Как в сказках мамина сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы

Нужна помощь в написании работы?

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что ребенок — самый лучший читатель. Для детей им написаны рассказы и сказки: Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Серая Шейка, Вертел, Богач и Еремка. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об Аленушкиных сказках, которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное. Нет слов, хороши Аленушкины сказки, но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.
Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют певцом Урала, открывшим целую область, ранее неизвестную. Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно… — говорил он.
Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки (Кормилец). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику (В каменном колодце). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества — готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
Один из ранних рассказов Емеля-охотник открывается превосходной пейзажной зарисовкой: Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. Удивительно слияние почти сказочного зачина далеко-далеко и ритмической напевности с реалистической точностью места действия — деревушка Тычки. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.
«Зимовье на Студеной».
Много сказочного и в рассказе Зимовье на Студеной, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты — все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.
Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.
«Аленушкины сказки».
Детям дошкольного возраста адресованы Аленушкины сказки, над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес — Вот не боюсь нисколько, и все тут! Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный… С начала и до конца сказку пронизывает один мотив — надоело бояться, надоело прятаться. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное — поверить в себя: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.
В Аленушкиных сказках образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания (Умнее всех; Сказочка про Воронущку — черную головушку и желтую птичку канарейку; Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
Аленушкины сказки занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки.
Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали Маминслог. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке Умнее всех подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: Умен, как индюк. Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.
Таким образом, Аленушкины сказки — превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром, то окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки. А настоящим знанием считал он близость к народной жизни, к родной природе — именно это стало основным предметом его творчества для детей.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа Зимовье на Студеной, — рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
«Емеля – охотник».
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу — семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма… Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть. Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но… не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.
Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом — Емеля-охотник — это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.
Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке… Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.
Емеля — седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Гришутка — сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна…
Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал… Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу… Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю… Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился… Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка…
Вдруг Емеля увидел под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному… Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Ишь какой бегун… — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — Только его и видели: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо… Ах ты, какой шустрый!.
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.
Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.
«Серая шейка».
Вот сказка Серая шейка — это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, — все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.
Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Самым маленьким детям адресованы Аленушкины сказки — это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе.
У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок.
Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, — сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает:
Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.
Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.
Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка Умнее всех из того же цикла Аленушкины сказки.

  • Содержание
  • Меню
Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Принципы отбора.
Понятия «фольклор» и «художественная литература».
Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.

Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические формулы, ретардация.
Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.
Сказки бытовые и авантюрные: их сходство и отличие, содержание форма вымысла, поэтика.

Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.
Поэзия пестования четко связана с интересами, запросами и потребностями ребенка.
Фольклор, бытующий в среде современных детей: жанровое разнообразие.

Добавить в избранное
(необходима авторизация)

Для Вас родители!

Человек и природа в детских произведениях

Д. Н. Мамина-Сибиряка

Произведения Д. Н. Мамина-Сибирика — нашего земляка, посвящены актуальным проблемам современного мира — взаимоотношениям человека и природы и объясняют юным читателям, что такое природа, какую роль она играет во взаимоотношениях с человеком, что такое человечность, как является человек частью природы? Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, социальные и экологические проблемы, так остро стоящие в современном мире.

Об Урале — его людях, природе и богатствах уральской земли мы узнаем из сказок, рассказов, очерков и воспоминаний Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Темой «человек и природа» пронизано все творчество автора. Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста.

Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки». В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Точны характеристики сказочных героев: медведь — неуклюж и глуповат, заяц — отчаянно труслив, козел — упрям, воробей — птичка задиристая и хитрая, котишка — лукав и вороват, жизнь заставляет, собака — всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: «Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, — хорошо, хорошо! И всё мое!».

Много лет прошло с момента создания рассказов и сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой. В произведениях для детей автор показывает красоты суровой уральской природы и призывает бережно к ней относиться, что звучит особенно актуально в наши дни, поскольку проблемы экологии это проблемы современности.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/316898-chelovek-i-priroda-v-detskih-proizvedenijah-d

Произведения Д. Н. Мамина-Сибирика — нашего земляка, посвящены актуальным проблемам современного мира — взаимоотношениям человека и природы и объясняют юным читателям, что такое природа, какую роль она играет во взаимоотношениях с человеком, что такое человечность, как является человек частью природы? Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, социальные и экологические проблемы, так остро стоящие в современном мире.

Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая, дружная, трудовая, читающая. Жили небогато. Отец много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек.

Но пришла пора учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище. Это было тяжелое время для Дмитрия.

Потом была Пермская духовная семинария, первые литературные опыты. Позже Дмитрий Наркисович стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно. Зарабатывал себе на хлеб тем, что писал газетные статьи. Тяжело заболел. Пришлось бросить учебу и вернуться на Урал. Умирает отец, и Дмитрий Наркисович заботы о семье берет на себя. Изнурительно работал, давал уроки, много писал статей, готовил к изданию книги. В его книгах Урал, его природа и люди. Он много исходил дорог по Уралу, узнал интересных людей, изучал архивы, занимался археологическими раскопками.

Написав романы: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», писатель Мамин-Сибиряк взял себе псевдоним (Сибиряк), потому что тогда все, что лежало за Уральским хребтом, называлось Сибирью.

Не случайно он считается «певцом Урала». Он знал историю Урала, природу, народные сказания и легенды. Издание романов позволило купить в Екатеринбурге дом для матери. Он был женат. Но к новому театральному сезону из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Абрамова. Ей 25 лет, ему 39-й год. Они полюбили друг друга. Мамин-Сибиряк помолодел, как будто переродился. 21 марта 1891 г. они уехали в Петербург. Недолгим было счастье новой семьи. Мария родила дочку и на следующий день умерла. На руках осталась дочка Елена — все его счастье.

Д. Н. Мамин-Сибиряк с дочерью Аленушкой

(ей посвящены известные

«Аленушкины сказки»)

Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать. В 1897 г. «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием, которые ежегодно издаются, переводятся на другие языки. Также у писателя было много других детских произведений. Одна из самых известных «Серая шейка». Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей».  Некоторые из этих рассказов были высоко оценены при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 г. получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студеной» был удостоен в Петербурге Золотой медали.

Последние годы у Мамина-Сибиряка были особенно трудными. Его почти перестали печатать. 21 марта 1910 г. умирает мать Дмитрия Наркисовича. Это была для него огромная потеря. В 1911 г. писателя «разбил» паралич. В ноябре 1912 года Дмитрий Наркисович умер. Его похоронили рядом с женой в Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Много лет читатели-дети знали «Аленушкины сказки», но не знали судьбы Аленушки — Елены Маминой. Когда Аленушка подросла, то из-за болезни она не могла учиться в школе, ее учили дома. Отец много внимания уделял развитию дочки, водил ее в музеи, читал ей. Аленушка хорошо рисовала, писала стихи, брала уроки музыки.  Елена пережила отца на 2 года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности. Познакомилась с родными. Позже она составила завещание, по которому дом Мамина-Сибиряка после смерти последнего владельца стал бы музеем.

В центре Екатеринбурга есть замечательный «литературный квартал», в нем сохранившийся дом по улице Пушкинской 27. Это и есть дом-музей Мамина-Сибиряка. Идея создания музея в этом доме родилась в 1926 году. Начавшуюся в 1940 году работу по созданию музея прервала война. Музей был открыт лишь в 1946 году, а в 1973-1977 гг. он был отреставрирован.

Собственный дом Д. Н. Мамина-Сибиряка деревянный, рубленый, с

Дом-музей

Д. Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге

Этот дом был куплен писателем в 1885 г. на гонорары, полученные от публикации романов

«Приваловские миллионы» и

«Горное гнездо» бутовым оштукатуренным цоколем и подвалом, кирпичной пристройкой справа. Фасад облицован кирпичом лишь с улицы, крыша железная. Окна с фасада имеют оштукатуренные наличники, со двора — дощатые ставни. Парадное крыльцо сложено из старинных гранитных плит, над ним металлический навес с ажурными боковинами. В доме восемь комнат, считая бывшую кухню и прихожую. Службы и приусадебный участок не сохранились.

Интерьер

Дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге

Восстановленные мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на котором разворачивается рассказ о жизни Д. Н. Мамина-Сибиряка. В первом шкафу, изготовленном в виде буфета, представлена история создания трех уральских романов Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца». Рядом в импровизированном комоде — материалы по теме: «Д. Н. Мамин – журналист». В конторке представлена информация об «Уральских рассказах». В витринах петербургской комнаты находятся экспонаты, представляющие творчество писателя последних двадцати лет. В последней комнате на стене — многочисленные фотографии литературного окружения писателя. Перед посетителями предстает Мамин — писатель и человек, раскрывается мир его творчества.

Другой музей находится непосредственно на родине Дмитрия Наркисовича Мамина–Сибиряка в посёлке Висим.

На берегах трех горных речек, впадающих в бурную реку Чусовую, в самой глубине Уральских гор, раскинулся заводской поселок Висим. Более двух столетий назад, при Петре Первом, богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Посреди поселка стоял небольшой одноэтажный деревянный дом. В этом доме и родился писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Именно Д. Н. Мамин–Сибиряк поведал всей России о «трех висимских концах»: туляцком, хохлацком и кержацком, о «синих далях», вид на которые открывается с горы, приютившей поселок у своего подножия.

До сих пор сохранились, неповторимы висимские избы с «тремя коньками», крепкие кержацкие дворы, а в домах еще до сих пор встречается старинная мебель из березы, лавки вдоль стен, кованые ведра и сундуки. Были времена, когда все «три конца» существовали совершенно обособленно, и даже дома строили по-разному.

Туристы посещают в Висиме – музей Мамина-Сибиряка, включающий дом-музей и церковно-приходскую школу, в которой преподавал отец писателя Наркис Матвеевич Мамин.

В записной книжке Мамина-Сибиряка встречается заметка о возникновении первых старообрядческих поселений на этом месте еще при царе Алексее Михайловиче. В XVIII веке Демидовы построили здесь Висимо-Шайтанский завод и беглых людей «приписали к нему». При расширении завода в Висим было переселено несколько сот крепостных из Тульской и Черниговской губерний. Заводские предания говорят, что были крепостные, выиграны Демидовым в карты у графа Разумовского. Новые работники селились порознь: туляки по правую сторону пруда, а украинцы выстроили свои мазанки по правому берегу реки Висим. Так и образовались «три конца» — кержацкий, туляцкий и хохлацкий.

Красота уральской природы отражена в фотографиях поселка Висим, где родился замечательный уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Прекрасный Висимский пруд летом притягивает не только местных жителей и дачников, но и горожан из Тагила.

Верховья Висимского пруда.

В окрестностях Висима можно наткнуться на многочисленные старые ямы. В прошлых веках здесь работало множество приисков по добыче золота и платины.

Висимская деревянная плотина необычна для заводских прудов.

В наше время это редкость.

Деревянный водоспуск плотины.

Со временем вода промыла себе новый путь и течет уже не по доскам, а рядом. Этот вид также использовался в фильме о Демидовых Ярополка Лапшина.

Старинная дамба, выложенная из камней еще в демидовские времена.

Река Межевая Утка в окрестностях Висима. В прошлом по ней проходила граница владений Строгановых.

Вид с местной горы. За Висимом видна гора Белая и Веселые горы. Когда смотришь на открывающуюся панораму, понимаешь, откуда у Мамина-Сибиряка такая огромная любовь к уральской природе, которой пропитано большинство его произведений!!! (Этот фрагмент панорамы использован на эмблеме проекта «Наш Урал»).

Памятник писателю на горе, установленный в 2002 году — в 150-летие со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка. На памятнике приведена цитата Мамина-Сибиряка: «Был на Машуке — любовался, а наш Висим все-таки лучше!»

Дом-музей писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В этом доме писатель провел детские и юношеские годы (1852-1872). Вот что он писал: «Наш дом был замечателен тем, что с одной стороны окна его выходили в Европу, а с другой — в Азию. Водораздел Уральских гор находился всего в 14 верстах».

В этом небольшом доме с тесовой крышей по соседству с мемориальным домом Мамина-Сибиряка была заводская школа. В 1860-1863 гг. здесь учился и Дмитрий Мамин.

Висимская церквушка.

Об Урале — его людях, природе и богатствах уральской земли мы узнаем из сказок, рассказов, очерков и воспоминаний Мамина-Сибиряка. Темой «человек и природа» пронизано все творчество автора. Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки». В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Точны характеристики сказочных героев: медведь — неуклюж и глуповат, заяц — отчаянно труслив, козел — упрям, воробей — птичка задиристая и хитрая, котишка — лукав и вороват, жизнь заставляет, собака — всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: «Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, — хорошо, хорошо! И всё мое!».

Сказка «Серая шейка» — это история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Уральские пейзажи: высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов способствует знакомству детей с жизнью природы, и помогают раскрытию сюжета. «Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на жизнь, а на живот. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом».

Другой рассказ «Емеля-охотник» начинается описанием пейзажа: «Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки». В человеческих характерах Мамин-Сибиряк подчеркивает то, что роднит простого человека с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Образ живого желтого олененка станет для его внука залогом выздоровления.

Много сказочного и в рассказе «Зимовье на Студеной», особенно в описаниях природы: «Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу». По нему снят кинофильм и сделаны диапозитивы.

Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: На Урале их называют «промысловыми». Небольшого роста, со стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, они напоминают дворнягу, но отличаются необыкновенным умом. «Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства», — пишет автор. Часто собаки становятся для одиноких стариков единственными собеседниками: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Много лет прожили Елеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры рыбу — семгу. Писатель описывает, как тяжело переживает старик Елеска, болезнь и потерю своего верного друга собаки Музгарки.

Защитником природы выступает автор в поэтической «Лесной сказке» — она рассказывает о многом, что также связано с важными проблемами экологии: об истреблении лесных массивов, об иссушении почвы, о пересыхании рек. Автор описывает рубки леса: «Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!».

Не последнюю роль в деле воспитания у детей чувства доброты и милосердия сыграет включенный в «Зеленые горы» рассказ о первой охоте. Так, юный охотник, ради пробы ружья застреливший летящую ворону, чувствует угрызения совести, за убитую птицу. Слияние человека с природой раскрывается в рассказе «Приемыш» повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. «Где-нибудь в городе, — замечает автор, — он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное — этого спокойствия, которое охватывало здесь». «. Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились».

Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает».

В сказке «Светлячки» повествует о семи ночах своей жизни светлячок — Иванова-червячка и о ночной жизни леса и его обитателей. «Люди целую треть своей жизни спят, — возмущается светлячок, — и потому думают, что жизнь происходит только днем. Ну, скажите, не смешно ли это? А ведь жизнь-то у нас в лесу главным образом ночью!». «Шелестят растущие травы, покачиваются под налетающим ветерком кроны деревьев; бесшумно вылетают на охоту ночные хищники — совы и филины. Поднимающийся от реки туман принимает обличие Водяного с пышной седой бородой и разметавшимися космами волос; выплывают озерные русалочки и, резвясь, вплетают зеленые огоньки светлячков в свои длинные кудри; кривоногий Леший — хозяин леса — строго наблюдает порядок, ухаживает за больными растениями, следит за лесной живностью, что, однако, не мешает ему пошалить: целый день водит по лесу заблудившуюся старушку, завлекая ее в топкое болото. ». Сказка «Светлячки» была написана почти сто лет назад.

Много лет прошло с момента создания рассказов и сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой. В произведениях для детей автор показывает красоты суровой уральской природы и призывает бережно к ней относиться, что звучит особенно актуально в наши дни, поскольку проблемы экологии это проблемы современности.

241

«крестьянин надсмехался над барином». Сережа каждый день делает новые открытия. В имении Прасковьи Ивановны он увидел слуг, которые ссори-

лись, воровали, сплетничали, распутничали. Как всякий ребенок, он обла-

дал редким даром наблюдательности, что помогало ему расширять и уг-

лублять представления о жизни.

Многие его «почему» затрагивали такие отношения между людьми, ко-

торых дети вообще не могли понять. Все это приводило к «смешению по-

нятий», производило «какой-то разлад в… голове», возмущало «ясную ти-

шину… души». Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не распада-

ется. Он качественно видоизменяется: наполняется социально-

психологическим содержанием, в него входят ситуации и трудности, в

преодолении которых и протекает становление человека, подготавливаю-

щее его к равноправному участию в жизни.

Сережа переживает многие — и трагические, и радостные — семейные со-

бытия. Вместе с родителями он оплакивает смерть деда и бабушки, радует-

ся рождению младшего брата. А об исторических событиях Сережа узнает из разговоров взрослых и по-своему воспринимает их. Так, по-детски пе-

реживается кончина Екатерины II и восшествие на престол Павла I: Сере-

жа обижается, что детей не приводят к присяге, пытается понять слухи о том, что «теперь-то гатчинские пойдут в гору»; замечает новый покрой сюртуков и платьев жен служащих чиновников, поскольку видит, какую курточку с шитьем, как на мундире отца, поверх платья носит его мать, и

во что одет отец.

Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи при-

вычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответ-

ствующие толкования и понятия и закрепляя в своей памяти. Когда же ге-

рою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрос-

левший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два го-

лоса.

242

Повествование в «Детских годах» прекращается накануне начала нового возрастного этапа, когда детство кончается и начинаются дальнейшие

«важнейшие события в жизни…» Изображение взрослеющего, мужающего человека со своим событийным и духовно-эмоциональным миром, беспре-

станно и качественно меняющимся, — вот главный пафос книги «Детские годы Багрова-внука». Но точнее и полнее других его выразил сам Аксаков: «Жизнь человека в детстве <…>Жизнь человека в дитяти».

Сказка «Аленький цветочек» является составной частью повести, но,

чтобы не нарушать цельности рассказа о детстве, писатель поместил ее в конце произведения в качестве приложения. Вот что мы узнаем о ней в

«Примечаниях молодого Багрова»: «…теперь, восстановляя давно про-

шедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить ее. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и мно-

гих, очевидно, переводных выражений, с приемами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц — по-

казались мне стоящими вниманья» (496).

Сказка явилась результатом сложной творческой переработки материа-

ла. Безусловно, Аксаков опирался на материал русского фольклора, на то,

что он слышал от Пелагеи. Однако сам текст, исполняемый сказочницей,

формировался на основе не только устной традиции — фольклорное соеди-

нялось с литературным, которое, в свою очередь, представляло обработку многих народных сказочных мотивов38.

Аксаков не просто опирался на фольклорный и литературный материал

— он его творчески переработал, подчеркнув мотивы верности, красоты

38 Сюжет «Аленького цветочка» был распространен не только в русском, но и мировом фольклоре и литературе. В 1757 году, сначала на французском, а потом, спустя четыре года, на русском языке в России вышла книга «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами, сочинённые на французском языке госпожой Лепренс де Бомон». В него была включена сказка «Красавица и чудище», которая во второй половине XVIII века получила широкое распространение в России. Об источниках сказки см.: Бегунов А.Б. Источники сказки Аксакова «Аленький цветочек» // Русская литература, 1983, № 1; Полковникова И.В. Тема нравственной силы любви в волшебной сказке «Аленький цветочек» // Детская литература на рубеже веков: Интерпретация и преподавание. — Спб., 2001.

243

внутреннего мира человека, всепобеждающей силы великой любви. Преж-

де всего, это любовь отца. Он вдовец, «больше любить ему было некого», а

младшая дочь к тому же и самая любимая. Купец в своих странствиях ску-

чает по дочерям, рад хотя б увидеть их во сне и готов лучше «приготовить-

ся к смерти по долгу христианскому», чем неволить их отправиться к чу-

дищу.

Образ чудища тоже связан с мотивом любви. И это не только условие разрушить колдовство — чудище само способно нежно, преданно и трога-

тельно любить, оно предупреждает все желания младшей дочери, бережет ее душевный покой, боясь показать «свое лицо противное, свое тело без-

образное». Это любовь — доверие. На просьбу девушки отпустить ее пови-

даться с отцом, чудище говорит: «И зачем тебе мое позволенье? Золот пер-

стень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу» (600).

«Младшая дочь купецкая» не только любимая, но и любящая дочь. В от-

личие от сестер девушка готова пожертвовать собой ради отца. И любит чудище она не за богатство, а за душу его. Именно такая любовь, не испу-

гавшаяся внешнего безобразия, любовь, которая делает человека прекрас-

ным, может победить колдовство: девушка не побоялась внешней уродли-

вости, потому что главное — это внутренняя красота. Такая любовь откры-

вает душу человека для сотворения добра.

Примечательно, что сказка Пелагеи вызывает у Сережи Багрова жела-

ние рассказывать ее самому, подражая сказительнице. Мальчик словно

«захватывается» словом, которое, заключая в себе народную мудрость, не-

сет добро и любовь. Об этом вспомнит уже повзрослевший Багров: «Эту сказку, которую слыхал я в продолжение нескольких годов и не один деся-

ток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наи-

244

зусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи» (600).

Можно сказать, что добро, которое несет Сереже фольклорное слово Пелагеи, в читательском восприятии связывается с таким же этическим смыслом поступков персонажей сказки, помещенной в приложении к по-

вести. Происходит, таким образом, своеобразная связь смысла «Аленького цветочка» и всего содержания произведения, которому, безусловно, автор придавал и воспитательное значение.

Вопросы и задания

1.Подумайте, что формирует внутренний мир ребенка в произведениях Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова. Можно ли на этом основании делать выводы о различии в творческом методе обоих писателей?

2.Найдите в произведениях Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова описания природы. Какие художественные средства используют авторы?

3.Какое место в повести С.Т. Аксакова занимает сказка «Аленький цветочек»? Каковы ее основные мотивы? Как она связана с содержанием?

6.4. РАССКАЗЫ И СКАЗКИ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения,

был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912). Его произведе-

ния для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возрастов.

«Сибиряк» — это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хорошо помнил время,

проведенное на Урале, и его произведения раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рас-

сказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очерки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).

Проза Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей отличается тематическим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых повестей и расска-

зов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения вхо-

дят также публицистические хроники и художественные очерки писателя

245

(»Славен город Великий Новгород», »Покорение Сибири», »На реке Чусо-

вой»); пейзажные этюды (»Зеленые горы»); сатирические, бытовые и позна-

вательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей

(»Фунтик», »Бедный пильщик», »Кукольный магазин»).

В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две ос-

новные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло». Из детских рассказов <…> к первой теме относятся рассказы о ста-

рых охотниках и животных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерёмка», «Приёмыш»; ко второй — рассказы о бедах маленьких тружеников: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей»39.

Во всех этих произведениях, имеющих, как правило, незамысловатый сю-

жет, конфликты подчас остры и нередко трагичны.

В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчи-

ка Прошки, работающего в гранильной мастерской. С самого начала рас-

сказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в темное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В

его жизни нет не только солнечного света, но и человеческого тепла. При-

чем, самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни,

посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них — Володи —

тяжелый Прошкин труд — нечто вроде игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло.

Прошка умирает, угасает за своим точильным колесом, которое он крутит до последнего, поскольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет открытого конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое трагичное именно в этом: сама жизнь обуславливает конфликтность, заключающуюся

39 Арзамасцева Н.Н., Николаева с.А. Детская литература — М., 2001. — С. 183.

246

в том, что ненормальное становится нормой существования.

Можно сказать, что рассказы, в которых повествуется о человеке и при-

роде, открывают возможность иного мироустройства: в них природа во-

влекает человека в такие отношения, которые естественны для живых су-

ществ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.

Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лесной кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной»), промышляет охо-

той, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник»). При-

рода в таких рассказах не является фоном — она вступает с героем в своеоб-

разный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-

охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и от-

правляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев,

как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защищая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смер-

тельный для него выстрел. История заканчивается счастливо. Дед расска-

зывает внуку, что видел олененка — желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно,

чтобы мальчик испытал радость.

Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и неторопливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охотника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебе-

дя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения — это опи-

сание трогательных отношений человека, животного и птицы. Точно ре-

бенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог между ним и автором-повествователем, являющимся участником всех описанных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь будет жить с ним всегда, так как здесь хорошо — сытно и кругом вода. Однако тут же замеча-

ет, что «человеку указано одно, а птице — другое…».

Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Мамин-

247

Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой птицей: «Помани ее кор-

мом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш,

утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебе-

дем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и

мы видим, что любовь человека к природе может приносить ему не только радость, но и страдание.

В 1903 году А.И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Смелые море-

плаватели», справедливо замечал о Мамине — Сибиряке: «… я не ошибусь,

сказав, что из современных наших художников только один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых за-

ключается в том, что они неотразимо захватывают и взрослых. Последнее ус-

ловие можно считать самым безошибочным признаком того, что произведе-

ние написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу…»

В литературном наследии беллетриста особую страницу составляют сказки для детей. Мастер научной сказки (сб. »Светлячки», »Лесная сказка», »Зеленая война»), в предисловии к одному из сборников он советует детям наблюдать ту »таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерыв-

но вокруг». Группа »сказок природы» Мамина-Сибиряка продолжает тра-

дицию научно-познавательной сказки, в России XIX века заложенную В.Ф.

Одоевским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX сто-

летия В.В. Бианки, Е.И. Чарушиным и другими. В увлекательной сказоч-

ной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитателей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой. Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина — Сибиряка, — в му-

дром, добром взгляде на природу и »меньших братьев». Так, »Лесная сказ-

ка» — это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства.

Из ран срубаемых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают,

принимая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде (»Зеленая война»)

248

спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивиду-

альное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпо-

са, прозаик создает свою оригинальную сказочную поэтику. Демонологи-

ческих персонажей он наделяет совершенно реальными, узнаваемыми чер-

тами характера. Дедушка Водяной — это хранитель лесной влаги. Леший

— веселый и лукавый старик. Русалка — маленькая девочка, которая за-

бавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют

»Белочкой». В сказке »Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за пред-

стоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдержан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем утином семействе.

Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Серый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень труслив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Медвежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив (»Медведко»). Воро-

бей вороват (»Старый воробей»). Петербургский кот Васька — любитель легкой наживы, забияка и нахал (»Скверный день Василия Ивановича»). В

сказки о животных писатель вводит персонажей из детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их образы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений. Таким художественным способом автор как будто стремит-

ся компенсировать »немоту» окружающего ребенка мира, перевести с

»природного» на »детский». С этими же моментами сказочного повествова-

ния у Мамина-Сибиряка связано много комического. Воробью кажется,

что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец (»Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубо-

чиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта (»Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка

249

искренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной (»Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исклю-

чительно для него (»Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны. Ерш Ершо-

вич, колючая рыба, ловко утаскивает из-под носа вора и забияки Воробья Воробеича, зазевавшегося в споре, упавшую в воду хлебную крошку. Ко-

мар Комарович — Длинный нос поборол Мохнатого Мишу — короткий хвост. Он собрал огромное комариное войско и с позором выгнал косола-

пого пришельца из своего болота. Заяц — длинные уши, косые глаза, ко-

роткий хвост долго трусил. Но ему надоело бояться, и он стал Храбрым.

Сказки писателя аллегоричны. Обитатели Птичьего двора у Мамина-

Сибиряка делятся на »высшее общество» и »презренные низы» (»Умнее всех»). »Порядочное» общество возглавляет индюк — существо претенци-

озное, но пустое и трусливое. И это показательно: »благовоспитанные»

представители домашних птиц из-за своей спеси не в состоянии понять,

что »голодные птицы, как голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны». Но это знает автор. Поэтому мамин-

ский сказочный Еж, хоть и принадлежит к »презренным низам», как раз и есть тот самый »серячок-мужичок», который умеет за себя постоять и иро-

нически относится к птичьей аристократии. Он разумен, находчив и скро-

мен.

Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка »Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знатоком детской психоло-

гии, но и умным воспитателем. Современники не случайно определили творческую манеру автора цикла как »мамин слог». Подвиг отцовства, за-

печатлевшийся в »Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери,

Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно вырази-

лось просветительское кредо писателя, в детской сказке видевшего

250

»весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян».

Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца размыкает гра-

ницы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Не случайно в письме к матери в декабре 1896 года Мамин-

Сибиряк отметил: »Это моя любимая книжка, ее писала сама любовь, и

потому она переживет все остальные».

Вопросы и задания

1.Как в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы?

2.Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

3.Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?

6.5. СКАЗКИ В.М. ГАРШИНА

Знаменитая сказка »Лягушка-путешественница», в детском чтении ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всеволода Михай-

ловича Гаршина (1855-1888), рано ушедшего из жизни. При этом на соб-

ственно литературное творчество писателя приходится немногим более де-

сяти лет: с 1877 по 1887 годы. Тем ценнее его вклад в русскую детскую ли-

тературу.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествова-

ния возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гаршина оказали сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они го-

ворят о мире и человеке с позиций »вечных» ценностей и нравственных ис-

тин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в це-

лом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют та-

кие известные произведения писателя, как »Attalea princeps» (1880), »Красный цветок» (1883), »Сказка о жабе и розе» (1884), »Лягушка-

  • Как в сказках говорят герои
  • Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки премудрый пескарь
  • Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки коняга
  • Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки как мужик двух генералов прокормил
  • Как в семье экономят воду рассказ по окружающему миру 2 класс