Как в рассказе старуха изергиль раскрывается тема подвига

(398 слов) Максим Горький написал много замечательных рассказов. Все они пропитаны глубокой моралью и заставляют задуматься о важном. Среди таких рассказов выделяется “Старуха Изергиль”. Он состоит всего из трех глав, каждая из которых содержит в себе историю, рассказанную старой Изергиль. Особенно запоминается третья глава, где старуха вспоминает легенду о Данко. Подвиг этого вождя отвечает на вопрос о смысле жизни. По мнению автора, наше предназначение заключается в служении обществу вплоть до самопожертвования во имя великой идеи.

Жило поселение людей, и не знали они бед. Но вот случилось несчастье, и пришли враги, откуда никто не ждал. Выгнали враги бедных поселян прямо в центр дремучего леса. Страшно стало людям, холодно и тоскливо, и никто не знал, что делать. Только один человек не потерял волю к жизни и силу духа. Это был Данко — совсем молодой парень, который хотел всех спасти. И он решился на подвиг — вывести людей из мрачного царства темного леса. Поверили ему соплеменники, потому что хотели спастись. Данко повел их за собой. Трудной была дорога, многие не выдерживали, выбивались из сил, злились, все больше отчаивались. Не хотели они признавать свое бессилие и отсутствие силы духа, и, чтобы справиться со всеми этими эмоциями, решили обвинить во всем бедного Данко, что столь благородно решил вывести их из дремучей западни. Понял все юноша, и зародилось в его душе негодование, ведь хотел он всех спасти, и не такой реакции он ждал. Но недолго его горячее сердце скорбело, загорелось оно еще сильнее. И тогда вырвал Данко его из груди и осветил дорогу “факелом великой любви к людям”. Сильна была его любовь, не было в нем места ненависти и злости, лишь она одна озаряла сердце Данко изнутри, прорывая своим светом непроглядную тьму. Обрадовались люди, побежали за Данко, и вывел он их из дремучего леса. Но трагична была его судьба, упал он замертво на траву, а его “гордое сердце” упало рядом. Но слишком радовались соплеменники свободе и не заметили его смерти, побежали они скорее в сторону яркого солнца, а один человек наступил на сердце Данко, и оно, “рассыпавшись в искры”, угасло уже навсегда.

Подвиг Данко показывает читателю не просто невероятную силу духа этого человека, который пожертвовал собой ради спасения других, но и его величайшее умение простить их грехи и пороки и все равно спасти из мрачного царства темного леса, забыть обиды и простить им их слабость перед лицом опасности и отчаяния в тяжелую минуту. В этой преданности великой идее Горький видел величайшую добродетель. Подвиг Данко — олицетворение его смысла жизни.

Автор: Анастасия Бискова

Пример 1

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: «Мечтать — не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.» Легенда о Данко является неотъемлемой частью рассказа “Старуха Изергиль”. Эта история даётся автором в конце, как кульминация. Перед тем, как старуха рассказывает эту легенду, происходят изменения в природе: черная темная туча закрывает облака, звезды гаснут. И вот когда опускается кромешная тьма, вдруг вдали видятся голубые огни, которые то гаснут, то вновь вспыхивают, то были искры от искрящего сердца Данко.

Сама эта история вроде бы выглядит как сказка. Мы в ней чувствуем предания старины, которые повествуют о волшебной силе героя. Данко пожертвовал собой ради того, чтобы спасти людей, которые уже совсем отчаялись и перестали верить в светлое будущее. Воинственные племена выгнали людей с их насиженного места, с их обитания. И люди поняли, что выхода нет. Они ушли в темный лес, скитались по нему, но никак не могли найти выхода. Им казалось, что тьма лесная поглощает их, многие гибли. Но тут же нашелся один смельчак, Данко, который повел всех за собой, он убедил людей, что можно выбраться, что есть у них надежда на светлое будущее. Мы видим, что Данко молодой и красивый, его речь немногословна, но в ней много пословиц и поговорок. Он произносит речь, которая побуждает народ идти и за ним. И вот они идут и идут, а конца и края лесу нет. И люди стали клеветать на парню, что он обманул их. Тогда Данко решается на отчаянный поступок, он вырывает из груди свое сердце и освещают путь для идущих. Парень вывел людей из леса, он был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. А люди оказались настолько жестоки, что, выйдя из леса, даже не заметили смерть Данко. Один из них, даже растоптал ногой еще пылающее сердце.

Подвиг Данко бессмертен, его передают из уст в уста. Юноша умер ради людей, и даже теперь, когда путникам не видно пути, искры от его сердца появляются во тьме. Автор стремится показать, что мужество сильнее безысходности, нужно верить себя и в свои силы, тогда можно будет найти путь даже из кромешной тьмы. Когда старуха заканчивает свое повествование становится вокруг очень тихо, таким образом природа тоже скорбит о храбром Данко.

Пример 2

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» одна из глав посвящена легенде о Данко. В произведении рассказывается о героическом поступке юноши, спасшего свой народ. Что такое подвиг? В каких случаях он имеет место быть?

Я считаю, что подвиг – героический поступок, в котором человек готов в отречься от себя во имя чего-то ценного или великого. Данко – очень смелый и благородный юноша. Главному герою было больно видеть страдания своего народа в лесу, не мог наблюдать за постепенным увяданием соотечественников. Люди его племени совсем поникли духом, хотели сдаться неприятелю и стать рабами, только бы вернуться на родные просторы. Данко понимал, что так поступать нельзя. У него хватило сил и желания, чтобы повести людей за собой, мотивировать их выбираться из леса вместе с ним. Однако это еще не подвиг. Настоящий героизм Данко проявляется позже, когда люди начинают терять веру в главного героя, роптать и, наконец, решают его убить. Однако он настолько любил свой народ, так сильно хотел им помочь, что не разочаровался после их предательства, а наоборот. Главный герой вынул горящее сердце из своей груди, чтобы дать людям свет, силу и надежду. Данко умер сразу же, как привел народ на новую землю. Он отдал свою жизнь за людей, за своё племя, за счастье и благополучие соотечественников. Можно ли это назвать как-либо иначе, нежели подвигом?

Героизм главного героя не может не поражать. Максиму Горькому удалось отобразить в своей повести именно причину подвига. Если знаменитый Геракл большинство своих деяний просто исполнял приказы брата, то Данко пожертвовал собой во имя любви. Именно это чувство рождает самые чистые и благородные подвиги. Можно сказать, что любовь – это жертва. Можно сказать, что настоящий подвиг тоже ей является. Жертвой. Вынуть сердце для того, чтобы спасти свой народ – этот поступок должен быть примером для всех людей, считающих себя патриотами. Подвиг граждан, конечно, не будет таким выдающимся, отдавать органы, наверняка, не потребуется. Однако любовь к своей стране, своему народу начинается с малого: можно помогать слабым и беспомощным, быть донором крови, следить за состоянием окружающей среды.

Таким образом, Максим Горький в главе, пересказывающей легенду о Данко, из рассказа «Старуха Изергиль» показывает каким должен быть настоящий подвиг. Он исходит не из долга, но из любви. Главный герой настолько хотел помочь своему народу, что вынул сердце из груди и осветил путь перед собой. В нашей жизни подвиги тоже должны происходить, пусть и не такие громкие.

Максим Горький написал много замечательных рассказов. Все они пропитаны глубокой моралью и заставляют задуматься о важном. Среди таких рассказов выделяется “Старуха Изергиль”. Он состоит всего из трех глав, каждая из которых содержит в себе историю, рассказанную старой Изергиль. Особенно запоминается третья глава, где старуха вспоминает легенду о Данко. Подвиг этого вождя отвечает на вопрос о смысле жизни. По мнению автора, наше предназначение заключается в служении обществу вплоть до самопожертвования во имя великой идеи.

Жило поселение людей, и не знали они бед. Но вот случилось несчастье, и пришли враги, откуда никто не ждал. Выгнали враги бедных поселян прямо в центр дремучего леса. Страшно стало людям, холодно и тоскливо, и никто не знал, что делать. Только один человек не потерял волю к жизни и силу духа. Это был Данко — совсем молодой парень, который хотел всех спасти. И он решился на подвиг — вывести людей из мрачного царства темного леса. Поверили ему соплеменники, потому что хотели спастись. Данко повел их за собой. Трудной была дорога, многие не выдерживали, выбивались из сил, злились, все больше отчаивались. Не хотели они признавать свое бессилие и отсутствие силы духа, и, чтобы справиться со всеми этими эмоциями, решили обвинить во всем бедного Данко, что столь благородно решил вывести их из дремучей западни. Понял все юноша, и зародилось в его душе негодование, ведь хотел он всех спасти, и не такой реакции он ждал. Но недолго его горячее сердце скорбело, загорелось оно еще сильнее. И тогда вырвал Данко его из груди и осветил дорогу “факелом великой любви к людям”. Сильна была его любовь, не было в нем места ненависти и злости, лишь она одна озаряла сердце Данко изнутри, прорывая своим светом непроглядную тьму. Обрадовались люди, побежали за Данко, и вывел он их из дремучего леса. Но трагична была его судьба, упал он замертво на траву, а его “гордое сердце” упало рядом. Но слишком радовались соплеменники свободе и не заметили его смерти, побежали они скорее в сторону яркого солнца, а один человек наступил на сердце Данко, и оно, “рассыпавшись в искры”, угасло уже навсегда.

Подвиг Данко показывает читателю не просто невероятную силу духа этого человека, который пожертвовал собой ради спасения других, но и его величайшее умение простить их грехи и пороки и все равно спасти из мрачного царства темного леса, забыть обиды и простить им их слабость перед лицом опасности и отчаяния в тяжелую минуту. В этой преданности великой идее Горький видел величайшую добродетель. Подвиг Данко — олицетворение его смысла жизни.

Предыдущая

СочиненияСочинение по картине Комарова «Наводнение» (по плану для 5 класса)

Следующая

СочиненияСочинение: Старые хозяева вишневого сада (А.П. Чехов)

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения личности, некоторого эгоизма, противопоставления себя и мира вокруг. Зачастую романтический герой стремится уйти в свой мир, сбежать от реальности, он чувствует, что мир жесток  и груб, что не может быть понят людьми и в этом причины его вечного бегства. При этом можно различить два вида романтических героев: одни, отделяя себя от общество эгоистично стремятся к личной свободе, ставят себя выше людей и не считают необходимым нести им добро; другие, так же противопоставляя себя миру, стремятся к свободе всеобщей, видят во всех людях добро и стремятся к всеобщей свободе, к свободе каждой отдельно взятой личности. Такое разделение людей, обладающих сильными характерами, на действующих во имя добра, и приносящих зло было характерно для романтических рассказов Горького. На подвиг, по его мнению, способны только герои, относящиеся ко второй группе, подобные Данко из рассказа «Старуха Изергиль», тогда как подобные Ларре романтические герои не готовы к подвигу ради счастья людей, поэтому подробнее рассмотрим именно образ Данко, любимый многими, но имеет смысл сказать несколько слов и о композиционной и сюжетной канве всего произведения.

Автор, чей образ во многом биографичен, находится в Бесарабии, где работает вместе с Молдаванами. Как-то, вечером, когда все уже уходят, он остается вместе со старухой Изергиль, которая, увидев на тень от облака, начинает свой рассказ о Ларре, сыне орла и земной красавицы, гордого получеловека, убившего девушку за то, что она его оттолкнула. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь преступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. Таким образом, горький начинает свой рассказ с легендарного героя, но героя негативного, дает отрицательный пример, показывает максимальную степень развития индивидуализма.

Вторая часть составляет рассказ Изергиль о своей жизни. Здесь мы видим историю жизни обычного человека, а не сказочной личности. Она становится переходом от образа Ларры, к образу Данко, она несет в себе черты и того и другого. Являясь человеком, Изергиль за свою долгую и необычную жизнь совершала как положительные, так и отрицательные поступки. С одной стороны, она убивает польского монаха, а с другой, богатому польскому вельможе предпочитает «пана с изрубленным лицом», готового к подвигам. Именно в этой части рассказа старуха говорит знаменитую свою фразу «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам», фразу ставшую кредо рассказа и всей романтической прозы Горького. Рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли. Увидев в степи маленькие голубые огоньки, Изергиль сказала, что это искры от сердца Данко и рассказала автору историю о нем.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой». Но сердце Данко не погасло, на мой взгляд, чрезвычайно важен тот факт, что сердце его оставило на земле искорки, рассыпало их по всему миру, потому что эти искры могут зажечь и другие сердца, которые пока еще не пылают, а едва-едва тлеют. Так же, как искры горящего сердца Данко, наши сердца зажигают и романтические рассказы Горького и зовут нас на подвиги во имя не только своего счастья, которое сейчас в цене, но и на подвиги ради счастья всеобщего, призывают к тому, чего так не хватает нам сегодня.

1. Данко как идеальный герой.
2. Цель Данко.
3. Противопоставление героя и толпы.

В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения.

Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера.

Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их?

Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью.

Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе.

Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего.

Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.

Максим Горький написал множество прекрасных произведений. Но рассказ “Старуха Изергиль” это одно из самых печальных, мелодичных и красивых его работ. Чего только стоят легенды о Ларре и Данко. Они удивляют и восхищают читателя. В этом сочинении мне хотелось бы подробнее остановиться на истории о печальном, но светлом подвиге Данко. Он совершенно бескорыстно приносит в жертву себя, спасая жизни многих людей, целого племени. Его история — это романтический идеал Горького, с помощью Данко писатель говорит нам о своём видении истинного предназначения человека на земле.

Легенда о Данко крайне символична, она полна символики и мистики. Главный герой — молодой юноша, который не побоялся взять ответственность на себя а всё своё племя. Него не понимают, упрекают, обесценивают, но он всё равно самоотверженно борется за жизнь не только свою, но всех людей своего племени. Он возглавляет побег от захватчиков через чащу леса, через кромешную, непроглядную тьму к светлому будущему. Но толпа нетерпелива, слаба. Блуждая в потёмках по темному лесу люди устали, озлобились и перестали верить в счастливый финал. Племя охватывает страх, что они никогда не выйдут к свету и они начинают во всём винить своего проводника, лидера — молодого Данко. Они оскорбляют его, называют ничтожеством и вредителем. Они осуждают его за то, что он не похож на них, корят во всех своих бедах. Это делают все, даже самые близкие и доверенные Данко люди. Недовольство толпы переходит в неистовство, и она начинает требовать его смерти.

Данко до конца не понимает почему люди так сильно ненавидят его, ведь он оказался единственным, у кого нашлось достаточно смелости вести людей через чащу леса. И даже в таких условиях всеобщей ненависти и озлобленности, сердце юноши не черствеет, не становится заложником мести, ярости и гнева. Он совершает удивительный, самоотверженный подвиг — разрывает себе грудь и вынимает свое пылающее сердце наружу, чтобы осветить кромешную тьму непроглядной лесной чащи. На глазах у изумленных соплеменников Данко несет сердце высоко над головой и показывает людям путь. Этот поступок становится символом надежды. Сердце юноши — как путеводная звезда, которая ведет всех нас к светлому будущему. И каждый из нас верит, что оно есть. Долго вёл Данко своё племя по лесу и наконец вывел на подходящее для жизни место. Как только это случилось, силы юноши иссякли он упал на землю, не проронив ни слова. Ни один из спасённых им людей не приходит к нему на помощь. Каждый занят только собой. Более того, один из спутников Данко случайно топчет его догорающее сердце и оно затухает навеки.

В рассказе “Старуха Изергиль” затронуто много важных тем, в том числе и тема истинного героизма. Думаю, что по-мнению Горького истинный героизм всегда сопряжен с самопожертвованием во имя общей идеи или общего блага. В легенде о Данко автор рассказывает о примере лидерского подвига, когда в момент тяжелых испытаний племя или народ получают такого лидера, который ценой своей жизни готов спасти всех остальных. Но для жизни в мирное спокойное время у народа появляются совсем другие приоритеты и, соответственно, предводители. Прежние герои остаются за бортом истории. И это очень печальная часть этого повествования, ведь герой Данко фактически оказался выброшенным, забытым.

Именно благодаря таким лидерам, как Данко, история не стоит на месте. Читая эту легенду, мы одновременно восхищаемся его подвигом и сострадаем ему. Он совсем один, несмотря на кромешную тьму, знает что надо делать. Его верным спутником и путеводной звездой оказывается его сердце, которому он следует и которое освещает путь ему и всем его соплеменникам. Умирают они тоже в один миг, оба забытые и ненужные. Несомненно, Данко является истинным героем, совершившим подвиг. И благодаря этой истории, рассказанной Горьким, у будущего есть шанс прервать эту цепочку забытых, затоптанных сердец. Эта легенда учит нас больше ценить людей, которые делают бескорыстные поступки, во имя нашей жизни и нашего процветания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Как в рассказе связано прошлое матрены и ее настоящее почему стали делить ее дом
  • Как в рассказе м горького старуха изергиль раскрывается тезис в жизни всегда есть место подвигам
  • Как в рассказе именуется родина господина из сан франциско
  • Как в рассказе и стихотворении соотнесены книжное и естественное видение окружающего мира
  • Как в рассказе господин из сан франциско решается конфликт между человеком и природой