Как то на заре туманной юности в журнале семья и школа сочинение

Обновлено: 09.01.2023

Сочинение — Анализ рассказа На заре туманной юности. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

По пути следования о девушке заботятся случайно повстречавшиеся попутчики, красноармейцы, угощая ее небогатой пищей и предоставляя удобный кров для ночлега. Однако же долгожданная встреча с родным человеком оказывается для Ольги полнейшей неприятной неожиданностью, поскольку в доме Татьяны Васильевны не рады ее приезду, а родная тетя, представлявшаяся девушке доброй и веселой, на деле проявляет себя как черствый, холодный человек, попрекающий сироту куском хлеба, который и не предлагает даже Ольге.

Девушка проводит в доме тетки единственную ночь и покидает его, поступив на учебные курсы персонала железнодорожников, предоставившие ей жилье, столовское питание и небольшую стипендию. Ольга, ощущая огромную благодарность перед новой властью за предоставленную ей возможность самореализации, предпринимает всевозможные усилия для успешной учебы, во время которой она приобретает новую подругу в лице инфантильной, слабохарактерной Лизы, являющейся полной противоположностью Ольге. В период обучения девушка проходит период взросления, принимая собственные решения, не отчаиваясь даже при возникновении безвыходных ситуаций. Примером этому становится момент прекращения выплаты стипендии и предоставления питания на курсах, связанный со сложной ситуацией в стране. Ольга, не опускает руки, и находит дополнительный заработок в виде выполнения обязанностей няни для маленького мальчика Юшки, лишившегося матери, к которому девушка крепко привязывается.

После окончания учебы девушка попадает на работу на железнодорожную станцию, где в один из дней совершает героический поступок в виде спасения жизни многих людей из-за неисправности подвижного состава, не задумываясь о смертельном риске.

2 вариант

Рассказ начинается с тяжелой жизни Ольги, после смерти родителей. Девочка осиротела в 14 лет и осталась совсем одна. Она уходит из пустого дома в мир черствых и жестоких людей. После долгих скитаний Ольга попала в университет, где она получила разрешение жить в общежитие и учиться. Кроме учебы она начала подрабатывать, работая няней. Через 3 года девушка поехала на железнодорожную станцию для практики. В конце практики героиня совершает настоящий подвиг. Ей удается остановить вагонный состав. Она получает тяжелое ранение, но остается в живых.

Весь сюжет строится на рассказе об Ольге. Таким образом, автор хотел раскрыть причины, которые повлияли на главную героиню. Девушка смогла преодолеть отсутствие дома и поддержки, смерть родителей, равнодушие и голод. Ольга становится бесстрашной личностью в попытке преодолеть все трудности. Настоящую жестокость героиня почувствовала от тети, которая не захотела ей помочь. Случайные попутчики, описанные автором, выручали Ольгу и старались помочь. Символичность власти автор выразил в образе Ленина, который бесплатно обучал, давал кров и жилье. Автор поставил акцент на бескорыстии советского общества. Лиза и Юшка появились в жизни девушки на тот момент, когда она стала самостоятельной. На фоне косвенных героев проявляется уверенный образ девушки.

В начале 30-годов некоторые произведения Платонова не были опубликованы. К печати допускались только некоторые творения автора. Несмотря на требования советского времени, Платонов остался верен своему стилю и мыслям. Произведение связано с восприятием мира глазами подростка. Ольга является примером советской молодежи, понимающим свой долг перед обществом.

Совсем недавно я вновь вспомнил эту статью.

^ Та же самая девушка-продавец рассказывала, что диалоги с родителями, пришедшими за покупками для любимого чада, решительно не блещут разнообразием. Нечто вроде:

— Мне бы детскую книжку. Что-нибудь попроще и подешевле. Стишки какие-нибудь – ну, ему же всё равно, что учить…

^ У девушки педагогическое образование. Она рассказывала, сжимая кулачки. Глядя на неё, я понял, что графомань в детских книжках – это отнюдь не забавно.

^ Мама приносит малышу ужасную или отличную книжку с картинками, показывая: вот этим будет питаться твоя душа. Душа привыкает к усвоенной с детства пище.

Положение с новыми книгами для детей и подростков, похоже, ещё хуже, чем со взрослой литературой. У взрослого есть хоть какие-то отдушины в том, что написано, тогда как детям осталась почти исключительно классика.

Классика хороша, кто спорит. Но ребёнку, а тем более подростку, хочется увидеть в книге окружающую жизнь, знакомые реалии. Детей привлекают различные сюжеты и темы, но они не осознают, каким негативным является влияние низкопробной массовой литературы для подростков про современную жизнь школьников и их приключения. А ведь детские книги оказывают очень сильное влияние на людей вплоть до определяющего.

(По М. Далину)

Далин Максим Андреевич – современный прозаик, публицист.

Каково влияние «правильных»и «неправильных» книг на человека? Этот вопрос в одной из своих статей поднимает публицист и прозаик М. Далин.

Думаю, он рассуждает именно над этой проблемой, потому что в наши дни чтенье отходит на второй план, а мы, занятые своими делами, все реже и реже вспоминаем, как здорово держать в руках настоящую книгу, наполненную глубокими рассуждениями, мастерскими описаниями природы, историями любви, захватывающими дух, и опасными приключениями.

Сам автор считает, что книга-это необходимая составляющая нашей жизни, пища для ума, но далеко не любое произведение принесет нам пользу , потому что некоторые плоды литературного труда , как «картонные детективы, дешёвая фэнтези» и «копеечные любовные романы», постепенно притупляют ум, приводя впоследствии к «несварению разума при восприятии живого текста или настоящей поэзии».

Я полностью согласна с писателем, ведь книга должна быть наставником, универсальным учителем жизни, готовым помочь ответить на любой вопрос. А разве сможет эту главную функцию выполнить плохая книга? Конечно, нет. Она не удовлетворит духовные потребности души.

Моя чудесная учительница русского языка говорила, что литература учит нравственности, как ничто в мире. А разве это неправда? Сколько замечательных писателей, которых мы до сих пор читаем, которыми гордимся и восхищаемся, воспитаны на литературе своей страны, на родных книгах, (на хороших книгах!)! А наши учителя -литературоведы? Я училась в трех школах и точно уверена, что это люди, которые могут все понять и почувствовать сердцем, у них нужно научиться тонкому пониманию вещей и милосердию.

Пытаясь ответить на вопрос о влиянии на нашу жизнь книг, вспомнила строки стихотворения В. Высоцкого:

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Поэт говорит, что «правильные» книги воспитывают, делают каждого из нас человеком, способным на благородство, самоотверженность, честность.

Мне кажется, что книги — это лучшее, что могли создать люди. Они вбирают в себя мудрость и опыт всего человечества и бережно передают из века в век самое ценное, что может дать человек детям — свою душу. Это значит, что влияние книг на нас как хороших, так и плохих неоспоримо, только чтение хороших книг поможет развить душу и сделаться нам самим немного лучше, а читать плохие книги, как сказал В.Белинский, » хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Главный Попко

1)Как-то на заре туманной юности в журнале «Семья и школа»,
кажется, случайно прочёл исключительно забавную статью. (2)Она
называлась «Не поэт, но для детей».
(3)Статья представляла собой
грустные размышления редактора детского издательства о том, как
представляют себе пописывающие граждане то, что, по их мнению, можно и
нужно читать детям. (4)Как в издательство шлют жуткую графомань,
радостно сообщая редактору, что «сам-то я не поэт, конечно, но для детей
сойдёт». (5)Тогда мне казалось, что это страшно весело.
(6)Совсем недавно я снова вспомнил эту статью.
(7)Моя
приятельница — продавец книг — принесла показать новую детскую книжку,
только что изданную. (8)Умолчу о картинках; стихи под картинками
поражали воображение. (9)Меня глубоко потрясли строки: (10)»Снесла
курица яйцо — удивилась, где лицо». (11)Над смыслом этих слов я
задумался очень надолго, тихо радуясь тому, что сам уже не ребёнок.

Лучший ответ:

Васян Коваль

(3)[Статья представляла собой грустные размышления редактора детского издательства о том], (как представляют себе пописывающие граждане то), (что, по их мнению, можно и нужно читать детям).

[ ], ( как ), (что ). Придаточные изъяснительные.

(4)(Как в издательство шлют жуткую графомань, радостно сообщая редактору), (что «сам-то я не поэт, конечно, но для детей сойдёт»).

( ), ( что ). Придаточное изъяснительное. Главное предложение восстанавливается из предыдущего предложения 4.

(5)[Тогда мне казалось], (что это страшно весело).

[ ], (что ). Придаточное изъяснительное.

(11) [Над смыслом этих слов я задумался очень надолго, тихо радуясь тому], (что сам уже не ребёнок).

Помогите найти придаточные предложения (тип придаточных) :

1)Как — то на заре туманной юности в журнале «Семья и школа», кажется, случайно прочёл исключительно забавную статью.

(2)Она называлась «Не поэт, но для детей».

(3)Статья представляла собой грустные размышления редактора детского издательства о том, как представляют себе пописывающие граждане то, что, по их мнению, можно и нужно читать детям.

(4)Как в издательство шлют жуткую графомань, радостно сообщая редактору, что «сам — то я не поэт, конечно, но для детей сойдёт».

(5)Тогда мне казалось, что это страшно весело.

(6)Совсем недавно я снова вспомнил эту статью.

(7)Моя приятельница — продавец книг — принесла показать новую детскую книжку, только что изданную.

(8)Умолчу о картинках ; стихи под картинками поражали воображение.

(9)Меня глубоко потрясли строки : (10)»Снесла курица яйцо — удивилась, где лицо».

(11)Над смыслом этих слов я задумался очень надолго, тихо радуясь тому, что сам уже не ребёнок.

(3)[Статья представляла собой грустные размышления редактора детского издательства о том], (как представляют себе пописывающие граждане то), (что, по их мнению, можно и нужно читать детям).

(4)(Как в издательство шлют жуткую графомань, радостно сообщая редактору), (что «сам — то я не поэт, конечно, но для детей сойдёт»).

Главное предложение восстанавливается из предыдущего предложения 4.

(5)[Тогда мне казалось], (что это страшно весело).

(11) [Над смыслом этих слов я задумался очень надолго, тихо радуясь тому], (что сам уже не ребёнок).

Очень долго Незнайка (?

Очень долго Незнайка (.

) о том, как он хотел стать поэтом.

Все дети хотят побыстрее вырасти и стать взрослыми?

Все дети хотят побыстрее вырасти и стать взрослыми.

Подскажите что за рассказ срочно.

Напишите пожалуйста сочинение на тему как хорошо учиться в школе (что — то типо газетной статьи размышление — рассуждения)?

Напишите пожалуйста сочинение на тему как хорошо учиться в школе (что — то типо газетной статьи размышление — рассуждения).

1. В большой комнате стоит тишина и горят лампы на столах.

2. А в дальнем углу комнаты редактор и автор рукописи тихо и убеждённо спорят по поводу достоверности некоторых упомянутых в ней событий и по — видимому редактор сумеет настоять на своём.

3. На одном столе лежит груда книг раскрыты толстые справочники.

4. Мы находимся в редакции солидного издательства которое пользуется заслуженным уважением в мире книги.

5. Это редактор проверяет приведённые в рукописи цитаты факты.

6. За столами сидят редакторы погружённые в чтение рукописей.

8. Работа с рукописью основное дело редактора.

9. Редактор должен быть не только образованным но и тактичным вежливым человеком.

Помогите придумать предложение со словом редактор, конструктор, юрист, поэт?

Помогите придумать предложение со словом редактор, конструктор, юрист, поэт.

Закончите предложения так, чтобы получился текст?

Закончите предложения так, чтобы получился текст.

Можно ли определить его тип по заголовку.

Каким я хочу стать?

Больше всего я хочу стать .

. Вот поэтому, когда я стану взрослым, то .

Составить предложение жутко ?

Составить предложение жутко .

Статья на тему » нужно ли читать книги в наши дни » 150 слов?

Статья на тему » нужно ли читать книги в наши дни » 150 слов.

СРОЧНО?

Запишите пословицы , которые представляют собой сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Нужны предложения похожие на эти , идти лесом — идти через лес ; книга для детей — детская книга?

Нужны предложения похожие на эти , идти лесом — идти через лес ; книга для детей — детская книга.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Помогите найти придаточные предложения (тип придаточных) :1)Как — то на заре туманной юности в журнале «Семья и школа», кажется, случайно прочёл исключительно забавную статью?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 10 — 11 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Глаголы изменяются по числам, временам, лицам, родам. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Событие было ; княгиня слыла ; барыня бродит. Выделенные слова сказуемые.

— Привет, Вить! — Здравствуй, Юра. — Давно тут сидишь? — Часа два, может, три. — Загорел знатно! — Да. Загар мой идеален.

В)Вследствие усталости работа шла медленно.

Максим Галкин родился 18 июня 1976 года в Москве в семье военного (отец – генерал — полковник). С самого детства в биографии Максима Галкина проявлялся актерский талант. Мальчик выступал в детском саду, затем участвовал в школьных спектаклях. Кром..

1. Маша играет с куклой, а мама читает. 2. Если слушаться маму, можно получить конфетку. 3. Нужно хорошо отдохнуть, чтобы было о чём говорить.

Пруд так и есть даже если бы с окончанием.

1. Первый снег в жизни пса 2. Фомка не любит тишину 3. Умеют ли собаки удивляться? Он(пдолеж. , местоимение) переступал(сказуем. , глагол) с места на место(дополнение, наречие) и удивлялся(сказуемое. , глагол) новым(определение, прил. ) следам..

1. запылала — глагол. 2. Начальная форма : запылать (инфинитив) ; 1 — е спряжение, непереходный, совершенный вид ; единственное число, прошедшее время, женский род. 3. Синтаксическая роль : Может быть различным членом предложения, смотрите по конте..

Наступила зима, и похолодало. Перелётные птицы уже в тёплых краях, а на родине остались воробьи, вороны, сороки, синички. В морозные дни им приходится туго, однако неравнодушные люди устраивают для пернатых кормушки. Позаботься и ты о птицах, и он..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Экологические проблемы темиртау сочинение
  •   

  • Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека итоговое сочинение
  •   

  • Сочинение на тему принц и нищий
  •   

  • Моя мама супергерой сочинение
  •   

  • Сочинение по картине летний день малевича
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение

Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Родители девушки были отправлены на войну и оттуда уже не вернулись. Ольга рано потеряла своих родителей и теперь решила отправиться в город, где жила ее родственница. Ведь самостоятельно она жить не сможет. Сначала она попыталась все научиться делать самостоятельно, но у нее ничего не получалось и единственным верным вариантом является отправиться к тете. Вот только добираться туда было очень трудно, ведь кругом шла война и ее в любой момент могли убить. Вот только в мире имелись добрые люди, которые соглашались без лишних проблем помочь нашей главной героини. Один машинист, увидев девушку, решил накормить ее картошкой, а ведь девушка уже несколько дней ничего не ела. Также на пути ей встретили красноармейцы, которые оставили и позволили переночевать в одном из вагонов. А когда настало утро, то дали немного продуктов и показали дорогу.

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Популярные сегодня темы

  • Любовь к матери. Аргументы примеры из литературы к сочинению

    Мама — это первое, самое главное слово в жизни человека. Любовь к ней рождается вместе с нами, с первым вздохом, и сопровождает человека всю его жизнь. Благодаря этому чувству в нас растут и развиваются светлые

  • Характеристика Бубнова и его образ в пьесе На дне Горького сочинение

    Характер героя пьесы М.Горького «На Дне» определить не сложно, ведь автор очень точно описывает образы людей, попавших в непростые жизненные ситуации и живущих, так сказать, «на дне» жизни.

  • Портрет Пугачева в Капитанской дочке Пушкина сочинение

    Одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка» является реальная историческая личность – Емельян Пугачёв. Образ его противоречив и неоднозначен. С одной стороны – это талантливый предводитель крестьян; с другой – жестокий и беспощадный разбойник.

  • Анализ рассказа Пришвина Голубая стрекоза

    М.М. Пришвин — писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

  • Сочинение Образ Панкрата в рассказе Тёплый хлеб Паустовского

    Панкрат – угрюмый старик-мельник из сказки Паустовского «Тёплый хлеб» выглядел хмурым, на нем всегда была мучная пыль, которая, кажется, на веки въелась в кожу и одежду, хотя сама

Сочинение: А. Платонов. «На заре туманной юности»

А. Платонов. «На заре туманной юности».

Агапитова Саша. 9 А

Андрей Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о девочке-сироте.

Родители Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями. Утром красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом. Татьяна Васильевна (тётя Ольги) попрекнула несчастную сироту едой и положила спать на твёрдый сундук, не дав ни одеяла, ни подушки, ни даже простыни. Утром Ольга ушла из дома тёти и решила поступить в университет. Её взяли на подготовительный курс. Так девочка обрела крышу над головой и пищу. Кормили её хорошо, давали стипендию, а Ольга, в свою очередь, усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Пережив смерть родителей и посещение родственников, сирота не понимала, за что её кормят и позволяют жить в тепле, и боялась, что её прогонят. Однажды им перестали давать продукты и задержали стипендию, в этом были повинны белые офицеры. Тогда Ольга пошла работать нянькой к одному вдовцу. Также она посетила свою тётю, у которой случилось горе, её муж стал ей изменять. Вскоре курсантам выдали задолжности, и необходимость в работе отпала, но Ольга всё равно ходила к своему бывшему воспитаннику Юшке и посоветовала его отцу отдать ребёнка в ясли. По окончании курсов девочку отправили проходить практику на железнодорожную линию. Однажды Ольга проснулась ночью от гудков красноармейского паровоза, у которого был оборван состав. Поезду грозило сойти с рельсов, тогда бы погибли люди. Девушка ценой своего здоровья спасла состав, долго болела, но выздоровела.

Как вы уже, наверное, поняли, что главная тема этого произведения — выход в счастье, состоявшейся человеческой жизни. Главный герой один – девушка-сирота, которая стала выражением того, что человек может быть счастливым ни смотря ни на что. Кроме Ольги в рассказе присутствуют ещё несколько второстепенных героев. К таковым относятся Татьяна Васильевна – воплощение жадного, озлобленного, но в то же время несчастного человека. Лиза – подруга Ольги. С ней сирота делила счастье и горе студенческой жизни. Юшка – воспитанник Ольги. Мне было очень жаль Ольгу, когда её не пускала к себе её тётя. Я искренне сопереживала девушки, когда она спасала поезд с красноармейцами. На мой взгляд, это произведение вечное, потому что как раньше, так и теперь люди оказывались в положении Ольги. Этот рассказ учит нас не жалеть себя, если это требует жизнь и сложившаяся ситуация.

Язык произведения простой. Автор не использует лирических отступлений, жизнь и людей показывает через их поступки. Иногда встречаются коротенькие описания интерьера и изредка природы. Например, «в кухне и горнице у тётки было чисто, прибрано и покойно, и пахло хорошо, как у богатых». «На улице было утро, с неба светило тёплое солнце; скоро будет уже осень, но она ещё не наступила, только листья на деревьях стали старыми».

метки: Туманный, Рассказ, Юность, Платон, Девушка, Человек, Ольга, Жизнь

  • Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.

3 стр., 1266 слов

Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова (по …

… нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», и миссия у нее «скромная» — «разбудить спящую душу» Обломова. В значительной степени Ольга осуществляет эту миссию, эту роль своеобразного доктора. После … нормам и правилам света. В отличие от других светских женщин, Ольга идет «простым, природным путем жизни». По мнению Д. Ж. Писарева, в личности Ольги Ильинской» «привлекающей к себе невыразимою …

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Родители девушки были отправлены на войну и оттуда уже не вернулись. Ольга рано потеряла своих родителей и теперь решила отправиться в город, где жила ее родственница. Ведь самостоятельно она жить не сможет. Сначала она попыталась все научиться делать самостоятельно, но у нее ничего не получалось и единственным верным вариантом является отправиться к тете. Вот только добираться туда было очень трудно, ведь кругом шла война и ее в любой момент могли убить. Вот только в мире имелись добрые люди, которые соглашались без лишних проблем помочь нашей главной героини. Один машинист, увидев девушку, решил накормить ее картошкой, а ведь девушка уже несколько дней ничего не ела. Также на пути ей встретили красноармейцы, которые оставили и позволили переночевать в одном из вагонов. А когда настало утро, то дали немного продуктов и показали дорогу.

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.

19 стр., 9185 слов

Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов

… Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. … Ольга Ильинская является связующим звеном между ними. Значение детства в формировании характеров героев Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, …

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Популярные сегодня темы

  • В своем произведении Соседи Салтыков — Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей

  • Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

  • Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые

  • Бирюк – крепкий плечистый русский мужик, с которого всем стоит брать пример. Бирюк любит хорошую работу, слаженность и очень сильно ненавидит воров и воровство

  • Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон

Мы изучаем — Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение. Подсказки школьнику

Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Родители девушки были отправлены на войну и оттуда уже не вернулись. Ольга рано потеряла своих родителей и теперь решила отправиться в город, где жила ее родственница. Ведь самостоятельно она жить не сможет. Сначала она попыталась все научиться делать самостоятельно, но у нее ничего не получалось и единственным верным вариантом является отправиться к тете. Вот только добираться туда было очень трудно, ведь кругом шла война и ее в любой момент могли убить. Вот только в мире имелись добрые люди, которые соглашались без лишних проблем помочь нашей главной героини. Один машинист, увидев девушку, решил накормить ее картошкой, а ведь девушка уже несколько дней ничего не ела. Также на пути ей встретили красноармейцы, которые оставили и позволили переночевать в одном из вагонов. А когда настало утро, то дали немного продуктов и показали дорогу.

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.

Все сочинения

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Платонов
  4. Анализ рассказа На заре туманной юности

Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

Главной героиней рассказа является молодая девушка по имени Ольга, в четырнадцать лет оставшаяся полной сиротой, поскольку ее родители в период гражданской войны умирают от уносившего жизни многих людей вокруг тифа. Ольга, переживая уход отца с матерью, твердо помнит материнский наказ о необходимости продолжать полноценную жизнь и решает отправиться в город к единственному оставшемуся родному человеку, тетке Татьяне Васильевне.

По пути следования о девушке заботятся случайно повстречавшиеся попутчики, красноармейцы, угощая ее небогатой пищей и предоставляя удобный кров для ночлега. Однако же долгожданная встреча с родным человеком оказывается для Ольги полнейшей неприятной неожиданностью, поскольку в доме Татьяны Васильевны не рады ее приезду, а родная тетя, представлявшаяся девушке доброй и веселой, на деле проявляет себя как черствый, холодный человек, попрекающий сироту куском хлеба, который и не предлагает даже Ольге. 

Девушка проводит в доме тетки единственную ночь и покидает его, поступив на учебные курсы персонала железнодорожников, предоставившие ей жилье, столовское питание и небольшую стипендию. Ольга, ощущая огромную благодарность перед новой властью за предоставленную ей возможность самореализации, предпринимает всевозможные усилия для успешной учебы, во время которой она приобретает новую подругу в лице инфантильной, слабохарактерной Лизы, являющейся полной противоположностью Ольге. В период обучения девушка проходит период взросления, принимая собственные решения, не отчаиваясь даже при возникновении безвыходных ситуаций. Примером этому становится момент прекращения выплаты стипендии и предоставления питания на курсах, связанный со сложной ситуацией в стране. Ольга, не опускает руки, и находит дополнительный заработок в виде выполнения обязанностей няни для маленького мальчика Юшки, лишившегося матери, к которому девушка крепко привязывается.

После окончания учебы девушка попадает на работу на железнодорожную станцию, где в один из дней совершает героический поступок в виде спасения жизни многих людей из-за неисправности подвижного состава, не задумываясь о смертельном риске.

Смысловая нагрузка рассказа «На заре туманной юности» передает авторский замысел, заключающийся в проявлении хрупкой русской девушкой необыкновенной силы воли, сохраняющей при этом собственное достоинство и смело смотрящей в свое светлое будущее, несмотря на пережитые страдания и боль. При этом писатель применяет в произведении простое лирического повествование, изображая человеческие поступки посредством народного, легко понятного языка и не используя авторских лирических отступлений, а также описаний природных пейзажей и домашних интерьеров.

2 вариант

Рассказ представляет собой описание жизни главной героини, которая смогла преодолеть все тяготы и невзгоды и при этом осталась сердечным и добрым человеком. Ранее данное произведение называлось «Ольгой».

Сюжет рассказа основан на впечатлениях русской девушки. Автор описал события так, что читатели полностью погрузятся в переживания Ольги. Авторские фразы дают понять, что героиня из хрупкой девочки превращается в целеустремленную женщину. Платонов не использовал никаких речевых оборотов.  Диалоги между героями содержат простую речь. Данную простоту речи автор использовал как писательский прием. В произведении присутствуют свои отличительные характерные черты. Первая черта связана с романтикой железной дороги. Вторая черта – это эмоциональная тематика, связанная со смертью и преодоление невзгод.

Рассказ начинается с тяжелой жизни Ольги, после смерти родителей. Девочка осиротела в 14 лет и осталась совсем одна. Она уходит из пустого дома в мир черствых и жестоких людей. После долгих скитаний Ольга попала в университет, где она получила разрешение жить в общежитие и учиться. Кроме учебы она начала подрабатывать, работая няней. Через 3 года девушка поехала на железнодорожную станцию для практики. В конце практики героиня совершает настоящий подвиг. Ей удается остановить вагонный состав. Она получает тяжелое ранение, но остается в живых.

Весь сюжет строится на рассказе об Ольге. Таким образом, автор хотел раскрыть причины, которые повлияли на главную героиню. Девушка смогла преодолеть отсутствие дома и поддержки, смерть родителей, равнодушие и голод. Ольга становится бесстрашной личностью в попытке преодолеть все трудности. Настоящую жестокость героиня почувствовала от тети, которая не захотела ей помочь. Случайные попутчики, описанные автором, выручали Ольгу и старались помочь. Символичность власти автор выразил в образе Ленина, который бесплатно обучал, давал кров и жилье. Автор поставил акцент на бескорыстии советского общества. Лиза и Юшка появились в жизни девушки на тот момент, когда она стала самостоятельной. На фоне косвенных героев проявляется уверенный образ девушки.

В начале 30-годов некоторые произведения Платонова не были опубликованы. К печати допускались только некоторые творения автора. Несмотря на требования советского времени, Платонов остался верен своему стилю и мыслям. Произведение связано с восприятием мира глазами подростка. Ольга является примером советской молодежи, понимающим свой долг перед обществом.

Анализ рассказа На заре туманной юности

Анализ рассказа На заре туманной юности

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности

  • Сочинение на тему Моя семья 2, 3, 4, 5, 6 класс

    Моя семья – это я, папа, мама, сестра и кот. Мы редко видимся с другими родственниками, потому что они живут далеко, а вот всей семьёй каждый вечер проводим вместе.

  • Сочинение Что дают человеку уроки прошлого

    В жизни происходят одни события за другими, неизбежно формируясь в категорию «прошлое». Одни ситуации нам кажутся масштабными и значимыми, другие – не очень, одни ситуации доставляют радостные эмоции, другие – не очень.

  • Образ и характеристика Насти в пьесе На дне Горького сочинение

    Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.

  • Сочинение на тему Школьная жизнь

    Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы.

     Статья в своё время была написана для СИ. Вспомнилось что-то…

1288783211_0_21c35_83235a95_xl

Значит, нужные книги ты в детстве читал, или Не поэт, но для детей…

                                                                                    …И в кипящих котлах прежних боен и смут
                                                                                    Столько пищи для маленьких наших мозгов…
                                                                                                              В. Высоцкий

                                                                                    …Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как 
                                                                                     это делается…
                                                                                                            Я. Корчак

                                                                                    …Меня снесут с крылечка, сонного,-
                                                                                     И я проснусь от скрипа санного –
                                                                                     Когда я снова стану маленьким
                                                                                     И мир чудес открою заново…
                                                                                                          А. Галич                                                                            

       Как-то на заре туманной юности в журнале узкопедагогического толка – «Семья и школа», кажется – случайно прочел исключительно забавную статью. Она называлась «Не поэт, но для детей» — автора я, конечно, давно забыл, а жаль.
       Статья представляла собой грустные размышления редактора детского издательства о том, как представляют себе пописывающие граждане то, что, по их мнению, можно и нужно читать детям. Как в издательство шлют жуткую графомань, радостно сообщая редактору, что «сам-то я не поэт, конечно, но для детей сойдет». Шедевры, цитированные в статье, долго были ходячей хохмой в моей компании. «Жираф по Африке гуляет, и в ней коня напоминает; быстро бегает и стоя спит множеством шеи и копыт» — примерно такого рода. Тогда мне казалось, что это страшно весело.
       Совсем недавно я снова вспомнил эту статью.
       Моя приятельница – продавец книг – принесла показать новую детскую книжку, изданную совсем недавно. Умолчу о картинках; стихи под картинками поражали воображение. Меня глубоко потрясли строки: «Снесла курица яйцо – удивилась, где лицо». Над смыслом этих слов я задумался очень надолго, тихо радуясь тому, что сам уже не ребенок.
      Та же самая девушка-книготорговец рассказывала, что диалоги с родителями, пришедшими за покупками для любимого чада, решительно не блещут разнообразием. Нечто вроде:
      — Мне бы детскую книжку. Что-нибудь попроще и подешевле. Стишки какие-нибудь – ну, ему же все равно, что учить…
     — Дайте для подростка что-нибудь… Ну такое, не заумное – что они сейчас все читают. Глупость какую-нибудь – все равно, лишь бы от компьютера оторвался. И краткое содержание «Недоросля» и «Войны и мира» — ему ж, идиоту, экзамены сдавать…
     У девушки педагогическое образование. Она рассказывала, сжимая кулаки. Глядя на нее, я понял, что графомань в детских книжках – это не забавно, совсем не забавно.
     Еще более печально отношение взрослых к будущей духовной жизни детей. Можете себе представить, чтобы кто-то из этих любящих родителей сказал в гастрономе: «Мне бы какой-нибудь колбасы дешевенькой – для ребенка, ему все равно, он не понимает – ну и йогурт просроченный, что ли… Подешевле»?!  Ведь дико же! Нормальный родитель еще и скандал устроит, если вдруг детское питание окажется недостаточно качественным. Но просроченная, тухлая, синтетическая, фальсифицированная духовная пища для ребенка воспринимается взрослыми совершенно нормально и естественно; они сами ее выбирают, не задумываясь – и кормят ею малышей.
      Дети привыкают к суррогатам с младенчества. С «куриного лица» и жирафа с «множеством  шеи и копыт» — они еще малы, они доверяют маме, которая это читает, воспитательнице, которая это с ними разучивает. Они учатся считать это нормой. Естественно, подросшие на тухлом чтиве малыши берут читать знакомое и усвоенное – в таких же ярких обложках: мальчики – детские детективы и ужастики, девочки – кошмарные а`ля «любовные» романы. И вырастая, мальчики и девочки так же очевидно и естественно начинают читать книжки мам-пап: картонные детективы, дешевую фэнтези и совсем уж копеечные любовные романы.
      Кошка приносит котятам придушенную мышь, показывая – вот это нужно есть. Мама приносит малышу ужасную или отличную книжку с картинками, показывая – вот этим будет питаться твоя душа. Душа привыкает к пище, усвоенной с детства.
      И у бедолаги, выросшего на духовных «сосисках» из клея, казеина, туалетной бумаги, красителей и ароматизаторов, тут же случается несварение разума, если ему придется воспринимать «мясо с кровью» живого текста, а пуще того – «соловьиные язычки в меду» элитарной прозы или настоящей поэзии. Неподготовленный читатель не виноват. Он и хотел бы – да не может.
      Как сказал один старый еврей, «сложно объяснить вкус дыни тому, кто всю жизнь жевал сапожные шнурки».

      Положение с новыми книгами для детей и подростков, похоже, еще хуже, чем с взрослой литературой. У взрослого есть хоть какие-то отдушины в новом; детям осталась почти исключительно классика.
      Классика хороша, кто спорит. Но ребенку, а тем паче – подростку хочется увидеть в книге окружающую жизнь, знакомые реалии, привычную его уху речь. Это желание подсовывает суррогаты даже тем, кто хотел бы другого всей душой; нечего больше, нечего.
      «Сочинить сказку может только гений», — сказал кандидат в воспитатели ясельников в сказке Сергея Другаля. Подписываюсь.
      Андрей Усачев, наверное, гений. Во всяком случае, он сочинил сказку.
      «Умная собачка Соня» — сказка замечательная, тонкая, неглупая, изящная. И малышам она нравится, и кое-кому из подростков, как это ни забавно, она нравится. Многозначная такая фенечка, которая может быть воспринята, почти как притча. Истории, как Соня пробовала горчицу, как она потеряла главное в жизни или как захотела стать деревом – и почти стала – наводят на мысли, наводят. И без нравоучений, совсем. Этим же восхищают сказки Янссон о Муми-Троллях и – если кто его помнит – Погодинский «Жеребенок Миша». Чистая психология с философией для детей любого возраста вплоть до пенсионного; обращение к ребенку, живущему в каждой человеческой душе всю жизнь.
     Славно, что есть такие авторы. Ведь обычно у нас как – если для детей, то либо сплошная мораль, либо вообще аморально.
     Хороши были книги Булычева об Алисе. Можно придираться сколько угодно – но по существу все равно хороши. Именно таковы – не назидательны, не лживы, не глупы. И хороши в особенности были «Гай До» и «Город без памяти» — вдумчивые, светлые и очень нежные вещи, уже не для малышей, как «Тайна Третьей планеты», а для подростков. О любви, об ответственности, о том, сколько значит прошлое…     
     «Перевал» Булычева – еще один роман взросления, о котором стоит упомянуть. Трое ребят из поселка, образованного астронавтами-робинзонами, идут через перевал к оставленному звездолету – передать сигнал бедствия далекой Земле. Трое подростков, выросших в диком мире, далеко от дома, далеко от привычной цивилизации, в экипаже этого самого межпланетного корабля, потерпевшего бедствие – а экипаж уже почти превратился в первобытное племя. Девочка – и двое мальчиков, очень разных мальчиков. И что же важнее для будущего мужчины: человечность, способность к пониманию и сопереживанию, маневренный разум – или физическая сила, отвага, жестокая готовность идти напролом? За кем будущее поселка? Один из мальчиков – по духу цивилизованный землянин прекрасного Булычевского будущего, второй – по духу дикарь. Дикарю легче выжить в окружении дикости; может – долой утонченность, доброту, внутренний свет?
       Но стоит ли обществу выживать на таких условиях?
       Ах, как современно это звучит! Кто выиграет в нашем Сегодня? Тот, кто берет нахрапом, тот, кто сильнее, наглее, кто может отмести жалость и прочие внутренние тормоза – или его вечный противник, любящий вопреки всему и верящий несмотря ни на что?
     Жаль, так, как Булычев, больше никто не пишет.
     И Горькавый не пишет, хотя «Астровитянку» и называют «новой Алисой». Простовато, грубовато. Перебор картона, в особенности – в образах взрослых. И примесь мерисьютины в героине плюс картонность героев второго ряда плюс эмоциональные пережимы – в сумме, все-таки, дают не шедевр. Переборчик взрослых в качестве отрицательных персонажей оправдывает высокомерие героини, граничащее с хамством. Радость для деток, кто спорит… Книга-антагонист мудрейшего «Короля Матиуша Первого» пана Корчака:  отсутствующий жизненный опыт заменяется закачанной с компьютера информацией – и это приветствуется и автором, и аудиторией. Виват, в книге много Фактов, Сведений и Данных! Возрождается стиль Казанцева – советский научпоп? А может, Фактам, Сведениям и Данным место в энциклопедиях, а сказки потребны для формирования души? А может, душу лучше формировать болью Короля Матиуша, а не триумфом Девочки Со Стеклянными Волосами? Нет уж, дорогие друзья, в смысле «космического Маугли» я бы подростку лучше «Малыша» Стругацких предложил, если уж на то пошло. «Малыш» – гораздо светлее и чище, без намека на сомнительную изнанку.
     Даже поклонники Горькавого говорят, что вторая книга нехороша. По мне – и первая не слишком…   
     Два слова о Матиуше, если уж мы о нем вспомнили.
     Матиуш, как известно, стал королем в десять лет. Описывая его жизнь, очень непростую, и его характер, очень детский и очень человеческий, добрый и мудрый пан Корчак обращается к юным читателям, как всегда обращался к своим воспитанникам: с уважением к их маленькому опыту, с пониманием и любовью. Пан Корчак не развлекает детей тем, что льстит их самолюбию, не заигрывает с ними. Мир непрост, говорит он. В нем всем есть место, и героям, и подонкам; подвиг и предательство, искренняя дружба и лицемерие – одинаково присущи и детям, и взрослым. Попытавшись отдать в руки детей настоящую власть, надеясь на детскую честность и чистоту, забытые изолгавшимся миром взрослых, Матиуш доводит свою страну почти до гибели – но когда к власти с помощью измены и обмана возвращаются взрослые, становится не намного лучше; разве что – более привычно…  Вера в детей, страстное желание их свободы сменяется в душе Матиуша разочарованием и усталостью; верить во взрослых – уже нельзя. Через беды и боль, обиды и предательства Матиуш обретает настоящий опыт и духовную силу – но отрекается от престола…
      Матиуш – потрясающей силы образ. Он, сказочный герой из настоящей детской сказки, пронзительно реален; у Корчака, видимо, даже соблазна не возникало наделить своего персонажа суперсилой, суперразумом или суперспособностями. Отчаянно отважный мальчик, мечтающий о подвигах и славе – изнеженный и неловкий рядом со сверстниками-плебеями, «голубая королевская кровь». Истово ненавидящий мешающий любому замыслу дворцовый этикет – все время помнит о королевской чести, о своем достоинстве человека и государя. Вспыльчивый – не унижается до хамства. Искренний – иногда молчит, чтобы не ранить. Требующий к себе подобающего уважения – и не способный унизить даже смертного врага. Поверхностный, как все дети – выбивающий из себя поверхностность непосильной, не по возрасту, ответственностью. Дворцовый блеск, возможности, власть – сирота на престоле. Низложенный, беспомощный юный узник – росток великого правителя…
     Девиз Матиуша явно – «Делай, что должно – и будь, что будет!»
     Еще одно литературное воплощение чистого света и настоящей правды – Крапивинский «Журавленок и Молнии». Если уж хочешь писать ребенка, который резко повзрослел в свои одиннадцать – вот как это делается. Такая у Крапивинских деток душевная сила и мудрость недетская на контрасте с детским опытом, такая самоотверженная жертвенность, такая способность любить – друзей ли, мир ли… Эти невидимые молнии, пронизывающие насквозь душу Юры Журавина каждый раз, когда он сталкивается со злом, оставляют след не только на ней, но и на душах читателей – и все честно, честно, честно. Безжалостно честно. Лучшая книга Крапивина, ИМХО. Так же, как у Корчака – никаких скидок на возраст. И кстати – о скидках на возраст.

     Джон Кристофер ведь издавался в России. И – с кем ни заговорю – не знают Кристофера. Потрясающего писателя и потрясающего детского писателя, автора романа «Огненный бассейн», кроме прочего.
     Так вот, Кристофер считал, что в идеале детская книга должна отличаться от взрослой возрастом героев, отсутствием откровенных эротических сцен и сдержанным описанием сцен насилия. И все.
     Больше никаких скидок на возраст.
     «Огненный бассейн» — довольно-таки тяжелая эмоционально книга. Фантастический роман, являющийся по сути романом взросления, как Крапивинский «Журавленок», «Перевал» Булычева, Корчаковский «Король Матиуш» или «Тело» Кинга. Такие вещи не читаются «легко» и не годятся в чтивцо для развлечения великовозрастных деток – хотя напряженный и необычный сюжет не даст никому заскучать. В книгах этого ряда, как в любой настоящей прозе, в высокой литературе, поднимаются самые серьезные вопросы и присутствуют тяжелые разочарования, ложь, смерть и духовное становление юных героев в жестоком экстриме.
      В мире Огненного Бассейна, на Земле, уже не принадлежащей людям, взрослые носят «шапки», контролирующие разум. Рабы, рабы – которые сами не осознают собственного рабства. Свободны только подростки – «шапка» надевается в день шестнадцатилетия. Подростки, только подростки в принципе могут бороться за свободу – но борьба выходит и против привычного рабского «счастья», законсервированного благополучия собственных родителей…
      Литературный класс перевода Арсеньева – безусловен. Манера изложения – простая-простая, доверительно-бесхитростная. Взгляд – из глаз деревенского парнишки Уилла, умненького и наблюдательного, но почти неграмотного. Он вырос в мире, забывшем имена собственного прошлого; он удивленно и подробно описывает остатки тоннеля метро, ржавые автомобили, гранату, не понимая, что это такое – и читатель видит привычные предметы глазами дикаря, досадующего на собственное невежество. Уилл почти инстинктивно чувствует цену информации и возможностей человеческого ума, этот деревенский простачок.
       В этой книге нет отрицательных героев-людей. Ни одного. И в этой книге нет людей без недостатков и слабостей – ни одного. И одна из главных коллизий книги – это невольная любовь детей-бунтарей к взрослым-рабам, которую тяжело зачеркнуть даже трезвым пониманием положения вещей. Мир, в котором за людьми присматривают, как за домашним скотом, кажется таким спокойным, удобным и надежным, что тяжело поверить в его близкий конец – но ведь скот в конце концов забивают…
      Отдельная тема – общение людей с инопланетчиками-хозяевами. Кристофер подчеркивает, что идея книги навеяна Уэллсовской «Войной миров»; даже боевые машины чужаков напоминают Уэллсовские треножники – но, в отличие от Уэллса, Кристофера скорее интересовала не война (она окончилась несколько сотен лет назад до начала рассказываемой истории), а непосредственный контакт человека с абсолютно бесчеловечным разумом. Будто еще более усиливая воспоминания об Уэллсе, Кристофер придерживается его основного приема – подробной, детализированной прозы, создающей впечатление документальной достоверности. Его мир имеет, как и у Уэллса, плотность и объем, вкус, цвет и запах. Воспоминания героев непринужденны, как бывает только в живой жизни, любое неожиданное уточнение ощущается, как закономерное.  Кристофер пишет именно то, о чем мечтал Снегов – правду о неслучавшемся.
      Каганов в одной из своих статей ехидно заметил, что обычно инопланетяне, описываемые в военных эпопеях, наделены разумом не более, чем муравьи, лишены индивидуальности и напоминают, скорее, рой или улей, чем цивилизацию. Не так у Кристофера. Его инопланетяне вполне разумны – и, как любые разумные существа, отличаются друг от друга и внешне, и внутренне: у них разные характеры и возможности, у них разные взгляды на жизнь. К людям-рабам они тоже относятся по-разному; среди них есть ненавистники человеческого рода, равнодушные, исследующие, развлекающиеся – и странный Хозяин Уилла, решивший с человеком подружиться.
      Еще один потрясающий момент: дружба между людьми, между равными, делящими пополам радости и тяготы – и дружба рабовладельца со скуки и от одиночества. «Мальчик, ты будешь моим другом», — ставит Уилла в известность о своем решении инопланетчик, которому даже в голову не приходит, что дружба – нечто обоюдное, общее. Друг в представлении инопланетчика – доверенный раб. Никому не знаком такой вид бесчеловечности?
     Подозреваю, что взрослый, решивший прочитать «Огненный Бассейн», легко может не заметить, что книга, в сущности, писана для подростков. В конце концов, герои романа Ли «Убить пересмешника» младше Уилла и его товарищей – а книга воспринимается, как очень и очень взрослая… Вероятно, Марина Цветаева, писавшая, что человек никогда не дорастает до литературы, всегда тянется вверх и вперед, хоть в пять лет, хоть в пятьдесят – совершенно права.

     Не хочется после вышесказанного упоминать многих современных «не поэтов, но для детей». Большая часть из них не стоит доброго слова. Разве что – Роулинг.
     Да, переводы оставляют желать. Да, последние романы… скажем, не так хороши, как хотелось бы. Но ниша «школьного романа» от «Вити Малеева в школе и дома» до Роулинг оставалась пустой – а ведь это нужно, нужно. Витамин роста. Адаптируясь в школьном мире, ребенок хочет читать о том, как такое сложное дело выходило у других: вот в классе пай-девочка, ехидный гад, добрый неудачник, верный товарищ и компания придурков; вот строгая классная дама, зауч-сволочь и ботаник-зануда, вот – мой любимый учитель. Подозреваю, что в первых и лучших книжках Роулинг этот момент важнее и принципиальнее, чем забавный мир колдунов и все прочие фэнтезюшные декорации. Так что, до появления нового «Вити Малеева» я бы не стал хаять и обижать Роулинг – она сделала важное и доброе дело.
     Ее эпигоны – иного толка. Важные школьные разборки, понимание и справедливость, способы постоять за себя и воспитание самоуважения – все уходит на второй план; остаются волшебные палочки и прочая мишура. Даже не то, что фантик без конфеты – оболочка без витаминной пилюли. Наиболее подлый из всех суррогатов, предлагаемых бедным детям.
    Больше всех писателей на свете уважаю талантливых детских писателей. «Сказку может сочинить только гений»…

Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Родители девушки были отправлены на войну и оттуда уже не вернулись. Ольга рано потеряла своих родителей и теперь решила отправиться в город, где жила ее родственница. Ведь самостоятельно она жить не сможет. Сначала она попыталась все научиться делать самостоятельно, но у нее ничего не получалось и единственным верным вариантом является отправиться к тете. Вот только добираться туда было очень трудно, ведь кругом шла война и ее в любой момент могли убить. Вот только в мире имелись добрые люди, которые соглашались без лишних проблем помочь нашей главной героини. Один машинист, увидев девушку, решил накормить ее картошкой, а ведь девушка уже несколько дней ничего не ела. Также на пути ей встретили красноармейцы, которые оставили и позволили переночевать в одном из вагонов. А когда настало утро, то дали немного продуктов и показали дорогу.

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.

  • Как то во время встречи с читателями ко мне подошла молодая женщина сочинение
  • Как то анатолий бочаров высказал предположение сочинение
  • Как тигренок учился рычать логопедическая сказка
  • Как теща стала моей любовницей рассказ
  • Как технологический процесс отражается на природе сочинение