Как ты думаешь можно ли назвать сказку гуси лебеди волшебной докажи

👉 Ответы к странице 50. Литературное чтение 2 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 9

Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Ответ:

Моему другу нравится сказка «Мужик и медведь» — о том, как мужик медведя обманывал, оставляя себе нужные «корешки» репы и «вершки» ржи.

Задание 10

Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?

Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её?

Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.

Ответ:

В русских народных сказках чаще всего встречаются лесные звери – заяц, лиса, медведь, волк, иногда птицы, например, тетерев, дрозд и гуси-лебеди. Характер лисы в сказках всегда один. Она умная и хитрая, легко может обмануть ради своей выгоды. Перехитрить лисицу сложно, но в некоторых сказках это удалось сделать дрозду и тетереву, а еще её может напугать тот, кто сильнее.

Больше всех пострадали от лисы колобок и петух из сказки «Петушок-золотой гребешок», которых она съела. В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманула волка, который еле-еле убежал от собак.

Задание 11

Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?

Ответ:

Эта пословица говорит о том, что ты получаешь в ответ только то, что отдаешь сам. Если ты будешь верным и добрым другом, то окружать тебя будут такие же люди.

Задание 12

Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и журавль».

Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)

Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)

Журавль какой? (…)

Ответ:

В сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» курочка добрая, заботливая и находчивая. Когда случилась беда, она сразу поняла, что нужно масло, и побежала за помощью.

В сказке «Лиса и Журавль» главные герои подружиться не смогли. Умная и хитрая лисица пригласила журавля, но не накормила. Когда сама в гости пошла, то голодной осталась, потому что журавль тоже был умный и злопамятный.

Задание 13

Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки.

Ответ:

«Элли»

Жила-была в маленьком домике белая и пушистая собачка Элли. Наступила зима, хорошо Элли было в своей волшебной шубке гулять в лесу. Три раза по часовой стрелке повернется – раз, и согрелась малышка.

Забежала однажды в домик к Элли серая мышка погреться, стала жаловаться на морозы. Элли пожалела гостью и сделала ей из своей шерсти маленькую шубку. С тех пор мышка, как и заяц, зимой меняла серую шубку на белую и больше никогда не мерзла.

Задание 14

Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси-лебеди» волшебной? Докажи.

Ответ:

«Гуси-лебеди» — волшебная сказка, потому что в ней есть главная колдунья Баба-яга, живущая в избушке. Кроме того, в этой сказке разговаривают растения, животные и предметы.

Задание 15

Что будет происходить в волшебных сказках?

Ответ:

Действие волшебных сказок происходит в придуманном мире, в котором живут несуществующие персонажи и говорящие животные. Борьба доброго героя со злым волшебником и заколдованных предметов – основные составляющие любой волшебной сказки.

Задание 16

Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.

Ответ:

Я очень хочу научиться сочинять чудесные истории, чтобы рассказывать их своим друзьям. Я обратил внимание на то, что волшебные сказки чем-то похожи друг на друга.

Задание 17

Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Ответ:

Волшебная сказка иногда начинается с присказки – это прибаутка или небольшое вступление. Знакомые всем слова «Жили-были» или «В некотором царстве» называются зачин, здесь рассказывают о действующих лицах сказки. Следующая часть сказки – троекратное повторение, во время которого герой проходит испытания и совершает три действия. В концовке читатель видит счастливый конец и мораль сказки.

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА

(Выступление на школьном Дне Науки

 ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)

Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы

  1. о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
  2. о смене дня и ночи,  времен года,
  3. о жизни и смерти,
  4. о происхождении животных и человека.

Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы

— о происхождении Вселенной,

— о животном и растительном мире,

— о происхождении человека,

— о загробной жизни,

— о добывании огня, происхождении ремёсел.

Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии,  объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)

Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.

Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился  интерес к античности, проникают первые сведения о  мифах арабов и американских индейцах.

Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.

Но у наших предков —  древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить  окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.  

Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.

 Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.

Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!

Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок».  Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора.  Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

Среди 600 народных сказок, опубликованных Афанасьевым в первом издании «Народных русских сказок»была волшебная сказка «Гуси-лебеди» — предмет данного исследования.    

Эта сказка начинается со слов: была«Жили  старичок со старушкою;  у них дочка  да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети».  Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

          Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.)   Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет — она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»

         Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет.  Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов».  В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству.   Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди  – это поэтический образ, созданный фантазией  человека.

Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага. Яблоня —  символ земли-матушки,  символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами. И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира.   Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?

  1. Съесть ржаного пирожка
  2. Съесть лесного яблока
  3. Съесть простого киселька с молоком.

Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:

— О, у моего батюшки пшеничного не едят.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся.

Однажды, уже нарушив  запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» — тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.  

 А почему для  печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)

 Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.

 «Видит: стоит избушка на курьих ножках,  стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга».  Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок  даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог  показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых.  Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.

         А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:

 — Речка-матушка, спрячь меня!

 — Съешь моего киселика!

Съела киселька — спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

 — Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

 -Съешь мое лесное яблочко!

Съела девочка яблочка яблоко — спрятала их яблоня.

Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.

— Сударыня печка, спрячь меня!

  -Съешь моего ржаного пирожка!

 Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.

Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке?   Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:

речка-матушка,

яблонь-матушка,

сударыня-печка,

 что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир.  И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.

Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.

Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.

Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:

  1. наложение запрета — некий оберег от беды, мудрость старцев;
  2. нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  3. следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  4. путь испытаний и встречи в пути;
  5. применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  6. возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

  Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.

И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

 Наложение запрета — некий оберег от беды, мудрость старцев;

  1.  Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  1.  Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  1.  Путь испытаний и встречи в пути;
  1.  Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  1.  Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Страница 28 из 85

Проверим себя, стр.46 — 52

1. Вспомни произведения устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
• потешки
• частушки
• песни
• пестушки
• сказки
• былины
• прибаутки
• считалки
• загадки
• скороговорки
• небылицы
• пословицы
• поговорки

Мне знакомы следующие произведения устного народного творчества:
частушки, песни, сказки, считалки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушки − это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Потешки− это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками.
Пестушка и потешка– это жанры устного народного творчества.
Пестушка:
Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Потешка:
Водичка−водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Сшила Саша Саньке шапку.

− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.
Задание рисунок 1
Задание рисунок 2

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори. − Пословица.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.− Пословица.

Считалка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Прибаутка.
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Скороговорка.
Сшила Саша Саньке шапку.

Прибаутка.
− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Колыбельная песенка.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой? Прочитайте с другом потешку в лицах.

− Тит, иди молотить!
− Живот болит.
− Тит, иди кашу есть!
− Бегу, бегу. Где моя большая ложка?

Пословица «Труд кормит, а лень портит» отражает смысл данной потешки. Труд– это не только благородное, но и полезное занятие. В то же время лень – это настоящий порок.

5. Пословицы «рассыпались». Собери их.
Делу − время,
Вместе тесно,
Любишь кататься −
Семь раз отмерь −
          ↓↑
люби и саночки возить.
один раз отрежь.
а потехе − час.
а врозь скучно.

Делу − время, а потехе − час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Любишь кататься − люби и саночки возить.
Семь раз отмерь − один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников − крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке (заглавии).
Собака на сене
Собака лежала под сараем на сене.Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена − собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
− Хоть бы сама ела, а то сама не ест и мне не даёт.
Знает кошка, чьё мясо съела
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать.
И сказала:
− Матушка, что−то кошка лазила в погребицу, я её выгнала, не поела б она молоко.
Мать сказала:
− Знает кошка, чьё мясо съела.

Собака на сене − значение довольно простое: так говорят о субъекте, обладающем некоторой собственностью, но не пользующемся ею самостоятельно и не позволяющем пользоваться другим.
Смысл пословицы «Знает кошка, чье мясо съела» указывает на человека, по внешнему виду которого понятно, что он провинился, но не желает признавать свою вину, опасаясь, что будет наказан.

7. Дай определение, что такое загадка.

Загадка – это короткое, иносказательное описание предмета, события, явления или действия. Один предмет описывается через другой, через сходные свойства, признаки, принципы действия.

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему?
Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы?

«Снегурочка»
«Волк и семеро козлят»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Маша и медведь»
«Теремок»
«Лисичка−сестричка и серый волк»

Ты, наверное, знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Читать сказки я люблю. До школы мною были прочитаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок».
Мне очень понравилась сказка Маша и медведь − сказка о девочке, которая заблудилась в лесу и попала в избушку к медведю. Медведь не отпустил Машеньку к себе домой, однако, девочка придумала способ вернуться к бабушке и дедушке.
Я читала много других сказок:
Колобок
Репка
Три медведя
Три поросенка
Курочка Ряба
По щучьему велению
Моя любимая сказка сказка «Репка», которая рассказывает о том, как дед не смог сам справиться с репкой – сидит она в земле крепко, не шелохнется. Репка сочная, бока у нее желтые – можно ли такую вкуснотищу на огороде оставлять? Первая на помощь прибежала бабка, за ней внучка, внучка позвала собаку, собака дворовую кошку. Никто помогать не отказался – дружная у деда семья. Тянут они репку, а она никак из землицы не выдергивается. Тогда кошка пригласила маленькую мышку. Ухватились все друг за друга покрепче и вытянули репку.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моему другу нравится сказка «Три поросенка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?
Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому−нибудь хоть раз перехитрить её?
Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.

Чаще всего в сказках встречались: волк, медведь, лиса, заяц, кот, собака, мышка, лошадь, поросенок, коза и козлята, кролик.
В большинстве случаев Лиса является отрицательным героем, которая всегда хитрая, коварная, лживая, лукавая, эгоистичная. Во многих сказках лиса очень хитрая, но в сказке «Заюшкина избушка» ее смог все же перехитрить петух.
Герои сказок, которые польстились на уговоры лисы:
Колобок из сказки «Колобок»,
Заяц из сказки «Заюшкина избушка»,
Волк из сказки «Лиса и волк»

11. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?

Дружба сложится только тогда, когда Вы или Вам делают хороший поступок. Это примерно тоже самое, что и закон бумеранга − делай людям то, что желаешь себе. Рано или поздно любой поступок возвращается бумерангом назад.

12. Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и журавль».
Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)
Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)
Журавль какой? (…)

Курочка − верная, надежная, суетливая, находчивая, заботливая, добрая.
Лиса − хитрая, обманщица, жадная.
Журавль − добрый и умный.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки.

У меня дома живет кошка. Она очень умная и красивая.
Сказка про кошку.
Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка.
Девочка нарисовала домик, и как из трубы домика идёт дым. Девочка нарисовала забор вокруг домика.
Кошка вдруг облизнулась, замурлыкала и тихо−тихо спросила:
− А мышки в домике будут?
− Нет, мышей не будет − ответила Девочка.
− Не нравится мне твой домик, − сказала Кошка. − Не хочу я там жить!
И ушла, будто её обидели.
Вот какая капризная Кошка!

14. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси−лебеди» волшебной? Докажи.

«Гуси−лебеди» русская народная сказка – волшебная.
В сказке рассказывается о том, как Гуси− лебеди служившие Бабе−Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

15. Что будет происходить в волшебных сказках?

В волшебных сказках действие часто разворачивается в неком вымышленном месте, героями бывают животные, наделённые чертами человека, и сказочные персонажи вроде Бабы−Яги. В волшебных сказках добро борется со злом и всегда побеждает.

16. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.

Очень интересно сочинять волшебные сказки и хотелось бы научиться.

17. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Задание рисунок 1

Присказка: подготавливает слушателя, настраивает его на особый лад.
Зачин: описывает главных героев, место и время действия.
Далее следует основная часть − в этой части сказки как правило герой проявляет все свои самые лучшие качества, он сражается со своими врагами и побеждает.
А заканчивается все концовкой − почти все сказки заканчивается счастливо. Главный герой побеждает своих врагов.

18. Определи зачин и концовку.
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
В какой сказке есть троекратные повторы?

Зачин:
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой.
Концовка:
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
Троекратные повторы − это действие, некое событие, некие слова, которые повторяются три раза, или в которых речь идет о чем−то кратном трем.
В сказке Царевна−лягушка − жил−был царь и у него было три сына.
В сказке Конёк−Горбунок − проглотил среди морей три десятка кораблей.

19. Какие прочитанные сказки ты бы поместил бы ты в следующих книгах?
Задание рисунок 1

В книгу «Сказки о животных» можно поместить сказки − Колобок, Теремок, Лиса и Журавль, Лиса и тетерев, Гадкий утёнок, Гуси−Лебеди.
В книгу «Волшебные сказки» можно поместить сказки − Морозко, По щучьему велению, Сивка−Бурка.
В книгу «Сказки» можно пометить − Каша из топора, У страха глаза велики, Снегурочка.

20. Прочитай разговор (диалог) героев. Угадай, из какой сказки взяты эти строки.
− Здравствуй, сестрица!
− Здравствуй, братец!
− Дай мне рыбки!
− Налови сам, да и кушай.
− Я не умею.
− Эка, ведь я наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь…

Это сказка «Лиса и волк».

21. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
• какой месяц год кончает;
• в чём особенности декабря?

Выделить голосом −
декабрь (месяц, который кончает год).
зиму начинает(особенность декабря).

22. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Какие из них тебе понравились больше всего? Составь о них рассказ. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Мы знаем:
Русские народные сказки.
Потешки.
Скороговорки.
Загадки.
Былины.
Песни.
Больше всего мне понравились народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также мы знаем и сказки о животных, которые сочинил наш народ.
Сказки были не только на Руси, но и во всем мире писали для того, чтобы в доступной для детей форме рассказать об опасностях взрослого мира (сказка «Про Красную шапочку»), научить их дружить и выражать свою любовь, хранить верность своим убеждениям и совершать добрые смелые поступки. Каждый народ выбирал те истории, с которыми сталкиваются их дети, но в сказках, конечно, есть и общечеловеческие ценности, потому что в главном все мы − едины.

  1. Главная

  2. ГДЗ

  3. 2 класс
  4. Литературное чтение
  5. Климанова, Горецкий. Учебник

  6. Страница 50, 51. Часть 1

Вернуться к содержанию учебника

Вопрос

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?

Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому – нибудь хоть раз перехитрить её?

Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

11. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

12. Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и журавль».

Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)

Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)

Журавль какой (…)

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

14. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси – лебеди» волшебной? Докажи.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

15. Что будет происходить в волшебных сказках?

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

16. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

17. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

18. Определи зачин и концовку.

И стали они жить – поживать и добра наживать.

В некотором царстве, в некотором государстве.

Жили – были старик со старухой.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вернуться к содержанию учебника


Сказка-складка, а песня-быль

(рус. народ. пословица)

Детская сказка Гуси-Лебеди доступным языком учит ребёнка исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения — сестрица заигралась и ей пришлось отправиться за своим похищенным братом в тёмный лес. На пути её ждут различные испытания. Сказка Гуси–лебеди своего рода работа над ошибками – девочка сначала ведет себя крайне легкомысленно, но осознав свою оплошность, преодолевает все трудности на пути и вызволяет брата. Сказка Гуси-лебеди дает почувствовать ребенку, что значит ответственность и социальная значимость старшего по отношению к младшему (родителей к Машеньке, сестричке к братцу).

«Осознав свою вину, кинулась девочка спасать братика от злых гусей – лебедей.»
цитата, сказка гуси-лебеди.

Ребенок, возможно впервые, получает образы взаимопомощи и взаимовыручки: поможешь ты – выручат и тебя. Эта тема прослеживается на протяжении всей сказки: Машенька и печка, и яблонька, и реченька.

Сказка Гуси-Лебеди.Композиция
:

Зачин – универсальное время (слияние прошлого и настоящего) « …»

Завязка – Гуси-Лебеди похищают мальчика

Кульминация – побег от Бабы-Яги из тёмного леса.

Концовка – Возвращение домой.

Пространственно-временные характеристики

Пространство: . Путь-дорога – хронотоп (хронотоп-время и пространство в художественном произведении) испытания героя.

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема
: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька
    — чудесные помощники
  • Баба Яга
    .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки
    традиционное
    : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.

В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
: Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Ольга Базаря

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди
»

1. «Гуси-лебеди
»
русская народная сказка – волшебная
.

2. Тема
: В сказке рассказывается о том
, как Гуси
— лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея
: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев
:

В этой сказке
есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица
: Любит своего брата
:

Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая
: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси
-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга
: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей
: — скорей гуси – лебеди
, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения
:

Особенности композиции
:

o Традиционное начало сказки
: Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка
заканчивается традиционно
: Развязка (побег из избушки и возращение домой)
. -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.

В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
:

Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.

В сказке
используются закон троекратного повторения
: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка
: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например
: Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели

Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы
:

Сказка
учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

Публикации по теме:

«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» — филиала.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди».

ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

Конспект — сценарий русской народной сказки «Гуси — лебеди» средняя группа

Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: — Развивать навыки.

Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.


Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

План-конспект

Сказка «Гуси-лебеди» —
одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди»
учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.

Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди»
, пишите в комментариях.

Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века

Анализ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А.С.

Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Анализ произведения устного народного творчества

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения:

Особенности композиции:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы:

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)

Рассказы о животных-
это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».

5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».

Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» — сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел — настоящая энциклопедия жизни для малышей.

6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века
(В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).

Взяла Маршака «Глупый мышонок»

«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.

В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.

Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор — все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.

Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» — не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:

Унесла мышонка кошка

И поет: — Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.

Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки — лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.

Вот теперь сказка окончилась:

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать.

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.

Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.

Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность… сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».

  • Как ты думаешь кто или что помогло спасти раненого в рассказе голубая стрекоза
  • Как ты думаешь кто из героев рассказа крыжовник человек сомневающийся буркин алехин иван иванович
  • Как ты думаешь зачем люди сочиняют сказки 3 класс ответы
  • Как ты воспринимаешь финал рассказа немец в валенках
  • Как троекуров решил отомстить дубровскому в рассказе дубровский