Как в рассказах чехова показано духовное оцепенение современного ему общества

Сочинение на тему: “Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова”

Во все времена вопрос снижения духовного уровня личности под влиянием
внешних обстоятельств остается актуальным для отечественной литературы.
Выдающееся место среди русских писателей, занимавшихся исследованием
данной проблемы, был А. П. Чехов. Он наиболее ярко показал, как опасно жить
без моральных ориентиров, руководствуясь лишь мимолетными страстями и не
развивая в себе лучшие задатки с молодости.
Тема духовной деградации полно раскрыта в рассказах Чехова “Ионыч”
и “Крыжовник”. В первом произведении главный герой символизирует собой
нереализованное благородство. Не зря по профессии Дмитрий Старцев являлся
врачом, чей труд, как известно, один из самых благородных. Мечтая в юности
о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода итруд
на пользу общества, молодой доктор не мог предположить, что когда-то все
это сведется для него до уровня подсчета разноцветных денежных бумажек.
За относительно небольшое время произошла духовная деградация личности.
Дмитрий Старцев возжелал покоя, и чем старше он становился, тем сильнее
разрушалась его душа.
Какой психологический портрет Старцева нарисован автором в начале
произведения? Молодой и, безусловно, талантливый врач после окончания
учебы посвящает себя службе в губернском городе С. Им движет благородное
устремление быть полезным людям, свою работу он воспринимает как Призвание
с большой буквы, и, будучи готовым к лишениям, он забывает о праздной жизни.
Старцев работает, видя в этом свое первое назначение. “Врастание” в
земскую службу, он обрастает знакомствами, в частности с семьей Туркиных.
Знакомства он заводит не по причине симпатии к людям, а потому что, по мнению
обывателей, это семейство наиболее интеллигентное в городе. Возможно, в этом
и заключается первая ошибка Старцева, которая выводит его на путь моральной
деградации: он излишне внимательно прислушивается к общественному мнению,
не будучи уверен в его правильности.
На мой взгляд, утерянное благородство – это наиболее яркое и
обескураживающее последствие духовной деградации личности, о которой Чехов
писал и в другом своем произведении “Крыжовник”. Высшее счастье героя
рассказа умещалось в схему: барский дом – людская – огород – крыжовник. Жил
он скупо, недоедал, недопивал, одевался, бог знает как, словно нищий, и все
копил и клал в банк. Страшно жадничал.
Каждое действие героя подчинялось пагубному для духовности стремлению.
Он даже женился для того, чтобы воплотить в жизнь свою странную мечту. Вся
цель его жизни сосредоточилась в жестких и кислых ягодах, поедая которые он
чувствовал себя совершенно счастливым. Был ли он таковым на самом деле?
Наверное, здесь будет уместно ответить цитатой ПушкинА: “Тьмы истин нам
дороже нас возвышающий обман”.
Оба рассказа А. П. Чехова показывают, как губительны тишина и спокойствие в
жизни каждого человека. Не стоит успокаиваться, нельзя позволять усыплять
себя. “Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл
этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и простом.
Делайте добро!”

Loading…

Сочинение на тему: “Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова”

Духовное перерождение человека в рассказах Чехова

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: Ионыч
  • Это сочинение списано 17 149 раз

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

Всю жизнь А.П. Чехова интересовала тема духовного перерождения человека. Писатель задумывался о том, как меняются люди. Чехов всегда мечтал об изменении человека в лучшую сторону, но видел, что его мечты не всегда схожи с реальностью.

Его интересовало, почему добродушные порядочные люди вдруг становятся грубыми и лицемерными. Каковы причины этого? Антон Павлович в своих произведениях всегда анализировал, предполагал и пытался объяснить изменение людей в лучшую или худшую сторону.

По мнению писателя, на духовное перерождение влияли изменения, связанные с жизнью: женитьба, продвижение по служебной лестнице, случившееся горе в семье и многие, многие другие жизненные ситуации.

Рассмотрим несколько произведений и попробуем понять мысли писателя, согласиться с ними или, наоборот, их опровергнуть. Вот, например, в знаменитой лирической комедии «Вишневый сад» мы встречаем такого героя, как молодой лакей Яша, ничего не представляющий из себя человек, обычный парень из деревни. Почему его изменила жизнь в худшую сторону? Куда делись добрые чувства, душевные качества русского деревенского человека?

Чехов раскрывает нам эти изменения, связав их с жизненной ситуацией. Все просто: Яша, проведя пять лет со своей помещицей за границей, вернулся в родные края. Но как повлияли на него эти пять лет! Когда Яше сказали, что к нему пришла мать повидаться и сидит со вчерашнего дня, он никак на это не отреагировал, лишь показал свое гнилое нутро: «Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти».

Богатство и красота столичной жизни за границей повлияли на лакея отрицательно. Он набрался там «дешевых штучек»: «Да-с, приятно выкурить сигару на чистом воздухе…» Но поскольку Яша — человек необразованный, то, козыряя этим, он не понимает, что интеллигентным и светским человеком он от этого не стал.

Чехов ненавидел книжные фразы, модные слова и все надуманное, которым русский человек желал изобразить из себя европейца. На примере Яши писатель дает понять читателю, что все это глупо и абсолютно не нужно. Чехов показывает, до какой степени «паршивости» может измениться человек, стремящийся только к внешнему лоску и презирающий тех, кто (как ему кажется) не столь развит и просвещен, как он сам.

Антон Павлович всегда жалел таких людей и хотел, чтобы они стали проще, правдивее, естественнее. Таких героев у Чехова множество. Одна из них — Ольга Ивановна Дымова, героиня рассказа «Попрыгунья». Это молодая женщина, живущая за счет мужа, которого ни во что не ставит, высмеивает его со своими друзьями, которые на самом деле ей не друзья.

Ольге Ивановне кажется, что сам Дымов этого не замечает, потому что человек он, с ее точки зрения, простой, недалекий, не в пример ей — утонченной, артистичной, светской. У нее много необыкновенных знакомых: художников, артистов, есть среди них и «помещик — дилетант-иллюстратор».

Все ее компания «избалованная судьбой», все — люди богатые, богемные. Среди этой компании доктор Дымов оказывается чужим. Его молодая супруга, которая очень любила петь, на рояле, писать красками, лепить, тянулась к этой богемной публике.

Именно она к ним, а не наоборот, потому что после смерти мужа, когда не стало денег и балов, не стало и этих так называемых друзей. Только тогда Ольга Ивановна поняла, какая же она была лицемерная, несправедливая по отношению к мужу. Ведь Дымов ее любил, а она любила ли его? Нет, ей нравилось быть любимой, нравилось его к ней отношение и безотказность во всем.

Ольга Ивановна очень верила в друзей, которые ее постоянно хвалили: «Она губит себя: если бы она не ленилась и взяла бы себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». Оказалось, что все похвалы были только лестью, а Ольга Ивановна была человеком, у которого можно было не без приятности провести время. Когда муже не стало, и сама Ольга Ивановна стала никому не нужна.

Я думаю, что этот рассказ написан Чеховым для того, чтобы читатель задумался: какой станет главная героиня, как переродиться ее духовный мир? Я думаю, что это хороший урок для героини и прекрасный пример для читателей.

Во всех произведениях А.П. Чехова показано, как может перерождаться душа и в хорошую, и в плохую сторону. Я считаю, что его произведения жизненные, и поэтому поучительные. Ведь Чехов всегда мечтал только о вложении в души людей доброго и хорошего начала и своими произведениями пытался на это повлиять.

Сочинение: Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова

В литературе второй половины XIX века была распро­странена мысль о фатальной зависимости судьбы человека от обстоятельств. Появилась формула «среда заела». Судьба че­ловека складывается так или иначе и под влиянием его нрав­ственной позиции. Бывают ситуации, когда человеку нужно сделать выбор: как поступить, по какому пути пойти. Чехов показал, что часто этот выбор (нравственный выбор) предо­пределяет всю человеческую жизнь.

Например, перед Дмитрием Ионычем Старцевым (рас­сказ «Ионыч») в молодости раскрывались две перспективы: отдать себя служению людям хотя бы на поприще земского врача или целиком погрузиться в мир Туркиных, стать обы­вателем, накопителем, распростившись со всеми высркими идеалами. Под сильным влиянием своего окружения Стар­цев сначала бессознательно, а потом все больше сознавая это, пошел по второму пути. Он не нашел в себе сил противосто­ять обывательщине и потому превратился в Ионыча, еще бо­лее косного обывателя, чем жители города С.

В рассказе «Человек в футляре» мы наблюдаем результат перерождения главного героя — учителя Беликова. Бели­ков — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Ива­нычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В на- чале рассказа он дает такую характеристику Беликову: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую пого­ду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очи­нить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, ка­залось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.

[sms]

Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то прика­зывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека на­блюдалось постоянное и непреодолимое стремление окру­жить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в посто­янной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хва­лил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же ка­лоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Главное опасение Беликова — это «как бы чего не вы­шло». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзи­стенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Беликов, по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «ста­ли бояться всего». Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.

С появлением в городе нового учителя истории и геогра­фии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки об­щество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Беликов соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изну­рительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто заходит к ним в гости, но с пред­ложением тянет.

Однажды Беликов видит ее с братом катаю­щимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и, «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на вело­сипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юноше­ства». Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимна­зии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Беликова с лестницы. После всего случившегося ге­рой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что нако­нец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Образ Беликова — «человека в футляре», фигуры коми­ческой, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова.

В рассказе «Крыжовник» — аналогичная ситуация. Ни­колай Иваныч Чимша-Гималайский, служащий казенной палаты, всю жизнь мечтал о жизни в деревне. Его брат Иван Иваныч, выступающий в «Крыжовнике» рассказчиком, счи­тал жизнь в усадьбе подобной могиле, монашеству, но мона­шеству без подвига. Чтобы иметь свою усадьбу, Николай Иваныч женился на старой, некрасивой вдове, держал ее впроголодь и, наконец, уморил ее.

Иван Иваныч удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «ухо­дить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь зем­ной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Иван Иваныч считает, что сытость и праздность «развивают в русском чело­веке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Иван Иваныч обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки — самодовольство, фи­листерство, склонность поучать, «как жить, как веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современно­го социально-нравственного состояния общества, Иван Ива­ныч говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, до­садую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жалкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого поме­щика Алехина делать добро.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимна­зии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат — ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. За­ветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становит­ся приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Николай Иваныч, «сидя у себя в канцеля­рии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревен­ская жизнь представляется ему идеалом, непременным атри­бутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету — на вдове, у которой есть деньги.

После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за сво­ей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кус­тов крыжовника и превращается в настоящего барина. Николай Иваныч много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казен­ной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».

Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином ку­харка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, соб­ранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «…Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который нако­нец получил свою любимую игрушку, и сказал: «Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, кото­рый достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Через долгие годы его мечта осуществилась, и в конце концов он стал владельцем усадьбы, но — ценою своей чело­вечности, он даже потерял человеческий облик.

Судьба человека часто окрашивается у Чехова в трагические тона. Его герои нередко испытывают на себе мучительное давле­ние общества, не дающего простора духовным силам человека. [/sms]

55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

История России в рассказах для детей (Славяне. До 862 года христианского летосчисления)

История России в рассказах для детей (Славяне. До 862 года христианского летосчисления)
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас ещё приятнее будет слышать не

Время духовного подъема (1855–1859)

Время духовного подъема (1855–1859)
С середины 50-х годов, после жесточайшего политического террора, Россия переживает пору своеобразного духовного подъема. III Отделение, цензурные ведомства по инерции ведут борьбу с литературой и журналистикой, но перевес общественных сил и

Творчество А.П. Чехова

Творчество А.П. Чехова
Чехов – последний классик русской литературы девятнадцатого века и одновременно один из первых писателей, открывающих литературу века двадцатого. Его творчество было настолько новаторским, что прижизненная критика во многом его не поняла.

«Маленький человек» в рассказах А. П. Чехова

«Маленький человек» в рассказах А. П. Чехова
I. Изображение «маленького человека» – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века.II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П.

Тайны Чехова

Тайны Чехова
Главный герой – конечно, Лопахин.А кто здесь Чехов? Петя-революционер?ПЕТЯ. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!ЛОПАХИН. Дойдешь?ПЕТЯ. Дойду… или укажу другим путь, как дойти.Нет, это скорее

«Вишневый Сад» Чехова*

«Вишневый Сад» Чехова*
С напряженным вниманием всматривался я в раскрывавшуюся передо мною высокохудожественную и правдивую картину жизни. Да, должно быть, она правдива! Ведь о жизни слышится столько суждений, столько противоположных оценок дают ей — то же и с «Вишневым

II. О некоторых его рассказах и стихах

II. О некоторых его рассказах и стихах
Душа поэта говорит стихами. И лучше стихов все равно не скажешь. Вот почему уже заранее подумает иной, что проза Бунина, большого поэта, меньше его стихотворений. Но это не так. И даже многие читатели ставят их ниже его рассказов. Но так

Николай Константинович Михайловский О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова

Николай Константинович Михайловский
О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова
Приступая к окончанию заметок о типах современных авторов повестей и рассказов {1} , я чувствую некоторое смущение. До сих пор я находился в положении своего рода embarras de richesses [1] . Г-на Ф.

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая

54. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова

54. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность

57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

Его врагом была пошлость,
и он всю жизнь боролся с ней.
М. Горький
В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует

5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан»)

5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан»)
Методистами замечено, что доступность понимания произведения на уровне наивно-реалистическом достаточно иллюзорна, так как смысл

2.4. В поисках себя самого: Коммуникативные и гендерные сдвиги в рассказах Набокова[**]

2.4. В поисках себя самого:
Коммуникативные и гендерные сдвиги в рассказах Набокова[**]

Навсегда я готов затаиться и без имени жить.
В. Набоков. «К России»
Известно, что Набоков все время находился в поисках своего стиля, стремился быть непохожим на других писателей и поэтов.

Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие. В произведениях Чехова ярко отражен процесс перерождения человека под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных  идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Причины этой социальной болезни Чехов показал в рассказе «Ионыч».

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется.

Старцеву советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов сатирически изображает эту «талантливость»: плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери. Но все-таки после больницы, грязных мужиков Старцеву приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Доктор все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он полюбил дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. В конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет, он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало». Получив отказ, доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его нелюдимость. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понимания ни в ком. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.


 




Уезжает из города Котик. Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий  теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду.

Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Если самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же остальные?» Автор предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут возродить душу Старцева. Котик, вернувшись, видит, как он изменился, и пытается вывести его из душевной спячки, но безуспешно. Старцев устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что прежний Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. А Ионычу не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования».

 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема духовного перерождения человека в рассказах А П Чехова. Поищите еще с сайта похожие.

  • Как в рассказах д н мамина сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы
  • Как в программировании пишется или
  • Как в порядке вещей пишется
  • Как в письме пишется с уважением в конце письма
  • Как в паспорте пишется национальность