14
Задание 9 (4 балла)
Одним из основных различий между русскими диалектами принято считать
поведение безударных гласных в первом предударном слоге (т. е. в том слоге,
который находится непосредственно перед ударным). В этом положении
гласные [и], [ы], [у] не изменяют своего звучания по сравнению с тем, как они
произносятся под ударением, а вот гласные на месте ударных [а], [э], [о]
образуют много удивительно разнообразных систем.
После исконно твёрдых согласных (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц), которые
были мягкими) в русских словах не бывает гласного [э], поэтому речь идёт
только о гласных на месте ударных [а] и [0].
В части русских диалектов они противопоставлены друг другу в безударных
слогах, т.е. на месте ударного [о] в безударном слоге произносится [о], а на
месте [а] — [а]: п[о]ход, но з[а]ход (поскольку имеется возможность проверить
безударный гласный, ср.: п[о]ход — п[0]вод; з(а)ход — з[а]пись, т. е. можно
подобрать слово с другим корнем, но с той же морфемой под ударением).
В другой части говоров русского языка эти [а] и [0] совпадают друг с другом
(чаще всего в звуке (а), но это может быть и другой звук): п[а]ход в з[а]ход.
Различение в безударном положении гласных, соответствующих ударным [а] и
[о], называется оканьем, оно распространено в севернорусских говорах;
совпадение — аканьем (в южнорусских). Оканье древнее аканья, но в основу
русского литературного языка лёг диалект, в котором господствовало аканье.
Как в окающем говоре будут произноситься слова записать, рассказ, стакан?
Ответ поясните.
1 ответ:
0
0
Ответ:
ЗОписать,рОссказ,стОкан
Объяснение:
на месте ударного о в безударном слоге произносится о
Читайте также
В лесу много тайн
В лесу много загадок
Связь:в лесу
В последнем слове ударение не поставлено, потому что в состав данного слова входит буква ё. На неё ударение падает всегда , поэтому знак ударения ставить нет смысла.
Вдруг,однажды,Когда,пожалуйста,соловей,чемодан,север,ромашка,желтый,колесо,театр.С помощью суффиксов от выделенных слов образуйт
1html
Северный(-н-),желтизна(-изн-),ромашечка(-ечк-),театрал(-ал-),чемоданчик(-чик-)
Отрицательная: дырявая голова, задирать нос, плясать под чужую дудку, остальные положительной
Приставки ПА не бывает, проверочное вЕшать!
Значительное
разнообразие систем безударного
вокализма в русских говорах связано
с различением разного количества
гласных и качеством этих гласных в
различных позициях.
Основными условиями,
влияющими на количество и качество
безударных гласных, являются то, с чем
соседствуют эти гласные, и их положение
по отношению к ударению.
Основными типами
безударного вокализма после тв. согл.
являются оканье и аканье. Оканье —
наиболее характерная черта северного
наречия, аканье — южного наречия.
Оканье в широком
смысле — различение в безударных слогах
хотя бы части гласных фонем неверхнего
подъема. Оканье в узком смысле —
различение в безударных слогах после
твердых согласных [о] и [а], произношение
безударного звука [о] на месте <о> (и
<w>)
и звука [а] на месте <а>: в[о]ды — в[о]да,
сн[о]п (сн[уо]п) — сн[о]па и тр[а]вы — тр[а]ва.
На месте фонем <о, w
> — [о], <а>- [а].
Соблюдение правописания
при произношении, т.е. окающий соблюдает
этимологич. корень.
В некоторых словах в
первом предударном слоге под влиянием
акающего литературного произношения
установилось правописание буквы а
на месте этимологического о: рассказ,
работа, расти (ср. россказни, хлебороб,
рост), баран, забота, стакан и др. В
окающих говорах эти слова произносятся
с предударным [о]: россказ, робота,
р[о]стИ, б[о]ран, ст[о]кан и др.
В некоторых окающих
говорах отмечается в отдельных словах
произношение предударного [о] на месте
этимологического о: з[о]бор, д[о]лёкий,
рук[о]ва, ск[о]зать, д[о]вать и др. Вытеснение
в этих словах предударного [а] звуком
[о] объясняют значительным преобладанием
в потоке речи слов с предударным [о] по
сравнению с [а], а также стремлением
говорящих отстоять нормы диалекта от
воздействия акающего литературного
произношения, в результате чего
увеличиваются различия между этими
типами вокализма.
Полное: [молоко].
Неполное: [мълоко]
Аканье в широком
смысле — это неразличение гласных фонем
неверхнего подъема в безударных слогах.
Аканье в узком смысле — неразличение
<о> и (а) в безударном положении после
твердых согласных при совпадении их
в части позиций в звуке [а].
Первый пример – 1347
г.
Есть два типа аканья:
диссимилятивное (более древнее) и
недиссимилятивное, или сильное.
Диссимилятивное аканье распространено
в западной части южного наречия и в
Чухломском акающем острове Костромской
области. Остальные акающие говоры и
литературный язык характеризуются
недиссимилятивным аканьем.
При недиссимилятивном,
или сильном, аканье (о) и (а) совпадают
независимо от фонетич. условий.
Диссимилят. аканье –
такой тип безуд. вокализма, который
зависит от характера гласного, стоящего
под ударением : а и,ы,у; не а – а. Принцип
диссимиляции заключается в том, что
перед ударным гласным нижнего подъема
не может быть гласный того же подъема:
перед ударенным [а] произносится гласный
среднего подъема [ъ], а перед гласным
верхнего подъема произносится гласный
нижнего подъема [а]: с[а]вы, с[а]ву, тр[а]вы,
тр[а]ву — с[ъ]ва, тр[ъ]ва.
В русских говорах
известны и переходные системы от
оканья к аканью. В таких говорах <о) и
<а) перед одними ударенными гласными
различаются, реализуясь соответственно
в звуках [о] и [а], а перед другими ударенными
гласными совпадают в звуке [а].
1. Оканье с ассимилятивным
аканьем — различение [о] и [а) перед всеми
ударенными гласными, кроме [а], перед
которым произносится [а] и на месте (а),
и на месте (о): с[о]вы- тр[а)вы, с[о]ву-
тра}ву, с [о] вой — тр [а] вой, с[о]ве- тра]ве,
но с[а]ва, тр[а]ва.
2. Аканье с ассимилятивным
оканьем — неразличение, совпадение
<о> и (а) в звуке [а] перед всеми
ударенными гласными, кроме [о], перед
которым произносится [о] на месте <о)
и [а] на месте (а>: с[авы, тр[а]вы; с[а)ву,
тр[а]ву; с [а] ве, тра]вё, с[а]ва, тр[а]ва,
но с[о]вой — тр[а]вой.
3. Полновское оканье
— неразличение, совпадение <о) и (а) в
звуке [а] перед ударенными гласными
верхнего подъема и различение [о] и [а]
перед остальными ударенными гласными:
с [а] вы, тр[а)вы; с [а] ву, тр[а]ву, но с[о]вой
— тр [а] вой, с[о]вё — тр{а]вё, с[о]ва — тр[а]ва.
4. Гдовское оканье —
неразличение (о) и <а) перед ударенными
гласными верхнего и нижнего подъема и
различение их перед гласными
верхне-среднего и среднего подъема:
с[а]вы, травы, с[а]ву, тр[а]ву; с[а]ва,
трава; но с [о] вой — тр[а]вой, с [о] вё —
тр[а]вё.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Различие или совпадение «о» и «а» в предударных слогах после твердых согласных: оканье и яканье
Сравните, как произносятся гласные в словах: сом – сома и сам – сама. Под ударением о и а произносятся ясно и отчетливо, хорошо различаются на слух: сом – сам. А как произносятся те же гласные в безударном положении? Произнесите и послушайте: сома – сама.
В русском литературном языке о и а в безударном положении не различаются, произносятся одинаково; в словах сома и сама слышится звук, близкий к а. Такое произношение называется аканьем. Аканье – это неразличение о и а безударном положении, совпадение их в одном звуке (в транскрипции он может обозначаться знаком [а] (безударный) или [L] – «крышечкой»1); слова сома и сама при акающем произношении будут звучать одинаково: [сама] ([сLма]).
Акающее произношение свойственно не только русскому литературному языку, но и южнорусским говорам. А на севере России, как известно, окают. Оканье – это различение о и а в безударных слогах: на месте о в безударном слоге произносится звук, близкий к ударному [о], на месте а в безударном слоге произносится звук, близкий к ударному [а]; [сам – сама] и [сом – сома]; [пал’ит’] (из пушки) и [пол’ит’] (цветы).
Аканье-неразличение о и а | Оканье – различение о и а | |||||||
|
|
|||||||
|
|
Нормой современного литературного произношения является аканье, но на письме мы различаем безударные о и а. Почему же у нас «акающее» произношение и «окающее» письмо? Дело в том, что оканье древнее аканья в нашем языке. Различение о и а в нашей письменности существовало с самого ее появления. В русском церковнославянском языке (он использовался до XVIII столетия в качестве литературного) безударные о и а различались в произношении. Что касается русских диалектов, то среди них издавна были и «окающие», и «акающие».
В основу нового русского литературного языка лег московский диалект, в котором уже господствовало аканье. Однако в новом литературном языке вначале допускалось сосуществование оканья и аканья: в одних ситуациях принято было «акающее» произношение, в других допускалось «окающее». Об этом писал М. В. Ломоносов, один из создателей русского литературного языка. Еще в первой половине XIX в. при преобладании аканья допускалось окающее произношение в высоком стиле, например при чтении стихов. Со второй половины XIX в. аканье становится единственной нормой литературного произношения.
До сих пор мы рассматривали произношение о и а в 1-м предударном слоге. А какие звуки произносятся на месте о и а в других безударных слогах? Несколько раз медленно произнесите слова молоко и сарафан. Послушайте, одинаково ли произносятся в литературном языке звуки, обозначаемые буквами о и а в 1-м и во 2-м предударных слогах. В 1-м предударном слоге мы слышим звук, близкий к [а], тот же, что и в словах сома – сама. А во 2-м предударном слоге звук иной. Он мало похож на [а], это особый звук, имеющий специальное обозначение – [ъ]. В русском литературном языке он не встречается под ударением. Вот как описывает его М. В. Панов: «Произнесите у…а…у…а. Остановите язык на полпути от [у] к [а], произнесите гласный – это и будет [ъ]». Звук [ъ] произносится не только во 2-м предударном слоге, но и в заударных – гол[ъ]д.
Мы убедились, что в русском литературном языке произношение звуков на месте о и а в безударных слогах зависит от положения слога по отношению к ударному. Безударные слоги принято называть так, как показано в следующей ниже таблице. Гласные в разных слогах слова различаются по силе и длительности, и произношение их зависит от удаленности этих слогов от ударного. (В литературном языке самые длительные слоги в слове – ударный и 1-й предударный. При неполном оканье ритмика слова близка к литературной, поэтому здесь о и а различаются только в 1-м предударном слоге.)
2-й пред- ударный слог |
1-й пред- ударный слог |
Ударный слог |
1-й за- ударный слог |
2-й за- ударный слог |
[стъ [мъ |
– – |
ра ла |
– – |
жыл] ко] [сто [до |
– – |
ръ ръ |
– – |
жъ] гъ] |
Итак, при аканье звуки на месте о и а не различаются во всех безударных слогах. Ведь главное при аканье – неразличение безударных [о] и [а], совпадение их в одном и том же звуке, причем в 1-м предударном слоге они совпадают в звуке [а], в остальных безударных – в звуке [ъ].
В разных областях наблюдаются особенности аканья, эти особенности проникают и в речь горожан, говорящих на литературном языке. Например, в произношении звуков на месте о и а в 1-м предударном слоге можно услышать звук, близкий к [ъ]. В говорах вместо литературного [ъ] во 2-м предударном слоге произносятся звуки типа [ы] и даже [э] ([мы]локо, [мэ]локо).
На территории акающих говоров на западе выделяются говоры с диссимилятивным аканьем. Аханье – неразличение безударных о и а, совпадение их в звуках [а], [ъ]. При диссимилятивном аканье этот принцип сохраняется, добавляется еще один принцип – диссимиляции (расподобления). В чем он проявляется?
В отличие от «литературного» аканья качество предударного гласного зависит в этих говорах от качества ударного гласного – безударный гласный расподобляется с ударным: если под ударением гласный [а], то в 1-м предударном слоге произносится «гласный не – а» – это обычно [ъ], реже [ы], [э]; если же под ударением «гласный не – а» (т. е. [и], [у], [о], [е] то в 1-м предударном слоге произносится гласный [а] (речь идет о произношении безударных о и а). Так обстоит дело при наиболее распространенной разновидности диссимилятивного аканья. Например: [въда], [тръва] или: [выда], [трыва]; [вэда], [трэва], но: [вады], [травы]; в [вад’е], [трав’е]; [вад’ич’ка], [трав’инка] и т. п.
Схема диссимилятивного аканья
1-й предударный слог | Ударный слог | Примеры | ||
Гласный «не-[а]» | Гласный [а] | сама сома |
} | [съма] |
Гласный [а] | Гласный «не-[а]» | самой сомом |
} | [самой],[самом] |
Зеленым цветом на карте показаны «окающие» говоры. В этих говорах безударные звуки на месте о и а различаются. Есть такие «окающие» говоры, в которых во всех безударных слогах на месте о произносится звук [о], а на месте а – звук [а]. Различение безударных о и а во всех безударных слогах называется полным оканьем: [молоко] – [маловат], [сторожыл] – [старожыл], [дорого] – [сторожа] и т. п.
В других «окающих» говорах различение звуков на месте о и а осуществляется иначе. Например, на месте о звучит [ъ], а на месте а звучит [а]: [дъма] – [дала], [въда] – [трава] и т. п. Так что не обязательно оканье проявляется лишь в произношении безударного [о], как думают многие неспециалисты. В костромских и других «окающих» говорах на месте о в безударных слогах наряду с [о] может звучать [у] или звук, средний между [о] и [у] – [оу]: [вода], [воуда], [вуда] – [трава], [дома], [доума], [дума] – [дала] и т. п.
На границе между «окающими» и «акающими» говорами есть говоры как бы переходные между ними. На карте они показаны зеленым цветом с розовыми полосками. Это говоры с неполным оканьем. Для неполного оканья характерно то, что в 1-м предударном слоге после твердых согласных гласные о и в различаются, как и в других «окающих» говорах, а в остальных безударных слогах о и а не различаются, совпадают в звуке [ъ], как в «акающих» говорах: (нет) молока [мълока], маловат [мъловат]; сторожил и старожил [стърожылъ], дорого [доръгъ], (нет) сторожа [сторъжъ] и т. п. Таким образом, неполное оканье соединяет в себе принцип различения и принцип неразличения безударных звуков на месте букв о и а. Неполное оканье распространено в говорах Поволжья.
В художественной литературе отразить оканье графическими средствами трудно, ведь «окать» – это значит произносить, «как написано».
Писатель Е. Носов, уроженец Курской обл., в рассказе «За горами, за лесами» пишет о своей поездке в Вологодскую деревню: «Завидев меня, оба [соседи Вера и Семен] кланялись: Семен чинно, приподнимая кепку, выговаривал, припадая на букву о: «Доброго здоровья». Или в рассказе А. И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка»: «Вот старик непонятливый! – задело Зотова. – Да что такое порядок государственный – ты представляешь? – окал он. – Это если каждый будет брать, что ему понравится… разве мы войну выиграем?»
Таблица к карте 12
2-й пред- ударный слог |
1-й пред- ударный слог |
Ударный слог |
1-й за- ударный слог |
2-й за- ударный слог |
Полное оканье | ||||||||
[мо [ма [сто [ста |
– – – – |
ло ло ро ро |
– – – – |
ко] ват] жыл] жыл] [до |
– – |
ро ро |
– – |
го] жа] |
Неполное оканье | ||||||||
[мъ [мъ [стъ [стъ |
– – – – |
ло ло ро ро |
– – – – |
ко] ват] жыл] жыл] [до |
– – |
ръ ръ |
– – |
гъ] жъ] |
Аканье | ||||||||
[мъ [мъ [стъ [стъ |
– – – – |
ла ла ра ра |
– – – – |
ко] ват] жыл] жыл] [до |
– – |
ръ ръ |
– – |
гъ] жъ] |
Диссимилятивное аканье | ||||||||
мо ма сто ста |
– – – – |
[ла [лъ [ра [ра |
– – – – |
ко] ват] жыл] жыл] |
В русском литературном языке на месте букв о и а в 1-м предударном слоге произносится звук [а] или [L]: сома и сама могут произноситься [сама] или [сLма]. При произношении [L] подъем языка выше, чем при [а]. М. В. Панов пишет, что гласный [L] – это неогубленный (нелабиализованный) [о]: «Произносите о…о…, постепенно убирая лабиализацию (а язык должен оставаться как при [о]). Получится [L]». Произношение [а] на месте о и а в 1-м предударном слоге характерно для аканья москвичей, произношение [L] в той же позиции — для аканья жителей некоторых других городов.
Материал создан: 08.12.2015