Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.
Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.
Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.
Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.
Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости
Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому расставлять приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство. Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной. После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума. Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни. В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
Таким образом, мы приходим к выводу, что совесть направляет человека на верный путь. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Благодаря совести мы совершаем выбор в пользу добра, и она помогает бороться со злом.
Здравствуйте, Дарья!
Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале русской классики. Вместе с тем следует обратить внимание на множество логических недочетов и грамматических ошибок.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Анализ поверхностный, местами сумбурный.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.
Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.
логич.ошибка: мы выбираем не между понятиями, а между вариантами поведения
Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной.
предложения не связаны логически. Ну и что, что старуха была богатой и противной? Как это приблизило бы Раскольникова к Наполеону? Или Наполеон стал великим, убивая богатых и противных старух?
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
непонятна логика: чужой жизни или все-таки смерти?
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.
с «также» абзац не начинаем
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
дублирование смыслов
К 4 (речь)+ 1 балл
Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть.
повторы
В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому расставлять приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.
повтор
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью.
повтор
Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
тавтология
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 12
Ошибки
Орфография
Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу.
со строчной
После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.
НЕПРАВИЛЬНО
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.
В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Пунктуация
не нужно тире
В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
запятая здесь неуместна, лучше заменить на точку или перестроить предложение
не нужна запятая
Татьяна ЗПТ несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу.
запятая при обороте НЕСМОТРЯ НА
Грамматика
Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.
неверная форма сказуемого: нужно взять кр.форму прилагат. СЛОЖЕН
После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.
МУЧИТЬ
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
нет подлежащего, неполное предложение
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
ошибка в построении СПП (ТО не нужно)
В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
ЭТОГО
Общий вывод по работе
Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой изложения и общим уровнем грамотности.
Удачи!
Как раскрывается тема совести на страницах романа «Мастер и Маргарита»?
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.
Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей
Связаться с нами:
Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.
Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.
Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости
Нравственные проблемы
Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели. В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание. Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.
Двутавровый
[гуру] «Наказав Его, отпущу» . Наказав Его! — он надеялся, что подобное решение удовлетворит желание толпы. Отпущу! — но мир не был удовлетворен этим наказанием, и здесь Пилат потерпел неудачу. Мир неистово жаждал смерти Христа. И не только жаждал, но и кричал на весь город: «Распни, распни Его» . И Пилат только сумел устраниться от этого дела. Он приказал принести ему сосуд с водой и умыл руки. «Я умываю руки от всего этого дела, — произнес он. — Берите Его вы и распинайте. Меня это не касается» . Он прошел через этот ритуал, чтобы успокоить свою совесть, и затем распял Божьего Сына. Но какой ритуал или какое действие на земле может омыть кровь Христа с рук человека, который отказался от Христа? «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? » И Пилату предстояло принять окончательное решение, сделав свой выбор. Он его не мог больше откладывать. Он должен решить. Ему не уйти от данного вопроса. Он отвратился от Христа, отмежевавшись от Него, и предал Его на крестную смерть. Это был ужасный выбор. Через семь лет после этого события тот же самый Пилат лишился всех своих должностей и привилегий от руки того Цезаря, которому он старался угодить. Его отослали в отдаленную и позорную ссылку. «Ты не друг кесарю» , — вопила толпа. Это было действительно так! После всего он не был ничьим другом. История покрыла позором его имя.
6 стр., 2544 слов
Говорящие движения рук
… Ибо никогда, ни до, ни после, я не видела таких говорящих рук, где каждый мускул кричал и страсть почти явственно выступала из … часто лишь «семенят» и «сгибаются». В шутку говорят, что «руководитель тот, кто руками водит». Но если всерьез, то надо подумать, почему … теми же средствами, что и у человекообразных. О начальнике мы часто говорим, что он «важный», «надутый», «степенный». Он ходит совсем не …
Раскаяние и кара
После смерти Иешуа прокуратор горько пожалел о принятом решении. Он терзался чувством вины за гибель невинного человека и собственное бездействие, глубоко раскаивался в трусости — этот порок игемон отныне считал наиболее страшным из всех возможных. Однако повлиять на ситуацию было уже невозможно.
Пилат попытался хоть немного заглушить муки совести, расправившись с Иудой Искариотом — алчным юношей, который донёс на Га-Ноцри властям, что и послужило в итоге причиной его смерти. Прокуратор заручился помощью начальника тайной стражи Ершалаима Афрания и подстроил убийство Иуды — предателя зарезали в Гефсиманском саду. Деньги же, вырученные им за содействие в поимке Иешуа, подбросили первосвященнику вместе с провокационной запиской.
После этого игемон разыскал Левия Матвея — бывшего сборщика податей, преданного последователя учений бродячего философа — и предложил ему должность библиотекаря в собственной резиденции. Но Левий не согласился и покинул префекта, попросив лишь дать ему кусочек чистого пергамента для дальнейших записей. Прокуратор не стал заставлять Матвея изменить решение.
В конце концов, Понтий вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и единственным преданным другом — собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино.
Однако мучения на этом не закончились — в наказание за трусость и бездействие префект был обречён на бессмертие. Более двух тысяч лет он сидел на площадке вместе с верным псом, терзаясь раздумьями и бессонницей, отчаянно желая покоя и встречи с Га-Ноцри, с которым так и не смог вдоволь поговорить четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.
Проблема творчества
Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать. Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху. Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.
Проблема одиночества
Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей. М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.
Характер прокуратора
Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:
- Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
- Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.
Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.
Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.
Выбор между добром и злом часто сделать сложно, потому что все в жизни неоднозначно. Выбирая правильно, мы можем потерять какие-то привилегии, даже пострадать. А что, если выбрать не добро, а зло? Но как же тогда будет вести себя совесть? Ведь именно помогает сделать правильный выбор. На этот вопрос отвечали многие писатели.
Например, мужики-крестьяне из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ищут счастливого человека, но видят несправедливость и зло, с которым сталкивается простой народ. Людей обирают помещики, государства, они терпят унижения, нищету, страдания. И не могут никак победить это. Однако счастливый все же находится. Это Гриша Добросклонов, который решил быть народным заступником, делать добро для Родины. С детства в сердце молодого человека вселилась боль за страдания других. Обостренное чувство справедливости, гражданская совесть, собственная близость к народу позволили ему сделать правильный выбор. Путь добра озаряет жизнь героя, несмотря на предрекаемый автором трагический финал – «чахотка и Сибирь» — у Гриши есть смысл, цель. Он противостоит злу, и этот факт делает лучше и его, и весь мир. Совесть героя очищает его, делает счастливее и помогает определиться с выбором жизненного пути. Как? Она вызывает в нем чувство удовлетворения, если он поступает правильно, и эти ощущения утешают героя в минуты грусти и тоски.
Но иногда совесть воздействует на человека не пряником, а кнутом. Так, Сотников, персонаж одноименной повести В. Быкова, проявил подлинный героизм, несмотря на то, что по сути героем не являлся. Обычный партизан, не самый выдающийся, не без изъянов. Не то, что его товарищ Рыбак. Но на роковом задании, когда к неудачливому герою еще и привязалась болезнь, именно он оказался настоящей сильной личностью. Сотникова и Рыбака схватили немцы, нашли на чердаке жительницы деревни, у которой они спрятались. Если безупречный партизан Рыбак пал духом, был готов сдать всех на свете (что и сделал), то его товарищ, наоборот – молчал, терпя пытки, да еще пытался выгородить невинную жительницу и сельского старосту. Совесть Сотникова не позволила ему стать предателем, он умер, но умер честно. Рыбак же почти сразу почувствовал муки раскаяния, хотя пытался себя уговорить, что ничего страшного не сделал, лишь защищался. Если он пройдет войну, то этот эпизод никогда не оставит его, совесть накажет героя за выбор зла гораздо хуже смерти. Даже если бесчестный вариант кажется более выгодным, это не делает его лучше, ведь душевного равновесия предатель никогда не обретет.
На самом деле, выбор между добром и злом не так уж сложен. Человек чувствует, где добро и что правильно, а что нет (хотя последнее, возможно, и более удобно). Совесть – компас для человека, который поможет выбрать верный путь, поощряя за хорошие поступки и не давая покоя за ошибки. Нельзя забыть о совести, рано или поздно расплата и раскаяние все равно настигнут. И это будет хуже любых потерянных привилегий.
Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? (Направление
«Преступление и Наказание – вечная тема»)
На нашем пути нередко
встречаются люди, которые поступают с нами непорядочно, жестоко, наносят обиды
и унижения. И в таком случае хочется ответить им тем же, чтобы они испытали ту
же боль, что и мы. И тогда в душе зреет ненависть, придумываются планы мщения.
Злые мысли лишают покоя, не дают спокойно жить. И если все униженные и
оскорблённые воплотили бы их в жизнь, то мир наполнился бы преступными делами.
Что же мешает осуществить задуманное? Нередко это муки совести, желание понять,
простить. В такой точке зрения меня убеждают произведения художественной
литературы.
Размышляя над этой темой,
я вспоминаю роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором почти
все герои стоят на грани добра и зла. Даже Свидригайлов, человек, очевидно,
совершивший несколько преступлений, но так и не обвинённый в них, способен на
добрые поступки. Помня, что это из-за него повесилась обесчещенная им юная
крестьянка, он помогает деньгами Соне Мармеладовой и её осиротевшим братьям и
сестре, чтобы как-то снять грех с души. Он отпускает Дуню Раскольникову,
которую заманил в ловушку обещанием, что откроет тайну её брата. Девушка
пытается сопротивляться его домогательствам и в отчаянии стреляет в
Свидригайлова из пистолета, но не попадает и почти теряет сознание от мысли, что
чуть не стала убийцей. И Свидригайлов, потрясённый силой духа девушки, её
желанием пожертвовать собой, чтобы спасти брата, даёт ей свободу. Достоевский
подчёркивает, что именно в эти минуты Свидригайлов ужаснулся своему бессердечию
и эгоизму, в нём проснулась совесть, которая заставила его вскоре свести счёты
с жизнью, прошедшей без взаимной любви, чистоты помыслов, утонувшей в грязном
омуте желаний и удовольствий.
Давайте вспомним и другое
произведение, в котором также звучит данная тема, — это роман-эпопея Л.Н.
Толстого «Война и мир». Один из героев, Андрей Болконский, задумал отомстить
Анатолю Курагину, циничному и беспринципному человеку, который чуть было не
соблазнил Наташу Ростову, невесту Андрея. Он везде искал соперника, чтобы
наказать его за нанесённое оскорбление. Но они встретились только в дни
Отечественной войны 1812 года в госпитале. Оба были тяжело ранены в бою.
Болконский не сразу узнал Анатоля в плачущем, как ребёнок, и постоянно стонущем
от боли офицере, которому ампутировали ногу. И тогда прежняя жажда мести и
жгучая ненависть сменились в душе князя жалостью и состраданием, ведь перед ним
был не прежний блестящий красавец, а жалкий, обезображенный, истекающий кровью
человек. Болконский не мог желать зла умирающему, который и так был жестоко
наказан. Л.Н. Толстой обращает внимание читателей на то, как быстро меняется
человек к лучшему под влиянием обстоятельств и укоров совести.
Заканчивая
своё сочинение, хочу отметить, что нравственным ориентиром при выборе добра и
зла является совесть. Именно стыд за желание бед и даже смерти другому человеку
часто останавливают нас перед недобрыми помыслами и жестокими поступками.
Образ Понтия Пилата и проблема совести
«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.
Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.
Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.
Как раскрывается тема совести на страницах романа «Мастер и Маргарита»?
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.
Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.
Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.
Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости
Проблема совести в романе
Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».
Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».
Тест по произведению
Одиночество – цена высокого положения в обществе
В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.
Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.
Встреча близкой души
В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.
Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?
Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.
LiveInternetLiveInternet
Понтий Пилат — Иешуа
В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала. Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».
Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.
Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.
«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. — О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает:
«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»
Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа. Символизирует в романе муки совест , сознание совершаемого Пилатом греха и символическое очищение от него жест , когда он «…руки потер, как бы обмывая их…». Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.
Казнь Иуды
Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.
«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека… — Что он говорит? — спросила Маргарита… — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита… —…Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора. Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд…
Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего — это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет). Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.
Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.
А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).
Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку
Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.
Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.
Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.
- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?
Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.
Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.
Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.
Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.
Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.
В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.
2 вариант
Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.
Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.
Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.
Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.
Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.
Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.
Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
- Сочинение про Рязань
Хочу рассказать вам о прекрасном месте под названием Рязань, о ее широтах, замечательных улочках, незабываемых закатах солнца, о ее древней и увлекательной истории. Рязань считает одним из не просто старейших
- Что делает человека счастливым? сочинение
Ни один человек не может спутать ощущение счастья с каким-либо другим чувством. Чтобы достичь это неповторимое состояние, ощущение гармонии себя с окружающим миром, мы стремимся к этой цели по-разному.
- Сочинение Честный человек. Что значит быть честным человеком
Быть честным человеком — это быть порядочным, надежным и непорочным на протяжении всей жизни. Для человека очень важно быть честным перед самим собой и другими.
- Анализ рассказа Заячьи лапы Паустовского
В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.
- Анализ сказки Соловей Андерсена
Сказка Андерсена – очень поучительная и добрая сказка о могущественной силе живой музыки. Настоящее искусство обладает большой силой над злом. Прекрасное способно исцелить человека. Главная тема заключается в том,
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из Самых многоплановых, многоаспектных произведений русской литературы. Философское содержание романа, различная интерпретация основных его тем разными по социальному и интеллектуальному уровням людьми способствует пристальному вниманию к нему и в настоящее время. Именно развитие нравственных категорий, поднимаемых в романе, обеспечивает этот стойкий интерес. Одним из основных философских понятий и важнейшей темой романа является проблема совея ти. Это не абстрактная нравственная категория, предполагающая способность оценить свой поступе осознать последствия своей деятельности и ответственность за нее. М. Чудакова сказала: «Булгаков торопился запечатлеть в своем последнем романе еще не использованные и сулящие хотя бы отдаленную надежду на обновление страны правильные, здравомысленные отношения к народу отечественной интеллигентности, обращающейся к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нем до последней минуты жизни совести». Сложное отношение к послереволюционному правительству России, социалистическому переустройству общества самого М. А. Булгакова как писателя и гражданина нашло отражение и в романе. Эволюция исторического развития того или иного государства, считал писатель, не должна иметь насильственный характер, каждая определенная ступень в его развитии должна подготавливаться естественным ходом истории, преобразования (особенно государственные) должны вызываться стечением нескольких объективных причин. Установление в России социалистического строя, утверждая! М. А. Булгаков, не отвечало внутренним потребностям страны. Низкий моральный и интеллектуальный уровень представителей советского государства вызывал негодование у писателя. Он считал, что с такими людьми построить новое государство и установить новые социальные отношения просто невозможно. Тем не менее, будучи патриотом своей родины, он действительно надеялся на обновление страны, верил, что возможно наступление момента, когда люди образумятся и совесть в них проснется. Он был уверен, что люди еще не потеряли свое человеческое достоинство, что их совесть, время от времени! вызывающая нравственные колебания, проснется окончательно и навсегда. По мысли автора, Понтий Пилат, обладающий властью над Иешуа и ведущий его допрос, вдруг! начинает чувствовать превосходство этого нищего философа над собой, великим властителем людей. Он чувствует, что его собственная философия «нравственного раба», несмотря на высокое социальное положение, вступает в противоречие с философией высшей правды и гармонией мира. Пилат— человек, которого сложившиеся до него социальные условия держат в определенных рамках. И душа его начинает бунтовать, чувствуя правду Иешуа. Но Булгаков как будто не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: он выносит смертный приговор Иешуа. Несмотря на причины, из-за которых прокуратор не смог поступить по- другому, автор утверждает, что нет двух правильных решений, а есть единственная правда. Понтий Пилат не хотел идти на конфликт со своей совестью и дал Иешуа шанс обрести свободу. Только Га-Ноцри не воспопьзовался им, и тогда у прокуратора не осталось выбора. С этого момента спокойная жизнь Пилата закончилась. Он и сам это осознал, когда в его мыслях прозвучало: «Погибли!» Тогда он погубил не только Иешуа, но и себя. Надо сказать, что с помощью образа Понтия Пилата автор поднимает не только проблемы вины и совести, но и вопросы религиозного вероисповедания. Дело ведь в том, что образ Иешуа отнюдь не случайно выведен автором на страницы романа. Время встречи Га-Ноцри и прокуратора исторически соотносится со временем зарождения христианства. Философия воинствующего язычества в романе противопоставлена христианскому гуманизму. Понтий Пилат с каждой фразой все более убеждается в том, насколько несостоятельны его доводы, как не способны они противостоять доводам Иешуа. С одной стороны, он вполне готов принять новый способ мышления, даже оценить его, но с другой — его настойчиво тянут вниз привычные, вполне устойчивые и хорошо понятные прежние воззрения. Автор «взвешивает на весах» человечности и правды каждого героя, всех жителей города. Иигемон прошел эту проверку Булгакова. Он мог просто казнить Иешуа и забыть о нем, как об обычном арестанте. Но, осознав последствия своего деяния, Понтий Пилат не смог после этого спокойно жить. Теперь он думал только о прощении, Но не все герои романа в современной Москве преодолели это испытание. Люди не осознают по- следствий своей деятельности, они бездушно делают то, что им хочется, или то, что им приказывают, Взять, к примеру, Ивана Бездомного. Он не думал о том, что является частью той системы, которая превращает литературу в заказное искусство. Поэт понял свою ошибку, когда встретил Мастера и осознал, что стихи, созданные им, чудовищны. Поэту, рожденному пролетарской культурой, было просто невдомек, что при существующих обстоятельствах можно заниматься собственным творчеством, развивать собственное авторское мировоззрение, создавать высокохудожественные произведения. Встретившись с человеком, занимающимся совершенно другой литературой, потерявшим в связи с этим все в жизни, он вдруг впервые ужаснулся от того, что он сделал в этой жизни, и задумался, как жить дальше. Взять еще соседа Маргариты, который после всех событий, случившихся с ним, сидел на лавочке и жалел о том, что не «улетел» с Наташей, испугался и взял эту глупую справку. Он мучился из-за недостойного поведения, обмана, трусости. И таких примеров можно привести еще немало. Действительно, благодаря булгаковским «весам человеческой совести» можно судить о достоинствах и недостатках человека. Главная мысль романа — ответственность человека за собственную жизнь и совершенные в ней поступки. Ведь не все искупали свою вину, некоторых не мучили никакие угрызения совести: либо их душа настолько окаменела, либо совесть спала. А ведь именно совесть, по-моему, является главным судьей человека. Нельзя жить, не осознавая последствий своих деяний.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Тема совести в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.