Как в рассказе горького старуха изергиль отображен идеал и антиидеал человека

Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)

Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности. Он решил заняться поиском ответа на вопрос, касающимся того, какими качествами

Должен обладать человек?

Идеал личностных качеств отображен в образе Данко, его антиподом стал персонаж по имени Ларра.

Горький избегает оценивания и дачи прямых суждений, хотя авторская позиция все же проявляется во время описания портретов героев, передачи их чувств и мыслей. Автор утверждает, что идеальный человек храбр, всегда готов пожертвовать собой ради благополучия других, а вот слабому свойственные такие черты, как гордость, эгоистичность, самолюбие.

Мнение Горького по этому поводу является правильным, ведь философские рассуждения относительно данной проблемы, поднимаемой в произведении, актуальны по сей день.

По мнению горделивого Ларры, он выше всего мира. Отсюда и его безразличие к жизни других, желание только брать, взамен не давая ничего. Из-за индивидуалистической философии Ларра отличается от всех, также как и от иного героя произведения, ставшего его антиподом.

Данко приносит в жертву себя во имя спасения народа, и при этом не ждет ничего взамен. Люди успели оклеветать его на протяжении длительного периода времени, потраченного на преодоление путь, так как подумали, что он их обманывает. “Данко…видел, что они – …звери”. Но, несмотря на это, он жалеет и любит свое племя, поэтому из груди вырывает горящее сердце, с помощью которого освещает дорогу людям.

После его смерти никто даже имени парня не вспоминает. Максим Горький этим показывает читателю, что поступки, совершаемые человеком, растворяются в памяти людей.

Герои, хотя и совершенно разные, оба заканчивают трагически свой жизненный путь. Единственным отличием является то, что Данко помогает выжить другим, отдав свое сердце, а Ларра, отказывается признать свои ошибки, становится скитальцем, обреченным на бессмертие.

Оппозиция персонажей придает сюжету рассказа красочности, одновременно с этим, автором показывается человеческая личность со всех сторон.

Loading…

Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)

Автор: Египцева Евгения Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: сочинения по литературе ЕГЭ задание 17
Тема: Как писать сочинение по литературе ЕГЭ

Раздел: полное образование

Как в рассказе М. Горького » Старуха Изергиль» отображены идеал и антиидеал

человека?

Тема сверхчеловека является одной из основных в творчестве М. Горького. Она также

получила развитие в рассказе » Старуха Изергиль». Здесь автор, используя прием антитезы на

уровне композиции, раскрывает свою идею о необходимости альтруистической

составляющей в личности подобной Заратустре. Он помещает в сюжет две истории о

совершено противоположных по своей сущности персонажах (Данко и Ларра), создавая на

их примере образы идеала и антиидеала человека. Чтобы понять, какую позицию каждый из

их занимает в идейном мире произведения, обратимся к подробному рассмотрению этих

героев.

Ларра предстает перед читателем гордым сыном орла, пришедшим в племя

сформированной личностью. Так, уже изначально юноша оказывается противопоставлен

обществу. Этот конфликт достигает своего пика в эпизоде суда племени над молодым

человеком. Здесь раскрывается главная трагедия героя, содержащаяся в желании Ларры

обладать безграничной свободой. Людям даже стало страшно от того, «на какое одиночество

он обрекал себя «. Автор замечает, что герой воспринял такое стремление от своего отца,

однако тот был птицей. Сам же Ларра — человек, поэтому идеал из дикого мира, которого он

так желал достичь, вскоре оборачивается для юноши проклятием. Авторская оценка в

отношении данного героя наиболее точно выражена в следующей фразе:» Вот как был

поражен человек за гордость!» Именно названное здесь качество, переходящее в гордыню,

определяет образ Ларры, как яркий пример антиидеала личности.

В другом вставном рассказе идет повествование о племени, которое подверглось тяжелым

испытаниям, оказалось на грани исчезновения. Здесь кульминационный момент наступает,

когда большинство людей из этого народа впадает в последнюю степень отчаяния и уже

готовится сдаться в борьбе с судьбой. В этот переломный момент их лидер — Данко, решается

на великий подвиг самопожертвования. Он задается вопросом:»Что сделаю я для людей?!».

Герой не желает мириться с тем, что его соплеменники пали духом и больше не верят в

спасение. Поэтому в качестве ответа на данный вопрос он совершает героический поступок —

отдает собственное пламенное сердце людям, проявляя великую любовь к своему народу. В

отличие от горделивого Ларры молодой человек был воспитан в племени, он ощущает

великую силу родства с окружающими его людьми. Поэтому герой готов пожертвовать

жизнью ради спасения других. Монолог Данко проникнут героическим пафосом. Благодаря

описанию подвига этого персонажа, читателю становится понятно: именно он по мнению

автора является идеалом личности — сверхчеловеком.

Таким образом, рассматривая сюжетные линии Данко и Ларры, можно прийти к выводу о

том, что раскрытие образов этих героев в рассказе » Старуха Иезиргиль» позволяет увидеть

авторский идеал и антиидеал человека.

Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был издан в темное семилетие, когда литературный

мир будто впал в глухой сон, превратился в Обломовку, утратившую практически все

созидательные силы. Ставший сегодня классикой, он оказался тогда одним из первых

романов психоделического типа. Сюжет в произведении осознанно затянут, в него вплетено

совсем малое количество значимых событий. И главный герой, Обломов, представляет собой

очень унылый, ленный образ изнеженного комфортной жизнью помещика. Все названные

мной черты становятся понятны для читателя с первых страниц произведения. Однако

сущность Обломова носит более неоднозначный характер. Согласитесь, иначе бы Гончаров

не стал писать целый роман о подобном типаже представителей современного ему общества.

Именно разобравшись во внутреннем конфликте главного героя, мы сможем увидеть

основную идею автора. В чем же тогда проявляется это внутреннее противоречие? Прежде

всего, в личном выборе человека. Такую возможность альтернативного решения автор

предоставляет Обломову в развязке произведения, при помощи введения в сюжет нового

женского образа Агафьи. Чтобы понять, почему для героя Пшеницына оказывается ближе,

чем Ольга, обратимся к более подробному рассмотрению взаимоотношений между

персонажами.

Ольга Ильинская предстает перед читателем девушкой любознательной и образованной.

Она открыта для новых явлений жизни, восприимчива к любым переменам в окружающем

ее мире. Именно поэтому героине так легко общаться с лучшим другом Обломова,

Штольцем. Вместе с этим молодым человеком Ольга решает помочь главному герою

выбраться из апатичного состояния, проникнуться стремлением близких ему людей к

активной деятельности. Ильинская с присущим ей энтузиазмом берется за преобразование

Обломова, уговаривает его покинуть пыльную и душную квартиру и уехать на дачу. Теперь

герой должен рассказывать ей о прочитанном и выполненном за день, жить в условиях,

казавшихся ранее ему невозможными. Однако даже у преобразовательной силы любви есть

свои пределы. Решения, на которые Обломова толкают Штольц и Ильинская (поездка за

границу), оказываются для него слишком трудными. Не привыкший к быстрым темпам

жизни барин устает от радикальных, в его понимании, порывов друга и возлюбленной. Он

вновь закрывается в себе и всячески оттягивает такие значимые перемены, как отъезд в

Европу и предложения руки Ольге. Именно непомерное давление ожиданий и надежд,

возложенных на него близкими людьми, в итоге ослабляет нежное чувство, единственное в

его «хрустальной» хрупкой душе имеющее движущую силу.

Образ Агафьи Пшеницыной в отличие от образа Ольги оказывается ближе к народным

старинным началам, нежели к прогрессивным идеям. Ее говорящая фамилия раскрывает

перед читателем героиню в качестве хлебосольной хозяйки. И, действительно, после

прочтения подробного описания дома героини становится понятно, что Агафья является

частью того потерянного мира Обломовки, где время замедляет свой бег, а сон и сытный обед

заменяют необходимое человеку самовыражение в деятельности. В финале романа мы

узнаем, что Обломов умер, но я думаю, правильнее будет сказать, что героя поглотил вечный

покой, статичность выбранного им существования. Забота и внимание Пшеницыной дали

Обломову возможность принять его бездействие за норму жизни. Всегда боявшийся и не

желавший перемен герой освободился от внешнего давления и смог достичь гармонии с

самим собой, а может лишь со своими слабостями, которые в итоге и погубили это

«голубиное» сердце. Но Обломову было удобнее решить, что согласие это заключено именно

с самим собой и значит сделано верно. Ведь мы всегда выбираем то, что кажется нам более

удобным. Идея же автора, напротив, состоит в необходимости выходить из зоны комфорта,

преобразовывать свою жизнь, ставить перед собой прежде всего трудные, а не выгодные

цели. Основной конфликт в душе героя содержался в желании быть с любимой девушкой и в

невозможности измениться даже ради этого высокого устремления. Поражение перед

собственными слабостями в данном противоречии и привело к постепенному угасанию

жизни, в итоге и к смерти главного героя.

Таким образом, стоит говорить о том, что Агафья Пшеницына оказалась Обломову ближе,

так как он не смог и не захотел преодолеть в себе непомерную тягу к покою и бездействию. В

данном романе Гончаров показал читателю полное поражение человека перед собственными

слабостями.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.

Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.

Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!

Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.

Мы напишем — Как в рассказе М. Горького Старуха Изергиль отображен идеал и антиидеал человека? ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности. Он решил заняться поиском ответа на вопрос, касающимся того, какими качествами

Должен обладать человек?

Идеал личностных качеств отображен в образе Данко, его антиподом стал персонаж по имени Ларра.

Горький избегает оценивания и дачи прямых суждений, хотя авторская позиция все же проявляется во время описания портретов героев, передачи их чувств и мыслей. Автор утверждает, что идеальный человек храбр, всегда готов пожертвовать собой ради благополучия других, а вот слабому свойственные такие черты, как гордость, эгоистичность, самолюбие.

Мнение Горького по этому поводу является правильным, ведь философские рассуждения относительно данной проблемы, поднимаемой в произведении, актуальны по сей день.

По мнению горделивого Ларры, он выше всего мира. Отсюда и его безразличие к жизни других, желание только брать, взамен не давая ничего. Из-за индивидуалистической философии Ларра отличается от всех, также как и от иного героя произведения, ставшего его антиподом.

Данко приносит в жертву себя во имя спасения народа, и при этом не ждет ничего взамен. Люди успели оклеветать его на протяжении длительного периода времени, потраченного на преодоление путь, так как подумали, что он их обманывает. Данко…видел, что они …звери. Но, несмотря на это, он жалеет и любит свое племя, поэтому из груди вырывает горящее сердце, с помощью которого освещает дорогу людям.

После его смерти никто даже имени парня не вспоминает. Максим Горький этим показывает читателю, что поступки, совершаемые человеком, растворяются в памяти людей.

Герои, хотя и совершенно разные, оба заканчивают трагически свой жизненный путь. Единственным отличием является то, что Данко помогает выжить другим, отдав свое сердце, а Ларра, отказывается признать свои ошибки, становится скитальцем, обреченным на бессмертие.

Оппозиция персонажей придает сюжету рассказа красочности, одновременно с этим, автором показывается человеческая личность со всех сторон.

Все сочинения

Экзаменационные сочинения по ЕГЭ


Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)

Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности. Он решил заняться поиском ответа на вопрос, касающимся того, какими качествами

Должен обладать человек?

Идеал личностных качеств отображен в образе Данко, его антиподом стал персонаж по имени Ларра.

Горький избегает оценивания и дачи прямых суждений, хотя авторская позиция все же проявляется во время описания портретов героев, передачи

их чувств и мыслей. Автор утверждает, что идеальный человек храбр, всегда готов пожертвовать собой ради благополучия других, а вот слабому свойственные такие черты, как гордость, эгоистичность, самолюбие. Мнение Горького по этому поводу является правильным, ведь философские рассуждения относительно данной проблемы, поднимаемой в произведении, актуальны по сей день.

По мнению горделивого Ларры, он выше всего мира. Отсюда и его безразличие к жизни других, желание только брать, взамен не давая ничего. Из-за индивидуалистической философии Ларра отличается от всех, также как и от иного героя произведения, ставшего

его антиподом. Данко приносит в жертву себя во имя спасения народа, и при этом не ждет ничего взамен. Люди успели оклеветать его на протяжении длительного периода времени, потраченного на преодоление путь, так как подумали, что он их обманывает. «Данко…видел, что они — …звери». Но, несмотря на это, он жалеет и любит свое племя, поэтому из груди вырывает горящее сердце, с помощью которого освещает дорогу людям. После его смерти никто даже имени парня не вспоминает. Максим Горький этим показывает читателю, что поступки, совершаемые человеком, растворяются в памяти людей.

Герои, хотя и совершенно разные, оба заканчивают трагически свой жизненный путь. Единственным отличием является то, что Данко помогает выжить другим, отдав свое сердце, а Ларра, отказывается признать свои ошибки, становится скитальцем, обреченным на бессмертие.

Оппозиция персонажей придает сюжету рассказа красочности, одновременно с этим, автором показывается человеческая личность со всех сторон.

Какой должна быть школьная перемена и почему.
Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)

Categories: Школьные сочинения

  • Как в рассказе адам и мирьям раскрывается звериная суть фашизма
  • Как в рассказах чехова показано духовное оцепенение современного ему общества
  • Как в рассказах о дуне проявляются черты характера с вырина
  • Как в рассказах д н мамина сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы
  • Как в программировании пишется или