Как в сказке указано на различие утренней и вечерней зари в сказке заря заряница

Обновлено: 09.01.2023

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга была куплена для чтения 9 месячному сыну. Одновременно с «Заря-заряницей» читаем «Радуга-дуга», «Болтали 2 сороки». Рисунки в «Зарянице» ребенка вообще никак не впечатлили. Надеюсь, через год,восприятие измениться, будем читать загадки(они тоже присутствуют в содержании). А в целом, книга хорошая и качество печати отличное. Стоит своих денег. Не скажу, что ее стоит обязательно купить, но разбавить «Радугу-Дугу» и «Болтали 2 сороки» очень даже рекомендую.

Отличная книжка для деток с рождения. Моей дочке(2,5 года)очень нравятся и картинки и стишки, но была бы у нас эта книга немного пораньше думаю восторгов было бы не меньше.
Печать произвела на меня такое впечатление: что все немного засветили, подслеповата, могло бы быть и ярче и контрастнее, сами картинки это предполагают. Но даже так иллюстрации вполне внятные и радующие!

10 из 10! Небольшой удобный сборник песенок, потешек, загадок, отличная подборка, добрые тексты. Обычно я не покупаю книги издательства Амфора, т.к. они представляют собой малоформатные переиздания популярных книг, зачастую с тусклыми иллюстрациями. А тут такие яркие краски! Иллюстрации Бориса Калаушина бесподобны. В этой книге привлекло все: тексты, отличные иллюстрации для детей, плотная белая бумага. Недостаток: книжка маленькая, обложка ТЯЖЕЛЕЕ самой книги. Объединила эту книгу с 3мя книжками с иллюстрациями Васнецова. Чтобы не носить с собой лишние тяжелые обложки, я попросила в типографском центре снять обложки и сшить 4 книги в одну (обложка прозрачная). Получилась отличная книга, которую мы с удовольствием берем в поездки.

В таблицу не вошли эпитеты: тёплая, нежная, робкая, ясная, немеркнущая, тихая.

С помощью этих эпитетов можно описать чувства к дорогому человеку, описать маму, плед, звезды, ночь.

Составь несколько предложений о заре, используя эти эпитеты.

На горизонте медленно разгоралась алая, пламенная заря.

Небо осветила нежная розовая заря.

15. Объясни значение выражений. Запиши в тетрадь.

Вставать ни свет ни заря — встать очень рано до рассвета, когда небо еще черное.

Работать от зари до зари — работать с раннего утра до позднего вечера, пока на небе есть солнце.

Вставать с зарёй — вставать очень рано, когда небо только начинает светлеть.

СТРАНИЦА 31

16. Прочитай фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». Как в сказке указано на различие утренней и вечерней зари? Как Заря-Заряница помогала Алёне?

Когда наступает утренняя заря, облака полыхнут полымем. А с вечерней зарёй лес темнее становится и небо тоже.

Заря-Заряница очень рано освещала полоску на поле для Алёнки, чтобы девочке могла пораньше приступить к работе и успеть ее выполнить в срок. Ещё Заря-Заряница приходила к Алёнке и выполняла работу вместе с ней.

Найди в тексте и выпиши несколько постоянных эпитетов.

Белые ручки, тёмный лес, красное солнышко.

Как ты понимаешь выделенные выражения?

Облачка полыхнут полымем — облака постепенно становятся ярко-алыми, как будто они горят.

На щеках будто заря горит — щеки румяные алые, как утренняя заря.

Мама и Свекровь — два Образа, сопровождающих почти каждую женщину на протяжении жизни.

Что они вносят в наши жизни?

Почему символически сменяют друг друга на нашем пути?

В русском фольклоре их называют Утренней Зарей (мама) и Вечерней (свекровь). Потому что мама закладывает в дочь фундамент (ее ценность), а свекровь дает невестке возможность научиться проявлять свои душевные качества, развивая свою значимость.

Ценность – это Жизненная сила, которая дает нам Здоровье, Материальное благополучие, Чувство безопасности и стабильности. Мама учит нас жить отключая болтовню ума и принимать положение вещей без оценки.

Чтобы почувствовать свою Ценность есть упражнение : на двадцать четыре часа попробуйте полное принятие всего, что бы ни происходило — отключите оценку происходящего. Если кто-то обижает вас, то примите это, не реагируйте — и посмотрите, что произойдет. Неожиданно вы почувствуете силу, текущую в вас, и которой вы прежде никогда не испытывали.

Значимость – это способность самостоятельно управлять своей жизнью, без стороннего вмешательства. Как на это влияет свекровь? Очень просто. Либо начинает нам палки в колёса вставлять, проверяя на вшивость, если пытаешься ей изо всех сил угождать, значит проверку завалила. Она будет издеваться еще изощреннее от раза к разу. Если в конфронтацию с ней вступаешь – тоже экзамен на сердечность не прошла. Почему они так себя ведут, эти свекрови?

Итак: Значимость – это независимость от мнения других. Это самодостаточность, а соответственно и неуязвимость.

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой.

Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Навернётся жених, на Алёнушку глянет — сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается.

Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает:

— Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто.

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть.

Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает:

— Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну.

Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу.

На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке.

— На вот серп, жни, мамка наказывала, — говорит ей Аннушка, — тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. — И сорвала завесу, с туманом схожую.

Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала.

Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла.

Сослепу в лес забрела, чуть нашли.

Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепой и вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Заговор от детской бессонницы

В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка (Образ Души) крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.

Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ Родноверия. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь. О почитании Зари в славянской традиционной культуре, а также – о её месте в мировидении наших Пращуров, о представлениях с ней связанных, и пойдёт речь в этой небольшой работе.

Обе они – сёстры Солнца; Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря на закате принимает их. Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю; потому и эта статья посвящена, по преимуществу, именно ей.

Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, что подтверждается фольклорными текстами. В русской колядке поётся:

Читайте также:

      

  • Другая женщина краткое содержание
  •   

  • Аналитическая справка по итогам конкурса математических уголков в доу
  •   

  • Медиативная служба в школе специфика функционирования история становления
  •   

  • Некрасов детство краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Врун из тридевятого царства краткое содержание

Формы 
и  средства  контроля  планируемых  результатов

учебного
предмета  « Родной язык
(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный
материал

Контрольная
работа № 1

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна
сказка складом, а песня- ладом.

1.     Прочитайте фрагмент русской
народной сказки « Заря-Заряница».

   Жила  в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с
падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не
трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и
беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь —
битой быть.

     И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в
поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает
Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница,
посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет
меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка
полыхнут пОлымем
. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко
выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней
Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, —
гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и
долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

   Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

     Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами
до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

     Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя
сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём
краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2.    
Найдите в тексте и
выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.    
Как в сказке
указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4.    
Как Заря – Заряница
помогала Алёнке?

________________________________________________

5.    
Как ты понимаешь
выделенные выражения в тексте?

облачка
полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках
будто заря горит__________________________________

6.    
Слово «заря»  означает свечение неба перед восходом и после
заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв
атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни
заря______________________________

Работать от зари до
зари___________________________

Вставать с
зарёй_______________________________

Контрольная
работа № 2

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку
весть подаёт.

Ф.И. уч-ся
_________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания
словом-синонимом.

плод
дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по
лексическому значению и запиши его.

а)
обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,  посылке
______________________

б)
транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и
грузов по рельсовым путям
____________________

в)
помещение на вокзале, где можно приобрести билет
________________

г)
упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир
___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в
рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут
в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти
мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________
 и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает
его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели
во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним
глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача
– __________________

ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5.
Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод,
хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в
каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль,
трамвай, трактор, телевизор  ___________________

Суффикс,
подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка,
музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник,
топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой,
лимонный, янтарный, горький_________________

7.
Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные
слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном
значении:

  В
необыкновенной   т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на
в___стоке   з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым 
хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.
Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы.
Только совы  л___тают около  к__стра медленно и бесшумно, как комья белого
пуха.

Контрольная
работа № 3

Раздел 3. Секреты
речи и текста.

Тема: Секреты речи
и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды
осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из
кустов малинника выскочили две овч
арки
и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез
на дерево. Илья схватил длинную палку,
бросился
защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших овчарок. Лесник
поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                         (По
В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь,
чему учит
рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте  на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из
мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось
однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя
мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал
спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков
поступил
как настоящий хозяин
собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и
подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с
собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника
выскочили две овч
арки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево.
Илья схватил длинную палку,
бросился защищать
Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших
овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином
Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                                 
(По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что
истинным хозяином домашнего животного может считаться только
тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на
помощь. 

Б)Рассказ учит быть
заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две
овч
арки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную
палку,
бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя
хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука
на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?  

Илья поступил как настоящий хозяин собаки.  В минуту опасности он, не раздумывая, бросился
помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу
В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в
действии.

Тема: Можно ли про
одно и тоже сказать по-разному?

(по
материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./
М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)


Предмет: Другие предметы,


автор: amirkemelbaev62

прочитай фрагмент русской народной сказки заря-заряница Как сказать указано различие утренней и вечерней зари как Заря из-за разницы помогла Алёне​

Ответы

Автор ответа: SAM0407





8

Ответ:

Заря помогла Алене

точно так должно быть, если да, то поставьте 5 звезд, если не сложно

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Информатика,
автор: МирзаевФайк

а) Какие трехмерные тела изображены на картинке?

б) Нарисуйте картину того, что происходит, когда вы поворачиваете тело на 90 градусов влево.

PS: вариант б) нарисуйте в тетради.​

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: dimavasev05

(460-140 :х): 11 = 40

3 года назад

Предмет: Русский язык,
автор: tarakan4ik09

Напишите развернутое аргументированное рассуждение-размышление на одну из перечисленных тем:
1.Человек и природа: покорять её или любить и заботиться о ней?
2.Улучшать: мир или себя?
3.Женщина в армии: быть или не быть?
4. Профессия: хорошо оплачиваемая или по душе?
5.Цензура в Интернете: нужна или нет?
6.Доппинг в спорте: за или против?
Объем-100-150 слов

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: shtenglera

На 9 вакантных мест по определенной специальности претендует 15 безработных состоящих на учете в службе занятости.сколько возможно комбинаций 9 из 15 безработных?

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: 77073100907

В трех коробках имеются шары. После того как из первой коробки во вторую переложили 7 шаров, в первой осталось 12 шаров. Затем когда из коробки переложили 3 шара в третью, количество шаров в трех коробках стало одинаковым. Сколько шаров было в каждой коробке первоначально?

6 лет назад

Формы и средства контроля планируемых результатов

учебного предмета « Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

________________________________________________

Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

Слово «заря»

означает свечение неба перед восходом и после заката

солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.

Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари___________________________

Вставать с зарёй_______________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку весть подаёт.

Ф.И. уч-ся _________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке______________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача – __________________
ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Контрольная работа № 3

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бак ты думаешь, чему учит рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.Алавная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

Бассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в действии.

Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?

(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./ М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)

  • Как влияют социальные сети на язык сочинение
  • Как влияют потребности человека на развитие общества 6 класс сочинение
  • Как влияет технический прогресс на экологию сочинение
  • Как влияет технический прогресс на природу сочинение
  • Как влияет социальная среда на личность человека по рассказу д в григоровича гуттаперчевый мальчик