Как составлять план рассказа

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Фотограф10.01.2023

             Перепрыгивая с камня на камень над быстро протекающей горной речкой, Эмбер перебралась на другой берег. Всё вокруг заливал весёлый, яркий свет. Солнце было высоко в небе, птицы пели песни новому дню, на…

  • ЛАРРИ СОВЕРШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК

    Автор: Ilovehorror

    09.01.2023

    Ларри Бимэн был одним из тех мальчиков, которые любили полазить на всём, что было выше пяти этажей. Такие парни есть в каждом дворе, может кто-то любил бегать за девочками или воровать на базарных…

  • Глава 4. Лазурные берега

    Автор: Nazika Kubanova

    09.01.2023

    Мы прибыли в Лазурные берега и оказались у её зеркальных ворот. У входа стояли два стражника с белыми одеждами распущенными волосами и налобными лентами на лбу. Вышло так, что наши пригласительные письма остались…

  • К ЧЕРТУ ВСЕ

    Автор: Ilovehorror

    08.01.2023

    В тот день они приехали на два часа раньше, когда гроб с их дочерью  находился ещё в гостиной. Луис не надеялся её видеть до того момента, как зайдёт солнце, но она уже огибала…

  • Голод

    Автор: Anna Bogodukhova

    08.01.2023

    –Ты хотя бы салфетку заложи! – пленница невесело усмехнулась, когда в очередной раз открылась дверь её темницы, и снова на пороге возникла уже знакомая ей высокая худая фигура вампира.             Бояться пленница устала….

hello_html_13f6d325.jpg

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

— определить тему и основную мысль текста;

— выделить в нем части;

— найти главное в каждой части;

— подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. Озаглавить их.
  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж — родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.
  2. Школьники готовили детям подарки.
  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.


Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Крепость.

Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Старый пес.

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.

  1. Было ли решение хозяина правильным?
  2. Чему учит этот рассказ?

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

От чьего лица будет вестись повествование.

Какой будет первая сцена.

Каким будет переход от введения к основной проблеме.

Какой окажется кульминация.

Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

  • Как сокращенно пишется евро
  • Как составляется план рассказа
  • Как составить юмористический рассказ
  • Как сокращенно пишется домашнее задание
  • Как составить экологическую сказку