Как в романе а с пушкина капитанская дочка раскрывается тема семьи сочинение

Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.

Обстоятельства жизни Гринева в Белогорекой крепости перед самым нашествием Пугачева были «несносны»: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — вспоминает Гринев.

И название повести, и мемуарную форму произведения критики обычно мотивируют взаимоотношениями Пушкина с цензурой. Однако думается, философский, общечеловеческий аспект содержания «Капитанской дочки» представлялся автору не менее важным, чем исторический аспект ее содержания. Поэтому очень важна в повести тема отчего дома, семьи, родственных отношений. Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества.

В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу.

Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.

Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает ссору капрала Прохорова с Устиньей, дуэль Гринева со Швабриным. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.

Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.

Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.

                                                 Эссе.

   Совершенно очевидно, что семья, сохраняя и передавая духовные ценности следующему поколению, сама должна ими обладать. Чтобы правила поведения были усвоены с детства, они должны проявляться в повседневной жизни родителей, ближайших родственников.    «Построить семью», «быть семьянином»… Этому тоже нужно научиться.

Возвращаясь к вопросу, что формирует систему ценностей. Ответ очевиден, конечно же, духовные традиции. Уклад жизни любой семьи является источником традиций. Наше обращение к духовным традициям русской семьи, к классической литературе поможет понять и изменить в лучшую сторону то, что происходит в семьях сегодня.

 В этом году я прочитала повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». О смысле и степени важности семейной темы в произведении хотелось бы поговорить. В повести мы находим портрет двух семей: Гриневых и Мироновых. Пойдем вслед за  Пушкиным и посмотрим, какие духовные традиции легли в основу воспитания главных героев: Петруши Гринёва и Маши Мироновой.

Эпиграф к 1-й главе «Был бы гвардии он завтра капитан..» заканчивается вопросом: «Да кто его отец?» И как бы предлагая ответ на этот вопрос, глава открывается фразой: « Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе..» Подчёркиваются кровные отношения между Петрушей и Андреем Петровичем. Позднее духовные отношения вырастут из кровных. А способствовать этому будет благословение. Именно в благословении проявляется кровно-духовная связь отца и сына. Старший Гринёв говорит сыну: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а  честь смолоду». Вот тот нравственный стержень, которым обладает семья Гриневых. Для старшего Гринёва достойная служба – дело чести.

Петруша Гринёв не случайно быстро и легко входит в новую жизнь, прибыв в Белогорскую крепость. Служение отечеству  будет главным и для семьи Мироновых. Капитан Миронов – старый служака, преданный воинской присяге, честно выполняющий свой долг. Он уважает и ценит свою жену, позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает и в свои служебные дела. Василиса Егоровна обладает более сильным характером. Хорошо разбирается в людях: сразу определяет их суть — это показывает ее отношение к Швабрину и Гриневу. И в этой семье мы видим неразрывную связь: «Ах! Мой батюшка! Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?»

Эту спасительную связь чувствует и Маша – дочь капитана Миронова. Она не соглашается на предложение Петра Гринёва венчаться без благословения его родителей: «..я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без благословения не будет нам счастия.» В момент опасности  Василиса Егоровна обращается мужу со словами: «Благослови Машу» Старый комендант перекрестил её трижды: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу :он тебя не оставит. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной»

Тема благословения будет связана ещё с одним главным героем, Пугачёвым.

В пророческом сне Гринёву видится, как матушка побуждает его принять благословение, но вместо отца перед ним – «мужик с чёрной бородой», весело на него поглядывающий, его «дорожный», «добрый человек», наполнивший, однако, комнату «мёртвыми телами». «Это твой посаженый отец, — слышит Гринёв, — пусть тебя благословит». Пугачёв и в самом деле становится его посаженым отцом; благодаря встрече с ним Петруша Гринёв из недоросля, из простодушного молодого человека превращается в зрелого мужчину, способного задумываться над, что является истинным: совесть и доброта или корысть и предательство.

Читая Пушкина, мы ещё и ещё раз убеждаемся в воспитательном значении благословения – благого слова, вовремя сказанного.

 Благословение родителей детям – это стержень и путеводный маяк в жизни детей при всех обстоятельствах: и в обыденной, ежедневной обстановке семейного тепла и уюта, и при прощании, и в моменты решающих событий жизни детей – при отъездах, разлуках, особенно при основании детьми собственной новой семьи, и, наконец, при предсмертном прощании родителей с детьми.  Каждая семья сильна своими духовными традициями.  Пусть же одной из традиций семьи станет благословение.

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Стр 1 из 5Следующая ⇒

О 1.Образы из мира природы и их роль в баснях И.А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.)

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо черты характера. Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести и лживости одновременно. И в соответствии с характером она по-разному ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

У сильного всегда бессильный виноват, гласит мораль басни «Волк и ягнёнок». Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно мелких ҹиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня Квартет, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его ҹетыре департамента, возглавляемые:Проказница-Мартышка,Осел,КозелДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет…Ударили в смыҹки, дерут, а толку нет.Действительно, ҹто же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его глав}7 поставлена даже не свора собак, а именно столь разные животные.а Щука тянет в воду.Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистиҹескую основу басни, ҹто проявляется в создании Крыловым русского национального характера.____________________________

Образ городничего в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».(сочинение)

Один из главных героев комедии — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Начал свою службу он с низших чинов, он по-своему неглупый человек, с большим опытом, есть значительные связи, он очень хитер, как лис, знает, как надо подольститься к человеку, чтобы расположить его к себе, чтобы иметь с него выгоду. Глава города из него никудышный.

Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что- либо совсем не желает. К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Главная ценность для городничего — это деньги, в этом человеке нет ничего порядочного, честного, доброго. Весь город смотрит на него и ведет себя также. Какой городничий такой и город, все отношения построены здесь на выгоде, каждый чиновник только и думает, где бы хорошо нажиться и как не попасться властям, никто не хочет отвечать за свои поступки, их город на грани краха, в больницах людей не лечат, деньги на мосты и церкви воруют. Все это мог бы предотвратить городничий, но ему нет и дела до своего города.Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой…»

Все отрицательное: грубость и низость были представлены в городничем. Все это было заложено в нем с детства, с годами все это увеличивалось, под воздействием обстоятельств и с приездом ревизора все это вышло наружу. Автор выставляет все его пороки и высмеивает его. Заключительная сцена комедии – достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга.Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор».____________________________

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) (сочинение)

Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях.

За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума.

В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Чацкий видит в мире то, что не видит фамусовское общество. Он, как и многие другие герои других произведений, хочет спасти мир, сделать его лучше. Но в этом обществе, в этой серой массе выделяется Софья. Чацкий видит, что может сломать это общество. Но проблема в другом: она этого не хочет. Ей легче жить в таком обществе. А если бы она выбрала бы Чацкого, это означало бы, что она согласилась на перемены.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и одно­значно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» — реалисти­ческое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в са­мой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому. Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее уте­шить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными сло­вами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случив­шегося был уже таким, что эмоции подавляли разум. _____________

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы.

В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. В образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга.

Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг.. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу. Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.

Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.______________________________________________________________________________

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Книги про семью для дошкольников 4-7 лет

Агния Барто

  • Дома;
  • Его семья;
  • В пустой квартире;
  • Младший брат.

Татьяна Агибалова

  • В семейном кругу;
  • Что может быть семьи дороже?

Олег Бундур

  • Про любовь;
  • Воскресенье;
  • Семья;
  • Папу с мамой берегу.

Я. Л. Аким

  • Мужчина в доме;
  • Мой брат Миша.

В. Д. Берестов

  • Король Люлю.

Е. А. Благинина

  • Мать;
  • Вот какая мама;
  • Наш дедушка;
  • Научу обуваться и братца;
  • Аленушка.

Сергей Михалков

  • Недотепа.

В.Ю. Драгунский

  • «Чики-брык».

Н.М. Артюхова

  • «Большая береза».

М. Дружинина

  • «Девочка наоборот»;
  • «Открытка».

Для детей младшего и среднего школьного возраста 7-13 лет

Астрид Линдгрен

  • «Мы все из Бюллербю»;
  • «На острове Сальтрока»;
  • «Пеппи Длинный Чулок»;
  • «Братья Львиное Сердце» — все книги А. Линдгрен пронизывает дружная атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Памелла Трэверс

  • «Мэри Поппинс» — сказочные истории о веселой семье Бэнксов: маме, папе, пятерых детей и их удивительной няне, которые учат друг друга взаимовыручке, уважению и любви.

Туве Янссон

  • «Сказки о Муми-троллях» — семейство сказочных существ, оказывается, решает те же проблемы, что и семьи обычных людей.

Джуди Блум

  • «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» — история о появлении в семье младшего ребенка, полная юмора и доброты.

Лидия Чарская

  • «Записки маленькой гимназистки».

Валентина Осеева

  • «Динка».

Дж.м. Барри

  • «Питер Пэн и Венди».

Михаил Зощенко

  • «Леля и Минька».

Евгений Шварц

  • «Приключения Шуры и Маруси».

Аркадий Гайдар

  • «Чук и Гек».

Ян Ларри

  • «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Эдуард Успенский

  • «Дядя Федор, пес и кот».

Лев Кассиль:

  • «Кондуит и Швамбрания». Увлекательная книга о детях 20-х годов прошлого века, их увлечениях, творчестве, отношениях с родителями.

Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет

Л. Ф. Воронкова

  • «Старшая сестра»;
  • «Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.

Э. Кестнер

  • «Когда я был маленький» — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.

Дина Сабитова

  • «Где нет зимы» — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.

Анне-Катарина Вестли

  • «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»;
  • «Маленький подарок для Антона»;
  • «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании».

Жан-Филипп Арру-Виньо

  • «Омлет с сахаром. Приключения семейки из Шербура».

Луиза Олкотт

  • «Маленькие женщины» — светлая и трогательная история о семье, в которой заботы и трудности не мешают искренней любви между домочадцами.

С. Востоков

  • «Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.

А. Н. Толстой

  • «Детство Никиты» — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.

И. Минутко

  • «Старая липа в московском дворе» — повесть о подростках, которым родители помогают найти верные решения непростых нравственных задач.

Д. Олдридж

  • «Последний дюйм» — остросюжетная повесть, в которой отец под угрозой гибели вынужден искать общий язык с сыном, который никогда не был близок ему.

М. Паньоль

  • «Детство Марселя» — повесть о детстве писателя, проведенном в старом деревенском доме в окружении большой семьи: отца, матери, дяди, тети и младшего брата.

Л. Н. Толстой

«Детство. Отрочество. Юность» — в трех повестях великий русский классик подчеркивает основополагающую роль своих родителей в формировании его нравственных устоев, мировоззрения и отношения к окружающему миру.

А. П. Чехов

  • «Событие» — рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.

Ю. Яковлев

  • «Мальчик с коньками» — рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.

Павел Санаев

  • «Похороните меня за плинтусом».

Анатолий Алексин:

  • «Дневник жениха» — рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.
  • «А тем временем где-то» — школьник Серёжа Емельянов воспитывается в образцовой семье — так говорят все окружающие. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор.

Вообще почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.

Наринэ Абгарян

  • «Манюня».

Дина Рубина

  • «На солнечной стороне улицы».

Людмила Улицкая

  • «Казус Кукоцкого».

На чтение 4 мин Просмотров 4.7к.
Обновлено 11 августа, 2020

Предлагаем вам краткое сочинение на тему: «Семья Гринёвых в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)», в котором вы ознакомитесь с членами семьи Гринёвых, их порядками и привычками, а также узнаете, каким образом родители повлияли на мировоззрение Петра Гринёва.

Петр Гринёв родился в хорошей семье и получил отличное воспитание. Его отец когда-то служил при графе Минихе, а мать походила с бедной дворянской семьи. Родители Петра могут похвастаться своей образованностью, интеллигентностью. Андрей Петрович очень любил читать. Больше всего его занимал Придворный календарь.

Старшему Гринёву также нравилось комментировать все, что он прочитал. Это занятие раздражало его жену Авдотью Васильевну. Она знала, что оно приведет к несомненной грусти мужа. Тот был очень восприимчивым и расстраивался из-за всех, прочитанных новостей. Авдотья Васильевна всегда старалась спрятать тот календарь, пока муж не взялся за него и не испортил свой день. Это говорит о том, что Гринёва была очень внимательна ко всем делам своей семьи и умело руководила всеобщей домашней атмосферой.

Но явным лидером в семье был отец. Его слово ставили превыше всего, ему подчинялись беспрекословно. Мать занималась домом и воспитанием ребенка. Она шила, вязала, готовила еду, занималась консервацией. Авдотья Васильевна очень любила своего сына Петра. Поскольку он был единственным ребенком в семье, то получал внимание, ласку и заботу с избытком. Помимо отца и матери, мальчик также был любим Савельичем, человеком, который всегда был верным семье Гринёвых.

Для воспитания и образования Петра отец пригласил в дом мосье Бопре. Гринёв старший очень хотел дать своему сыну хорошее образование, но в этот раз он просчитался. Мосье Бопре на самом деле не был компетентным в вопросах образования. Его сразу же раскусил Савельич, который и настоял на том, чтобы этот фарс под названием «учеба» прекратился. Андрей Петрович также понял, что допустил огромную ошибку, пригласив мосье Бопре. Это говорит о том, что для отца действительно было важно образование сына, а не лживое поддержание высокого имени в обществе.

Глава семейства всегда мечтал о том, чтобы увидеть своего сына в военном мундире. Ему очень хотелось воспитать Петра правильно, чтобы он проявил себя в военном искусстве как настоящий умелец, воин и офицер. Еще с раннего детства отец записывает сына в Петербург на службу. Петр рос с тем, что знал, каким будет его будущее. И все же, в один момент, к горестному разочарованию матери Петра, глава семьи Гринёвых вдруг передумал по поводу Петербурга.

Андрей Петрович решил отправить сына не в Семеновский полк, а в какую-то глушь. Ему очень хотелось, чтобы его Петр стал командиром, не только изучив теорию, но и попробовав на вкус горькость практики. Он отправляет сына с единственным человеком, которому может полностью доверять, с Архипом Савельичем.

В такой-то атмосфере рос и формировался Петр Гринёв. С одной стороны – строгий отец, с другой – ласка и забота нежной матери, с третьей – дружное, сильное плечо, мудрый разум Савельича. Самым важным в воспитании сына Андрей Петрович Гринёв считал моральную сторону медали, а вот научная была в минусе.

По ходу действия в романе читатель не раз видит, как Гринёвы так или иначе влияют на мировоззрение Петра. Когда отец узнает о том, что сын принимал участие в дуэли, он взбешен и разочарован. По старинке тот отчитывает Петра, как маленького ребенка. Как же сложно было родителям, когда они, верные императрице со времен своего существования, узнали, что их сын предал императрицу и, таким образом, предал всю семью.

Отца едва не схватил удар от таких новостей. Он заявил, что этот позор ложится теперь на весь их род. Мать же по привычке пыталась держать себя в руках, чтобы не расплакаться на глазах отца. Она все твердила, что это чья-то клевета, что не верит ни единому слову, а только в преданность своего сына. Впрочем, отец также больше склонялся к версии о клевете. Ведь для их семьи честь всегда была на первом месте. И Петр, естественно, знал об этом, рос с этой мыслью с первого дня своей жизни.  

Петр Гринев имеет прочную моральную связь со своей семьей. Он старается угодить родителям во всем. Для него самого важно не посрамить своих родных и не бросить кому-то под ноги честь семьи Гринёвых. Действительно, Гринёвы смогли так воспитать сына, что им ни разу не пришлось краснеть за его поступки. Их семья – яркий пример гармонии и соединения лучших моральных качеств.

Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – тема дома, семьи, семейных отношений. “Капитанская дочка” повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии.

Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть – “Капитанская дочка”, и сами исторические события, думается, важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.
Обстоятельства жизни Гринева в Белогорекой крепости перед самым нашествием Пугачева были “несносны”: отец не дал ему своего согласия на брак с Машей, она избегала Гринева, дух его упал, он стал мрачен и задумчив. “Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение”, – вспоминает Гринев.
И название повести, и мемуарную форму произведения критики обычно мотивируют взаимоотношениями Пушкина с цензурой. Однако думается, философский, общечеловеческий аспект содержания “Капитанской дочки” представлялся автору не менее важным, чем исторический аспект ее содержания. Поэтому очень важна в повести тема отчего дома, семьи, родственных отношений.

Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества.
В “Капитанской дочке” автор представляет нам два семейства – Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, “коренное” дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества.

Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. “Береги честь смолоду”, – напутствует он сына, отправляя его на военную службу.
Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, – выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг.

Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.

Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она разбирает ссору капрала Прохорова с Устиньей, дуэль Гринева со Швабриным.

Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.
Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни “боевым духом” Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, “выдающимися” качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт.

Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует – императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.
Таким образом, “мысль семейная” в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.

Loading…

  • Как в рассказе связано прошлое матрены и ее настоящее почему стали делить ее дом
  • Как в рассказе м горького старуха изергиль раскрывается тезис в жизни всегда есть место подвигам
  • Как в рассказе именуется родина господина из сан франциско
  • Как в рассказе и стихотворении соотнесены книжное и естественное видение окружающего мира
  • Как в рассказе господин из сан франциско решается конфликт между человеком и природой