Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности чистый понедельник

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Урок
литературы в11 классе.

Анализ
рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина,
то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему
признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование
целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

— О чём рассказ? Что
отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают
ответы  респондентов):

«Рассказ о двух людях,
которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся
любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ
о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили
тему рассказа – любовь.

— Сформулируйте тему
рассказа. Только ли о любви?

Ответ
учеников: о любви к России.

— Как раскрываются эти темы?
При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление
особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

— Можно цель сформулировать
словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы
урока.

«Мы были богаты, здоровы,
молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали
взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная
характеристика героев

Работа с
текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет
сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой,
был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один
знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то«…
и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к
доброй шутке.

А у нее красота
была
какая-то индийская, персидская
: смугло-янтарное лицо, великолепные и
несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как
черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный
бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из
Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные
имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но
кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване,
над которым

зачем-то
висел портрет босого

Толстого

— 
Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит
цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская
Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских. 

Где-то на
Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она
задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные
предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не
чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в
исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает
«козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении
цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой
«с низким лбом под дегтярной челкой». 

— Не в
меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все
разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной
сонаты»,

только одно начало

Она может
заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка
слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

Комментарии.

А. Белый.  Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов.  «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман
В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о
новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. 
Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.

Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.

 Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

         
Для чего Бунин насыщает рассказ
обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной
модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В.
Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет
босого Толстого», а  как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона
Каратаева… В  аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают 
черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего
(самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен
от  внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько
же  отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы
понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста
главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой
наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности,
суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта
Русь»).

— Как
соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
 


Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия
по Москве
от имени героев.

Экскурсия
от имени героя «Современная Москва». (Приложение 1)

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в
«Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на
концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия от имени героини «Древняя
святая Москва»
(Приложение2)

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа
Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

— Почему так важны были для героини вид  из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся к психологическому тесту, проведённому
накануне.

В рассказе приметы
современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что
касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует
о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось
на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

Для
полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала века.

— О каких религиозных
праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица
Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда
связана с древнеславянскими традициями проводов зимы  и встречи весны. (Можно
посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост
7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются
от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост
установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая
четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

         
Символично ли название
рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная
граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской,
греховной жизни – в вечную, духовную.

         
Можно ли представить героиню в
ситуации «земного счастья»?

         
Как описывает автор свою
героиню?
(Портрет, позы, жесты,
манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной»
красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное
лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет
женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни
равносилен…

Б. Пастернак.

         
Как характеризует  рассказчик
свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной»
рассказчику. Для характеристики  героини используются слова «загадочность»,
«странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он
путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит
столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

—  В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны»
Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому
выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской
философии лежит через бунинскую филологию»

         
Какие художественные средства
использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)

         
Давайте вспомним, что такое оксюморон?
От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально
звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов.
«Толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

         
Найдите  оксюмороны в тексте?
(Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор
показывает противоречивость героев.

         
Обратите внимание на наиболее
повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная,
непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).

         
Вот ещё один приём, характерный
для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении
используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с
японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

         
 Кульминационная сцена – это
фейерверк различных деталей поэтики.

Запах
комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет.  В
начале рассказа – полутьма и поцелуи.

            Кульминационная сцена происходит в
освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово
«тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр  устремила взгляд
своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте
видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И,
напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу
сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы
пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

1.      Выводы.

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

                 В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема
мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же
воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной
радостью сияя,

И дивно
повторяется восторг,

Та встреча
краткая земная,

Что Бог
нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о
глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино
музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет
своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу.
Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство
непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности»
(Горький).

Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов
Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение,
ассоциации…

Скачано с
www.znanio.ru

1.
Слово учителя.

Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по
мнению Бунина, то «Чистый понедельник»
– лучший рассказ, по мнению писателя и
по всеобщему признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование целей урока (реализация домашнего задания (п.1).


О чём рассказ? Что отвечали ваши
респонденты?

Ответы
учеников (зачитывают ответы респондентов):

«Рассказ
о двух людях, которые не могли быть
вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о
несостоявшейся любви», «Рассказ о
молодых, красивых людях, но с разными
ценностями», «Рассказ о любви и духовном
преображении» и т.д. Таким образом,
респонденты определили тему рассказа
– любовь.


Сформулируйте тему рассказа. Только ли
о любви?

Ответ
учеников: о
любви и о России.


Как раскрываются эти темы? При помощи
каких средств и приёмов? На эти вопросы
мы должны с вами ответить. Сформулируйте,
пожалуйста, цель урока.

Ответ
учеников: выявление особенностей
раскрытия Буниным темы любви, России,
творческой манеры писателей.


Можно цель сформулировать словами Вл.
Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы урока.

«Мы
были богаты, здоровы, молоды и настолько
хороши собой, что в ресторанах, на
концертах нас провожали взглядами…»
Почему же тогда герои не могли быть
вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная характеристика героев

Работа
с текстом. Учитель называет предмет
сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет
сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я
… был в ту пору красив почему-то южной,
горячей красотой
,

был
даже «неприлично красив», как
сказал мне однажды один знаменитый
актер…»Черт вас знает, кто вы,
сицилианец
какой-то«…
и характер был у меня южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке,
к доброй шутке.

А
у нее красота
была

какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо, великолепные
и

несколько зловещие в своей густой
черноте волосы, мягко блестящие,
как

черный соболий мех, брови,
черные, как бархатный уголь, глаза;
пленительный

бархатисто-пунцовыми
губами рот …

«Корни»

Я…
родом из

Пензенской
губернии

Она
из Твери,
а её бабушка из Астрахани

Литературные
имена

Я привозил ей
коробки

шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского


Вы дочитали

«Огненного
ангела»?

(роман В. Брюсова)

И
мы зачем-то
поехали на Ордынку… но кто ж нам мог
показать, где жил Грибоедов? Кому это
нужно?

Л. Андреев, А.
Белый

… на диване, над
которым

зачем-то
висел
портрет босого

Толстого


Досмотрела. До того высокопарно, что
совестно читать.

Она любит
цитировать русские летописные сказания,
особенно ее восхищает древнерусская
Повесть о верных супругах Петре и
Февронии Муромских.

Где-то на Ордынке
есть дом, где жил Грибоедов. Поедем
его искать…

Она задержалась
у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные
предпочтения

А
отчего вы вчера вдруг ушли с концерта
Шаляпина?

Он не чувствует
окружающей пошлости, которая замечательно
запечатлена Буниным и в исполнении
«полечки Транблан», когда партнер 
выкрикивает «козлом» бессмысленный
набор фраз, и в развязном исполнении
цыганских песен старым цыганом «с
сизой мордой утопленника» и цыганкой
«с низким лбом под дегтярной челкой». 


Не в меру разудал был. И потом желтоволосую
Русь
я
вообще не люблю.

Она
все разучивала медленное, сомнамбулически
прекрасное начало «Лунной
сонаты»,

только одно начало

Она может
заслушаться церковными песнопениями.
Не оставит ее равнодушной сама огласовка
слов древнерусского языка, и она как
завороженная будет повторять их

Комментарии.

А.
Белый.
Его
лекция пародийно описана в рассказе.

В.
Брюсов.
«Вы
дочитали «Огненного ангела»? (Исторический
роман В.Я, Брюсова). Героиня отвечает:
«До того высокопарно, что совестно
читать».

Л.
Андреев.
«Я
опять весь вечер говорил только о
постороннем, – о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…

Модные
авторы европейского декаданса

Гуго
фон Гофмансталь.

Австрийский символист.

Артур
Шницлер.

Австрийский драматург и прозаик,
импрессионист.
Тетмайер Казимеж.

Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов.
Ст.Пшибышевский.

Немецко-польский прозаик

  • Для
    чего Бунин насыщает рассказ обилием
    имён литераторов?

Для создания
характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир
героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я
скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной
модные сочинения европейского декаданса
(см. выше), «высокопарный» роман В.
Брюсова, не интересные ей. У неё же в
номере гостиницы «зачем-то висит портрет
босого Толстого», а как-то она ни с того
ни с сего вспоминает Платона Каратаева…
В аристократически утончённой и
загадочной, неожиданно проступают
черты Катюши Масловой, жертвенной и
чистой воскрешающей души из последнего
(самого любимого Буниным) романа Л.Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её
внутренний мир настолько же отличен от
внутреннего мира рассказчика, насколько
внутренний мир Толстого отличен от мира
Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же
отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы понимаете
высказывание героини «желтоволосая
Русь»

В
уста главной героини Бунин вкладывает
свое понимание России: не как эдакой
наигранной «русскости» но как неподдельной
древности ее, православности, суровости
(«только в каких-нибудь северных
монастырях осталась теперь эта Русь»).


Как соотносятся в рассказе приметы
конкретной эпохи и напоминания о
древности?

— Отправимся
вслед за героями в Москву.

Экскурсия
по Москве

от имени героев.

Экскурсия
от имени героя
«Современная
Москва».
(Приложение
1)

Каждый
вечер я возил ее обедать в «Прагу»,
в «Эрмитаж», в «Метрополь»,
после обеда в театры, на концерты, а там
к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия
от имени героини «Древняя
святая Москва»
(Приложение2)

Зачатьевский
монастырь, Чудов монастырь, Архангельский
собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская
часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль,
Новодевичьего монастыря, Рогожского
кладбища.


Почему так важны были для героини вид
из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся
к психологическому тесту, проведённому
накануне.

В
рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром
рассказчика, всё же, что касается
древности, церквей, кладбищ – внутренний
мир героини. свидетельствует о глубокой
ностальгии Бунина. «Православие теперь,
когда оно так преследовалось на родине,
осознавалось Буниным как неотделимая
часть России, ее культуры, её истории и
её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).


Для полноценного
восприятия рассказа необходимо понимание
некоторых реалий быта, церковной
обрядовости, литературно- артистической
жизни начала века.


О каких религиозных праздниках идёт
речь в рассказе?

Чистый
понедельник

– первый день великого поста, наступающего
после разгульной Масленицы.

Масленица
– Масленая
неделя, неделя, предшествующая Великому
посту. Символика обряда связана с
древнеславянскими традициями проводов
зимы и встречи весны. (Можно посмотреть
фрагмент празднования Масленицы в/ф
«Сибирский цирюльник»).

Великий
пост
– 7
недель перед Пасхой, в течение которого
верующие – христиане воздерживаются
от нескромной пищи, не участвуют в
увеселениях, не вступают в брак. Пост
установлен в воспоминание 40-дневного
поста Христа в пустыне. Великая
четыредесятница начинается с понедельника,
в просторечии называемого «чистым».

  • Символично
    ли название рассказа?

Чистый
понедельник – в православной традиции
– своеобразная граница, рубеж между
жизнью- суетой, полной соблазнов, и
периодом Великого поста, когда человек
призван очиститься от скверны мирской
жизни.

Чистый
понедельник – и переход, и начало: от
светской, греховной жизни – в вечную,
духовную.

  • Можно
    ли представить героиню в ситуации
    «земного счастья»?

  • Как
    описывает автор свою героиню?

    (Портрет, позы, жесты, манера держаться).
    Найти в тексте. Как подчёркивается
    мотив «восточной» красоты? («А у неё
    красота была какая-то индийская,
    персидская: смугло-янтарное лицо с
    маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет
секрет женского обаяния.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Как соотносятся в рассказе господин из сан франциско фабула и сюжет рассказа
  • Как сон петра гринева соотносится с событиями произведения а с пушкина капитанская дочка сочинение
  • Как сокращенно помощник пишется помощник
  • Как сокращенно пишется школа в заявлении
  • Как сокращенно пишется шипящий