Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
Нет автора |
Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы |
Есть автор |
Не записывалась, передавалась из уст в уста |
Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа |
текст, зафиксированный в письменной форме |
Общее представление о герое, о его внешности |
Зачин, основная часть, концовка |
Детально описываются герои, их поступки |
Чувства и переживания героя нам неизвестны |
Добро побеждает зло |
Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы |
Волшебная сила, превращения |
Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою |
Нет времени |
Нарушение запрета |
Отпечаток времени, когда автор писал сказку |
|
Поиск похищенного |
В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. |
Царь с царицею простился, *инда очи – даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. |
Долго царь был неутешен, |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. |
И молва трезвонить стала: За невестою своей Злая мачеха, вскочив, |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
|
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения
Читательская лаборатория
Как научиться сопоставлять два произведения
Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, немецкой народной сказки «Шесть лебедей» и сказки X. К. Андерсена «Дикие лебеди». Интересно, как ты ответил на вопросы учебника о сходстве и различии этих сказок? Сравни подготовленные тобой ответы с теми правилами, которых нужно придерживаться при сопоставлении произведений.
Правило первое. Чтобы научиться сопоставлять произведения, надо при чтении быть очень внимательным к отдельным деталям повествования.
Вспомним немецкую народную сказку «Белоснежка» и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Чем они похожи? В первую очередь в основу этих сказок положен один из самых распространенных в народных сказках сюжет (проверь по словарю, понимаешь ли ты значение этого слова) о злой мачехе и трудолюбивой падчерице. Во-вторых, похожи персонажи этих сказок: Белоснежка и царевна, королева-мачеха и царица-мачеха. В-третьих, в сказках используются одни и те же волшебные предметы, например говорящее зеркальце. Но почему при этом тебе так интересно было их читать? Да потому что на самом деле они разные.
Правило второе. Чтобы научиться сопоставлять произведения, надо ответить на два вопроса: чем эти произведения похожи и чем они отличаются? Необходимо увидеть те особенности повествования, которые встречаются в обоих произведениях, и особенности, которые по-новому раскрывают уже знакомое.
У каждой из сравниваемых нами сказок счастливый финал: героини оживают и находят свою любовь. В этом проявляется сходство сюжета. Но встреча королевича с Белоснежкой описана как случайная («Но однажды случилось, что заехал королевич в тот лес…»). А царевна из сказки А. С. Пушкина – невеста. Есть и жених – Елисей, который,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Вот мы и нашли первое сюжетное отличие в сказках.
Правило третье. Чтобы научиться сопоставлять произведения, необходимо ответить на вопрос: каково значение, каков смысл найденных в тексте отличий?
Как вы думаете, почему А. С. Пушкин вводит в свой сюжет повествование о трудном пути Елисея в поисках своей возлюбленной? Случайность событий в немецкой народной сказке («Но случилось так, что они споткнулись в кустах…») отражает веру народа в удачу, благополучное стечение обстоятельств. Представление А. С. Пушкина о человеке и его судьбе иное. В его сказке любовь героев переживает испытание. Елисей заслужил счастье с царевной как награду за веру и мужество, а царевна одарена за доброту и красоту души. Нам становится понятна мысль автора: за любовь надо бороться, а счастье надо заслужить.
Правило четвертое. Чтобы научиться сопоставлять произведения, необходимо осознавать, что отличия в повествовании – это отличия во взглядах авторов, в их отношении к человеку и жизни, в их представлениях о мире.
Следующее отличие в сюжете, если мы его увидим, поможет нам понять авторскую позицию, выраженную в произведении А. С. Пушкина. Обратимся к финалу сказки «Белоснежка», к рассказу о наказании злой мачехи: «Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли… И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока наконец не упала, мертвая, наземь». Сравним его с финалом сказки А. С. Пушкина, с его рассказом о смерти злой мачехи:
Тут ее тоска взяла
И царица умерла.
Наказание к королеве-мачехе приходит со стороны, извне, от какой-то силы. Наказание царицы-мачехи – в ней самой: она умирает от злобы и зависти. И мы понимаем мысль А. С. Пушкина: зло, которое мы носим в душе, обращено против нас самих, разрушает нашу душу и жизнь.
Теперь поговорим о героинях. Чем они похожи? А. С. Пушкин следует общенародному идеалу (сказка «Белоснежка» народная): его царевна, как и Белоснежка, молода, красива, трудолюбива. Симпатии народа всегда на стороне обиженных, гонимых, беззащитных.
А теперь вспомните, как А. С. Пушкин характеризует свою героиню. Она не только молода, красива и трудолюбива. Она скромна («Тихомолком расцветая…»), «нраву кроткого такого», добра, милосердна. Как отнеслась царевна к нищей чернице?
…Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
Придя в дом к богатырям и еще не видя их, но желая сделать им добро,
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Не случайно в сказке она любовно названа «хозяюшкой».
Есть и еще очень важное отличие в характеристике пушкинской царевны. Когда богатыри предлагают сделать выбор («Одному женою будь…»), она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана…
Царевна любит королевича Елисея и остается ему верна. Запомните эти слова пушкинской героини. Впереди у вас знакомство с его произведениями «Дубровский», «Евгений Онегин». И в каждом из них героиня окажется верна данному слову. В сознании А. С. Пушкина верность – одно из главных женских качеств.
Сравнение Белоснежки с царевной дает нам возможность увидеть не только красоту, но и благородство души героини, поэтому и не смог А. С. Пушкин не выразить к ней своего отношения в момент ее гибели: «Вдруг она, моя душа…»
Так мы выходим еще на одно сопоставление: сказки фольклорной и сказки литературной. Если в фольклорной сказке выражен общенародный идеал, то в литературной – авторский идеал. Мы увидели это, характеризуя отличия сюжета и героев двух сказок. Отличается и характер повествования: в литературной сказке автор всегда выражает свое эмоциональное отношение к событиям и героям.
Немецкая народная сказка «Белоснежка» – волшебная сказка, в ней раскрывается обобщенное представление народа о добре и зле. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина – философская, в ней отражены особенности индивидуального, авторского представления о человеке и мире, в котором он живет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение
Читательская лаборатория
Как научиться цитировать художественное произведение
Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного
Читательская лаборатория Как научиться понимать смысл художественной детали
Читательская лаборатория
Как научиться понимать смысл художественной детали
Детали в произведении, как правило, помогают читателю представить себе зримый образ человека, природы, окружающей обстановки, выражают суть душевных переживаний героев. Если вы научитесь
Читательская лаборатория Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере
Читательская лаборатория
Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере
Вы уже знаете, что литературный характер создается на основе сочетания в персонаже индивидуальных психологических черт с качествами, присущими многим людям.
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать национальные особенности литературного характера.
Читательская лаборатория
Как научиться характеризовать национальные особенности литературного характера.
Как вы думаете, почему в нашем учебнике так много произведений зарубежной литературы?
У нас есть возможность изучать отечественную литературу в контексте, то
Читательская лаборатория Как научиться понимать характер персонажа по его речи
Читательская лаборатория
Как научиться понимать характер персонажа по его речи
Речь героя является важнейшим средством создания его характера. Анализ речи литературного персонажа (его речевая характеристика) помогает составить достаточно полное представление о его
Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера
Читательская лаборатория
Как научиться определять художественную роль интерьера
Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,
Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей
Читательская лаборатория
Как научиться работать с учебной статьей
Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной
Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения
Читательская лаборатория
Как научиться читать текст художественного произведения
Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное
Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы
Читательская лаборатория
Как научиться отвечать на вопросы
Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?
Читательская лаборатория
Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?
Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже
Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения
Читательская лаборатория
Как научиться различать фольклорное и литературное произведения
Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное
Читательская лаборатория Как научиться давать характеристику героя в произведении
Читательская лаборатория
Как научиться давать характеристику героя в произведении
Художественный образ – понятие широкое. Это может быть и образ родины, и образ природы, и образ города. Одно из основных мест в системе образов художественного произведения занимают
Читательская лаборатория Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении
Читательская лаборатория
Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении
Особое место в изображенном автором мире отводится пейзажу – описанию природы, окрестности, которое используется для обозначения места и времени действия, для
Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения
Читательская лаборатория
Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения
Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции
Читательская лаборатория
Как научиться характеризовать особенности композиции
Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать
Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр
Читательская лаборатория
Как научиться определять стихотворный метр
Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,
Сравнение
— это образное определение предмета. В
сравнении непременно содержатся два
элемента: то, что сравнивается, и то, с
чем сравнивается. Сравнение выражается
словами как, точно, словно, а может просто
указать на сходство. Сравнить — значит
найти черты сходства и различия.
Предметы
сравнения
1.
Название.
У
Жуковского — «Спящая царевна» (название
повторяет первоисточник). У Пушкина —
«Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» (свое название). В названии
есть общее слово — царевна. Она главная
героиня. Также название говорит о
различии: царевна Жуковского уснула, а
у Пушкина — умерла. И название сообщает:
у Жуковского она одинока, у Пушкинской
царевны есть друзья — семь богатырей.
2.
Сюжет.
В
основу сказок положен сюжет народной
сказки.
Жуковский
использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и
французской «Спящая в лесу красавица»,
обработанной Шарлем Перро. Сюжет его
сказки точно повторяет сказку Шарля
Перро.
Пушкин
написал свое произведение на основе
народных сказок, которые собирал,
находясь в ссылке в Михайловском в
1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский
наряд, смешивался он на ярмарках с толпой
людей, прислушиваясь к меткому народному
слову, записывая рассказы сказителей.
Там он записал сказку «Самоглядное
зеркало», похожую по сюжету на «Сказку
о мертвой царевне». Другой источник —
волшебные сказки Арины Родионовны.
Именно о них он писал брату Льву: «Вечером
слушаю сказки – и тем вознаграждаю
недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма!» А М.К. Азадовский указывает на
западно — европейские источники, в
частности, на сказку «Белоснежка»
братьев Гримм. Но это совпадение только
внешнее. Пушкинское творение более
поэтичное, выражающее идеи и идеалы
русского народа.
Рассмотрим
совпадения и различия в сюжете сказок
Пушкина и Жуковского.
Совпадения:
Различия:
—
беда с царевнами происходит по чьей-то
злой воле;
—
причина печальных событий с царевнами
– желание отомстить, зависть, обида;
—
зло совершают женщины: старуха-фея и
царица (чернавка) — мачеха. Они губят
царевен;
—
с царевен снимается проклятие;
—
царевен пробуждают царские сыновья:
царевич Елисей и царский сын (без имени);
—
царевны обе красавицы;
—
царевичам помогают в поисках царевен:
11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские,
национальные персонажи у Пушкина);
—
царевны пробуждаются — оживают;
—
женитьба спасителей на царевнах;
—
колдунья-фея и царица- мачеха превращаются
в старушек, идя на злое дело;
—
Судьбу царевны Жуковского предсказала
12-я фея — злая колдунья — она подстроила
так и отомстила за то, что ее не пригласили
на пир.
—
У Пушкина от красавицы царевны избавляется
злая мачеха из-за зависти (это традиционный
сюжет русских народных сказок).
—
У Пушкина царевна умерла (правдивая,
реалистическая ситуация) — у Жуковского
уснула (романтические мотивы).
—
У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня
(по русскому обычаю) – у Жуковского —
300 лет спала.
—
Королевичу Елисею помогают силы природы
(в русском фольклоре природа всегда
помогает человеку) — царевичу Жуковского
помогает старик.
—
Царевна Пушкина лежит в хрустальном
гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
—
Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет
многих русских сказок) – у Жуковского
— веретено.
—
Пушкинская царевна пробудилась от удара
королевича о гроб, который рассыпался
(удар символизирует силу горя, готовность
героя к самопожертвованию) — у Жуковского
царевна просыпается от поцелуя царевича
(романтические мотивы).
-У
Пушкина зло наказано — мачеха от злости
умерла — у Жуковского злая колдунья
исчезла.
В
сказках разные места действия: у
Жуковского — дворец, бор — у Пушкина:
дворец, терем в лесу, пустая гора.
3.
Композиция
Композиция
сказок похожа: как в народных, в них есть
зачин.
У
Жуковского: У Пушкина:
Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил
с царицею своей.
Он
в согласье много лет;
А
детей все нет, как нет. Царь с царицею
простился,
В
путь-дорогу снарядился,
И
царица у окна
Села
ждать его одна.
Завязка:
У
Жуковского: У Пушкина:
встреча
царицы с раком-пророком и рождение
дочери. смерть царицы, появление во
дворце мачехи.
Развитие
действия:
У
Жуковского: У Пушкина:
пир
— взросление царевны — укололась веретеном
и уснула, все уснули — охотник (царский
сын) забрел во дворец; пробуждение
царевны и всего дворца. Сватание царевны
— девичник- гнев и зависть мачехи —
Чернавка уводит царевну в лес — жизнь
царевны в доме 7 богатырей — отравление
царевны яблоком — погребение ее в горе
— поиски невесты королевичем Елисеем —
спасение царевны — смерть царицы мачехи
(событий в сказке Пушкина больше).
Кульминация:
У
Жуковского: У Пушкина:
На
колени ставши, к ней
Он
приблизился лицом:
Распалительным
огнем
Жарко
рдеющих ланит
И
дыханьем уст облит,
Он
души не удержал
И
ее поцеловал. Перед ним, во мгле печальной,
Гроб
качается хрустальный,
И
в хрустальном гробе том
Спит
царевна вечным сном.
И
о гроб невесты милой
Он
ударился всей силой.
Гроб
разбился. Дева вдруг ожила.
Сказочная
концовка — свадьба, пир.
У
Жуковского: У Пушкина:
Свадьба,
пир, и я там был
И
вино на свадьбе пил;
По
усам вино бежало,
В
рот ни капли не попало И никто с начала
мира
Не
видал такого пира;
Я
там был, мед, пиво пил,
Да
усы лишь обмочил.
4.
Форма произведения: сказки написаны в
стихотворной форме. Но сказка Пушкина
разделена на строфы, у Жуковского
написана сплошным текстом.
5.
Художественные средства выразительности
Постоянные
эпитеты – их много в обоих произведениях
У
Жуковского: У Пушкина:
мертвым
сном, дикий бор, дремучий лес, губки
алые, гробовая тишина и др. красная
девица, черная зависть, злая мачеха,
алые губки, добрая весть, люди добрые,
красно солнце, месяц ясный, ветер буйный,
синее море и др.
Сравнения:
У
Жуковского: У Пушкина:
Вспыхнул
вдруг, как от огня; Прянул конь от острых
шпор И стрелой пустился в бор; Начал
жить да поживать, Как дотоле, без забот.;
В покое том вьется лестница винтом и
др.
Год
прошел как сон пустой, царь женился на
другой; Я ль на свете всех милее, всех
румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного
зверя злей.
6.
Финал сказок. Финал в сказках одинаковый:
пробуждение царевен, свадьба, пир.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Черты
сходства и различия волшебной и литературной сказки
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МОУ «Заболотовская СОШ»
Бурлуцкой Е.А.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
„Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
„Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
„Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее“.
Риторическое обращение
Риторическое обращение – средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлечен-ному понятию или отсутствующему лицу.
- Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
- Почему царица умерла, увидев царевну живой?
- Какова главная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
Композиция сказки |
||
Экспозиция |
Причины, которые породили завязку |
|
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
|
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
|
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки |
|
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Композиция сказки |
||
Экспозиция |
Причины, которые породили завязку |
Умирает царица |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки |
Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя» |
Черты литературной сказки |
|
Наличие авторской позиции |
|
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа |
|
Подробное описание предметов |
|
Книжная лексика |
|
Сочетание фантастического и реального |
|
Стихотворная форма |
Черты литературной сказки |
|
Наличие авторской позиции |
Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа) |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа |
Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей |
Подробное описание предметов |
Например, описание яблочка |
Книжная лексика |
Особая книжная лексика: дева, персты |
Сочетание фантастического и реального |
Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время |
Стихотворная форма |
Сказке присущи ритм, рифма |
Эпитет
- Прочтите статью учебника (стр. 121 – 122).
- — Чем отличается определение от художественного эпитета?
- — Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
- — В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
- — Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочтите статью учебника (стр. 120 – 121).
- Основные положения статьи запишите в тетрадь.
- Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная
В чём черты сходства и различия
литературной и народной сказки?