Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.
В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».
-
При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.
Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:
-
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
-
Именование темы.
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
-
Повествование.
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
-
Описание.
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
-
Доказательство.
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
-
Опровержение.
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
-
Воззвание.
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
-
Заключение.
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
-
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
-
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
-
События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Обратная или инверсионная.
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
-
Параллельная.
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
-
Полифоническая.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
-
Кольцевая композиция.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
-
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
-
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
-
Умолчание.
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
-
Концентрическая.
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
-
Ретроспективная.
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
-
Рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля. -
Свободная.
Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
-
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
-
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
-
Развитие сюжета. Череда событий.
-
Кульминация. Пиковый момент произведения.
-
Развязка. То, чем завершается кульминация.
-
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
-
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.
-
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.
К образным элементам относят:
-
Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.
-
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
- Описание сцен из прошлого.
- Сказки, байки, притчи, стихотворения.
- Сны.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
-
Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
-
Ретроспекция.
«Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
-
Мотив.
Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
-
Разрыв.
Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
-
Экспозиция.
Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
-
Монтаж.
Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.
-
Противопоставление.
Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.
Особенности сюжетной композиции
Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
-
Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.
Особенности композиции сказки
Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.
Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
-
Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.
-
Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
-
Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
-
Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
-
Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
-
Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.
Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.
Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.
Стадии развития действия (элементы композиции):
Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:
Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.
Виды композиции:
Традиционная классификация:
- Прямая (линейная, последовательная)– события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
- Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
- Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
- Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):
- Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
- Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
- Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
- Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
- Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
- Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.
Сущность и определение
Композицией в литературе принято называть специфику построения произведений. Существует несколько теорий, согласно которым дается определение данному понятию. Она определяется в соответствии с содержанием и смысловой нагрузкой текста, а также зависит от целей, которые ставит перед собой автор.
Композиционная структура предполагает расположение разных элементов произведения в определенном порядке, позволяющем читателю уловить суть рассказа и проследить описанные в нем события. Необходимость четкого структурирования текстов обусловлена тем, что даже самый интересный и захватывающий сюжет сам по себе не может вызвать восторг у читающего. Автор должен уметь преподнести историю максимально убедительно, последовательно, обоснованно.
Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.
Автор может использовать на свое усмотрение различные композиционные приемы на всех уровнях, позволяющие сделать повествование более ярким, эмоциональным, образным и впечатляющим. Они могут применяться как для прозы, так и для стихотворения.
Основные приемы литературных произведений:
- повторы — намеренное переплетение автором начала и концовки рассказа;
- ретроспекция — возвращение читателя в прошлое для описания событий, предшествующих основному сюжету (к примеру, о детстве Ильи Обломова Гончаров повествует только в 9 главе, а не в начале книги);
- противопоставление — выбор противоположных персонажей, образов;
- разрыв — специальный прием, позволяющий сохранять интригу в ходе чтения, чаще всего применяется при написании детективных романов;
- усиление — подбор аналогичных образов или деталей, способных усилить впечатление читателя.
Использование одного или более приемов свойственно всем литературным жанрам. Без них тексты казались бы унылыми, монотонными. Композиция должна присутствовать и в прозе, и в стихотворениях, и в поэмах. Она соединяет все части воедино и является основополагающим фактором. Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.
Структурные компоненты
Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.
Основными элементами являются:
- Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям);
- Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе;
- Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. );
- Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки;
- Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий;
- Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.
В большинстве произведений присутствует эпилог. Это заключительный эпизод, послесловие, в котором автор хочет рассказать о том, что случилось с героями в будущем, как складывается их судьба.
Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.
Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.
Классификация видов
Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.
Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.
Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.
Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.
Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:
- линейная — развитие событий в соответствии с хронологической таблицей;
- ретроспективная — периодическое отвлечение от сюжетной линии с целью уточнения исторических сведений о действующих персонажах;
- умолчание — о некотором важном произошедшем событии, которое случилось раньше остальных, автор рассказывает только в окончании повествования;
- зеркальная — сцены и действия повторяются в начале и в финальной части с максимальной противоположностью и противопоставлением;
- кольцевая — прослеживающаяся взаимосвязь между первыми и последними частями;
- свободная — использование автором смешанных композиционных техник и расположение этапов произведения в свободном порядке, чтобы постоянно удерживать интригу, вызывать интерес читателя и создавать напряжение.
Произведения со свободной композицией считаются более яркими, выразительными, ориентированы на удержание читающей аудитории. Однако такой прием может быть использован не во всех жанрах.
Литературные элементы
Каждый текст создается не только по определенному плану с логичной последовательностью сюжетов, но и с использованием композиционных элементов. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и ассоциации. Принято различать следующие элементы:
- повествование — рассказ, содержащий большое количество глаголов, оборотов, деепричастий для наиболее динамичной передачи происходящих событий;
- диалог — беседа двух героев, которая позволяет наиболее точно передать противопоставление двух разных точек зрения или раскрыть личность персонажа;
- монолог — речь героев, не требующая ответа, размышления;
- система образов — взаимосвязь и взаимодействие всех присутствующих в тексте героев, топонимики и предметных образов;
- пейзаж — уникальное литературное средство, позволяющее ярко описать воображаемый мир, страны и города, целые галактики и планеты, а также передать атмосферу определенного эпизода;
- портрет — подробная характеристика не только внешности действующего лица, но и его внутреннего мира.
Художественный текст невозможен без грамотного и четкого структурирования, использования приемов в соответствии с выбранным жанром и тематикой произведения. Можно привести достаточно внушительный список увлекательных книг, которые цепляют читателя с первой страницы, но есть и такие, интерес к которым не появляется даже на этапе кульминации.
>
Цель автора при написании книги:
- общая визуализация сюжета;
- визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.
Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.
Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!
Содержание:
- Что нужно знать, приступая к сюжету?
- Части композиции
- Виды композиции — особенности
- Сюжет и фабула — отличие?
- Виды сюжетных структур
Что нужно знать, приступая к сюжету?
Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.
Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.
Части композиции
Основные части композиции:
- экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
- завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
- развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
- кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
- развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
- эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).
Виды композиции — особенности
Основные виды композиции:
Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.
Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.
Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).
Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.
Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!
Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.
Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.
В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.
Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.
Сюжет и фабула — отличие?
Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.
Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!
Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.
Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!
Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.
Виды сюжетных структур
Основные схемы:
Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).
Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.
Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.
Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.
Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.
Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.
Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!
Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.
В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.
Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.
«Композиция
— построение,
расположение всех элементов художественной
формы.
Композиция
бывает внешней и внутренней.
К
сфере внешней композиции относят деление
эпического произведения на книги, части
и главы, лирического — на части и строфы,
лиро-эпического — на песни, драматического
— на акты и картины.
Область
внутренней композиции включает в себя
все статические элементы произведения:
—
разные
типы описаний — портрет, пейзаж, описание
интерьера и бытового уклада жизни
героев, суммирующую характеристику;
—
внесюжетные
элементы — экспозицию (пролог, вступление,
«предысторию» жизни героя), эпилог
(«последующую» историю жизни героя),
вставные эпизоды, новеллы;
—
всевозможные
отступления (лирические, философские,
публицистические);
—
мотивировки
повествования и описания; формы речи
героев: монолог, диалог, письмо (переписка),
дневник, записки;
—
формы
повествования, называемые точками
зрения (позиция, с которой рассказывается
история или с которой воспринимается
событие истории героем повествования.
Понятие точки зрения в литературе
аналогично понятию ракурса в живописи
и кино)».
Но
это только то, что включает в себя
композиция. Как же она «работает»?
Из
работы М.Веллера «Технология рассказа»:
«Композиция
(построение, структура, архитектоника)
рассказа — это расположение отобранного
материала в таком порядке, которым
достигается эффект большего воздействия
на читателя, чем было бы возможно при
простом сообщении фактов. Перемены в
последовательности и соседстве эпизодов
обусловливают разное ассоциативное,
эмоциональное смысловое восприятие
материала в целом. Удачная композиция
позволяет добиться максимума смысловой
и эмоциональной нагрузки при минимуме
объема.
1.
Прямоточная
композиция.
Наиболее древний, простой и традиционный
способ передачи материала: какая-то
несложная история с минимальным
количеством значимых действующих лиц
рассказывается в последовательности
событий, связанных единой причинно-следственной
цепью. Для такой композиции свойственна
неторопливость и подробность изложения:
такой-то сделал то-то, а потом было
так-то. Это позволяет обстоятельно
углубиться в психологию героя, дает
читателю возможность отождествить себя
с героем, влезть в его шкуру, сочувствовать
и сопереживать. Внешняя простота, как
бы бесхитростность и безыскусность
такого построения вызывают дополнительное
доверие читателя, единая нить повествования
позволяет не рассеивать внимание и
целиком сосредоточиться на изображаемом.
Так, к примеру, построен рассказ Ю.Казакова
«Голубое и зеленое» — ностальгическая
история первой юношеской любви: вечная
тема, банальный материал, несложный
городской язык, но, проживая вместе с
героем день за днем, читатель радуется,
печалится, тоскует.
2.
Окольцовка.
Обычно отличается от композиции
предыдущего типа только одним: авторским
обрамлением в начале и в конце. Это как
бы рассказ в рассказе, где автор
представляет читателю героя, выступающего
в дальнейшем рассказчиком. Таким образом
создается двойной авторский взгляд на
рассказ: поскольку сначала
охарактеризовывается рассказчик, то
затем в собственно рассказе может
«браться поправка на рассказчика»
— образы автора и рассказчика намеренно
расподобляются. Автор, как правило,
мудрее и информированнее рассказчика,
он выступает судьей и комментатором
собственной истории. Выгоды такого
приема в том, что
а)
рассказчик может говорить любым языком
— не только грубыми просторечиями, что
простительно, но и литературными
штампами, что иногда выгодно автору,
поскольку просто и доходчиво: у автора
развязаны руки, возможные обвинения в
примитивности языка, дурном вкусе,
цинизме, антигуманизме и т.п. он
перекладывает на плечи своего ни в чем
не повинного рассказчика, а сам в
обрамлении может отмежеваться от него
и даже осудить;
б)
достигается дополнительная достоверность:
обрамление нарочито просто, обыденно,
от первого лица, — читатель как бы
подготавливается к дальнейшей истории;
в)
«двойной взгляд» может играть
провокационную роль: читатель не
соглашается с мнением как рассказчика,
так и автора, он как бы вовлекается в
дискуссию, подталкивается к собственным
размышлениям и оценкам, коли не получает
в готовом виде оценку единую.
В
качестве примеров — такие известные
рассказы, как «Счастье Мопассана»,
«Под палубным тентом» Лондона,
«Судьба человека» Шолохова; прием
это распространенный.
Окольцовка
применяется и с более сложными видами
композиции, но уже реже.
3.
Точечная
(новеллистическая)
композиция. Отличается тем, что какое-то
количество мелких подробностей и
обстоятельств веером привязано к одному
событию незначительного масштаба.
Соблюдается триединство времени, места
и действия. Характерна для бытовой
прозы. Автор как бы наводит увеличительное
стекло на одну точку и пристально
разглядывает ее и ближайшее окружающее
пространство. В «точечной» новелле
нет ни развития характеров, ни изменения
ситуации: это картинка из жизни.
Наиболее
ярко это выражено в новеллистике Шукшина
и Зощенко. Вот рассказ Шукшина «Срезал».
Говорится о деревне, о семье Журавлевых,
о Глебе Капустине: предыстория, характеры,
обстоятельства. Затем — суть; застольный
разговор, когда Глеб «доказывает»
кандидату наук его «необразованность».
Детали, лексика, эмоциональное напряжение
превращают жанровую зарисовку в
принципиальное столкновение торжествующего
и завистливого хамства с наивной
интеллигентностью.
Можно
сказать, что точечная новелла — это один
малый штрих из жизни, под пристальным
взглядом автора принимающий масштабы
и глубину художественного произведения.
Таковы знаменитые короткие рассказы
Хемингуэя. Через жест, взгляд, реплику
единичный и внешне незначительный
случай превращается в показ всего
внутреннего мира героя, всей окружающей
его атмосферы.
Различие
прямоточной и точечной композиции в
том, что в последней «ничего не
происходит».
4.
Плетеная
композиция.
Действие в ней есть, есть и последовательность
событий, но русло повествования
размывается в сеть ручейков, авторская
мысль то и дело возвращается к прошлому
времени и забегает в будущее, перемещается
в пространстве от одного героя к другому.
Этим достигается пространственно-временная
масштабность, вскрывается взаимосвязь
различных явлений и их взаимовлияние.
На ограниченном пространстве рассказа
сделать это нелегко, данный прием
характерен скорее для таких романистов,
как Томас Вулф. Однако поздняя новеллистика
Владимира Лидина — пример удачного
применения композиционной «плетенки»,
где за нехитрыми поступками обычных
людей стоит все их прошлое, весь круг
интересов и симпатий, память и воображение,
влияние знакомых и следы былых событий.
Если каждый тип композиции вообразить
в виде графика-иллюстрации, то длинная
нить «плетенки» выпишет немало
кружев, пока доберется до конечной цели.
5.
Остросюжетная
композиция. Суть
ее в том, что наиболее значительное
событие ставится в самый конец
повествования, и от того, произойдет
оно или нет, зависит жизнь или смерть
героя. Как вариант — противоборство двух
героев, которое разрешается в самом
конце. Короче — кульминация является
развязкой. В общем это коммерческий,
спекулятивный ход — автор играет на
природном человеческом любопытстве:
«Чем все кончится?» По такой схеме
строятся триллеры Чейза, на таком приеме
построен самый знаменитый из романов
Хейли — «Аэропорт»: взорвет
злоумышленник самолет или нет? Интерес
к этому заставляет читателя жадно
проглатывать роман, нашпигованный
массой побочных подробностей. В
новеллистике такой прием ярко проявляется
у Стивена Кинга.
6.
Детективная
композиция.
Отнюдь не адекватна предыдущей. Здесь
центральное событие — крупное преступление,
необычайное происшествие, убийство —
выносится за скобки, а все дальнейшее
повествование — как бы обратный путь к
тому, что уже произошло раньше. Перед
автором детектива всегда стоят две
задачи: во-первых, придумать преступление,
во-вторых, придумать, как его раскрыть,
— именно в таком порядке, никак не в
обратном! Все шаги и события изначально
предопределены преступлением, словно
ниточки тянутся из каждого отрезка пути
к единой организующей точке. Построение
детектива — как бы зеркально: действие
его заключается в том, что герои моделируют
и воссоздают уже бывшее действие. Из
коммерческих соображений авторы
детективов развозят их до объемов
романов, но изначально, созданный Эдгаром
По и канонизированный Конан Дойлем,
детектив был рассказом.
7.
Двухвостая
композиция.
Самый эффектный, пожалуй, прием в
построении прозы. В литературе первой
половины XIX века встречался в таком
виде: какое-то описываемое событие
оказывается сном, и затем произведение
оканчивается совсем иным образом, чем
полагал было читатель («Гробовщик»
Пушкина). Самый знаменитый образец —
рассказ Амброса Бирса «Случай на
мосту через Совиный ручей»:
разведчика
вешают, веревка обрывается, он падает
в воду, спасается от стрельбы и
преследований, после тяжких испытаний
достигает родного дома, — но все это ему
лишь казалось в последние миги жизни,
«тело покачивалось под перилами
моста».
Построение
такое сродни инквизиторской «пытке
надеждой»: приговоренному предоставляют
возможность бежать, но в последний миг
он попадает в объятия тюремщиков, ждущих
его у самого выхода на свободу. Читатель
настраивается на благополучный исход,
сопереживает с героем, и сильнейший
контраст между счастливым концом, до
которого повествование уже добралось,
и трагическим, каковой оказывается в
действительности, рождает огромное
эмоциональное воздействие. Здесь в
узловом моменте повествование
раздваивается, и читателю предлагают
два варианта продолжения и окончания:
сначала благополучный и счастливый,
затем зачеркивают его, объявляя
несбывшейся мечтой, и дают второй,
реальный.
8.
Инверсионная
композиция.
Эффект ее, так же, как и предыдущей,
основан на контрасте. Какое-то событие
изымается из естественной хронологической
цепи и помещается рядом с противоположным
ему по тональности; как правило, эпизод
из будущего героев переносится в
настоящее, и соседство полной надежд и
веселья молодости — и уставшей, многого
не добившейся старости рождает щемящее
ощущение быстротечности жизни, тщеты
надежд, бренности бытия.
В
пьесе Пристли «Время и семья Конвей»
в первом действии молодые люди строят
планы, во втором — десять лет спустя —
прозябают, в третьем, являющимся
непосредственным завтрашним продолжением
первого, продолжают надеяться и бороться
(а зритель знает уже, что надеждам их не
суждено сбыться).
Обычно
двухвостая и инверсионная композиции
используются для создания трагической
тональности, «плохих концов», хотя,
в принципе, возможно наоборот — утвердить
светлый конец, завершая мрачные по
колориту события жизнеутверждающим
эпизодом из другого временного пласта.
9.
Шарнирная
композиция.
Классический образец — новеллистика
О.Генри. Интереснейший гибрид с
использованием элементов детектива,
ложного хода и инверсии. В узловом пункте
развития действия самое принципиально
важное событие изымается автором и
сообщается под самый конец. Совершенно
неожиданная концовка придает всему
рассказу смысл иной, нежели читатель
видел до этого: поступки героев приобретают
иную мотивировку, иными оказываются их
цель и результат. Автор до последних
строк как бы дурачит читателя,
убеждающегося, что главного-то в рассказе
он не знал. Такую композицию можно было
бы назвать обратной: концовка рассказа
обратна тому, что ожидает читатель.
Суть
в том, что любой рассказ О.Генри вполне
мог бы существовать и без «коронной»
концовки. На концовке же, как на шарнире,
рассказ поворачивается другой своей
стороной, превращаясь фактически во
второй рассказ: могло быть вот так, но
на деле вот эдак. Сыщик оказывается
жуликом, ручной лев — диким, и т.д.
10.
Контрапункт.
Аналогично музыкальному термину —
параллельное развитие двух или более
линий. Классический образец — «42-я
параллель» Дос Пассоса. Незнакомые
между собой люди живут каждый своей
жизнью, соприкасаясь лишь изредка.
Вообще
такое построение более свойственно
длинной прозе, роману. В новеллистике
встречаются два варианта контрапункта:
а)
две-три не связанные между собою сюжетно
линии совмещаются по пространственно-временному
принципу — и то, и другое, и третье
происходит здесь и сейчас: в результате
такого монтажа возникает совершенно
новая ассоциативная, эмоциональная,
смысловая окраска (так, в знаменитой
сцене объяснения Родольфа и Эммы в
«Мадам Бовари» Флобера перемежение
фраз обольстителя отрывками из
сельскохозяйственного доклада создает
ощущение пошлости — и в то же время
желания Эммы бежать от этой пошлости);
б)
линия из прошлого, история из прежней
жизни перемежается с лицевым планом,
объясняя поведение героя в настоящий
момент, раскрывая его внутренний мир,
— прошлое как бы живет в настоящем (как,
скажем, в рассказе Сергея Воронина
«Роман без любви»).
11.
Револьверная
композиция. Здесь
событие показывается с разных точек
зрения глазами нескольких героев,
подобно тому, как деталь, доводимая до
нужной формы, поочередно обрабатывается
несколькими резцами, подаваемыми
вращающейся обоймой. Это позволяет и
диалектически рассмотреть происходящее,
и показать героев как со стороны, так и
изнутри, их собственными глазами. В
одном случае
а)
каждый из героев повторяет свою версию
одного и того же события («В чаще»
Акутагавы);
в
другом
б)
рассказчики сменяются по мере развития
действий, как в эстафете («Сеньорита
Кора» Кортасара.)».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
14.11.201798.26 Mб2Mikhail_Lermontov_-__39_Perchatka_39-1.mp4
- #
14.06.201898.26 Mб0Mikhail_Lermontov_-__39_Perchatka_39-2.mp4
- #
30.05.201798.26 Mб0Mikhail_Lermontov_-__39_Perchatka_39.mp4
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #