Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка в сказке аленький цветочек

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».

______________________________________

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  ___________________________________________________

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?  _________________________________________

3. Какими словами начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? ____________________________

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? ______________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали старшую дочь? __________________________________

9. Как звали среднюю дочь? __________________________________ 

10. Как звали младшую дочь? _________________________________

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? _________________

13. Что было особенного в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  ____________________________________________

17. Опишите внешний вид чудища.  

Страшен был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта торчали ________________________, нос ___________, как у  _________________ а, а глаза были _____________________.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________

20. Где рос аленький цветочек? ________________________________________________________________

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________ 

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что такое «запись заручная»? ________________________

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? ______________________________________________________________________________

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  _________________________________________________

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя ___________________________, чуда  ________________________, во палатах высоких,  _________________________,   на кровати из резного золота со ножками  _____________________, на пуховике пуха  ________________________, покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»? __________________________________________________________________________

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? _________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? _____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? ________________________________________

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________

___________________________________________________________________________________________

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?

___________________________________________________________________________________________

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________

___________________________________________________________________________________________ 37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? ___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? ________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  ______________________________

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея 

3. Какими словами начинается эта сказка?  «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый человек

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали старшую дочь? Прасковея

9. Как звали среднюю дочь? Марфа

10. Как звали младшую дочь? Настенька 

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней — золотой венец из каменьев самоцветных — у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей — «тувалет» из хрусталя восточного — у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена его красотой 

15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники 

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите внешний вид чудища.  Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый цвкток хозяина

20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну из дочерей

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда  морского, во палатах высоких,  каменных,   на кровати из резного золота со ножками  хрустальными, на пуховике пуха  лебяжьего, покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой собственный сарафан

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские птицы

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?  Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами. 

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем 

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой 

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  30 лет 

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть 

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных

языков» муниципального образования город Ноябрьск

Викторина по сказочной повести С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Составитель:

учитель начальных классов,

Степанова Галина Владимировна

Ноябрьск — 2016

Тестовые задания по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1. Какими словами начинается эта сказка?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»

б) «За горами, за лесами, за широкими морями…»

в) «Три девицы под окном…»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

а) старшая

б) средняя

в) младшая

3. Что случилось с купцом в дороге?

а) весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

4. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

5. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

6. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость сестрам

б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

7. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?

а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

8. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь

б) на три дня и три ночи

в) на пять дней и пять ночей

9. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…

а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

10. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном

в) карликом

Вопросы по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1) Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?______________________________________________

2) Что пожелала получить в подарок средняя дочь?_____________________________________________

3) О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?______________________________________

4) Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?________________________________________________________________________________

5) Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?_______________________________________________________________________________

6) Как звали старшую дочь купца?___________________________________________________________________________________

7) Как звали среднюю дочь?____________________________________________________________________________________

8) Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?_______________________________________________________________________________

9) Как звали младшую дочь купца?___________________________________________________________________________________

10) Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купец, а затем его дочь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к чудищу?__________________________________________________________________________________

13) Чем прогневал купец чудище, когда находился у него в гостях?___________________________________________________________________________________

14) Где рос аленький цветочек?_________________________________________________________________________________

15) Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16) Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17) Когда наказал Настеньке вернуться к нему во дворец чудо лесное? _____________________________

18) Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19) Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20) В чем был секрет чуда лесного, зверя морского?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21) Какой по счету девушкой, попавшей в этот волшебный дворец, оказалась Настенька?_____________

22) Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское?_________________________________

Вопросы:

1.Что перевели сестры, желая навредить младшей сестре?

2. Кто заколдовал юношу в лесного зверя?

3. В каком строении нашел приют у лесного зверя торговец?

4. Что просила привезти старшая дочь торговца?

5. Кем приходилась торговцу главная героиня?

6. Отец попросил дочерей спасти его о гибели. Чем ответили две старшие дочери?

7. На какой палец следовало девушке надеть украшение, чтобы вернуться домой?

8. Кто напал на караван торговца?

9. Кем был отец девушек?

10. Что попросила привезти средняя дочь торговца?

11. Где скрывался от бандитов торговец?

12. Какое украшение дал торговец младшей дочери, чтобы отправить ее к лесному зверю?

13. Живя в гостях, девушка слышала только … ее господина

14. В кого превратила злая колдунья маленького мальчика?

15. Имя автора этой сказки

16. Что все время играло в доме чудища?

С. Т. Аксаков. Аленький цветочек в кратком пересказе:

Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: «Что привезти вам в подарок?» Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, «меняет товар на товар со придачею серебра да золота».

Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал. По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочь его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: «Пусть та дочь выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек». Младшая дочь надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.

Сумела-таки побороть страх свой. И жили дальше они весело и дружно. Но вот приснился Настеньке сон, что отец нездоров. Отпустило её чудище на побывку домой на 3 дня. Нужно было воротится в срок, иначе умрет чудище.

Сестрицы позавидовали, что живет Настенька в богатстве, и перевели они все часы назад и ставни закрыли. В нужный час защемило сердце у Настеньки. Не дождавшись минутки (по домашним часам), вернулась она во дворец. А зверь около цветочка аленького мертвый лежал. «Ты встань, пробудись, я люблю тебя, как жениха своего желанного!» И превратилось чудище в принца молодого: «Полюбила за душу добрую, за любовь мою». (Заколдован он был: злая волшебница прокляла отца и украла принца ещё маленьким). 30 лет он был заколдован. И за это время приезжало 11 девиц, но все убегали.

Поженились они с Настенькой и жили долго и счастливо.

Ответы к сказке Аленький цветочек:

1. Знаете ли вы, кто такая ключница Пелагея? Поразмышляйте, как она выглядит, как говорит.

Пелагея — ключница в доме Аксаковых, крепостная крестьянка, которая прислуживала в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме и часто рассказывала сказки маленькому Сереже перед сном. Она была очень проворная и трудолюбивая. По вечерам и ночам рассказывала сказки своим господам. Это была немолодая женщина приятной наружности. Она говорила нараспев с разными прибаутками и приговорками. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии, выучив ее наизусть, стал сам ее рассказывать, используя народные прибаутки. Будучи уже взрослым, Сергей Тимофеевич Аксаков как-то раз рассказал эту сказку своей внучке Оленьке, которая гостила у него. Позже дедушка (Аксаков С.Т.) написал для нее сказку, которую назвал «Аленький цветочек». Работая над книгой «Детские годы Багрова — внука», Аксаков вспомнив ключницу Пелагею, включил ее замечательную сказку в свое произведение, но в собственном пересказе.

2. Все ли слова, которые сейчас мало употребляются, понятны? Посмотрите их значение в словаре.

Не все слова сразу понятны (супротивного, тувалет, торная, чертог, кармазинным сукном).
Супроти´вный — находящийся, расположенный напротив.
Тувале´т — столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются.
То´рная — гладкая, ровная (о пути, дороге).
Черто´г — большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище.
Кармазинное сукно — очень тонкое сукно ало-красного цвета.

3. Кто из героев произведения вам понравился? Почему? Сравните слова и поступки старших сестёр и младшей. Перескажите сказку от лица купца, одной из его дочерей, чудища.

Понравилась младшая дочь купца, потому что она очень добрая и честная.

4. Что было в характере младшей дочери особенного: любовь, сострадание, уважение к людям? Продолжите.

Любовь, сострадание, уважение к людям, доброта, честность, искренность.

5. Какие сказочные слова и выражения использовал автор?

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был.
…за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство…
Думали они три дня и три ночи.
…безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами..
А как приехать ко мне — не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение.

6. О каких испытаниях и превращениях говорится в сказке?

Превращение принца в чудище, избавление его от злых чар, волшебные перемещения (нужно надеть колечко).
Испытания: кто-то из дочерей должен был отправиться к чудищу, чтобы спасти отца. Младшая дочь согласилась на это. Она спасла не только отца, но и освободила принца от злых чар тем, что полюбила его в облике чудища.

7. Какие подарки попросили себе дочери купца? Какие черты характера сестёр показывает нам автор?

Дочери попросили дорогие подарки (золотой венец из камениев самоцветных, тувалет из хрусталю восточного), они привыкли к роскоши, а младшая попросила лишь цветочек. Она не знала, какой бедой это может обернуться.

8. Расскажите сказку, используя сказочные слова и выражения.

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был купец с тремя дочерьми. Однажды отправился он за товаром, а дочери попросили привезти им подарки. Думали они три дня и три ночи и заказали одна — дорогой венец, вторая — хрустальный тувалет). Младшая попросила цветочек аленький, краше которого нет на всем белом свете.
Отправился купец за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство. Купил он подарки старшим дочкам, а цветочек не нашел. Забрел он в один богатый дворец, увидел там цветочек аленький и сорвал его. Безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами. Появилось перед купцом чудище и сказало, что должен он послать ему одну из дочерей своих. Они будут жить во дворце в роскоши. А нет, так купец сам должен вернуться и погибнуть.
Сказало чудище: «А как приехать ко мне — не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение.»
Младшая дочь согласилась спасти отца. Ее доброе любящее сердце освободило чудище от злых чар.

9. Найдите в библиотеке сказку «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, прочитайте её до конца. Расскажите, какие эпизоды из сказки вам понравились больше всего. Почему?

Пересказываем любой эпизод.

10. Обсудите с друзьями, чему учит прочитанная сказка. Обоснуйте свой ответ.

Сказка учит быть добрым, проявлять сострадание к окружающим, уважать их.

11.  Составьте к сказке аннотацию. Запишите её в тетрадь.

                         Аннотация к сказке «Аленький цветочек» Аксакова
Сказка «Аленький цветочек» написана Аксаковым по мотивам русской народной сказки. Молодая красивая девушка отправляется на встречу с чудищем, чтобы спасти своего отца. Страшные испытания ожидают героиню, на ее пути встают предрассудки и зависть. Но доброе сердце и верность своему слову творят чудеса. Что ожидает юную красавицу в конце сказки, любовь или смерть? Вы найдете ответ на этот вопрос прочитав сказку «Аленький цветочек. Эта сказка о любви, которая способна разрушить колдовские чары и превратить чудище в прекрасного принца. Сказка расскажет и о коварстве людей, о черной зависти. Сказка будет интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.

12. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?

По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юдище», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.

13. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали — самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом.

14. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

Младшая сестра была доброй, заботливой, щедрой и скромной, она стремилась помочь всем, спасти от гибели родного отца, перебороть неприязнь к отвратительной внешности доброго по отношению к ней самой чудовища, смогла, единственная из всех девушек, искренне полюбить юношу в образе отвратительного чудища-юдища. Вот поэтому она и смогла помочь принцу-королевичу снять заклятье, она была искренней с ним, от всего сердца привязалась к нему, смогла разглядеть за безобразной внешностью прекрасную душу, поскольку и сама была незаурядной девушкой, а талантливой, щедрой, умной, душевно утонченной, то есть сказочно необыкновенной, особенной.

15. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

План пересказа:

1) Отъезд купца, просьбы дочерей. «Наказы дочерей».
2) Скитания купца в поисках подарков дочерям. «Подарки дочерям».
3) Заколдованный замок и его хозяин. «Договор с чудовищем».
4) Возвращение купца с подарками и просьба о помощи. «Выбор дочери».
5) Младшая дочь купеческая в замке у чудовища. «Девушка и чудовище».
6) Возвращение младшей дочери и коварный замысел сестер. «Коварство и любовь».
7) Снятие заклятья и пир на весь мир. «Прекрасный королевич и купеческая дочь».

Или второй вариант плана:

1) Отъезд отца и просьбы сестер
2) Путешествие отца
3) Встреча с чудищем и обещание батюшки
4) Приезд батюшки
5) Подслушанный разговор
6) Настенька отъезжает на остров к чудищу
7) Жизнь Настеньки у чудища
8) Приезд в гости к отцу
9) Коварство сестер
10) Настенька возвращается к чудищу
11) Чудесное превращение и счастливое окончание

Пересказ от лица младшей дочери:

1) Батюшка уезжает за товаром, попросила его привезти мне цветочек аленький, что нет краше в мире, который привиделся мне во сне, сама не знаю зачем.
2) Вернулся батюшка почерневший от горя, я стала пытать, что случилось.
3) Признался батюшка мне, что все случилось из-за проклятого цветочка аленького.
4) Раз моя была просьба, я и пойду за батюшку служить чудовищу, схватила цветочек и перенеслась в заколдованный замок, все сделала, как батюшка рассказывал.
5) Страшно было мне сначала, а потом привыкла я слышать громовой голос хозяина замка.
6) Попросила его показаться мне, он долго отказывался, а как увидела его, так и упала без памяти.
7) Стыдно мне стало за себя, стала вновь уговаривать дорого мне друга показаться хоть издали, а когда показался он, то смогла сдержать себя, стали с ним разговаривать. Да гулять каждый день.
8) Попросилась отпустить меня к батюшке, так соскучилась, разрешил друг мне повидать батюшку, но велел вернуться скорей.
9) Взяла я цветочек аленький и перенес он меня вмиг к батюшке родимому.
10) Радуюсь встрече с отцом и сестрами, а сама минуты считаю до возвращения к другу милому, любимому, скучаю по нему.
11) Узнала о коварстве сестриц моих, опоздала к назначенному сроку, слышала голос друга милого, что умирает он без меня, не перенес того, что я слово свое нарушила.
12) Схватила я цветочек аленький и оказалась в саду заколдованном, только нет друга милого, вдруг вижу: лежит, на пригорочке. Вернула я цветочек аленький на место, обняла мертвого друга милого и стала кричать, что люблю его как жениха желанного, ведь так оно и было уже, полюбила я его всем сердцем моего желанного.
13) Потеряла сознание, а когда очнулась, увидела и батюшку, и сестриц, а рядом с собой королевича прекрасного, который назвал меня невестой своей и рассказал всем, что заколдован был тридцать лет назад, а я с него чары своей любовью и верностью сняла.
14) Устроил пир на весь мир мой возлюбленный принц-королевич, и все за меня радовались: и батюшка, и сестры милые.

16. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходят чудеса, есть волшебные предметы, фантастические существа, происходят необычные события, есть присказки, зачин, устойчивые характеристики героев, все завершается победой добра над злыми чарами. В ней много волшебных предметов, это и зеркальце, и головной убор старшей дочери, но самым волшебным предметом является аленький цветочек, поэтому и в заглавии сказки фигурирует именно он.

17. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.

Автор хотел сказать, что доброта может спасти человека. В сказке именно доброта и отзывчивость помогла чудищу снова стать человеком.

18. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

На днях я прочитал сказку Аксакова «Аленький цветочек». Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.

19. Почему мы можем назвать дворец принца — чудовища волшебным?

Потому что в нем происходят чудеса: играет музыка, в то время как нет никого, стол с кушаньями сам возникает и исчезает, с утра платье и завтрак приготовлены. Красота вокруг неописуемая, в саду поют птицы райские, бьют фонтаны высокие. А когда сорвал купец цветочек аленький, всё в миг переменилось, зашаталась земля, ударил гром, появилось чудовище.

Подтверждение в тексте:

«Дивится честной купец такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные.   …    встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.»

«В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, — и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек.»

logo

  • подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      taylorbender101

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Помогите пожалуйста с словосочетаниями

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Помогите пожалуйста, а то я НиПон.Матиматика 6 класс

  • literatura
    Литература

    2 минуты назад

    Помогите пожалуйста с литрой)

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Геометрия 7 класс помогите пожалуйста очень срочно надо

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Эссе повествование на тему путешествие на каникулах 50 слов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    7 минут назад

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Если все подобные члены многочлена сложены и записаны в стандартном виде, считается, что многочлен записан…

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Краткие содержания
  • /
  • Аксаков
  • /
  • Аленький цветочек

Автор: Сергей Аксаков

Год написания: 1858

Жанр: сказка

Главные герои: Настенька – младшая и любимая дочь купца, ее отец, Чудище.

Сюжет:

«Аленький цветочек» С.Т. Аксакова – сказка о любви. Она знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища. Несмотря на безобразный вид чудища, девушка полюбила его за дружелюбное, ласковое и заботливое отношение к ней.

Главная идея и смысл сказки

Нет таких преград, через которые не сможет пройти любящее сердце! Будь то опасности, подстерегающие в пути, или безобразный облик доброго, любящего существа.

2 класс

Создание и написание сказки

Историю автор слушал на протяжении нескольких лет не один раз, в голове уже давно назрел план её написания. Со временем, выучив сюжет наизусть, рассказывал своим домашним с прибаутками, оханьями и вздыханиями ключницы Пелагеи.

Чему учит сказка аленький цветочек

Получалось у него настолько хорошо, что домашние хохотали и просили рассказать снова и снова. В творении кратко собрано сочетание восточного вымысла и народной речи. Жанр, в котором выполнено произведение – авторская волшебная сказка.

Книга по сей день популярна, много экземпляров выпускается на русском языке для детей, аннотация входит в обязательное задание для школьников. Первый иллюстрировавший произведение – Богатов Николай Алексеевич (1854–1935), было сделано некоторое количество чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь».

1921 год — В. Д. Липицкий сделал цветную «Федоскинскую лаковую миниатюру», которая до сих пор встречается на росписи шкатулок, а в 1977 году была использована в оформлении почтовой марки СССР. В1976 году был сделан перевод на английский язык.

Краткое содержание и описание

У купца было три дочери, младшую звали Настенька, её любил он больше всех. Однажды собрался на долгий срок в заморские страны торговать товарами. Перед отъездом попросил дочерей написать о подарках, которые они бы желали получить из заморских стран. Старшая дочь захотела венец с самоцветами из золота, от которого исходит свет как днём. Средняя купеческая дочка попросила зеркало, выполненное из хрусталя, глядя в него, выглядишь всё краше и моложе.

Аленький цветочек главные герои

Настенька очень просила привести ей самый красивый на свете цветок, называется он аленький.

Пообещал он выполнить все просьбы, кроме как найти аленький цветок: «Цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его на белом свете нет?»

Двинулся купец в дальнюю дорогу, где покупал дешёво товары, а продавал дорого или обменивался ими. Заработал он много денег, купил подарки всем дочерям, кроме младшей. Во время возвращения домой на купца и его слуг напали злые разбойники. Спастись от них получилось, но убежал отец в дремучий лес, бросив всё своё заработанное добро.

Долго бродил он по лесу, пока не наткнулся на роскошный дворец. Почувствовал себя, как дома, сел за стол, на котором тут же появились изысканные вина и угощения. Поужинал, проснувшись, позавтракал и вышел на прогулку в сад.

Там, возле дворца и увидел он невиданной красоты цветок, это и был тот самый аленький цветочек. Купец незамедлительно сорвал его, чтобы отвезти для своей любимой дочери Настеньки.

https://youtu.be/5L8Sw3BMyE4

Вдруг непонятно откуда появилось чудовище, страшнее которого он никогда не видел. Это был хозяин прекрасного дворца. Разгневалось чудище за сорванный цветок, но после того как услышало историю про дочку, отдало его купцу, но с условием, что в течение нескольких дней одна из дочек прибудет к нему. Она должна остаться во дворце и жить с ним. Ну а если его условие не будет выполнено, отец вместо своих дочерей должен приехать к чудищу. Купцу не оставалось ничего больше, как пообещать всё выполнить. После этого мужчине был подарен перстень из золота, надев который он мгновенно оказался дома.

Вместе с ним прибыли слуги, караваны с товарами и богатством. Дочки получили долгожданные подарки, очень рады этому, кроме младшей, она почему-то постоянно плачет. На праздничный ужин в честь возвращения съехалось большое количество гостей. На столе то и дело появлялись различные блюда на золотой и серебряной посуде, раньше о которых и не слышали. Наутро отец собрал дочерей и поведал о том, что с ним произошло. Рассказ дочки выслушали, но старшие сёстры сразу же отказались ехать во дворец.

«Пусть младшая дочь и выручает отца, для неё он доставал аленький цветочек» — слова сестёр после того, как прозвучала история купца. Младшая сестра согласилась, попрощалась с отцом и после того, как надела перстень, оказалась во владениях чудища. Там она жила, окружённая роскошью и заботой, всё, что ни пожелала, в ту же минуту исполнялось. Одно её удручало – не видела Настенька настоящего хозяина всех этих богатств. Он считал девушку своей госпожой, она отвечала неведомому чудищу ласковыми словами. Чудище сначала писало ей огненными буквами алого цвета, они появлялись на стене, потом общалось своим страшным и диким голосом, который доносился из беседки.

Прошло некоторое время, и девушка привыкла и смирилась с этим диким и страшным голосом. Со временем чудовище ей показало, как выглядит, Настенька привыкла к его неприятному виду и даже перестала бояться.

Анализ сказки аленький цветочек аксакова

Они вместе долго гуляли по прекрасному дворцу, проводили время за душевными беседами. Однажды ей приснился сон, где отец её сильно заболел. Хозяин дворца отправил её домой, предупредив, что если она через три дня не вернётся, он умрёт от тоски.

После возвращения домой Настенька всё рассказала своей семье о том, как прекрасно ей жилось у чудища, какое оно доброе и заботливое.

Отец от всей души порадовался за дочку, ну а средняя и старшая сёстры завидовали и уговаривали девушку не возвращаться во дворец.

Младшая сестра не хочет их даже слушать, и они специально переводят часы назад, надеясь, что она опоздает к назначенному времени. Так и получилось, опоздав, девушка нашла хозяина дворца мёртвым. Девушка обняла его крепко, сказала, что полюбила его.

После таких слов начала трястись земля, раздался гром, и засверкала молния. От страха купеческая дочь потеряла сознание, а после пробуждения оказалась рядом с прекрасным принцем. Юноша рассказал, что превратила его в чудовище злая ведьма, и, пока не найдётся девушка, которая полюбит его в таком виде и пожелает стать его женой, будет он оставаться таким ужасным. После всего этого они поженились, девушка стала королевой, и жили они долго и счастливо.

https://youtu.be/BNdE98jTRJ0

План пересказа

  1. Купец отправляется в путь.
  2. Поиск подарков для дочерей.
  3. Нападение разбойников.
  4. Спасение в волшебном замке.
  5. Аленький цветочек.
  6. Гнев хозяина замка.
  7. Встреча с дочками, рассказ о данном обещании вернуться к чудищу.
  8. Младшая дочь спасает отца от смерти.
  9. Знакомство с чудищем лесным.
  10. Дружба с хозяином замка.
  11. Возвращение дочери домой.
  12. Тоска чудища.
  13. Крах злых чар.
  14. Пышная свадьба королевича и купеческой дочери.

«Аленький цветочек»: главные герои

Все герои произведения по-своему значимые и интересные:

Аленький цветочек аксакова

  • Главная героиня Настенька, дочь купца. Умеет любить, преодолевает страх перед чудовищем ради своего отца. Со временем чудище становится ей лучшим другом, и такая лесная жизнь её устраивает.
  • Купец, отец дочерей. Человек добрый и любящий, старался выполнять все прихоти своих дочек.
  • Чудище – ещё в детстве заколдованный ведьмой принц — до тех пор, пока не полюбит его всем сердцем девушка.

Главные герои

Младшая купеческая дочь – добрая, красивая девушка, которая ради спасения отца отправилась к чудищу.

Чудище – ужасное страшилище, которое на деле было заколдованным королевичем.

Купец – честный торговец, отец трех дочерей.

Старшие дочери купца – жадные, завистливые, эгоистичные девицы.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Аленький цветочек»
  • для самых компанейских — Главные герои «Аленький цветочек»

Анализ произведения

Пересказал автор историю как сочинение на народном языке в лиричной стилистике напевной сказки.

Например, страница, где есть отрывок, когда младшая купеческая дочка находит «зверя лесного, чудо морское» после своего возвращения от родных мёртвым, описывается это так:

Помутились её глаза ясные, подкосились ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!»

Характеристика и анализ сказки Аксакова «Аленький цветочек» показал, что основной смысл произведения в видении души в первую очередь, а уже потом внешнего облика, в любви, которая преодолеет все преграды и творит чудеса.

Прочитав текст полностью, можно понять, чему учит сказка, её смысл. Главная мысль, что не существует таких преград, которые не преодолеет любящее сердце ради дорогого и любимого человека.

Действующие лица

В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих действующих лиц:

  1. Купец — глава семейства, занимается торговлей. Это честный человек, больше всего любит свою младшую дочку.
  2. Старшие дочери — завистливые, склочные, жадные и эгоистичные особы.
  3. Младшая дочка — красивая, милосердная, отзывчивая, верная, преданная, чувственная и добрая девушка.
  4. Чудище — хозяин замка, где рос аленький цветочек. Им оказался заколдованный принц.

На примере героев автор показал, что самое ценное в жизни — любовь, доброта и верность. Произведение учит выполнять обещание, держать свое слово в любой ситуации, что бы ни случилось.

Отзывы читателей

После прочтения произведения Сергея Тимофеевича Аксакова можно сделать вывод, чему учит сказка «Аленький цветочек»: не стоит судить о людях по их внешнему виду, красота, которая у них в душе, намного важнее. В произведении широко освещена тема любви и доброты.

Замечательная книга Аксакова про чудовище и красавицу знакома мне ещё с самого детства. Была одной из любимых мной сказок. До сих пор с удовольствием смотрю мультфильм по сюжету произведения, но уже со своими детками. Она учит доброте, показывает любовь, которая не зависит от внешних качеств человека, а любовь за внутреннее содержание.
Ольга, г. Москва

Отзывы о книге

В школе изучали «Аленький цветочек» в 4 классе, план составляли и делали анализ для читательского дневника. Сказка необычная, добрая, запоминающаяся. Такие книги необходимо читать каждому человеку, так как в них раскрываются важные темы, например, семья, взаимоотношения, любовь. Советую прочитать сказку полностью, а после посмотреть мультфильм.

Евгений

В школе мы проходили это произведение, писали по нему сочинение и тест. Мне сказка понравилась. Она очень добрая, интересная и поучительная. В книге говорится про разницу во внешнем и внутреннем мире, которую можно сразу не заметить. Внешность обманчива. Это выражение очень точно подходит к этому произведению. Желательно перечитывать такие книги, так как со временем хорошие примеры забываются. Подойдет взрослым и детям.

Николай

Книга поучительная, интересная. Читать ее — одно удовольствие. В сказке подняты важные темы (любовь, добро, милосердие, сострадание, семья), есть чему поучиться. Чтение в кратком сокращении тоже интересно, но советую прочесть книгу полностью. Рекомендую всем.
Татьяна

  • Как узнала злая царица о том что царевна жива в сказке о мертвой царевне
  • Как удержать любовь сочинение
  • Как удалось оживить младшего брата в сказке два брата
  • Как увеличить количество слов в сочинении
  • Как уберечь себя от мошенников сочинение