Как в рассказах д н мамина сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы

Для Вас родители!

Человек и природа в детских произведениях

Д. Н. Мамина-Сибиряка

Произведения Д. Н. Мамина-Сибирика — нашего земляка, посвящены актуальным проблемам современного мира — взаимоотношениям человека и природы и объясняют юным читателям, что такое природа, какую роль она играет во взаимоотношениях с человеком, что такое человечность, как является человек частью природы? Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, социальные и экологические проблемы, так остро стоящие в современном мире.

Об Урале — его людях, природе и богатствах уральской земли мы узнаем из сказок, рассказов, очерков и воспоминаний Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Темой «человек и природа» пронизано все творчество автора. Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста.

Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки». В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Точны характеристики сказочных героев: медведь — неуклюж и глуповат, заяц — отчаянно труслив, козел — упрям, воробей — птичка задиристая и хитрая, котишка — лукав и вороват, жизнь заставляет, собака — всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: «Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, — хорошо, хорошо! И всё мое!».

Много лет прошло с момента создания рассказов и сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой. В произведениях для детей автор показывает красоты суровой уральской природы и призывает бережно к ней относиться, что звучит особенно актуально в наши дни, поскольку проблемы экологии это проблемы современности.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/316898-chelovek-i-priroda-v-detskih-proizvedenijah-d

Нужна помощь в написании работы?

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что ребенок — самый лучший читатель. Для детей им написаны рассказы и сказки: Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Серая Шейка, Вертел, Богач и Еремка. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об Аленушкиных сказках, которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное. Нет слов, хороши Аленушкины сказки, но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.
Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют певцом Урала, открывшим целую область, ранее неизвестную. Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно… — говорил он.
Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки (Кормилец). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику (В каменном колодце). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества — готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
Один из ранних рассказов Емеля-охотник открывается превосходной пейзажной зарисовкой: Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. Удивительно слияние почти сказочного зачина далеко-далеко и ритмической напевности с реалистической точностью места действия — деревушка Тычки. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.
«Зимовье на Студеной».
Много сказочного и в рассказе Зимовье на Студеной, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты — все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.
Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.
«Аленушкины сказки».
Детям дошкольного возраста адресованы Аленушкины сказки, над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес — Вот не боюсь нисколько, и все тут! Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный… С начала и до конца сказку пронизывает один мотив — надоело бояться, надоело прятаться. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное — поверить в себя: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.
В Аленушкиных сказках образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания (Умнее всех; Сказочка про Воронущку — черную головушку и желтую птичку канарейку; Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
Аленушкины сказки занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки.
Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали Маминслог. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке Умнее всех подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: Умен, как индюк. Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.
Таким образом, Аленушкины сказки — превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром, то окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки. А настоящим знанием считал он близость к народной жизни, к родной природе — именно это стало основным предметом его творчества для детей.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа Зимовье на Студеной, — рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
«Емеля – охотник».
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу — семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма… Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть. Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но… не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.
Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом — Емеля-охотник — это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.
Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке… Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.
Емеля — седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Гришутка — сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна…
Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал… Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу… Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю… Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился… Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка…
Вдруг Емеля увидел под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному… Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Ишь какой бегун… — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — Только его и видели: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо… Ах ты, какой шустрый!.
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.
Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.
«Серая шейка».
Вот сказка Серая шейка — это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, — все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.
Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Самым маленьким детям адресованы Аленушкины сказки — это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе.
У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок.
Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, — сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает:
Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.
Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.
Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка Умнее всех из того же цикла Аленушкины сказки.

  • Содержание
  • Меню
Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Принципы отбора.
Понятия «фольклор» и «художественная литература».
Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.

Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические формулы, ретардация.
Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.
Сказки бытовые и авантюрные: их сходство и отличие, содержание форма вымысла, поэтика.

Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.
Поэзия пестования четко связана с интересами, запросами и потребностями ребенка.
Фольклор, бытующий в среде современных детей: жанровое разнообразие.

Добавить в избранное
(необходима авторизация)

Произведения Д. Н. Мамина-Сибирика — нашего земляка, посвящены актуальным проблемам современного мира — взаимоотношениям человека и природы и объясняют юным читателям, что такое природа, какую роль она играет во взаимоотношениях с человеком, что такое человечность, как является человек частью природы? Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, социальные и экологические проблемы, так остро стоящие в современном мире.

Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая, дружная, трудовая, читающая. Жили небогато. Отец много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек.

Но пришла пора учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище. Это было тяжелое время для Дмитрия.

Потом была Пермская духовная семинария, первые литературные опыты. Позже Дмитрий Наркисович стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно. Зарабатывал себе на хлеб тем, что писал газетные статьи. Тяжело заболел. Пришлось бросить учебу и вернуться на Урал. Умирает отец, и Дмитрий Наркисович заботы о семье берет на себя. Изнурительно работал, давал уроки, много писал статей, готовил к изданию книги. В его книгах Урал, его природа и люди. Он много исходил дорог по Уралу, узнал интересных людей, изучал архивы, занимался археологическими раскопками.

Написав романы: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», писатель Мамин-Сибиряк взял себе псевдоним (Сибиряк), потому что тогда все, что лежало за Уральским хребтом, называлось Сибирью.

Не случайно он считается «певцом Урала». Он знал историю Урала, природу, народные сказания и легенды. Издание романов позволило купить в Екатеринбурге дом для матери. Он был женат. Но к новому театральному сезону из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Абрамова. Ей 25 лет, ему 39-й год. Они полюбили друг друга. Мамин-Сибиряк помолодел, как будто переродился. 21 марта 1891 г. они уехали в Петербург. Недолгим было счастье новой семьи. Мария родила дочку и на следующий день умерла. На руках осталась дочка Елена — все его счастье.

Д. Н. Мамин-Сибиряк с дочерью Аленушкой

(ей посвящены известные

«Аленушкины сказки»)

Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать. В 1897 г. «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием, которые ежегодно издаются, переводятся на другие языки. Также у писателя было много других детских произведений. Одна из самых известных «Серая шейка». Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей».  Некоторые из этих рассказов были высоко оценены при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 г. получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студеной» был удостоен в Петербурге Золотой медали.

Последние годы у Мамина-Сибиряка были особенно трудными. Его почти перестали печатать. 21 марта 1910 г. умирает мать Дмитрия Наркисовича. Это была для него огромная потеря. В 1911 г. писателя «разбил» паралич. В ноябре 1912 года Дмитрий Наркисович умер. Его похоронили рядом с женой в Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Много лет читатели-дети знали «Аленушкины сказки», но не знали судьбы Аленушки — Елены Маминой. Когда Аленушка подросла, то из-за болезни она не могла учиться в школе, ее учили дома. Отец много внимания уделял развитию дочки, водил ее в музеи, читал ей. Аленушка хорошо рисовала, писала стихи, брала уроки музыки.  Елена пережила отца на 2 года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности. Познакомилась с родными. Позже она составила завещание, по которому дом Мамина-Сибиряка после смерти последнего владельца стал бы музеем.

В центре Екатеринбурга есть замечательный «литературный квартал», в нем сохранившийся дом по улице Пушкинской 27. Это и есть дом-музей Мамина-Сибиряка. Идея создания музея в этом доме родилась в 1926 году. Начавшуюся в 1940 году работу по созданию музея прервала война. Музей был открыт лишь в 1946 году, а в 1973-1977 гг. он был отреставрирован.

Собственный дом Д. Н. Мамина-Сибиряка деревянный, рубленый, с

Дом-музей

Д. Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге

Этот дом был куплен писателем в 1885 г. на гонорары, полученные от публикации романов

«Приваловские миллионы» и

«Горное гнездо» бутовым оштукатуренным цоколем и подвалом, кирпичной пристройкой справа. Фасад облицован кирпичом лишь с улицы, крыша железная. Окна с фасада имеют оштукатуренные наличники, со двора — дощатые ставни. Парадное крыльцо сложено из старинных гранитных плит, над ним металлический навес с ажурными боковинами. В доме восемь комнат, считая бывшую кухню и прихожую. Службы и приусадебный участок не сохранились.

Интерьер

Дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге

Восстановленные мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на котором разворачивается рассказ о жизни Д. Н. Мамина-Сибиряка. В первом шкафу, изготовленном в виде буфета, представлена история создания трех уральских романов Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца». Рядом в импровизированном комоде — материалы по теме: «Д. Н. Мамин – журналист». В конторке представлена информация об «Уральских рассказах». В витринах петербургской комнаты находятся экспонаты, представляющие творчество писателя последних двадцати лет. В последней комнате на стене — многочисленные фотографии литературного окружения писателя. Перед посетителями предстает Мамин — писатель и человек, раскрывается мир его творчества.

Другой музей находится непосредственно на родине Дмитрия Наркисовича Мамина–Сибиряка в посёлке Висим.

На берегах трех горных речек, впадающих в бурную реку Чусовую, в самой глубине Уральских гор, раскинулся заводской поселок Висим. Более двух столетий назад, при Петре Первом, богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Посреди поселка стоял небольшой одноэтажный деревянный дом. В этом доме и родился писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Именно Д. Н. Мамин–Сибиряк поведал всей России о «трех висимских концах»: туляцком, хохлацком и кержацком, о «синих далях», вид на которые открывается с горы, приютившей поселок у своего подножия.

До сих пор сохранились, неповторимы висимские избы с «тремя коньками», крепкие кержацкие дворы, а в домах еще до сих пор встречается старинная мебель из березы, лавки вдоль стен, кованые ведра и сундуки. Были времена, когда все «три конца» существовали совершенно обособленно, и даже дома строили по-разному.

Туристы посещают в Висиме – музей Мамина-Сибиряка, включающий дом-музей и церковно-приходскую школу, в которой преподавал отец писателя Наркис Матвеевич Мамин.

В записной книжке Мамина-Сибиряка встречается заметка о возникновении первых старообрядческих поселений на этом месте еще при царе Алексее Михайловиче. В XVIII веке Демидовы построили здесь Висимо-Шайтанский завод и беглых людей «приписали к нему». При расширении завода в Висим было переселено несколько сот крепостных из Тульской и Черниговской губерний. Заводские предания говорят, что были крепостные, выиграны Демидовым в карты у графа Разумовского. Новые работники селились порознь: туляки по правую сторону пруда, а украинцы выстроили свои мазанки по правому берегу реки Висим. Так и образовались «три конца» — кержацкий, туляцкий и хохлацкий.

Красота уральской природы отражена в фотографиях поселка Висим, где родился замечательный уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Прекрасный Висимский пруд летом притягивает не только местных жителей и дачников, но и горожан из Тагила.

Верховья Висимского пруда.

В окрестностях Висима можно наткнуться на многочисленные старые ямы. В прошлых веках здесь работало множество приисков по добыче золота и платины.

Висимская деревянная плотина необычна для заводских прудов.

В наше время это редкость.

Деревянный водоспуск плотины.

Со временем вода промыла себе новый путь и течет уже не по доскам, а рядом. Этот вид также использовался в фильме о Демидовых Ярополка Лапшина.

Старинная дамба, выложенная из камней еще в демидовские времена.

Река Межевая Утка в окрестностях Висима. В прошлом по ней проходила граница владений Строгановых.

Вид с местной горы. За Висимом видна гора Белая и Веселые горы. Когда смотришь на открывающуюся панораму, понимаешь, откуда у Мамина-Сибиряка такая огромная любовь к уральской природе, которой пропитано большинство его произведений!!! (Этот фрагмент панорамы использован на эмблеме проекта «Наш Урал»).

Памятник писателю на горе, установленный в 2002 году — в 150-летие со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка. На памятнике приведена цитата Мамина-Сибиряка: «Был на Машуке — любовался, а наш Висим все-таки лучше!»

Дом-музей писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В этом доме писатель провел детские и юношеские годы (1852-1872). Вот что он писал: «Наш дом был замечателен тем, что с одной стороны окна его выходили в Европу, а с другой — в Азию. Водораздел Уральских гор находился всего в 14 верстах».

В этом небольшом доме с тесовой крышей по соседству с мемориальным домом Мамина-Сибиряка была заводская школа. В 1860-1863 гг. здесь учился и Дмитрий Мамин.

Висимская церквушка.

Об Урале — его людях, природе и богатствах уральской земли мы узнаем из сказок, рассказов, очерков и воспоминаний Мамина-Сибиряка. Темой «человек и природа» пронизано все творчество автора. Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки». В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Точны характеристики сказочных героев: медведь — неуклюж и глуповат, заяц — отчаянно труслив, козел — упрям, воробей — птичка задиристая и хитрая, котишка — лукав и вороват, жизнь заставляет, собака — всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: «Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, — хорошо, хорошо! И всё мое!».

Сказка «Серая шейка» — это история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Уральские пейзажи: высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов способствует знакомству детей с жизнью природы, и помогают раскрытию сюжета. «Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на жизнь, а на живот. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом».

Другой рассказ «Емеля-охотник» начинается описанием пейзажа: «Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки». В человеческих характерах Мамин-Сибиряк подчеркивает то, что роднит простого человека с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Образ живого желтого олененка станет для его внука залогом выздоровления.

Много сказочного и в рассказе «Зимовье на Студеной», особенно в описаниях природы: «Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу». По нему снят кинофильм и сделаны диапозитивы.

Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: На Урале их называют «промысловыми». Небольшого роста, со стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, они напоминают дворнягу, но отличаются необыкновенным умом. «Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства», — пишет автор. Часто собаки становятся для одиноких стариков единственными собеседниками: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Много лет прожили Елеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры рыбу — семгу. Писатель описывает, как тяжело переживает старик Елеска, болезнь и потерю своего верного друга собаки Музгарки.

Защитником природы выступает автор в поэтической «Лесной сказке» — она рассказывает о многом, что также связано с важными проблемами экологии: об истреблении лесных массивов, об иссушении почвы, о пересыхании рек. Автор описывает рубки леса: «Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!».

Не последнюю роль в деле воспитания у детей чувства доброты и милосердия сыграет включенный в «Зеленые горы» рассказ о первой охоте. Так, юный охотник, ради пробы ружья застреливший летящую ворону, чувствует угрызения совести, за убитую птицу. Слияние человека с природой раскрывается в рассказе «Приемыш» повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. «Где-нибудь в городе, — замечает автор, — он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное — этого спокойствия, которое охватывало здесь». «. Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились».

Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает».

В сказке «Светлячки» повествует о семи ночах своей жизни светлячок — Иванова-червячка и о ночной жизни леса и его обитателей. «Люди целую треть своей жизни спят, — возмущается светлячок, — и потому думают, что жизнь происходит только днем. Ну, скажите, не смешно ли это? А ведь жизнь-то у нас в лесу главным образом ночью!». «Шелестят растущие травы, покачиваются под налетающим ветерком кроны деревьев; бесшумно вылетают на охоту ночные хищники — совы и филины. Поднимающийся от реки туман принимает обличие Водяного с пышной седой бородой и разметавшимися космами волос; выплывают озерные русалочки и, резвясь, вплетают зеленые огоньки светлячков в свои длинные кудри; кривоногий Леший — хозяин леса — строго наблюдает порядок, ухаживает за больными растениями, следит за лесной живностью, что, однако, не мешает ему пошалить: целый день водит по лесу заблудившуюся старушку, завлекая ее в топкое болото. ». Сказка «Светлячки» была написана почти сто лет назад.

Много лет прошло с момента создания рассказов и сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой. В произведениях для детей автор показывает красоты суровой уральской природы и призывает бережно к ней относиться, что звучит особенно актуально в наши дни, поскольку проблемы экологии это проблемы современности.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное Учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа №17»

623384,
г. Полевской, Свердловская область, ул. Степана Разина, 48,

Тел.
8(34350)7-15-07, факс 8(34350)3-33-45

Е
mail:
https://school17-pgo.uralschool.ru/

Творческий
проект на тему:

«Природа
в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка»

заочного
тура областного краеведческого конкурса

«Юные
знатоки Урала», «Творец Урала»:

Д.Н.
Мамину – Сибиряку 170лет

                                              
Автор работы: коллектив 3 «Б» класса:

Алешкевич
Игорь Владиславович,

                                              
Кирчук Павел Владимирович

                                     
         Руководитель:

Рубцова
Ирина Викторовна

2022 г.   

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ВРЕМЕНА ГОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАМИНА-СИБИРЯКА

Зима

Весна

Лето

Осень

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ВОПРОС К ИГРЕ – ВИКТОРИНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………  12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список
используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

 «Когда
мне делается грустно, я

уношусь
мыслью в родные

зеленые
горы, мне начинает

казаться,
что и небо там выше и

яснее,
и люди такие добрые, и

сам
я делаюсь лучше…»

Д.Н.Мамин-Сибиряк

В
2022 г.  исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося русского писателя
Дмитрия Наркисовича М-Сибиряка., творчество которого неразрывно связано с
Уралом. Писатель родился 6 (н. ст.) ноября 1852 г., а умер 14 (н. ст.) ноября
1912 г. в промышленном поселке  приВисимо-Шайтанском заводе в Нижне-Тагильском
заводском округе.  Поэтому тема малой родины, в частности красоты и могущества
природы Урала,  стала одной из центральных в творчестве писателя. Сибиряк — 
литературный псевдоним писателя.

Его
детство прошло в далекой глуши Уральских гор. Картины родного поселка навсегда
остались в памяти писателя. С зелеными окрестными горами связывались представления
о красоте мира, о радостном широком просторе. Воспитанием мальчика помимо
родителей занимался дьячок Николай Матвеевич, который и привил маленькому
мальчику любовь и трепетное отношение к природе.

Любовь
к Уралу, его родине, проходит через
все
страницы воспоминаний писателя. В своём письме брату он писал: «Родина – наша
вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче». Более 130 сказок, рассказов и
очерков написано им, начиная с 80-х годов XIX в: «Емеля-охотник», «Зимовье на
Студеной», «Приемыш», «Алёнушкины сказки», «Медведко», «Бойцы», «От Урала до
Москвы», «Зеленые горы», «Мизгирь», «Осенние листья» и др.

Актуальность
проекта — раскрытие проблемы ценности и любви к родной природе. Работа призвана
объяснить  юным читателям, что такое природа, какую роль она играет во
взаимоотношениях с человеком, указать на неразрывность связи человека с
природой. Рассказы Мамина-Сибиряка воспитывают у детей чувство доброты и
милосердия, гуманное отношение к кружащему миру, вызывают чувство восторга от
гармонии в природе. Всем своим творчеством автор стремился не только привить
любовь к родному краю, но и добиться, чтобы читатели становились его
защитниками.

Объектом
исследования является природа в рассказах Мамина-Сибиряка. Предметом
исследования выступает могущество и величие природы Урала.

Цель
нашей работы — особенность изображения уральской природы в произведениях Д. Н.
Мамина-Сибиряка.

В соответствии с
поставленной целью выделим задачи:

1.    
Познакомить ребят с произведениями Д. Н.
Мамина-Сибиряка.

2.    
Рассказать о силе и красоте природы Урала.

3.    
Привить интерес учащихся к чтению
художественной литературы, в частности, книг о родном крае.

4.    
Обратить внимание подрастающего поколения
на необходимость бережного отношения к природе, научиться видеть красоту
окружающего мира и бережно к нему относиться.

Природа в произведениях
Мамина-Сибиряка неотделима от человека, недаром он сам говорил, что «как ни
хороша природа сама по себе, как ни легко дышится на этом зеленом просторе, под
голубым бездонным небом, — глаз невольно ищет признаков человеческого
существования среди этой зеленой пустыни».Данная мысль писателя подтолкнула нас
к гипотезе, что человек — существо природы, неразрывно с ней связанный. А чтобы
жить с природой в согласии, мы должны не просто любить, но и защищать ее.

Методы,
используемые в данной проектной работе — изучение теоретического материала по
теме исследования, анализ и синтез, тестирование.

Проект состоит из
вступления, 2 частей, заключения, 3 приложений, расположенных на 18 страницах.
Работа содержит сопутствующий иллюстративный материал в виде рисунков и
фотографий.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ВРЕМЕНА ГОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАМИНА-СИБИРЯКА

Любит
писатель и весну, несущую с собой радостно-хлопотливое оживление, и лето с его
зрелой полнотой, свободным и лёгким движением белых облаков, и дни осени, когда
пылают листья осины,становятся прозрачнее леса, в криках собирающихся к отлёту
птиц слышна тревога. Разные времена года описывает Мамин-Сибиряк: вьюжную
зиму,170 лет наметавшую саженные сугробы («Зимовье на Студеной»), буйное
зеленое лето, расцветившее тайгу морем красок («Приемыш»); холодную, сумрачную
осень, затмившею непогодой проселочные дороги Урала («Темные люди»).  Он
находил присутствие человека в уральских пейзажах: «С каждым шагом вперед
горная панорама точно раздвигалась все шире и шире и небо делалось глубже. Гора
Лобастая составляла центр небольшого горного узла; от нее в разные стороны
уходили синими валами другие горы, между ними темнели глубокие лога и горбились
небольшие увалы, точно тяжелые складки какой-то необыкновенно толстой кожи.
Хвойный лес выстилал синевшую даль, сливаясь с горизонтом в мутную белесоватую
полосу. Несколько бойких горных речек сбегались в одну, которая смело
пробивалась между загораживавших ей дорогу прикрутостей и увалов; в одном месте
она пробила скалистый берег, который вставал отвесной каменной стеной, точно
полуразрушившийся замок» (На шихане).

Внимание
писателя к тем или иным формам жизни природы, описанию её состояний и перемен
лежит в основе эмоциональных переживаний, определяемых контактами:
человек-природа, природа–человек. Эти переживания не только заложены в
характере пейзажной живописи, но часто вынесены на поверхность, описываются
впрямую, от автора — рассказчика. Он всё время напоминает, что созерцание
природы и соучастие во всей её жизни играет громадную роль в духовном состоянии
личности, увеличивает разнообразие эмоциональных переживаний, проявлений ума,
тонкости в общении с другими.

Далее
рассмотрим, как описывает писатель природу в каждом из времен года —
применяемые художественно-выразительные средства, персонажей произведений и их
взаимоотношения с царством природы, какова авторская позиция в вопросе
«человек-природа».

Зима

Не
очень много Мамин -Сибиряк пишет о зимнем состоянии природы, видимо не столь
часто приходилось ему бывать в зимнем, строго заснувшем лесу, бродить по
просекам или взбираться в это время на горы. Но там, где он затрагивает
описание этого времени года, он делает, в свойственной ему манере, как будто
пишет пейзаж.

«За
одну ночь все кругом изменилось, лес казался ближе, речка точно сузилась, а
низкие зимние облака ползли над самой землёй и только не цеплялись за верхушки
елей и пихт. Вообще, вид был самый печальный; а пушинки снега продолжали
кружиться в воздухе и беззвучно падали на помертвевщую землю». (Зимовье на
Студёной).

     
«Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не
оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины
убрались инеем, точно серебряным пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли
засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было
кругом…». (Серая шейка).

«…Лес
стоял в снеговом покрове, как очарованный, точно в каком-то сказочном царстве.
Небо как-то сразу потеряло все краски, побелело по- зимнему, но яркий матовый
свет заставлял жмуриться. Мохноногая лошадёнка бежала без понукания, легко и
свободно, точно и она радовалась лёгкому зимнему пути…». (Мизгирь).

Весна

«Весна, бесспорно, самое
лучшее и самое поэтическое время года, о чем писано и переписано поэтами всех
стран и народов; но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далеком, глухом
севере, где она является поразительным контрастом сравнительно с суровой зимой».
Чусовая)
Именно так описывал Мамин Сибиряк личные впечатления об уральской
весенней природе в очерках «Бойцы», где повествуется о весеннем сплаве
по р. Чусовой.  Стремительное наступление весны в наших краях, как метко
отмечает писатель, сравнимо сосменой декораций — зимних на летние. «В природе
творится великая тайна обновления, и, кажется, самый воздух цветет и любовно
дышит преисполняющими его силами».

Мамин-Сибиряк
поэтично и красочно описывает природу весной — ясное голубое небо, с которого
льется «животворящий свет», северные цветы, пробивающиеся сквозь тающий снег,
глянцевитую зелень лесов. Все буйство жизни дополняют пение птиц, шум рек,
шуршание листвы лесов и полей.  «Это величайшее торжество и апофеоз» великой
силы природы восхищает Дмитрия Наркисовича, поскольку в ней невообразимым
образом переплетаются воедино каждая травинка и букашка, цветочек и птичка,
взаимно наполняя, и дополняя друг друга, с «удесятеренной, кипучей
деятельностью».

Отдельного
внимания стоит описание весенних белых ночей, таких, которые «бывают только на
Урале».Так, читая очерк «Бойцы», невольно переносишься в атмосферу весенней
ночи—вдыхаешь тихий «перехваченный весенней изморозью» воздух, кругом тебя
темный лес, а там, впереди, виднеются горы «чуть повитые молочной дымкой».  Природаже
наделяется живыми характеристиками, очеловечивается – и ручейки заснули, и лес
дремлет, и все-все погрузились в дрему под «наплывом весенних грез». Такой
художественный прием помогает нам наиболее полно прочувствовать те эмоции,
которые автор испытывает к родному краю, понять ее «чарующую прелесть».

Лето

Из
описаний летней природы автор особо выделяет грозу «буйную, молодую», «всю
радостную, сверкающую, полную таинственной силы». Она его завораживает.
Писатель восторгается её силой и мощью. Он с любовью описывает её приближение,
когда все в природе замирает в притихшем ожидании, когда солнечный закатный луч
борется с мрачно нависшими облаками, бросающими тень на землю. В это время горы
точно вспыхивают при каждом всполохе, потом накатывается косая полоса дождя,
раздаётся удар грома, как будто обвалился какой-то невидимый каменный свод.
Динамика грозовых пейзажей Мамина – Сибиряка придаёт им особую поэтичность. И
состояние природы после дождя: «А потом показалось и солнце, горячее июльское
солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась. Вода в озере стояла
тихо – тихо, как это бывает только после дождя». (Приёмыш).

Осень

Мамин-Сибиряк очень любил
родную природу, в частности Уральские горы.Особенно красивы, по его мнению, эти
горы осенью. Он смог запечатлеть все краски осени и передать их в рассказе
«Осенние листья». Главную красоту, по его словам, составляли
смешанные лесные насаждения, где встречались хвойные деревья, осина, береза,
черемуха, липа, рябина, смородина.

Мамин-Сибиряк
описывал одновременно и березки с яркой лимонно-желтой листвой, и хвойный лес,
и голубую реку — то есть целую гамму осенних тонов. Читая произведение,
представляешь следующую картину: горы, смешанный лес, окрашенный в разные
цвета, внизу протекает река, трава уже побурела, чувствуешь тонкий аромат елей
и пихт, сухо и тепло. 

«Какими
яркими цветами играют березняки и осинники, точно обрызганные золотом и кровью!
Воздух напоен тем особенным горьковатым ароматом, какой даёт палый лист;
осенний крепкий холодок заставляет вздрагивать, дышится легко». (Мизгирь).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ВОПРОС К ИГРЕ – ВИКТОРИНЕ

Какое
время года Мамин – Сибиряк считал самым лучшим и поэтичным?

(«Весна,
бесспорно, самое лучшее и самое поэтическое время года, о чем писано и
переписано поэтами всех стран и народов»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Бойцы. (Очерки весеннего сплава по реке Чусовой)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Через любовь к природе
рождается чувство любви к родному краю, к Отчизне. Этим чувством должен
обладать каждый, кто не теряет связи с родиной, у кого эти связи угнездились
глубоко в сердце, кому дорог ее «врачующий простор»».   

Проведя
исследование, можно сделать вывод, что Мамин — Сибиряк очень любил природу
Урала. Писатель хотел, чтобы и мы любили Урал, призывал художников видеть его
своеобразие.

 «Урал
ещё ждёт своего художника, который воспроизведёт на полотне его оригинальные,
полные своеобразной прелести и суровой поэзии красоты» — писал он. Мамин –
Сибиряк сетовал, что мощь и суровая красота Чусовой, гор, в которых она прорыла
русло, северного леса, взобравшегося на скалы, прозрачного голубого неба не
нашла человека, который понял бы это и передал в красках и линиях.

Своей
работой мы постарались рассказать читателю об отношении писателя к уральской
природе, научиться любить её, видеть красоту природы в каждом времени года.
(приложение 1). Мы думаем, что полученные при подготовке работы знания будут
интересны не только одноклассникам, мы с удовольствием поделимся ими с
желающими на классном часе или уроке литературного чтения.

Результат
работы над проектом:
получение информации о
красоте и величии Уральской природы, знакомство с новыми произведениями Мамина
– Сибиряка,подготовка вопроса к игре-викторине,

Практическая
значимость:
расширение кругозора, материал можно
использовать, как пособие на классных часах и уроках литературного чтения.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗИМА


ВЕСНА


ЛЕТО


ОСЕНЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

По
горизонтали:
1. Река, по которой описывается сплав, в
очерке «Бойцы»

                            
2. «Лес стоял в снеговом покрове, как очарованный, точно в каком-то сказочном
царстве» — произведение

                           
3. Какой литературный псевдоним был у Дмитрия Наркисовича.

                  4.
Время года, которое Мамин- Сибиряк называл лучшим.

По вертикали:
1. Очерк, в котором Мамин — Сибиряк сравнивает наступление весны со сменой
декораций.

                          2. Горы, в
далёкой глуши которых, прошло детство Мамина -Сибиряка.

                          3. «А потом
показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава
точно задымилась» — произведение.

                          4. Какое
природное явление выделяет Мамин -Сибиряк при описании лета.

                          5. Кто, помимо
родителей, занимался воспитанием писателя и привил ему любовь к природе.     

Ответы:По горизонтали:
1. Чусовая, 2. «Мизгирь», 3. Сибиряк, 4. Весна

По вертикали:
1. «Бойцы», 2. Уральские, 3. «Приёмыш», 4. Гроза,

                5. Дьячок

Список
используемых источников

1.     Боголюбов
К. Мамин-Сибиряк: биографическая повесть. – Свердловск: Свердловское обл. гос.
изд-во, 1949. – 186 с.

2.     Боголюбов
Е. А. творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. – М.: Изд-во «Знание», 1953. – 24 с.

3.     Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки [для детей] / Д. Н. Мамин-Сибиряк,
Москва: Детская литература, 1970 — 64 с.: ил.

4.     Мамин-Сибиряк Д. Н. Емеля-охотник рассказы, повесть / Д. Н.
Мамин-Сибиряк — Казань: Татар. кн. изд-во, 1982 — 224 с.

5.     Мамин-Сибиряк Д. Н. Зелёные горы:Повести,рассказы,сказки. /
Мамин-Сибиряк Д.Н. — Москва: Мол.гвардия, 1982 — 336с.

6.     Мамин-Сибиряк Д. Н. Зимовье на Студеной. рассказы, очерки / Д. Н.

7.     Мамин-Сибиряк — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978 — 255 с.
-(Уральская детская библиотека)

8.     Мамин-Сибиряк,
Д. Н. Избранное: из рассказов и очерков об Урале и Сибири / сост., вступит.
статья и примеч. В. Мещерякова. – Москва: Советская Россия, 1977. – 368 с.

9.     Удинцев
Б., Боголюов К. Певец Урала. Д. Н. Мамин-Сибиряк. – Свердловск:
Средне-Уральское кн. изд-во, 1969. – 118 с.

10. Мамин-Сибиряк,
Д. Н. Приемыш: из рассказов старого охотника / худож. Е. А. Ельская. – Москва:
Советская Россия, 1987. – 24 с.: ил. –

11. Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы и сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк —
Москва:Детская литература, 1978 — 175 с.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Л. И. МШОЧКИНА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

По общему признанию, Д. Н. Мамин-Сибиряк мастерски изображает природу. До сих пор нет писателя, который бы с такой любовью, пониманием и знанием нарисовал чарующую незатейливую красоту Урала. Однако в литературе о творчестве писателя недостаточно говорилось о том, что сложные проблемы жизни природы, взаимоотношения человека и природы своеобразно раскрываются во многих его произведениях для детей. А это представляет интерес для исследователя и может использоваться в шлях экологического воспитания, подъема экологической культуры.

Д. Н. Мамин-Сибиряк — автор ста пятидесяти рассказов для детей. Одни прямо посвящены жизни природы — «Малиновые горы», «Приемыш», «Зеленые горы»,. «На пути», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др. Другие, где герой маленькие дети (или очерки о прошлом Урала), тоже насыщены описаниями уральской природы — «Дедушкино золото», «Пимка-жигаленок», «Дорогой камень», «На реке Чусовой» и др. Д. Н. Мамин-Сибиряк не только в художественных произведениях, но и в статьях поднимал экологические проблемы. Так, в статье «О значении минерального топлива»1 он говорил о необходимости перехода промышленности на уголь, прекращения вырубки лесов. В очерках «От Урала до Москвы»2 ставил вопрос о причинах и виновниках истребления невьянских лесов.

Заметим, что представление Мамина-Сибиряка о взаимоотношениях человека и природы очень широко. Это народное представление, но вместе с тем и научное. Наука 70-80-х годов XIX века начала поднимать экологические проблемы, они звучали в произведениях Тимирязева, Докучаева, Пряничникова и других русских естествоиспытателей -современников писателя.

По словам С. Я. Елпатьевского, Мамин-Сибиряк обладал древним неутраченным чувством природы. Оно имело корни народного понимания природы как сферы приложения трудовых сил. Не случайно сравнения для описания природы автор черпает из быта и хозяйственной деятельности человека. Рассказывая об особенностях весны на Урале, Мамин-Сибиряк пишет:

«В среднем Урале весна обыкновенно начинается дружно, и в каких-нибудь недели две вся картина меняется. Когда снег стает, кругом все желто, везде валяется палый осенний лист, сучья и разный сор, вообще полный беспорядок, как в доме перед большим праздником, когда все чистят, моют, убирают, а потом сразу все покроется ,яркой веселой зеленью, запестреет цветами и примет праздничный вид»3.

Этот взгляд на природу, ее содержание и значение Мамин-Сибиряк почерпнул в мудром житейском опыте простых людей, которые ощущают себя ответственными за состояние природы, ее жизнь. Таковы герои его рассказов «Малиновые горы» (первоначальное название «На сайме»), «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш». Это • лесные сторожа, охотники, хранители лесных богатств. Описание природы, в окружении которой вдет их жизнь, тесным образом слито с рассказами об их нелегких судьбах, душевной жизни.

Природа Урала и люди в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка составляют

единое целое: отсюда ощущение ее как части жизни и любовное к ней отношение. Человек лишь один из старших, разумных существ в природе. Именно частью природы ощущает себя Сохач («Малиновые горы»), прозванный так в насмешку худенький старичок, пятьдесят лет стороживший громадное рыбное озеро Карабалык, лес и дичь. «Сохач смотрел на все кругом, как на свое собственное хозяйство и считал себя ответственным за каждую убитую птицу» (178): Он часто спорил с плутоватым соседом-сторожем Тарасом Семенычем, любившим поживиться дичью, стыдя его за пролитую кровь. Но особенно возмущали Сохача господа, которые ради забавы, а не по необходимости уничтожали лесную живность. «Господа оказывали-себя еще похуже мужика» (183). «Настоящим хозяином» зеленых гор в автобиографическом рассказе «Зеленые горы» был дьячок Николай Матвеич, а «зеленые горы служили ему домом» (178). «Са.мое главное, что привлекало в нем,- было необыкновенно развитое «чувство природы». Николай Матвеич и по лесу ходил не так, как другие… По дороге старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность,- тут сухарина (сухое дерево) пала и придавила молодую поросль, там снегом искривило, там скотина подломала. Надо помочь молодым расти, а то зря погибнут. У старика, были тысячи знакомых молодых деревьев, которым он спас жизнь. Оц заходил навестить их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался. Еще больше внимания оказывал Николай Матвеич всякой лесной живности, которая была у него на .счету». (178).

В рассказе «Приемыш» старик Тарас, живший на рыбачьей сайме сорок лет, приютил лебеденка, нежно привязался к птенцу, оставшемуся сиротой после того, как «лебедя с лебедушкой господа-охотники пристрелили. Как о беспомощном ребенке рассказывает Тарас о лебеде: «Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет» (148). И крылья не подрезал: «А как можно увечить божью птицу?» (149). Старик любуется дружбой лебедя Приемыша с собакой Сабелькой и их забавными играми. О лебеде старик говорит «необыкновенно любовно, как о близком человеке» (249), а когда все-таки лебедь улетел со стаей, Тарас тяжело переживает этр, даже состарился и казался «дряхлым и жалким».

Простые люди Мамина-Сибиряка — подлинные хранители всего живого на земле. Радость, что дает покровительство живому существу, нуждающемуся в поддержке человека, нежную протязанность к птицам, животным, трогательное ощущение красоты природы — все это Мамин-Сибиряк старается передать детям, закрепить в чувствах. Просто и трогательно рассказывает Мамин-Сибиряк в «Емеле-охотнике» о встрече Емели с олененком и о том, как у охотника не поднялась рука выстрелить в него и оленя-матку, которая, спасая детеныша, «десять раз рисковала жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка» (127). Емеля припомнил, как мать его внучка Гришутки спасла сына от волков своей жизнью: «Мать, пока волки грызли ей нош, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив» (128). Народное чувство природы вело к народным формам выражения: в сказочном духе рассказывает писатель о почти несбыточном желании — наказе больного внука Гришутки достать олененочка, о том, как три дня Емеля искал оленя «с теленком».

Для героев рассказов Мамина-Сибиряка природа — такое же живое существо, как и человек, а человек — это только маленькая частица живого и вечного природного мира, которая приходит и уходит, а природа остается. «Вот и всех нас не будет, а Малиновые горы останутся, и лес, и зверь, и птица… Мы тут в том роде, как гости, значит,

14 Зак. 2967, 105

озорничать и не надобно. Тебя в гости позвали, а ты напримерно, зверство свое сказываешь», — рассуждает Сохач (176). Простой, человек Сохач, обладающий тонким чувством, природы, понимал, «как все хорошо, как все справедливо и как человек мал и ничтожен пред окружающим его со всех сторон величием жизни» (176).

Человек познает себя,, свои масштабы, возможности и обязанности, лишь включая себя в мир природы, Мамин-Сибиряк не боится ввести в произведения для детей философские проблемы бытия человека и природы. В рассказе «Малиновые горы» героя больше всего удивило то, как и птица, и зверь боялись человека: «Зайдешь в лес — и ни звука, точно все вымерло… Стоило только притаиться, и все помаленьку начинало оживать. Начинали перекрикиваться птички в кустах, из травы показывались спрятавшиеся выводки, осторожно выкатывался молодой зайчик, точно клубок серой шерсти, выходили козы с козлятами — все жило своей жизнью, стоило только уйти человеку, этому самому страшному врагу всего живого. Значит, хорош этот человек, который нагоняет такую панику» (183). «Волк и тот сытый не кинется, а человек будет бить без конца. Убил и счастлив», — рассуждает Сохач (178). В спорах Тараса Семеныча с Сохачом автор знакомит читателей со сложными вопросами жизни природы, ее охраны, самовозобновления, естественного отбора, взаимоотношений человека с природой, не избегая трагических финалов. Так, Тарас Семеныч, любивший «поесть свеженького мясца», часто озадачивал Сохача, не евшего мяса вообще, рассуждениями о том, что «всякая травка и всякая тварь созданы на «потребу человека». Сохач «никак не мог понять, для чего существуют такие разбойники, как волки, лисицы, ястреба, щуки и во главе в’сех Тарас Семеныч» (171), и переживал, когда видел следы естественного хищничества среди зверей. В рассказе нет дидактизма. Писателю важно пробудить сознание ребенка, заставить его думать, решать задачи, которые ставит природа, жизнь. Воспитание любви к природе есть прежде всего воспитание души.

В рассказах для детей Мамин-Сибиряк показывает, что близость к природе определяет многие стороны духовной жизни людей, «общее состояние духа». Природа — ключ к пониманию духовной жизни народа. Герои рассказов способны сохранять в себе высокую человечность, дружелюбие. Они доверчивы и просты. Доверчивостью и простотой Сохача («Малиновые горы»), как и Елески («Зимовье на Студеной»), пользуются купцы-арендаторы, не платящие за труд ничего, уверяя, что деньга, в лесу не нужны.

Сохач, Блеска, Емеля — поэтические натуры. «Сохач просиживал у своей избушки весенние ночи напролет, слушал, смотрел и шакал от умиления, охваченный восторженным чувством» (172). Трогательное ощущение красоты природы характерно для старика Тараса, охотника Емели, жизнь прожившего в лесу и не перестающего восхищаться. Чувство это не притупляется с годами. Это в его восприятии передается читателю красота летнего уральского леса: «А теперь, в конце июня, в лесу было особенно, хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело, лаская все, летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы. Да, чудно и хорошо бьгао кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы пер’евести дух и оглянуться назад» (125). Для сторожа зимовья на реке Студеной Елески «по весне праздник бывает, когда с теплого моря птица прилетает». Образно, с любовью рассказывает он о перелетной птице, которую не трогает, потому что она «трудница», а гнезда такие, что «человеку так не состроить». «Прилетели, вздохнули денек и сейчас гнезда налаживать… И как наговаривают… Слушаешь, слушаешь, инда слеза проймет… А

потом матки с выводками на Студеную выплывут… Красота, радость… Плавают,-полощутся, гогочут… Праздником все летечко прокатится» (140).

Простые люди в рассказах Мамина-Сибиряка чувствуют живую душу природы. Для Сохача и Малиновые горы «были чем-то живым». Перед ненастьем горы «задумывались», зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пестрым весенним нарядом» (175). Сохач верил, что горы разговаривают между собой, а после буйной молодой грозы улыбаются. Весна для него — это молодость природы, «безумно тратившая избыток сил направо и налево». «Разве эта молодость не жила тысячью голосов, веселой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем?» (121). «И вода была живая, и лес, и каждая былинка, и каждая капля дождя, и каждый солнечный луч, и каждое дыхание ветерка… Разве травы не шептались между собой? Разве вода не разговаривала бесконечной волной? Разве по ночам не засыпало все: и горы, и вода, и лес?» (121). Тонкое чувство природы характерно для его героев — простых тружеников. Этим чувством, по мнению Мамина-Сибиряка, должен обладать каждый, кто не теряет связи с родиной.

В занимательной форме Мамин-Сибиряк учит понимать язык природы. Для его рассказов характерна слитность эстетического восприятия и разумного проникновения в мир природы. И это особенно ценно для детского восприятия. Слитность достигается тем, что движение в природе передано глазами героя, который влюблен в природу, не «перестает удивляться ее разумным законам, порядкам и ее красоте. Так, автор замечает, что «перелом» зимы на весну всегда вызывал в Сохаче какую-то смутную тревогу, как у человека, который собирается куда-то в далекий путь. Для Сохача весна начиналась с первой проталинки, появившейся где-нибудь «на солнечном угреве. Как только выглянула такая проталинка — все и пошло: косачи отделяются от тетерок, рябчики с ольховых зарослей уходят в ельники. Куропатка начинает менять белое зимнее перо на красное летнее, по ранним утренним зорям слышится в Глухом лесу любовное бормотание глухаря. Тогда же начинают линять зайцы, волки забиваются в глухую чащу, выходит из берлоги медведь, дикие козы любятпоиграть на солнцегревах — все живет, все хочет жить, все после радостной весенней тревоги. По озерам тоже идет своя работа: стоит лед еще, а рыба уже поднимается с глубоких зимних мест, ищет прорубей и полой воды, рвется к устьям горных речонок. Налим, щука, окунь, плотва — все почуяли приближавшуюся весну. Так было всегда, так будет и так же было сейчас» (176).

В этом отрывке наблюдения Сохача переданы в несобственно прямой речи автором. Здесь есть и словечки, фразы самого героя: «на солнечном угреве», «все и пошло», «почуяли весну» и др. Однако автор не злоупотребляет охотничьими ‘ словечками, дидактизмами. Научной терминологии тоже почти нет. Мамин-Сибиряк не навязчив, а просто и занимательно учит детей рааличать голоса природы. Введя юного читателя в поэтическое и мудрое восприятие природы героями произведений, автор делает читателя соучастником и сопереживателем этого, восприятия и событий. Писатель открывает для ребенка радость узнавания природы и общения с ней как частью жизни человека. Рассказы о природе и людях, живущих среди нее, удивительно задушевны. Они делают простых людей близкими юному читателю, а их мироощущение поучительным.

Для выражения народного миропонимания природы Д. Н. Мамин-Сибиряк использует фольклорные средства. «Старж каждый год встречал весну как дорогой праздник и радовался, что еще раз полюбуется и светлым красным солнышком, и лазоревыми цветиками, и разной перелетной пташкой» (166). В этом отрывке из рассказа «Малиновые

14*

107

горы» постоянные эпитеты (светлым, красным солнышком, лазоревыми цветиками), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (солнышком, травушкой-муравушкой), ритмическое построение фразы за счет повторения союза «и».

В своих сказках о’растительном царстве лесов и полей: «Лесной сказке», «Зеленой войне», «Светлячках», рассказе «На пути» и других -Мамин-Сибиряк очеловечивает деревья и животных. Этот прием идет от любовно-поэтического отношения трудового народа к природе. «Сказочный мир, где деревья говорят, ходят, радуются, плачут,- совсем не выдумка, а действительность, только нужно уметь понять мудреный язык этой природы»,- пишет Мамин-Сибиряк в этюде «Лес»4.

Своеобразная сказочная природа Урала,-непроходимые леса, горы, озера с камышистыми бёрегами и необитаемыми островами одухотворена во многих произведениях писателя. В «Лесной сказке» Мамин-Сибиряк с болью повествует о гибели красивых елей («толпа- мужиков с подрядчиком приехала рубить столетний ельник»), говоря о деревьях как о живых существах: «великолепное дерево точно застонало», «люди рубили, громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы, цотому что люди принимали их за обыкновенную смолу, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком сильное горе», «они падали со стоном», «жалобно трещали» (256) и т. д. Затем олицетворение переходит в сказочный прием: автор рассказывает о переживаниях уцелевшей старой матери-ели, потерявшей своих детей.

Выступая против хищнического истребления природных богатств, Мамин-Сибиряк верит в самовозобновление природы при разумном подходе к ее использованию. Присутствие человека «даже оживляет природу. Так, в «Лесной сказке» на месте вырубленного леса появляется вначале молодой кустарник, затем смешанный лес и так далее. Естественная научная информация ненавязчиво включается в прекрасное поэтическое описание природы, которое олицетворено: «Через двадцать лет вся порубь заросла густым смешанным лесом, точно зеленая щетка. Посторонний глаз ничего здесь не разобрал бы,- так перемешались разные породы деревьев» (217).

Раскрывая экологические проблемы самовозобновляемости леса, борьбы и выживания растений, деревьев, естественного отбора среди них, Мамин-Сибиряк, в целях занимательности, естественное вытеснение на молодой поруби кустарников более сильными лесными породами (осин — березами, берез — елями) изображает как отчаянную войну между ними. Повествование идет все время на грани реального и сказочного, как и в сказке «Зеленая война», где писатель с юмором показывает борьбу сорных трав с огородными растениями, «низкого сословия», с «привилегированным сословием». Писатель остроумен и находчив в описании поведения, разговоров, характеров своих героев. «Острая крапива», «жгучая дама», являлась весной раньше всех, «вечно была чем-нибудь недовольна», «всех’ бы жалила». Затем выглянул из земли болтливый Репей, сразу начавший «цепляться» то к Крапиве, то к Чертополоху. Автор использует принцип аллегории: свойства растения осмысливаются как черты характера. Морковка, например, от похвал симпатизирующего ей Гороха «все краснела и краснела». «И приятно, и стыдно. Конечно, верить Гороху нельзя, а все-таки, когда начинают хвалить прямо в глаза, невольно хочется как-то верить. Скромная Морковка начинала про себя думать, что в самом деле она лучше всех и еще больше, краснела» (286). Словесные препирательства, взаимные симпатии, любовь и дружба, антипатии переводят 6 образный план научные идеи, естественнонаучные знания. Так, в «Лесной сказке» в ответ на жалобы Ели на злых людей, срубивших ельник, ветер замечает, что люди вовсе не злые, просто Ель многого не знает.

— Конечно, я сижу дома, не шатаюсь везде, как ты, — угрюмо заметила Ель, недовольная замечанием своего старого знакомого…

— Ты, ветер, много хвастаешься, — заметила в свою очередь старая Белка. — Что ты можешь знать, когда должен постоянно летать сломя голову все вперед? Потом ты часто делаешь большие неприятности и мне, и деревьям: наносишь холод, снегу…

— А кто летом гонит облака? Кто весною обсушит землю? Кто? Нет, мне некогда с вами разговаривать! — еще более хвастливо ответил Ветер и улетел. — Прощайте пока…

— Самохвал! — заметила вслед ему Бежа (266).

В этом диалоге Ветер, Бежа, Ель, выясняя между собой отношение, оставаясь художественными образами; выражают отвлеченные мысли о роли ветра в круговороте воды в природе. Идет постоянная игра между полной образностью и сохраняющимся аллегоризмом. В этом особенность Мамина-Сибиряка, который в аллегоричных сказках является прежде всего художником-живописцем, так что читатель получает настоящее эстетическое удовольствие.

В малоизвестной книге сказок «Светлячки», состоящей из присказки, «Сказки «о дедушке Водяном» и шести сказок, в которых укладывается шесть ночей жизни светлячка, Мамин-Сибиряк раскрывает процесс круговорота воды в природе, прибегая к приему антропоморфизации растений и насекомых, животных, опираясь на материал быличек, вводя мифологические образы Лешего, Водяного, русалок как олицетворения животворящей могучей силы природы. Так, добрый, работящий дедушка Водяной изображен как сила, которая ведает круговоротом воды в природе: «Я вот вечером туман с воды да с сырых мест собираю, за ночь нагущу его, утром подниму да пущу кверху, прямо навстречу солнышку, где он росой падет, где дождичком рассыплется, и каждая травка, каждое деревце напьются досыта»5. Помощники его — солнышко красное, ветер, дедко Мороз-Красный нос. Вся природа в «Светлячках» олицетворена: туман — часть существа Водяного, солнышко поднимает воду и так далее.

На вопрос, как попадают растения из одной части земли в другую, Мамин-Сибиряк отвечает в рассказе «На пути». Один из мальчиков видит во сне, как кочуют травы, деревья, кустарники, цветы с одной территории на другую: «Может быть, другая травка не одну сотню лет переваливается через горы, где ветром семечко перенесет, где птичка поможет, где скотина, али человек… В гору-то ей, ох, как трудно подниматься! Ну а под гору — живой рукой, потому вода носит семечко» (285).

Теплота, любовь ко всему живому природному миру чувствуется во всех произведениях для детей Мамина-Сибиряка, хотя автор придерживается объективной манеры повествования и «дидактические хвостики» (термин Н. А. Добролюбова) отсутствуют. В полной мере это относится и к знаменитым «Аленушкиным сказкам», которые мы исследовали в других работах.6 Критик «Русской мысли» писал об «Аленушкиных сказках»: «Общий тон сказок… проникнут чувством благодушия и мягкой, искренней любви ко’ всей вселенной и ко всякой в ней живущей твари».7 Эти слова можно в полной мере отнести ко всем произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка о природе, которые сохраняют экологическую актуальность и в наше время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Мамин-Сибиряк Д. Н. О значении тошшва//Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: В 12 т. Т. 12. — Свердловск, 1951.

2. Мамин-Сибиряк Д.’Н. От Урала до Москвы: Путевые замегки//Мамнн-СибирякД. Н. Собр. соч.: В 12 т.,- Т. 12. -Свердловск, 1951. — С. 131-228.

3. Мамин-Сибиряк Д. Н. Малиновые горы//Мамин-Сибиряк Д. Н. Избранные произведения для детей. — М., 1962. — С. -176.

В дальнейшем ссылки на произведения Мамина-Сибиряка даны по этому изданию с указанием в тексте страницы.

4. Мамин-Сибиряк Д. Н. Лес//Мамин-Сибиряк Д. Н, Собр. соч.: В 10 т. — Т. 4. — М„ 1958. -С. 335.

5. Мамин-Сибиряк Д. Н. Светлячки//Детское чтение. — 1898. — № 1-6, 8.

6. См: Миночкина Л. Й. Приемы и функции* сказочного в «Аленушкиных сказках» Д. Н. Мамйна-Сибиряка//Русская литература 1870-1890 гг. — Свердловск, 1989.

7. Русская мысль. — М., 1897. — № 3. Библио1раф. отдел. — С. 131.

И. Ю. КАРХАШЕВА

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В последние годы в критике настойчиво звучит мысль об изменении привычных форм литературного процесса, отмечается,. что четкая иерархическая система советской .литературы сменилась мозаичной, и каждый фрагмент этой мозаики требует’к себе особого подхода, знания специфического культурного кода. Одним из наиболее сложных объектов’ изучения является литература русского зарубежья,,возвращение которой в отечественную словесность началось во второй половине 80-х годов. Причем журналы одновременно публиковали авторов трех волн эмиграции,’ порой даже не затрудняя себя , скупыми комментариями. В результате литература русского зарубежья зачастую представляется неким монолитом, скрепленным единой «несо’ветской» географией». Между тем это очень сложное и далеко не однородное культурное явление.

Первая волна эмиграции (1920-1940 г.) и ее влияние на литературу давно и плодотворно изучаются на Западе. Да и в отечественной науке за последний период произошли существенные сдвиги в этом направлении. Начат выпуск многотомной антологии «Литература русского, зарубежья», появились серьезные аналитические исследования в» академических журналах. Совершенно иная картина сложилась вокруг современной эмигрантской литературы. Так, после публикации в «Новом мире» (1987, № 12) шести стихотворений И. Бродского, появилась статья П. Горелова1, в которой поэзия лауреата Нобелевской премии квалифицировалась как «рифмованный, поток банальностей, пошлости и цинизма». Та же история повторилась, когда в «Юности» был напечатан роман В. Войновича о солдате Иване Чонкине. Сразу последовали обвинения в клевете писателя на народный характер, в глумлении над всенародной трагедией. Но, пожалуй, самым сложным оказалось «возвращение» А. Синявского-Терца. Четыре странички из его эссе «Прогулки с Пушкиным», опубликованные в журнале «Октябрь», послужили причиной изнурительного скандала вокруг журнала и его редактора А. Ананьева. По-видимому, дело в том, что вхождение русских зарубежных писателей в отечественную литературу началось в крайне болезненный для нашей культуры момент, когда формировались новые общественно-политические лагеря, шла борьба за издательства, тиражи, бумагу. Безусловно, эта политизированная атмосфера мало способствовала процессу воссоединения литератур и профессиональному разговору о третьей литературной эмиграции.

Однако помимо искусственно созданных существуют и объективные проблемы в изучении феномена современой эмигрантской литературы. Одни перешли в третью волну «по наследству» от первых двух, а другие рождены сегодня, на разломе нашей страны и ее культуры.

  • Как в паспорте пишется имя соня
  • Как всегда идеально как пишется
  • Как всегда великолепна как пишется
  • Как всегда в точку как пишется
  • Как всегда безупречно как пишется