Как составлять план сказки 2 класс

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Plan

  • 1 Что такое план текста 2 класс?
  • 2 Как составить план рассказа пример?
  • 3 Как правильно составить план к сказке?
  • 4 Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?
  • 5 Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?
  • 6 Чем занимается золотая рыбка?
  • 7 Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?
  • 8 Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?
  • 9 Чем старик поймал золотую рыбку?
  • 10 Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?
  • 11 Сколько всего сказок написал Пушкин?
  • 12 Как Взмолится золотая рыбка?
  • 13 Какие желания исполнила золотая рыбка?
  • 14 Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?
  • 15 Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?
  • 16 Что думает Пушкин о золотой рыбке?
  • 17 Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
  • 18 Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?
  • 19 Кем хотела стать старуха?
  • 20 Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить план рассказа пример?

Памятка. Как составить план рассказа.

  1. Прочитай рассказ.
  2. Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).
  3. Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.
  4. Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
  5. Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.

Как составить план для пересказа текста?

План пересказа текста.

  1. Прочитай произведение.
  2. Определи тему текста, о чем говорится в тексте.
  3. Сформулируй идею текста, его основную мысль, что хотел донести до нас автор?
  4. В сформулированной идее выдели опорные слова.
  5. Раздели произведение на части.
  6. Озаглавь каждую часть.

Как правильно составить план к сказке?

Чтобы составить план к сказке, нужно:

  1. Прочитать внимательно сказку.
  2. Разделить текст на части, микротемы.
  3. Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.

Как составить план к сказке о рыбаке и рыбке?

  1. 1)Жил старик со своею старухой
  2. 2)Старик поймал золотую рыбку
  3. 3)Старик отпустил рыбку в синее море
  4. 4)Старик рассказал старухе о рыбке
  5. 5)Старик по настоянию старухи просит новое корыто
  6. 6)Старик просит избу новую
  7. 7)Старуха хочет быть столбовою дворянкой
  8. 8)Старуха хочет быть вольною царицей

Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке?

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина учит тому, что нельзя быть таким жадным как старуха, и нельзя быть уверенным, что тебе все вокруг что-то должны.

Какая главная мысль в сказке о рыбаке и рыбке?

Главная мысль произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» заключается в том, что жадность и твердая уверенность в том, что тебе все что-то должны, не приводит ни к чему хорошему.

Чем занимается золотая рыбка?

Рыбка обладает исключительной внешностью (золотая чешуя), умеет разговаривать, исполняет самые невероятные желания и влияет на состояние природы. Все это указывает на то, что рыбка является могучей волшебницей. Она держит свое слово и исполняет желания старика, после того, как он ее отпустил.

Сколько лет старику из сказки золотая рыбка?

Старик в сказке «Золотая рыбка» рыбачил «… тридцать лет и три года…». Если убрать рифмованные строки, и соединить цифры, получится, что старик рыбачил 33 года.

Сколько лет было старику из сказки золотая рыбка?

Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Пришел невод с одною тиной.

Кто поймал и отпустил золотую рыбку в сказке Пушкина?

А дальше все как в пушкинской сказке. Жили-были старик со старухой «у самого синего моря». Поймал как-то старик рыбку, не простую – золотую, голосом человечьим молвила, отпустить ее в море просила. Отпустил он золотую рыбку, не потребовав ничего взамен.

Что Поймал старик во второй раз?

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою.

Чем старик поймал золотую рыбку?

Пошёл старик к синему морю и поймал неводом золотую рыбку. Одну единственную. Казалось бы всё ясно: забросил невод, поймал.

Где жили старик со старухой в сказке Пушкина?

В сказке старик со старухой жили в ветхой землянке возле самого синего моря.

Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?

8. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)

Сколько всего сказок написал Пушкин?

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди в 1831 году, Сказка о рыбаке и рыбке в 1833 году, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях в 1833 году, Сказка о золотом петушке в 1834 году.

Как Взмолится золотая рыбка?

Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Какой откуп в сказке о рыбаке и рыбке?

Ответ: ДОРОГОЙ ОТКУП. Объяснение: Как взмолится золотая рыбка! cliffffy4h и 14 других пользователей посчитали ответ полезным!

Какие желания исполнила золотая рыбка?

Ответ: За трусость и безволие.

Какой характер у старика в сказке о рыбаке и рыбке?

Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание. Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее.

Как охарактеризовать старуху из сказки о рыбаке и рыбке?

Старуха с очень тяжёлым характером , жадная , очень властная, алчная , с большими запросами.

  1. Не умел ты взять выкупа с рыбки!
  2. Хоть бы взял ты с нее корыто,
  3. Наше-то совсем раскололось».
  4. Старика старуха забранила:
  5. «Дурачина ты, простофиля!
  6. Еще пуще старуха бранится:
  7. «Дурачина ты, простофиля!
  8. Выпросил, дурачина, корыто!

Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке?

Главные герои Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный мужчина, опытный рыбак. Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая женщина.

Что думает Пушкин о золотой рыбке?

Александр Сергеевич Пушкин представляет золотую рыбку как могучую волшебницу. Но рыбка умеет не только разговаривать, но и мыслить: она просит старика отпустить ее и сохранить ей жизнь. Это говорит о том, что волшебная рыбка очень умная и обладает высоким интеллектом.

Какие поступки совершает старик в сказке о золотой рыбке?

3) Какие поступки он совершает? Старик: поймал золотую рыбку, сжалился над ней и отпустил, не прося ничего взамен. Старуха: бранит старика каждый раз за скромность и нерасторопность. Почувствовав источник наживы, раз за разом отправляет старика к рыбке, исполняющей ее прихоти, пока не попросит невозможного.

Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?

Александр Пушкин

Какому жанру относится Сказка о рыбаке и рыбке?

Сказка о рыбаке и рыбке
Жанр русская литературная сказка
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1833-1834

Кто написал про золотую рыбку?

Александра Сергеевича Пушкина

Кем хотела стать старуха?

римским папой! Все помнят, что в русской сказке старуха поэтапно желает: новое корыто, новую избу, быть столбовой дворянкой, быть вольною царицей, быть владычицей морскою. Однако в самом первом рукописном варианте Пушкин добавляет в «хотелки» ненасытной героини еще и желание быть римским папой.

Кем хотела стать старуха в золотой рыбке?

Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Написание подзаголовков

Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.

Заголовки могут быть такими:

  1. Лондонский зоопарк.
  2. Жестокость людей.
  3. Опасное знакомство.
  4. Человечность зверя.
  5. Удивительная дружба.
  6. Нет разлукам.
  7. Смерть маленькой собачки.
  8. Тоска и угасание льва.

У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.

Пример сложного плана:

  1. Опасное знакомство.

3.1 Растерянность и страх собаки.

3.2 Нетипичное поведение хищника.

  1. Тоска и угасание льва.

8.1 Осознание львом гибели друга.

8.2 Неприятие другого пса.

8.3 Гибель от тоски.

Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.

Видео

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Алгоритм работы с текстом

Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.

Последовательность действий:

  1. Прочесть текст (произведение).
  2. Уловить главную сюжетную идею.
  3. Разделить текст на части, определяющие повороты сюжета.
  4. Прочесть каждый отрывок по отдельности, придумать ему подзаголовок, выделить несколько ключевых слов.
  5. Опираясь на план рассказа, пересказать текст.

Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.

К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Теги

  • Как сокращенно пишется евро
  • Как составляется план рассказа
  • Как составить юмористический рассказ
  • Как сокращенно пишется домашнее задание
  • Как составить экологическую сказку