Как учитель влияет на ученика сочинение паустовский

Школьные годы – одни из самых важных в жизни. Дело не столько в полученных знаниях (хотя они являются определяющими, и люди постоянно пользуются ими в быту), но в том, что именно в это время человек осознает свои склонности и способности, учится общаться, определяет свое будущее. Многое зависит от того, попадется ли школьнику на пути хороший учитель, который привьет ему любовь к учению и труду. Проблеме влияния учителя на жизнь человека и посвящен текст К. Г. Паустовского. 

Писатель раскрывает проблему на примере учителя географии Черпунова. Он не заставлял своих учеников упорно зубрить, а хотел заинтересовать. Черпунов наливал в бутылки обыкновенную воду, но говорил детям, что это жидкость из разных морей. Этим учитель возбуждал воображение учеников, давал простор для их фантазий и мечтаний. Он видел в своей работе нечто большее, чем просто глупых детей, которым надо скорее рассказать по учебнику параграф и пойти домой, Черпунов хотел воодушевить их. Но и сам педагог был духовно богатым человеком и мог вдохновлять личным примером. Так, рассказы о домашнем музее учителя подвигли рассказчика, его ученика, начать собирать собственный. Узнав об этом, Черпунов поддержал мальчика, показал ему свою коллекцию. Педагог, который является интересным человеком, любит свою работу и относится к ученикам как к личностям, неизменно остается в их памяти.

Позиция автора выражена однозначно: учитель может сделать ученика гармоничной личностью, а может нанести психологическую травму. К первому варианту должен стремиться каждый педагог. Ведь учитель – это призвание.

Я согласна с мнением автора: хорошие учителя всегда имеют поводы гордиться своими учениками.

Примером учителя по призванию может служить Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина «Уроки французского». Рассказчик приехал учиться в пятый класс в город из деревни. Он жил бедно, недоедал, тут еще и с французским языком возникли проблемы. Учительница стала заниматься с учеником в личное время после уроков. Пыталась она помочь и финансово, однако мальчик отказывался. Тогда Лидии Михайловне пришлось играть с учеником в «пристенок», чтобы ребенок сам выиграл такие необходимые деньги. Женщина рискнула карьерой (в итоге об игре узнал директор, и ей пришлось уйти из школы), пожертвовала личным временем ради ученика, потому что не могла пройти мимо бедственного положения мальчика. 

Аналогичный пример подарил нам советский кинематограф. Нестор Петрович, учитель из фильма «Большая перемена» А. Коренева, устроился в вечернюю школу, так как не смог поступить в аспирантуру, и сначала считал ее наказанием и ссылкой. Герою приходится учить не просто детей, а уже взрослых людей, некоторые из которых даже его старше. Нестор Петрович становится классным руководителем 9 «А», начинает жить проблемами своих подопечных: кому-то помогает решить вопросы с работой, кому-то — в семейной жизни. Герой полностью отдается своему благородному труду, старания приносят плоды, его класс начинает учиться лучше, и ученики все же получают свой аттестат.

Учителю недостаточно просто знать свой предмет. Не менее важно уметь найти подход к каждому ученику, видеть в нем личность, индивидуальность. Хороший учитель – счастье и для школы, и для детей. 

Предыдущая

СочиненияСочинение ЕГЭ по тексту Астафьева: Проблема искусства

Следующая

СочиненияСочинение: Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

К.Г. Паустовский, известный русский писатель в предложенном тексте ставит проблему влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений.

Учитель географии Черпунов  старается пробудить в своих учениках воображение. Для этого он в классе расставил бутылки с водой с надписями: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». И хотя, как оказалось, вода была водопроводной, но учитель полагал, что таким образом будит воображение своих учеников, любовь к географии, к путешествиям.

На своей квартире Черпунов устроил географический музей, приглашая в гости учеников. В музее учителя интересно было все: и венецианское стекло и звездный глобус, и старые карты с розой ветров, чучела колибри. Он очень интересно рассказывал о путешественниках, первооткрывателях географических объектов. Он называет Миклухо-Маклая «великим ученым», который своей добротой покорил местное население Новой Гвинеи. Расставаясь с ним, дикари плакали, протягивали к нему руки и звали его.

Увлеченный своим предметом учитель помогал ученикам раскрыть разные стороны и направления науки географии, вызвать к ней интерес.

Автор считает, что любовь учителя к предмету, его увлеченность и стремление заинтересовать детей, разбудить их воображение помогают в формировании личности учеников, их интересов и увлечений.

Не могу не согласиться с мнением автора. Учитель, любящий свой предмет, детей, делает все, чтобы и его ученики разделили его любовь в предмету, оценили его, может быть, продолжили его дело: или были учителями, или сами становились путешественниками, писателями, химиками, биологами. Учитель продолжается в своих учениках. Поэтому важно передавать детям не только определенную сумму знаний и умений, но формировать нравственную личность, стремящуюся к знаниям, развитию, желанием жить и работать для своей страны, для людей, с развитым воображением, которое помогает в творчестве.

В повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов пишет о том, какое влияние оказал малограмотный парень Дюшейн, организовавший школу для ребят, на судьбу маленькой киргизской девочки Алтынай. Благодаря именно его огромному желанию обучить грамоте детей, позволило в дальнейшем Алтынай стать преподавателем философии в университете, работать в академии, часто ездить за границу. Она через всю жизнь пронесла благодарность, искреннюю признательность к своему первому учителю.

Виктор Астафьев, известный русский писатель, с чувством благодарности и уважения отзывается о своем учителе литературы Игнатии Дмитриевиче Рождественнском, влюбленном в литературу, и русский язык, который мог час говорить об одном слове «яр». Он приносил на уроки свежие журналы, читал вслух произведения. Особое внимание уделял самостоятельной работе детей, они на его уроках сочиняли, творили сами. На первой книге В. Астафьева эпиграф был посвящен человеку, пробудившему в нем уважительное отношение к слову, жажду творчества, любовь к людям, к своей земле.

Может ли учитель повлиять на личность школьника, помочь ей сформироваться? К.Г. Паустовский, известный русский писатель, в предложенном тексте пытается ответить на этот вопрос. Классик отечественной литературы поднимает проблему влияния учителя на формирование круга интересов, пристрастий учеников.

Проблема раскрывается через образ Черпунова, точнее — через его слова и действия. Учитель географии пытается заинтересовать школьников своим предметом, давая «толчок развитию воображения». Для этого на бутылки с водой он наклеивает интригующие надписи о том, что это вода из Нила, Лимпопо, Средиземного моря. Учащиеся неосознанно пытаются изучить особенности этой воды, выяснить, такая ли, например, солёная она в Мёртвом море. Интригуют их и рассказы старшеклассников о коллекции, собранной учителем дома. Так — незаметно для себя самих — ребята проникаются невольным интересом к географии: «мы приставали к учителю», «нам хотелось узнать».

В тексте есть конкретный пример влияния учителя на личность ученика и его увлечения: рассказчик решается открыть собственный музей, заинтересовавшись историями про учительскую коллекцию. Таким необычным, оригинальным способом Черпунов повлиял на хобби героя: «Наслушавшись об этом музее, я начал собирать свой музей. Он был, конечно, небогатый, но расцветал в моём воображении как царство удивительных вещей».

Упомянутые выше цитаты, дополняя друг друга, показывают, как педагог влияет на своих учеников: они невольно начинают по-иному смотреть на окружающие их привычные вещи, желают узнать что-то новое и даже это новое создавать самостоятельно. А не это ли главная цель учёбы? Автор прямо не говорит о проблеме, но внимательный читатель легко может понять главную мысль: учитель, стремящийся заинтересовать ребенка своим предметом, может сделать это. И тогда новые интересы и увлечения повлияют на формирующуюся личность.

Нельзя не согласиться в этом с К.Г. Паустовским. Действительно, увлечённый своим делом педагог, используя различные методы, может не только заинтересовать ученика изучаемым предметом, но и повлиять на становление личности в целом. Мне вспоминается современный роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил» об учителе географии Служкине. Он работает в тяжёлых условиях: старшеклассникам в их большинстве в самом начале абсолютно не нужна ни география, ни учёба вообще. И лишь с помощью походов учитель вовлекает в учебный процесс девятиклассников. В нестандартной обстановке они начинают воспринимать информацию по-другому: с интересом смотрят на географию, учителя и школу в общем. Так, Служкин воздействует на учащихся.

Итак, можно сделать вывод об огромном влиянии учителя на формирование личности школьников, на круг их интересов и увлечений.

  • Как характеризует автора отрывок из его сочинения владимир мономах
  • Как учились два ивана из сказки два ивана два солдатских сына
  • Как характер человека влияет на его жизненный путь сочинение декабрьское
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям сочинение собачье сердце
  • Как характер человека влияет на его жизненный путь сочинение гроза