Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча
Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?
Жизнь доктора Старцева
Источник:
Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.
Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.
Источник:
Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.
Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.
Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу
Источник:
Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.
Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.
Что хотел продемонстрировать автор
Источник:
Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.
Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.
Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.
А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)
Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч Чехова) сочинение
На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.
Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».
Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.
Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.
Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.
Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.
Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.
При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.
2 вариант
В своем рассказе «Ионыч»А. П. Чехов высказывает непримиримое отношение ко всем проявлениям фальши, бездуховности, невежества. Изображения духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной , справедливой и осмысленной жизни. Повествование начинается со знакомства земского врача Старцева Дмитрия с самой умной и интересной семьей губернского города С Туркиных. Иван Петрович Туркин устраивал спектакли с благотворительностью, знал много анекдотов , поговорок , любил шутить, острить. Жена его Вера Иосифовна увлекалась написанием романов и охотно их читала гостям. Дочь Екатерина Ивановна играла на рояли. Была очень миловидной девушкой восемнадцати лет. Через год у Дмитрия завязалась дружба с этой семьей.
Вера Иосифовна страдала мигренью , обратившись ко всем городским врачам не достигнув результата выбрала земского. Он ей немного помог и она всем гостям говорила , что это удивительный доктор. Старцев все чаще бывал у Туркиных. Но он уже ездил не ради болезни Веры Иосифовны. Ему очень нравилась Екатерина Ивановна . Он восхищался юной свежестью, наивным выражением лица. И в тоже время она казалась ему очень умной не по годам. Они говорили об искусстве, литературе, о людях и о чем угодно. Катя шутила над ним , смеялась. Старцев решил сделать предложение Екатерине Ивановне . Но получает с ее стороны отказ , объясняя тем , что собирается посвятить свою жизнь музыке.
Дмитрий получил от разрыва с Катей сильный удар. С этого момента начинается его деградация . Полностью уйдя в работу постепенно забывает о ней . Происходят изменения во внешнем виде, начинает сильно полнеть. Становится угрюмым, подозрительным, не разговорчивым. У него меняется отношение к больным, появляется к ним грубость. По истечении четырех лет Дмитрий и Екатерина встретились. И теперь она ему очень нравилась. Но постепенно стало возникать к ней раздражение. Она тянется к нему , полна ожидания , что снова услышит слова любви , но ему нечего ей сказать. Старцев не способен на большое сердечное чувство. Его любовь терпит крах. Дмитрий окончательно превращается в бездушного, черствого человека. Живет он скучно , ни что его не интересует. И только любовь к Кате была единственной и последней радостью в жизни. Таким образом Чехов разоблачает в своем произведении пошлое , мещанское общество и самого Старцева, не способного противостоять жизненным трудностям и внешнему воздействию.
Также читают:
Картинка к сочинению Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)
Популярные сегодня темы
- Анализ сказки Теремок
Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.
- Сочинение на тему Успех
Понятие успеха носит субъективный характер, и каждый человек понимает его по-своему. Для одних успех – это большие достижения в карьере, крупные финансовые накопления и тому подобное. Для вторых – это здоровье близких, семейное благополучие, верные друзья
- Здоровье глазами детей
Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.
- Сочинение про Деньги (рассуждение)
Деньги давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Еще очень давно люди начали использовать деньги так как это оказался самый удобный способ для торговли. Для того чтобы оплатить товар и наемный труд.
- Сочинение рассуждение Гордость и смирение
Уважать и ценить себя должен каждый человек, вне зависимости от внешности, пола, возраста, социального статуса. Равно, как и иметь чувство собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства
(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.
Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».
Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.
Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.
Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?
Автор: Полина Цимкина
На чтение 6 мин Просмотров 6.1к.
Обновлено 22 июня, 2020
Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?
Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.
Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.
Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.
Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.
Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.
Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.
Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.
Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.
Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.
Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.
В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.
Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.
Путешествие по Карелии
ДЕГРАДАЦИЯ ДМИТРИЯ СТАРЦЕВА ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»
В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества. Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе «Ионыч».
Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость».
Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось.
Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.
В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая «лучшую» семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.
Чехов нас предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.
Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: «Чехов — это Пушкин в прозе». И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться. Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. «Какой превосходный язык!… Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать,» — утверждал Лев Толстой.
Стоит посмотреть следующий материал:
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке. Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации. На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева. В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Этапы жизни, возраст героя
События в жизни Старцева | Его внутренняя жизнь и духовные запросы | Среды. Город С. Внешний план | Внутренний план | |
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет | Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных | Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге | Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи | Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни |
II ступень. Через год. 26 лет | Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны | Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал». НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы | В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» | «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть» |
На следующий день | «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку». НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви» | «Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет» | ||
Через 3 дня | «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге | |||
III ступень. Через четыре года. 30 лет | Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной | «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все… было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах… и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге | «Обыватели своими разговорами… раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле». НО: «Екатерина Ивановна волновалась» | «Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная» |
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет | Без событий | «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» | «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы… А Котик играет на рояле» | «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему» |
Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам. Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности. Итоговые вопросы и задания 1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.) 2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться? 3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа? 4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».) 5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека? Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры». Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом». Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет. Вопросы для обсуждения — Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает? — Кто виноват в судьбе героев? — Какой из рассказов ироничнее? Почему? — Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова? Итог урока. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч… Солодовников… Кто дальше?
Что погубило доктора Старцева?
Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений?
Ответ: Петр Чайковский считал Афанасия Фета, самым талантливым композитором среди поэтов, потому что стихи его были самые лиричные и легко ложились на музыку. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Под стихи Фета чаще всего композиторы писали романсы. Романс представляет собой музыку написанную на стихотворение любовной тематики. Продолжателем творчества Фета был Федор Тютчев.
Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?
Ответ: Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.
Каким видится мир природы лирическому герою стихотворений Фета, и какое место в мире природы занимает человек?
Ответ: Мир природы лирическому герою Фета видится – органичным, лиричным, прекрасным. Ведь, лирический герой Фета не стремится «подняться» над природой, а хочет навсегда оставаться её частью, изюминкой. Герой Фета складывается из духовных переживаний любящего человека и из явлений природы. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира
4. На чем основаны дружественные отношения Пьера Безухова и Андрея Балконского?
Ответ: Дружественные отношения Пьера Безухова и Андрея Балконского основаны на противоположности друг к другу, они будто дополняют самих себя. Вот, Андрей может быть откровенен только с Пьером, а Пьер способен верить лишь Андрею. Им интересно вместе. Они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу. Одним словом друзья на века., а Толстой является их учителем.
Любовная лирика Тютчева представляет собой единственное в своём роде явление о русской поэзии. Так ли это?
Ответ: Любовная лирика Тютчева богата философскими мыслями, воплощал свои мысли он в любви к женщинам. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния. Тютчев в своей лирике раскрывается как психолог и тонкий лирик.
В чем суть гуманизма творчества Достоевского?
Ответ: Суть гуманизма творчества Достоевского заключается в том, что гуманизм, тоесть человечный, является смыслом его жизни. В каждой строчке его произведений посвящена людям. Он рассказывает о человечном бытие, о добре и зле. Также, пытается найти человека в человеке. Показывает, как же трудно основаться в новом обществе. Вот в этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.
Роман «Война и мир» основные проблемы поставление автора в романе?
Ответ: Поставление автора в романе «Война и мир» велико, т. к. сам Толстой рассказывает о своем прошлом, то через что он прошел. В центре романа – изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Автор толкует данное понятие значительно шире, чем «мир» как покой после войны. Мир высказывает так – «миром все сделаем» «противоречия в мире». Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к правде, богатство лексикиАвтор в романе – это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.
А.С. Пушнер в своей книге «Аполлон в снегу» написал о Тютчеве: «Тютчев не сочинял свои стихи, а проживал их». Так ли это?
Ответ: А.С. Пушнер был прав, то что Тютчев правда проживал свои стихи. Он жил, и главное слово, которое преследовало его жизнь это – «Душа». «Душа» – вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?» С этими словами трудно не согласиться.
Что погубило доктора Старцева?
Ответ: Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Ионыч)
На примере главного героя рассказа «Ионыч», доктора Дмитрия Старцева, Антон Павлович Чехов демонстрирует читателям печальный пример моральной деградации человека и его полнейшего духовного опустошения, причем данная тема всегда была и остается актуальной и в классической, и в современной литературе. Первоначально Дмитрий Ионыч предстает в качестве искренне увлеченного своим делом земского врача, который только начинает работать в одном из небольших уездных городов.
Дмитрию приносит подлинную радость возможность помочь людям, к тому же молодой человек прекрасно отличает тех, кто действительно обладает обширным внутренним миром, от лиц, за привлекательным внешним обликом и приятными манерами которых скрывается пустота. Вскоре после приезда к месту службы Старцев знакомится с известным в городе дворянским семейством Туркиных, доктору весьма интересно, что же на самом деле представляют собой люди, которых окружающие с восторгом называют «талантливыми».
Юная Екатерина Ивановна, дочь хозяев дома, сразу же вызывает у Дмитрия Ионыча несомненную симпатию, при этом Катя прекрасно и с огромным увлечением играет на рояле, что также нравится Старцеву. Доктор влюбляется в эту девушку, но сама Котик, как иногда именуют Екатерину отец и мать, не воспринимает чувства врача всерьез.
Катя без всякого стеснения разыгрывает Дмитрия, приглашая его на свидание на городском кладбище. Екатерина Ивановна даже не собирается туда приходить, тогда как молодой доктор долго бродит среди могил, размышляя о вечной жизни. Дмитрий Ионыч прощает возлюбленной ее поступок и даже предлагает девушке стать его женой, что свидетельствует о мягкости характера мужчины и его добросердечии.
Однако Котик отказывает Старцеву, подчеркивая, что стремится посвятить себя искусству и учиться в консерватории, чего она никак не сможет сделать, если обзаведется семьей. Разрыв с Екатериной становится для Дмитрия первым шагом на пути к постепенной деградации. Врач отныне полностью посвящает время и силы работе, но уже не ради благой цели спасения больных, а ради того, чтобы как следует себя обеспечивать. Отношение Старцева к пациентам также становится иным, теперь он вполне способен повысить голос на страдающего человека или употребить в разговоре с больным оскорбительные и грубые слова.
Внутренние перемены явственно отражаются и на внешнем виде доктора. Дмитрий Ионыч неуклонно полнеет, у него развивается одышка, он передвигается с несомненным трудом, невзирая на то, что мужчина еще достаточно молод. К тому же и голос врача становится слишком тонким, что автор объясняет развивающимся у Старцева ожирением.
Доктора, который постоянно пребывает в угрюмом и мрачном настроении, окружающие теперь чаще всего называют Ионычем. По мнению писателя, врач на самом деле заслуживает столь уничижительного прозвища из-за своего высокомерного и презрительного отношения к другим людям. Именно таким человеком Дмитрий вновь предстает перед Екатериной, желающей возобновить отношения, и признание молодой женщиной своих ошибок оставляет его совершенно равнодушным.
При чтении рассказа нельзя не задуматься о том, как пережитая внутренняя травма целиком и полностью меняет человека, что произошло с одаренным врачом Дмитрием Старцевым. Выбранные персонажем этого произведения жизненные ориентиры и ценности в итоге уничтожили его самого, его талант и прекрасные душевные качества.
Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч? Это – этапы деградации центрального образа рассказа А.П. Чехова «Ионыч». С чего же все началось? Дмитрий Иванович, служивший земским врачом в городе С., знакомится с семейством Туркиных, семейством якобы образованным и интеллигентным. При первом посещении новых знакомых Старцев помалкивает, предоставляет им выговорится, выслушивает чтение романа и исполнение на рояле «трудного пассажа» Котика. И только после этого он задает вопросы, из которых сразу же видно, что его демократические взгляды далеки от представлений Туркиных. С точки зрения Старцева, искусство – явление общественное. Вера Иосифовна же думает, что искусство – удел избранных и прячет свои романы от непосвященных в шкаф. В ответ на вопрос Старцева о публикации романов она явно колет простого врача словами: «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства». И гости, не вздыхавшие при прочтении «трогательных» мест ее творения, дружно вздыхают при мысли о больших средствах. В двух вопросах Старцева Кате также высказаны его просветительские взгляды о необходимости светского, систематического образования. Но Туркины ограждают дочь от общества с его «дурным влиянием». Уже в этом эпизоде видно отличие Старцева от Туркиных. Но отличают Дмитрия Ивановича от них еще и те общественные цели, ради которых он служит и живет. Земский врач, Старцев, имеет хорошую практику: в больнице «было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Но герой выбирал время для того, чтобы посетить Туркиных, и теперь уже не только из-за мигрени Веры Иосифовны, которая просила доктора помочь ей. Дмитрия Ивановича привлекала ее дочь. В праздничный день у Старцева состоялось объяснение с Екатериной Ивановной: «Я не видел вас целую неделю…а если бы вы знали, какое это страдание!». В Котике герой видел «что-то необыкновенно милое, трогательное своей простой и наивной грацией». Свидания их не были продолжительными, и Дмитрий Иванович не мог сказать Котику самого главного. Но неожиданно для него, возлюбленная «сунула ему в руку записку», в которой он причел: «Сегодня, в одиннадцать часов вечера будьте на кладбище возле памятника Деметти». Сцена ожидания Котика в назначенном месте имеет большой символический смысл и важное значение в изменении мироощущения Старцева. Из псевдоживого мира города С. мы переносимся в мир умерших. Старцев только «на минуту» поднялся над обаянием кладбищенского покоя. Глубинным смыслом этих сцен является идея бессмертия: ведь «в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Здесь герою вдруг захотелось закричать, что «он ждет любви во что бы то ни стало». Но девушка не пришла. Очень важно обратить внимание на такую деталь: казалось бы, Старцев должен быть огорчен злой шуткой девушки, расстроен тем, что его надежды не оправдались. Тем более, что «он ждет любви во что бы то ни стало». А между тем, садясь в коляску, Дмитрий Иванович думает: «Ох, не надо бы полнеть!» И восклицательный знак в конце предложения. Может быть, это знак перехода на другой уровень жизненных ценностей? Прошло еще четыре года. Рассудочные рассуждения, ранее занимавшие «кусочек» души Старцева, теперь заняли в ней основное место. Эпизоды последнего объяснения с Екатериной Ивановной обрамлены сценами, в которых Старцев одержим другой страстью – к деньгам. Эта художественная связь объясняет драматический поворот сюжета. Но все же Старцев еще жив. Его замкнутая ото всех душа на миг распахивается, явной становится внутренняя борьба, неудовлетворенность собой: «Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Но мысль о деньгах вновь ошеломляет его. Это объяснение Чеховым драмы Старцева как драмы скупца – одна из глубочайших философских идей рассказа. Стремление к наживе измельчает душу, разбивает ее на мелкие кусочки, заменяет любимых и друзей, становится главной целью жизни. И то общественное дело, ради которого некогда работал Старцев, уходит в прошлое. В общем, герой продолжает жить в кругу демократических идей. Обыватели своими мнениями и даже видом по-прежнему раздражают его. Старцев выносит приговор всему городу: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». «Философию» обывателей он называет «тупой и злой». Но ведь и Ионыч, деградируя, становится одним из них. Ключевым временным периодом в рассказе является четырехлетие. С каждым новым циклом жизни Дмитрий Иванович превращается в Ионыча. Сначала у него пара лошадей. Когда он приходит в дом Туркиных делать предложение Котику, то думает: «А приданного они дадут, должно быть, немало». Постепенно мысль о денежном достатке становится все сильнее и прочноо оседает в сознании Старцева. Тут же ему в голову закрадываются сомнения: а стоит ли вообще жениться на Туркиной? Прошло очередные четыре года: «Каждое утро он спешно принимал больных, уезжал уже не на паре, а на тройке… Он пополнел, раздобрел…страдал одышкой. …и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!» Спустя такое же время Старцев «еще больше пополнел, ожирел…». Он уже не похож на человека, скорее – на языческого бога. У него много хлопот: «Жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем». В рассказе показана человеческая трагедия, деградация души и тела, утрата способности оставаться верным себе. Чехов мастерски показал это в своем произведении, поэтапно выписав образ Старцева-Ионыча.
Тема духовного падения человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
1. История деградации героя. 2. Жизнь доктора Старцева. 3. Превращение в Ионыча. Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво… А. С. Глинка Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» — это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча — молодого врача, подающего надежды, в обывателя. «Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста», — пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, «Ионыч» — ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.
Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом. Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства». Одной из самых «образованных и талантливых» считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это — типичная обывательская семья. Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение — все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы «умри, несчастная!» вызывала смех. Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще — Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора — он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном — уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: «Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж. Уязвленное самолюбие и стыд — вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему. У него была большая практика в городе — результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы — среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли — он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка — как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город…». Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него — «те, что дочка играет на фортепьянах». По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, «не человек, а языческий бог», жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы — тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.
Сочинение: Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)
(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.
Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».
Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.
Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.
Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?
Автор: Полина Цимкина