Как в финале произведения м шолохова родинка разрешается внутренний конфликт рассказа

  • Авторы
  • Файлы

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка — врожденное пятнышко на коже человека» [2, С. 592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» — однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка — знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162]. Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе (здесь и далее выделено нами — Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе…» [1, С. 3]. Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), — образ повседневной мирной жизни. Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война — мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни. Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман. Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы. В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13). Готовность Авраама пожертвовать Исааком — доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа…, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6]. Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М. Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10]. Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « …черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца…» [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся. Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева. Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой». Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман. Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8]. Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером… «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Список литературы

  1. Шолохов М. Рассказы. — Л., 1983.

  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 16-е изд. — М., 1984.

  3. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. — М., 1997. — Т.2.

  4. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. Т. 1 / под ред. А.П. Лопухина. — М.: Терра, 1997.

  5. Слово о полку Игореве / Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачева; Сост. и коммент. Л. Дмитриева. — М., 1985.

  6. Русская народная поэзия: Эпическая поэзия: сборник. — Л., 1984.


Библиографическая ссылка

Бахор Т.А. КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА» // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12.
– С. 85-87;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29029 (дата обращения: 10.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Содержание

  1. Смысл названия рассказа «Родинка» М.А. Шолохов
  2. Смысл произведения «Родинка» М.А. Шолохов
  3. Смысл финала произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Михаил Шолохов большое внимание уделял в своём творчестве Гражданской войне. Ужасы, с которыми пришлось столкнуться простым людям, глубоко волновали писателя. Как страшные события повлияли на судьбу народа? Именно этот вопрос и поднял М.А. Шолохов в своем произведении «Родинка».

Смысл названия рассказа «Родинка» М.А. Шолохов

Символичное и трепетное заглавие «Родинка» говорит о нерушимой родственной связи. То, что связывает поколения друг с другом. Дети не выбирают своих родителей. Священные семейные узы — это то, что нужно беречь, несмотря ни на что.

Смысл названия книги «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель понял, что ни военные действия, ни поступки и слова окружающих не способны уничтожить любовь между детьми и родителями. Родственную связь, которая придаёт силы, не заменит никто и ничто.

Смысл произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Война. Страдание людей. Боль и несправедливость поселились в сердцах каждого. Брат против брата. Хотя ещё совсем недавно они были одной семьёй, были опорой и поддержкой. Пришли непростые времена. Никто не знает, что будет дальше. Отец готов стрелять в сына. У него не дрогнет рука, он принял окончательное решение. Как люди смогли пережить все ужасы войны? Что придавало им сил? Именно эти моменты и нашли отражение в произведении М.А. Шолохова «Родинка». Писатель жёстко и открыто рассказывает о событиях того времени. Михаил Шолохов не хотел и не мог приукрасить то, что творилось в жизни людей.

Перед читателем стоит непростая задача: после ознакомления с произведением ему предстоит выбрать, сторону какого героя следует принять. Писатель намеренно не давал оценочных суждений относительно личностных качеств каждого персонажа. Разные, противоречивые главные герои. Связывает их то, что они очень скучают по родному краю. Война забрала у них все. Изредка они вспоминают свою прошлую жизнь. Смысл рассказа «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель мог проникнуться атмосферой сложного и опасного времени. Мы должны понять, что кровная связь прочна и долговечна.

Персонажи устали. Они измотаны и мечтают лишь о том, чтобы поскорее вернуться домой. Самым запоминающимся событием рассказа «Родинка» является кровавая битва. Противостояние главных персонажей вызывает много вопросов. Это очень спорный момент. Каждый из них и не представляет, с кем ему пришлось сразиться. Николка сделал шаг вперёд. Он не отступит, не сдастся. Он самоотверженно бросился на своего предполагаемого врага. Однако атаман оказался быстрее. Он ловко вонзил в Николку свою шашку. Отец убил собственного сына.

В произведении «Родинка» описывается не только горе отдельно взятой семьи. Это трагедия страны. Жестокий бой красных и белых разрушил очередную ячейку общества. Но на этом не закончилось произведение. Раздался страшный крик. Атаман внимательно посмотрел на упавшего мужчину. В этот момент он заметил родимое пятно. Точно такое же, как у него. От его собственных рук погиб его сын, его мальчик. Как пережить невосполнимую утрату? Боль в сердце отца уже ничем не заглушить.

Смысл финала произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Рассказ «Родинка» никого не оставляет равнодушным. Людям пришлось пережить много горя. Ужасы войны оставили неизгладимый отпечаток на их дальнейшей судьбе. Смысл финала произведения «Родинка» заключается в том, чтобы читатель смог прочувствовать атмосферу того непростого времени. Сложно обвинять простых людей в черствости, безразличии, ожесточённости. Кругом разруха, полная неизвестность. Каждый выживал так, как мог. За что они боролись? Никто из персонажей так и не смог дать внятный ответ на этот вопрос. Непримиримая вражда сделала их безучастными к чужому горю.

В финале произведения невозможно определить, кто был прав, а кто виноват. В сложившейся ситуации это не так и важно. Люди пережили трагедию общечеловеческого масштаба, которая полностью изменила их. Это событие нельзя просто забыть, стереть из памяти. Отец не смог пережить свалившейся на него горе. Атаман не смог дальше жить с мыслью, что он сам убил своего сына. Он решился на отчаянный шаг. Смысл финала произведения «Родинка» заключается в том, чтобы читатель понял, что любовь родителей и детей — самое святое, самое важное и ценное, что у нас есть.

Перечитэйте финал произведения ‘»Родинка». «За перелеском. кто-то взвыл по-звериному и осекся. Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью обтёрханный, упали плывущие тени,

«Неук, сосун, горяч, через это и смерть его ] ц . ДР . *, d тут наляпает”, — обрывками думал атаман   и, выждав, когда у того кончилась обойма, поводья пустил и налетел коршуном.  С седла перевесившись, шашкой махнул, на Ж;Ть миг ощутил, как обмякло под ударом, тело  бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги. дрожавшие мелким ознобом., оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Ногой  упираясь в хрустящее колено, снял один сапог               быстро и ловко. Под другим., видно, чулок закатился: не скитается. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом, повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым, валом, всмотрелся и только тогда плечи угловат ыс. обнял неловко и сказал глухо:

Художественный мир в рассказе «Жеребенок» 

22

Художественный мир произведения передается через образы худо­жественного времени и пространства, которые раскрываются перед читателем в процессе событий, в динамике. Литературовед В, Е, Хали- зев пояснял: “’Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми, Здесь наличествуют образы времени биогра­фического, исторического, космического, календарного, суточного, а  также представления о движении и неподвижности, о соотнесенно­сти прошлого, настоящего и буду­щего”. В науке выделяют различные формы и виды пространства, ко­торые взаимодействуют между собой в произведении и создают в воображении читателя целост­ный пространственный образ мира. Существуют пространства вертикальные и горизонтальные, дальние и ближние, динамические и статические, внешние и внутрен­ние и др.  Как выстраивается хронотоп в рассказе «Жеребенок’*? Автор создает мир произведения с помощью антитезы, чередуя различные виды: ху­дожественного пространства и времени. Уже в первом абзаце рассказа показано противопоставление мира природы и мира человека, но в то же время и их неразрывность в одном времени и пространстве на протяжении всего повествования. Для изображения художественного мира автор использует выразительные языковые средства, контрастную цветовую гамму, образы-звуки и образы-запахи. В процессе движения событий в произведении пространство меняется от маленькой дере­вушки, в которой квартирует эскадрон красноармейцев, до берегов величественной реки, где завершается действие.

Характеристика героев рассказа 11 Жеребейок”

zherebenok

«Проводил сына, а через месяц пришли красные. Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнан­ку, как порожний карман. Был Петро по ту сторону фронта, возле Дойна, усердием, в боях заслуживал урядницкие погоны, а в станице дед Гаврила на москалей, на красных вынашивал, ко хал, нянчил — как Петра, белоголового сынишку, когда-то — ненависть стариковскую, глухую». ‘’Петро поправил на ремне сумку с харчами и слез с арбы. С уси­лием задушив рыдание, Гаврила кинул на землю кнут и протянул трясущиеся руки.

  • Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас… — И, кривя изуродованное болью, мокрое от слез лицо, резко, до крика повысил голос: Подорожники не забыл, сынок?.. Старуха пекла тебе… Не забыл?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынишка’

Заселял тему

В чем своеобразие “Донских рассказов”? Их отличает то, что худо­жественный конфликт в донском цикле не сводится к классовому про­тивостоянию “красных» и “белых». Автор, воссоздавая неповторимый облик времени в один из самых трагических периодов истории Росс mi, стремился понять психологические и социальные корни поступков, со­вершаемых людьми в годы лихих испытаний. Свое повествование писа­тель сопровождает философскими раздумьями о человеческом бытии, которые он вкладывает в уста главных и второстепенных персонажей.

Основной конфликт рассказов заключается в столкновении социаль­ного и человеческого, веками устоявшегося уклада — с разрушением моральных законов, традиций народа, кровных человеческих связей. Исследователь Л. Г. Сатарова определяет главную тему “Донских рас­сказов” как “расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — в очеловечивания ’ ’. Произведением “Родинка», ко­торое Шолохове до называют “сжа­тым прологом ко всему циклу”, открываются “Донские рассказы». Уже в первом рассказе с симво­лическим названием необычен сюжет, который имеет два нача­ла: внешний, классовый, в духе двадцатых годов, и внутренний, общечеловеческая, раскрывающий тревогу молодого писателя. Жизнь эскадронного командира выбилась

из привычного русла, что отраз­илось на внешнем облике героя, постаревшего в восемнадцать лет. Но и антипод Николки Кошевого — старый атаман, “наведавший волк” — тоже выбит из жизни и, кружа по степи, ищет дорогу к дому. Автор показывает загнанность героев, оказавшихся по разные стороны “бар­рикад» , II красный командир, и атаман банды испытывают одинаковые чувства: ‘»чудную и непонятную боль души», тоску по иной жизни. Трагическим финалом о поединке неузнанных отца и сына автор под­черкивает, что общечеловеческие ценности выше классовых, поэтому атаман, убивший собственного сына, вынес себе смертный приговор. Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному конфликту — между веками складывавшимися нормами че­ловеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. По мнению литературоведов, в рассказах М. Шолохова “Жеребенок» и “Чужая кровь» звучат библейские темы. В них показан процесс “во- человечивания”, когда, по словам Л. Г. Сатаровой, “содержание вну­тренней душевной жизни персонажей выстраивается в соответствии с евангельскими заповедями». В произведениях поднимаются проблемы нравственного выбора, самопожертвования, милосердия, прощения. Шолохова интересовал вопрос: может ли человек сопротивляться безумию войны, остановить “бесконечное вращение красного колеса». И в названных рассказах автор дает на него ответ. Люди могут остано­вить ненависть и братоубийственное кровопролитие своей способностью откликаться на вечные заповеди. Например, образ жеребенка вырас­тает до образа-символа. В атмосфере смертельного противостояния двух лагерей беззащитное животное пробуждает в людях то подлинно человеческое, что сохраняется в глубине души и у Трофима, и у эскад­ронного, и у белого офицера, хотя трагический финал произведения свидетельствует о том, что Шолохов понимал невозможность скорого разрешения конфликта.  “Четкая кровь’’ — удивительное по психологической глубине произ­ведение, завершающее цикл “Донских рассказов”. В экспозиции рас­сказа создается облик старого казака, “твердого сердцем”, который с ненавистью относится к новой власти: “дед Гаврила на москалей, на красных вынашивал, коал, нянчил… ненависть стариковскую, глу­хую”. Писатель мастерски передает душевное состояние главного героя, который преодолел чувства злобы и мести, разрушающие человека, и, движимый бескорыстной отцовской любовью, сначала пожалел врага, а потом и полюбил как собственного сына. “Образ старика Гаврилы возносится на недосягаемую высоту, ибо любовь к врагу, отрицание мщения являются высшей степенью смирения человека. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приемному сыну — путь взаимного прощения, незлобия и покаяния” (Л. Г. Са­тарова}. Писатель убежден, что не идеология способна соединить врагов в общую семью, а следование вечным нравственным ценностям. Вопреки кровопролитию и ожесточению, смерти и разрухе, охватившим Россию в период революции и братоубийственной Гражданской войны, многие герои шолоховских рассказов продолжают жить по законам человеч­ности.

­

  • Как в трудовой пишется увольнение по собственному желанию в трудовой
  • Как в тексте пишется с уважением
  • Как в табеле пишется отпуск за свой счет
  • Как в старые добрые времена как пишется
  • Как в старой сказке король и шут клип