5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Своей повестью «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин продолжил традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности (например, «Смерть Ивана Ильича»). Наряду с философской линией в повести И. Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением бездуховности буржуазного общества к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе. Сюжетное пространство ограничено, и это позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Мы видим общество, разделенное на верхние «этажи» и «подвалы». Жизнь наверху протекает, как в «в отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше — «великое множество» — тех, кто работает на них «в поварских судомойнях» и в «подводной утробе» — «у исполинских топок». Разделение имеет характер антитезы: противопоставляется отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный разрыв между богатыми и бедными — ничто по сравнению с той пропастью, что отделяет человека от природы и жизнь от небытия.
Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал, не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей, «кого некогда взял себе за образец». Их много — таких «людей, которым принадлежал он», кто «не жил, а лишь существовал,… возлагал все надежды на будущее». Поэтому имя одного из них не вносит дополнительной характеристики, оно не важно ни для его семьи, ни для слуг, для которых он «синьор», ни для доктора, засвидетельствовавшего «неожиданно и грубо навалившуюся на него» смерть в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном номере “нижнего коридора”».
Это событие, являющееся кульминацией основного конфликта повести, только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие». Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», бездумное существование, быстро возвращаясь к «миру и покою».
Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлением о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обретенное на «тяжкий» путь преодоления «мрака, океана, вьюги», замкнутое в «адской» общественной машине, человечество подавлено условиями своей земной жизни. Развязка повести становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о человеке, чья «гордыня» превращает его в третью силу мира, кроме бывших там добра и зла. Символом этого является путь корабля сквозь время и стихии: «Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».
Композиционный «маршрут» повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести — посещение «Старого Света» — помимо конкретного, имеет обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире.
Художественное своеобразие повести связано с переплетением в сюжете и композиции эпического и лирического начал. С одной стороны, в полном соответствии с реалистическими принципами изображения героя в его взаимосвязи со средой на основе социально-бытовой конкретики создается тип, реминисцентным фоном для которого в первую очередь являются образы «мертвых душ» Н. В. Гоголя. При этом так же, как у Н. В. Гоголя, благодаря авторской оценки, выраженной в лирических отступлениях, происходит углубление проблематики, конфликт приобретает философский характер.
“Господин из Сан-Франциско” – один из самых знаменитых рассказов русского прозаика Ивана Алексеевича Бунина. Он был опубликован в 1915 году и уже давно стал хрестоматийным, его проходят в школах и университетах. За кажущейся простотой этого произведения скрываются глубокие смыслы и проблематика, что никогда не теряет актуальности.
Меню статьи:
- История создания и фабула рассказа
- Главные герои: характеристика образов
- Господин из Сан-Франциско
- Жена господина
- Дочь господина
- Другие персонажи
- Анализ произведения
- Проблематика произведения
История создания и фабула рассказа
По словам самого Бунина, вдохновителем для написания “Господина…” стала повесть Томаса Манна “Смерть в Венеции”. На тот момент Иван Алексеевич не читал произведение своего немецкого коллеги, а лишь знал, что в нем на острове Капри умирает некий американец. Так что “Господин из Сан-Франциско” и “Смерть в Венеции” никак не связаны, разве что удачной идеей.
По сюжету некий господин из Сан-Франциско вместе со своей женой и молоденькой дочкой отправляются в большое путешествие из Нового Света в Старый Свет. Господин всю жизнь работал и нажил солидное состояние. Теперь, как и все люди его статуса, он может себе позволить заслуженный отдых. Семейство плывет на шикарном корабле под названием “Атлантида”. Судно больше напоминает шикарный передвижной отель, где длится вечный праздник и все работает для того, чтобы приносить удовольствие его неприлично богатым пассажирам.
Первой туристической точкой в маршруте наших путешественников становится Неаполь, который встречает их неблагосклонно – в городе стоит отвратительная погода. Вскоре господин из Сан-Франциско покидает город, чтобы отправиться к берегам солнечного Капри. Однако там, в уютной читальне фешенебельного отеля, его ждет неожиданная смерть от приступа. Господина спешно переносят в самый дешевый номер (дабы не портить репутации отеля) и в глухом ящике, в трюме “Атлантиды”, отправляют домой в Сан-Франциско.
Главные герои: характеристика образов
Господин из Сан-Франциско
С господином из Сан-Франциско мы знакомимся с первых страниц рассказа, ведь он является центральным персонажем произведения. Удивительно, но автор не удостаивает своего героя имени. На протяжении всего повествования он так и остается “господином” или “мистером”. Почему? В этом писатель честно признается своему читателю – этот человек безлик “в своем стремлении купить на имеющиеся богатства прелести реальной жизни”.
Прежде чем вешать ярлыки, давайте познакомимся с этим господином поближе. Вдруг он не так уж плох? Итак, наш наш герой всю жизнь тяжело трудился (“китайцы, которых он выписывал к себе на работу целыми тысячами, хорошо это знали”). Ему исполнилось 58 лет и теперь он имеет полное материальное и моральное право устроить себе (и семье по совместительству) большой отдых.
“До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее”
Описывая внешность своего безымянного господина, Бунин, отличавшийся способностью замечать в каждом индивидуальные черточки, почему-то не находит в этом человеке ничего особенного. Он небрежно рисует его портрет – “сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый… желтоватое лицо с подстриженными серебряными усами… крупные зубы… крепкая лысая голова”. Кажется, что за этой грубой “амуницией”, которую выдают в комплекте с солидным состоянием, тяжело рассмотреть мысли и чувства человека, а, быть может, все чувственное просто закисает в таких условиях хранения.
При более тесном знакомстве с господином мы по-прежнему мало о нем узнаем. Знаем, что он носит элегантные дорогие костюмы с удушливыми воротничками, знаем, что за ужином в “Антлантиде” он досыта наедается, докрасна накуривается сигарами и напивается ликерами, и это приносит удовольствие, а больше по сути ничего не знаем.
Поразительно, но за время всего большого путешествия на судне и пребывания в Неаполе, из уст господина не прозвучало ни одного восторженного возгласа, он ничем не восторгается, ничему не удивляется, ни о чем не рассуждает. Поездка приносит ему массу неудобств, но не ехать он не может, ведь так поступают все люди его ранга. Так положено – сперва Италия, потом Франция, Испания, Греция, непременно Египет и британские острова, на обратном пути экзотичная Япония…
Измученный морской болезнью, он приплывает на остров Капри (обязательная точка на пути любого уважающего себя туриста). В шикарном номере лучшего отеля острова господин из Сан-Франциско постоянно произносит “О, это ужасно!”, даже не стараясь понять, что именно ужасно. Уколы запонок, духота крахмального воротничка, непослушные подагрические пальцы… скорее бы в читальню и выпить местного вина, его непременно пьют все уважаемые туристы.
А добравшись до своей “мекки” в читальне отеля, господин из Сан-Франциско умирает, но нам его не жалко. Нет-нет, мы не желаем праведной расправы, нам попросту все равно, как если бы сломался стул. Мы бы не стали лить слез о стуле.
В погоне за богатством этот глубоко ограниченный человек не знал, как распорядиться деньгами, а потому покупал то, что ему навязывало общество – неудобную одежду, ненужные путешествия, даже распорядок дня, по которому обязаны были отдыхать все путешествующие. Ранний подъем, первый завтрак, прогулка по палубе или “наслаждение” достопримечательностями города, второй завтрак, добровольно-принудительный сон (всем пристало в это время быть утомленными!), сборы и долгожданный ужин, обильный, сытный, пьяный. Вот так выглядит мнимая “свобода” богатого человека из Нового света.
Жена господина
У жены господина из Сан-Франциско, увы, тоже нет имени. Автор называет ее “миссис” и характеризует как “женщину крупную, широкую и спокойную”. Она как безликая тень следует вслед за своим состоятельным супругом, прогуливается по палубе, завтракает, ужинает, “наслаждается” достопримечательностями. Писатель признается, что она не очень впечатлительна, но, как все пожилые американки, страстная путешественница… По крайней мере, ей положено быть таковой.
Единственный эмоциональный всплеск происходит после смерти супруга. Миссис негодует, что управляющий отеля отказывается поместить тело умершего в дорогие номера и оставляет его “ночевать” в убогой сырой комнатушке. И ни слова о потере супруга, они потеряли уважение, статус – вот, что занимает несчастную женщину.
Дочь господина
Эта милая мисс не вызывает отрицательных эмоций. Она не капризна, не чванлива, не болтлива, напротив, очень сдержана и застенчива.
“Высокая, тонкая, с великолепными волосами, прекрасно убранными, с ароматическими от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток”
На первый взгляд автор благосклонен к этой премилой особе, но даже дочке он не дает имени, потому что в ней вновь-таки нет ничего индивидуального. Помните, эпизод, когда она трепещет, разговаривая на борту “Атлантиды” с наследным принцем, что путешествовал инкогнито. Все, безусловно, знали, что это восточный принц и знали, как он сказочно богат. Юная мисс сходила с ума от волнения, когда тот обратил на нее внимание, возможно, она даже влюбилась в него. А между тем восточный принц был совсем не хорош собой – маленький, как мальчишка, тонюсенькое лицо с натянутой смуглой кожей, редкие усики, непривлекательный европейский наряд (он ведь путешествует инкогнито!). Влюбляться в принцев положено, даже если он сущий урод.
Другие персонажи
В качестве контраста нашей холодной троице автор дает вкраплениями описания персонажей из народа. Это и лодочник Лоренцо (“беззаботный гуляка и красавец”), и два горца с волынками наперевес, и простые итальянца, встречающие катер с берега. Все они – обитатели радостной, веселой, прекрасной страны, они ее хозяева, ее пот и кровь. У них нет несметных состояний, тугих воротничков и светских обязанностей, но в своей бедности они богаче всех вместе взятых господинов из Сан-Франциско, их холодных жен и нежных дочерей.
Господин из Сан-Франциско понимает это на каком-то подсознательном, интуитивном уровне… и ненавидит всех этих “воняющих чесноком людишек”, ведь он не может просто взять и побежать босяком по берегу – у него по расписанию второй завтрак.
Анализ произведения
Рассказ можно условно разделить на две неравные части – до и после смерти господина из Сан-Франциско. Мы становимся свидетелями яркой метаморфозы, которая произошла буквально во всем. Как вмиг обесценились деньги и статус этого человека, этого самопровозглашенного властелина жизни. Управляющий отеля, который еще несколько часов назад расплывался в сладкой улыбке перед состоятельным гостем, теперь позволяет себе неприкрытую фамильярность в отношении миссис, мисс и умершего господина. Теперь это не почетный гость, который оставит в кассе солидную сумму, а просто труп, что рискует бросить тень на великосветский отель.
Выразительными мазками Бунин рисует холодящее безразличие всех вокруг к смерти человека, начиная от постояльцев, вечер которых теперь омрачен, и заканчивая женой и дочерью, путешествие которых безнадежно испорчено. Лютый эгоизм и холодность – каждый думает только о себе.
Обобщенной аллегорией этого насквозь фальшивого буржуазного общества становится корабль “Атлантида”. Своими палубами он также разделен на классы. В роскошных залах веселятся и напиваются богачи со своими спутницами и семьями, а в трюмах до седьмого пота работают те, кого представители высшего света и за людей не считают. Но мир денег и бездуховности обречен, именно поэтому автор называет свой корабль-аллегорию в честь затонувшего материка “Атлантидой”.
Проблематика произведения
В рассказе “Господин из Сан-Франциско” Иван Бунин поднимает такие вопросы:
- В чем истинная значимость денег в жизни?
- Можно ли купить радость и счастье?
- Стоит ли ради призрачного вознаграждения терпеть постоянные лишения?
- Кто свободнее: богачи или бедняки?
- Каково назначение человека в этом мире?
Особенно любопытен для рассуждения последний вопрос. Он, безусловно, не нов – многие литераторы задумывались над тем, в чем смысл человеческого существования. Бунин не вдается в сложную философию, его вывод прост – человек должен прожить так, чтобы оставить после себя след. Будут ли это произведения искусства, реформы в жизни миллионов или светлая память в сердцах близких, не имеет значения. Господин из Сан-Франциско не оставил ничего, о нем никто искренне не поскорбит, даже жена с дочерью.
Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Ивана Бунина → Рассказ “Господин из Сан-Франциско” (1915).
Также рекомендуем ознакомиться с произведением Чистый понедельник. Это произведение Иван Бунин считал самым лучшим своим произведением.
Главная тема рассказа
Главная темы рассказа это роскошь и бедность, жизнь и смерть, красота и безобразие. Философский взгляд автора отражает восприятие общества которые делятся высшие и низшие классы.
Произведение малого объема, но тематика рассказа многообразна. Автор поднимает тему семьи – здесь писатель описывает семью статусного американца с ненавистью, так как отношения держаться на финансах. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места семейным ценностям. Темой счастья для господина из Сан-Франциско на первом месте стояли деньги, так как мужчина тратил собственные финансы в удовольствие. В любовь страстную главный герой не верил, воспринимал это чувство с равнодушием.
Цитаты из произведения Бунина
“Господин из Сан-Франциско-имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.”
“Дочь, однако, с тревогой взглянула на него в эту минуту: сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове…”
Чему учит рассказ “Господин из Сан-Франциско”
Господин Сан-Франциско учит читателей не быть к жизни равнодушным и ценить каждый прожитый день, ведь этот день больше не повториться, быть счастливым в эту минуту жизни, человеческая душа драгоценна и вечная, а материальные ценности временные на этой земле. Автор показывает какой в будущем станет этот мир, если у человечества не будет духовности и искренности, если будет присутствовать эгоизм и жадность.
Анализ произведения — 1 вариант
История создания
Сам автор писал, что идея создания произведения возникла под влиянием двух обстоятельств. Первое – обложка книги со схожим произведением, которую он увидел в 1915 году. Второе – смерть какого-то американца на острове в Европе.
Произведение Бунин написал в короткий срок. В нем вымышлено все, за исключением того, что смерть произошла в упомянутой гостинице. Но потом заглавие автор зачеркнул и написал другое – «Господин из Сан-Франциско». Сделал он это по первой написанной им строчки.
Темы и проблемы
В произведении поднимаются темы жизненных ценностей, семьи, любви, счастья и судьбы.
У господина не было ценностей в жизни, кроме денег. Бунин показывает всю тщетность бытия с такими ценностями. Они не настоящие.
В семье все хорошо, пока она связана финансовой составляющей. Но стоит появится проблемам как лезут все внутренние противоречия. Семья не настоящая.
Любви в произведении нет. Ей просто не может быть там места. Если только, любовь к деньгам и материальным ценностям. Нет денег – нет любви.
Счастья господин так и не обрел. Он связывал его с тем, что наконец-то может отдохнуть. Благо денег было достаточно. Но не успел воспользоваться ими. Кроме того, не может быть счастья посреди лжи и фальши.
У господина были планы, но судьба распорядилась иначе. Никто не знает когда оборвется жизнь человека, нужно обретать настоящие ценности пока это возможно. Хозяин жизни оказался бессилен перед судьбой.
Проблематика произведения разнообразна: жизнь и смерть, равнодушие, жестокость, эгоизм, отсутствие духовных ценностей.
Жизнь показана тленной и короткой. Пустота жизни господина определяется его ценностями. Смерть же неизбежна и уравнивает всех.
Все герои рассказа равнодушны, жестоки и эгоистичны. Каждый думает лишь о себе, другие ему не важны. Это особенно проявилось после смерти господина.
Духовных ценностей нет ни у кого в рассказе. Существуют лишь материальные ценности. Но не один из героев рассказа не понимает как он беден, на самом деле.
Композиция
С точки зрения художественной композиции рассказа можно выделить две части. Первая часть – то, когда господин плывет к берегам Европы. Вторая часть – это когда труп того же господина отправляют обратно в Америку.
Описание путешествие на остров Капри ведется достаточно сухим языком. Сам господин не имеет даже имени, он обезличен. Но он богат. На заработанные миллионы планирует отдохнуть на райском острове. Кажется, что он заслужил этот отдых. Но судьба распоряжается иначе.
По прибытию на остров господин умирает, едва успевает заселиться в отель. Сразу становится никому не нужным. Хозяин гостиницы даже не разрешает оставить гроб с телом в номере.
И на дне трюма его отправляют туда, откуда он приплыл.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к литературному направлению реализма, поскольку автор стремится к достоверности изображения событий. Присутствуют настоящие названия мест и сюжет достаточно реален.
В то же время, присутствует еще одно направление – модернизм. В тексте достаточно много скрытого сравнения и метафор.
Жанр произведения – рассказ.
По своему размеру произведение небольшое, всего около 30 страниц стандартного печатного текста. Но несмотря на это нельзя не отметить многообразие тем и проблематики, затронутых автором.
Средства выразительности, образы и символы
Несмотря на небольшой объём рассказа, в нем немало различных образов и символов. Бунин создает их так, что они говорят сами за себя.
В первой части главные символы – это деньги, предметы роскоши, драгоценности. Это общество, помешанное на материальном, но лишенное духовности. Господин без имени плывет на роскошном корабле в райский уголок острова Капри.
Во второй части рассказа дорогие побрякушки исчезают. Остаются лишь темнота, сырой трюм и никому ненужный господин. Люди на верхних палубах живут той же жизнью, что и прежде. Отсутствие господина никто не замечает.
Образы людей, как и самого господина, обезличены. На передний план выступают их денежные состояния, материальные ценности. На фоне этого выделяется совершенно иной мир природы и бедных людей на острове. Писатель подчеркивает, что только такой мир настоящий.
Средство выражения в рассказе – море, океан. По нему господин в роскоши плыл на остров, по нему же труп господина отправляется обратно. Мир природы и бедных людей тоже на берегу океана, но он счастливый по-настоящему. Кому как жить, каждый выбирает сам.
Проблематика и основная идея произведения
Основная идея произведения – тленность и быстротечность жизни. Не нужно тратить ее на ненастоящие вещи.
Казалось бы, господина все уважают, да и сам он выглядит как как хозяин жизни. И вроде бы все хорошо. Но это лживо. Вторая часть произведения отчетливо доказало это. И хозяин жизни уже лежит на дне сырого трюма, никому не нужный.
Он так и не узнал, что такое настоящая дружба, любовь, семья. Омерзительная лживость капиталистического общества – это еще одна идея произведения. В таком обществе, помешанном на деньгах, действительно трудно обрести, что-то настоящее.
Получается, что деньги извращают человеческую сущность. А истинные качества, присущие человеку, отмирают. В этом болоте людям типа господина хорошо и комфортно. Вот только в трюме ему от этого не легче.
От сюда и проблематика произведения. Семья – ненастоящая у господина. Пока все хорошо – все довольны. Появляются проблемы – весь негатив лезит наружу. Общество – лживое. Умер господин и стал никому не нужен.
Да и, вообще, куда не сунься везде проблемы. Деньги есть, но они его не спасли. Жизнь прошла, а жизни то господин не увидел. Счастье? Тоже нет, есть только фальшь и лицемерие.
Если честно, господину не позавидуешь. Ни при жизни, ни тем более тогда, когда его не стало.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве писателя. Думающий и внимательный читатель поймет, что передал автор в этом произведении.
Анализ произведения — 2 вариант
Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации.
В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.
В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…”
Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры…” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”.
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина”.
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.
Анализ произведения — 3 вариант
История создания
В 1909 г. И. А. Бунин, возвращаясь на пароходе в Одессу, в споре выразил свой взгляд на социальное неравенство. Он предложил оппоненту представить себе пароход в разрезе. Наверху богатые люди пьют и развлекаются, а внизу изнемогают “черные от угля” машинисты”. Последняя жена писателя считает, что именно эта мысль легла в основу “Господина из Сан-Франциско”.
Бунин рассказывал, что в 1915 г. был свидетелем смерти какого-то американца в гостинице на Капри. Писателю запомнился этот случай. Вернувшись в Россию, он в августе 1915 г. за несколько дней создал “Господина из Сан-Франциско”.
Произведение впервые было издано в сборнике “Слово” (1915 г.).
Смысл названия
Поначалу Бунин хотел назвать произведение “Смерть на Капри”, по аналогии с новеллой Т. Манна “Смерть в Венеции”. После первой строки (“Господин из Сан-Франциско…”) писатель понял, что нужное название пришло само собой.
Главный герой, имени которого “никто не запомнил”, представляет собой собирательный образ одного из “хозяев мира”. Он не нуждается в представлении. В ту эпоху определения “господин из Сан-Франциско” было вполне достаточно для определения социальной значимости человека. В широком смысле название является символом власти и богатства, обезличенным и обездушенным выражением господства финансового капитала в мире.
Тема
Центральная тема рассказа – бренность человеческой жизни.
Господин из Сан-Франциско к старости “только что приступал к жизни”. До этого он лишь всяческими способами сколачивал и приумножал свой капитал. Тщательно спланированная поездка “ради развлечения” представляется главному герою заслуженным отдыхом. Нельзя сказать, что его действительно привлекает возможность посетить европейские достопримечательности. Господин из Сан-Франциско просто не видит другой возможности потратить деньги. Вдобавок заграничное путешествие вместе с женой и дочерью позволит ему насладиться своей финансовой властью над людьми.
Прекрасно начавшаяся поездка на “Атлантиде” предвещала массу удовольствий. Сказочная щедрость главного героя вселяла в него уверенность в преданности всех тех людей, которые “кормили и поили его… служили ему, охраняли его чистоту и покой”. Казалось, ничто в мире не способно поколебать его могущество.
Серьезные коррективы в приятное путешествие внесла переменчивая итальянская погода. Господин из Сан-Франциско едва ли не впервые осознал, что его финансовая власть имеет свои границы. Они ничего не мог поделать с обманчивым солнцем, дождем, морской качкой.
Первое зловещее предзнаменование посетило главного героя на Капри. Увидев в действительности приснившегося ему накануне молодого человека, господин из Сан-Франциско посчитал это “странным совпадением”. Но его дочь внезапно почувствовала “страшное одиночество”.
Опасения постепенно развеялись подготовкой к приятному вечеру. Богатую семью, как обычно, окружили самым заботливым вниманием. Приведя себя в порядок, главный герой уселся в читальне, как вдруг “шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа”. Сердечный приступ оказался роковым для “хозяина мира”.
Внезап
Последняя жена писателя считает, что именно эта мысль легла в основу “Господина из Сан-Франциско”.
Бунин рассказывал, что в 1915 г. был свидетелем смерти какого-то американца в гостинице на Капри. Писателю запомнился этот случай. Вернувшись в Россию, он в августе 1915 г. за несколько дней создал “Господина из Сан-Франциско”.
Произведение впервые было издано в сборнике “Слово” (1915 г.).
Смысл названия
Поначалу Бунин хотел назвать произведение “Смерть на Капри”, по аналогии с новеллой Т. Манна “Смерть в Венеции”. После первой строки (“Господин из Сан-Франциско…”) писатель понял, что нужное название пришло само собой.
Главный герой, имени которого “никто не запомнил”, представляет собой собирательный образ одного из “хозяев мира”. Он не нуждается в представлении. В ту эпоху определения “господин из Сан-Франциско” было вполне достаточно для определения социальной значимости человека. В широком смысле название является символом власти и богатства, обезличенным и обездушенным выражением господства финансового капитала в мире.
Тема
Центральная тема рассказа – бренность человеческой жизни.
Господин из Сан-Франциско к старости “только что приступал к жизни”. До этого он лишь всяческими способами сколачивал и приумножал свой капитал. Тщательно спланированная поездка “ради развлечения” представляется главному герою заслуженным отдыхом. Нельзя сказать, что его действительно привлекает возможность посетить европейские достопримечательности. Господин из Сан-Франциско просто не видит другой возможности потратить деньги. Вдобавок заграничное путешествие вместе с женой и дочерью позволит ему насладиться своей финансовой властью над людьми.
Прекрасно начавшаяся поездка на “Атлантиде” предвещала массу удовольствий. Сказочная щедрость главного героя вселяла в него уверенность в преданности всех тех людей, которые “кормили и поили его… служили ему, охраняли его чистоту и покой”. Казалось, ничто в мире не способно поколебать его могущество.
Серьезные коррективы в приятное путешествие внесла переменчивая итальянская погода. Господин из Сан-Франциско едва ли не впервые осознал, что его финансовая власть имеет свои границы. Они ничего не мог поделать с обманчивым солнцем, дождем, морской качкой.
Первое зловещее предзнаменование посетило главного героя на Капри. Увидев в действительности приснившегося ему накануне молодого человека, господин из Сан-Франциско посчитал это “странным совпадением”. Но его дочь внезапно почувствовала “страшное одиночество”.
Опасения постепенно развеялись подготовкой к приятному вечеру. Богатую семью, как обычно, окружили самым заботливым вниманием. Приведя себя в порядок, главный герой уселся в читальне, как вдруг “шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа”. Сердечный приступ оказался роковым для “хозяина мира”.
Внезапная смерть господина из Сан-Франциско моментально изменила отношение бывших преданных слуг. Теперь его имя не упоминается потому, что уже ничего не значит.
Жене и дочери приходится понять, что деньги уже не дают им прежней власти. Из-за опасности скандала тело умершего нельзя перенести в богатые апартаменты; вместо гроба приходится использовать простой ящик; в обратный путь покойный отправляется в глубоком “черном трюме”.
Только “начинающий жить” господин из Сан-Франциско превратился в обычного мертвого старика, а его могущество рассыпалось в прах.
Проблематика
Главная проблема произведения – социальная несправедливость и неравенство.
Богатство господина из Сан-Франциско основано на использовании чужого труда: тысячи работников-китайцев “хорошо знали, что это значит”. Ко всем своим слугам главный герой обращается с подчеркнутой пренебрежительной вежливостью. В душе он презирает всех, кто на него работает. Старик уверен, что всеобщее почтение является искренним признанием его величия. На самом деле за купленным почетом скрывается ответное презрение к самодовольному богачу.
Искреннее отношение людей к главному герою ярко показано в поведении Луиджи и двух горничных. Они не испытывают никакого сожаления к умершему, “давясь беззвучным смехом”.
Бунину удалось мастерски изобразить насквозь лживую социальную иерархию в образе огромного корабля. Наверху, “среди блеска огней”, “под бесстыдно-грустную музыку” мучается искусственная пара влюбленных. В это время глубоко внизу “с подавляющей человеческую душу неукоснительностью” продолжается тяжелая работа, обеспечивающая бессмысленное существование “нарядной толпы”.
Анализ «Господин из Сан-Франциско» Бунин
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
Обновлено 29 Июня, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
Обновлено 29 Июня, 2021
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» повествует о том, что всё материальное обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать её напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности человеческого бытия. Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что имеющиеся средства помогут купить всё, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к урокам и к ЕГЭ по литературе в 11 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
Год написания – 1915 г.
История создания описана в дневнике писателя. В витрине московского магазина Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.
Тема – Главная тема произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность, то есть противоположности, окружающие человека повсюду, Всё это отражает философию самого автора.
Композиция – Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке истории автор размышляет о будущем человечества.
Жанр – Рассказ, переходящий в содержательную притчу.
Направление – Реализм. История, рассказанная Буниным, постепенно приобретает глубокий философский смысл. Проблематика «Господина из Сан-Франциско» как философская, так и социально-политическая. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям с точки зрения различных слоёв общества.
История создания
История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. Она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. К нему пришло решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего за четыре дня. За исключением умершего во время отдыха на острове американца, все факты в рассказе являются полностью вымышленными. Первоначальное название рассказа – “Смерть на Капри”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Тема рассказа – отношение к жизни и смерти, нищете и роскоши на примере героя, зря прожившего свою жизнь. Взгляд автора и его героя на эти основополагающие понятия отображает мировосприятие всего общества, разделённого на классы. Высшее общество, владеющее всеми материальными ценностями, имеющее возможность купить всё, что продаётся, не имеют самого главного – духовных ценностей.
Чувства танцующей на корабле пары, изображающей искреннюю любовь, тоже фальшивка. Это актёры, которых купили, чтобы они сыграли влюблённую пару. Нет ничего настоящего, всё искусственное, лицемерное, неестественное. И сами люди, фальшивые и двуличные, изображены безликими, в чём и заключается смысл этого рассказа.
Господин обезличен: автор не называет даже его имени. Жизнь его бесцельна и пуста, он всю жизнь усердно наращивал капитал, эксплуатируя рабочих, и пользовался благами, созданными представителями низшего класса. Теперь, “уйдя на покой” он мечтает купить всё, что только возможно, но не успевает: судьба распорядилась по-своему, отняв у него жизнь. Когда он умер, никто о нём и не вспомнил, мёртвый он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе и своей семье.
Суть в том, что герой рассказа умер – и ему не нужны богатство, роскошь, власть и почёт. Ему всё равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря: поклоняясь золотому тельцу,
он не испытал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья.
Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» позволяет выделить основную мысль рассказа, которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.
Композиция
Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Господина из Сан-Франциско».
Жанр
«Господин из Сан-Франциско» относится к жанру рассказаа, но он наполнен глубоким философским содержанием и отличается от остальных бунинских произведений. Рассказы Бунина обычно содержат описание природы и жизненных проявлений, поражающих своей реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации: превратившись в меркантильное, порочное, пустое и лицемерное, оно поклоняется лишь одному идолу – деньгам, и отрекается от всего духовного.
Рассказ подчинён философскому направлению и в сюжетном плане это поучительная притча, дающая урок читателю. Здесь показана несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а высшая – бессмысленно прожигает жизнь. Но все идут к единому финалу, а перед лицом смерти равны и бедные, и богатые, от неё нельзя откупиться никакими деньгами.
Реалистический рассказ Бунина осложнён важными символами, которые отражают время его написания и дополняют его объёмными, многозначными образами. Круизный лайнер с говорящим названием “Атлантида”, на котором пересекает океан герой рассказа, есть символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования. Его устройство, разделение на “чистых” аристократов вверху и “нечистых” рабочих внизу, управляющих кораблём в “исполинской топке”, отражает устройство общества, несущегося по волнам жизни, в холоде и тьме. Именно поэтому из мистического мрака за кораблём наблюдает сам дьявол.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алиса Масленикова
10/10
-
Асухан Ачхоевский
10/10
-
Зоя Гаджиева
10/10
-
Наталья Марсова
9/10
-
Данил Барабаш
5/10
-
Мейрам Шакенов
10/10
-
Amina Kodzoeva
10/10
-
Zahir Rahmonaliev
8/10
-
Иван Дунаев
10/10
-
Приход Степан
10/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
А какую оценку поставите вы?
История создания
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» написал русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Год написания и публикации — 1915. Непосредственным импульсом к возникновению замысла этого рассказа, по свидетельству автора, стало название повести Т. Манна «Смерть в Венеции».
Сначала Бунин назвал рассказ «Смерть на Капри» и поместил к нему эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
Работая над рассказом, Бунин отказался от названия, содержавшего слово «смерть», а в последний редакции 1951 года он снял эпиграф. Но ощущение катастрофичности и без такого заголовка и эпиграфа всё равно пронизывает это произведение.
После первой публикации в сборнике «Слово» рассказ сразу же имел шумный успех, одно за другим последовали его переиздания и переводы на иностранные языки.
Направление, род и жанр
«Господин из Сан-Франциско» Бунина отражает в форме детального повествования судьбу главного персонажа, поэтому относится к эпосу (одному из трёх родов литературы). Жанр этого произведения — рассказ. Принадлежит бунинский рассказ к литературному направлению реализма, которое характеризуется объективным изображением действительности. Автор стремился достоверно изобразить действительность в её типичных чертах. Образы персонажей рассказа типичны и достоверны.
Сюжет и композиция
Сюжет рассказа «Господин из Сан-Франциско» содержит линейную последовательность событий. Краткое содержание этого произведения можно описать в несколько строк.
Богатый американец устроил для себя и своей семьи длительное путешествие. Маршрут господин из Сан-Франциско выработал обширный: Европа, Палестина, Египет, Япония. Герой был уверен, что заслужил это двухгодичное путешествие с различными удовольствиями, так как, дожив до пожилого возраста, не отдыхал, а работал и эксплуатировал рабочих-китайцев для того, чтобы разбогатеть. Путешествие началось в ноябре плаванием через Атлантический океан на знаменитом корабле «Атлантида». Но в декабре, в предрождественскую неделю, этот богатый бизнесмен внезапно умер, и его тело было отправлено на том же корабле в Америку.
В экспозиции рассказа автор детально рассказывает, почему герой отправился в путешествие и с какой целью (для отдыха после многолетнего труда по сколачиванию богатства, надеясь получить в пути всевозможные удовольствия и наслаждения). Для путешествия герой выбрал корабль «Атлантида», похожий «на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Жизнь на корабле ничем не омрачала настроение американского туриста.
Завязке и развитию действия соответствуют нарушение ожиданий богатого туриста, его растущее недовольство. Первоначальный план путешествия ему пришлось изменить из-за непогоды, и он отправился из Неаполя на остров Капри, надеясь, что там солнечная погода.
Кульминация рассказа — это сцена, рисующая неожиданную смерть господина из Сан-Франциско в отеле на Капри. На этом сюжетный потенциал истории о судьбе господина из Сан-Франциско исчерпан, наступила развязка: тело богача в трюме корабля «Атлантида» отправлено «домой, в могилу, на берега Нового Света».
В финале Бунин показывает, что история о неудавшемся путешествии господина из Сан-Франциско — это только часть общей картины жизни, которая находится в поле авторского зрения. Читатель видит Неаполитанский залив, уличный рынок, лодочника Лоренцо, абруццких горцев. Автор передаёт обобщающую характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны.
Композиция произведения является закольцованной. В начале рассказа представлена жизнь на корабле «Атлантида» богатых людей, направляющихся из Америки в Европу. Финальная страница рассказа снова описывает этот знаменитый пароход, возвращающий мёртвого господина из Сан-Франциско в Америку. Такая особенность композиции (композиционный повтор) придаёт произведению гармоничную завершённость и укрупняет масштаб созданной автором картины.
Тематика и проблематика
Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» обширна. Автор в небольшом по объёму произведении осветил следующие проблемы:
- Философские (смысл жизни; человек и Вселенная; бренность бытия; жизнь и смерть).
- Социальные (отношение человека к власти над людьми, которую даёт богатство; богатство и бедность).
- Нравственные (бездуховность; лицемерие; фальшь).
Основная проблема рассказа — проблема смысла жизни.
Темы рассказа «Господин из Сан-Франциско»:
- жизненные ценности;
- технический прогресс;
- любовь;
- природа.
Основная тема произведения — жизненные ценности. Автор показал, что, если главное в жизни человека — это деньги, богатство, то творчество и всё прекрасное многообразие мира остаются у такого человека «за бортом» корабля его жизни.
Технический прогресс в рассказе олицетворяет сложное устройство исполинского парохода, которое позволяет путешествующим богачам не ощущать грозную стихию океана и проводить время, наслаждаясь комфортом. Получается, что человек технически развитой цивилизации теряет своё естество, считая себя центром мира, заботясь только о своих удовольствиях, не задумываясь о необъятности мира и силе природных стихий.
Тема природы внутренне организует рассказ. Величава природа Италии, «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Автор отмечает, что красоту гор Италии «бессильно выразить человеческое слово».
Тема любви не является главной в рассказе, автор лишь упоминает, что у дочери господина из Сан-Франциско «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем одного азиатского государства. Её девичью душу пробудила знатность рода этого некрасивого человека. Девушку волновало, что под его кожей «текла древняя царская кровь».
Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идея (основная мысль) рассказа «Господин из Сан-Франциско» состоит в том, чтобы показать, как хрупка жизнь человека, как она отвратительна, если у человека отсутствует духовное начало и красота души, а есть только богатство и власть над людьми, которые оказываются ничем перед лицом смерти.
С этой идеей связана мысль автора о гибели сложившегося миропорядка. Смысл эпиграфа (снятого Буниным в 1951 году) состоит в том, что миропорядок, современный автору, может рухнуть. Для эпиграфа Бунин взял слова из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта фраза напоминает о пире Валтасара, последнего халдейского правителя Вавилона, в ночь взятия Вавилона персами. В эпиграфе Вавилон — символ погибшей цивилизации, которая казалась такой же крепкой, как жизнь богатого и всемогущего героя бунинского рассказа. Своим рассказом Бунин указал на духовную ничтожность «хозяев жизни», на их бесчеловечность и на то, что цивилизация, у которой такие властелины, обречена на гибель.
Философский смысл этого произведения состоит в хрупкости бытия человека, в ничтожности богатства и власти перед лицом смерти, в неизбежности гибели бездуховной и бездушной цивилизации.
Пафос рассказа заключается в чувстве неизбежной гибели такой цивилизации с её грандиозными проектами. Позиция автора состоит в том, что нужно усмирять человеческую гордыню, что мирская суета тщетна. Бунин поставил в основе конфликта рассказа «Господин из Сан-Франциско» противостояние между мирскими вещами (богатства, удовольствий, развлечений) и вечным началом, которое представлено в этом произведении самой смертью.
Основные герои
Главные герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» — сам господин и его семья: жена и дочь. Как звали господина и его близких — неизвестно. В рассказе у господина из Сан-Франциско нет имени для того, чтобы показать типичность данного персонажа, его бездуховность, принадлежность к механической цивилизации. Задачей автора было показать не определённую человеческую индивидуальность, а социальный тип миллионера, «полого человека», не имеющего души, для которого смысл жизни — в наживе, погоне за деньгами.
Художественное своеобразие
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» осуществляется символизация его названия, героев, вещей, деталей.
Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Потому что именно Америка у Бунина — это символ богатства, а именно, американский город Сан-Франциско, прославившийся после «золотой лихорадки» 19 века, когда в Клондайке нашли золото.
Символика пронизывает весь текст рассказа:
- Символично название корабля, на котором отправился в путешествие главный герой. Корабль «Атлантида» назван по имени затонувшего мифического континента. Этот гигантский пароход является своего рода моделью социального общества, где внизу снуют рабочие, ошалевшие от адской жары и грохота, а вверху наслаждаются удовольствиями богачи.
- Образ корабля «Атлантида» особенно символичен в его финальной зарисовке, кажется, что пир на его палубах — это пир на краю пропасти. Жизнь на корабле шла своим чередом, но за его бортом бушевала буря и гудел, «как погребальная месса», океан.
- Образ океана, ходившего «траурными от серебряной пены горами», — это тоже символ бушующей, грозной жизни, о которой не думают богатые пассажиры корабля.
- Символичен и образ Дьявола, следившего со скал Гибралтара за уходившим кораблём (богач всегда служил нечистой силе).
Все эти символические образы противопоставлены образу Лоренцо, старика-лодочника, беззаботного гуляки и красавца, а также двум абруццким горцам, народным певцам, восхвалявших матерь божию, солнце и утро в этой «радостной, прекрасной, солнечной» стране.
Важными средствами художественной выразительности выступает в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не только символика, но и художественные детали, антитеза, сравнения, эпитеты.
Точность и конкретность изображаемых деталей нужна Бунину для создания художественно убедительной картины, для конкретизации сюжетного движения и для отображения состояния окружающей действительности.
В своём рассказе Бунин широко использует антитезу, уже в описании корабля «Атлантида» содержится противопоставление. Богатые туристы пьют в баре ликёры и виски, едят в ресторанах изысканную еду, наслаждаются комфортом, а их сладкая жизнь обеспечивается тяжким трудом вахтенных, кочегаров, поваров, слуг.
Интересны в рассказе такие тропы как сравнения и эпитеты. Примеры сравнений: «цветистая, как хвост павлина, волна», океан, гудевший, «как погребальная месса», «красавец, похожий на огромную пиявку». Примеры эпитетов: «серебристо-жемчужная рябь залива», «жемчужные волосы», «серебряные усы», «адская мрачность». Составной эпитет «грешно-скромная девушка» является оксюмороном (сжатой до парадокса антитезой).
Есть в рассказе и такая разновидность метафоры как олицетворение («огненные глаза корабля»).
Все художественные детали, изобразительно-выразительные средства, имеющиеся в рассказе «Господин из Сан-Франциско», содействуют созданию художественно-убедительной картины.
Значение произведения
В рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, когда шла Первая мировая война, И. А. Бунин постарался громко заявить о бесчеловечности тех, кто правит миром и судьбами других людей, о том, что эти властелины лишены будущего. Бунинский рассказ большой памфлетной и обобщающей художественной силы напоминает о том, что бездуховность не даёт счастья, что оно возможно только если человек живёт в единении с природой и своим народом.
Чему учит рассказ «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» даёт читателям нравственные уроки, заставляет задуматься о проблемах общества, в котором многие люди, отрекаясь от всего духовного, поклоняются только своему идеалу — богатству, деньгам.
Рассказ учит не откладывать на будущее наслаждение жизнью, а жить здесь и сейчас, ценя каждое мгновение. Автор напоминает, что существование, завязанное только на деньгах, делает человека машиной для добывания денег, опустошает его душу.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Главный герой русского творения на протяжении долгого времени был уверен, что способен приобрести все без исключения, однако жестокая фортуна продемонстрировала ему ошибочность данного мышления. Господин из Сан Франциско анализ открывает возможность изучить значения и смыслы, вложенные автором, в глубоких и детальных масштабах.
Краткий анализ «Господин из Сан-Франциско»
Год создания и публикации: 1915 г.
Раскрываемые темы: общественные и личностные ценности, важность семьи в жизни человека, место любви в обществе, значимость судьбы.
Направления: реализм.
Жанр: рассказ.
Герои произведения:
-
Господин — успешный мужчина статного возраста, который более десятка лет работал ради реализации «американской мечты».
-
Семья господина — супруга и старшая дочь мужчины.
-
Хозяин отеля — владелец отеля, в котором остановился господин с женой и дочерью.
-
«Влюбленные» — молодые актеры (девушка и юноша), которые играли влюбленных у перехода.
История создания
Свою историю рассказ начинает с начала XX. В этот период Иван Алексеевич Бунин с удовольствием и без лишних целей путешествовал по Капри, наслаждаясь блаженным отдыхом. В один из солнечных дней русский писатель наткнулся на обложку знаменитого романа немецкого творца, которая напомнила ему трагичную смерть одного отдыхающего американца.
Несмотря на тягостность в душе, автор вдохновился случившимся и написал столь увлекательный, душещипательный и в некоторой степени жестокий рассказ за четыре коротких присеста. Изначально произведение должно было называться «Смерть на Капри», но писатель остановился на лаконичности, простоте и загадочности.
Тема произведения
Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» требует детального обсуждения следующих тем, раскрываемых в рассказе:
-
Равнодушие — люди отличаются безразличием, равнодушием и бесчувственностью. Когда главный герой рассказа был жив, мог оплачивать любые покупки и буквально разбрасываться деньгами, все любили и уважали его. А после смерти никто не чувствовал сожалению и мечтал как можно скорее отстраниться от скорбности бренного тела. Даже родные и близкие господина.
-
Эгоизм — каждый персонаж, который встречается читателям во время знакомства с сюжетом произведения, эгоистичен и безразличен к горестям и тяготам других. Никого не волнуют чувства друг друга, каждый думает лишь о себе, и эту черту характера осуждает Бунин.
-
Жизнь и небытие — в легком изложении русский писатель смог отобразить бренность бытия каждого человека: после смерти богатство, нажитое за годы жизни, потеряет свою ценность в лице многих. Власть и важность любого призрачна, и перед вечным сном все равны.
-
Отсутствие духовности — за несколько страниц письменного текста Иван Алексеевич отобразил черствость и омерзительность современного общества, пропитанного жестокостью, жадностью, эгоистичностью, бесчувственностью и безнравственностью.
-
Жестокость — персонажи рассказа забыли о таких понятиях, как чувственность, эмоциональность и искренность. Каждый источает холод и оценивает другого через призму богатства, успеха и могущества.
-
Место любви в обществе — такое яркое и трепетное чувство как любовь полностью отсутствует в описываемом обществе. Люди готовы играть влюбленных за деньги, омрачая тем самым светлость ощущений и яркость давно утерянных эмоций.
Композиция рассказа
Композиционная часть яркого творения разделена на две основные составляющие. Первая — поездка мужчины с семьей и их заселение в роскошный отель; вторая — возвращение основных персонажей истории в Сан-Франциско с бездыханным телом главного героя на руках. Столь резкий контраст между частями произведения открывает перед читателями основную идею, которая заложена Иваном Алексеевичем, — значимость человека при жизни и отсутствие его особенности или успеха после смерти.
Жанровые особенности
Составляя анализ «Господин из «Сан-Франциско» Бунина, важно рассмотреть жанровую составляющую произведения как рассказа, постепенно перетекающего в познавательную и горестно реалистичную притчу. Через черты присущего реализма автор стремится продемонстрировать истину в первой инстанции. Его герои не отличаются какими-либо особенностями и знаковыми чертами характера. Они типичны и благодаря этому реалистичны. Отсутствие конкретики позволяет понять, что данная ситуация достоверна и может произойти абсолютно с каждым человеком, вне зависимости от его статуса в обществе, возможностей и талантов.