План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Plan
- 1 Что такое план текста 2 класс?
- 2 Как составить план рассказа пример?
- 3 Как правильно составить план к сказке?
- 4 Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?
- 5 Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?
- 6 Чем занимается золотая рыбка?
- 7 Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?
- 8 Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?
- 9 Чем старик поймал золотую рыбку?
- 10 Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?
- 11 Сколько всего сказок написал Пушкин?
- 12 Как Взмолится золотая рыбка?
- 13 Какие желания исполнила золотая рыбка?
- 14 Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?
- 15 Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?
- 16 Что думает Пушкин о золотой рыбке?
- 17 Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
- 18 Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?
- 19 Кем хотела стать старуха?
- 20 Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Как составить план рассказа пример?
Памятка. Как составить план рассказа.
- Прочитай рассказ.
- Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).
- Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.
- Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
- Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.
Как составить план для пересказа текста?
План пересказа текста.
- Прочитай произведение.
- Определи тему текста, о чем говорится в тексте.
- Сформулируй идею текста, его основную мысль, что хотел донести до нас автор?
- В сформулированной идее выдели опорные слова.
- Раздели произведение на части.
- Озаглавь каждую часть.
Как правильно составить план к сказке?
Чтобы составить план к сказке, нужно:
- Прочитать внимательно сказку.
- Разделить текст на части, микротемы.
- Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?
- 1)Жил старик со своею старухой
- 2)Старик поймал золотую рыбку
- 3)Старик отпустил рыбку в синее море
- 4)Старик рассказал старухе о рыбке
- 5)Старик по настоянию старухи просит новое корыто
- 6)Старик просит избу новую
- 7)Старуха хочет быть столбовою дворянкой
- 8)Старуха хочет быть вольною царицей
Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке?
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина учит тому, что нельзя быть таким жадным как старуха, и нельзя быть уверенным, что тебе все вокруг что-то должны.
Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?
Главная мысль произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» заключается в том, что жадность и твердая уверенность в том, что тебе все что-то должны, не приводит ни к чему хорошему.
Чем занимается золотая рыбка?
Рыбка обладает исключительной внешностью (золотая чешуя), умеет разговаривать, исполняет самые невероятные желания и влияет на состояние природы. Все это указывает на то, что рыбка является могучей волшебницей. Она держит свое слово и исполняет желания старика, после того, как он ее отпустил.
Сколько лет старику из сказки золотая рыбка?
Старик в сказке «Золотая рыбка» рыбачил «… тридцать лет и три года…». Если убрать рифмованные строки, и соединить цифры, получится, что старик рыбачил 33 года.
Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?
Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Пришел невод с одною тиной.
Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?
А дальше все как в пушкинской сказке. Жили-были старик со старухой «у самого синего моря». Поймал как-то старик рыбку, не простую – золотую, голосом человечьим молвила, отпустить ее в море просила. Отпустил он золотую рыбку, не потребовав ничего взамен.
Что Поймал старик во второй раз?
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою.
Чем старик поймал золотую рыбку?
Пошёл старик к синему морю и поймал неводом золотую рыбку. Одну единственную. Казалось бы всё ясно: забросил невод, поймал.
Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?
В сказке старик со старухой жили в ветхой землянке возле самого синего моря.
Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?
8. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
Сколько всего сказок написал Пушкин?
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди в 1831 году, Сказка о рыбаке и рыбке в 1833 году, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях в 1833 году, Сказка о золотом петушке в 1834 году.
Как Взмолится золотая рыбка?
Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Какой откуп в сказке о рыбаке и рыбке?
Ответ: ДОРОГОЙ ОТКУП. Объяснение: Как взмолится золотая рыбка! cliffffy4h и 14 других пользователей посчитали ответ полезным!
Какие желания исполнила золотая рыбка?
Ответ: За трусость и безволие.
Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?
Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание. Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее.
Как охарактеризовать старуху из сказки о рыбаке и рыбке?
Старуха с очень тяжёлым характером , жадная , очень властная, алчная , с большими запросами.
- Не умел ты взять выкупа с рыбки!
- Хоть бы взял ты с нее корыто,
- Наше-то совсем раскололось».
- Старика старуха забранила:
- «Дурачина ты, простофиля!
- Еще пуще старуха бранится:
- «Дурачина ты, простофиля!
- Выпросил, дурачина, корыто!
Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?
Главные герои Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный мужчина, опытный рыбак. Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая женщина.
Что думает Пушкин о золотой рыбке?
Александр Сергеевич Пушкин представляет золотую рыбку как могучую волшебницу. Но рыбка умеет не только разговаривать, но и мыслить: она просит старика отпустить ее и сохранить ей жизнь. Это говорит о том, что волшебная рыбка очень умная и обладает высоким интеллектом.
Какие поступки совершает старик в сказке о золотой рыбке?
3) Какие поступки он совершает? Старик: поймал золотую рыбку, сжалился над ней и отпустил, не прося ничего взамен. Старуха: бранит старика каждый раз за скромность и нерасторопность. Почувствовав источник наживы, раз за разом отправляет старика к рыбке, исполняющей ее прихоти, пока не попросит невозможного.
Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
Александр Пушкин
Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?
Сказка о рыбаке и рыбке | |
---|---|
Жанр | русская литературная сказка |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1833-1834 |
Кто написал про золотую рыбку?
Александра Сергеевича Пушкина
Кем хотела стать старуха?
римским папой! Все помнят, что в русской сказке старуха поэтапно желает: новое корыто, новую избу, быть столбовой дворянкой, быть вольною царицей, быть владычицей морскою. Однако в самом первом рукописном варианте Пушкин добавляет в «хотелки» ненасытной героини еще и желание быть римским папой.
Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?
Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Написание подзаголовков
Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.
Заголовки могут быть такими:
- Лондонский зоопарк.
- Жестокость людей.
- Опасное знакомство.
- Человечность зверя.
- Удивительная дружба.
- Нет разлукам.
- Смерть маленькой собачки.
- Тоска и угасание льва.
У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.
Пример сложного плана:
- Опасное знакомство.
3.1 Растерянность и страх собаки.
3.2 Нетипичное поведение хищника.
- Тоска и угасание льва.
8.1 Осознание львом гибели друга.
8.2 Неприятие другого пса.
8.3 Гибель от тоски.
Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.
Видео
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
3. Опасная встреча.
- 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
- 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).
8. Отчаяние и гибель льва.
- 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
- 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
- 8.3 Реакция на чужого песика.
- 8.4 Смерть.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Алгоритм работы с текстом
Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.
Последовательность действий:
- Прочесть текст (произведение).
- Уловить главную сюжетную идею.
- Разделить текст на части, определяющие повороты сюжета.
- Прочесть каждый отрывок по отдельности, придумать ему подзаголовок, выделить несколько ключевых слов.
- Опираясь на план рассказа, пересказать текст.
Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.
К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
-
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
-
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
-
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
-
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
-
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
-
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
-
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
-
пропущенные слова заменяются многоточием.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.