Как создаются образы животных в сказках в бианки

В.
Бианки

родился 30 января (11 февраля) 1894 в
Петербурге, в интеллигентной семье.
Отец был ученым-орнитологом и работал
в Зоологическом музее Академии наук,
мать занималась воспитанием троих
сыновей. Профессия отца во многом
определила страстное увлечение Виталия
природой. После
окончания гимназии будущий В.Бианки
поступил в Петербургский университет
на отделение естественных наук. Однако
его планам помешала Первая мировая
война, и в 1916 году юноша был мобилизован
на фронт. На
протяжении всей жизни он не переставал
вести записи своих наблюдений за жизнью
животных. Это оказалась важная и полезная
информация: многие из этих записей легли
в основу лит. произведений. В общей
сложности в творческой копилке Бианки
насчитывается более 300 рассказов, сказок
и повестей. Книги
В. Бианки — произведения
природоведческого характера
;
они уводят нас в полный неповторимой
прелести мир живой природы.

В
основе книг обычно лежит конкретный
биологический факт, точно указано
географическое место действия, определено
календарное время года, сохранена
биологически видовая точность зверя,
птицы, насекомого, растения, т. е. все
то, что обязательно в природоведческих
книгах. Так, например, в произведении
«Чей
нос лучше?»

ребёнок познакомится с представителями
пернатого семейства, узнает, чем они
питаются и где живут, и всё это – в
занимательной форме и с добрым началом.
Главная
мысль рассказа «Чей нос лучше»
 учит
гордиться своей внешностью, любить себя
за свой необычный внешний вид и никому
не подражать. Потому что подражать
другим нельзя, как только сойдешь со
своего пути, быть беде, как в этом
рассказе.
В сказке «Хвосты»
дети узнают для чего рыбам, птицам и
зверям нужны хвосты, чем они им помогают.
Благодаря
сказочному миру В. Бианки читатель от
говорящих персонажей узнает научное
обоснование многих явлений окружающего
мира. Сказка
«Лесные домишки»

демонстрирует то, как разнообразна
природа, какими бывают гнезда, и как
важна в жизни каждого существа семья.

В
сказках Бианки просматривается связь
с народной сказкой. Наверное, из народных
сказок пришли в его произведения
простота, естественность речи, необходимая
для понимания их детьми, добрый юмор,
динамичность действий. Сказки писателя
— это «сказки — несказки», в которых
скрываются огромные знания, поэтому
они считаются научно-познавательными.

34. Единство веселого и серьезного в юмористических рассказах н.Н. Носова

Н.
Н. Носов

родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье
регента
церковного хора (в советских биографиях
писали «в семье артиста-эстрадника»).
Чтобы прокормить семью, потерявшую
стабильный заработок из-за революции,
Николай с 14 лет был вынужден работать:
был газетным торговцем, землекопом,
косарём. Начинал писать в конце 30-х
го­дов, но настоящее признание получил
после ВОВ. Пер­вый
рассказ — «Затейники»

был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка».
Рассказы
для детей
 дошкольного
и младшего школьного воз­раста, остросюжетные,
динамичные, насыщенные неожиданны­ми
комическими ситуациями,
положили начало творческой дея­тельности
Н. Носова. 
Герои их
— 
фантазеры,
непоседливые и не­уемные выдумщики,
которым
часто достается за их затеи. Во многих
рассказах («Мишкина
каша», «Тук-тук-тук», «Теле­фон»,
«Огородники» и
др.) сквозным оказывается один
персо­наж — Мишка Козлов,
объединивший
их в цикл
«Мы с Мишкой». В
то же время каждый из рассказов самобытен.
Носов
писатель яркого юмористического таланта,
считал, что дети начинают понимать шутки
очень рано, до двух лет, и что смешит
нарушение порядка вещей, только что ими
усвоенного. Вообще у его книг, как
правило, два адреса — ребенок и воспитатель.
Воспитателю носов помогает понять
мотивы и побуждения поступков ребенка,
а значит, и найти более тонкие способы
воздействия на него. Ребенка он воспитывает
смехом, а это, как известно, лучший
воспитатель, чем любое назидание.
Рассказы
насыщены лиризмом
и юмором
;
повествование как правило, ведется от
первого лица
.
Чаще всего это друг Мишки, ко­торый
не может противиться задорному упорству
своего товари­ща. Мишка удивительно
активен, он постоянно в действии:
«на­сыпал в кастрюлю крупы», «схватил
ложку и стал кашу обратно в кастрюлю
запихивать», «взял кружку, полез в
ведро», «выхватил сковородку из
печки» («Мишкина
каша»).

Весь
сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля,
оставшись одни на даче, варили кашу,
насыщен юмористическими
положениями,
смена которых держит читателя в постоянном
веселом напряже­нии. Мишка — фантазер
и искатель; он не просто выпутывается
из затруднительных обстоятельств,
а увлеченно
и энергично борется с ними.
Юмористические ситуации помогают Носову показать
логику мышления и поведения героя.
Рассказы Н. Носова всегда
включают воспитательное
начало
.
Есть оно в рассказе об огурцах, украденных
на колхозном огороде («Огурцы).
Но
даже самые «моралистические рассказы»
писателя интересны
и близки детям,
потому что помогают
им по­нять взаимоотношения между
людьми.
Писатель
рассказывает о необходимости взаимопомощи,
о до­верии и уважении ребят друг к
другу, об их стремлении к новому,
неизведанному. Воспитательный
элемент его повестей
 оказывает­ся в
органичном сочетании с юмористическим
видением событий.
Это единство делает многие проблемы
доходчивее и привлека­тельнее для
юных читателей. Юмористическое
начало
 никогда
не бывает чужеродным у писателя, оно
пронизывает всю ткань про­изведения.
Рассказ Носова «Живая
шляпа»

является как бы пособием для малышей,
как преодолеть свой страх. Прочитав
этот рассказ, ребенок вспоминает его
каждый раз, когда его преследуют
«придуманные» страхи, и тогда он
улыбается, страх отходит.

Соседние файлы в предмете Детская литература

  • #
  • #
  • #

         муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 г. Сердобска.        

                          ПРОЕКТ

   Реализации образовательной области Художественно-эстетическое развитие   

                         на тему:                                 «Любимые сказки о животных в произведениях В.Бианки»                       

                               Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

«Любимые сказки о животных в произведениях  В.Бианки»

1.2. Исполнитель

 Воспитатель: Зотова О.И.                 

1.3. Адресная направленность (целевая группа проекта)

Участники проекта  дети старшей  группы, воспитатели, родители.

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

 Познавательно-творческий.  Краткосрочный.

                                 Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность проекта

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики. Общение с природой — не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства   и правильное отношение к природе, ко всему живому. Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

2.2. Основания для инициации проекта

В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о рассказах, сказках В.Бианки, носят отрывочный, бессистемный характер.

Перед детьми была поставлена проблема: «Как мы можем больше узнать о творчестве В. Бианки»?

      2.3. Цель проекта

Продолжить работу по ознакомлению детей с художественной литературой, с творчеством  писателя В.Бианки. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников. 

2.4. Задачи проекта

1. Знакомить детей с творчеством  русского писателя В.Бианки.

2. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.

3.Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

 3.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.

4.Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

2.5. Содержание проекта

Реализация проекта: «Любимые сказки  о животных в произведениях В.Бианки» предоставляет больше возможностей для творчества, позволяет приблизить  к литературному искусству, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

2.6. Планируемые    показатели эффективности

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям В.Бианки, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о родной природе, животном мире. Расширяется кругозор, совершенствуются творческие навыки (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении.                                                                         У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ

                                          Дорожная карта проекта

№ п/п

                   Детско-родительские

          образовательные события   

        1.

                                        Подготовительный этап.          

1.Постановка познавательной проблемы

2. Подбор художественной литературы (сказки и рассказы) В.Бианки.

3. Подбор дидактических пособий, настольных игр.

4. Подбор иллюстративного материала по произведениям писателя.

5. Подбор музыкальных произведений для  прослушивания по теме  проекта.

6. Разработка проекта:

—  довести до участников проекта важность данной темы

—  составить перспективный план работы

      Взаимодействие с семьями воспитанников.

1. Оказание помощи родителям в подборе материала к выставке на тему: «Любимые сказки о животных в произведениях  В.Бианки».

2. Консультации  на тему: «Читаем всей семьёй».

3. Организация экскурсий в библиотеку с родителями.

4.Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, детские книги, дидактические и настольные игры.

5. Конкурс творческих  семейных работ «Любимые сказки В.Бианки».

6. Акция «Подари книгу В.Бианки в библиотеку детского сада».

8. Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок  по произведениям В.Бианки.

   2.

                             Практический этап.

        План реализации практической части проекта

— Познавательное  развитие:                                                   Интегрированное занятие: «Рассказы воспитателя о жизни и творчестве В.Бианки. Рассматривание портрета В.Бианки .                                                                          Беседа «Кто создает книги» (уточнение знаний детей о профессиях людей: писатели, художники, печатники, редакторы)

Речевое развитие:  игры: «Доскажи словечко…», «Из какой сказки отрывок?», «Четвёртый лишний», игра- фантазия: «Если бы я был муравьишка, кого бы я попросил о помощи…».                                                    Обсуждение выражения «Чей нос, хвост лучше?»                               Загадывание загадок о животных, птицах, насекомых                                                                      Составление рассказов о животных и птицах по картинкам, из личного опыта, наблюдений. Пересказ рассказов В.Бианки на выбор.

—  Художественно-эстетическое развитие:  

 Лепка: тема: «Птичка — синичка»,  «Любимый герой сказок о животных».

Рисование: тема «Мой любимый сказочный герой»,

 «Иллюстрации к книге «как муравьишко домой спешил»

Аппликация: «Сова»,  «Синичка – Зинька»

Ручной труд:

Ремонт книг в группе (подклеивание страниц)

Изготовление книжек – самоделок

Коллективное творчество:

— выставка рисунков по произведениям В.Бианки

— создание книги «Любимые рассказы В.Бианки»

Совместн

  ая

деятельность с детьми

Сциально-коммуникативное развитие:

Ситуативные разговоры  на темы:

— «Птицы нашего города»

— «Перелётные птицы»

— «Зимующие птицы»

— «Любишь ли ты книги?»

— «Жизнь животных осенью»

— «Правила поведения в природе»

— «Как заботиться о птицах в холодное время года»

— Просмотр презентаций и мультфильмов по произведениям В.Бианки:

«Синичкин календарь»

— «Как муравьишка домой спешил»

— «Мышонок Пик»

Игра-драматизация: «Теремок», «Лис и мышонок».

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Улетает – не улетает», «Животные и их детёныши», «Узнай по силуэту (птицы, животные)», «Чей корм?». «Из какой сказки отрывок?», «Хорошо — плохо»,

 «Угадай, чей след?»

 Физическое развитие:                                                                                            подвижные игры: «Перелёт птиц», «Воробьи, вороны», «Сороконожка», «Совушка», «Птицелов», «Где мы были – мы не скажем, а что видели, покажем».

— Чтение художественной литературы: «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Сова»,— «Лис и мышонок», «Кто чем поёт?», Как муравьишка домой спешил».

Работа с семьями воспитанников.

1.Акция «Подари книгу в книжный уголок»

2.Консультации для родителей:

— «Семейное чтение»

— «Роль книги в ознакомлении детей с природой»

3.Оформление «Экологического стенда» для родителей (статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома).

     3.

                                   Заключительный этап

Продукт проектн.

деятельности

— Оформление тематических альбомов: «Художники — иллюстраторы сказок и рассказов В.Бианки», «Сказки и рассказы В.Бианки глазами детей».

— Экскурсия в детскую библиотеку  для знакомства детей с творчеством В.Бианки.

— Конкурс детского творчества «Сказки В.Бианки»

— Выставка  поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Любимые рассказы В.Бианки»

— Библиотечка по произведениям В.Бианки

Лекция 5

В.В. Бианки. Общая характеристика творческой деятельности.

Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Купанье медвежат» и др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе «Лесная газета» — художественная энциклопедия природы.

Содержание лекции

В.В.Бианки (1894-1959) вошёл в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения.

Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога.

Будущий писатель учился на факультете естественных наук Петербургского университета. Он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.

Первая сказка В.Бианки — «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки». Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве. Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Писатель, по его словам, старался избегать антропоморфизма — очеловечивания природы, очень пугавшего издателей книг для детей в 20-е годы. Но вот в описании жизни мышонка («Мышонок Пик») ему это, к счастью, не удалось. Мышонок Пик попадает в положение Робинзона Крузо, и при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее.

Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний с человеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту — он-то и помогает ему выжить.

Приручение Пика детьми в конце рассказа — важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человеку него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать тесную, органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Д/З- « Первая охота», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?».

И в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь тоже есть свои герои и разбойники. Здесь случаются загадочные истории и веселые приключения, бывают праздники, спектакли и музыкальные концерты, происходят кражи, несчастные случаи и настоящие сражения.

Двенадцать номеров «Лесной газеты» – это лесные новости и репортажи, статьи юных натуралистов и рассказы бывалых охотников, срочные сообщения и телеграммы, отзывы о спектаклях и заметки уголовной хроники.

Это живая энциклопедия леса и его обитателей, которая раскроет перед детьми удивительный мир природы и поможет постичь ее тайны.

  • Как создать сказку для 5 класса
  • Как создать свою сказку
  • Как создать план сказки
  • Как создать план рассказа
  • Как создать волшебную сказку