План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.
Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.
План очень коротко передает основное содержание текста.
Чтобы составить план, нужно:
— определить тему и основную мысль текста;
— выделить в нем части;
— найти главное в каждой части;
— подобрать заголовок.
Чтобы составить план, нужно:
- Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.
- Определить тему и основную мысль текста.
- Разделить текст на смысловые части.
- Озаглавить их.
- Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.
- Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.
Задания.
1.Вспомни и расскажи сказку по плану:
1)Жили-были старик, кот да петух.
2)Лиса обманывает петуха и уносит его.
3) Кот спасает петуха.
4) Лиса второй раз обманывает петуха.
5) Опять кот спасает петуха.
6) Лисе удается унести петуха в свою нору.
7) Кот наказывает лису и приносит петуха.
2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?
1. Появление Колобка.
2. Колобок отправляется в путешествие.
3. Встреча с зайцем.
4. Встреча с лисой.
5. Встреча с волком.
6. Встреча с медведем.
3. Прочитай рассказ.
Синичка.
Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.
У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.
Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.
Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.
4. Прочитай рассказ.
Чашка.
В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.
Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.
На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».
Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:
1). Старая чашка.
2). «Наша дежурная чашка».
3). Куда делась старая чашка.
5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.
Чиж.
Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.
В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.
А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.
Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!
Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.
1. Весёлая птичка.
2. Как живут чижи.
3. Маленькие уютные гнездышки.
3. Осень.
4. Здравствуй, чижик!
5. Чиж — родственник воробья.
6.Расположи части текста в соответствии с планом.
Старшие друзья.
Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.
Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.
Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.
План:
- Открылся детский сад.
- Школьники готовили детям подарки.
- Малыши были рады.
7. Прочитай рассказ. Составь план.
Как Саша провёл выходной день.
Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.
В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.
В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Крепость.
Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Старый пес.
Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.
- Было ли решение хозяина правильным?
- Чему учит этот рассказ?
В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Порядок работы
Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:
- Прочитать само произведение.
- Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
- Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
- В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
- Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
- Подробный пересказ.
Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.
Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Определение темы
Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.
Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:
- Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
- Конец – смерть обоих животных.
Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.
Выделение смысловых частей
Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.
В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:
- Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
- Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
- Животное бросили в клетку льва.
- Хищник пожалел беднягу.
- Неожиданная дружба льва и собаки.
- Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
- Через год собачка заболела и умерла.
- Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.
Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».
Подзаголовки
Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:
- Жизнь лондонского зоопарка.
- Жестокий хозяин.
- Опасная встреча.
- Хищник добрее людей.
- Странная дружба.
- Сильный защищает слабого.
- Болезнь и смерть собачки.
- Отчаяние и гибель льва.
Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
3. Опасная встреча.
- 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
- 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).
8. Отчаяние и гибель льва.
- 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
- 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
- 8.3 Реакция на чужого песика.
- 8.4 Смерть.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Основные ошибки
Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:
- Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
- Нарушение логики, перестановка частей местами.
- Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
- Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.
Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.
Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Составь
каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа
Капля в море
Мы
как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а
настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг
расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось
солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова
плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили
её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было.
Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из
воды черепахи и выплакивают.
(
По Г.Цыферову).
Составить
план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно
они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный •
Тезисный •
Назывной
•
План – опорная схема • Комбинированный
Вопросный
план
План записывают в форме вопросов к тексту.
Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны
быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего
текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не
словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
— Кого поймали в море?
— О чем плакала пойманная черепаха?
— Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный
план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой
части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
— В море поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной
план
План записывают в виде тезисов, в которых не
используют глаголы.
В назывном плане много существительных и
прилагательных.
Например:
— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и
словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам»
легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти,
целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так,
чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
-Черепаха
— Слёзы.
— Соль из воды. Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные
виды планов.
Например:
— Кого поймали в море?
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Настоящая причина слёз черепахи.
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Источник: https://go2school.ru/poleznoe/kak-sostavit-obshchiy-plan-rasskaza
Как составить план рассказа?
Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.
Составление плана рассказа
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:
- Определитесь с темой рассказа.
- Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
- Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
- Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
- Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
- После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.
План готового текста
Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:
- Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
- Разделите текст на четыре части:
- завязку;
- развитие сюжета;
- кульминацию;
- развязку.
- Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
- Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
- Проделайте эти же процедуры с другими частями.
Виды планов
Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:
- вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
- тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
- назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
- план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
- комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.
Композиция текста
При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:
- Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
- Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
- Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
- Кульминация – наивысшая точка развития событий.
- Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.
Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.
Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/kak-sostavit-plan-rasskaza
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
- Определение понятия
- Алгоритм работы с текстом
- Тема
- Выявление смысловых фрагментов
- Написание подзаголовков
- Вероятные ошибки
Школьная программа обязательно включает в устное изложение рассказов. Это может быть пересказ произведений или собственный текст. Чтобы речь получилась связной, а пересказ удачным, с материалом следует предварительно поработать. В первую очередь, составить план рассказа. Рассмотрим, как это сделать правильно.
Определение понятия
Под планом рассказа подразумевается структура, созданная из элементов содержания текста, которыми обозначается часть повествования. Чем более точно и предельно близко содержанию текста составлен план, тем проще рассказчику выстроить целостное повествование.
Школьная программа предусматривает обучение учеников навыку составления плана речи, сочинения, пересказа и т. д., но проработать с ребенком, еще и отдельно, эту тему, будет не лишним. Умение анализировать текст, очень пригодится при сдаче ЕГЭ.
Алгоритм работы с текстом
Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.
Последовательность действий:
- Прочесть текст (произведение).
- Уловить главную сюжетную идею.
- Разделить текст на части, определяющие повороты сюжета.
- Прочесть каждый отрывок по отдельности, придумать ему подзаголовок, выделить несколько ключевых слов.
- Опираясь на план рассказа, пересказать текст.
Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.
К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».
Тема
Сразу после прочтения следует определить главный посыл автора, ухватить сюжет. В произведении рассказывается о настоящей дружбе между животными, львом и собачкой. Сюжет – мужчина, ради смеха бросает в клетку к взрослому льву мелкую собаку, чтобы хищник разорвал ее на потеху зрителям. Лев, демонстрирует непредсказуемое поведение, проявляет дружелюбие, но конец этого рассказа печальный. Оба животные умирают. Именно в такой последовательности и должен идти пересказ текста.
Выявление смысловых фрагментов
Этот этап следует проводить, вооружившись карандашом. Пробежаться глазами по тексту, выделить моменты, когда заканчивается одно действие и начинает описываться другое.
В разбираемом нами рассказе последовательность повествования состоит из следующих фрагментов:
- Человек принес собаку к диким зверям в зоопарк.
- Собаку бросили в клетку к взрослому, сильному льву.
- Лев не проявил агрессии.
- Между животными возникла дружба.
- Хозяин собаки попробовал вернуть питомца.
- Получил грозный отпор от льва.
- Собака заболела и умерла.
- Лев не смог пережить потерю друга и тоже умер.
Нам удалось разбить рассказ на 8 частей, каждая из которых имеет, условное начало и конец (переход к следующей части повествования).
Написание подзаголовков
Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.
Заголовки могут быть такими:
- Лондонский зоопарк.
- Жестокость людей.
- Опасное знакомство.
- Человечность зверя.
- Удивительная дружба.
- Нет разлукам.
- Смерть маленькой собачки.
- Тоска и угасание льва.
У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.
Пример сложного плана:
- Опасное знакомство.
3.1 Растерянность и страх собаки.
3.2 Нетипичное поведение хищника.
- Тоска и угасание льва.
8.1 Осознание львом гибели друга.
8.2 Неприятие другого пса.
8.3 Гибель от тоски.
Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.
Вероятные ошибки
Разобрав подробно пример по составлению плана произведения, в заключение, следует упомянуть о наиболее распространенных ошибках, которые совершают ученики, при выполнении аналогичных заданий:
- написание слишком большого или, наоборот, маленького количества подзаголовков;
- нарушение логики повествования, перестановка частей рассказа местами;
- несовпадение названий заголовков с сюжетным наполнением части.
Избежать подобных ошибок при составлении плана возможно, если постоянно упражняться в этом занятии. Подходить к нему вдумчиво, несколько раз перечитывать, отмечать нужные места карандашом. Навык, мгновенно схватывать суть и перекладывать ее на бумагу, постепенно закрепится и не будет вызывать затруднений при работе с любым текстом.