Как в рассказе и стихотворении соотнесены книжное и естественное видение окружающего мира

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

    Анализ текстов:

    стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

     Эти два текста И.А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.

     Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И.А.Бунина.

    Автор в обоих произведениях соотносит «книжное» и «естественное» видение окружающего мира: «И от книг / Усталый взгляд я отвожу на миг…».

     Заставляя самого себя оторваться от книги, И.А.Бунин «с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами» смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись «показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!».

     Рисуя картины «живой жизни» в «Книге» и «Вечере», автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что «Книга» изобилует эмоционально окрашенными словами, передающими ярко и точно настроение; а «Вечер» — содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, лёгкость, прозаичность («…Давно / Слежу за ним…»).

    Для полной передачи ощущений лирических героев И.А.Бунин вводит в тексты птичье пение… Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна («Я вижу, слышу, счастлив»). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее «игривые трели», заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы…

     В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:

     «Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»;

     «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: «Счастье — жить, а жить – это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя».

     Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И.А.Бунин справляется со столь сложной задачей – удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И.А.Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: «дождевые, синеватые, скучные»; «тепло, мягко»; «светлые, красивые»; «солнечно, празднично» и т.д.

     Также легко эти мысли И.А.Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести – только тепло…

Добавил: ekdudka

20956 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Эти два текста И. А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.
Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И. А.Бунина.
Автор в обоих произведениях соотносит «книжное» и «естественное» видение окружающего мира: «И от книг / Усталый

взгляд я отвожу на миг.».
Заставляя самого себя оторваться от книги, И. А.Бунин «с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами» смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись «показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!».
Рисуя картины «живой жизни» в «Книге» и «Вечере», автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что «Книга» изобилует эмоционально окрашенными словами,

передающими ярко и точно настроение; а «Вечер» — содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, легкость, прозаичность («.Давно / Слежу за ним.»).
Для полной передачи ощущений лирических героев И. А.Бунин вводит в тексты птичье пение. Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна («Я вижу, слышу, счастлив»). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее «игривые трели», заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы.
В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:
«Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»;
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: «Счастье — жить, а жить — это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя».
Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И. А.Бунин справляется со столь сложной задачей — удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И. А.Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: «дождевые, синеватые, скучные»; «тепло, мягко»; «светлые, красивые»; «солнечно, празднично» и т. д.
Также легко эти мысли И. А.Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести — только тепло.

Судьба коммунистов в романе поднятая целина.

Сейчас вы читаете: Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Анализ текстов: стихотворение “Вечер” и рассказ “Книга”

Анализ текстов:
стихотворение “Вечер” и рассказ “Книга”
Эти два текста И. А. Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.
Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И. А. Бунина.
Автор в обоих произведениях соотносит “книжное” и “естественное” видение окружающего мира: “И от книг / Усталый взгляд я отвожу на миг…”.
Заставляя самого себя оторваться от книги, И. А. Бунин “с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами” смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись “показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!”.
Рисуя картины “живой жизни” в “Книге” и “Вечере”, автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что “Книга” изобилует эмоционально окрашенными словами, передающими ярко и точно настроение; а “Вечер” – содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, легкость, прозаичность (“…Давно / Слежу за ним…”).
Для полной передачи ощущений лирических героев И. А. Бунин вводит в тексты птичье пение… Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна (“Я вижу, слышу, счастлив”). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее “игривые трели”, заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы…
В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:
“Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире”;
“Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне”. Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: “Счастье – жить, а жить – это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя”.
Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И. А. Бунин справляется со столь сложной задачей – удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И. А. Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: “дождевые, синеватые, скучные”; “тепло, мягко”; “светлые, красивые”; “солнечно, празднично” и т. д.
Также легко эти мысли И. А. Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести – только тепло…

Loading…

Анализ текстов: стихотворение “Вечер” и рассказ “Книга”

Иван Алексеевич Бунин

(1870-1953)

«Все проходит,

да не  все забывается»

http://cdn4.img22.ria.ru/images/105463/40/1054634065.jpg

Выучить 2 цитаты(на выбор)

Наизусть

2
стихотворения  (по выбору учащихся)

Произведения :

-«Антоновские яблоки»

-«Господин из Сан-Франциско»

-«Легкое дыхание»

«Поединок»

«Чистый понедельник»

*
1 .
Прочитайте стихотворения Бунина « Вечер » , « Сумерки
» , «Христос воскрес ! Опять с зарею. » » , « Слово». Выделите
стилистические особенности бунинской лирики ( соотношение живого языка и
книжной речи, переносное значение слов, иносказания, метафоры ). Приведите
примеры из текстов.

*
2 .
Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой
символизма, провозглашавшего тезис о том , что «звуки правдивее слов»?

3
.
Что происходит с традиционным реал истическим сюжетом в
« Антоновских яблоках» ? Задумайтесь над определением сюжета (от фр. suj et)
как «цепью событий , т.е. жизнью персонажей в ее пространствен но-временных
изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» ( В . Хализев)
и попробуйте определить причины явного несоответствия сюжета рассказа этому
определению? Какова здесь цепь или совокупность событий? В чем сюжетная
занимательность?

4.
Докажите,
что Бунин вполне овладел умением по-толстовски «замечать и лелеять детали » .
Приведите конкретные примеры из бунинских произведений. Каковы особенности
стилистики Бунина?

*5.
Воспел
или «отпел» Иван Бунин в «Антоновских яблоках  Русь, усадебную и крестьянскую?
Что свидетельствует о двойственности позиции автора? Что внесли в рассказ
«Антоновские яблоки » мотивы воспоминания ( « вспоминается мне», «помню» ) ?

6
. Как в бунинских рассказах о любви воплотился совет Л . Толстого «Не ждите от
жизни ничего лучше того, что у вас есть теперь»? Как соотносятся в этих
рассказах категории жизни и смерти, красоты и обыденности?

7
. Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание » ? Почему Бунинуважно было и
начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника
героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась
столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?

8.
Каким
образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением
событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого
дыхания, вечное очарование героини?

9
. Прочитайте внимател ьно описание маршрута увеселительного путешествия,
который выбрал герой рассказа « Господин из Сан- Франциско » , написанного в 1
9 1 5 году, т.е. в год «беспримерной катастрофы » — войны, самой страшной
фальши, лжи, согласно убеждениям Бунина. Какие другие подробности в рассказе —
если оставить в стороне название парохода « Атлантида » — говорят о его
глубинной взаимосвязи с историей Х Х века?

10.
Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «
Господин из Сан- Франциско » ? Какова роль эпизода с абруццкими горцами,
возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и
прекрасном мире»? Как можно истолковать выражение « гордыня Нового человека со
старым сердцем»?

*
С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА

Прочитайте
бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».

Сопоставьте
эти произведения, опираясь на следующие вопросы

и
задания.

1
.
В
чем тематически перекликаются оба произведения? Попытайтесь

мысленно
« включить» один текст в другой. В какую из композиционных

частей
рассказа могут быть вписаны строки из

«
Вечера»?

2.
Как
в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное

»
видение окружающего мира? Какие выводы делает

художник
из данного соотношения?

З
.
Какова
идейно-смысловая функция картин «живой жизни»

в
« Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические

и
поэтические детали?

4.
Как
в обоих произведениях представлена традиционная для поэта

антитеза
— земля и небо?

5
.
В
чем важность мотива птичьего пения для понимания авторской

философской
концепции в рассказе и стихотворении? Как

реагирует
на это пение лирический герой каждого из произведений?

6.
Сопоставьте
две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских

произведениях:
4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на

свете,
то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;


вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и

друг
другу?

7.
Дополните
своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской

прозы и выделите важнейшие слагаемые
творческой манеры писателя.

Эти два текста И. А. Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.
Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И. А. Бунина.
Автор в обоих произведениях соотносит «книжное» и «естественное» видение окружающего мира: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг…».
Заставляя самого себя оторваться от книги, И. А. Бунин «с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами» смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись «показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!».
Рисуя картины «живой жизни» в «Книге» и «Вечере», автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что «Книга» изобилует эмоционально окрашенными словами, передающими ярко и точно настроение; а «Вечер» — содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, легкость, прозаичность («…Давно Слежу за ним…»).
Для полной передачи ощущений лирических героев И. А. Бунин вводит в тексты птичье пение… Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна («Я вижу, слышу, счастлив»). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее «игривые трели», заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы…
В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:
«Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»;
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: «Счастье — жить, а жить — это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя».
Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И. А. Бунин справляется со столь сложной задачей — удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И. А. Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: «дождевые, синеватые, скучные»; «тепло, мягко»; «светлые, красивые»; «солнечно, празднично» и т. д.
Также легко эти мысли И. А. Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести — только тепло…

Сочинение по литературе на тему: Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»

Иван Алексеевич Бунин

(1870-1953)

«Все проходит,

да не все забывается»

Выучить 2 цитаты(на выбор)

Наизусть

2 стихотворения (по выбору учащихся)

Произведения :

-«Антоновские яблоки»

-«Господин из Сан-Франциско»

-«Легкое дыхание»

«Поединок»

«Чистый понедельник»

* 1 . Прочитайте стихотворения Бунина « Вечер » , « Сумерки » , «Христос воскрес ! Опять с зарею. » » , « Слово». Выделите стилистические особенности бунинской лирики ( соотношение живого языка и книжной речи, переносное значение слов, иносказания, метафоры ). Приведите примеры из текстов.

* 2 . Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозглашавшего тезис о том , что «звуки правдивее слов»?

3 . Что происходит с традиционным реал истическим сюжетом в « Антоновских яблоках» ? Задумайтесь над определением сюжета (от фр. suj et) как «цепью событий , т.е. жизнью персонажей в ее пространствен но-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» ( В . Хализев) и попробуйте определить причины явного несоответствия сюжета рассказа этому определению? Какова здесь цепь или совокупность событий? В чем сюжетная занимательность?

4. Докажите, что Бунин вполне овладел умением по-толстовски «замечать и лелеять детали » . Приведите конкретные примеры из бунинских произведений. Каковы особенности стилистики Бунина?

*5. Воспел или «отпел» Иван Бунин в «Антоновских яблоках Русь, усадебную и крестьянскую? Что свидетельствует о двойственности позиции автора? Что внесли в рассказ «Антоновские яблоки » мотивы воспоминания ( « вспоминается мне», «помню» ) ?

6 . Как в бунинских рассказах о любви воплотился совет Л . Толстого «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у вас есть теперь»? Как соотносятся в этих рассказах категории жизни и смерти, красоты и обыденности?

7 . Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание » ? Почему Бунинуважно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?

8. Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?

9 . Прочитайте внимател ьно описание маршрута увеселительного путешествия, который выбрал герой рассказа « Господин из Сан- Франциско » , написанного в 1 9 1 5 году, т.е. в год «беспримерной катастрофы » — войны, самой страшной фальши, лжи, согласно убеждениям Бунина. Какие другие подробности в рассказе — если оставить в стороне название парохода « Атлантида » — говорят о его глубинной взаимосвязи с историей Х Х века?

10. Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе « Господин из Сан- Франциско » ? Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»? Как можно истолковать выражение « гордыня Нового человека со старым сердцем»?

* С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА

Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».

Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы

и задания.

1 . В чем тематически перекликаются оба произведения? Попытайтесь

мысленно « включить» один текст в другой. В какую из композиционных

частей рассказа могут быть вписаны строки из

« Вечера»?

2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное

» видение окружающего мира? Какие выводы делает

художник из данного соотношения?

З . Какова идейно-смысловая функция картин «живой жизни»

в « Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические

и поэтические детали?

4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта

антитеза — земля и небо?

5 . В чем важность мотива птичьего пения для понимания авторской

философской концепции в рассказе и стихотворении? Как

реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?

6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских

произведениях: 4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на

свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;

4Я вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и

друг другу?

7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской

прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.

Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»Автор: Бунин И.А.

Анализ текстов:
стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»
Эти два текста И.А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.
Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И.А.Бунина.
Автор в обоих произведениях соотносит «книжное» и «естественное» видение окружающего мира: «И от книг / Усталый взгляд я отвожу на миг…».
Заставляя самого себя оторваться от книги, И.А.Бунин «с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами» смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись «показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!».
Рисуя картины «живой жизни» в «Книге» и «Вечере», автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что «Книга» изобилует эмоционально окрашенными словами, передающими ярко и точно настроение; а «Вечер» — содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, лёгкость, прозаичность («…Давно / Слежу за ним…»).
Для полной передачи ощущений лирических героев И.А.Бунин вводит в тексты птичье пение… Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна («Я вижу, слышу, счастлив»). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее «игривые трели», заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы…
В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:
«Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»;
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: «Счастье — жить, а жить – это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя».
Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И.А.Бунин справляется со столь сложной задачей – удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И.А.Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: «дождевые, синеватые, скучные»; «тепло, мягко»; «светлые, красивые»; «солнечно, празднично» и т.д.
Также легко эти мысли И.А.Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести – только тепло…

Бунин «Вечер» — сочинение «Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»»

Эти два текста И.А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.

Оба произведения словно писались параллельно, в них отражено одинаковое состояние души автора, только проза более точно описывает состояние окружающего автора мира, а стихотворение скорее более образное и отражает внутренний мир И.А.Бунина.

Автор в обоих произведениях соотносит «книжное» и «естественное» видение окружающего мира: «И от книг / Усталый взгляд я отвожу на миг…».

Заставляя самого себя оторваться от книги, И.А.Бунин «с удивлением и радостью, какими-то новыми глазами» смотрит кругом и радуется тому, что он живет, живет так же, как и та птичка, как тот куст, и он счастлив этому! Это-то художник и старается донести до нас, чтобы мы тоже почувствовали себя счастливыми, а не боялись «показаться недостаточно книжными, недостаточно похожими на тех, что прославлены!».

Рисуя картины «живой жизни» в «Книге» и «Вечере», автор сращивает в них прозаические и поэтические детали так, что «Книга» изобилует эмоционально окрашенными словами, передающими ярко и точно настроение; а «Вечер» — содержит паузы на концах строк, не ущемляющих его эмоциональность, скорее даже наоборот, но и вносящие в него обыденность, лёгкость, прозаичность («…Давно / Слежу за ним…»).

Для полной передачи ощущений лирических героев И.А.Бунин вводит в тексты птичье пение… Герой стихотворения тут же откладывает книгу, и перед его глазами открывается чарующий вид из окна («Я вижу, слышу, счастлив»). Лирический герой прозы кутается в рассуждениях под пение иволги, под ее «игривые трели», заставляющие его задаваться вопросами, на которые он навряд ли когда-нибудь получит ответы…

В бунинских произведениях прозвучали две формулы счастья:

«Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»;

«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Как мне кажется, они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: «Счастье — жить, а жить – это видеть и слышать все, что происходит вокруг тебя».

Затрагивая такую тонкую, лирическую тему в своей прозе, И.А.Бунин справляется со столь сложной задачей – удержать всю легкость и воздушность мыслей о счастье. Не загромоздить текст, но в то же время оставить достаточную эмоциональность И.А.Бунину удается с помощью многочисленных синонимичных однородных членов, которые не перегружают текст за счет бессоюзия: «дождевые, синеватые, скучные»; «тепло, мягко»; «светлые, красивые»; «солнечно, празднично» и т.д.

Также легко эти мысли И.А.Бунина о счастье и жизни оседают в наших сердцах, мы не чувствуем их тяжести – только тепло…

  • Как в рассказе господин из сан франциско решается конфликт между человеком и природой
  • Как в рассказе господин из сан франциско проявляется чувство кризиса цивилизации
  • Как в рассказе горького старуха изергиль отображен идеал и антиидеал человека
  • Как в рассказе бунина чистый понедельник реализуется оппозиция восток запад
  • Как в рассказе адам и мирьям раскрывается звериная суть фашизма