Тема: Что такое аннотация и как её составить.
Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;
Задачи: — формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;
– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
диагностические карточки; выставка книг.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Подготовительный этап.
Целеполагание.
— Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.
Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).
— Кто написал без ошибок?
— Кто допустил 1-2 ошибки?
— Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.
— Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)
— Проверим. (Слайд № 1)
— Определите тему урока.
— Запишите название темы в тетрадь (Слайд № 2)
-Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).(Слайд № 3)
III. Работа по теме урока.
1) Мотивация необходимости знаний по данной теме.
— Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем , когда Вы станете грамотными читателями.
2) Подготовка к восприятию нового материала.
— Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?
— Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.
— Предположите, что означает слово «аннотация».
— Что Вам в этом поможет? (Толковый словарь).
— Найдите это определение и запишите его в тетрадь.
3) Знакомство с понятием «аннотация».
— Прочитайте определение, которое Вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги.) (Слайд № 4)
— Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о чем?
— Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.
— Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению и окружающему миру? (работа в парах)
— Ка догадались, что это аннотация?
— Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.
4) Аналитическое чтение аннотации.
— Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)
№1
Маленькая девочка нездорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов… Но однажды она захотела… слона. Может ли ее желание исполнится? Об этом знает только родительское сердце.
— Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? ( «Слон» )
— Кто автор этого произведения? ( А.Куприн).
5) Сопоставительный анализ аннотаций.
— Давайте сравним одно и то же произведение и найдём отличие. (карточка)
№2
А. В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.
Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной
была эта поездка!
— Что вы прочитали? (аннотацию)
— Докажите, что это аннотация.
— О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек»)
— Кто автор этого произведения? ( Аркадий Петрович Гайдар)
— В чем отличие аннотации под буквой А от аннотации под буквой Б?
— В какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?
— Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения)
— Итак, что такое аннотация? Где находится аннотация?
— Евдокия Васильевна предлагает нам познакомиться с аннотациями к разным книгам. ( учебник,с73)
— Вы помните произведения Виктора Драгунского? Какие?
Упр. 27.
-Прочитай аннотацию к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы».
«В книгу вошли весёлые рассказы для детей».
— Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» Почему Вы так считаете?
— Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? Докажи.
— Это пример очень короткой аннотации.
— Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?
-Узнаем, правы ли мы были. Воспользуйся советами Летучей Мыши. (с.74) (Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена главных героев и указать, что они школьники). (Слайд № 5)
— Дополни короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. Пользуйся советами Летучей Мыши. (В книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)
IV. Физминутка для глаз. (слайд № 6)
6) Составление аннотации по книгам (групповая работа). Игра «В библиотеке».
— Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».
— Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.
— В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: (Слайд № 7)
1. Писатель….. рассказывает о ……..
2. Удивительные события происходят в книге………
3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………
— Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.
— Я выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.
1 группа — П.Ершов «Конек -Горбунок»
2 группа – Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
3 группа – Русская сказка «Крошечка — Хаврошечка».
— После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей.
— Вспомните, как правильно оценить выступления. (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)
— Оценку выступления можно давать по плану:
1. Соответствует ли доклад заданной теме? Определи главную мысль этого сообщения.
2. Что ты узнал нового из выступления своего товарища?
7)Работа в группах.
Прослушивание диалогов.
-Итак, один из Вас – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. Не забудьте о правилах этикета!
V. Итог урока
— С каким понятием мы сегодня познакомились?
— С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.
— Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.
ТЕСТ
1. Аннотация – это …
у) краткий пересказ содержания;
б) подробное изложение текста.
2. Какие сведения может содержать аннотация?
р) сведения об авторе;
т) иллюстрации к произведению;
а) краткое содержание;
г) перечень всех героев произведения;
!) тема книги.
— Назовите буквы правильных ответов (УРА!) (Слайд № 7)
VI. Рефлексия.
— Что Вам понравилось на уроке?
— Что оказалось трудным?
VII. Домашнее задание.
— Дома Вы прочитаете в учебнике (с.75 упр.29) аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и дополните её. Чтобы дополнить аннотацию, Вам нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.
Цель: создать условия для развития речи обучающихся, путем знакомства с понятием – аннотация, составлением устного и письменного текста, а также групповой и самостоятельной работы с книгой.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- воспитание интереса к уроку русского языка через разные виды работы;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные:
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умения формулировать проблему.
Познавательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развивать умение находить информацию в книге;
- формировать умение использовать различные речевые обороты;
- обогащать словарный запас учащихся, развитие устной и письменной речи, работа с разными видами информации.
Коммуникативные:
- умение работать в группах активности;
- умение помогать товарищу, поделиться своими знаниями с одноклассниками.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Добрый день дорогие друзья! Я рада встречи с вами.
2. Актуализация знаний
– Ребята, вы любите сказки? (Да)
– Так вот мы сегодня отправимся в страну «Сказочная библиотека», а я ее хозяйка. (Приложение 1, слайд 1)
– Вспомните героя – Оле Лукойе. Когда у него начинались сказки? (Когда он открывал зонтик).
– Откройте сейчас свои зонтики, они у вас яркие и сказочные, и давайте распределимся с вами так, чтобы зонтики в группе были одинакового цвета.
– Покружите зонтики, рассмотрите их внимательно, скажите, у кого на зонтике написано слово «Помощник»?
– Ты сегодня будешь моим помощником на уроке.
– Поставьте свои зонтики на полянку.
– Что такое библиотека?
– Какие правила нужно соблюдать, посещая библиотеку?
Задание
– Ребята, вам нравится наша библиотека? (Да) Но некоторые герои потерялись, давайте поможем, им вернутся к себе домой на страницы книг. Но для этого нам необходимо угадать, с каких они произведений и кто их автор?
1) Гадкий утенок (Сказка – Гадкий утенок, автор – Ганс Христиан Андерсен) (слайд 2)
2) Рыбак (Сказка о рыбаке и рыбке, автор – А.С. Пушкин) (3 слайд)
3) Колобок (Русская народная сказка) (4 слайд)
4) Дуб с котом (Сказка – У лукоморья дуб зеленый, автор – А.С. Пушкин)
(5 слайд)
5) Русалочка (Сказка – «Русалочка», автор – Г.Х. Андерсен) (6 слайд)
– Итак, все герои на своих местах, мы можем дальше продолжить занятие.
– Перед нами много интересных книг, но вы знаете, что в библиотеке порядок, книги стоят в алфавитном порядке. Так давайте, и мы сейчас наведем порядок в нашей библиотеке.
– Скажите, чтобы найти нужную книгу, что Вам в этом поможет?
– У каждой группы есть своя карточка, организуйте выставки, которые подходят к вашей теме. Не забудьте дать своей выставке название.
– Но есть ещё один помощник.
– Чтобы узнать, что это за помощник, вы должны выполнить задание.
3. Проблемная ситуация (1 мин.)
(задание зачитывает помощник)
– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно слова, которые сейчас услышите, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать.
Картина, инженер, иней, коллекция, отечество, натюрморт, сцепление, билет, мясной.
– Прочитайте слово, которое у Вас получилось? (Аннотация)
– Представитель от каждой группы выйдите к доске, соберите главное слово нашей сегодняшней встречи.
– Исходя из нашей беседы, чтобы вы хотели узнать нового? Подумайте, посоветуйтесь в группе и напишите.
Задачи урока (7 слайд)
4. Усвоение новых знаний
– Где мы можем найти определение «аннотация»?
– Для каждой группы спрятано задание в классе оно в конверте, как можно быстрей найдите его и выполните.
– Представитель от группы прочитайте, что вы нашли.
– На ваших столах найдите волшебный листок, в котором написаны все пункты, которые входят в аннотацию.
– Что же мы можем узнать прочитав аннотацию?
а) информации об авторе книги;
б) тема книги;
в) содержание её краткого пересказа;
г) оценка произведения.
– Рассмотрите книги из вашей библиотеки. Отберите те книги, в которых есть аннотация. Внимательно рассмотрите, познакомьтесь с ними. И затем вы расскажите, какие составляющие у вас встретились.
– Как догадались, что это аннотация?
– Сейчас мы приступим к самому главному. Мы попробуем написать аннотацию к сказкам для первоклассников, чтобы прочитав ее, она заинтересовала малышей, вызвала интерес к чтению книг. Чтобы они захотели взять книгу в руки, рассмотреть ее.
– Познакомьтесь с заданием и приступайте к его выполнению.
Работа с классом: Отвечает каждая группа
7. Итог урока
– С каким понятием мы сегодня познакомились?
– Что такое аннотация?– Что мы можем узнать, прочитав аннотацию?
– А сейчас проверим, чему научились?
– Назовите буквы правильных ответов : УРА!
8. Рефлексия
– Напишите на книжках, свою фамилию и имя. Теперь вспомните урок, какую работу вы сегодня проделали, как помогали своим товарищам. И оцените себя.
9. Домашняя работа
– Ребята, я как хозяйка сказочной библиотеки, хочу чтобы вы на зонтиках прилетели ко мне в гости на сайт, там вы найдете много интересной и полезной информации.
– Вашим домашним заданием будет, составить аннотацию к своему любимому произведению, и ее вы оставите на сайте.
– Я вам хочу пожелать успехов, новый побед. Чтобы вы как можно больше читали книг. Берегли книги. Я вам хочу подарить эти сказочные закладки, а сказочные они тем, что на обратной стороне адрес моего сайта и почты.
1
<h2>Литературное чтение Сказки Пушкина 4 класс Ответы</h2>
Угадай, какая сказка изображена на рисунках
Напиши аннотацию к этой сказке. Укажи имя автора, название произведения, главных героев, основные события.
Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Сказки А. С. Пушкина
2 ответа:
2
0
Рассмотрим иллюстрации к сказкам Пушкина. На них мы видим две сцены, которые позволяют точно определить к какой именно сказке сделаны эти иллюстрации. На первой картинке базарная площадь, где поп искал для себя работника. мы видим и самого попа и могучего богатыря Балду. На второй картинке уже сам Балда держит за уши своего меньшого брата — зайца, а рядом бегает бесенок.
Значит эти иллюстрации к сказке «О попе и работнике его Балде».
Автором этой сказки является А.С. Пушкин.
Главные герои истории — Балда, поп, бесенок, бес и попадья.
А теперь назовем основные события, которые происходят в сказке.
- Поп нанимает Балду.
- Поп не хочет платить Балде.
- Поп посылает работника за оброком к чертям.
- Балда мутит воду и разговаривает с бесом
- Бесенок предлагает соревнование.
- Бесенок бегает наперегонки с зайцем
- Бесенок бросает палку
- Бесенок таскает кобылу
- Балда получает оброк
- Поп получает щелчки.
2
0
Рассмотрев две иллюстрации можно определить сказку Александра Сергеевича Пушкина. Это «Сказка о попе и работнике его Балде». На первой картинке изображена базарная площадь на которую пришёл поп
На второй Балда выполняет поручение попа взять оброк с чертей.
Главные герои сказки поп, Балда, попадья, старый Бес, бесёнок.
Аннотацию на данную сказку можно составить по таким событиям.
- Поп берет в услужение Балду, потому что ему нужен
- Балда соглашается работать у попа за три щелчка по лбу в год.
- Когда приходит время расплаты, то поп придумывает задание для Балды — взять оброк с чертей.
- Балда идёт к морю и вызывает Беса, чтобы стребовать оброк.
- Бес присылает своего внука бесёнка.
- Бесенок, чтобы не платить оброк, предлагает соревнование Балде, кто быстрее обежит море.
- Балда с помощью двух зайцев, которые бегут вместо него, обманывает бесёнка.
- Бесёнок проигрывает и два других состязания с забрасыванием палки и переносом лошади, черти платят оброк и Балда возвращается к попу за расплатой.
- Попу приходится подставлять лоб для щелчка, после первого он подпрыгнул до потолка, после второго лишился языка, а после третьего лишился ума.
Главная мысль этой сказки в словах Балды:
Читайте также
Аннотация по представленной в задании к сказке словарной коробочке больше напоминает план отзыва.
В книге рассказывается о девочке Элизе, которая спасла своих братьев, превращенных злой мачехой в лебедей.
Действие сказки происходит в некой сказочной стране.
Главная героиня — принцесса Элиза. Волшебные превращения коснулись только братьев Элизы, а ее мачеха не смогла заколдовать.
Сюжет сказки довольно интересный. Читатель переживает вместе с героиней и сочувствует ей. Элиза все-таки смогла, несмотря ни на что, сплести рубашки из крапивы своим братьям, чтобы они навсегда остались в человеческом обличии.
Основной смысл сказки заключается в любви, терпении и верности. Элиза благодаря этим качествам спасла своих братьев и доказала свою невиновность, этим сказка и заканчивается.
Сказка вызывает у читателя самые добрые чувства к этой милой, любящей девушке.
Стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
Мы уже знаем, что в стихотворении «Листопад» Бунин не просто сравнил лес с теремом расписным, не только использовал для этого яркие эпитеты и сравнения, он описал тишину, которая сегодня наступила в этом лесу. Картина получается вызывающее благоговение и восхищение — застывший осенний лес, который напоминает сказочный дворец и вокруг мертвая неподвижность воздуха, мертвая тишина.
Как тут не задрожать от волнения голосу, читая эти прекрасные строки!
Поэтому задача чтеца передать то восхищение осенней природой, красотой поры листопада, когда деревья еще не облетели, а осень еще заслуживает право называться золотой.
Стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:
Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.