Сценарий музыкально-логопедической сказки
«Как тигренок научился рычать?»
Программное содержание:
Коррекционно — развивающие:
· развивать слуховое внимание, слуховую память;
· развивать эмоционально-волевую сферу;
· развивать силу голоса, мелкую моторику пальцев рук, глазодвигательные
функции, подвижность артикуляционного аппарата;
· развивать творческие способности.
Коррекционно-обучающие:
· учить детей выполнять самомассаж лица;
· тренировать в интонационной выразительности речи;
· продолжать учить находить заданный звук в слове, составлять предложение с
заданным словом;
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать речевую культуру поведения (уважение в общении, привычку использовать вежливые слова);
· воспитывать позитивные черты характера (гуманность, сочувствие, чувство
взаимопомощи);
Коррекционно-речевые:
· развивать диалогическую речь вовремя театрализации сказки;
· развивать мотивационные стремления детей на исправление речевых
нарушений;
· закреплять умения подбирать хорошие поступки к плохим.
Действующие лица: — ведущая-учитель-логопед;
— музыкальный руководитель;
— заяц, тигрёнок, щенок, мышонок,
котёнок, медведь, волк, лягушка – дети.
1. Вступление (музыка)
Логопед: – Сегодня мы вам покажем сказку, действие которой будет происходить в волшебном лесу. В этом лесу живут разные сказочные герои.
Логопед: – Будет в нашей сказке котёнок, слышите его?
Котёнок: (из-за кулис): – Мяу – мяу!
Логопед: – Будет и щёнок.
Щенок:– Гав, гав.
Логопед: Будет и мышонок
Мышка: – Пи-пи-пи!
Логопед: – А главный герой нашей сказки – Тигрёнок. Тигрёнок, а ты почему молчишь? Ааааа! Ведь наш Тигрёнок не может рычать, он не умеет произносить звук «Р».
2. Появляется Тигрёнок. (под музыку)
Тигрёнок: – Подумаешь! Не нужен мне этот звук, я и
без него обойдусь.
Логопед: Но ведь можно научиться произносить звук «Р».
Тигрёнок:– А что нужно делать?
Логопед: Нужно большое желание и много заниматься.
Тигрёнок:– Нет, нет, нет! Много заниматься я не хочу! Обойдусь без
этого звука и так буду неплохо жить!
Логопед: Посмотрим, что из этого выйдет.
3. Появляется котёнок. (под музыку)
Котёнок:– Привет, Тигрёнок!
Тигрёнок:– Салют, котёнок!
Котёнок:– Тигрёнок, слушай, как весело я мяукаю. Мяу-мяу! А как ты рычишь?
Тигрёнок:– А я лучше тоже буду мяукать. Мяу-мяу!
Котёнок: – Здорово
4.Появляется щенок и мышонок. (под музыку)
Щенок:– Что это вы тут делаете?
Котёнок:– Мы весело мяукаем!
5.Слышен вой. Появляется волк.
Волк: — Это кто меня потревожил? Зверята! Вкусненькие, вот я пообедаю сейчас.
Котёнок: – Тигрёнок, только тебя волк испугается, а ну-ка, зарычи на него!
Тигрёнок: (тихо): – А я не умею! (Плачет)
Все – Эх, ты!!! (Разбегаются)
Волк:– Ух, разбежались! Ну да ладно, в следующих раз попадутся. А ты котёнок чего разнылся?
Тигрёнок:– Я не котёнок!
Волк:– Раз мяукаешь, значит, котёнок.
Тигрёнок:–Погоди, ты ещё узнаешь, кто я на самом деле. Я выучу этот звук! Обязательно выучу!
Логопед: – Тигрёнок, говорили мы тебе, что лучше научиться рычать. Что же ты теперь будешь делать?
Тигрёнок:– Не знаю, все от меня убежали. (Плачет). Помогите мне научиться, пожалуйста.
Логопед: – Хорошо, Тигрёнок. Я тебе помогу. Но для этого нужно стараться и много заниматься.
Тигрёнок:- Я готов.
Логопед: – Нужно будет каждый день делать гимнастику для язычка.
Тигрёнок:– Как это?
6. Артикуляционная гимнастика (под музыку)
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Парус
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовет.
Лошадка
Я- веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Тигрёнок:– я каждый день буду делать такую гимнастику.
Логопед:– Ещё тебе придётся делать гимнастику для пальчиков на твоих лапках.
Логопед: пальчиковая гимнастика
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот: На зелёный, на лужок, Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое- Блестит, словно золотое. |
При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно. Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. Пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. Большой и указательный соединить в кольцо. |
Тигрёнок: –я буду заниматься каждый день, обещаю.
Логопед в сторонке: – Каждый день Тигрёнок встречался с логопедом и упорно занимался. Прошло уже много времени, Тигрёнок очень старался, но рычать пока не мог.
На полянке сидит Тигрёнок занимается перед зеркалом.
7. Логопед: Ты отлично занимался, Тигрёнок. Очень скоро ты начнёшь рычать (волк подслушивает за елкой). Я принесла тебе книгу логопедические игры», там много стихов и скороговорок. Если ты ещё и дома будешь заниматься по этой книге, то обязательно зарычишь.
Волк: (вполголоса, подглядывая из-за ёлки) – Никогда ты не зарычишь. Уж я то постараюсь! Мне нужно украсть эту книгу.
Тигрёнок:– Спасибо, я выполню все задания из этой книги.
Логопед: Успехов тебе!
8. Заходят Щенок и котёнок.
Щенок:– Тигрёнок, пойдём с нами играть!
Тигрёнок:– Мне нужно заниматься.
Котёнок: –Занятия-занятиями, но и отдыхать тоже надо! Клади книжку на пенек.
Играют в игру «Вперед четыре шага»
Волк из-за ёлки хватает книгу и убегая говорит:
«Ваш Тигрёнок никогда не научится рычать и останется котёнком!»
Тигрёнок:–Аааах! Мне осталось чуть-чуть. Логопед сказала, что звук вот –
вот появится, но мне нужна эта книга, чтобы заниматься дома.
Мышонок:– Друзья, мы не должны бояться волка. Нужно помочь тигрёнку и вернуть книгу.
Котенок: — Но мы не знаем, где её искать.
9. Впрыгивает лягушка.
Лягушка: – Я знаю, я знаю! Я видела, что Волк с книгой побежал в лес.
Котёнок: – Спасибо, Лягушка! Собирайся с нами в путь!
Щенок: – Ура!!! Мы идём в поход!!
Логопед: — прежде чем отправиться в путь нужно немного размяться.
Физкультминутка: «Мы ногами топ-топ»
Собрались звери в дорогу. Путь был неблизкий и взяли они с собой мёду, чтобы подкрепиться в пути.
10. Под музыку «Мы идём мы идём ни когда не устаём»
11. Появляется медведь.
Медведь:— Это кто меня потревожил?
Щенок: – Мишенька, не сердись, вот тебе мёд, угощайся.
Медведь: – Спасибо, добрые зверята, что вы делаете в нашем лесу?
Мышка: – Мы ищем книгу. Её украл волк.
Медведь: – Я сквозь сон слышал, как серый пробегал мимо. Вам туда!
Все: – Спасибо мишка, пойдем с нами!
12. Звери идут дальше.
13. Пробегает зайчик.
Мышка: – Ой, смотрите зайчик! Зайчик, кто тебя напугал?
Зайчик: – Я под ёлкой видел злого волка!
Котёнок: – А мы как раз его ищем, он украл важную книгу у Тигрёнка.
Зайчик: — Он вон там и книга у него!
14. Под ёлкой спит волк с книгой, Зверята крадутся, щенок чихает и волк просыпается.
Волк: – Ах, это вы!!! Сами на ужин ко мне пришли!
Тигрёнок (выступая вперёд, защищая всех): — Выходи на бой, злой волк!
15. Забирают книгу друг у дуга. Идет схватка. Тигрёнок рычит.
Лягушка: – Мне показалось одной или ты, правда, рычал??
Медведь: – Он рычал. Он рычал!
Тигрёнок:– Не может быть! Где моя книга?
Хватает книгу и читает скороговорки.
Ру — ру — ру – рано встанем по утру.
Ро – ра — ра — начинается игра.
Логопед:– Молодец, Тигрёнок! Вот видишь, если упорно заниматься, то всегда можно добиться того чего хотел. И твои друзья всегда придут тебе на помощь.
Тигрёнок: – Спасибо, вам друзья!
17. Звери исполняют «Песенку друзей» муз. Г. Гладкова
Ничего на свете лучше нету
Чем друзьям отпраздновать победу.
Вместе, дружно волка победили
И рычать тигрёнка научили.
Поклон.
Литература:
1. Борисова Е.А. Игры с пальчиками. Биробиджан, ОблИУУ, 2004 г.
2. Журнал «Логопед» № 4, 2005 г.
3. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. М.: Мозаика Синтез, 2006 г.
4. Ткаченко Т. А. Развиваем моторику. М.; Эксмо, 2007 г.
Сценарий театрализованной логопедической сказки для детей старшего дошкольного возраста.
Участие детей в представлении развивает мотивационные стремления детей направленные на
исправление речевых нарушений;
— пропагандирует логопедические знания среди родителей
посредством демонстрации элементов коррекционной
работы.
Сценарий логопедической сказки
«Как научить тигренка рычать?»
(Театрализованное представление)
Цели:
— развивать мотивационные стремления детей на
исправление речевых нарушений;
— пропаганда логопедических знаний среди родителей
посредством демонстрации элементов коррекционной
работы;
— развивать речь детей и её коррекция;
— развивать творческих способностей.
Атрибуты:
костюмы: белочки, тигрёнка, щенка, мышонка, котёнка,
зайчиков, снегирей – 4 шт, сороки, медведя; бочонок
мёда; берлога; ёлки, корзинка; книга; снежки;
солнышко.
Действующие лица:
— ведущая, белочка – взрослые;
— белка, зайцы (2), тигрёнок, щенок, мышонок,
котёнок, медведь, жаворонки (4), сорока –
дети.
Ведущий: – Здравствуйте, дорогие гости!! Сегодня мы вам покажем
сказку, действие которой будет происходить в
волшебном лесу. В этом лесу живут разные сказочные
герои. За окном весна. Вот и нашей сказке наступила
весна.
Песня «Весна пришла» сл. и муз. Л. Олифировой
Исполняют 2 зайца и белка. Спели и ушли за кулисы.
Ведущий: – Будет в нашей сказке котёнок, слышите его?
Котёнок (из-за кулис): – Мяу – мяу!
Ведущий: – Будет и щёнок.
Щенок:– Гав, гав.
Ведущий:- Будет и мышонок
Мышка: – Пи-пи-пи!
Ведущий:– А главный герой нашей сказки – Тигрёнок. Тигрёнок, а
ты
почему молчишь? Ааааа! Ведь тигрята рычат, а наш
Тигрёнок не может произносить звук «Р», значит, не
может и рычать.
Появляется Тигрёнок.
Тигрёнок: – Ну и что, ну и подумаешь! Не нужен мне этот звук, я и
без него обойдусь.
Ведущий:– Но ведь можно научиться произносить звук «Р».
Тигрёнок:– А что нужно делать?
Ведущий:– Дети, подскажите Тигрёнку, что для этого нужно.
Ответы зрителей.
Тигрёнок:– Нет, нет, нет! Много заниматься я не хочу! Обойдусь без
этого звука и так буду неплохо жить!
Ведущий:– Ну посмотрим, что из этого выйдет.
Появляется котёнок.
Котёнок:– Привет, Тигрёнок!
Тигрёнок:– Ага, котёнок!
Котёнок:– Тигрёнок, слушай, как весело я мяукаю. Мяу-мяу! А как
ты рычишь?
Тигрёнок:– А я лучше тоже буду мяукать. Мяу-мяу!
Котёнок – Здорово!
Появляется щенок и мышонок.
Щенок:– Что это вы тут делаете?
Котёнок:– Мы весело мяукаем!
Фонопедическое упражнение (под муз. Сопровождение: песня
«Кап-кап)
Белка:
– Полюбуйтесь, весна наступила и ручьи по оврагам
шумят
(дети пропевают гласный звук У-У-У!!!
Колокольчики всех разбудили
(дети произносят на выдохе ДИНЬ-ДИНЬ)
Всех жуков
(произносят Ж-Ж-Ж на продолжительном выдохе)
Пауков
(произносят Х-Х-Х на коротком выдохе)
И веселых мотыльков
(пропевают легко звук У-У)
Всех ежат
(произносят Ф-Ф, резко выдыхая)
И ленивых медвежат
(произносят Р-Р-Р, пропевая, тигренок молчит, пожимает
плечами)
Щенок:– Смотрите прилетели жаворонки!!!!
Танец птиц. «Тамбурин» муз. Э. Вальдтейфель
Птицы улетают. Слышен вой. Появляется волк.
Волк: — Это кто меня потревожил? Зверята! Вкусненькие, вот я
пообедаю сейчас.
Котёнок: – Тигрёнок, только тебя волк испугается, а ну-ка, зарычи
на него!
Тигрёнок (тихо): – А я не умею! (Плачет)
Все – Эх, ты!!! (Разбегаются)
Волк:– Ух, разбежались! Ну да ладно, в следующих раз попадутся.
А ты котёнок чего разнылся?
Тигрёнок:– Я не котёнок!
Волк:– Раз мяукаешь, значит, котёнок.
Тигрёнок:– Ну погоди, ты ещё узнаешь, кто я на самом деле. Я
выучу этот звук! Обязательно выучу!
Ведущий: – Ну что, Тигрёнок, говорили мы тебе, что лучше
научиться рычать. Что же ты теперь будешь делать?!
?
Тигрёнок:– Не знаю, все от меня убежали. (Плачет) Помогите мне
научиться, пожалуйста.
Ведущий:– Хорошо, Тигрёнок. Дорогие дети, а с кем нужно
позаниматься тигрёнку, чтобы он научился произносить
звук «Р»?
Ответы зрителей- детей.
Тигрёнок:– А кто такой логопед?
Ведущий:– Это тот, кто помогает научиться произносить правильно
звуки и вообще красиво говорить. В нашей сказке
логопед Белочка
– Белочка. Вы можете нам помочь?
Белка: – Что случилось? Кому нужна помощь?
Ведущий:– Вот Тигрёнок очень хочет научиться произносить звук
«Р».
Тигрёнок:– Очень-очень хочу. Пожалуйста!
Белка:– Я могу тебе помочь, Тигрёнок. Но для этого нужно
стараться и много заниматься
.
Тигрёнок:- Я готов.
Белка:– Во — первых, нужно будет каждый день делать гимнастику
для язычка.
Тигрёнок:– Как это?
Белка:– Сейчас мы с детьми тебе всё покажем. Уважаемые
Зрители , давайте покажем Тигрёнку, как надо делать
артикуляционную гимнастику для язычка. Тигрёнок, тебе
нужны будут упражнения:
— «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»,
«Гармошка», «Дятел»
Тигрёнок:– я каждый день буду делать такую гимнастику.
Белка:– Ещё тебе придётся делать гимнастику для пальчиков на
твоих лапках.
Удивительно, но такие упражнения тоже помогут
тебе научиться рычать.
Тигрёнок:– А гости покажут мне их?
Белка:– Давайте покажем Тигрёнку такие упражнения: «колечки»,
«замок», «, кулак-ребро-ладонь», «лягушка».
Тигрёнок: – Белочка, я буду заниматься каждый день, обещаю.
Ведущий: – Каждый день Тигрёнок встречался с Белочкой и упорно
занимался. Прошло уже много времени, Тигрёнок
очень
старался, но рычать пока не мог.
На полянке сидит Тигрёнок занимается с зеркалом.
Заходят Щенок и котёнок.
Пальчиковая гимнастика.
Жаворонки прилетели,
(Дети имитируют взмахи крыльев скрещенными кистями рук)
И на веточку присели,
( Выполняют полупреседания с сомкунутыми перед собой кистями
рук)
Стали зернышки клевать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(Смыкают первый и второй пальцы. Поочередно смыкают с
первым пальцем второй, третий, четвертый, пальцы рук.
Хохолки расправили,
(к сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то
присоединять остальные пальцы, то поднимать их в стороны.)
Песней лес прославили:
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра!
(Производят щелчки пальцами.
Два коротких хлопка ладонями, один шлепок по коленям – 2 раза)
Птицам прочь лететь пора!
(Делают четыре ритмичных взмаха руками (крыльями), имитируя
полет птиц.
Щенок:– Тигрёнок, пойдём с нами цветы собирать!
Котёнок: – В лесу столько первоцветов!!!
Тигрёнок:– Мне нужно заниматься, я жду логопеда.
Котёнок: – Ну как хочешь! (Убегают)
Появляется Белка, за ёлкой появляется волк и начинает
подслушивать.
Белка: – Ты отлично занимался, Тигрёнок. Очень скоро ты начнёшь
рычать. Я принесла тебе книгу «Логопедические игры»,
там много стихов и скороговорок.
Если ты ещё и дома будешь заниматься по этой книге,
то обязательно зарычишь.
Тигрёнок:– Спасибо, я выполню все задания из этой книги.
Белка:– Успехов тебе!
Белка уходит. Тигрёнок с книгой убегает.
Волк (вполголоса, подглядывая из-за ёлки
) – Никогда ты не зарычишь
Уж я -то постараюсь! Мне нужно украсть эту книгу.
(Воет и убегает)
Выходят щенок, котёнок, мышонок и поют «Игра в снежки» сл. и
муз. Н. Вересокиной, выполняют соответствующие движения.
(Координация речи с движением)
Появляется Тигрёнок. Волк из-за ёлки подставляет ему подножку.
Тигрёнок падает, роняет книгу. Волк её хватает.
Волк:– Ваш Тигрёнок никогда не научится рычать и останется
котёнком!
Убегает и радостно воет. Звери испуганы, Тигрёнок
плачет.
Тигрёнок:– Мне осталось чуть-чуть. Логопед сказала, что звук вот
– вот появится, но мне нужна эта книга, чтобы заниматься
дома.
Щенок:– Друзья, мы не должны бояться волка. Нужно помочь
Тигрёнку и вернуть книгу.
Мышка: — Но мы не знаем, где её искать.
Влетает сорока.
Сорока: – Я знаю, я знаю! Я видела, что Волк с книгой побежал в
лес.
Котёнок: – Спасибо, сорока! Собирайтесь в путь, друзья!
Щенок: – Ура!!! Мы идём в поход!!
Ведущий: — Собрались звери в дорогу. Путь был неблизкий, и взяли
они с собой мёду, чтобы подкрепиться в пути. Долго они
шли и вот очутились в дремучем лесу.
Мышка: – Ой, как долго нам ещё идти!
Щенок: – Давайте по пути будем что – нибудь делать вместе для
того, чтобы Тигрёнок по скорее научился рычать
Самомассаж биологически активных зон «Солнышко»
Солнце рано утром встало
,
всех детишек приласкало. (Поднимают руки вверх, потягивают,
делая руками «фонарики»
Гладит грудку
, (Массируют дорожку вдоль переднее-срединного
меридиана по спирали снизу вверх.)
Гладит шейку
, (Поглаживают шею большими пальцами рук
сверху вниз)
Гладит носик,
(Кулачками растирают крылья носа)
Гладит лоб, (
Проводят пальцами от середины к вискам
)
Гладит ушки, (
Ладонями растирают уши)
Гладит ручки
(Растирают ладошки)
Загорают дети . Вот!!!
(Поднимают руки вверх)
Медведь:- Это кто меня потревожил?
Щенок: – Мишенька, не сердись, вот тебе мёд, угощайся.
Медведь: – Спасибо, добрые зверята, что вы делаете в нашем
лесу?
Мышка: – Мы ищем книгу. Её украл волк.
Медведь: – Я сквозь сон слышал, как серый пробегал мимо. Вам
туда!
Все: – Спасибо!
Звери идут дальше.
Котёнок: – Ой, как темно и страшно!
Щенок: – А давайте солнышко позовём!
Координация
речи с движением
Солнышко, солнышко нам посвети!
(Встать на носочки, потянуть руки вверх)
Яркие лучики к нам протяни.
(Опускаемся, руки вперёд)
Лапки мы вложим в ладоши твои,
(Разбиться по парам, руки тянем друг к друга)
Нас покружи, оторви от земли.
(Кружимся парами)
Вместе с тобой по лесу пойдём.
Вместе лучших друзей соберём.
(Идут по кругу, руки на поясе)
С песнями будем водить хоровод.
Солнышко с нами по кругу идёт.
(Берутся за руки, водят хоровод)
Хлопают радостно наши ладошки.
(Хлопают)
Быстро шагают резвые ножки.
(Топают на месте)
Солнышко светит – уют и покой.
(Тянут руки вверх, затем на плечи)
Мы же поход свой продолжим с тобой.
(Руки на поясе, шагают)
Появляется солнышко. Звери радуются.
Пробегает зайчик.
Мышка: – Ой, смотрите зайчик! Зайчик, кто тебя напугал?
Зайчик: – Я под ёлкой видел злого волка!
Котёнок: – А мы как раз его ищем, он украл важную книгу у
Тигрёнка.
Зайчик: — Он вон там и книга у него!
Показывает лапкой и убегает.
Звери бегут дальше, Под ёлкой спит волк с книгой, Звери
крадутся, щенок чихает и волк просыпается.
Волк: – Ах, это вы!!! Сами на ужин ко мне пришли!
Тигрёнок (выступая вперёд, защищая всех): — Выходи на бой, злой
волк!
Идёт бой. Тигрёнок рычит. Волк испуганно воет и убегает.
Мышка: – Мне показалось одному или ты, правда, рычал??
Щенок: – Он рычал. Он рычал!
Тигрёнок:– Не может быть! Где моя книга?
Хватает книгу и читает скороговорки.
Ру — ру — ру – рано встанем по утру.
Ро – ра — ра — начинается игра.
Ир — ир — ир — я сегодня командир.
Ры – ры – ры – подарю друзьям шары.
Ведущий:– Молодец, Тигрёнок! Вот видишь, если упорно
заниматься, то всегда можно добиться того чего хотел.
И твои друзья всегда придут тебе на помощь.
Тигрёнок: – Спасибо, вам друзья!
Звери исполняют «Песенку друзей» муз. Г. Гладкова
Ничего на свете лучше нету
Чем друзьям отпраздновать победу.
Вместе, дружно волка победили
И рычать тигрёнка научили.
Литература:
1.
Борисова Е.А. Игры с пальчиками. Биробиджан, ОблИУУ, 2004
г.
2.
Журнал «Логопед» № 4, 2005 г.
3.
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. М.:
Мозаика Синтез, 2006 г.
4.
Ткаченко Т. А. Развиваем моторику. М.; Эксмо, 2007 г.
Действующие лица : Ведущая ТИГРЕНОК ВОЛК ЩЕНОК КОТЕНОК МЫШОНОК СОРОКА МЕДВЕЖОНКА 2 ЗАЙЧИКА 2 ЛИСИЧКИ БЕЛОЧКА — ЛОГОПЕД
Действие 1
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Сегодня мы вам покажем спектакль про тигренка, которой не умел рычать.
Появляется Тигренок
Тигренок: Ну и что, ну и подумаешь! Не нужен мне этот звук, я и без него обойдусь!
Я и так буду неплохо жить!
Ведущая. Тигренок, как же ты обойдешься без звука Р?
Посмотрим, что из этого выйдет! (уходит)
Появляется котенок
Котенок. Привет, Тигренок!
Тигренок. Ага, котенок!
Котенок. Послушай, как я умею весело мяукать!!! Мяу!!Мяу!!!
Тигренок. Ага! Я тоже буду мяукать!!! Мяу! (низким голосом)
Появляется щенок
Щенок. Привет, друзья!
Котенок. Привет, щенок!
Тигренок. Ага, щенок!
Котенок. Ты слышал, как мы весело мяукаем?
Щенок. А я буду весело лаять! Гав-Гав! Тигренок, а ты рычи!!! (обращается к тигренку)
Тигренок. Нет! Я лучше буду лаять! Гав! Гав!
Появляется мышонок.
Мышонок. Ой, что вы здесь делаете?
Щенок. Мы весело лаем!
Котенок. И весело мяукаем!
Мышонок. А я буду весело пищать! Пи-пи-пи
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду пищать! Пи-пи-пи
Появляется волк
Волк. Это кто тут распищался, размяукался, разгавкался? Кто меня потревожил?
Щенок. Тигренок, только тебя он испугается, а ну-ка, зарычи на него, зарычи!!!
Тигренок. Я не умею! (плачет)
Все. Эх, ты! (Звери разбегаются)
Волк. (злобно) Ух, разбежались! Но ничего, в следующий раз съем!
А ты, котенок, чего разнылся! (смотрит на тигренка)
Тигренок. Я не котенок!
Волк. Раз мяукаешь, значит, котенок!
Тигренок. Ну погоди, ты ещё узнаешь, кто я на самом деле. Я выучу этот звук!
Обязательно выучу! Волк пытается напасть на тигренка.
Выходит ведущая и выручает тигренка, прогоняет волка.
Ведущая. Уходи, волк! Не трогай, тигренка!
Волк. (убегает) Я еще вернусь!!!
Ведущая. Ну, что тигренок, ты теперь будешь делать? Как же ты будешь без звука Р?
Все друзья от тебя убежали.
Тигренок. Не знаю. (Плачет)
Ведущая. Хорошо, тигренок, дам тебе совет. Тебе нужен логопед.
Тигренок. А кто такой логопед?
Ведущая. Это тот, кто помогает научиться произносить правильно звуки
и вообще красиво говорить. В нашей сказке логопед – Белочка.
Белочка, Вы можете нам помочь?
Белка. Что случилось? Кому нужна помощь?
Ведущий. Вот Тигренок очень хочет научиться произносить звук «Р»
Тигренок. Очень, очень я хочу. Пожалуйста!
Белка. Я могу тебе помочь, Тигренок. Но для этого нужно стараться и много заниматься.
Тигренок. Я готов.
Белка. Во-первых нужно делать гимнастику для языка. Вот мои помощники- медвежата
Тигренок встречает медвежат.
1 медвежонок. Принесла нам весть сорока, не умеешь ты рычать!
- медвежонок. Мы помочь тебе готовы, только, чур не убегать!
Тигренок. Очень, очень, я хочу, никуда не убегу!
Белка. Сейчас мы с родителями тебе все покажем.
Уважаемые родители, давайте покажем Тигренку,
как надо делать артикуляционную гимнастику для языка.
Тигренок тебе будут нужны упражнения:
«Качели», «Лошадка», «Гармошка», « Барабан», «Комарик».
Тигренок. Я каждый день буду делать такую гимнастику.
Белка. Ещё тебе придется делать гимнастику для пальчиков на твоих лапках.
Удивительно, но такие упражнения тоже помогут тебе рычать.
Медвежата и гости тебе сейчас их покажут.
Все выполняют пальчиковую гимнастику.
Тигренок. Спасибо, я буду заниматься каждый день. Дальше побегу.
Ведущий. Каждый день Тигренок встречался с Белочкой и упорно занимался,
но рычать пока не мог.
Сорока. (вылетает) Тра-ра-ра, тра-ра-ра,
Тигренок учиться, друзья!с утра?
Зарядку для язычка он выполняет
Для пальчиков зарядку знает
И точно он рычать уж начинает!
Белка. Ты отлично занимался, Тигренок. Очень скоро ты начнешь рычать.
Я принесла тебе книгу «Логопедические игры», там много стихов и скороговорок.
Если ты еще и дома будешь заниматься по этой книге, то обязательно зарычишь.
Тебе помогут зайчата.
Тигренок. Спасибо, я выполню задания из этой книги.
Зайчата — скороговорка
ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ, ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ ОТ ТОПОТА КОПЫТ
Тигренок встречает лисичек.
1 лиса. Принесла нам весть сорока, учишься ты все рычать!
2 лиса. Мы помочь тебе готовы.
1 лиса. Только чур не убегать.
Тигренок. Очень, очень я хочу, никуда не убегу!
1 лиса. Но для этого нужно стараться и зарядкой заниматься
2 лиса. Время зря ты не теряй и за нами повторяй!
У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Сорока (вылетает) Тра-та-та, тра-та-та,
По лесу пошла молва.
Тигренок идет, скоро он «моторчик» заведет!
Лисенок. По-моему ты зарычал!
Тигренок. Р-Р-Р-Р… Я зарычал! Ура, друзья! Спасибо!
БЕЛКА. Молодец, Тигренок! Вот видишь, если упорно заниматься,
то всегда можно добиться того чего хотел.
И твои друзья придут тебе на помощь.
Волк увидел на полянке друзей тигрёнка.
Волк пытается пугать друзей тигрёнка котёнка, щенка и мышонка.
Волк. Сейчас, сейчас я вас съем!
(Появляется тигрёнок, он рычит на волка)
Тигренок. Р-Р-Р-Р-Р!( волк убегает).
Белка-логопед выходит на полянку с белками, медвежатами, лисичками.
Белка-логопед. Ты тигрёнок, так старался, с медвежатами, бельчатами, лисичками занимался.
Научился ты рычать, а друзей всех– защищать!
Очень рада, рада я, вместе мы споём, друзья?!
«Песенка о дружбе» сл. и муз. Н.А. Головыреной
Как хорошо, что рядом друг,
С другом интересней.
И коль беда нагрянет вдруг,
Мы справимся с ней вместе.
Припев: Ты – мой друг, а я – твой друг, вместе мы друзья.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
Как хорошо, что друг всегда
Спешит к тебе скорее.
Протянет руку и тогда
Мир станет вдруг светлее.
Припев: Ты – мой друг, а я – твой друг, вместе мы друзья.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
- Как хорошо на свете жить
И верить в дружбу свято.
Умейте дружбой дорожить
Всегда, во всём, ребята!
Припев: Ты – мой друг, а я – твой друг, вместе мы друзья.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
О нас расскажет всем вокруг песенка моя.
Нейропсихологическая сказка в проведении утренней гимнастики в старшей логопедической группе
«Как тигренок научился рычать».
Цели: коррекция проблем психического развития нейропсихологической сказкой, работа над правильным произношением звука р.
Задачи:
• Оптимизация стабилизации общего тонуса тела.
• Стабилизация эмоциональной регуляции.
• Функциональная активация физических возможностей ребенка.
• Стабилизация межполушарного взаимодействия.
Ход деятельности.
Дети заходят в спортивный зал и выстраиваются в одну шеренгу.
Инструктор: Ребята, я вам сегодня расскажу сказку про веселого и любознательного тигренка. И том, как он учился рычать. Давайте переместимся в богатую загадочную тайгу.
Дети начинают передвигаться по заранее приготовленным массажным дорожкам, разноцветным сенсорным «следам», канату.
Инструктор: В тайге растут высокие деревья. Когда на верхушки садятся усталые птицы веточки прогибаются.
Дети идут по массажным дорожкам руки вверх. На каждый шаг меняют положение рук — правую ладонь вытягивают, а левую ладонь сжимают в кулак.
Инструктор: Деревья так густо растут, переплетаются ветками.
Дети шагают и обнимают себя у груди, одна рука у груди другая рука у живота.
Инструктор: Идем только по натоптанным тропинкам. Наступаем только на красные (синие, зеленые) «следы».
Инструктор: Идем осторожно, чтобы случайно не наступить на змею или на птичье гнездышко. Дети шагают, скрестно перешагивая через канат. Пробираемся через чащу. Перешагивают через канат правой ногой левую руку тянем вправо, левой ногой перешагивают через канат тянем правую руку влево.
Инструктор: Вот мы пришли на поляну. Послушайте, как молодой ветерок играет между деревьями и поет свою песню. Складывают губы трубочкой и дуют, двигают рукой около рта, сбивают струю воздуха. В этом лесу жил тигренок. Он был еще маленький и не умел рычать. Одним прекрасным утром тигренок решил прогуляться. Встаем на четвереньки.Трава была мокрая, а как известно, тигры не любят мочить лапки, поэтому тигренок пошел высоко поднимая лапки и перешагивая через мокрую траву. Стоя на четвереньках, тянем правую руку вперед, левую ногу назад. Нога и рука параллельно полу. Меняем положение рук и ног: левую руку вперед, правую ногу назад.
Инструктор: Тигренок натолкнулся на бревно. Дети ложатся на живот, руки согнуты в локтях и сложены друг на друга. Голову опускаем на руки поворачиваем влево.
Вдруг бревна начали катиться. Это переворачивал бревна огромный кабан, искал себе жучков. Лежа на животе руки вытянуты вперед, ноги лежат на полу. Дети начинают перекатываться 3 раза влево и обратно. При перекатывании влево правая рука и правая нога тянутся влево. При перекатывании вправо левая рука и левая нога начинают движение вправо.
Тигренок послушал как кабан хрюкал и пошел дальше. Вдруг он увидел на земле красивое узорчатое бревно. Один конец бревна начал подниматься. Это, конечно же, была мудрая змея. Она подняла половину туловища, оглянулась в стороны и прошипела ш-ш-ш-ш. Дети, лежа на животе прогибаются назад выпрямляют руки, поворачивают голову вправо влево и шипят. Тигренок послушал змею и пошел дальше.
Наш маленький друг встретил ежиную семью. Они весело играли – катались на спине. Дети, сидя на полу, сгибают ноги в коленях и обхватывают их руками. В этом положении они катаются на спине. После нескольких повторений дети встают положение упор присев. На вопрос тигренка как рычать ежики только фыркнули.
Шел, шел тигренок и очутился около озера. Озеро было прекрасно. Рыбы выныривали из воды, сверкая серебряной чешуей, показывая то головки, то хвостик. Лежа на животе прогнуться, приподнять одновременно ноги и вытянутые вперед руки.
В озере жили бобры. Они повалили прибрежные деревья и построили плотин. Лежа на спине поднимают ноги под углом 45 градусов, опускают ноги влево, исходное положение и вправо. Тигренок подошел к бобрам они только свистнули.
На кувшинках лежали лягушки и грелись на солнышке. Лягушка дремала и ноги её падали то влево, то вправо. Лежа спине, ноги согнуты в коленях. Опустить левую ногу влево, поднять обратно, тоже самое правой ногой, потом обе ноги положить в стороны. Некоторые лягушки сидели на кувшинках и охотились за комарами. Упражнение для языка и глаз. Вытянутый язык тянется вправо, а глаза смотрят влево, язык тянется влево – глаза смотрят вправо. Лягушка только квакнула и нырнула в воду.
Тигренок вздохнул и пошел дальше. Вдруг он услышал невдалеке рычание. Тигренок притаился в кустах и выпрыгнул. Непроизвольно у него вырвалось р-р-р-р-р. От такого рыка звери насторожились и попятились в сторону. Стоя на четвереньках дети шагают в сторону влево, а потом вправо руки ставят скрестно. Там тигренок увидел своего друга леопарда. Они обрадовались, что встретили друг друга и побежали завтракать.
Тема: Как Тигрёнок рычать учился
Этап: Подготовительный к постановке звука [р]
Цель: создать условия для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [р].
Задачи:
— формирование правильного артикуляционного уклада на звук [р];
— развитие артикуляционной моторики;
— упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;
— развитие фонематического слуха;
— развитие мелкой моторики и мимической моторики;
— формирование усидчивости и внимания на занятии.
Оборудование: мягкая игрушка Тигр, зеркало, картинный материал (слон, суслик, обезьяна, медведь, индюк, заяц, лошадь, лев, лиса), карточки-пиктограммы с мимическими выражениями.
Ход занятия
1. Орг.момент
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит Тигр
Но наш Тигр не опасный
Посмотри, да он несчастный!
— А несчастный потому, что не умеет рычать. Кто же его сможет научить?
— Я предлагаю пойти в зоопарк и найти того, кто сможет научить рычать нашего Тигра.
2. Основная часть
— А ты знаешь как должен рычать Тигр? Давай я тебе буду называть звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]. Игра ПОЙМАЙ ЗВУК: р, т, с, р, л, г,…
— И вот мы подходим к зоопарку. Он находится за забором. (Упражнение ЗАБОРЧИК)
— У входа нас встречает слон. (Упражнение ХОБОТОК)
Буду подражать слону,
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
— Слон, ты умеешь рычать?
— Нет, я не умею. Может, суслик знает. Сходите к нему.
— Суслик роет себе норку. Давай ему поможем! (Упражнение ЛОПАТКА)
— Ты помог суслику выкопать норку, какой ты молодец!
— Суслик, ты умеешь рычать?
— Нет, но может, мой сосед умеет.
— Кто это?
Р: Медведь.
— Медведь пьет чай. Чай горячий. Давай остудим. (Упражнение ПОДУТЬ С ЧАШЕЧКИ)
— Медведь, а ты умеешь рычать?
— Нет, я умею только реветь. А вы загляните к моей соседке, может она умеет.
— Кто это?
Р: Обезьянка.
— Обезьянка катается на качелях. Давай покачаемся вместе с ней. (Упражнение КАЧЕЛИ)
— Обезьянка, а ты умеешь рычать?
— Нет, я умею только корчить рожицы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ.
— У меня недавно появился странный сосед. Спросите у него, может, он умеет рычать.
— Кто это?
Р: Индюк.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей болтовни
Никто не понимает.
(Упражнение ИНДЮК С СИЛЬНЫМ ВОЗДУШНЫМ ВЫДОХОМ)
— Индюк, ты умеешь рычать?
Но индюк сказал, что рычать он не умеет и не знает, кто смог бы нам помочь, потому что он приехал в зоопарк недавно и ещё не успел ни с кем познакомиться.
— Смотри, кто это скачет по дорожке?
Р: Лошадка.
Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка
Языком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
(Упражнение ЛОШАДКА)
— Лошадка, ты умеешь рычать?
— Нет, я не умею. Спросите у зайчика, может, он знает, кто вам сможет помочь.
— Зайчик весело бил в барабан и пел песню. Я сейчас буду петь песню, а ты отбивать ритм ладонью по столу: Тра-тра-тра, Тро-тро-тро, Тру-тру, Тра-тра-тра.
ОТБИВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА
(Упражнение БАРАБАН).
— Зайчик, а ты умеешь рычать?
— Нет, я не умею. Но мой знакомый лев точно умеет!
Лев сидел на полянке и рычал.
— Здравствуй, Лев. Ты умеешь рычать? Научи нашего Тигра рычать.
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОНОГО УКЛАДА
— Улыбнись. Зубки не смыкай. Подними кончик языка к бугорочкам за верхними зубами и сделай вот так: «Р-р-р-р…» (ПОСТАНОВКА ПО ПОДРАЖАНИЮ)
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
На львиный рык сбежались звери зоопарка: слон, суслик, лиса, медведь, лошадь, заяц.
— Посмотри внимательно на картинки и найди зверя, которого мы не встретили по дороге.
— А теперь найди зверя, который умеет рычать.
3. Итог занятия
— Где мы сегодня были?
— Кого видели?
— Кто учил Тигра рычать? (Повторение артикуляционного уклада)
— Тебе понравилось занятие?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202097-konspekt-individualnogo-zanjatija-kak-tigrjon