Как в образе чацкого отразился тип декабриста сочинение

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.

     А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».

    Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.

    Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.

    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:

     Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;

     Ни звука русского, ни русского лица

     Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…

    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:

     Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

     Князь Фёдор, мой племянник.

    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.

    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

Добавил: Ristanija

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Если в литературе сколь­ко-

нибудь отразился слабо, но с

родственными чертами тип де­кабриста,

это в Чацком.

А. И. Герцен

 

Время создания комедии «Горе от ума» являлось пе­реломным в общественно-политической жизни Рос­сии. Начало XIX века было ознаменовано зарождени­ем непримиримой борьбы между представителями прогрессивно мыслящего общества и консервативны­ми правящими кругами, поддерживающими крепост­нический строй и патриархальный уклад жизни. Как и всякого гражданина с активной жизненной позици­ей, Грибоедова волновали проблемы противостояния наступающего все активнее «нового» мира и упорно от­стаивающего свои позиции «старого». Именно эта тема и легла в основу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Столкновение героев на почве идейных разно­гласий, представленное в произведении Грибоедова, стало своего рода новаторством, ведь до появления «Горя от ума» в комедиях противопоставлялись лишь характеры, вкусы, возрасты. Даже традиционный конфликт двух соперников, добивающихся взаимно­сти героини, подчинен утверждению героями своего понимания смысла жизни. Чацкий и Молчалин — представители противоборствующих лагерей.

В образе Чацкого писатель воплотил черты передово­го человека того времени. Наверное, это первый в рус­ской литературе образ дворянина, оторвавшегося от своей сословной среды. И, несмотря на то, что в пьесе нет прямых ссылок на то, что главный герой состоит в каком-либо тайном обществе, на то, что реплики Чац­кого далеки от политических высказываний, многие критики утверждали, что главный герой комедии «Горе от ума» является прообразом декабристов. И действи­тельно мировоззрение Чацкого близко к идеям декаб­ристов. Он резко критикует действительность:

Где? укажите нам, отечества отцы,

 

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Он обличает «негодяев знатных», которые обменива­ют людей на собак, в угоду своим прихотям разлучают семьи крепостных, распродают их поодиночке. Чацкий отказывается служить в государстве, для которого служба — это, прежде всего, раболепие: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Декабрист Рылеев, вый­дя в отставку, произнес: «Служить могут одни подле­цы». Словами своего героя Грибоедов, как и декабри­сты, укоряет дворянское общество за преклонение пе­ред всем иноземным, за презрение к родному языку, культуре, обычаям. «Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве с друзьями», — торжествует «французик из Бордо». Чацкий негодует на то, что Фамусов и ему подобные отдали «все в обмен на новый лад и нравы, и язык, и старину святую, и вели­чавую одежду на другую...». С презрением говорит он и о механизме общественного мнения:

Поверили, глупцы, другим передают,


 




Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье!

В выпадах Чацкого отражена программа декабри­стов, взывающих к воцарению народной справедли­вости в России, возвращению к истокам патриотизма. Чацкий высказывается горячо и страстно, его мысли выстраданы, они не являются сиюминутным экс­промтом. Именно поэтому он убежден в собственной правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих.

Вокруг романтического Чацкого сомкнулось обще­ство, воплощающее гражданскую косность, мораль­ное ханжество, пошлость, как говорит о них Чацкий:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух, зловещих стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Но в борьбе с этим обществом Чацкий не одинок. Грибоедов упоминает двоюродного брата Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил»:

Чин следовал ему:

он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Есть и племянник княгини Тугоуховской — «хи­мик и ботаник», и профессора Педагогического ин­ститута, о которых с осуждением говорят, что они « упражняются в расколах и безверьи ».

Несмотря на свое поражение, в идейном и мораль­ном плане Чацкий остается победителем. И. А. Гонча­ров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» и, похоже, один из первых вестников новой свободной жизни.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чацкий — выразитель идей декабристов. Поищите еще с сайта похожие.

Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является типичным представителем той части русского общества первой четверти XIX века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего», как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года.

Работа над пьесой завершилась еще в конце 1824 года, то есть почти за год до событий на Сенатской площади. Но уже тогда будущие декабристы увидели в Чацком человека, близкого им по духу и по взглядам. В дальнейшем эта точка зрения утвердилась и стала общепризнанной. Так, А.И Герцен с утверждал: «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист».

С тех пор комедия Грибоедова и ее герой по-разному осмыслялись как критикой, так и читателями, появлялись и сейчас существуют разнообразные сценические трактовки этого произведения. Порой в Чацком видят некий общечеловеческий тип, что на самом деле соответствует тому, как он представлен в действии комедии. Но, безусловно, есть в этом герое и то, что тесно связано с той конкретно-исторической эпохой, когда он впервые появляется -ив литературе, и в жизни. Именно эта составляющая образа главного героя комедии и включается в себя черты, роднящие его с декабристами.

Прежде всего, в биографии Чацкого мы находим много общего с тем, что нам известно о жизни и судьбе декабристов. Как и большинство из них, герой комедии принадлежит к российской аристократии. К этому же слою общества относятся и все, кроме Молчалина, представители фамусовского общества, которое отражает тех, кто противостоял новым веяниям в жизни России той эпохи. В комедии также именно они вступают в борьбу с Чацким, пытающимся, приехав в дом Фамусова, пропагандировать там свои новые идеи.

Эти новые взгляды он приобрел, когда уехал из этого дома, где воспитывался вместе с дочерью Фамусова Софьей. Мы не знаем точно, где он побывал и чем занимался в эти три года, но есть некоторые факты, позволяющие сделать вполне определенные предположения.

Очевидно, что Чацкий, как и многие декабристы, был на военной службе и неплохо о ней отзывается — например, в разговоре со своим полковым товарищем Платоном Михайловичем Горичем, которого московская жизнь переменила так, что он превратился в «мужа-мальчика», «мужа-слугу».

В комедии говорится, что Чацкий побывал за границей, а значит, можно предположить, что он участвовал в заграничном походе русской армии во время Отечественной войны 1812-1815 годов — ведь действие комедии происходит почти сразу после ее окончания.

Именно из-за границы он приезжает, переполненный новыми идеями, что вполне соотносимо с фактами биографии многих декабристов. Контакт с европейским обществом во время заграничной компании русских войск во многом способствовал формированию их идейной платформы, прежде всего антикрепостнической позиции, поскольку европейское общество уже давно исповедовало идеи гражданской свободы.

Но еще раньше многие будущие декабристы приняли участие в разработке реформ, которые обещало провести правительство в начале царствования Александра 1. Можно предположить, что и Чацкий побывал в этих кругах. Во всяком случае, слухи об этом дошли до Москвы. Так, например, Молчалин говорит Чацкому: «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то … с министрами про вашу связь, потом разрыв».

Действительно, прогрессивно настроенные молодые люди, участвовавшие в разработке реформ, вышли из комитета, когда стало очевидно, что его деятельность зашла в тупик. Тогда и возникла потребность в поисках новых путей реализации идей гражданского общества в России, которые привели затем к созданию тайных обществ и выступлению декабристов в 1825 году.

Но, конечно, одних биографических сходств мало, чтобы назвать Чацкого декабристом. Гораздо важнее то, что ему присущ тот особый дух, который был присущ этим молодым людям, побуждаемым к действиям благородными порывами. Это дух романтически настроенной молодежи, прекрасный и в то же время не всегда соответствующий практическим задачам, которые ставило перед собой движение декабристов.

Романтический настрой давал им необыкновенную силу и даже какое-то безрассудство — ведь их было так мало, а противостояла им вся система государства и большинство общества. Но романтизм вел и к определенным ошибкам, просчетам в том, что касалось конкретных действий, что во многом определило поражение декабризма.

В Чацком мы тоже часто видим романтические порывы, чисто романтическое безрассудство — он бросается в борьбу со всем фамусовским обществом, находясь там в абсолютном одиночестве и, почти до конца действия пьесы, не замечая, что его вовсе не хотят слушать. Даже холодность Софьи, очевидную уже при первой встрече, он как будто не замечает, ослепленный своим чувством, и в результате именно от нее получает сокрушительный удар, когда его объявляют сумасшедшим.

Но больше всего Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он с возмущением говорит о помещиках, которые выменивают верных слуг на борзых Собак, собирают крепостной балет, состоящий из «от матерей, отцов отторженных детей» и потом распродают их поодиночке.

Как и декабристы, Чацкий говорит о необходимости «службы делу, а не лицам». Для людей фамусовского круга это кажется настоящим бредом, ведь их идеал — «и наслажденья брать, и весело пожить». Интересно, что знаменитые лова Чацкого -«служить бы рад, прислуживаться тошно» — почти полностью повторяют фразу декабриста К.Ф. Рылеева. В одном из писем он отмечал: «Случить в России сейчас -значит прислуживаться».

Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова считают «мечтателями, опасными» людьми. Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяет князь Федор («химик и ботаник»), брат Скалозуба, который, оставив службу, занялся в деревне чтением книг.

В реальной действительности многие будущие декабристы также предпочитали уклоняться от традиционного для дворян той эпохи жизненного пути. Некоторые из них занимались химией, географией, многие были поэтами. Кстати, и Чацкий не чужд поэтическим занятиям — «он славно пишет, переводит». И всех таких людей — и в комедии, и в современной Грибоедову действительности — окружающие считали чудаками, или попросту называли безумцами: уж слишком сильно они отличались от привычного для дворянского общества круга лиц!

Но выбор такого рода необычных занятий требует и гораздо более широких и глубоких знаний. А потому Чацкий, как и декабристы, говорит о необходимости развития просвещения. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — говорит об этом Фамусов.

Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой национальной культуры. Чацкого волнует «смешенье языков: французского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образованных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.

Таким образом, в образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нравы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды, ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.

Но в реальной жизни их было не очень много, Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. Он говорит: «У меня в комедии один умный человек на двадцать пять глупцов». Одиночество Чацкого подчеркивается образом его мнимого единомышленника Репетилова. Суть этого характера, который, на первый взгляд, может тоже показаться связанным с прогрессивными идеями и движениями эпохи, выражена в словах, показывающих необоснованность таких претензий: «Шумим, братец, шумим».

Хотя существовала и другая точка зрения, согласно которой образ Репетилова должен был показать истинное отношение Грибоедова и к Чацкому. Ведь Грибоедов, при всей его близости к декабристским умонастроениям, не входил в какое-либо из обществ декабристов. Более того, он весьма скептически относился к тому способу действий, который они избрали. Известны его слова: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».

Но мне кажется, что при всех разногласиях, Грибоедов, хорошо знавший многих из декабристов, видевший благородство и чистоту их устремлений, вряд ли собирался в Чацком создать пародию на декабриста — такая роль отведена Репетилову, который и впрямь смешон.

Отношение автора к Чацкому гораздо сложнее. Оставляя открытым финал социального конфликта комедии — противоборства «века нынешнего» и «века минувшего», — Грибоедов дает возможность жизни самой поставить в нем точку. «Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!» — горько звучат заключительные слова Чацкого.

Но прав был А.И. Гончаров, который сказал: «Чацкий сломлен количество старой силы, нанеся ей … смертельный удар качеством силы свежей». И мы знаем, что никогда не устареет проблема смены поколений, поставленная в комедии Грибоедова, а потому «едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий». И не так уж важно, видим мы сейчас в нем декабриста или нет.

  • Как в некст рп пишется респаун
  • Как в медицине пишется сифилис
  • Как в математике пишется скорость время расстояние в математике
  • Как в майнкрафте пишется земля
  • Как в майнкрафте пишется динамит