Итоговое сочинение: Как связаны человек и государство?
На чтение 4 мин Просмотров 1.4к.
Обновлено 2 февраля, 2022
Литеровед представляет итоговое сочинение на тему «Как связаны человек и государство?», раскрывающее обозначенную проблему на примере литературных произведений.
Вариант 1
Государство как форма власти и управления появилось много веков назад. Существуют разные версии, как от первобытно-общинного строя люди перешли к государственному устройству. Власть сосредоточилась в руках отдельной группы людей, которая стала управлять основной массой, и отделилась от народа. Государство и граждане имеют права и обязанности, которые необходимо соблюдать. Вопрос взаимоотношений власти и человека стал темой литературных произведений, которые я приведу в качестве примеров.
В 16 веке появилось произведение «Утопия», которое написал английский юрист и писатель Томас Мор. В книге автор обличает современное ему государственное устройство и рассказывает о вымышленном государстве Утопия, название которого стало нарицательным. Так называют идеальное место или явление, которое не может появиться в действительности. В государстве, описанном Мором, торжествовала справедливость. Частная собственность не связывала людей, их жизнь состояла из удовольствий и добродетели. Люди помогали друг другу, заботились о стариках и больных. Продукты являлись общим достоянием, каждый мог взять себе столько, сколько нужно. Золото и драгоценные камни не имели цены. Все граждане занимались ремеслами и земледелием. Они не могли перемещаться по стране без разрешения правителей, за нарушение их подвергали наказанию. Люди, находившиеся у власти, менялись ежегодно, они следили за соблюдением правил. Мор считал такое государственное устройство наиболее пригодным для благополучного существования граждан. В то время его взгляды можно было считать прогрессивными, сегодня многое из «Утопии» кажется неприемлемым. В то же время этот пример служит хорошей иллюстрацией взаимоотношений власти и человека. Государство не является машиной угнетения и эксплуатации, пост в правительстве могут занимать разные люди, которые меняются достаточно часто. Люди не отягощены частной собственностью и не думают о пропитании, короткий рабочий день оставляет время для занятий наукой, творчеством. Человек в таком государстве обладает свободой, хотя и лишен возможности передвигаться по стране и жить, где ему вздумается.
В зависимости от установившегося в стране режима, устанавливается порядок управления государством. Противоположностью Утопии является тоталитарное государство, в котором власть использует мощные рычаги управления народом, лишая его прав. В романе А. Рыбакова «Дети Арбата» показана эпоха правления Сталина. Новое социалистическое государство находится в самом начале пути. Людей убедили, что трудности и жертвы на этом этапе просто необходимы. «Лес рубят – щепки летят», — гласит народная пословица. В жизни такими щепками оказались неугодные люди. Главный герой Саша Панкратов отказался очернить человека, которого уважал. За это он попал в лагеря, официальной причиной были его сатирические стихи в стенгазете, которые оценили как антисоветские. Это было время, когда люди боялись высказать свое мнение, сказать что-то поперек начальству. Все слова и поступки могли быть истолкованы как антисоветская агитация, и человек становился врагом народа. Ахматова, говоря об этой эпохе, использовала страшную метафору «время, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад». Люди жили в атмосфере страха, совершали подлые поступки, пытаясь сохранить свою жизнь и уберечь близких от опасности. В этом поединке человек не мог победить систему. Люди стали жертвами государственной машины.
Подводя итог, можно сказать, что человек и государство связаны неразрывно, и в какой-то степени зависят друг от друга. При любой форме правления власть и народ противопоставляются друг другу. Люди же всегда мечтали, чтобы правительство было более демократичным, близким народу, но почему-то в большинстве случаев, получая власть, чиновники начинают выполнять волю богатых людей.
Познакомиться с другими аргументами по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно здесь https://literoved.ru/bank-argumentov
Лариса Зотова
Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №5: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Как связаны человек и государство? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Как связаны человек и государство?
Как связаны человек и государство? Ни один индивид не может жить полностью самостоятельно: все мы зависимы от тех благ, которые даёт нам цивилизация. Это и коммуникация, и техника, и решение бытовых вопросов, и различные услуги, упрощающие жизнь и делающие возможным проявление разных способностей, в том числе творческого характера. Можно даже предположить, что государство в некоторой степени служит человеку: обеспечивает ему безопасность, удовлетворяет потребности и прочее. Но и человек тоже обязан приносить что-то полезное государству, иначе он станет лишним звеном в системе. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» мы видим, каким значительным образом государство повлияло на судьбу людей. Страна оказалась подвергнута нападению фашистов.
Чтобы государство стало вновь свободным и неприкосновенным, люди вышли на оборону. Им пришлось оставить собственные дома и хозяйство, чтобы сражаться в тылу, день за днём добывать победу. Государство отправило многих людей на войну: либо призывая их, либо агитируя за добровольное вступление в ряды сражающихся. Андрей Соколов стал добровольцем: он покинул родную деревню и оставил любимую жену, детей. Всё это он сделал, чтобы вернуть свободу государству, защитить жителей, проживающих на этой территории. Это решение было героическим, однако Андрей лишился семьи. Как мы понимаем, государство не способно вернуть тех, кто умер. И это величайшая трагедия: когда человек отдаёт все силы и здоровье, но получает только удовлетворение от совершённого поступка (ведь он понимает, что решение было правильным) и горе утраты, которое останется с ним на всю жизнь. Другим примером является пьеса А. Н. Островского «Гроза».
В данном случае мы рассмотрим часть государства: город Калинов. Почему именно эту часть территории страны я хочу назвать этим понятием? Дело в том, что по отношению к Катерине место, в котором она жила, было самым настоящим государством, возглавляемом жестокой и беспощадной властью – Кабанихой. Как это отразилось на главной героине? Государство в лице Кабанихи не давало свободы Катерине, оно заставляло её подчиняться тем устоям, которые были в нём приняты. По это причине девушка чувствовала себя несвободной, ограниченной в желаниях и их осуществлении. Всё это в конченом счёте привело к гибели: под гнётом порицания (девушка пренебрегла нравственными нормами и сама чувствовала свою греховность) Катерина не смогла продолжить существование: она бросилась с обрыва. Таким образом, человек и государство тесно связаны друг с другом. Каждый так или иначе влияет на другого, оказывает положительное или негативное воздействие на развитие цивилизации в целом и жизненный путь личности в частности.
Человек и государство связаны неразрывными нитями. Как государство не может существовать без людей, так и человеку трудно жить без государства. Конечно, можно уйти далеко в горы или в лес, самому добывать себе пищу и быть независимым, но это очень сложно, и на такое решаются лишь единицы. Мало кто задумывается над тем, насколько нужно нам государство. А ведь если подумать, то государство даёт человеку многие блага. Оно защищает его законодательно, даёт ему права́. Если бы не было правового поля в государстве, то был бы разгул преступности и произвола. Каждый человек имеет право на работу и отдых. В государстве бесплатное школьное образование.
Есть возможность получить бесплатно и высшее образование в случае хорошей учебы в школе. Есть возможность получить бесплатную медицинскую помощь. Государство выступает гарантом мира, защищая своих граждан от внешней угрозы. Но истинные граждане своей страны всегда ринутся в бой на защиту своего государства в случае военной угрозы. Так, во время Великой Отечественной войны великая победа была одержана благодаря простым людям, которые ценой своей жизни защищали свою родину и свое государство. Каждый человек имеет право на работу и отдых. Каждый человек имеет право на пенсию. Государство для человека служит щитом во многих жизненных ситуациях, а люди создают для государства всё необходимое для его существования.
Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы? В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу.
Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать! В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.
Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.
Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.
Читать сочинение далее…
.
Наверх
Темы
- Какие права и обязанности есть у гражданина страны?
- Какого человека можно назвать ответственным гражданином?
- Как построить в России гражданское общество?
- Как Вы понимаете выражение «Общественная справедливость»?
- На ком лежит ответственность за развитие страны?
- Как Вы думаете, какова мера ответственности гражданина в демократическом государстве?
- Личное счастье или долг перед Родиной: что важнее?
- Имеет ли человек какие-либо обязательства по отношению к Родине?
- Причины развития социальных пороков
- Способы устранения социальных пороков
- Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?
- Как усовершенствовать государственное устройство в России?
- Как усовершенствовать общественное устройство в России?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Стоит ли помогать тем, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Гражданин страны должен работать и приносить пользу обществу. Он обязан соблюдать законы и уважать права сограждан. Но вместе с тем он получает и свои неотъемлемые права на охрану здоровья и труда, на благополучие и социальную защиту. Но, к сожалению, на Руси обязанности никак не соотносятся с привилегиями. Например, Левша из сказа Лескова выплачивал Родине долг своим уникальным талантом и трудом. Когда страна нуждалась с нем, он выполнил приказ царя и подковал танцующую блоху. При этом герой был образцовым подданным: не нарушал закон, вел тихую семейную жизнь и подчинялся выше стоящим господам. Но что он получил взамен? Побои, ругань, неуважение, а в финале еще и черную неблагодарность. Платов выжал из него все, что мог, а потом устранился из его жизни. Царь о талантливом мастере даже не вспомнил. В больнице бедняку помощь не оказали, а его секрет о чистке ружей никому не пригодился. Левша не был гражданином в полном смысле слова, ведь государство не защищало его права на жизнь, здоровье, труд, социальную поддержку. Даже в Англии к нему отнеслись лучше, чем на Родине. На его примере мы можем сделать вывод о том, что трудовым, правовым, социальным обязанностям человека в стране должны соответствовать аналогичные права.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ответственным гражданином можно назвать Правдина из комедии «Недоросль». Герой честно и беспристрастно разобрался в деле Простаковых и оградил от их разрушительного влияния законопослушных людей. Чиновник не принял взятки, не соблазнился щедрыми посулами, ведь служил государству верой и правдой. Он понимал, что общество сильно пострадает от произвола недобросовестных дворян вроде Простаковых. Правдин не мог допустить, чтобы виновные люди избежали наказания и продолжали тормозить развитие страны своим беззаконием. Ведь госпожа Простакова била слуг, не платила учителям и даже спланировала похищение благородной девицы! Поэтому Правдин лишил ее имущества. В нем говорила гражданская сознательность: человек должен содействовать процветанию того места, где он живет, иначе его детям и внукам достанутся руины. Это разумное убеждение и определяет ответственного гражданина.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В гражданском обществе люди должны быть равны по своим правам и обязанностям — это главное условие. Его и реализовал Чернышевский в своем романе. Так, Вера открыла бизнес на социальных началах: каждая работница получала свой процент от прибыли компании и была ее совладелицей. В таких трудовых отношениях не было места эксплуатации и социальному неравенству. Все женщины были мотивированы больше работать и честно исполнять свои обязанности. Предприятие Веры дало им шанс стать независимыми и не торговать собой ради куска хлеба. Финансовая самостоятельность женщин открывает невиданные экономические и социальные возможности для общества. В условиях равенства и независимости браки станут честными, семьи — счастливыми, а отношения внутри социума — более мирными и гармоничными. Вот основа гражданского общества.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Шолохов показал зарождение демократических тенденций на хуторе Гремячий Лог, где устанавливалась советская власть. Конечно, в условиях диктатуры мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях, а не о полноценном демократическом режиме. Тем не менее, уже на этом этапе стало очевидно, что от каждого человека теперь требовалось гораздо больше ответственности, чем раньше. Нельзя было отсидеться в стороне, успехи каждого составляли единую статистику колхоза и определяли развитие хутора. Если раньше человек был подотчетен только семье, то теперь все односельчане судили его за лень, агрессию или порчу колхозного имущества. Нужно было трудиться изо всех сил и держать себя в рамках закона, иначе общественный суд мог наказать виновного. Даже самые примитивные демократические инструменты требуют полного вовлечения всех членов социума в правовые и общественные процессы.
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны, поэтому патриотизм и благо личности противопоставлять нельзя. Если Родина в беде, люди не могут жить благополучно, потому что враг на пороге, и он пришел за ресурсами и трофеями, принадлежащими народу. Поэтому даже женщины во время Великой Отечественной войны шли на фронт. Никто не думал о личном благе, пока окна дрожали от взрывов, а в деревнях и городах почти не осталось мужчин. Героини повести Васильева были молодыми женщинами, они любили жизнь и свои семьи, но и то, и другое невозможно сохранить, пока вражеские войска разоряют советские земли. Поэтому Лиза, Рита, Соня, Женя и Галя героически погибли, защищая самое дорогое. Нельзя спасти свое счастье посреди всеобщего горя и руин, так что интересы Родины всегда неразрывно связаны с нашими интересами.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Человек имеет обязательства перед Родиной, ведь пользовался ее ресурсами, инфраструктурой и другими ценностями в ходе своего становления. В детстве и юности мы получаем кредит доверия и все социальные блага, а в дальнейшем оправдываем эти вложения. Поэтому читатели осуждают Андрия — героя, который предал Родину и переметнулся к врагу. Он вырос в богатой семье, получил образование и финансовое обеспечение за счет результатов отцовской службы и щедрости отчизны. Сечь закалила его характер, дала все возможности для карьерного роста и неограниченный кредит у лавочников. И после этого он уходит из родной среды, чтобы пойти на нее войной. Черная неблагодарность Андрия по отношению к стране и семье отталкивает читателя. У него были обязанности защищать Родину и сохранять достояние, которое кормило его все эти годы. Но он пошел на поводу у эгоизма и расплатился за это гибелью.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Социальные пороки развиваются и процветают в условиях государственного равнодушия к судьбе тех категорий населения, которые оказались с неблагоприятных обстоятельствах. Сейчас в это сложно поверить, но раньше малоимущие и многодетные семьи не получали от правительства никакой поддержки. Их просто бросали на произвол судьбы, и потом из этой среды вырастали лишь маргиналы. Например, семья Мармеладовых погибала от голода, и никто не помог матери с тремя детьми купить хотя бы кусок хлеба. Люди были обречены на мучительную смерть. Катерина Ивановна была больна туберкулезом и не могла работать, а Семен Мармеладов пил и не обеспечивал родных. Тогда Соня Мармеладова, его дочь от первого брака, вынуждена была обменять паспорт на желтый билет — встать на путь проституции. И не могло быть иначе, ведь нужда заставила девушку так поступить, а государство никак не поддержало ее семью. В таких условиях социальные пороки — неизбежное зло.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Как можно устранить социальные пороки? Необходимо, чтобы отзывчивость и гуманность стали основами внутренней политики. Даже один человек способен предотвратить большую беду, проявив милосердие в нужный момент. Доктор Пирогов случайно встретил отчаявшегося бедняка, который собирался повеситься. Мерцалов рассказал, что потерял работу, семья голодает, дочь болеет, и никто в целом мире не протянул ему руку помощи. Доктор без лишних слов отправился в сырой подвал накануне Рождества и отложил все дела, чтобы поддержать незнакомцев. Он осмотрел дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на дрова и еду. В сыром подвале родилась новая надежда на лучшее будущее. Вскоре Мерцалов нашел работу и поправил свое положение. Семья его теперь жила хорошо. Вот так сочувствие одного человека спасло многих и решило множество социальных проблем.
- А.Н. Островский, «Гроза». Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Государственное устройство в России можно улучшить, если работать над ним в правовом поле и не жалеть личных усилий для того, чтобы подать пример другим. Так, например, Андрей Болконский стал одним из первых помещиков, применивших новые стандарты для организации труда крестьян. Он уменьшил их бремя и дал общине больше автономии. Князь распорядился так в ущерб себе, но с перспективой на будущее. Ведь люди охотнее трудятся, если имеют личную заинтересованность в процессе. Также Андрей участвовал в реформаторской деятельности Сперанского и даже подготовил законопроект. Да, его идея не нашла сиюминутного отклика, но, без сомнения, его исследования помогут государственным деятелям в дальнейшем, когда созреет почва для реформы. На Отечественной войне Болконский тоже отличился и не в штабе, а на поле брани. Он был действующим полковником. Его пример наглядно показывает, что сделать государственное устройство страны чуть лучше может каждый активный гражданин.
- А.Н. Островский, «Бесприданница». Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.
- М. Горький, «На дне». Как и в любой стране, в России больше всего плохо тем, кто ничего не хочет делать. Маргиналы составляют около 4-8% от общества, это нормальные показатели. Но в неблагополучных странах они завышены. Вот и в царской России на социальном дне оказывалось много людей: кто-то заслуженно, а кто-то по роковой случайности. Но всех их объединяет одно: нежелание идти наверх. Сатин открыто пропагандирует лень: «Просто обременяй землю!». Он противопоставляет себя честным людям и не желает присоединяться к ним. Быть алкоголиком и шулером гораздо легче, чем добиваться чего-то большего. Столь же пассивен Актер: его кто-то должен вылечить бесплатно, а сам он ни на что не способен, хотя лечиться надо ему, а не кому-то другому. Барон способен только на паразитизм, поэтому даже в ночлежке эксплуатирует Настю и живет за чужой счет. Почти все герои живут плохо, потому что не хотят иначе. Они не желают трудиться и приносить пользу обществу, поэтому и общество повернулось к ним спиной.
- М. Горький, «Детство». Социальная помощь нуждающимся необходима, чтобы решить важнейшие общественные проблемы современности. Например, крайне важно поддерживать детей и женщин из неблагополучных семей, ведь они оказываются жертвами насилия. Так, Варвара, мать Алеши, вынуждена была вступить во второй брак, чтобы вырваться из родного дома, где ее алчный отец уже строил планы, как бы заработать на красивой молодой вдове и ее потенциальных услугах. Но и отчим Алеши был не лучше деда: он ударил беременную супругу ногой в живот. Алеша даже бросился на него с ножом, чтобы защитить маму. Почему так происходило? Потому что государство не реализовывало социальную политику. Ни детских домов, ни ПДН, ни кризисных центров — ничего не было, чтобы остановить этот беспредел. Правительство никак не защищало детей и женщин, хотя они были так уязвимы в условиях патриархальной России. Если бы это произошло сейчас, государственные органы и социальные организации оказали бы помощь семье, и Алеше не пришлось бы защищать беременную мать с ножом в руках. Вот как важно помогать нуждающимся системно!
Тематическое направление: 2.2. Человек и общество
Каждый человек является частью государства. Мы зависим от своего государства ведь как люди не могут существовать без государства, так и государство не может существовать без людей. Государство гарантирует нашу безопасность, нашу свободу и наше право на жизнь. А каждый человек, проживающий в этом государстве, защищает свою родину – свою страну.
Подтвердить свое мнение хочу примером из литературы. Вспомним рассказ В.Гросмана «Жилица», в котором повествуется о старухе Анне Борисовне, заселившейся в коммунальную квартиру без каких-либо вещей. Этим она очень рассмешила жильцов, но, когда автор объясняет причину одинокой старости и нищеты героини нам становится жаль её: женщина девятнадцать лет провела в тюрьмах и лагерях, а после Верховный суд её реабилитировал, признал не виновной. Государство напрочь сломало жизнь, не в чем невиновной Анны Борисовны, но никому не было никакого дела до этого. Но когда мы узнаем о посмертной реабилитации мужа старухи, на душе становится ещё более горько и обидно. Невиновный мужчина умер в лагерях, а все что сделал Верховный суд – это посмертно реабилитировал его.
Таким образом, судьбы этих людей были погублены тоталитарным режимом государства.
Так нельзя не вспомнить о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбы сотен людей. Сейчас невозможно представить нашу страну без этого города. Нашей стране нужно было прорубить окно в Европу и Петр 1, понимая это, возвел Санкт-Петербург на Неве. Но не всегда, что выгодно государству приносит только счастье обычным людям.
В поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу бедного чиновника Евгения. Во время наводнения он лишился своей будущей жены. Утратив свое счастье, он проникается жгучей ненавистью к создателю Петербурга – Петру 1. Маленький человек грозит «строителю», но вскоре отступает и погибает. Смерть Евгения и его невесты не несла никакого значения для города, это указывает на ничтожество простого человека перед государством.
Таким образом, тема Медного всадника – драматический разрыв между государством и личностью.
Обобщая сказанное, человек и государство неразрывно связаны друг с другом, но между нами огромный, драматический разрыв, который к сожалению, пока не преодолим.
Здравствуйте, Марк!
Вы попытались в своей работе порассуждать на тему конфликта между государством и личностью и привели два литературных аргумента, но не очень хорошо справились с задачей. Сложно проследить вашу мысль, повествование сумбурное.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл
Ваша проблема в том, что вы взяли некорректную тему. Такой темы итогового сочинения быть не может. Это название тематического направления, в рамках которого формулируются более конкретные темы.
К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл
Анализ произведений сумбурный, невнятный. Второй аргумент не может быть зачтен, так как конфликт человека и государства не раскрыт, из вашего текста непонятна проблематика произведения и связь с тезисом.
Гроссмана
Используйте римские цифры, арабские — некорректно
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
В вашем тексте сложно найти тезис. Какую мысль вы будете доказывать? Во введении общие слова, которые никак не доказываются литературными примерами.
Каждый человек является частью государства. Мы зависим от своего государства ведь как люди не могут существовать без государства, так и государство не может существовать без людей. Государство гарантирует нашу безопасность, нашу свободу и наше право на жизнь. А каждый человек, проживающий в этом государстве, защищает свою родину – свою страну.
Подтвердить свое мнение хочу примером из литературы.
Какое мнение вы подтверждаете? То, что государство гарантирует право на жизнь? То, что человек должен защищать свою родину? Непонятно.
человек и государство неразрывно связаны друг с другом, но между нами огромный, драматический разрыв
Только эта фраза в конце может претендовать на роль тезиса, но и она весьма сумбурна. В своих примерах вы говорите о ничтожестве человека перед государством, а вот эта мысль слабо отражена в тезисе.
Таким образом, судьбы этих людей были погублены тоталитарным режимом государства.
Таким образом, тема Медного всадника – драматический разрыв между государством и личностью.
Микровыводы вы выносите в отдельный абзац, это композиционная ошибка.
Так нельзя не вспомнить о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбы сотен людей.
Неужели? Когда мы говорим о связи личности и государства, то сразу же вспоминаем наводнение в Петербурге? Нет логики.
Нашей стране нужно было прорубить окно в Европу и Петр 1, понимая это, возвел Санкт-Петербург на Неве.
Как связано окно в Европу и Санкт-Петербург на Неве? Вы не объясняете.
Обобщая сказанное, человек и государство неразрывно связаны друг с другом, но между нами огромный, драматический разрыв, который к сожалению, пока не преодолим.
Вы противоречите сами себе.
К4 (речь) + 1 балл
а после Верховный суд её реабилитировал, признал не виновной. Государство напрочь сломало жизнь, не в чем невиновной Анны Борисовны, но никому не было никакого дела до этого.
Повторы. Корректнее: ни в чем не повинной
Напрочь — неуместное слово.
Но когда мы узнаем о посмертной реабилитации мужа старухи, на душе становится ещё более горько и обидно.
Лексическая несочетаемость, обидно на душе быть не может
Таким образом, судьбы этих людей были погублены тоталитарным режимом государства.
Так нельзя не вспомнить о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбы сотен людей.
Повторы
Смерть Евгения и его невесты не несла никакого значения для города, это указывает на ничтожество простого человека перед государством.
не имела никакого значения
Таким образом, тема Медного всадника – драматический разрыв между государством и личностью.
Обобщая сказанное, человек и государство неразрывно связаны друг с другом, но между нами огромный, драматический разрыв, который к сожалению, пока не преодолим.
Повторы
Человек и государство — это не между нами.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 14 (допустимо 17)
Орфография
невиновной — слитно, нет противопоставления
Государство напрочь сломало жизнь, не в чем невиновной Анны Борисовны, но никому не было никакого дела до этого.
ни в чем не виновной, здесь раздельно, так как в качестве пояснительного слова употреблено отрицательное местоимение
но между нами огромный, драматический разрыв, который к сожалению, пока не преодолим.
Слитно, это прилагательное, на написание с НЕ не влияют зависимые слова.
Пунктуация
Мы зависим от своего государства ЗПТ ведь как люди не могут существовать без государства, так и государство не может существовать без людей.
Сложноподчиненное предложение
Этим она очень рассмешила жильцов, но, когда автор объясняет причину одинокой старости и нищеты героини ЗПТ нам становится жаль её: женщина девятнадцать лет провела в тюрьмах и лагерях, а после Верховный суд её реабилитировал, признал не виновной.
Сложноподчиненное предложение
Необособленное дополнение
Невиновный мужчина умер в лагерях, а все ЗПТ что сделал Верховный суд ЗПТ – это посмертно реабилитировал его.
Сложноподчиненное предложение
Так ЗПТ нельзя не вспомнить о наводнении в Петербурге
Вводное слово
Нашей стране нужно было прорубить окно в Европу ЗПТ и Петр 1, понимая это, возвел Санкт-Петербург на Неве.
Сложносочиненное предложение
Но не всегда, что выгодно государству ЗПТ приносит только счастье обычным людям.
Сложноподчиненное предложение
Необособленное обстоятельство
но между нами огромный, драматический разрыв, который ЗПТ к сожалению, пока не преодолим.
Вводное слово
Грамматика
Но не всегда, что выгодно государству приносит только счастье обычным людям.
то, что выгодно
Обобщая сказанное, человек и государство неразрывно связаны друг с другом
Части предложения не связаны с друг другом. К какому слову относится деепричастный оборот? Корректно, например: обобщая сказанное, хочу заметить…
Общий вывод по работе
Итак, Марк, ваше сочинение оценивается на «зачет» с большой натяжкой. Возможно, дело в некорректной теме. Но мне кажется, вы не вполне владеете навыками построения логичного рассуждения. В вашей работе должен быть четкий тезис, который должен в полной мере подтверждаться литературными аргументами. Проанализируйте ошибки, у вас риск незачета почти по всем критериям.
Удачи!
Аргументы для итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам», так и выпускник набирается сил и знаний для схватки, где на кону стоит допуск к ЕГЭ. Для наиболее эффективной подготовки ученик, как и князь Олег (а чем мы хуже?), должен обратиться к кудеснику — Многомудрому Литрекону. Он уже примерно знает, какие темы готовит год грядущий, поэтому написал аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров поможет набраться творческой энергии для покорения писательского поприща, пусть и в масштабах экзамена. Кстати, если каких-то аргументов не хватает, обратитесь к Литрекону в комментариях, и он все добавит. Приятного просвещения! И посмотрите темы, направления (с комментариями) и пример сочинения этого года.
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают? Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха? В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси? Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.
- Кто счастлив на Руси? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»? А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.
- Кому на Руси жить плохо и почему? И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое.
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси? Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси? М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам? М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.
- Как научиться ценить свою Родину? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины? М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.
- В чем польза и опасность патриотизма? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.
- Какими качествами обладает русский человек? Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.
Чего-то не хватило? Напишите — добавим.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписок
Читайте также:
Как успешно написать итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ? Создать грамотный текст с последовательными рассуждениями. Чтобы получить «зачет», для раскрытия темы нужно привлечь развернутые аргументы.
В 2022/2023 учебном году экзамен претерпел некоторые изменения – ФИПИ выделил из банка заданий 3 новых глобальных раздела, касающихся места человека в обществе и в природе. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения.
Содержание
Разделы и подразделы итогового сочинения 2022-2023 года
По каким направлениям* стоит заранее создать подборку литературных примеров, какие разделы будут встречаться в итоговых сочинениях с 2022 года? 👇🏻
*направление – старое наименование раздела, которое употреблялось до 2022 года. С 2022-2023 учебного года данное понятие отменено. Слово «направление», которое далее фигурирует в статье, дается условно.
Раздел итогового сочинения №1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Раздел итогового сочинения №2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Раздел итогового сочинения №3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 года
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Пример темы экзамена: Почему человек должен сохранять честь и достоинство?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Честь – высокое моральное качество, позволяющее человеку придерживаться нравственных ориентиров при любых обстоятельствах. Олицетворением чести выступает Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Родители вложили в Петра нерушимые идеалы. «Береги честь смолоду», — ключевое наставление, которое отец дал сыну перед его отправкой на службу.
Главному герою пришлось пройти множество испытаний, но даже в моменты опасности он не пытался укрыться от проблем. Гринев дал решительный отказ на предложение Пугачева присягнуть ему и перейти на сторону бунтовщиков. Петр – дворянин, который понимал то, как важно хранить верность Отчизне.
Пример темы экзамена: В какие моменты перед человеком встает выбор между добром и злом?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Выбор между добром и злом отражен в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, находился в тяжелом материальном положении – у него не было средств на оплату обучения и своего проживания. В голове героя твердо осела определенная картина мироздания: одни люди относятся к категории «право имеющих», а другие считаются «тварями дрожащими». Последние – представители общества, чьи жизни не имеют особой ценности.
Чтобы проверить теорию и доказать себе принадлежность к высшей группе, Раскольников решился на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, которая наживалась на людях, оказавшихся на грани бедности.
Ужасное деяние главного героя не спасло мир от зла – наоборот, он примкнул к темной стороне, потворствуя жестокости. Раскольников мог решить свои проблемы иным путем, но он выбрал насилие.
Пример темы экзамена: Какие духовные ориентиры позволяют человеку двигаться дальше?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Сила духа – важнейший двигатель, позволяющий преодолевать все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути людей. Олицетворением силы духа является Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
На долю Соколова выпало множество бед: Великая Отечественная война разлучила с любимой женой и детьми, а затем и вовсе забрала их жизни, лишила дома, где некогда царила теплая семейная атмосфера. Андрею приходилось встречаться со смертью лицом к лицу: он не раз попадал в тяжелые ситуации и был на грани погибели.
Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь.
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
«Отцы и дети» — роман, написанный И. С. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям.
Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви.
Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов – представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного – без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения.
Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Гражданская позиция – взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков.
Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап – старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке.
Что изменилось в структуре итогового сочинения?
Итоговое сочинение 2022-2023
Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Люди – социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.
Так и произошло с Ларрой – героем произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын человека и орла, не вписывался в рамки общества – он считал себя лучше других, потакал всем своим желаниям, несмотря на социальное порицание. Люди прокляли его за излишнюю гордость. Карой стала вечность в одиночестве – Ларра принял облик бессмертной тени.
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Природа и культура в жизни человека»
Пример темы экзамена: Какова роль музыки на войне?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читали могут заметить исцеляющее действие искусства.
Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.
Пример темы экзамена: Чем может обернуться вмешательство в природу?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает негативные последствия, возникающие из-за вмешательства человека в природу. Профессор Преображенский решил провести эксперимент – пересадить собаке человеческий гипофиз. Животное обрело облик человека, но полноценным представителем общества не стало: остались повадки, свойственные от природы большинству собак. Результат опыта, Шариков, оказался невоспитанным грубияном, который жил в обществе, но игнорировал принятые этические нормы.
Автор произведения показывает, что научный прогресс зачастую приводит к негативным последствиям. Люди, возомнившие себя венцом природы, рушат естественный уклад жизни и сами же от этого страдают.
Пример темы экзамена: Какого человека можно назвать творцом искусства?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» перед читателями предстает образ Екатерины Ивановны – молодой девушки, мечтающей стать известной пианисткой. Екатерина Ивановна переоценивала свои возможности, считая себя талантливым человеком, которому заготовлено отдельное место в мире искусства.
В музыке героиню интересовало не столько само искусство, сколько признание со стороны общества. Екатерина желала заявить о себе при помощи игры на пианино. Она хотела жить и купаться в лучах славы, но не была готова в полной мере работать над достижением цели, вследствие чего ее желания так и не были реализованы.
Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2022-2023 учебного года?
1.Заведите читательский дневник, чтобы с легкостью написать сочинение и не перепутать литературных героев
Фиксируйте основную мысль литературных произведений, указывайте главных героев и их образы, основные тезисы, чтобы безошибочно оперировать информацией на итоговом сочинении.
2.Раскрывая тему направления, в качестве аргументов используйте любые литературные произведения, с которыми вы хорошо знакомы
Суть написания итогового сочинения – применение информации из целиком прочитанных произведений. Используя информацию с сайтов, где расположены краткие пересказы, вы подвергаете себя фактическим ошибкам – можно спутать детали и лишиться баллов.
3.Научитесь укладываться во время, данное для написания сочинения
Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в течение 235 минут. Если вы не уложитесь в регламент, ваши бланки заберут без возможности доработки текста.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
4.Помните, что каждое сочинение оценивается по заранее установленным критериям
Чем выше качество вашего сочинения, чем ближе работа к эталону, тем больше вероятность получить «зачет».
5.Используйте банк аргументов итогового сочинения 2021 года
В 2022-2023 учебном году будут использоваться темы прошлых сезонов. Прочтите готовые тексты, подборки аргументов, чтобы почерпнуть больше литературных материалов и задействовать их во время написания итогового сочинения.
6.Совершенствуйте владение языковыми навыками
Грамотность – один из критериев, входящих в структуру сочинения. «Незачет» ставится в том случае, если школьник допускает более 5 ошибок на 100 слов. Лишить заветного допуска к ЕГЭ могут пунктуационные, орфографические, грамматические и речевые ошибки. Прокачать навык письменной речи можно на онлайн-курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Выводы
Темы, встречающиеся на экзамене, всегда связаны с природой, обществом и социальными явлениями. Написание итогового сочинения не составит труда, если вы заранее подготовите аргументы для нескольких разделов и подразделов.
Поделиться в социальных сетях
Как продвигается ваша подготовка к итоговому сочинению?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также
Аргументы к сочинению на тему «Родина, государство, гражданская позиция человека»
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
Тема любви к своей стране является центральной в романе Васильева «А зори здесь тихие».
В своем произведении писатель описал судьбу пяти отважных женщин, которые по разным причинам ушли на фронт. Но у всех у них одна цель — защитить свой дом. Рита Осянина после смерти мужа добровольно пошла в полковую зенитную школу. Женя Комелькова ушла на войну, потеряв семью. Некоторым девушкам даже пришлось отказаться от того, что они любили, чтобы спасти свою родину. Лиза Бричкина, например, не смогла закончить школу. Соня Гурвич рассталась с любимым мужчиной из-за войны. Галина Четвертак не смогла окончить библиотечный техникум.
Во время войны женщины проявили настоящий героизм и мужество. Они показали свою искреннюю любовь к Отечеству и заботу о будущем страны.
Н.С. Лесков «Левша»
В рассказе «Левша» особое внимание уделено отношению Левши к своей родине.
Умелый мастер из Тулы из искренней любви к Родине создает все — от самых маленьких гвоздей до подков. Леворукий мастер работает без перерыва, желая как можно скорее выполнить заказ Николая I. Но это желание связано не со страхом перед царем и не с желанием показать перед ним свой талант, а с готовностью всегда прийти на помощь Родине, сделать для нее все возможное. Когда Левша едет в Англию, он с любовью рассказывает иностранцам о русской жизни. И это не приказ государя, а его собственное мнение, основанное на искренней и бескорыстной любви к отечеству.
Патриотизм Левши выражается в том, что бедный крестьянин, не имеющий больших средств к существованию, отказывается от предложения жить в Англии, где он мог бы жить гораздо лучше, и возвращается на родину. Несмотря на несправедливое отношение к нему, главный герой ни на кого не держит зла, он продолжает любить Отечество таким, каким оно было на самом деле, до конца своей жизни. И даже перед смертью он думает о благе Отечества: дает совет, как правильно чистить винтовку. Из рассказа следует, что Левша всегда исключительно положительно относился к Отечеству, искренне любил его.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.3. Познание человеком самого себя (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.4. Свобода человека и ее ограничения (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2.2. Человек и общество (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3. Природа и культура в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
3.1. Природа и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3.2. Наука и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3.3. Искусство и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
Сочинения по литературе для учеников 1-11 классов
Проблема противостояния личности и государства — Аргументы:
- А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства поставлена в этой поэме. Российскую государственность олицетворяет у поэта Петр I. Он предстает в поэме как великий человек, оставивший грандиозный след в истории России. Это мудрый и дальновидный царь, сторонник прогресса и просвещения. Взгляд его устремлен в будущее: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…» Одновременно Петр олицетворяет государство, бездушный механизм власти. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, усмиряя и природную стихию, и человека. И эти черты личности царя воплощены в Медном всаднике. Своей роковой волей Петр определяет жизнь нации, жизнь всего народа и каждого отдельного человека. Петру в поэме противопоставлен Евгений, обыкновенный человек, скромный чиновник, живущий своим трудом и мечтающий о простом семейном счастье. «Приют смиренный и простой», патриархальное семейство, жизнь с любимой Парашей, дети и внуки — вот его идеалы. Однако жизнь, по мысли Пушкина, не должна ограничиваться столь узким кругом. Такая идиллия очень хрупка (у человека нет никакой другой опоры), поэтому изначально потенциально обречена на гибель. Узнав о гибели любимой девушки, Евгений лишается рассудка: рушатся все его мечты, смысл жизни безвозвратно ускользает от него: «Он скоро свету Стал чужд…» Он оказывается способным на бунт, но стихийный бунт личности, по мысли автора, обречен на неудачу, лишен какого бы то ни было смысла. Поэтому Евгений тихо погибает на пороге дома, бывшего символом будущего счастья. Таким образом, конфликт личности и государства не находит разрешения в тексте произведения, он у Пушкина трагически неразрешим.
- Б.Л. Пастернак — роман «Доктор Живаго». Проблема противостояния личности и государства звучит в этом романе. Автор изображает здесь тоталитарное государство, уничтожающее личность. Судьба героя романа Юрия Живаго — типичная судьба интеллигента в революционную эпоху.
- А.И. Солженицын — рассказ «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына рассказывает об одном дне из жизни заключенного, однако день этот становится символом всей человеческой жизни. Время и художественное пространство произведения незримо расширяются. Повесть построена в виде увеличивающихся концентрических кругов: барак-зона- степь-стройка. Узники ГУЛАГа строят Соцбытгородок. И сначала они огораживают территорию этого городка колючей проволокой. Здесь возникает символический образ: стройка напоминает нам о всей России, окруженной «железным занавесом», ставшей символом несвободы, плена. Солженицын обнажает бедственное положение заключенных. Лагерь нацелен на подавление всех человеческих чувств, умерщвление внутренней жизни — мысли, совести, памяти. Тяжела участь Ивана Денисовича. «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний…» Картина жизни героя перерастает у Солженицына в подробную, детализированную картину лагерного быта. Заключенные испытывают постоянный голод: кормят в лагере плохо, дают ужасную баланду с мерзлой капустой, каша «ни вкуса, ни сытости не оставляет». Люди думают, как выжить, достать себе лишнюю пайку хлеба, раздобыть табаку, суметь подработать, обмануть охранников. Заключенные в лагере загружены постоянной работой: больного Шухова отправляют мыть полы в надзирательской. Образам заключенных противопоставлены образы людей, облеченных властью. Таким образом, главной темой повести становится осмысление автором судьбы России, вершителем которой и является у Солженицына его герой, наделенный лучшими душевными свойствами русского мужика — терпеливостью, душевной стойкостью, чувством собственного достоинства, природной нравственностью. ГУЛАГ у писателя становится настоящей школой жизни, но он не может уничтожить человека, лишить прошлого, воспоминаний, надежды на будущее.