Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Итоговое сочинение — это
допуск выпускников к ЕГЭ по русскому языку, в 2019 году его напишут в дополнительную дату — 8
мая. В школе за сочинение конкретную оценку не ставят, результатом будет незачет или зачет, а также 10 дополнительных баллов к результату ЕГЭ, что учитывается при поступлении в вузы. Где узнать, к какой теме надо готовиться,
и какие критерии влияют на выставление «зачета».
Сейчас известны направления,
в рамках которых будут сформулированы итоговые темы. Их пять — «Отцы и дети», «Мечта
и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», а также «Доброта и
жестокость».
«В размышлениях на тему
«Отцы и дети» многим поможет школьная программа: произведений, где
раскрывается конфликт поколений, достаточно. Вызовет интерес направление
«Мечта и реальность». Ведь ребята мечтают о будущем, ставят себе цели
и размышляют, как их реализовать. «Месть и великодушие» — эти ключевые
понятия связаны с очень сильными эмоциями. Думается, многие захотят
порассуждать и об этом. «Искусство и ремесло» тоже привлечет
внимание: зачастую выпускники начинают свой творческий путь именно в школе.
«Доброта и жестокость»: что питает их? В каких ситуациях они
проявляются наиболее ярко?..» — рассказала в интервью «Российской газете» ученый
секретарь Федерального института педагогических измерений Елена Зинина.
Экзаменационный комплект
включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого
открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны
выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Они будут сформированы по часовым
поясам.
Например, в прошлом году в
Сибири школьники рассуждали на следующие темы: «Как Вы понимаете фразу из
романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни
один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?»; «Какого человека
называют отзывчивым?»; «В чём разница между целью и мечтой?»; «В каких
жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?»; «Когда человек
может чувствовать себя одиноким в обществе?».
Все темы сочинений за прошлые годы здесь >>
Как оценивают сочинение
Время на написание сочинения — 3 часа 55
минут. Оценивают работу по нескольким критериям: соответствие теме, аргументация,
привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность.
Ссылаться можно на любой
литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары,
публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение
составляют малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.
Рекомендуемый объем работы
от 350 слов. По оценкам Зининой, за четыре часа некоторые пишут и два раза
больше — по 600-700 слов.
Допустимое количество ошибок
не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и
грамматические ошибки. Сочинение в ЕГЭ: оценят заготовку или творчество?
По словам представителя
ФИПИ, работа обречена на «незачет», если выполнена настолько небрежно, что
теряется смысл текста. Обычно без «зачета» остается меньше 2% выпускников.
«Есть выпускники, которые
списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные
ранее тезисы. Такая у некоторых «уникальная» память. Но цель
сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный
связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования:
не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого
текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет», — отметила
Зинина.
Подготовка к написанию итогового сочинения изменится.
Фото: stock.adobe.com
Подход к формированию комплектов тем итогового сочинения изменится в 2022/23 учебном году.
Как сообщает пресс-служба Рособрнадзора, с начала учебного года подход к формированию тем итогового сочинения изменится. Российским школьникам больше не будут известны тематические направления сочинения. Вместо оглашения списка, будет сформирована единая база тем, состоящая из тех, чтобы были использованы ранее.
— Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Вместо этого формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Перед началом учебного года публикуются названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения, — говорится в сообщении.
Первые комментарии к разделам закрытого банка, а также образец комплекта тем итогового сочинения 2022/23 учебного года будут опубликованы на днях на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
На данный момент банк тем состоит из трех разделов:
-
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека,
-
Семья, общество, Отечество в жизни человека,
-
Природа и культура в жизни человека.
В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться на основе уже существующих. То есть школьники будут писать сочинения по уже известным и некогда оглашенным темам.
По словам ректора Литературного института имени Горького Алексея Варламова, такое решение позволит школьникам подойти к написанию сочинения с большим креативом и интересом. Вместо шаблонных текстов, появятся уникальные. Выпускники 11 классов благодаря группировке тем уделят подготовке гораздо больше времени, что позволит им в момент экзамена не руководствоваться уже существующими шаблонами и аргументами.
Более того, в 2022/23 учебном году комплект будет состоять не из пяти, а из шести тем — по две темы из каждого раздела банка. Комплекты будут созданы отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности. Открыть их можно будет за 15 минут до начала итогового сочинения.
Темы со всех регионов страны. 7 декабря 2022 г.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
107. Нужно ли стремиться понять себя?
108. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
109. Можно ли прожить без мечты?
110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
112. Что может привести человека в отчаяние?
113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
204. Как бороться со злом?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
208. Понимать человека или управлять им?
209. Что значит жить для людей?
210. Что такое взаимопонимание?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
305. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
401. Что значит любить Родину?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
409. В чём ценность исторического опыта?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
412. Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
3. Природа и культура в жизни человека
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
506. Почему нельзя «убивать время»?
507. Зачем человеку заглядывать в будущее?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
602. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
605. Что делает человека подлинно счастливым?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?
Сочинения по этим темам.
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
Уральский федеральный округ
107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
108. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209. Что значит жить для людей?
305. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412. Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507. Зачем человеку заглядывать в будущее?
602. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
Омская область
111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?
Иркутская область
113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
Магаданская область
110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
→ Как выглядит задание: temi7dec.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года.
Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 7 декабря 2022 года.
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ и др.
102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?
МСК+1
109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
МСК+2
107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?
МСК+3
111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?
МСК+4
108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
МСК+5
113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
МСК+6
105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
МСК+7
104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
МСК+8
110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
МСК+9
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
Примечание: В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
- 02.12.2021
Дата обновления: 03.02.2022. Ниже представлен список РЕАЛЬНЫХ ТЕМ ФИПИ, которые для каждого часового пояса публиковались ЗА 15 МИНУТ до начала.
Здесь собраны темы всех часовых поясов России. Т.е. список является самым полным.
Страница будет обновляться в другие волны. Сейчас собраны темы с основной волны от 01.12.2021 и дополнительной от 02.02.2022.
Следите за обновлениями!
- Полезные ссылки для итогового 2022
Реальные темы по направлению Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- 101. Как путешествия могут изменить человека?
- 102. В чём ценность путевых впечатлений?
- 104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
- 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
- 106. Книга как путешествие в прошлое.
- 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
- 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
- 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
- 111. Чем путешествие может обогатить человека?
- 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
- 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
- 121. Путешествие, которое изменило жизнь
- 122. Как выбрать жизненную дорогу?
- 123. Что значит – найти в жизни свою дорогу?
- 124. Что может повлиять на выбор жизненного пути?
- 125. О ком Вы можете сказать: «Нам с ним по дороге»?
- 126. В чём привлекательность трудных и опасных путешествий?
- 127. Согласны ли Вы с мыслью, что путешествие проясняет ум и лечит душу?
- 128. Как Вы понимаете смысл изречения: «Дорогу осилит идущий»?
- 130. Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?
- 131. Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?
- 133. Что помогает человеку не сбиться с верного пути?
Реальные темы по направлению Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- 201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
- 202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
- 203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
- 204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
- 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
- 206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
- 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
- 208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
- 210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
- 212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
- 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
- 221. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?
- 222. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- 223. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
- 225. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
- 226. Какая угроза способна объединить человечество?
- 228. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
- 229. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
- 230. Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
- 231. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- 232. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?
- 233. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?
Реальные темы по направлению Преступление и наказание – вечная тема
- 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
- 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
- 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
- 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
- 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
- 307. Что такое преступление против самого себя?
- 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
- 309. Когда слово становится преступлением?
- 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
- 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
- 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
- 321. Преступление – это путь к одиночеству?
- 322. Можно ли утверждать, что преступник перестаёт быть человеком?
- 323. Согласны ли Вы с тем, что часто одно преступление порождает другое?
- 324. Что такое раскаяние?
- 326. Почему человек идёт на преступления, зная о наказании?
- 327. Может ли измениться тот, кто однажды преступил закон?
- 329. Как Вы понимаете утверждение, что главное условие исправления преступника – осознание своей вины?
- 330. Когда эгоизм приводит к преступлению?
- 331. Преступниками рождаются или становятся?
- 332. Можно ли назвать совесть главным судьёй?
- 333. Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
Реальные темы по направлению Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
- 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
- 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
- 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
- 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
- 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
- 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
- 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
- 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
- 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
- 421. Встреча с искусством: не развлечение, а труд души
- 423. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
- 424. Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?
- 425. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
- 426. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих?
- 427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
- 428. Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?
- 429. Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)?
- 430. Какое из произведений я бы хотел поставить на сцене?
- 431. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?
- 433. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию
Реальные темы по направлению Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- 501. Что значит быть гражданином?
- 502. Что такое гражданский долг?
- 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
- 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
- 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
- 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
- 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
- 509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
- 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
- 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
- 521. Можно ли поделиться счастьем?
- 522. Одинаково ли представление о счастье у разных людей?
- 524. Счастье – заслуга или случайный дар?
- 525. Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?
- 526. Как связаны гражданский долг и личное счастье?
- 527. Помощь другим – право или обязанность?
- 528. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
- 529. Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?
- 530. Согласны ли Вы с утверждением Н.А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
- 531. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- 533. Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?