни остальных людей. Он шел на жертвы не ради благодарности, а из чистых намерений. Он считается идеалом для автора произведения. У старухи Изергиль очень яркая и насыщенна жизнь. В ее окружение были вольнолюбивые и высокомерные люди. Она много страдала на протяжение всей своей жизни, но эти страдания тоже были частью ее жизни. Именно они подчеркивали ее радость и счастье, которое она пережила. В нраве старухи присутствует эгоизм Ларры и любовь к людям от Данко. Старуха рассказывает о своем прошлом и о том, что с ней происходило. В конце своего исповедания старушка сказала в заключении, что жить нужно тихо и безмятежно.
Сравнив все три легенды рассказа, можно прийти к выводу, что литератору Максиму Горькому важны не события жизни персонажей, а ему важно то как поступили персонажи в данных ситуациях. Автор очень хорошо описал хорошие и плохие черты характера героев и отлично соединил в рассказе увлекательные истории и характер окружающих людей. Литератор передает своим читателям, что у каждого человека есть свои мысли, свои суждения. Читая интересное художественное произведение, можно задуматься над одним вопросом: «Что может быть смыслом жизни?»
Также читают:
Картинка к сочинению Легенда и действительность в Старухе Изергиль
Популярные сегодня темы
- Сочинение Лето на море. Как я провел лето на море
Лето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море
- Сочинение на тему Памятное событие
У каждого человека в жизни бывает событие, которое надолго остается в памяти. Кто-то вспоминает многообещающую поездку к морю, или же незабываемую встречу с известной личностью.
- Лагерная тема в творчестве Солженицына сочинение
Тема лагерной жизни раскрывается автором в произведениях разного жанра, в том числе в рассказах, в документальных историях («художественных исследованиях»), в драме, в сценариях для кино.
- Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина сочинение
Есть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном.
- План рассказа Белогрудка Астафьева
Действие в рассказе происходит в небольшой деревне, которая расположилась между озер и косогором. На косогоре поселилась новая жительница куница Белогрудка.
Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя – тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини – самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда – тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени – в образы людей, а голубые степные блики – в искры растоптанного сердца.
Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.
Ларра – сын орла. Он горд и свободен. Его вольнолюбие не имеет границ. Ларра пытается жить, как птица, будучи при этом человеком. И люди отвергают его, наказывая вечным изгнанием за эгоистичность и жестокость. Легенда говорит о том, что в стремлении к личной свободе человек не должен пренебрегать общечеловеческими законами. Живя среди людей, даже будучи гордым и независимым, человек не может руководствоваться только инстинктами. Гордый Ларра получил в жизни то, чего хотел, но почему-то мечтой его стала мечта о смерти, и «в глазах его столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». По видимому тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Герой второй легенды – Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».
Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини – старухи Изергиль.
Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее – свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша – «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.
Изергиль много страдала, но страдания ее – тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.
В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.
Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения – в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.
Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко. В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль
Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль Горького
Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов заставляет читателей задуматься над вопросами в реальной жизни. Эти рассказы нравоучительны, поэтому сами сказки-это, в какой-то степени, и есть действительность.
Героиня рассказа старуха Изергиль повествует истории, которые становятся самыми настоящими уроками. Хотя они кажутся нелепыми сказками. «Легенда о Ларре»- это замечательная история о высокомерии и гордости человека. Главным героем рассказа является Ларра. Это сын девушки и горного орла. Ларра был очень гордым, высокомерным и даже надменным. Но какое самое худшее наказание может случиться? По мнению автора, это одиночество. Ларра стал одиноким странником, для которого не существует способов умереть. Он живёт вечно в постоянном одиночестве.
В жизни, стать бессмертным находиться при этом в вечном одиночестве — жестокое наказание. Жить вечно — это видеть, как все близкие уходят, а ты остаешься один. Вот такая действительность скрыто под жестокой легендой о Ларре.
«Легенда о Данко» — это ещё одна история, только теперь главный герой не зло, а добро. Данко — благородный отзывчивый человек. На благо людей Данко жертвуют собственной жизнью. Он вырывает свое сердце, чтобы осветить путь людям. В этой истории тоже есть скрытый смысл, сказка легко превращается в действительность, если посмотреть на неё под другим углом. Человеческое благородие может быть не оценено, а это полное неуважение со стороны общества. В жизни это довольно частое явление. В рассказе, люди забыли об этом великом поступке Данко. Путь озарён, а вот за счёт чего это произошло, людей совершенно не интересует. Такой поступок общества нельзя назвать хорошим, это эгоистично, а эгоизм никогда не будет положительной чертой человека.
В «Легенде о Данко» можно увидеть скрытый смысл, который перенесёт читателя в мир реалий. Зачастую, люди поступают эгоистично, но сами того не подозревают. А кто-то наоборот, делает слишком много добра, от чего может пострадать. Нужно с полной ответственностью подходить к своим поступкам, чтобы избежать подобных наказаний судьбы.
Таким образом, рассказы Максима Горького — это полноценные нравоучительные уроки. Каждая легенда несёт себе скрытый смысл. Под занавесом сказки скрывается страшная действительность.
Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль
Несколько интересных сочинений
- Твір на тему Сліпий музикант Короленко
Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір
- Сочинение Как происходит становление характера человека?
Трудность с развитием характера заключается в отсутствии точной гарантии в его формировании. Не существует какого-то точного рецепта для того чтобы окончательно сформировать характер или для того
- Герои произведения Тихий Дон Шолохова
В романе «Тихий Дон» встречается около 800 персонажей. 30 из них играют главные роли в проведении.
- Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Емельян Пугачев — главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника
- Реальное и фантастическое в повести Нос Гоголя сочинение
Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным.
Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя — тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини — самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда — тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени — в образы людей, а голубые степные блики — в искры растоптанного сердца.
Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.
Ларра — сын орла. Он горд и свободен. Его вольнолюбие не имеет границ. Ларра пытается жить, как птица, будучи при этом человеком. И люди отвергают его, наказывая вечным изгнанием за эгоистичность и жестокость. Легенда говорит о том, что в стремлении к личной свободе человек не должен пренебрегать общечеловеческими законами. Живя среди людей, даже будучи гордым и независимым, человек не может руководствоваться только инстинктами. Гордый Ларра получил в жизни то, чего хотел, но почему-то мечтой его стала мечта о смерти, и «в глазах его столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». По видимому тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Герой второй легенды — Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».
Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини — старухи Изергиль.
Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее — свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.
Изергиль много страдала, но страдания ее — тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.
В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.
Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения — в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.
Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко.
В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.
14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя – тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини – самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда – тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени – в образы людей, а голубые степные блики – в искры растоптанного сердца.
Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.
Ларра – сын орла. Он горд и свободен. Его вольнолюбие не имеет границ. Ларра пытается жить, как птица, будучи при этом человеком. И люди отвергают его, наказывая вечным изгнанием за эгоистичность и жестокость. Легенда говорит о том, что в стремлении к личной свободе человек не должен пренебрегать общечеловеческими законами. Живя среди людей, даже будучи гордым и независимым, человек не может руководствоваться только инстинктами. Гордый Ларра получил в жизни то, чего хотел, но почему-то мечтой его стала мечта о смерти, и «в глазах его столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». По видимому тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Герой второй легенды – Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».
Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини – старухи Изергиль.
Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее – свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша – «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.
Изергиль много страдала, но страдания ее – тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.
В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.
Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения – в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.
Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко. В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.
Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям.
Пример тому – рассказ «Старуха Изергиль», давно ставший хрестоматийным. Это произведение состоит из трех небольших частей, две из которых являются легендами, а третья представляет собой повествование из жизни самой рассказчицы – старухи Изергиль.
Первой героиня излагает легенду о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела идти с ним.
Мы понимаем, что в жизни этот герой руководствуется исключительно своими желаниями и вожделениями. Именно поэтому Ларра, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и бессмертием. Выслушав свой приговор, юноша громко рассмеялся. Ему казалось, что одиночество и бессмертие – это не наказание, а подарок для него.
Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осуждает эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо – жизнь — становится для этого героя каторгой: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
Горький убежден: свобода в одиночестве – это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, — полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Когда-то очень давно, в глуши лесов, мучаясь от болотного смрада, жило племя людей. И был среди этих людей Данко — красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Во время долгого и трудного пути измученные люди перестали верить Данко, стали обвинять его в том, что он взялся за непосильное дело. И тогда юный герой вырвал из своей груди сердце и им осветил ночную тьму. Сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Видимо, знание о подвиге своего соплеменника всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир. «Осторожные люди» этого не могут одобрить. Ведь неизвестно, что в итоге из этих подвигов может выйти.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, — существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя контрастными легендами находится история жизни главной героини — старухи Изергиль. Мы видим, что эта женщина жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее в молодости. Изергиль любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему? Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, потакая своим прихотям. Это, безусловно, сближает Изергиль с Ларрой.
Но вот однажды героиня по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка Изергиль рисковала жизнью. Она сделала все, что могла и что не могла, и спасла любимого.
В финале Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…» Но, несмотря на все усилия героини, Аркадэк был холоден и неискренен с ней. Так Изергиль поплатилась за свой холодный и циничный эгоизм.
Почему рассказ о жизни героини находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя именно так свое произведение, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек. Его нравственный выбор, призыв к правильному решению — вот в чем, на мой взгляд, главный смысл рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
< Предыдущая |
---|