Как ты считаешь хорошо или плохо поступило зеркальце сказав правду царице сказка о мертвой царевне

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин

Царица. Зворыкин

Царица. Куркин

Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,
никого не обижала и готова была каждому помочь.
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин

Ответы на вопросы по Сказке о мертвой царевне:

1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?

Сказка заставляет подумать над темой зависти. Ведь царица, так привыкшая быть единственной красавицей, не смогла ужиться с тем, что есть кто-то краше нее, и это чувство зависти толкнуло ее на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну.Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий-те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки. Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека.

2. Назовите основные признаки сказки.

Зачин, троекратные повторы, концовка.

3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.

Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что как и в русских сказках есть сказочные герои, добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка.

4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?

Сказочные, вымышленные события — это разговор мачехи с всевидящим зеркальцем, расспросы королевича Елисея сил природы — ветра, солнца и месяца, хрустальный гроб, длительное забытьё (но не смерть) царевны от отравленного яблока.
Реальные события, которые могли бы происходить: злая мачеха и её поведение, служанка Чернавка, выполняющая приказы, терем семи богатырей и их жизнь в лесу, царь батюшка даёт наследство, но не ищет дочь, только горюет, пёс Соколко помогает и оберегает царевну, умирает от отравы, любовь между королевичем и молодой царевной.

5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?

Царица была гордого характера и во всем хотела добиться своего. Я считаю о ней слова «И умом и всем взяла» справедливы, но не до конца. Она красива, умна, ведь она все придумала и просчитала, но при этом она поступила коварно. Это злая женщина, которая готова убить человека ради своей красоты.

6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?

Волшебное зеркальце. Зеркальце могло только говорить, кто самый красивый в целом свете. От него злая царица узнала о том, что она не самая красивая, и это послужило началом ее коварным замыслам.

7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?

Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

За ее кроткий нрав и трудолюбие полюбили ее братья. Она не приняла предложение братьев, потому что у нее уже был суженый — королевич Елисей.

9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?

Это значит, что злоба и зависть царицы погубили царевну.

10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.

Любовь к царевне, преданность, отвага, настойчивость.

11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.

К солнцу, к месяцу, к ветру.

12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.

Злая царица, царевна, братья, королевич Елисей. Герои сказки — обычные люди. Царица злая, завистливая. Царевна, братья, королевич — добрые, благородные.

13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.

Царевна очень красивая («белолица», «черноброва»), но не гордится своей красотой. Она скромная (имеет кроткий нрав), добрая (пес сразу признал в ней хорошего человека и впустил в дом, помогла нищенке), хорошо воспитана (богатыри сразу узнали в ней царевну по ее манерам), любезна со всеми. Царевна работящая и рукодельница (наводила порядок в доме богатырей, пряла), порядочная (осталась верной своему жениху Королевичу Елисею).

Королевич Елисей — благородный, сильный, смелый и очень преданный герой. Елисей является Королевичем, то есть правителем какого-то королевства. Это говорит о его высоком статусе и, вероятно, о его благородном происхождении. Он очень любит свою невесту и тяжело переживает ее потерю (горько плачет). Несмотря на свое высокое положение, он лично отправляется на ее поиски, что говорит о его смелости. И даже узнав о гибели царевны, он не прекращает надеяться на возможное спасение невесты. Именно его любовь, преданность и настойчивость смогли спасти царевну от вечного сна.

В этой сказке отрицательный образ царицы противопоставляется положительному образу молодой царевны. И, хотя они обе обладают прекрасной внешностью, характеры их абсолютно противоположные. Именно за счет описания характера и поступков мачехи складывается ее отрицательный образ. Из слов автора мы понимаем, что она красивая, но при этом «гордая», «своенравная» и «ревнивая». Пушкин отмечает, что она умна, но свой ум она использует не во благо, а во вред окружающим — пытается погубить свою падчерицу. Из ее отношений с волшебным зеркалом можно сказать, что она очень любит, когда ей льстят. Зеркало было способно говорить только правду, но правда не устраивала ее, она желала слышать только то, что хотела. Мачеха дважды пыталась убить молодую царевну, что говорит о ее коварстве. А судя по тому, как она общалась со своими слугами, можно отметить, что она очень грубая.

14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.

1. Рождение царевны
2. Смерть жены царя
3. Новая царица
4. Чернавка ведет молодую царевну в лес
5. 7 богатырей
6. Встреча с нищенкой
7. Смерть царевны
8. Похороны царевны
9. Царевич Елисей едет на поиски
10. Пробуждение мертвой царевны
11. Свадьба

15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.

Читаем выразительно, протяжно.

16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.

Сказка заканчивается жизнеутверждающе, потому что в ней добро побеждает зло.

17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?

У В.А. Жуковского есть стихотворение «Спящая царевна» и это произведение по сюжету больше соответствует сказке Шарля Перро «Спящая красавица», чем сказке Пушкина. Разница состоит в том, что в стихотворении рак сказал царевне, что у нее родится дочь, а в остальном произведения очень похожи. И в сказке, и в стихотворении принцессе делали подарки добрые феи, а незваная гостья напророчила принцессе смерть от того, что оцарапает руку веретеном. И в сказке, и в стихотворении последний подарок был сделан доброй волшебницей, которая сказала, что принцесса не умрет, а только уснет на сто лет в сказке, на триста лет в стихотворении. В сказке Пушкина не было ни фей, ни веретена, ни замка, в котором спала принцесса, ни братьев, ни заклятья.

18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.

                     Аннотация к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Эта сказка является хорошим примером тех людей, кто любит деньги, власть и вместе с тем не считается с чувствами других людей, даже со своими близкими. Сказка с одной стороны вызывает добрые и светлые чувства у читателя, но с другой стороны она настораживает и даёт понять, что в мире не все так чудесно и прекрасно, есть люди хорошие и добрые, а есть злые и коварные. Хорошие герои этой сказки — это старик и золотая рыбка, а злой герой — это старуха. Старик и старуха жили бедно, но старик старался выжить, ловил рыбу и делал все для того, чтобы старуха была счастлива. Но старуха была злая и властная, она сделала своего старика рабом. Сказка повествует о неизбежном наказании за жадность, она давно стала фольклором и даже породила поговорку «остаться у разбитого корыта». Для младшего школьного возраста.

logo

  • Как ты считаешь хорошо или плохо поступило зеркальце сказав правду царице

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      desireepotter593

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Помогите пожалуйста с словосочетаниями

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Помогите пожалуйста, а то я НиПон.Матиматика 6 класс

  • literatura
    Литература

    1 минута назад

    Помогите пожалуйста с литрой)

  • geometriya
    Геометрия

    2 минуты назад

    Геометрия 7 класс помогите пожалуйста очень срочно надо

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Эссе повествование на тему путешествие на каникулах 50 слов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

  • matematika
    Математика

    10 минут назад

    Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Как ты считаешь сказки которые ты прочитал в разделе зарубежная литература народные или авторские
  • Как ты считаешь почему оркестровые сочинения глинки не имеют сюжетных программ
  • Как ты считаешь автор осуждает мальчиков за их поступок обсудите с другом рассказ мальчики
  • Как ты представляешь себе современного богатыря составь рассказ и запиши
  • Как ты понимаешь слово натуралисты в рассказе муравьи