Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать — значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
-
Сочинение-описание картины
-
Сочинение-описание помещения (интерьера)
-
Сочинение-описание природы
-
Сочинение-описание местности
-
Сочинение-описание внешности человека
-
Сочинение-описание животного
Сочинение -описание
Сочинение—описание — это сочинение, в основу которого положено описание как тип речи. Соответственно, написать сочинение-описание означает написать сочинение, отвечающее особенностям именно этого типа речи. Главной отличительной особенностью сочинения-описания является то, что его текст является ответом на вопрос какой?
О чём можно писать в сочинении -описании
Чаще всего сочинение—описание представляет собой текст художественного стиля речи и посвящается описанию реального человека (портрет), предмета, состояния природы (пейзаж). Например, «Портрет друга», «Мой папа за работой», «Моё любимое домашнее животное», «Наш парк осенью». Иногда темой сочинения-описания становятся воображаемые герои или предметы («Комната сказочного героя», «Портрет моего любимого сказочного героя»).
Предметом изображения сочинения-описания могут быть не только внешние признаки (состояния) природы, животных, человека, но их внутреннее состояние — характер, настроение, их изменения. В сочинении-описании предметы зачастую изображаются в движении, то есть описываются разнообразные действия, совершаемые людьми: как варят суп, как сажают дерево, как включают тот или иной механизм в работу, как растапливают русскую печь, как выбирают для себя причёску, как разбивают палатку и т.д. Изображение разнообразных действий и состояний помогает сделать сочинение—описание более достоверным, подробным, ярким.
Виды сочинений описаний
Сочинения—описания могут быть не только художественными, но и научными (деловыми, техническими). Научные сочинения-описания включают в себя технические характеристики приборов, аппаратов, отдельных деталей и содержат конкретную информацию, касающуюся их эксплуатации. В таком тексте используются специальные термины. Художественное сочинение-описание обязательно подразумевает использование изобразительно-выразительных средств русского языка.
Художественное сочинение—описание чаще всего пишется по следующему плану:
1. Общее представление о предмете (Что он такое? Кто он такой? Почему именно этот предмет (человек, животное) описывается?).
2. Частные признаки предмета (если это внешность, то последовательно описываются её черты: лицо, фигура, поза(ы), манера говорить; если пейзаж, то частные его признаки: деревья, небо, трава, цвет отдельных предметов и т.д.).
3. Отношение к описываемым в сочинении-описании предметам.
Я хочу написать о моем товарище Борисе, которого знаю более десяти лет. Мы с ним ходили в одну группу детского сада, а теперь учимся в одном классе.
На первый взгляд – обыкновенный подросток, но ведь каждый человек по-своему особенный. У моего друга светлые волосы. Он носит короткую стрижку. Светло-серые глаза Бориса украшают высокие широкие брови. Взгляд его чаще всего серьезный, хотя все говорят, что ему идет улыбка. У моего одноклассника Бориса высокий лоб, что свидетельствует о его развитых интеллектуальных способностях. Рост немного выше среднего.
Когда я впервые увидел папу моего друг, я понял, что Боря очень похож на отца. У него спортивное телосложение, он всегда подтянут, потому что не первый год занимается спортом.
В школу обычно Борис надевает строгую одежду. А за пределами школы он предпочитает джинсы и спортивный стиль.
Как правильно писать сочинение?
Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой «неблагодарной работой» вынуждены именно они. Детворе же все время кажется, что написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими глобальными проблемами как регистрация ООО, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи — о воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.
Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать
ТРИ основных части:
вступление,
основную часть (о ней рассказано выше) и
выводы.
Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Как писать сочинение-описание?
Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.
Как писать сочинение-миниатюру?
Сочинение-миниатюра может быть любого характера: от тем «Как я провел лето?» и до «Поступки человека». Однако любое сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении) и ответ на него. Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким: «Лето я провел хорошо/здорово/замечательно/великолепно». Можно наоборот: «…так себе, скучно, неинтересно, проспал», — что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе — это ПОЯСНЕНИЕ ТЕЗИСА. Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11(12) класс) школьной рабочей тетради.
Как писать сочинение-изложение?
Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть — сжатое или развернутое изложение какого-либо текста, вторая часть — мысли учащегося по поводу данной темы. Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося. Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: «таким образом», «итак» и подобными.
Учимся писать сочинение рассуждение
Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).
Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.
В основной части можно приводить примеры литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.
Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?
Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации — это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными «за руку». Пользоваться критикой нужно уметь!
Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.
Но это далеко не все…
Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.
PS: И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Успехов вам в учебе!
Сочинение-описание — один из стандартных видов сочинений, которые задают в основном в начальной или средней школе. В старшей школе задают более сложные виды сочинений – к примеру, сочинение-рассуждение.
Давайте разберемся, что такое сочинение-описание и как его написать, чтобы получить ОТЛИЧНО.
Что такое сочинение-описание?
Сочинение-описание всегда отвечает на вопрос: какой предмет / объект? Как он выглядит? На что он похож? Какие эмоции он вызывает?
Кажется, нет ничего проще, чем описать предмет, однако, поверьте, это не так, особенно если объем заданного сочинения не одна страница, а в несколько раз больше. Тут-то и начинаются страдания, которые обычно связаны с нехваткой прилагательных или с неумением увидеть в предмете детали, которые можно описать.
С другой стороны, использование большого количества прилагательных еще не значит, что ваше сочинение получится превосходным. У описания своя стилистика. Вам необходимо подробно и образно рассказать о предмете. Помните: описание – это не перечисление признаков, а их художественное осмысление. Ваша задача – вдохновиться объектом описания и постараться передать свои эмоции читателю, так, чтобы он тоже увидел описываемый объект вашими глазами.
Структура сочинения описания.
Любое сочинение-описание строится по следующему плану.
- Описание предмета / объекта в целом,
- Описание деталей или отдельных черт,
- Описание эмоций, которые вызывает в вас данный предмет или объект.
Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.
Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.
Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.
Описания бывают разными.
Действительно, сочинения-описания могут быть разными. К примеру,
- художественными,
- научными деловыми,
- техническими.
Научно-деловые и технические описания обычно детальны и изобилуют специальными терминами. В таких сочинениях отсутствуют эмоции, тогда как художественные описания должны быть эмоциональными.
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у
доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их
квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно
вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим
описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом.
Но ведь они оба каждый день много раз поднимались
и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон
(как он сам объяснил) никогда не обращал на них
внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно
научиться обращать внимание, исследовать то, что
мы собираемся описывать?
Учиться описывать мы начали с самого простого
– в начале одного из сентябрьских уроков
пятиклассники принесли с собой каштаны.
Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о
парту. Недолго – около минуты. Потом получили
задание: собрать материалы для описания. Для
этого нужно было ответить на вопросы: каков
каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки,
форма, размер, особенности), каков плод каштана на
ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть,
ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой
или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на
что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем
обменивались наблюдениями. Перед этим на доске
записали слова каштан, плод, орех и
Что я вижу?
Что чувствую?
Что могу услышать?
Вот что получилось в результате: на вид: коричневый,
каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с
таинственным рисунком, похожий на карельскую
березу, блестящий, как лакированный,
неравномерно окрашенный, с разводами
темно-коричневой краски, круглый, как шарик от
пинг-понга, небольшой, большой, неровный, похожий
на маленькое яблочко, с ямкой. На ощупь: гладкий,
тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то
нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый,
живой. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в
листьях при падении, щелчок о землю.
Затем ребята получили задание написать
небольшой текст. Задача: сделать так, чтобы
человек, у которого сейчас нет в руках каштана,
смог его представить. Полезно также обсудить
варианты первого предложения. Например: У меня
на парте лежит каштан или Сегодня по
дороге в школу я нашел плод каштана. Еще 3–4
минуты работы – и можно приступать к чтению и
обсуждению текстов. В завершение можно попросить
учеников закрыть глаза и увидеть свой каштан на
«внутреннем экране».
В дальнейшем ребята получат памятки для
самостоятельной работы с сочинением-описанием.
Сочинение-описание (памятка)
1. В сочинении-описании автор описывает
предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или
явление так, чтобы было понятно, как он к нему
относится. Подумай: какое чувство или
настроение ты хочешь передать своему читателю?
Сначала автор наблюдает, потом представляет
изображение на «внутреннем экране».
Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит,
то кажется, будто катится камешек. У нее зубки
маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и
очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а
когда заберется в пыльный угол, то начинает
фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий,
желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И
сама она желто-зеленого цвета.
Она мне очень нравится. (Работа
пятиклассницы)
2. Описание – словесное рисование. Сначала
представь предмет, постарайся увидеть его на
«внутреннем экране», а затем опиши. Если это –
живое существо, вспомни его в самом характерном
состоянии.
Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если
посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно
просвечивалось, как стакан свежего липового
меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь,
бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как
гремят семечки.
3. Сочинение-описание подобно фотографии
или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту
из фильма.
В маленькой комнатке на светлом половичке
копошились серые пушистые существа. Они были
похожи на большие клубки шерсти. Клубки
размотались, и за каждым тянулась толстая
шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка
болтались мягкие пушистые уши.
4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок
похож на клубок пушистых ниток; снегирь как
пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.
Придумай и используй в сочинении свои
сравнения.
5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением
конькобежца. Чтобы продвинуться вперед,
конькобежец одной ногой отталкивается, другой
скользит вперед. Так же строится текст. Мы
отталкиваемся от того, что уже было сказано, от
данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли,
добавляем новое, т.е. сведения, ради которых
создается предложение.
6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом
фотографирования, читая твое сочинение.
7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению.
Помоги читателю «войти в тему». Например:
Мой пес замечательный!
Есть у меня……
Пенал служит для того, чтобы в нем носили
ручку……Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне
верно.В день рождения мне подарили…
8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение.
Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем
тебе близок тот, кого ты описал, как его появление
в твоей жизни тебя обогатило.
Успехов в сочинении!
Задания
1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть
то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.
Такса
Длинная,
приземистая собака на кривых ногах семенит
вперевалочку, помахивая задорно задранным
хвостиком-прутиком. Англичане называют таксу
«собака-сосиска». Во Львове я слышал, как
говорили: «Таксы у нас продаются на метры…». И
вправду, природа, создавая таксу, забыла
приделать ей третью пару ножек: пузо ее почти
волочится по земле… Впрочем, у хорошей таксы
живот всегда подтянут выше уровня груди. На своих
коротеньких ножках она чувствует себя
превосходно. (Б.Рябинин. Воспитай себе друга)
Енотовидная собака
Что это была за фигура! Точно его всего
укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие
коротенькие, что, казалось, ему трудно носить
себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея,
короткая узкая головка, острая лисья мордочка,
короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе
уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны.
Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы
просто уродцем. Но его выручал густой
серовато-бурый мех, переходящий местами в
желто-серый, превращавший это забавное создание
в какую-то живую меховую игрушку. Звали его
Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)
Карлсон – это маленький самоуверенный
человечек, и к тому же он умеет летать. На
самолетах и вертолетах летать могут все, а вот
Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему
только нажать кнопку на животе, как у него за
спиной тут же начинает работать хитроумный
моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится
как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда
мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и
летит, слегка покачиваясь, с таким важным и
достойным видом, словно какой-нибудь директор, –
конечно, если можно себе представить директора с
пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон,
который живет на крыше)
Натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами»
признан шедевром. Корзина стоит прямо перед вами.
Сливово-синий, прозрачной голубоватой желтизны
виноград свешивается за ее плетеные края. Можно
взять и унести грушу или червивое краснобокое
яблоко. Листья уже покрылись ржавчиной увядания,
на них капельки влаги. Плоды составляют единое
целое, и в то же время каждая груша индивидуальна,
каждое зернышко винограда – как звездочка. (По В.Липатову.
С веком наравне)
2. Представьте себе пейзаж по описанию,
рассмотрите картину на воображаемом экране. Если
есть возможность, сравните с картиной И.Шишкина
«Рожь».
Далеко-далеко, сколько хватает взгляда,
золотится на солнце густая рожь. Ветер легко
колышет налитые колосья. Исчезает во ржи
извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают
платки идущих по ней крестьянок. Могучие
великаны-сосны устремились в голубое небо, и от
этого еще шире кажутся просторы золотого поля.
(По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)
3. Используя определения из «Словаря
эпитетов русского литературного языка», опишите
своего друга, брата, сестру, знакомого. Возможно,
предложенных вам определений не хватит. В таком
случае подберите свои собственные.
Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое,
заспанное, испуганное, капризное, серьезное,
сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее,
умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.
Глаза: голубые, голубовато-серые, карие,
бархатные, большие, бесцветные, быстрые,
внимательные, искрящиеся, живые, круглые,
лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие,
смущенные, счастливые, холодные, удивленные,
укоризненные, ясные.
Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый,
правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий,
орлиный.
Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый,
крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий,
открытый.
Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые,
суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.
4. Представьте себе, что вам предложили
написать статью для журнала «Лица». Как в
портрете передать характеристику человека и
ваше отношение к нему?
5. Задания, связанные с прогнозированием.
Прослушайте отрывки из текста известного
романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.
Если бы у нас в Англии прохожий встретил
человека в таком наряде, как я, он, я уверен,
шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался
бы, да зачастую я и сам невольно улыбался,
представляя себе, как я в моем одеянии
путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете:
почему внешний вид героя вызвал бы испуг или
улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет
герой?)
Разрешите мне теперь сделать набросок моей
внешности. На голове у меня красовалась высокая
бесформенная шапка из козьего меха со свисающим
назад назатыльником (как вы думаете: почему
шляпа с назатыльником?), который прикрывал мою
шею от солнца, а во время дождя не давал воде
попадать за ворот. В жарком климате нет ничего
вреднее дождя, попавшего за платье.
Затем на мне был короткий камзол… и штаны до
колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у
меня совсем не было, а вместо них я соорудил
себе… нечто вроде полусапог, но самого
варварского фасона.
На спине у меня болталась корзина, на плече я
нес ружье, а над головой держал огромный меховой
зонтик, крайне безобразный, но после ружья
составлявший, пожалуй, самую первую
необходимость моей экипировки. (Есть ли
предположения, где живет герой.)
Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было
на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом
и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)
При выборе места для жилища я должен был
сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем
положении условиями. (Какие условия важны при
выборе места для хижины? Помните, что Робинзон
Крузо живет на острове.)
Во-первых, мое жилище должно быть расположено в
здоровой местности и поблизости от пресной воды;
во-вторых, оно должно укрывать от солнечного
зноя; в-третьих, должно быть защищено от
нападения хищников, как двуногих, так и
четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него
должно быть видно море, чтобы мне не упустить
случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь
корабль, ибо мне не хотелось отказываться от
надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон
Крузо)
Попробуйте представить и описать, как
выглядела хижина Робинзона Крузо.
6. Роль стиля речи в описании.
Перед вами два описания. Чем они похожи и чем
различаются?
а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на
хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на
забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом.
Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг
сверкнуло солнце – и на горе обозначилась
тропинка. По ней можно подняться на самую
вершину… Еще минута – и… гора превратилась в
птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в
плывущий корабль…
б) Облака состоят из капель и ледяных
кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют
перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти
облака состоят из ледяных кристаллов. Средний
ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и
высококучевые, состоящие из капель и кристаллов.
Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые,
слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они
состоят из капель. Также некоторые ученые
выделяют перламутровые и серебристые облака.
Что меняется при изменении стиля речи?
М.А. ПАВЛОВА,
г. Москва
Сочинение-описание – это вид ученической работы, которая помогает оценить умение человека передать смысл увиденного. Мы расскажем, какими особенностями обладает такое задание, и как правильно его выполнить.
Что такое сочинение-описание?
Сочинение-описание – это описание предмета, человека, обстановки или какого-то явления с целью определения признаков, деталей и общей атмосферы окружающей среды. Таким способом автор передает настроение читателю и отражает конкретные идеи с помощью фокусировки на объекте.
Как написать сочинение
Чтобы написать качественное сочинение-описание на высокий балл, нужно соблюдать структуру текста, раскрыть поставленный вопрос или проблему и соответствовать требованиям оформления.
Разберемся, какие существуют правила для составления такого типа работы.
План сочинения-описания
- Введение – вступление вашей работы, с помощью которого читатель поймет, о чем идет речь в тексте; соотносится по размеру с заключением;
- Основная часть – идеи, описание и раскрытие главной темы; различается в зависимости от задач и объекта.
- Заключение – вывод и главная мысль вашего сочинения.
Виды сочинений-описаний
Существует несколько видов сочинения описания. Разберем каждый из них подробнее, чтобы понимать особенности и различия каждого.
Сочинение-описание картины
Такой вид сочинения часто задают написать в школе. Ученику предлагают подробно описать картину, отражая все детали и передавая идею художника. Чтобы успешно выполнить такое задание, необходимо уделить внимание обстановке, которую автор выполнил в своей работе.
В сочинении-описании картины необходимо помнить о главных моментах:
- Настроение картины;
- Микротемы;
- Выразительные средства художника.
Без этих пунктов работа будет краткой и неразвернутой. Чтобы избежать этого, учитывайте все детали и особенности. Передайте проблему картины и общее настроение, расскажите, какие цвета и приемы использовал художник. Все это поможет отразить смысл работы и выделить основные моменты.
План описания картины:
- Биография художника и краткая справка о нем;
- Справка о картине: жанр, год написания, период творчества, история и т.д.
- Описание картины:
- Сюжет работы;
- Изображение всех планов картины: передний и задний;
- Описание героев сюжета (если они есть);
- Детали и особенности картины;
- Цвета и краски работы.
- Композиционные и выразительные средства;
- Как средства выражают авторскую позицию/отношение к героям сюжета?;
- Ваши впечатления и мнение о картине;
Сочинение-описание портрета человека
В таком сочинении вам нужно составить образ человека: подробно описать его черты внешности человека и характер.
- Портрет – изображение какой-либо личности в исполнении художника;
- Личный – описание себя, своего характера, планов на будущее и т.д.;
- Другого человека – воссоздание по памяти образа вашего знакомого или известной личности.
План описания портрета человека:
- Введение;
- Общая характеристика/впечатление: общие внешние признаки, рост, телосложение и т.д.;
- Черты лица, детали и особенности, одежда, поза;
- Взгляд, мимика, манера поведения, походка;
- Заключение.
Сочинение-описание природы
Описание природы часто помогает передать особое настроение за счет обстановки окружающей среды. В таком сочинении нужно правильно замечать детали и указывать на них читателю.
- Введение;
- Общая характеристика окружающей среды: погода, местность, время дня;
- Описание окружающей среды: что находится вокруг, что происходит и т.д.
- Описание впечатления: чувства и эмоции в данной обстановке;
- Заключение.
Сочинение-описание интерьера
Иногда в сочинении-описании необходимо проанализировать интерьер и определенную обстановку. Разберемся, как соблюдать логику в подобных текстах.
Вступление вашего сочинения зависит от его конечной цели. Если вам необходимо максимально передать настроение, стоит выполнить небольшое описание экстерьера – внешней обстановки. Можно указать, где находится месторасположение описываемого интерьера, и как это влияет на общую обстановку.
Подробный разбор интерьера получится выполнить, если вы будете указывать на важные детали, цветоощущение и другие особенности.
План описания интерьера:
- Введение;
- Краткое описание экстерьера (если требуется);
- Описание интерьера:
- Помещение: размеры, освещение, общий план;
- Декор помещения: цвета, предметы быта, мебель, украшения и т.д;
- Обстановка и настроение интерьера: какие эмоции вызывает, ощущения за счет окружающей обстановки, что на это влияет и т.д.
- Заключение.
Советы по написанию
Мы собрали еще несколько советов, которые помогут выполнить сочинение-описание на отлично.
Описания природы у классиков
Часто с описанием природы возникают сложности из-за недостатка способов раскрытия темы. Если у вас недостаточно идей – обратитесь к литературным произведениям русских классиков. Вы легко найдете подходящее вам описание и сможете создать свой текст, используя новые средства выражения.
Пять чувств для описания
Чтобы изложение ваших мыслей не выглядело сухим и скучным, помните о пяти чувствах и используйте их для описания.
- Зрение;
- Слух;
- Обоняние;
- Осязание;
- Вкус.
Рассказывайте не только о том, что видите перед собой, но и о чувствах и запахах, чтобы максимально погрузить читателя в окружающую обстановку.
Логика повествования
Соблюдайте логику повествования своих мыслей и не перескакивайте с темы на тему. Чтобы не нарушать структуру в сочинении-описании, используйте переключения между планами:
- Деталь;
- Крупный план;
- Средний план (может быть несколько планов с разными объектами);
- Общий план;
- Дальний план.
Сокращение лирических отступлений
Большое количество лирических отступлений неприемлемо в таком типе работ, так как главной задачей этого сочинения является описание окружающей среды. Связывайте свои мысли и идеи с объектами, о которых пишете, чтобы не отдаляться от основной тематики.
Не хватает сил и времени на написание работы? Вы можете заказать сочинение на Студворк! Наши эксперты быстро выполнят работу по всем ваши требованиям. Вам нужно только оставить заявку и дождаться откликов.
Пример сочинения-описания
Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).
1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.
2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).
3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).
4. Собственное мнение: Соглашаясь с «авторитетным мнением», выскажи собственное отношение к описываемому времени года.
5. Составление плана с ключевыми словами:
а) Вводное предложение.
Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).
б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.
Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).
в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.
г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.
Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Или:
С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.
е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
!!! Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).
6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения
Из 45 минут урока:
5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)
5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить
10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике
10 минут — написание текста на черновике
10 минут — переписывание текста на чистовик
5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста
Различие трех блоков тем сочинений «описание времени года»
Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.
1 блок тем (простое описание)
а) «Наступила осень золотая…»
б) «Идет волшебница-зима.»
в) «В окно повеяло весною.»
г) «Ах, лето красное.»
В первом блоке тем акцент делается на «наблюдении». Такой тип можно назвать «простым описанием». Для этого типа характерно, что наиболее разработанной и объемной должна быть именно часть «наблюдение».
2 блок тем (описание по ощущению)
а) За что я люблю осень?
б) За что я люблю зиму?
в) За что я люблю весну?
г) Почему мне нравится лето?
Во втором блоке тем делается акцент на «ощущении». Такой тип можно назвать «описанием по ощущению». Соответственно, наиболее разработанной и объемной частью будет «ощущение».
3 блок тем (описание по части целого)
а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин».
б) Первый снег.
в) Ветка цветущей сирени.
г) Голубые незабудки.
В третьем блоке сгруппированы темы, в которых делается акцент на какой-либо детали общей картины. Предполагается, что по этой детали нужно восстановить всю картину. Такой тип можно назвать «описанием по части целого». При этом необходимо обосновать переход от этой части к целому. Переход может быть обоснован как при помощи описания, так и при помощи ощущения. Если переход обосновывается при помощи описания, то, после того, как ученик опишет заявленный в теме предмет, он должен перейти к описанию общей картины и дальнейшее повествование строить по той же схеме, что и сочинения первого блока (простое описание). Если переход обосновывается при помощи ощущения (ученик, глядя на предмет (часть целого), что-то вспоминает или чувствует), то модель строится так же, как во втором блоке тем (описание по ощущению). Таким образом, коренное отличие третьего блока тем от двух предыдущих заключается в необходимости обосновать выбор той или иной модели (в приводимых ниже сочинениях первое и второе из них переходят к описанию — «Кисти ярко-красные вянущих рябин», «Первый снег»; а третье и четвертое, соответственно, переходят к ощущению — «Ветка цветущей сирени», «Голубые незабудки»).
Сочинения по первому блоку тем
а) «Наступила осень золотая…»
б) «Идет волшебница-зима.»
в) «В окно повеяло весною.»
г) «Ах, лето красное.»
Тема:
Наступила осень золотая
План
1. Вводное предложение:
Наступила осень.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: прощальные лучи солнца — ковер из разноцветных листьев — золотые и багряные уборы, готовиться к отлету в теплые края — еще усыпаны послед ними осенними плодами.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: навевает одновременно и радостное и печальное настроение — прощание с уходящим летом — наводит на грустные мысли.
4. Авторитетное мнение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А.С.Пушкин «Осень».
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — с нетерпением жду — вновь и вновь любоваться — прекрасная осенняя природа.
Наступила осень золотая.
Наступила осень.
Дни становятся короче и прохладнее. Небо еще высокое и синее. Прощальные лучи солнца согревают землю, которая покрыта ковром из разноцветных листьев. В лесу тихо. Деревья оделись в золотые и багряные уборы. Птицы готовятся к отлету в теплые края и почти не поют. Поля пусты, потому что урожай уже убран. Зато в садах деревья еще усыпаны последними осенними плодами.
Картина золотой осени навевает одновременно и радостное, и печальное настроение. Вокруг удивительно красиво, хотя прощание с уходящим летом наводит на грустные мысли.
Многие поэты восхищались золотой осенью. А.С.Пушкин очень любил это время года. Вот как он его описывает:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Восхищение поэта мне близко и понятно. Грусть от прощания с летом не мешает ему наслаждаться яркими красками осени. Уныние часто посещает людей в это время года. Но я каждый год с нетерпением жду наступления сентября, потому что вновь и вновь хочу любоваться прекрасной осенней природой.
Тема:
Идет волшебница-зима
План
1. Вводное предложение:
Наступила зима.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: ударил мороз, установились холода — пасмурная погода — тяжелые свинцовые тучи — ясные морозные дни — глубокие сугробы — пушистый белый снег искрится на солнце, блестящий лед сковал реки и озера — серебристые снежные покрывала, заснеженные ветки — пушистые белочки деловито снуют между деревьями.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: зимний пейзаж навевает одновременно и радостное и печальное настроение — долгие холодные зимние вечера.
4. Авторитетное мнение:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — поражать воображение — с нетерпением ждать — вновь и вновь любоваться — великолепный зимний пейзаж.
Идет волшебница-зима.
Наступила зима.
Ударил мороз. Установились холода. В пасмурную погоду тяжелые свинцовые тучи низко нависают над землей. А в ясные морозные дни солнце хотя и светит, но совсем не греет. Глубокие сугробы укрыли землю. Пушистый белый снег искрится на солнце. Блестящий лед сковал реки и озера. Деревья закутались в серебристые снежные покрывала. В зимнем лесу не слышно птиц. Только временами синичка или снегирь перелетит с одной заснеженной ветки на другую. Пушистые белочки деловито снуют между деревьями.
Зимний пейзаж навевает одновременно и радостное, и печальное настроение. Это очень красивое время года. Но порой долгие холодные зимние вечера кажутся бесконечными.
Многие русские поэты восторгались зимой. А. С. Пушкин так писал о ней:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем.
Тема:
В окно повеяло весною
План
1. Вводное предложение:
Наступила весна.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: небо кажется синее и выше — дни становятся длиннее и теплее, по земле побежали ручейки — молодая зеленая травка — набухают почки — скоро деревья зазеленеют — с юга вернутся птицы, лес наполнится веселым пением — под весенними лучами проснутся бабочки и пчелы — порхать с цветка на цветок.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: радость наполняет душу — величественная картина пробуждения природы — приводить в восторг.
4. Авторитетное мнение:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
А. Н. Плещеев «Весна»
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: разделять восторг — очарование весенней природы — находить отклик в душе — с нетерпением ждать — вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
В окно повеяло весною…
Наступила весна.
Все сильнее греет солнце. Небо кажется синее и выше. Дни становятся длиннее и теплее. Снег растаял, по земле побежали ручейки. На проталинах уже показалась молодая зеленая травка. На ветвях набухают почки. Скоро деревья зазеленеют, с юга вернутся птицы, и лес наполнится их веселым пением. Под весенними лучами проснутся бабочки и пчелы и примутся порхать с цветка на цветок.
Весна очень красивое время года. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг. С этим прекрасным временем года люди связывают новые надежды.
Многие русские поэты восторгались весной. А. Н. Плещеев так писал о весне:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
Я полностью разделяю восторг поэта.
Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе. Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
План
1. Вводное предложение:
Приближается лето.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: солнце припекает — небо высокое и безоблачное — короткая гроза — земля покрыта зеленым травяным ковром — деревья оделись в зеленые наряды — молодая листва — бабочки и пчелы, порхают с цветка на цветок — пройдет совсем немного времени, и в гнездах выведутся птенцы — к середине лета начнется ягодная пора, а к концу — пора грибная.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: ликование природы — наполнять душу радостью — великолепная картина — приводить в восторг.
4. Авторитетное мнение:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Ф. И. Тютчев
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — вызывать в сердце радость — с нетерпением ждать — вновь и вновь любоваться — великолепный летний пейзаж.
Ах, лето красное.
Приближается лето.
Солнце припекает. Небо высокое и безоблачное. Время от времени набежит туча, прогремит гром, пройдет короткая гроза, и опять солнечно. Вся земля покрыта зеленым травяным ковром, все деревья оделись в зеленые наряды. Молодая листва шелестит на ветру. Повсюду распустились разноцветные цветы. Бабочки и пчелы порхают с цветка на цветок. Птицы вьют гнезда. Пройдет совсем немного времени, и в гнездах выведутся птенцы. К середине лета начнется ягодная пора, а к концу — пора грибная.
Лето очень красивое время года. Ликование природы наполняет душу радостью. Великолепная картина летнего цветения приводит зрителя в восторг.
Многие русские поэты восторгались летом. Ф. И. Тютчев так писал о лете:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Восхищение поэта мне близко и понят но. Картина летней природы всегда вызывала в моем сердце только радость. Я каждый год с нетерпением жду наступления лета, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным летним пейзажем.
Сочинения по второму блоку тем
а) За что я люблю осень?
б) За что я люблю зиму?
в) За что я люблю весну?
г) Почему мне нравится лето?
Тема:
За что я люблю осень?
План
1. Вводное предложение:
Наступила осень.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: прощальные лучи солнца — ковер из разноцветных листьев — золотые и багряные уборы — готовиться к отлету в теплые края.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: картина золотой осени — навевать одновременно и радостное, и печальное настроение — неповторимые краски осени — прощание с уходящим летом наводит на грустные мысли — курлыканье журавлей вызывает в сердце щемящую тоску.
4. Авторитетное мнение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А.С.Пушкин «Осень».
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: близко и понятно — грусть от прощания с летом не мешает наслаждаться яркими красками осени — надолго запоминаются великолепные осенние пейзажи — уныние посещает людей в это время года — с нетерпением ждать наступления сентября — вновь и вновь любоваться прекрасной осенней природой.
За что я люблю осень?
Наступила осень.
Прощальные лучи солнца согревают землю, которая покрыта ковром из разноцветных листьев. В лесу тихо. Деревья оделись в золотые и багряные уборы. Птицы готовятся к отлету в теплые края и почти не поют.
Картина золотой осени навевает одновременно и радостное и печальное настроение. Мне нравятся неповторимые краски осени. Вокруг удивительно красиво, хотя прощание с уходящим летом наводит на грустные мысли. Курлыканье летящих в небе журавлей вызывает в сердце щемящую тоску.
Многие поэты восхищались золотой осенью. А.С.Пушкин очень любил это время года. Вот как он его описывает:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Восхищение поэта мне близко и понятно. Грусть от прощания с летом не мешает ему наслаждаться яркими красками осени. Я люблю осень потому что мне надолго запоминаются великолепные осенние пейзажи. Уныние часто посещает людей в это время года. Но я каждый год с нетерпением жду наступления сентября, потому что вновь и вновь хочу любоваться прекрасной осенней природой.
Тема:
За что я люблю зиму?
План
1. Вводное предложение:
Наступила зима.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: ударил мороз — установились холода — глубокие сугробы — блестящий лед сковал реки и озера — деревья закутались в серебристые снежные покрывала.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: зимний пейзаж навевает одновременно и радостное и печальное настроение — долгие холодные зимние вечера — чувствовать прилив сил — не пугает холод — кататься на лыжах, на санках, на коньках.
4. Авторитетное мнение:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — поражать воображение — с нетерпением ждать — вновь и вновь любоваться — великолепный зимний пейзаж.
За что я люблю зиму?
Наступила зима.
Ударил мороз. Установились холода. Глубокие сугробы укрыли землю. Блестящий лед сковал реки и озера. Деревья закутались в серебристые снежные покрывала. В зимнем лесу не слышно птиц.
Зимний пейзаж навевает одновременно и радостное, и печальное настроение. Это очень красивое время года. Иногда долгие холодные зимние вечера кажутся бесконечными. Однако я чувствую прилив сил зимой. Меня не пугает холод. Зимой много развлечений, каких не бывает в другие времена года. Можно кататься на лыжах, на санках, на коньках.
Многие русские поэты восторгались зимой. А. С. Пушкин так писал о ней:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Я люблю зиму потому, что это время года удивительно красиво. Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем.
Тема:
За что я люблю весну?
План
1. Вводное предложение:
Наступила весна.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: дни становятся длиннее и теплее — по земле побежали ручейки — молодая зеленая травка — набухают почки — природа пробуждается.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: при виде молодых листочков радость наполняет мою душу — меня трогают — ранние цветы на проталинах — веселый птичий щебет, жужжание первой пчелки-труженицы — величественная картина пробуждения природы — приводить в восторг — связывать новые надежды.
4. Авторитетное мнение:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
А. Н. Плещеев «Весна»
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: разделять восторг — очарование весенней природы — находить отклик в душе — особенно нравится — с нетерпением ждать — вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
За что я люблю весну?
Наступила весна.
Дни становятся длиннее и теплее. Снег растаял, по земле побежали ручейки. На проталинах показалась молодая зеленая травка. На ветвях набухают почки. Природа пробуждается.
Весна очень красивое время года. При виде молодых листочков радость наполняет мою душу. Меня трогают ранние цветы на проталинах, веселый птичий щебет, жужжание первой пчелки-труженицы. Величественная картина пробуждения природы приводит меня в восторг. С этим прекрасным временем года я всегда связываю новые надежды.
Многие русские поэты восторгались весной. А. Н. Плещеев так писал о весне:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
Я полностью разделяю восторг поэта. Я очень люблю весну, потому что очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе. Мне особенно нравится слушать птичий гомон в весеннем лесу. Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
Тема:
Почему мне нравится лето?
План
1. Вводное предложение:
Приближается лето.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: солнце припекает — зеленый травяной ковер — порхать с цветка на цветок — пройдет совсем немного времени, и в гнездах выведутся птенцы.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: ликование природы — наполнять душу радостью — великолепная картина летнего цветения — приводить в восторг — чудесная погода — много развлечений — купаться, загорать, собирать грибы и ягоды — проводить много времени на воздухе.
4. Авторитетное мнение:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Ф. И. Тютчев
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — три месяца каникул — картина летней природы — вызывать в сердце восторг — каждый год с нетерпением ждать наступления лета — связано с веселыми воспоминаниями и радостными надеждами.
Почему мне нравится лето?
Приближается лето.
Солнце припекает. Земля покрыта зеленым травяным ковром, деревья оделись в зеленые наряды. Бабочки и пчелы порхают с цветка на цветок. Пройдет совсем немного времени, и в гнездах выведутся птенцы.
Лето очень красивое время года. Ликование природы наполняет душу радостью. Великолепная картина летнего цветения приводит меня в восторг. Стоит чудесная погода. К тому же летом много развлечений, каких нет в другие времена года. Можно купаться, загорать, собирать грибы и ягоды, проводить много времени на воздухе.
Многие русские поэты восторгались летом. Ф. И. Тютчев так писал о лете:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Восхищение поэта мне близко и понятно. Я очень люблю лето, не только потому что это три месяца каникул. Картина летней природы всегда вызывала в моем сердце восторг. Я каждый год с нетерпением жду наступления лета. Это время года для меня связано с веселыми воспоминаниями и радостными надеждами.
Сочинения по третьему блоку тем
а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин».
б) Первый снег.
в) Ветка цветущей сирени.
г) Голубые незабудки.
Тема:
«Кисти ярко-красные вянущих рябин»
План
1. Вводная часть:
Ключевые слова и фразы: на фоне серого осеннего неба — яркое пятно — красные кисти вянущей рябины.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: наступила осень — холодные дожди — пронизывающий ветер — первые утренние заморозки.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: похожи на драгоценные рубины — последний привет теплого лета — будит светлые воспоминания о недавних веселых днях — невольно приходит на ум — такие же красные ягоды земляники, малины, костяники — ягодная пора в прошлом.
4. Авторитетное мнение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А.С.Пушкин «Осень».
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — я испытываю похожие чувства.
«Кисти ярко-красные вянущих рябин».
Я сижу перед окном. На фоне серого осеннего неба выделяется яркое пятно. Это красные кисти вянущей рябины.
Наступила осень. Все чаще моросят холодные дожди, дует пронизывающий ветер. Дают о себе знать первые утренние заморозки. Небо стало низким, серым, неприветливым. Почти все листья облетели или завяли.
Небольшие ягодки похожи на драгоценные рубины. Хочется остановиться и понаблюдать за этим последним приветом теплого лета. Ветка рябины будит светлые воспоминания о недавних веселых днях. Мне невольно приходит на ум картина наших прогулок по лесу. Все лето мы собирали такие же красные ягоды земляники, малины, костяники. Теперь ягодная пора в прошлом.
Эти мысли вызывают в моем сердце легкую тоску, повергают в уныние. Вспоминаются строки А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Светлая печаль поэта мне близка и понятна. При виде ярко-красных гроздьев вянущей рябины и я испытываю похожие чувства.
План
1. Вводная часть:
Ключевые слова и фразы: появились морозные узоры — пушистое белое покрывало — белые кружева — ночью выпал первый снег.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: Наступила зима — все вокруг изменилось — солнце светит ярко — тонкая корка льда — искриться и переливаться на солнце.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: все вокруг изменилось — стало светлее — наполниться радостью — пора катания на лыжах, санках и коньках — играть в снежки — лепить снеговика.
4. Авторитетное мнение:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: мне близко и понятно — испытывать похожие чувства.
Первый снег.
Я сижу перед окном. На нем появились морозные узоры. Земля укрыта пушистым белым покрывалом. Деревья одеты в белые кружева. Это ночью выпал первый снег.
Наступила зима. Все вокруг изменилось. В морозные дни солнце светит ярко, но совсем не греет. Лужи покрыты тонкой коркой льда. Снег и лед искрятся и переливаются на солнце.
Мое сердце наполнилось радостью. Ведь теперь настала пора катания на лыжах, санках и коньках. Я с радостью вспоминаю, как прошлой зимой мы с друзьями играли в снежки и лепили во дворе снеговика. Сегодня мы будем делать то же самое!
Эти мысли переполняют мою душу восторгом, я не могу сдержать улыбки. Вспоминаются строки А.С.Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Восхищение поэта мне близко и понятно. При виде первого снега и я испытываю похожие чувства.
Тема:
Ветка цветущей сирени
План
1. Вводная часть:
Ключевые слова и фразы: на фоне свежей зелени распустилась ветка сирени.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: май близится к концу — ярче светит солнце, оживает земля — пышный куст — широко раскинуть ветви — усыпанные лиловыми гроздьями.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: вдохнуть полной грудью незабываемый аромат — весна скоро уступит место лету — будить светлые воспоминания о коротких теплых летних вечерах — невольно приходит на ум картина деревенской жизни — в саду растет такая же лиловая сирень — аромат связан в памяти с отъездом за город в начале лета.
4. Авторитетное мнение:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
А. Н. Плещеев «Весна»
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: близко и понятно — испытывать похожие чувства.
Ветка цветущей сирени.
На высоком кусту на фоне свежей зелени распустилась ветка сирени.
Май близится к концу. Все ярче светит солнце, оживает земля, появляются молодые листочки, трава и цветы. Пышный куст широко раскинул ветви, усыпанные лиловыми гроздьями.
Хочется остановиться и вдохнуть полной грудью незабываемый аромат этих удивительных цветов. Он напоминает о том, что весна скоро уступит место лету. Сирень будит светлые воспоминания о коротких теплых летних вечерах. Мне невольно приходит на ум картина деревенской жизни. У моих дедушки и бабушки в саду растет такая же лиловая сирень. Чудесный аромат связан в моей памяти с отъездом за город в начале лета.
Радостные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А. Н. Плещеева:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
Радостное настроение поэта мне близко и понятно. При виде ветки цветущей сирени и я испытываю похожие чувства.
План
1. Вводная часть:
Ключевые слова и фразы: лето вступило в свои права — припекает солнце — пение птиц в лесу — среди травы виднеются первые красные ягодки — июнь близится к концу.
2. Наблюдения:
Ключевые слова и фразы: россыпь крошечных голубых цветов — ярко выделяются на фоне травы — невозможно спутать — не зря их назвали незабудками.
3. Ощущения:
Ключевые слова и фразы: похожи на капельки неба — хочется остановиться и внимательно приглядеться — лето в самом разгаре — в июне небо тоже яркое и голубое, как незабудки — невольно приходит на ум картина — крепко связаны в моей памяти.
4. Авторитетное мнение:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Ф. И. Тютчев
5. Мнение:
Ключевые слова и фразы: близко и понятно — испытывать похожие чувства.
Голубые незабудки.
Лето вступило в свои права. Все жарче припекает солнце, все громче пение птиц в лесу, среди травы виднеются первые красные ягодки. Июнь близится к концу.
И вдруг передо мной на пригорке россыпь крошечных голубых цветов. Они ярко выделяются на фоне зеленой травы. Их невозможно спутать с другими цветами. Не зря их назвали незабудками.
Незабудки похожи на капельки неба. Хочется остановиться и внимательно приглядеться к этим необычным цветам. Они напоминают о том, что лето в самом разгаре. В июне небо тоже яркое и голубое, как незабудки. Мне невольно приходит на ум картина дачной жизни. На нашем дачном участке растет много голубых незабудок. Эти цветы крепко связаны в моей памяти с дачей и каникулами. Незабудки цветут в июне, значит впереди еще долгий летний отдых, много солнца и радости.
Радостные ожидания и новые надежды переполняют мою душу. Ф. И. Тютчев так писал о лете:
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем!
Радостное настроение поэта мне близко и понятно. При виде голубых незабудок и я испытываю похожие чувства.
Сочинения, с которыми мы знакомим детей в школе, имеют несколько разновидностей: описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание картины, описание местности, описание обстановки (интерьер).
Цель описания – воссоздание в воображении читающего какой-то образ. При этом субъект, который создает описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое вокруг себя. Он также свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать – это значит указать, раскрыть важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание имеет трехчастную композицию: введение, основная часть, заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении необходимообозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, то нужно назвать его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумать, что именно привлекает внимание к изучаемому объекту, что делает его узнаваемым. Это, конечно, могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики необходимо использовать в основной части сочинения оценочные прилагательные для описания объекта, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые помогут охарактеризовать состояния объекта в разные периоды времени. Также необходимо использовать эти прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала необходимо описать существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем нужно приступить к подробностям и мелочам, которые дополняют образ, также необходимо использовать оригинальные определения и сравнения. Не нужно давать банальных характеристик, необходимо стараться показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли необходимо использовать глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, необходимо описать объект краткой, но ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
- Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
- Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
- Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
- Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
- справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
- справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
- сюжет картины;
- описание переднего и заднего планов;
- описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
- детали;
- цветовая гамма;
- роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
- собственное мнение о картине;
- общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:
- Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
- Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
- Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
- Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.
Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.
Раскрытие темы и вывод
Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.
Советы родителям:
- Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
- В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
- Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
- Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
- В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.
Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.
Как правильно написать сочинение-описание
Главной задачей сочинения-описания является воссоздание в воображении читающего некого образа. Сочинение-описание должно создать яркую картину в уме читателя.
Обычно, в школе дают задание написать следующие типы сочинения-описания:
- описание картины
- описание внешности человека (портрет)
- описание характера человека (характеристика)
- описание обстановки (интерьер)
- описание местности
Написание сочинения-описания является отличным творческим упражнением. При написании сочинения-описания у вас есть конкретная причина этого описания. Связь с этой причиной может помочь вам сфокусировать ваше описание и наполнить ваше сочинение определенной точкой зрения или эмоциями.
Пример: представьте, что вы хотите написать сочинение-описание о вашем дедушке. Вы решили написать о внешности вашего деда и о том, как он взаимодействует с людьми. Однако вместо того, чтобы давать общее описание этих аспектов, вы хотите выразить свое восхищение силой его характера и добротой. Это является причиной для написания сочинения-описания. Чтобы достичь этого, вы можете сфокусировать внимание читателей на описании шероховатости, грубости его рук, вызванной трудом на протяжении всей его жизни, но вы также можете описать, как он нежно держит ваши руки своими грубыми руками, когда разговаривает с вами или во время прогулки. То есть, то, что он очень мудрый, умный. Он по-мужски может противостоять жизненным невзгодам, но и в то же время умеет быть добрым, внимательным и нежным.
Как описывать правильно?
Есть один важный нюанс, о котором вы должны всегда помнить при написании сочинения-описания. Вы не должны рассказывать об объекте описания, вы должны показать его характерные черты, особенности и детали его сущности. Но какая разница между показом и рассказом?
Рассмотрим два простых примера:
- Я устал после обеда.
- Когда я откинулся назад и прислонил голову к спинке стула, мои веки стали тяжелыми, а края пустой тарелки передо мной размылись белой скатертью.
Первое предложение говорит читателям, что вы устали после обеда. Второе предложение показывает читателям, что вы устали. Правильно написанные сочинения-описания в меру наполнены такими иллюстрациями, потому что они позволяют читателям вообразить или испытать что-то для себя.
Когда вы пишете сочинение-описание, лучший способ создать яркие впечатления для ваших читателей — это сосредоточиться на пяти чувствах:
- зрение
- слух
- запах (обоняние)
- осязание
- вкус
Когда вы сосредотачиваете, свои описания на чувствах, вы предоставляете яркие и конкретные детали, которые показывают вашим читателям, а не рассказывают то, что вы описываете.
Советы по написанию сочинения-описания
На первых этапах написание сочинения-описания может показаться сложным. Без должной практики это действительно так. Мы составили несколько полезных советов, которые следует учитывать при написании плана, структуры сочинения-описания.
План сочинения-описания:
Перед тем как написать план надо ответить на следующие вопросы:
- Что или кого вы хотите описать?
- Какова причина написания вашего описания?
- На каких качествах вы хотите сосредоточиться?
Во введении необходимо обозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь
В заключении , опишите объект краткой, ёмкой фразой обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
После, такого как вы, завершили написание сочинения необходимо на какое-то время его отложить. По истечении этого времени следует перечитать сочинение и ответить на следующие вопросы:
- Получили ли ваши читатели полное и яркое представление об объекте описания?
- Не пропустили ли вы какие-то мелкие, но важные детали?
- Использовали ли вы слова, которые точно передают ваши эмоции?
- Есть ли в вашем описании ненужные детали?