Как связаны в сказках к паустовского мир природы и человека

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Природа и человек в произведениях Пришвина М. М. …………………….5

2. Природа и человек в произведениях Паустовского К. Г. ……………………15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………..21

Приложение……………………………………………………………………№ 1

                      ……………………………………………………………………№ 2

ВВЕДЕНИЕ

                Природа — это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека.

Это очень важная задача — рассматривая природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней, а также в выборе своих действий.

В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей — природоведов, которые в своих текстах учат детей видеть красоту природы, правильно вести себя в природе.

В основном в произведениях затрагиваются проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга. Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов, и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина, К. Паустовского и многих других. [4; 1]

В рассказах Паустовского показаны самые разные уголки российской земли, и почти в каждом из своих произведений автор поднимает вопросы взаимоотношения человека и природы, — проблемы особенно актуальные и сегодня.

Писатели хотели постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни.

        1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ М. ПРИШВИНА

         Произведения М. Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Он как художник стремился познать природу, открыть средствами искусства сложные и многообразные законы её развития. Писатель хотел постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. Ныне, когда пытливый разум человека проник в глубины материи, когда в небывалых масштабах используются материалы и энергия природы, как никогда остро встал вопрос об отношениях человека и естественной среды.

Чтобы точно и предельно ёмко передать движение времени и природы, М. Пришвин обычно прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям. Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета и осени и т.д. Вот как изображается им приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы все пожелтели сверху и донизу. Картофель тоже почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель».

Здесь каждое предложение помогает писателю воссоздать картину, точно передающую какую-либо особенность или момент наступающей осени. Приход осени М. Пришвин начинает с изображения перемещения, движения птиц. Стрижи уже успели улететь: они теплолюбивы, да и лететь им надо дальше других пернатых. А вот ласточки только ещё собираются в стаи, но и они скоро улетят. Немногословно, но выразительно передаёт художник движение птиц.

В пейзажных зарисовках М. Пришвин передаёт гармонию, царящую в живой природе. Достаточно из этого согласованного сочетания разнообразных явления живой природы изъять одно какое-либо звено, как по цепочке начнёт разрушаться тысячелетиями складывавшееся равновесие сил.

М. Пришвин пришёл в литературу в начале нашего века и сразу же привлёк к себе внимание как писатель, имеющий свой неповторимый почерк, связавший свою судьбу с жизнью трудового народа. Его творчество развивалось в русле традиций русской классической литературы, воссоздавшей несравненные картины русской жизни, воспевшей богатство и красоту наших родных просторов.

Как верно заметил исследователь творчества М. Пришвина А.И. Хайлов, писатель «начал свой творческий путь во многом как изобразитель здоровых начал жизни, и прежде всего, народного труда, понятого писателем в истории борьбы человека с окружающей его стихией. И действительно, наряду с изображением природы, разносторонних отношений человека к ней, М. Пришвин много писал о людях труда. В его произведениях нарисованы яркие человеческие характеры, проявляющие свою социальную сущность главным образом в общении с природой, в повседневной жизни, воспроизведён большой этнографический материал, знакомящий нас с жизнью, бытом людей различных областей нашей страны и имеющий большое историко — познавательное значение.

Человек, прочувствовавший вдохновляющую силу и величие творчества, способен совершить бесконечно много благих дел, полезных обществу, доставляющих и самому творцу глубокое нравственное удовлетворение. Человек только в деле, которому отдаётся всем своим существом, может раскрыть всё богатство своей индивидуальности. Такова одна из идейно-эстетических, нравственных концепций М. Пришвина – художника, вдохновенного труженика и гражданина.

В наше время проблема «человек и природа» для многих писателей сделалась предметом глубоких философских раздумий и обобщений, имеющих непосредственное отношение к судьбам Родины, народа и дальнейшего развития всего человечества.

Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Это подчёркивается даже названиями произведений: «Женьшень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща».

Структура «Человек- общество- природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе. «Дорога к другу» — так назвал писатель свою итоговую книгу. Дорогой к читателю, человеку новой эпохи, творцу новых, истинно прекрасных отношений в мире, было всё творчество писателя. Этим определяется новаторский характер творчества писателя и объясняется всё возрастающий интерес к его литературному наследию. Своими произведениями писатель утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать её жизнь и брать у неё разумно».

Благородство внутреннего мира героев своих произведений М. Пришвин раскрывает в основном в процессе ежедневного их общения с природой, многообразие и красота которой рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека. Именно благодаря этому его книги развивают у читателя способность чувствовать и воспринимать многообразие явлений природы и искусства, стремление к личному совершенству. Особое благотворное воздействие оказывают книги писателя на подростков, пробуждая и развивая у них высшие человеческие качества – любовь к Родине, творческое отношение к жизни, желание приносить людям пользу.

За М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, живой средой, доставлявшей ему радость бытия, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал природу, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения в ней, глубоко проникал в сложные взаимосвязи, в которых находится природа в процессе своего развития. Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, очень метко определил К. Паустовский» Для таких мастеров, как М. Пришвин,- писал он,- мало одной жизни,- для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество».

Традиции М. Пришвина продолжают развивать многие писатели – В.Астафьев, Ч.Айтматов, В.Распутин, В.Белов, С.Залыгин, Г. Троепольский и другие. В произведениях этих художников с темой «человек и природа» тесно связана другая очень важная проблема – «природа и научно-техническая революция». Сегодня эта проблема волнует писателей, философов, естествоиспытателей, социологов, публицистов – всех, кто думает и о грядущих поколениях людей.

Внимание к чарующей силе пришвинского художественного слова следует развивать в человеке со школьных лет: произведения великолепного мастера содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Они пробуждают в человеке со школьных лет произведения великолепного мастера, содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Она пробуждает в человеке творческие начала, учит лучше понимать жизнь, а значит, и правильнее действовать в ней.

Главы «Этажи леса», «Жаркий час» из повести «Неодетая весна», сказка – быль «Кладовая солнца». В главе «Этажи леса» М. Пришвин ведёт увлекательный рассказ о многоярусной жизни лесного населения. На всех этажах леса обитают живые существа, находя себе пищу и приют. На самом нижнем (в верхних слоях почвы, у корней деревьев) живут полевки и самые маленькие животные, величиной с напёрсток, — землеройки. На среднем этаже живут дупляные птицы, а на верхнем – Птичка – Невеличка.

В небольшой, всего в три странички, главе Пришвин великолепно рассказал об экологической системе, формировавшейся в течение тысячелетий на широких просторах лесных массивов. Картины лесной жизни захватывают читателя своей непринуждённостью и ясностью повествования. Писатель будто за руку ведёт своего читателя в царство природы, открывая перед ним всё новые и новые уголки сложного лесного сообщества. В главе «Жаркий час» Пришвин развёрнуто рисует последние дни зимы, когда «сплошной белой стеной из жёлтого неба целые сутки валил … снег, и невидимый скульптор природы целые сутки в лесу лепил на деревьях, на кустах и на пнях свои удивительные фигурки». Они были настолько причудливы, что даже два рядом идущих человека осмысливают их по-разному. Перед мысленным взором человека возникают всевозможные замысловатые фигуры, созданные не руками человека, а животворящей силой природы: будто идёшь по скульптурной галерее, фигуры которой на твоих глазах меняют свои очертания.

Идейно-эстетическим стержнем главы является изображение резких перемен, происходящих в природе на стыке времён года – зимы и весны. Снег целые сутки валил «сплошной белой стеной, а когда он прекратился, выглянуло по-весеннему яркое солнце, его жаркие лучи растапливали снег, в затейливой форме, лежащий на пнях, сучьях, ветках, пригнувшихся под его тяжестью к земле. Горячие лучи солнца привели в движение лес: малые,

средние и большие деревья одно за другим стряхивали с себя напоённый влагой снег, сбрасывали белые шапки и покрывала, и вставали перед лирическим героем повести, как в сказке, молоденькие красавицы – белые берёзки.

Освобождающиеся от снега деревья раскачивались, схлёстывались, напоминая живые существующих снежных тел, шёпот, скрип и треск со всех сторон, при полном отсутствии ветра» приводили в движение глухарей, тетеревов, белок, зайцев, лис и других лесных зверей.

Немногословно, красочно изобразил Пришвин процессы изменений в природе под влиянием солнечных лучей. Мастерски сделанные зарисовки изменяющейся природы приобщают читателя к вечно живому процессу постоянного обновления мира природы, открывают неповторимую и пленительную красоту в обыкновенных явлениях окружающей нас флоры и фауны, учат познавать закономерности диалектических связей между всеми формами и ступенями развивающегося мира, пробуждают у юного читателя чувство прекрасного.

М. Пришвин глубоко проникал в сущность природных явлений, «копался» в самых затаённых её уголках. И об этом он писал: «Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб или орех, и то будет мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной жизни».

И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашёл объяснение в изумительной по ясности и прелести строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»: «Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов». Я прочёл это и сразу понял, что богатые полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Эта была как бы цветочная карта весенних потоков».

В «Календаре природы» М. Пришвин приводит ряд примеров: «Помню, раз стал передо мною в юности вопрос: отчего начинаются болотные кочки? Читал дома книги, и все ответы мне не нравились: причин указывалось множество, а всё как-то неясно и предположительно. Раз я сел отдохнуть на лесной вырубке. Вокруг были пни на сыром месте, и между пнями на большом пространстве начался свежий моховой покров… И везде весь этот лунно – зелёный покров был небольшими бугорками. Я подумал:» Вот первое начало кочек!», но где же причина этому началу? Тут сама рука помогла: взял я один бугорок, снял с него моховой покров, а под ним оказалось старое гнилое берёзовое полено, то полено и было причиной мохового бугорка».

В природе, по мнению М. Пришвина, всё закономерно, и всё новое в ней есть закономерно необходимый момент развития и в то же время результат этого развития. Если бы особи одного и тог же вида были похожи друг на друга по строению, цвету, запаху и т.п., то есть по всем внешним и внутренним биологическим данным, то в природе царил бы хаос. Птицы не могли бы различать своих птенцов, млекопитающие были бы лишены возможности распознавать в массе стада своих детёнышей. Эти моменты в животном мире играют большую роль в общей системе эволюции, без них немыслимо представить себе заботу и потомство, воспроизводство.

В природе действует очень сложный механизм, создающий каждый организм по законам неповторимости, различны. От простейших организмов до самых высокоорганизованных существ – все особи животных имеют своё неповторимое лицо. Как справедливо отмечал М. Пришвин, даже законы природы неповторимы, потому что и она находятся в состоянии движения и изменения.

Из очерков «Северный лес» мы узнаём, как в каждом конкретном случае протекает борьба за существование между особями разных видов. Вот один из таких примеров, мастерски переданных художником. Светолюбивая береза «бросилась вверх, и ель тоже за ней. Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. Но исхлёстанная, уродливая ёлка половинкой дотянулась и обогнала, усилилась и задушила берёзку». Из пришвинского описания мы зрительно воспринимаем борьбу между берёзкой и ёлкой, протекающую длительное время.

Борьба за существование в царстве растительного мира нередко проявляется весьма своеобразно. Ель – тенелюбивое дерево, она на открытом месте редко, когда растёт. Обычно она вырастает, прикрываемая берёзами от мороза и солнца, а потом, когда окрепнет и вытянется ввысь, наступает на берёзы, под покровом которых она набиралась сил. Чем объяснить, что березы не теснят маленькие ёлки, а ели, когда сравниваются ростом с берёзками, начинают теснить своих первых покровительниц?

Сосна – светолюбивое дерево. Она неприхотлива, может расти на самой тощей земле и подняться выше всех. С ней на бедной земле ни одно дерево не выдержит борьбу, в том числе и ель. Обо всём этом мы узнаем из очерков «Северный лес» и «Лесная капель».

В изображении природы писатель продолжил лучшие традиции русской реалистической литературы ХIХ в. – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

«Жень – шень» о встрече с пятнистой оленихой «… я замер, и она медленно опустила ногу, сделала один и ещё один шаг ко мне. Я смотрел её прямо в глаза, дивился их красоте, то представляя себе такие глаза на лице женщины, то на стебельке, как цветок, как неожиданное открытие среди цветов «Зусу –хэ». Встреча с красивым животным, метко названном Хуа-лу, что по-русски означает «олень- цветок», вызвала в рассказчике целый поток мыслей и чувств. Он находился на таком расстоянии от Хуа-лу, что мог схватить её за передние ноги выше копытца, связать поясным ремнём. «Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда не думал, не знал … что красота, или что там ещё, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нём тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа-лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками».

Красота природы породила в охотнике высокое нравственное чувство. Счастлив тот, кто увидит и поймёт красоту, сумеет развить в себе чувство прекрасного, утверждает писатель. Счастлив потому, что такой человек живёт полнокровной жизнью, он не станет разрушать то, что его окружает повседневно и без чего немыслима полная радости и наслаждений жизнь. Любовь к природе – сложный духовный процесс. Она живёт лишь в сердцах тех, кто на природу смотрит не как потребитель, а как творец, понимающий себя как неотъемлемую часть всего живого на Земле.

В повести «Женьшень» и в «Лесной капели» Михаил Пришвин показывает, что эстетическое восприятие действительности человеком обладает большим нравственным воздействием на его личность.

Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека.

Задачей художественного творчества М. Пришвин считал правдивое отражение жизни. В повести «Неодетая весна» он писал: «До того тянет к природе, что с трудом меняешь имена, и когда переменишь, уходит частица какой-то волшебной силы, в произведениях М. Пришвина не было художественного вымысла. Картины природы и характеры людей в его произведениях – это не фотоснимки явлений жизни, а творческое переосмысление существующего в действительности.

Человек является частью природы, высшей формой её организации. На определённом этапе естественной эволюции человек в процессе трудовой деятельности выделился из природы, противопоставил себя ей. Практическая деятельность ещё больше сблизила его с природой, его связь с ней приняла многоступенчатый характер. Единство человека и природы писатель видит в том, что человек прошёл в своём длительном развитии через все этапы эволюции живой материи. Эта мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом:» Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся.

Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

М. Пришвин часто говорил, что он понимает весь мир в самом себе. Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает также, что в человеке есть всё (или почти всё), что свойственно окружающей его живой среде. Уточняя это своё положение, М. Пришвин говорил: «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

С давних времён человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал своё место среди других племён, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царём среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом её творения.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке. В результате заготовки древесины недалеко от Переяславля на реке Вексе береговые кручи были начисто оголены. На месте могучих сосен остались пни, а «весь правый берег покрыт штабелями того самого леса, который и речку эту замечательную защищал и служил источником здоровья множества людей в летнее время».

Идея охраны природы, хозяйского использования её ресурсов пронизывает все произведения М. Пришвина. Но особое место в его творчестве в этом отношении занимают очерки «Северный лес» и повесть «Корабельная чаща». Основной их проблемой является охрана «зелёного друга» человека, рациональное использование наших лесных богатств.

Среди советских писателей М. Пришвин был самым последовательным пропагандистом идей научного подхода к использованию природных богатств страны, их воспроизводству и приумножению. К делу охраны писатель стремился привлечь каждого человека – взрослых и детей.

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы ещё не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса.

Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.

2.  ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ К. Г. ПАУСТОВСКИЙ

         Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны — России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения — о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком — языком Пушкина и Лермонтова, языком Тургенева. Мы видим представленные нашему взору картины природы. Очерк Язык и природа — это своего рода статья для начинающих писателей. Автор показывает главное, по его мнению, умение писателя: умение чувствовать то, о чем пишешь. Ведь только в этом случае читатель увидит яркий и живой образ, тогда за каждым словом видишь и чувствуешь, о чем говоришь, а не машинально произносишь их. И мы невольно согласимся с Паустовским, прочитав его рассказы.

Единой проблемой охвачено все произведение: неумение нынешних людей искусства (особенно в области литературы) связывать язык с природой. Действительно, слова, вырывающиеся из твоей души от переизбытка чувств, звучат намного выразительнее, чем лицемерное высказывание о вещах, не понятых до конца, ибо не испытанных. Основная мысль, пронизывающая рассказ, идея его — это восхваление силы нашего родного языка, с его помощью можно достигнуть небывалых высот, им можно раскрыть все-все, спрятанное далеко в сознании человека. Русский язык творит чудеса, он — волшебник.

В этом авторском очерке присутствуют не только живые описания природы, но и реальные герои. Их всего двое: какой-то встреченный Паустовским писатель и маленький мальчик. Выбор сих персонажей не случаен, они далеко не второстепенные. 

Автор сочинений о городе поражается фантазии Константина Георгиевича, позволяющей писать об этой мертвой природе. Сразу же после этого момента Паустовский переносит повествование в деревенский дом, где к нему обращается совсем еще маленький мальчик: Пошли смотреть грома. Напрашивается авторское сравнение; он противопоставляет взрослого человека мальчику. Взрослый погрузился в обыденность, а мальчик еще способен просто чувствовать и жить своими ощущениями. Молодая душа говорит: смотреть гром, хотя зрелый человек, зацикливаясь на правильности, не позволяет появиться такому странному словосочетанию, как будто гром можно только слушать.

Константин Георгиевич выступает за понимание природы каждой клеткой нашей души. Тут играет роль не только фантазия, надо просто открыть себя на растерзание всем пяти чувствам. Это прекрасно получалось у Паустовского. Даже простое, казалось бы, слово дождь несет в себе столько живого, разного и неповторимого. Он и спорый, и грибной, и ливневый. Особенно изобилует художественными деталями слепой дождь (дождь, идущий при солнце). В народе о нем говорят: Царевна плачет.

Писатель восхищен таким высоким пониманием прекрасного, и это при том, что народ (особенно деревенский) считается далеким от искусства. А настоящее искусство можно наблюдать не только на избранных великолепных творениях, но и на любой бытовой сцене.

Какой великолепной образностью наделяет автор дождь! Дождь крапает, дождик шепчет или звенит. А какое трогательное отношение автора к такому красивому явлению, как заря! Заря нельзя говорить громко, считает он. Это тихое пробуждение природы, граница между ночью и утром.

Писатель сравнивает в рассказе утреннюю и вечернюю зарю, летнюю и осеннюю. Природа с его слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек с определенным характером.

Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра…»

Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство разнотравья, почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в «Золотой розе» глава «Алмазный язык», где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.

Едва ли нужно доказывать принципиальную важность эстетического значения темы «природы» в художественном наследии К. Паустовского. потому что в памяти всех почитателей его таланта Паустовский запечатлелся прежде всего, как «художник родных просторов» (Ю. Саушкин), как создатель удивительной и неповторимой «страны Паустовского» (В. Солоухин), главное лирическое очарование которой — в неиссякаемой щедрости художника, открывающего взору и сердцу богатый прекрасный мир, именуемый родная земля. Паустовский — поэт природы, Паустовский — мастер пейзажа. Это именно та сторона сложного и многогранного творчества писателя, которая сразу же была бесспорно и единодушно принята, и высоко оценена самыми разнообразными типами читателей и придирчивых критиков.

Но, хотя, казалось бы, что исследователи творчества Паустовского должны были уже исчерпывающе выяснить всё, что связано с темой «природы» в его произведениях, вопрос этот освещен, по сути дела, лишь в отдельных своих гранях и преимущественно в плане художественного своеобразия и мастерства Паустовского-пейзажиста. Опыты более глубокого и обобщающего рассмотрения проблемы пока весьма немногочисленны.

Эстетическое содержание темы «природы» в творчестве Паустовского, объединяет всё, что связано с её решением Паустовским-художником, составляет связующее эстетическое начало всех её звеньев и граней. Такое исследование проблемы закономерно сопряжено вхождением в сферу философского мышления писателя, эстетических его взглядов, художественного его метода и мастерства. Оно многопланово в конкретных своих направлениях и параметрах. Исходной и опорной его теоретической основой является понимание темы «природы» у Паустовского как неотъемлемого структурного элемента его общих философско-гуманистических воззрений, как главной линии эстетического преломления гносеологического их аспекта.

В решении темы «природы» Паустовский оригинален, неповторим как художник. Но в то же время его творчество представляет характерные тенденции в эстетическом развитии всей литературы, определенное художественно-стилевое в ней направление. То есть по-настоящему глубоко понят Паустовский как философ, поэт и художник природы может быть лишь в соотнесенности с современными ему проблемами литературно-художественного развития.

Поэтическое воплощение темы природы ярко выразило в произведениях Паустовского идею художественного материализма: идея материального мира как основа основ бытия, всего прекрасного и доброго на земле, в том числе и — возвышающей романтики. Соответственно такому пониманию природы «адекватность» художественного пейзажа его природному первоисточнику была одной из важнейших эстетических установок Паустовского-художника («Мещерская сторона», «Летние дни» и др.). Живое ощущение объективной реальности миров пейзажей Паустовского выражено с огромной впечатляющей силой. «Его кристально отточенные слова, — пишет о Паустовском-пейзажисте В.Е. Борейко, — сияют, переливаются, как капли на листьях, освещенные солнцем. Его книги наполнены прозрачным душистым воздухом. Они задают запах утреннего моря, благостно — тихих лугов, закатного леса сухим туманцем в коридорах просек; от страниц веет мягкой тишиной вечереющих полей…» [10, с.185].

Пафос мира материального, определяющий эстетическую концепцию природы в творчестве Паустовского, закономерно связан в его произведениях с идеей познания этого мира. «Нельзя писать книги — утверждает Паустовский, — и не узнать, какие травы растут на болотах, где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо… Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе» [1, с.124].

Для Паустовского-писателя акт познания особенно интересен самим процессом проникновения в неизведанный таен мир, разгадки этих тайн, романтической эмоциональной насыщенностью момента «соприкосновения» со сферой таинственного и удивительного («Черное море»). «Знание — это сгусток сплошь и рядом неожиданной и величавой поэзии,- подчеркивает Паустовский — Мы должны стать уловителями и хранителями этой мимолетной поэзии природы, украшающей мир и дающей ей смысл» [1, с.128].

И, наконец, в решении темы «природы» Паустовский своеобразен как художник, умеющий тонко почувствовать, глубоко осмыслить и выразить нравственно-воспитывающие силы природы. Пейзаж произведений Паустовского эстетически всегда неразрывно связан с высокими нравственными чувствами доброты, патриотизма, моральной красоты и т.д., в формировании которых в личности человека активно участвует общение с природой. «К природе средней полосы России, — справедливо отмечается в одной из публикаций о писателе, — у Паустовского отношение нравственно-философское. Для него природа России — нравственное начало в жизни русского человека». [15, с.218].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Тема «природы» — одна из тех вечных тем мировой литературы, глубокое внимание к которой являлось и является неизменным у художников самых различных исторических эпох, эстетических убеждений, художественных направлений и стилей. И это закономерно, ибо природный мир есть та изначальная среда существования человека, в окружении которой, во взаимодействии и борьбе с которой происходило его собственно-человеческое — социальное и личностное — самоутверждение.

В отечественной прозе XX века непревзойденными масте­рами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жиз­ни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали фи­лософские проблемы.

Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у природы доброте и мудрости, что стремление к гармонии с природой должно стать насущной потребностью человека. В таких произведениях, как «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща», настойчиво проводится мысль о том, что человек и природа должны жить в мире, взаимно обогащая друг друга.

В произведениях Паустовского, Пришвина, позднее Бианки акцентировались несколько иные аспекты проблемы, упор делался на «мирное сосуществование» человека и природы.

Художник, плохо знакомый с природой, — непонятное для Паустовского, странное и смешное существо. По его убеждению, «нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на лесных полянах и на болотах; где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин, улетают ли на зиму синицы, когда цветет рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или яркое небо. Нельзя писать книги и не знать, что такое предрассветный ветер или глухая ночь под открытым небом в октябре. Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе.

Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться. Для меня главное видится вот в этом «Роднике радости». И как бывает в лесу, когда набредёшь на родник, его хочется прибрать и обустроить, чтобы он был виднее идущему следом, так хочется остановиться у этой дорогой пришвинской теме и сделать её очевиднее и необходимее, потому что, как мы удалились от природы, так, словно в укор, отдалились и от радости. И не делать тут разницы между взрослыми и детьми, потому что дети — это зеркало взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     http://festival.1september.ru/articles/585589/

2.     http://sesia.com.ua/darom/psixolog/124.html

3.     http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx? id=126093

4.     http://www.uchat-v-shkole.ru/print.php? type=A&item_id=1

5.     Борейко В.Е. Человек и природа в произведениях Пришвина. studbirga.info.

6.     Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», М., 1978. OCR Detskiysad. Ru

7.     Единство человека и природы. diplomba.ru/work/116890

8.     Зотов М.А. Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина. Москва. «Просвещение», 1982.

9.     Ивич А. «Природа и дети», Детская литература 1980

10.                       Любовь к природе: Спорные вопросы. /Гуманитарный журнал. Т.6. Вып. 2.-2004

11.                       Мотяшов И. «Михаил Пришвин». М., 1965

12.                       Паустовский К.Г. Автобиография. Коротко о себе. — М.: Правда, 1986.

13.                       Пришвин М. Мир и природа в творчестве. litra.ru

14.                       Пришвин М. Человек и природа. otherreferats.allbest.ru

15.                       Трефилова Г.П. К. Паустовский-мастер прозы. — М.: Художественная литература, 1993.  

Тема урока: Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского.
Цели урока:
1. Обновить и расширить знания учащихся по биографии и творчеству К.Г. Паустовского
2. Расширить кругозор учащихся в работе над внеклассным чтением.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Развивать чувства человечности, чуткости и внимательности к природе.
Основные виды деятельности:выразительноечтение произведения, составление плана, словарная работа, работа с иллюстрациями и текстом (комбинирование диафильма)
Планируемые результаты
Личностные: формирование позитивного, созидающего отношения к природе; умение давать оценку событиям и поступкам героев; развитие мотивации к творческой деятельности.
Метапредметные: умение находить в тексте необходимую информацию, соотносить иллюстрации с текстом, логически выстраивать материал, составлять план, устанавливать аналогии и делать выводы, работать индивидуально и в группе.
Предметные:знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, знание понятий диафильми диапроектор; воспитание квалифицированного читателя, умение выразительно читать художественное произведение.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, иллюстрации к рассказам К.Г. Паустовского (выполненные учащимися), текст рассказа «Барсучий нос» (раздаточный материал), диапроектор и коробочки с диафильмами.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок с элементами технологии творческих мастерских
Ход урока
Мотивация. Вводное слово учителя
Приветствие. Объявление темы и целей урока.
(в рабочей тетради записываем тему урока)
1 Этап. Прием «Погружение в материал»
Ознакомление с биографией и творчеством К.Г. Паустовского (виртуальная экскурсия по значимым местам для К.Г.Паустовского)
(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 1-23)
Слайд № 1,2.
Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.
Слайд № 3
В метрической церковной книге содержатся сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».
Слайд №4,5
В то время семья писателя проживала в одном из домов Гранатного переулка Москвы.На слайде вы видите этот дом. Именно, в него был принесен новорожденный Константин Георгиевич. Сейчас это место в современной Москве выглядит совсем иначе, чем сто лет назад.
Слайд № 6
В церкви святого Георгия на Всполье его крестили.
Слайд № 7, 8
В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Практически, внешний ее вид не изменился, вы и сегодня можете посетить Первую киевскую классическую гимназию.
Слайд № 9
Осенью 1908 годасемья Паустовского распалась.Несколько месяцев Константин Георгиевич жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске. Осенью 1909 года возвратился в Киев, а когда его бабушка, Викентия ИвановнаВысочанская, переехала из Черкасс в Киев, он перебрался к ней.
Писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. А с началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае. К сожалению, фотографии трамвая, на котором служил Паустовский не сохранились, но вы можете увидеть, как выглядели в то время трамваи.
Слайд № 10
А затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии. После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море. После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917—1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.
Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве он был призван в армию Украинской Народной Республики, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.
В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве, после длительной болезни.
Слайд № 11-21
Музеи К. Г. Паустовского.
Литературный музей-центр К. Г. Паустовского в Москве (усадьба Кузьминки). С 1992 года музеем издаётся специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского»[45][46].
В г. Старый Крым есть дом-музей Паустовского.
В с. Пилипча Белоцерковского р-на Киевской области есть музей Паустовского.
Дом-музей Паустовского в Тарусе.
Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».
Слайд №22
Узнаете ли вы, ребята, эти книги? Их К. Г. Паустовский написал для вас.
Слайд №23
Экранизации мультфильмов для детей
1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)
1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм)
1979 — «Стальное колечко» (мультфильм)
1979 — «Квакша» (мультфильм)
1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм)
1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм)
1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)
2 Этап «Актуализация опорных знаний»
Иллюстрация следов и места обитания барсука. По месту обитания и следам пытаемся угадать, о каком животном пойдет сегодня речь.
(Презентация 1. О жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Слайды № 24-29)
— Как вы думаете, чьи это следы изображены на слайде?
— А нора?
— А что это за зверек?
— А что вы про него знаете?
ДЛЯ СПРАВКИ:
Барсук водится в смешанных и таёжных лесах, вблизи водоёмов или болотистых низин. Обитает барсук в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Барсук ведёт ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток — утром до 8, вечером — после 5—6 часов.Барсук не агрессивен по отношению к хищникам и человеку, он предпочитает отойти и укрыться в нору или в другое место, но если его разозлить, то он бьёт носом и кусает обидчика, а затем убегает.
Барсук всеяден, но больше предпочитает растительную пищу. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых.
— Как вы думаете, зачем нам понадобилось его изображение?
— А какие еще животные у К.Г. Паустовского становятся главными героями?
3 Этап. Проверка домашнего задания
Вспоминаем другие рассказы К.Г. Паустовского и о ком в них шла речь.
Учащиеся сообщают о прочитанных ими произведениях и демонстрируют свои иллюстрации к ним (домашнее задание)
4 Этап. Работа над темой урока
1) Выразительное чтение рассказа.
2) Знакомство с понятием диафильм
( на доске :ДИАФИ?ЛЬМ, а, м. [англ. diafilm

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Избранные афоризмы о человеке и природе»

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока литературы Люди и природа в рассказах К.Г. Паустовского 2»

Просмотр содержимого документа

«Рассказ к слайдам о К.Г. Паустовском»

Просмотр содержимого документа

«ТЕКСТ Константин Паустовский Барсучий нос»

Просмотр содержимого документа

«Что такое диафильм»

Просмотр содержимого презентации

«Диафильм Барсучий нос»

Просмотр содержимого презентации

«О жизни и творчестве Паустовского»

Сегодня
мы…

·                  
Рассмотрим рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы».

·                  
Увидим, как изображает писатель отношения человека и природы.

·                  
Поговорим о мастерстве Паустовского как художника.

В
творчестве каждого писателя есть отличительные черты.

Например,
произведения Гоголя пронизаны любовью к таинственному. Часто в них встречается
юмор или сатира.

А в
сказах Бажова много описания быта камнерезов и народных уральских легенд и
преданий!

Признаком
же творчества Константина Георгиевича Паустовского стала бесконечная любовь
к живой природе
.

Особенно
к природе родного края.

«Я не
променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного
шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за
мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку
Таруску…»
— писал Паустовский.

Писатель
не только любовался пейзажами. В его сердце находилось место и всем животным –
диким и домашним. Паустовский мог подолгу наблюдать за их повадками, относился
к животным очень бережно и действительно считал их нашими меньшими братьями.

Так что многие
произведения Паустовского посвящены как раз отношениям человека и природы.

Это и
сборники рассказов – для детей и для взрослых. Это и повесть «Мещёрская
сторона», наполненная описаниями природы…

А совсем
недавно мы познакомились с рассказом «Тёплый хлеб», написанным
Паустовским в 1954 году. В этом рассказе мальчик учится душевному теплу
благодаря истории с конём.

А природа
откликается своим волшебством на причинённую коню обиду.

И теперь
пришло время знакомства с ещё одним рассказом, который называется «Заячьи
лапы». Написан этот рассказ был в 1937 году.
В то время Паустовский был уже
признанным писателем.

На этот
раз ничего сказочного в истории нет.

Но есть –
загадочное! Мы видим в сюжете произведения, что Ваня и его дед Ларион изо всех
сил пытаются вылечить обожжённого зайца.

Они всё
время повторяют, что заяц особенный. Но не поясняют – что же он такого совершил
и как спас деда.

И только
в конце мы узнаем, как заяц вывел деда из пожара.  

Есть в
тексте и финальная загадка – о вине деда Лариона перед своим спасителем.
Она раскрывается в последних строках.

Но автор
щедро рассыпал по тексту подсказки для читателей.

Внимательный
читатель может заметить, что в тексте всё время упоминаются жара и пожары. И мы
знаем, что заяц обгорел. И ещё в начале текста мы узнаем, что у зайца рваное
левое ухо, так что ещё в начале рассказа деда можно догадаться – в чем дело.

Но что
же показывает нам автор в рассказе?

Для
начала – разное отношение людей к живой природе.

Посмотрите,
как переполнен жалостью Ваня, как он изо всех сил старается спасти обгоревшего
зайца.

«Заяц
стонал.

Ваня
нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал
их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в
них головой и затих.

– Ты
чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц
молчал.

– Ты
бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц
повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня
взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу
напиться из озера».

Но вот
ветеринар – тот, кто лечит животных – Ваню понять не способен. Для него заяц
просто дикий зверёк, который годится только на то, чтобы его зажарить и съесть.

Поэтому
дед Ларион и называет ветеринара коновалом. Так говорят о плохом,
невежественном враче.

А вот
бабушка Анисья относится с равной жалостью – и к Ване, и к зайцу, которые
плачут вместе. И даёт полезный совет.

Аптекарь
в городе сердится и любопытствует. Он не до конца понимает героев. Но всё же
даёт им нужный адрес.

А вот
врач Карл Петрович тоже сжалился над зайцем и понял чувства Вани и деда Лариона.

Что же
это за чувства?

Во-первых,
дедушка Ларион искренне благодарен зайцу за спасение.

И он не
считает зайца просто животным, ради которого не стоит стараться:

«
Что ребёнок, что заяц — всё одно, — упрямо пробормотал дед. — Всё одно! Полечи,
яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот
заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность
оказывать должен, а ты говоришь
бросить!»

Дед
Ларион и чувствует перед зайцем свою вину за то, что стрелял в него. Он
раскаивается перед своим спасителем, как будто тот человек.

Посмотрим
на чувства, которые главные герои испытывают к зайцу.

Это
благодарность, вина, жалость, раскаяние. Они проявляют к зайцу заботу.

Герои
чётко осознают, что заяц – «живая душа», что любая жизнь – драгоценна.

Вспомним,
что говорил в рассказе «Тёплый хлеб», мельник: «Не только человеку извинение
требуется».

Здесь
Ваня под диктовку деда пишет профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть
живёт на воле».

Получается,
что речь опять идёт об уважительном и бережном отношении к животным и
вообще к природе
. Потому что иногда это может спасти тебе жизнь.

И эту
историю Паустовский рассказывает своим читателям правдиво, увлекательно и
художественно.

Ведь он
создал несколько книг о литературном творчестве. И много размышлял о том, как
сделать свою прозу совершенной.

Как же
автор добивается, например, правдивости?

Ему
помогает, например, речь героев. В которую он добавляет диалектизмы,
устаревшие и разговорные слова и выражения.

Тут и оголец
– обозначение мальчишки.

Не
лайтесь – не ругайтесь.

Онучи
– обёртки на ногу.

Название
ветра – суховей.

Шибко
– быстро.

Выдь –
выйди.

И
выражение шут их разберёт.

Вот как
звучит иногда речь персонажей.

«– Не умрёть,
малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него
охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу».

А
увлекательность?

Она
достигается при помощи необычной композиции и скорости повествования.

В тексте
сразу же начинается действие. И это действие развивается стремительно.

Нет
длинных рассуждений или описаний, постоянно сменяются персонажи и действия,
читатель не успевает заскучать.

А и композиция
рассказа не совпадает с хронологией
.

В тексте
мы сначала видим попытки спасти зайца, потом видим, что заяц спасён. А историю
о спасении дедушки зайцем автор оставил на потом, чтобы заинтриговать читателя.

На самом
деле сначала заяц спас дедушку, потом уже его пытались спасти, а потом мы
видим, что заяц спасён.

Наконец,
Паустовский делает свой текст очень художественным. Во-первых, он настоящий
мастер деталей.

Все
описания у него краткие и меткие.

Всё
становится зримым, слышным, ощутимым.

•             
рваная ватная засаленная куртка

•             
запах гари и сухой гвоздики

•             
пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья

•             
толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате 

•             
улица, заросшая гусиной травой.

Всё это
позволяет нам увидеть героев и то, что с ними происходит.

Есть и
такая меткая деталь, как лошади в шляпах от жары. Они иронически
сравниваются дедом Ларионом с невестами.

Но художественность
обеспечиваются ещё и средствами художественной выразительности.

Такими,
как сравнения, метафоры, олицетворения.

Например:

•             
…облака стремительно рвались вверх…

•             
Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.

•             
Леса стояли сухие, как порох.

•             
Смерть настигала деда, хватала его за плечи.

Посмотрите,
насколько образным выходит это небольшое описание:

«Ленивый
гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя
потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке.

Бесшумные
молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже
горел стог сена, зажжённый ими. Крупные капли дождя падали на

пыльную
дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла
в пыли маленький кратер».

Что же
мы должны запомнить?

·                  
Рассказ «Заячьи лапы» был написан К. Г. Паустовским в 1937 г. В
рассказе поднимается тема человека и природы.

·                  
Автор говорит о необходимости беречь любую жизнь, относиться ко всему
живому с участием, быть благодарными.

·                  
Автор создаёт увлекательное и правдивое повествование. Паустовский
мастерски пользуется в тексте деталями, сравнениями, метафорами.

  • Как связано название рассказа с содержанием темные аллеи
  • Как связана сказка о мертвой царевне и о семи богатырях с народными сказками
  • Как связан человек и общество сочинение
  • Как связан человек и государство сочинение медный всадник
  • Как связан человек и государство сочинение аргументы