1. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
Главная мысль произведения Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.
2. Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
Рассказ по картине Пластова “Летом”
Перед нами картина Пластова “Летом”. На холсте изображены грибники, отдыхающие в тени берёз. С ними рядом лежит собака. У них полные корзины грибов, а значит они долго их собирали, устали и остановились отдохнуть. Женщина прилегла поспать, а девочка перебирает ягоды и складывает их в кружку. Перед девочкой стоит кувшин. Наверное, он тоже предназначен для сбора ягод. Вокруг путников густая зеленая трава. Чуть дальше находится освещенная солнцем полянка, а за ней тёмный лес, в котором полно грибов.
Картина вызывает приятные воспоминания о лете и на душе становится тепло и приятно.
3. Найди и выпиши в «Рабочую тетрадь» пословицы о временах года.
О весне:
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год – к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.
О зиме:
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба – и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима – будет и лето.
Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
Новый год – к весне поворот.
Январь – году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Об осени:
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень – на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
О лете:
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима – будет и лето.
Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
4. Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Это стихотворение о весне.
Страница 20 из 35
Ответы к странице 103. К.Ушинский. Четыре желания
1. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
Ответ:
Главная мысль произведения Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.
2. Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
Ответ:
Рассказ по картине Пластова «Летом»
Перед нами картина Пластова «Летом».
На холсте изображены грибники, отдыхающие в тени берёз. С ними рядом лежит собака. У них полные корзины грибов, а значит они долго их собирали, устали и остановились отдохнуть. Женщина прилегла поспать, а девочка перебирает ягоды и складывает их в кружку. Перед девочкой стоит кувшин. Наверное, он тоже предназначен для сбора ягод. Вокруг путников густая зеленая трава. Чуть дальше находится освещенная солнцем полянка, а за ней тёмный лес, в котором полно грибов.
Картина вызывает приятные воспоминания о лете и на душе становится тепло и приятно.
3. Найди и выпиши в «Рабочую тетрадь» пословицы о временах года.
Ответ:
1. О весне:
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год — к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.2. О зиме:
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
Январь — году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.3. Об осени:
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.4. О лете:
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
4. Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Ответ:
Это стихотворение о весне.
Разделитесь на группы. Найдите в Интернете репродукции картин русских художников, соответствующих вашей теме.
Составьте презентацию.
Группа 1 − зима
Группа 2 − весна
Группа 3 − лето
Группа 4 − осень
С помощью плана в учебнике на странице 98 составьте рассказ об одной из выбранных вами картин.
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 4 класс рабочая тетрадь №1 Тихомирова. К.Д. Ушинский «Четыре желания» (стр.36-37). Номер №5*
Решение
Группа 2 — весна.
Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
План рассказа:
1. Вступление.
2. Описание весны.
3. Вывод.
Рассказ по плану о картине:
1. Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода» проникнута тонким лиризмом и поэзией, она необыкновенно музыкальна. Полотно рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить. Год написания картины: 1897.
2. Вода разлившаяся из рек очень голубая, чистая и ровная, на которой отражаются голубое небо, белые облака и голые деревья, как в зеркале. В затопленной рощице деревца, среди которых есть берёзы, которые выглядят беззащитно.
На переднем плане пейзажа виднеется одинокая лодочка, появление которой в этом месте не понятно и каждый зритель картины может сам предположить, откуда она могла там появится. А ярко выраженные тени деревьев говорят о том, что весенний день − солнечный. И светло−желтый изгиб временного берега это показывает. А вдалеке видны погруженные в воду строения. И непонятно, где их обитатели..
Опишем наше настроение, которое создала картина: оно приподнятое, душа в ожидании чуда, а сердце наполнено теплом и спокойствием.
3. Половодье − это смена цикла с зимней спячки к весеннему буйству природы. Вот это грядущее обновление просматривается на картине во всех деталях − сама жизнеутверждающая сила воды, сияющее солнце и небо, начавшая пробуждаться земля. Заголовок можно дать − «Весна пробуждает жизнь».
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Ушинский.
Четыре желания
Цель: Познакомить
с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».
Задачи:
—
научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы,
понимать внутренний мир героев, их поступки;
-научить
учащихся формулировать вопросы и ответы; способствовать развитию речи, памяти,
логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения
и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к
предмету; учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и
переживания героев литературного произведения; учить детей примерять
высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу;
—
совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру,
коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на
помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся,
формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений
Гайдара, посвященных теме детства.
Ход урока.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок
сейчас пойдёт,
В
мир знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Артикуляционная
гимнастика
Ы
А О У Э И
—
Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)
—
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
и
певуньей.
Введение в тему.
1. Загадки о временах года со звуковой записью:
П.И.Чайковский “Времена года”
Дел
у меня не мало – я белым одеялом
Все землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня…(зима).
Я
раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…(весна).
Я
соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” — приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …(лето).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я …(осень).
2. Игра “Назови звуки”
Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время
года.
- Зимой
– скрип снега, метель. - Весной
– капель, журчание ручья. - Летом
– жужжание насекомых, пение птиц. - Осенью
– дождь, шуршание листьев.
III. Основная часть.
1. Чтение произведения К.Д.
Ушинского “Четыре желания”
Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по
замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по
зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный
день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и
вечером сказал отцу:
— Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не
было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые
груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он
то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
2. Физ. Минутка “Повтори
движение”
Дети выполняют движения за педагогом.
3. Беседа по произведению:
— Сколько желаний загадал Митя?
— Куда записывал свои желания Митя?
— Какое первое желание загадал Митя?
— Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на
коньках)
— Какое второе желание загадал Митя?
— А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал
цветов)
— Какое третье желание загадал Митя?
— Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод,
кувыркался в сене)
— Какое четвертое желание загадал Митя?
— Что делал Митя осенью? (Осенью Митя собирал плоды: яблоки и
груши)
4. Игра “Объясни словечко”
— Ребята, как вы можете объяснить слова — карманная записная
книжка.
Если дети затрудняются сказать, то педагог сама объяснить слова
и показывает карманную записную книжку.
5. Дид. игра “Подбери картинку”
Рассматривание картинок к произведению и определение их
последовательности.
- Какой
рисунок первый? Почему так решили? - Какой
второй рисунок? Почему? И т.д.
6. Пальчиковая гимнастика “Человечки”
Большие
ноги
Шли по дороге:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.
Маленькие ножки
Шли по дорожке:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.
1.
Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль
произведения.
Главная мысль произведения Ушинского «Четыре желания» заключается
в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь
их замечать и ценить. Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно
относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.
2.
Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на
странице 98.
К.
Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
==
3.
Найди и выпиши в «Рабочую тетрадь» пословицы о временах года.
1. О весне:
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год — к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.
2. О зиме:
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
Январь — году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
3. Об осени:
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
4. О лете:
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
4.
Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Это стихотворение о
весне.
IV. Итог.
Ребята, какое время года вам нравится? Почему?
Графическая работа “Время года”
Печатание названий времен года по пунктирной линии.
Дети выбирают название времени года по желанию.
Тема: «К.Ушинский «Четыре желания»
Цель урока: познакомить учащихся с произведением о временах года.
Задачи:
-дать представление о временах года в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП; формировать умение работать с текстом.
— учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.
— развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную и письменную речь.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
— Начинаем наш урок. На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.
(Проверка готовности к уроку)
-
Стадия вызова.
1. Сообщение темы урока.
— У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.
— Какие желания есть у вас? Запишите свои желания в тетрадях.
— А теперь поделитесь с нами вашей мечтой.
— Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».
2. Метод «Корзина идей».
— Как вы думаете, о чём этот рассказ?
— О каких желаниях может идти речь в рассказе? Запишите свои идеи в тетрадях.
— Обсудите со своим соседом вашу информацию.
— Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
-
Стадия осмысления.
1. Чтение с остановками.
Текст рассказа К.Ушинского « Четыре желания».
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!
— Запиши своё желание в мою записную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Остановка:
— Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?
Примерные ответы детей записываем на доске. (Весна, лето, осень).
— Как вы думаете, а что будет дальше?
— Чем может закончиться этот рассказ?
— Придумайте конец рассказа. Запишите свои концовки в тетрадях.
2. Чтение текста до конца.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Словарная работа.
Объясните значение следующих слов. Переведите на родной язык:
румяный – красный
желание -…
пёстрый — …
сенокос — …
— Было ли в тексте для вас что- то не понятно.
4. Физкультминутка.
5. Давайте вернёмся к вашим предположениям.
-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?
6. Проверка понимания текста:
— О чём говорится в тексте?
— Почему Мите понравились все времена года?
— Какая была главная мысль текста? Эту мысль запишем в тетрадях.
7. Закрепление. Составление текста описание «Времена года».
— Давайте побываем в гостях у разных времён года.
Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воде и под водой – всюду кипит жизнь.
Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.
Природа хороша во все времена года!
Сошлись как-то вместе четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето и Осень.
— Составьте текст описание на тему «Времена года»
8. Домашнее задание.
— Дома найдите и прочитайте разные произведения о временах года.
9. Подведение итогов.
— Что вы сегодня нового узнали?
— Что вам понравилось?
— Какие трудности встретились?
— Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.
Обновлено: 09.01.2023
2. Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ, используя алгоритм на странице 98.
К. Юон. Русская зима
В.Борисов-Мусатов. Майские цветы
И.Левитан. Цветущие яблони
А Пластов. Летом
В Поленов. Золотая осень
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Новый год — к весне поворот.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весною, мёрзнет зимою.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
Январь — году начало, зиме середина.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
4. Вспомни своё любимое стихотворение о природе. О каком оно времени года?
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Хитрая, надменная лиса попросилась в гости к доброму, но трусливому зайцу потому, что по весне ее ледяная избушка растаяла. Но не долго они соседствовали: лиса выгнала зайца прочь.
Стал зайчик искать помощи, но ни собака, ни медведь не смогли одолеть обидчицу – они сами пугались и убегали. Смог заступится лишь петух. Он был храбрый, отважный, бесстрашный и не побоялся лисы.
Мне нравится сюжет этой сказки. Она учит не быть равнодушным к чужому горю, уметь сопереживать и помогать слабым, быть бесстрашным и верить в себя, когда стоишь за правду. А еще здесь хорошо показана мысль, что не нужно отчаиваться и сдаваться. Даже если очень трудно, нужно искать выход их ситуации, а не горевать и жалеть себя.
ученица 2 А класса
МОУ СОШ № 37 г/о Саранск
Главный герой – Боб. Он ловкий, отважный и храбрый пёс. Боб бесстрашно бросился в огонь и спас девочку из объятого пламенем здания.
Мне понравился этот рассказ. Писатель рассказал о преданных людям собаках.
Ученица 2А класса
МОУ СОШ №37 г/о Саранск
Главный герой рассказа – мальчик Вова. Он получил в школе двойку и пытался это скрыть. Когда его родители узнали правду, Вова посчитал, что ему не повезло. Автор хотел показать нам, что обманывать взрослых нельзя. Вова должен был понять, что он сам виноват, потому что не выучил урок.
Мне понравился этот рассказ, он учит нас отвечать за свои поступки и не врать.
Ученик 2А класса
МОУ СОШ №37 г/о Саранск
В рассказе К. Ушинского «Четыре желания» говорится о мальчике Мите, который любил гулять на улице в разное время года.
Главным героем этого рассказа является Митя. Он очень добрый, любознательный и активный. Мите очень нравилось гулять в любое время года на улице. Митя хотел, чтобы зима, весна, лето и осень не заканчивались, так как все времена года прекрасны.
В каждом из них есть своя изюминка. Все времена года хороши, только это надо видеть и ценить. Мне нравятся все времена года.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Прочитанное произведение – это…
-Почему вы так решили?
— О чём говорится в этом рассказе?
О временах года
О желаниях мальчика
-Объясните свой ответ.
-Кто является главным героем прочитанного произведения?
небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть
книжка, которую носят в кармане
-Объясните свой выбор.
— Что обозначают слова:
Вволю – сколь душе угодно.
Румяный – покрасневший от мороза.
-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.
Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.
— Какое время года Мите понравилось больше всего?
Почему мальчик изменил своё мнение?
Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:
— Задайте свои вопросы ребятам.
Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?
Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа.
— Какой хороший совет дал отец мальчику?
— Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему
— Какая была главная мысль текста?
Что каждое время года прекрасно по-своему.
— Что вы можете сказать о Мите? Какой он?
— Веселый, беззаботный, любит играть.
-А что делал в это время его отец? (Работал)
Задание 6. Рассмотрите картинки и определите, какое время года изображено на каждой из них.
Задание 7. Соотнесите загадки с картинками.
радость детям подарила
и на санках прокатила (Зима)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, —
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Солнце светит ярко:
И светло и жарко,
А кругом трава, цветы,
Целый день броди, броди (Лето)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Задание 8. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.
У природы нет плохой погоды.
Весна красна цветами, а осень – хлебами.
Зима не лето, в шубу одета.
У каждого месяца свои порядки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Задание 9. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Прочитанное произведение – это…
-Почему вы так решили?
— О чём говорится в этом рассказе?
О временах года
О желаниях мальчика
-Объясните свой ответ.
-Кто является главным героем прочитанного произведения?
небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть
книжка, которую носят в кармане
-Объясните свой выбор.
— Что обозначают слова:
Вволю – сколь душе угодно.
Румяный – покрасневший от мороза.
-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.
Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.
— Какое время года Мите понравилось больше всего?
Почему мальчик изменил своё мнение?
Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:
— Задайте свои вопросы ребятам.
Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?
Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа.
— Какой хороший совет дал отец мальчику?
— Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему
— Какая была главная мысль текста?
Что каждое время года прекрасно по-своему.
— Что вы можете сказать о Мите? Какой он?
— Веселый, беззаботный, любит играть.
-А что делал в это время его отец? (Работал)
Задание 6. Рассмотрите картинки и определите, какое время года изображено на каждой из них.
Задание 7. Соотнесите загадки с картинками.
радость детям подарила
и на санках прокатила (Зима)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, —
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Солнце светит ярко:
И светло и жарко,
А кругом трава, цветы,
Целый день броди, броди (Лето)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Задание 8. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.
У природы нет плохой погоды.
Весна красна цветами, а осень – хлебами.
Зима не лето, в шубу одета.
У каждого месяца свои порядки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
Задание 9. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
Читайте также:
- Как найти свое место в жизни сочинение
- Сочинение на тему тема любви в прозе тургенева отцы и дети
- Проблема одиночества в романе белые ночи сочинение
- Сочинение чем современна литература 18 века на примере бедная лиза
- Сочинение на тему мама с наречиями