Если ваша задача – описать какое-то помещение, то попробуйте вначале передать общее впечатление от увиденного. Описание помещения предполагает чаще всего изображение интерьера (внутреннего убранства) комнаты, квартиры, дома, дачи, музея… Но начать можно и с рассказа о внешнем облике здания – об экстерьере, если он заслуживает особого внимания.
Довольно часто при описании интерьера неопытный автор текста перескакивает с предмета на предмет, не соблюдая логики изложения. Во избежание ошибки, предлагаем примерный план описания интерьера:
I. Помещение:
1) размеры комнаты, высота, ширина; просторно ли, светло ли и т.д.
2) окна, их величина, оформление;
3) стены и пол, их цвет;
4) есть ли декор, каков стиль помещения.
II. Мебель, которая находится в комнате, ее стиль и качество; что именно счел нужным изобразить художник.
III. Вывод, общее впечатление.
При написании сочинения можно использовать «переходные мостики»: а) в комнате тесно от обилия вещей…;
б) комната просторна…;
в) мебели в комнате немного…;
г) придают комнате уют…;
д) очень украшают комнату.
Чтобы часто не повторять глагол «стоит», «висит», воспользуйтесь моделями:
а) большая часть комнаты занята…;
б) слева от двери находится…;
в) в углу помещается…;
г) бросается в глаза…;
д) нельзя не заметить…;
е) место в углу занимает… и т.д.
Можно воспользоваться такими словосочетаниями: светлое, просторное помещение, в нем много воздуха и солнца; стены оклеены обоями, покрашены краской, противоположная сторона; окно высокое трехстворчатое, выходит на юг, с широким подоконником, тюлевые занавески, гардины, цветы на подоконнике; дверь деревянная, массивная; пол паркетный, натертый до блеска и т.д.
Краткое, но ёмкое описание помещения позаимствуем у Ильфа и Петрова в «12 стульях»:
«По внешнему виду комнаты никак нельзя было определить наклонности ее хозяина. Ясно было лишь то, что он холост и прислуги у него нет. На подоконнике лежала бумажка с колбасными шкурками. Тахта у стены была завалена газетами. На маленькой полочке стояло несколько пыльных книг. Со стен глядели цветные фотографии котов, котиков и кошечек. Посредине комнаты, рядом с грязными, повалившимися набок ботинками, стоял ореховый стул. На всех предметах меблировки, в том числе и стуле из старгородского особняка, болтались малиновые сургучные печати. Но Ипполит Матвеевич не обратил на это внимания».
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов
- Курс добавлен 13.12.2022
- Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок развития речи в 6 классе
-
2 слайд
научиться систематизировать материал, отработать навык построения сложного плана, написать сочинение.
Цель:
-
3 слайд
Рассмотрите материалы к сочинению в упр.180
На какую тему можно написать сочинение?
-
4 слайд
— Можно ли, имея эти материалы, сразу писать сочинение?
Нет, их надо привести в определенный порядок.
Выберете и напишите к каждому пункту плана соответствующие материалы. -
-
6 слайд
Проверим
1. Коридор: циновка, вешалка в коридоре.
2. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-
лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья. -
7 слайд
Благодаря плану у нас получился «каркас» будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
-
8 слайд
Может, сухо перечислить предметы?
Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выражать отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите поделиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений и т.п. -
9 слайд
На какую тему можно написать сочинение?
Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д. -
10 слайд
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру. Какое?
Заметен неравнодушный взгляд. -
11 слайд
Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложного плана.
-
12 слайд
Первый пункт («Вход в горницу»)
Чем служит в структуре текста?
ВВЕДЕНИЕ -
13 слайд
Основная часть поделена на подпункты. Зачем?
Проглядывается отношение пишущего: небогатая обстановка не впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. -
14 слайд
Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня»)
обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?»
-
15 слайд
Ответ содержится в последнем предложении:
автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно. -
16 слайд
Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
-
17 слайд
Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Составьте словосочетания с этими словами. -
18 слайд
Упр. 182, 183
Обсудим задания. -
19 слайд
Подведение итогов уроков
О чём важно помнить при описании интерьера?
Как составить сложный план сочинения? -
20 слайд
Написать сочинение-описание помещения
-
21 слайд
Самостоятельная группировка материалов — упр. 133, 134
Дом.задание: упр.136 -
22 слайд
Примерный сложный план сочинения-описания «Интерьер моей комнаты»
1. Просторная светлая комната (общее впечатление).
2. Интерьер комнаты:
а) письменный стол;
б) книжный шкаф;
в) диван-кровать;
г) мягкий серый палас.
3. Моя любимая комната (моё отношение к описываемому). -
23 слайд
Оформляем заглавие и вид работы
Отступ — 2 строки.Сочинение — описание интерьера.
*заглавие
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 055 470 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.10.2017
- 584
- 14
- 18.10.2017
- 374
- 4
Рейтинг:
4 из 5
- 18.10.2017
- 2297
- 3
- 18.10.2017
- 1241
- 3
Рейтинг:
4 из 5
- 18.10.2017
- 3493
- 19
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Описание помещения
Чтобы правильно составить сочинение на тему описания своей комнаты, необходимо разобраться в нюансах этой литературной работы. Описывают помещение следующим образом:
- Для начала нужно указать отличительные признаки помещения и предметов, которые находятся внутри. Не стоит углубляться в тему и в деталях описывать то, чего «касается» взор. Это лишь начало, чтобы дать читателю затравку, заявку на то, что внутри неё интересно. К примеру, комната может быть большая, окна в ней маленькие или средние по величине. Сбоку стоит кресло, рядом — письменный стол с компьютером, кровать и небольшой шкаф с вещами или учебниками.
- Далее можно переходить к более детальному описанию расположения предметов и их внешнего вида. Можно выделить отличительные черты комнаты. Пример: небольшая комната, в которой постоянно царит полумрак, поскольку окно в ней довольно небольшое. Письменный стол расположен прямо у окна, чтобы у ребёнка не портилось зрение при выполнении домашнего задания.
- Теперь нужно усвоить, что предметы необходимо не только правильно «расставить» по комнате, но и описать таким образом, чтобы подчеркнуть их назначение и особенности: высокий и длинный шкаф делит комнату пополам.
По большому счёту произведение строится по определённой и простой схеме: ученик описывает то, что расположено внутри помещения. Но, чтобы это выглядело максимально гармонично и красиво, необходимо всё же придерживаться определённого плана, а не просто расписывать, что на каких местах стоит.
Примерный план
Если только описать, какие предметы стоят в комнате на конкретном месте, то это будет просто их перечисление. Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться примерного плана. Его можно изменять, вносить дополнительные пункты, чтобы сочинение получилось более интересным. Это всё индивидуально и зависит от описания конкретной комнаты.
Сочинение-описание комнаты для 6 класса нужно начинать с плана. Его необязательно переносить на бумагу. Можно использовать следующий план:
- Вступление. Любая работа по русскому языку и литературе должна начинаться с короткого вступления. Здесь необходимо в трех-четырёх предложениях в общих чертах изложить общий вид помещения. Учитель должен после прочтения составить небольшое впечатление о том, что из себя представляет комната. Все следующие пункты будут направлены на более детальный анализ. Но во вступлении комнату нельзя описывать только словами «маленькая» или «большая». Желательно применять разные эпитеты: тихая, уютная, унылая, красивая.
- Основная часть. В этом пункте нужно как можно более красноречиво описать все те предметы, которые находятся в помещении. Здесь не стоит себя ограничивать, можно писать сколько угодно текста и рассказывать историю любого предмета.
- Заключение и выводы. В конце обязательно должен быть определённый логический вывод или небольшое заключение. Это можно сделать по довольно тривиальной схеме: написать, чем ребёнок занимается в комнате, нравится она ему или нет. Для этого пункта достаточно нескольких предложений.
При составлении описания комнаты нужно понимать, что цель этой работы — не просто научить школьника перечислять предметы, которые расположены внутри помещения. Ученик должен уметь подбирать правильные слова для описания мебели и нюансов интерьера, чётко формулировать свои мысли. Именно за этот процесс учитель будет ставить оценку.
Несколько шпаргалок
Если сочинение про комнату пишется первый раз, то могут возникнуть проблемы с подбором слов при описании предметов, а потому можно воспользоваться шпаргалками, которые упростят процесс написания:
- Какой может быть комната. Поскольку вступительная часть начинается с небольшой характеристики самого помещения, стоит правильно подобрать эпитеты для его описания. Комната бывает просторная, светлая, солнечная, тесная, неуютная, уютная, комфортная. А также в помещении может быть много воздуха или солнца, оно бывает холодным в зимнее время года. Из-за большого количества труб или радиаторов комната может чересчур сильно отапливаться в морозы. Детали создают более целостную картину.
- Окна бывают большими, маленькими, светлыми, пластиковыми, деревянными, высокими, двухстворчатыми, трёхстворчатыми, одностворчатыми. Они выходят на юг, имеют широкие подоконники. Окна скрыты за широкими занавесками. Гардины над окном выполнены в ретростиле. На подоконниках могут стоять цветы.
- Двери бывают деревянные, пластиковые, массивные, небольшие, с декоративными окнами, некрасивые, потёртые, лакированные.
- Обои — красивые, некрасивые, старые, светлые, тёмные, интересные, запоминающиеся, потёртые, порванные, новые, нелепые, смешные, идеально подходящие под интерьер комнаты.
- Люстры — потолочные, настенные, круглые, продолговатые, с навесными деталями, с интересной лампочкой в виде языка пламени.
- Кровать — тёплая, уютная, маленькая, большая, одноместная, двухместная, двухъярусная, на декоративных ножках. Чем больше прилагательных, тем лучше.
- Чтобы при описании часто не повторять глагол «висит» или «стоит», можно использовать другие формулировки: «бо́льшая часть комнаты занята…», «около массивного шкафа находится…», «в углу помещения есть…», «в глаза бросается…», «нельзя не заметить, что картина посреди стены очень красивая, знакомая девочка сама её выбрала», «в углу место занимает габаритный…».
При составлении сочинения про свою комнату желательно не только описывать предметы, но и использовать переходные мостики: «В комнате довольно тесно, поскольку там много вещей. Она очень просторная. Здесь мало мебели, но есть большая кровать, что придаёт особый уют».
Описание большой комнаты
Пример миниатюры-сочинения на тему «Моя любимая комната»:
Я провожу в своей комнате бо́льшую часть времени. Она очень светлая, поскольку там установлены новые панорамные пластиковые окна. Моя комната довольно большая, поэтому я не только делаю здесь уроки и ложусь спать, но и играю. Это мой кабинет, игровой центр и спальня одновременно.
Посреди комнаты стоит книжный стеллаж в потолок, который разделяет её на две половинки. С одной стороны установлены аккуратное кожаное кресло и маленький письменный стол (я будущий математик, поэтому там много книг и конспектов по этому предмету), на котором расположен компьютер для выполнения домашнего задания и игр. Напротив — кровать. Она не очень большая, но мне на ней удобно.
По другую сторону стеллажа есть небольшой телевизор и мой шкаф с одеждой. У него раздвижные створки, которые часто слетают с рельсов, поскольку я никак не могу разобраться, как они правильно открываются. Чуть левее висит небольшое зеркало, напротив в глаза бросается высокий светильник на длинной декоративной ножке и стоит старое глубокое кресло, где я читаю книги, заданные нам в школе.
Мне очень нравится моя большая комната, поскольку в ней комфортно, уютно и тихо. Это детская мечта и небольшой мир, где я погружаюсь в различные фантазии.
Средняя по размеру
Несколько лет назад мы с родителями переехали в новую квартиру. Старая была довольно маленькая, и отдельной комнаты у меня не было. Я очень обрадовался, что в новой квартире мне выделили отдельную небольшую, но уютную спальню.
Она средних размеров и светлая, поскольку окна выходят на юг. Когда солнце «заглядывает» в помещение, мне приятно просыпаться от его тепла.
Я люблю спорт, поэтому около входа с правой стороны отец установил небольшой, но классный спортивный уголок. Помещение не такое большое, как актовый зал в школе с набором инвентаря, но мне достаточно и этого.
Здесь у меня — рабочий спортивный зал со всем необходимым. Папа — сторонник здорового образа жизни и с детства приучает меня к нему. Я могу выполнять там различные физические упражнения, делать зарядку по утрам. Чтобы стать большим и сильным, я каждый день подтягиваюсь на турнике, который установлен в дверном проёме.
Около деревянной лакированной двери (она выходит в гостиную) установлена шведская стенка, а рядом лежат несколько гантелей. Я стараюсь аккуратно пользоваться ими, поскольку по всей площади помещения установлен пластиковый коричневый плинтус, который может легко сломаться, если на него упадёт тяжесть.
Кожаное компьютерное кресло и массивный стол, за которым я работаю на компьютере (на нем можно найти что угодно) и делаю уроки, стоят около окна. Туда падают солнечные лучи, а потому до вечера мне не приходится зажигать лампы. Я всегда стараюсь поддерживать на столе идеальный порядок: карандаши, ручки и тетрадки я складываю в два выдвижных ящика. Третий я использую для хранения дисков с играми на компьютер.
На новые бежевые обои я повесил несколько плакатов с моими любимыми актёрами. На этой же стене, с левой стороны от входа, установлена большая книжная полка, где хранятся учебники и интересные журналы. На нижней полке есть место для моих любимых DVD с фильмами.
Кресло-кровать установлено прямо под полкой. Там же стоит небольшой прозрачный стеклянный журнальный столик, на нем — маленькая чёрная стереосистема со сборником моих любимых музыкальных коллективов. Когда я нахожусь в комнате, музыка играет постоянно.
На паркетном полу в глаза бросается красивый и мягкий ковёр тёмно-серого цвета. Иногда я ложусь прямо на него и отдыхаю. Он очень пушистый, поэтому делать это приятно.
Мне очень нравится моя мини-комната, поскольку в ней комфортно и есть всё, что мне необходимо для уединения. Комната — мой небольшой замок.
Пример-шаблон номер 3
Пример описания интерьера комнаты в сочинении 6 класса можно использовать в качестве шаблона:
Сегодня я хочу рассказать вам о моей комнате. Мы с родителями живём в частном доме. Когда мы только въехали туда, он был небольшого размера и без удобств. Но мой отец — мастер на все руки, а потому за несколько лет сделал сложный ремонт, втрое расширил дом и сделал его намного лучше современной квартиры. Теперь у меня есть большая и светлая спальня, где я могу не только делать уроки, но и резвиться с друзьями.
Посреди помещения стоит огромная двухместная кровать, которая досталась нам от бабушки. Она старая, но поскольку вырезана из дуба, то прослужит ещё многие годы. Кровать настолько крепкая, что ей ничего не бывает, когда мы с друзьями прыгаем по ней.
С двух сторон от кровати в глаза бросаются декоративные тумбочки — они очень красивые, с эффектными узорами, выполненными из пластика, но стилизованными под старый металл. В каждой тумбочке — по два отделения. Ящики открываются в левую сторону. На дверцах установлены маленькие замочки. Ключ есть только у меня. Я складываю туда книжки и тетрадки.
Напротив, с противоположной стороны, соседствуют компьютерный стол коричневого цвета и такого же оттенка длинный шкаф под потолок. Там хранится моя одежда и школьная форма. Верхний отдел забит дисками с моими любимыми фильмами. Чтобы добраться до них, мне приходится подкатывать своё кожаное компьютерное кресло на колесиках и становиться на него ногами.
Само кресло довольно старое, в некоторых местах можно заметить потрескавшиеся кусочки кожи, оттуда немного выступает жёлтый поролон.
На столе стоит мой личный компьютер серого цвета. Я часто играю на нём в видеоигры, диски от которых размещены сбоку в специальном отсеке. А также компьютер нужен мне для выполнения домашнего задания. Рядом лежит блокнотик с ручкой, чтобы я мог записать важную информацию. Я хожу в художественную школу, поэтому на столе всегда разбросаны тетради с большими листами, где я рисую.
Обои в комнате очень интересные — серые с рельефным рисунком в виде маленьких белых кругов. Я сам выбирал их в магазине. На полу лежит серый ковёр.
Вся комната окутана серым цветом. Может показаться, что она тёмная. Но это до тех пор, пока я не открою тяжёлые занавески. Окна в помещении большие, и через них всю комнату сразу освещает яркий дневной свет. Напротив окна расположена высокая дверь, выходящая в коридор.
Я люблю свою комнату. В ней мне комфортно находиться и отдыхать.
Если придерживаться плана, то получится написать хорошее сочинение-описание «Моя комната» для 6 класса.
Описание помещения 6 класс
Цель: написать сочинение, основную часть которого будет составлять описание вашей комнаты или любимого уголка в доме (квартире). Для этого проработаем план сочинения и подберём материалы для него, используя словарный запас, образцы ваших работ. Познакомимся с приёмом очеловечивания вещей – важным для описания в художественном стиле, будем учиться его применять. Сделаем работу над ошибками.
- Орг. момент. Тема и цель урока. Подготовка к сочинению-описанию помещения.
- Проверка д/з – прочтите свой план, какие материалы вы подобрали к нему?
- План будущего сочинения
- Вступление. Где находится моя комната? (Наш просторный дом, попадаешь из прихожей, проходя по коридору, проходишь через гостиную)
- Моя комната – описание:
а) пол (покрыт ковром, паркетный пол, светло-коричневый линолеум на полу, деревянный крашеный пол);
б) стены (покрыты обоями с геометрическим рисунком, светлыми обоями, покрашены в белый цвет, бежевые батареи – трубы для отопления, постеры, плакаты на стенах, мои дипломы и фотографии в рамках);
в) потолок (плитка с узором на потолке, белый натяжной потолок, люстра с двумя плафонами в виде колокольчиков);
г) окна (одно двухстворчатое пластиковое окно, белый подоконник, комнатные растения в светлых горшках, цветные шторы и белые занавеси на карнизе);
д) мебель – подробное описание одного или двух предметов
(напротив двери окно, рядом с ним – письменный стол с двумя ящиками, возле него пенал, справа от него – большой двухстворчатый шкаф, зеркальные двери, светлый гарнитур школьника, мягкий диван с высокой спинкой, удобная кровать).
- Как комната показывает увлечения владельца? (предметы и мои любимые занятия)
- Отношение к моёй комнате? (уют и порядок, делаю уборку, приходят друзья и вместе…, ухаживаю за растениями)
4.Работа над ошибками
А) Орфография : комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, портрет, картина, письменный, зеркало, справа, слева, здесь, неподалёку, посреди, посредине, направо, налево. Б) Пунктуация: Не забывай вместо сказуемого ставить тире. Направо от двери – диван, налево – книжный шкаф.
- Приём очеловечивания вещей.
В каком стиле речи будем строить описание? В художественном. Для этого нужно познакомиться с приёмом очеловечивания вещей. Этот приём позволяет предметы обстановки изображаться как живые существа, например: оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают, что я буду делать.
Продолжите работу, описывая шкаф, окно, кровать, кресло. (Учащиеся приводят свои примеры)
6.Работа на черновике по плану.
7. Самостоятельная работа в чистовике. Проверка работы
8. Д/з – словарные слова записать. Правила на с.94-95 повторить