Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? (Направление
«Преступление и Наказание – вечная тема»)
На нашем пути нередко
встречаются люди, которые поступают с нами непорядочно, жестоко, наносят обиды
и унижения. И в таком случае хочется ответить им тем же, чтобы они испытали ту
же боль, что и мы. И тогда в душе зреет ненависть, придумываются планы мщения.
Злые мысли лишают покоя, не дают спокойно жить. И если все униженные и
оскорблённые воплотили бы их в жизнь, то мир наполнился бы преступными делами.
Что же мешает осуществить задуманное? Нередко это муки совести, желание понять,
простить. В такой точке зрения меня убеждают произведения художественной
литературы.
Размышляя над этой темой,
я вспоминаю роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором почти
все герои стоят на грани добра и зла. Даже Свидригайлов, человек, очевидно,
совершивший несколько преступлений, но так и не обвинённый в них, способен на
добрые поступки. Помня, что это из-за него повесилась обесчещенная им юная
крестьянка, он помогает деньгами Соне Мармеладовой и её осиротевшим братьям и
сестре, чтобы как-то снять грех с души. Он отпускает Дуню Раскольникову,
которую заманил в ловушку обещанием, что откроет тайну её брата. Девушка
пытается сопротивляться его домогательствам и в отчаянии стреляет в
Свидригайлова из пистолета, но не попадает и почти теряет сознание от мысли, что
чуть не стала убийцей. И Свидригайлов, потрясённый силой духа девушки, её
желанием пожертвовать собой, чтобы спасти брата, даёт ей свободу. Достоевский
подчёркивает, что именно в эти минуты Свидригайлов ужаснулся своему бессердечию
и эгоизму, в нём проснулась совесть, которая заставила его вскоре свести счёты
с жизнью, прошедшей без взаимной любви, чистоты помыслов, утонувшей в грязном
омуте желаний и удовольствий.
Давайте вспомним и другое
произведение, в котором также звучит данная тема, — это роман-эпопея Л.Н.
Толстого «Война и мир». Один из героев, Андрей Болконский, задумал отомстить
Анатолю Курагину, циничному и беспринципному человеку, который чуть было не
соблазнил Наташу Ростову, невесту Андрея. Он везде искал соперника, чтобы
наказать его за нанесённое оскорбление. Но они встретились только в дни
Отечественной войны 1812 года в госпитале. Оба были тяжело ранены в бою.
Болконский не сразу узнал Анатоля в плачущем, как ребёнок, и постоянно стонущем
от боли офицере, которому ампутировали ногу. И тогда прежняя жажда мести и
жгучая ненависть сменились в душе князя жалостью и состраданием, ведь перед ним
был не прежний блестящий красавец, а жалкий, обезображенный, истекающий кровью
человек. Болконский не мог желать зла умирающему, который и так был жестоко
наказан. Л.Н. Толстой обращает внимание читателей на то, как быстро меняется
человек к лучшему под влиянием обстоятельств и укоров совести.
Заканчивая
своё сочинение, хочу отметить, что нравственным ориентиром при выборе добра и
зла является совесть. Именно стыд за желание бед и даже смерти другому человеку
часто останавливают нас перед недобрыми помыслами и жестокими поступками.
Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому расставлять приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство. Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной. После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума. Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни. В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
Таким образом, мы приходим к выводу, что совесть направляет человека на верный путь. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Благодаря совести мы совершаем выбор в пользу добра, и она помогает бороться со злом.
Здравствуйте, Дарья!
Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале русской классики. Вместе с тем следует обратить внимание на множество логических недочетов и грамматических ошибок.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Анализ поверхностный, местами сумбурный.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.
Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.
логич.ошибка: мы выбираем не между понятиями, а между вариантами поведения
Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной.
предложения не связаны логически. Ну и что, что старуха была богатой и противной? Как это приблизило бы Раскольникова к Наполеону? Или Наполеон стал великим, убивая богатых и противных старух?
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
непонятна логика: чужой жизни или все-таки смерти?
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.
с «также» абзац не начинаем
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
дублирование смыслов
К 4 (речь)+ 1 балл
Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть.
повторы
В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому расставлять приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.
повтор
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью.
повтор
Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.
тавтология
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 12
Ошибки
Орфография
Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу.
со строчной
После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.
НЕПРАВИЛЬНО
Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.
В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Пунктуация
не нужно тире
В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
запятая здесь неуместна, лучше заменить на точку или перестроить предложение
не нужна запятая
Татьяна ЗПТ несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу.
запятая при обороте НЕСМОТРЯ НА
Грамматика
Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.
неверная форма сказуемого: нужно взять кр.форму прилагат. СЛОЖЕН
После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.
МУЧИТЬ
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
нет подлежащего, неполное предложение
Со временем понимает то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.
ошибка в построении СПП (ТО не нужно)
В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.
ЭТОГО
Общий вывод по работе
Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой изложения и общим уровнем грамотности.
Удачи!
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Проблема совести в романе Преступление и наказание
Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.
Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.
Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.
Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.
Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.
Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.
Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.
Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
- Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина сочинение
В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой
- Сочинение Любовь к ближнему 9 класс 15.3 ОГЭ
Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом.
- Анализ сказки Теремок
Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.
- Сочинение Месть и великодушие в романе Дубровский
Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра
- Герои повести Олеся Куприна краткая характеристика персонажей
Олеся – внучка колдуньи Мануйлихи, главная героиня повести А.И.Куприна. Она очень женственная, добрая и великодушная девушка. В деревне люди уверены, что они ведьмы
Выбор между добром и злом часто сделать сложно, потому что все в жизни неоднозначно. Выбирая правильно, мы можем потерять какие-то привилегии, даже пострадать. А что, если выбрать не добро, а зло? Но как же тогда будет вести себя совесть? Ведь именно помогает сделать правильный выбор. На этот вопрос отвечали многие писатели.
Например, мужики-крестьяне из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ищут счастливого человека, но видят несправедливость и зло, с которым сталкивается простой народ. Людей обирают помещики, государства, они терпят унижения, нищету, страдания. И не могут никак победить это. Однако счастливый все же находится. Это Гриша Добросклонов, который решил быть народным заступником, делать добро для Родины. С детства в сердце молодого человека вселилась боль за страдания других. Обостренное чувство справедливости, гражданская совесть, собственная близость к народу позволили ему сделать правильный выбор. Путь добра озаряет жизнь героя, несмотря на предрекаемый автором трагический финал – «чахотка и Сибирь» — у Гриши есть смысл, цель. Он противостоит злу, и этот факт делает лучше и его, и весь мир. Совесть героя очищает его, делает счастливее и помогает определиться с выбором жизненного пути. Как? Она вызывает в нем чувство удовлетворения, если он поступает правильно, и эти ощущения утешают героя в минуты грусти и тоски.
Но иногда совесть воздействует на человека не пряником, а кнутом. Так, Сотников, персонаж одноименной повести В. Быкова, проявил подлинный героизм, несмотря на то, что по сути героем не являлся. Обычный партизан, не самый выдающийся, не без изъянов. Не то, что его товарищ Рыбак. Но на роковом задании, когда к неудачливому герою еще и привязалась болезнь, именно он оказался настоящей сильной личностью. Сотникова и Рыбака схватили немцы, нашли на чердаке жительницы деревни, у которой они спрятались. Если безупречный партизан Рыбак пал духом, был готов сдать всех на свете (что и сделал), то его товарищ, наоборот – молчал, терпя пытки, да еще пытался выгородить невинную жительницу и сельского старосту. Совесть Сотникова не позволила ему стать предателем, он умер, но умер честно. Рыбак же почти сразу почувствовал муки раскаяния, хотя пытался себя уговорить, что ничего страшного не сделал, лишь защищался. Если он пройдет войну, то этот эпизод никогда не оставит его, совесть накажет героя за выбор зла гораздо хуже смерти. Даже если бесчестный вариант кажется более выгодным, это не делает его лучше, ведь душевного равновесия предатель никогда не обретет.
На самом деле, выбор между добром и злом не так уж сложен. Человек чувствует, где добро и что правильно, а что нет (хотя последнее, возможно, и более удобно). Совесть – компас для человека, который поможет выбрать верный путь, поощряя за хорошие поступки и не давая покоя за ошибки. Нельзя забыть о совести, рано или поздно расплата и раскаяние все равно настигнут. И это будет хуже любых потерянных привилегий.
Пример сочинения 1
В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский рассуждает на тему добра зла. Раскрывая данную проблему, он показывает, как зло влияет на людей, каковы последствия совершенного зла, какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим людям, показывает, как добро может спасти людей, помочь им выбраться из трудной жизненной ситуации.
Достоевский описывает взаимодействие и соотношение добра и зла в человеке. Главным героем романа является Родион Раскольников. В Родионе чётко прослеживается взаимодействие добра и зла. Он идет на преступление, совершает зло, убивает и грабит старуху-процентщицу, но он идет на это преступление не только для того, чтобы доказать свою теорию, но и чтобы совершить добрые поступки: помочь Мармеладовым, Дуне. Добро и зло, совершаемые Родионом связаны, взаимодействуют друг с другом. Кроме этого, Достоевский, на примере Раскольникова, показывает, как человек мучается после совершенных им преступлений.
После убийства, совершенного им зла, Родиона терзают муки совести, он не может найти себе места, его мучают размышления о его преступлении. Также взаимодействие добра и зла Ф. М. показывает на примере Аркадия Свидригайлова. Аркадий совершает множество злых проступков: доводит до самоубийства девочку, лакея, занимается шулерством, обманывая людей.
Понимая, какое зло он причинил людям, Свидригайлов решает совершить добрые поступки: он взял на себя все расходы на похороны Катерины Ивановны, помог её детям, отдал 3 тысячи Соне, 15 тысяч своей несовершеннолетней невесте.
Добро и зло взаимодействуют друг с другом в этом человеке. Но в итоге, от осознания того, сколько страданий он причинил людям, Свидригайлов решает покончить с собой. Зло, совершенное Аркадием, толкает его на самоубийство.
Соня Мармеладова в романе — олицетворение безграничного добра. Соня, чтобы обеспечить отца, мачеху, их детей, идет зарабатывать по желтому билету, тем самым, помогая им, спасая их от голодной смерти, совершая добрый поступок. Также Соня помогает Раскольникову, спасает его от терзаний совести, помогая вытеснить из его души веру в его теорию Родиона, заменяя её верой в Бога. Она помогает ему выбраться из сложной жизненной ситуации, в которую он попал.
Таким образом, Ф. М. Достоевским раскрывает сущность добра и зла, как они связаны друг с другом, демонстрирует, как добро помогает людям, спасает, исцеляет их, как зло убивает, мучает людей.
Пример сочинения 2
Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”.
Одной из основных проблем его романа “Преступление и наказание” стала проблема добра и зла, их определение, взаимодействие, соотношение в мире и внутри каждого человека.
Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. На его примере автор и раскрывает свою концепцию добра и зла в романе.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией “сильной личности”. Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой “все дозволено”. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, которому все разрешается”.
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну “вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую”.
Когда Родион слышит слово “преступление”, он кричит в ответ: “Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!”
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: “хотел Наполеоном сделаться”, жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения.
Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – “гнойник, который необходимо удалить”, ведь она не приносит никому пользы.
Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая “тварь дрожащая”. Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на “плохих” и “хороших”, да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.
Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман “Преступление и наказание” помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – “призвать Русь к топору”.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Я согласна с героем и автором. В душе каждого человека сосуществует добро и зло.
И какая сила победит, зависит только от самого человека, хотя природа его изначально светлого, божественного происхождения. И от каждого человека зависит, уверен Достоевский, чего в мире будет больше: Добра или Зла, Света или Тьмы, Мира или Войны. И я с ним в этом полностью согласна.
Пример сочинения 3
Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В романе Раскольников и Соня — это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
На чтение 3 мин Просмотров 1.9к.
Обновлено 7 декабря, 2021
Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения по теме: «Как совесть помогает человеку совершить выбор между добром и злом?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Н.А. Некрасова, В.В. Быкова.
Сочинение
Достаточно часто человек сталкивается с выбором между добром и злом. Это достаточно сложный выбор, поскольку бывают достаточно неоднозначные ситуации. Делая выбор, мы всегда рискуем что-то потерять или же упустить какую-то возможность. Конечно, чаще всего люди стремятся выбирать добро, но как же повернется их жизнь, если они решат выбрать зло? На этот вопрос лучше всего ответит совесть, которая зачастую является самым главным судьей. Данный вопрос интересовал многих героев литературных произведений, поэтому правильнее будет обратиться к ним за примерами.
Возьмем поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор показывает читателю, как простые крестьянские мужики стараются найти счастливого человека. В время своих поисков они сталкиваются с несправедливостью, злом, с которыми ежедневно вынуждены сталкиваться простые люди. Народ страдает от постоянных поборов помещиков, государства, их постоянно унижают, из-за чего они вынуждены жить в нищете и страдать. И они ничего не могут с этим сделать. Но все же им удается разыскать счастливого человека. Таким человеком является Гриша Добросклонов. Он принял решение заступаться за простой народ, и всеми путями старается принести пользу своей Родине.
С ранних лет он страдал от того, что люди рядом с ним испытывали постоянную боль и унижения. Так уж случилось, что у Гриши было сильно развито чувство справедливости, гражданская совесть, патриотизм. Благодаря совокупности этих качеств, ему удается сделать правильный выбор. На протяжении всей жизни у Гриши есть ясная цель, к которой он стремится. Ежедневно герой старается противостоять злу, чем делает лучше самого себя и окружающий мир. Благодаря своей совести, Гриша совершает правильные поступки, которые в итоге помогают ему стать счастливее. Все дело в том, что если он поступал правильно и делал правильный выбор, он получал удовлетворение. Это помогает герою выжить в трудные минуты жизни.
Но случается и так, что совесть приносит далеко не радость человеку. Например, в повести В.В. Быкова «Сотников», главный герой проявляет настоящий героизм, хоть и не является никаким героем.
Он был самым обычным партизаном, который ничем не отличался от других. Но когда он выполнял ответственное задание (будучи больным), он проявил себя как очень сильный человек. Его вместе с Рыбаком, который имел славу безупречного партизана, схватили немцы. Рыбак настолько отчаялся, что готов был рассказать все, что угодно, что в итоге и произошло. В то же время Сотников стойко молчал и терпел все пытки, которым подвергся. Более того. Он старался помочь другим, выгораживая их.
Из-за своей совести он не смог поступить так, как Рыбак. Ценой своей жизни он сохранил всю информацию, которой владел. Когда он умирал, его совесть была чиста.
После этого происшествия рыбака начала терзать совесть, хотя он и старался оправдать свой поступок. Даже если выбор зла, кажется намного привлекательнее, чем выбор добра. Не стоит идти у него на поводу. Ведь рано или поздно совесть напомнит о совершенном поступке, и навсегда лишит душевного умиротворения.
Если подвести итог всего вышесказанного, то с уверенностью можно сказать. Что выбор между добром и злом не такой уж и сложный. Наша совесть всегда знает правильный ответ, стоит просто к ней внимательно прислушиваться. Совесть всегда подскажет правильный путь и поможет определиться с правильным решением.
Пример 1
Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.
Главный герой романа — Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху — процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.
Автор спрашивает нас: «А смог ли Родион пройти проверку совестью?». Скорее всего — да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил.
Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.
Пример 2
Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.
Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?
В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.
Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.