Как в тексте пишется с уважением

Правописание

Трудности пунктуации в письменной деловой речи

Как расставить знаки препинания в первой фразе договора, содержащей обозначения договаривающихся сторон?

Правильным является такой вариант расстановки знаков препинания в этой фразе: Государственное предприятие «Общение», именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны и гражданин Российской Федерации Бабкин Иван Васильевич, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем… 

Обратите внимание на то, что в этой фразе слова с одной стороны и с другой стороны выступают в функции обстоятельства и не являются вводными, а значит и не требуют выделения знаками препинания.

Нужна ли запятая после слов «С уважением» в конце делового письма?

После слов «С уважением» принято ставить запятую, несмотря на то что правила правописания не регламентируют этот случай.
Например, корректно:

С уважением,
главный бухгалтер ООО «Морской пейзаж»
Д. О. Иванцева

Нужна ли точка после подписи в деловом письме?

Точка после подписи в деловом письме не ставится. В документах, в том числе в деловых письмах, подпись выступает в функции так называемого реквизита (обязательного элемента), не составляющего законченного предложения. 

Следует отметить, что в газетных и журнальных сохраняется традиция ставить точку после подписи автора, если подпись располагается после основного текста статьи.

Что ставить после обращения Уважаемый господин Иванов – восклицательный знак или запятую?

Первая фраза делового письма – обращение – может заканчиваться восклицательным знаком или запятой. В случае если стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы. Если стоит восклицательный знак – пишем первое предложение с прописной.

Какие слова нужно и какие слова не нужно обособлять?

Разобраться в этом поможет «Справочник по пунктуации», опубликованный на нашем портале. Он составлен на основе наиболее частых вопросов посетителей «Справочного бюро».

лауреат национальной премии в области
протокола и этикета «За вклад в развитие делового этикета в России 2020–2022», член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель МВА

Во второй части статьи читайте ответы на следующие вопросы: как оформлять абзацы? надо ли писать в конце письма «С уважением,» и можно ли это делать от руки? в каких документах принято оформлять этикетную рамку? в каких случаях «Вы» и «Ваш» пишется с заглавной буквы, а в каких со строчной? что пишется с заглавной и что со строчной буквы в названиях организаций, праздников и массовых мероприятий?
В этих вопросах часто ошибаются исполнители при оформлении текстов документов, поэтому наши наглядные разъяснения с примерами вы можете включить в программу обучения для сотрудников вашей организации, в методички и памятки для них… и для себя :)

Как правильно оформить абзацы в тексте

Согласно п. 3.4 отечественного ГОСТ Р 7.0.97-2016 абзац начинается с красной строки с отступом текста 1,25 см от границы левого поля. Текст документа печатается через 1–1,5 межстрочных интервала и выравнивается по ширине листа. Между абзацами текста дополнительных межстрочных интервалов не предусмотрено. Данный вариант применяется в организационно-распорядительных документах.

Но возможен и другой способ оформления абзацев, который принят в зарубежной практике, – блоковый. При таком способе оформления каждый абзац:

  • начинается от границы левого поля без красной строки и
  • отделяется дополнительными межстрочными интервалами.

Этот вариант часто встречается в переписке по электронной почте – дополнительными межстрочными интервалами отделяются каждый абзац или смысловые блоки из нескольких абзацев.

См. Схему 1. При оформлении документа следует придерживаться единого стилевого оформления текста. Смешивать разные стили оформления абзацев в одном документе не допускается.

Схема 1. Варианты построения абзацев текста

Фразы «Уважаемый… !» и «С уважением,»

Согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 вступительное обращение: «Уважаемый… !» и заключительная этикетная фраза: «С уважением,» относятся к реквизиту «текст документа», который оформляется при помощи свободно распространяемых бесплатных шрифтов с кеглем (размером) 12–14.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

На практике начали возникать вопросы:

  • обязательно ли делать дубляж: писать не только в начале текста «Уважаемый… !», но и в конце «С уважением,»?
  • можно ли «С уважением,» вписывать от руки над уже напечатанной подписью?

Четкие ответы на них дает другой документ, разработанный для государственных органов и органов местного самоуправления:

Фрагмент документа

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199)

3.3.3. Общие требования к изготовлению документов

…Абзацный отступ используется только при изготовлении текста документа, но не применяется при оформлении реквизитов. Реквизиты документа: заголовок к тексту… отметка о приложении, подпись, отметка об исполнителе, а также заключительная этикетная фраза «С уважением,» печатаются непосредственно от границы левого поля…

3.3.11. Деловое (служебное) письмо

…В Инструкции по делопроизводству рекомендуется отметить, что:

в деловых (служебных) письмах используются фразы этикетного характера «Уважаемый…!» – в начале письма, над текстом и «С уважением,» в заключительной части письма, над подписью; этикетные фразы печатаются исполнителем при подготовке проекта письма…

Напомним, что согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 реквизит «подпись» включает в себя:

  • наименование должности лица, подписывающего документ,
  • его собственноручную подпись,
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Фраза «С уважением,» в деловых письмах печатается (а не пишется от руки) над должностью в подписи (сразу от границы левого поля документа).

Любые изменения, вносимые от руки в текст напечатанного нетрафаретного документа, должны заверяться в установленном порядке.

Мода на написание от руки заключительных фраз вежливости пришла из зарубежной практики составления деловых писем и призвана вызвать положительные эмоции по отношению к отправителю. Но в российской действительности написанная от руки фраза «С уважением,» в служебном письме вызывает противоположный эффект –…

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.

Подписаться на
журнал сейчас

Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение
    действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои
рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей
помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Организационно-правовую форму надо писать с маленькой или большой буквы?

С какой буквы (заглавной или строчной) надо
писать организационно-правовую форму в наименовании организации? Какую аргументацию приводят сторонники каждого из этих вариантов: правила русского языка, нормы Гражданского кодекса РФ, устав организации и пресловутое «все так делают». К сожалению, многие заблуждаются в этом вопросе. Объясняем, как их переубедить и зафиксировать правильный вариант в Инструкции по делопроизводству.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Уместность отдельных фраз в тексте служебного письма

Для каких видов писем какие обороты лучше
использовать: для выражения просьбы, информирования, предложения, напоминания, претензии, требования и др.? Уместно ли использовать такие часто встречающиеся слова-метки, как «в ответ на», «информирую о», «сообщаю», «касательно»? На какую нормативную базу в этих вопросах можно опереться? Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Маргарита Ольсен

эксперт журнала

Как повысить качество подготовки исходящих писем

Делопроизводство – это еще и управление
людьми, которые работают с документами. Тут теории из учебников будет мало, важен жизненный опыт, которым и делится автор: зачем стоит затевать борьбу за повышение качества исходящих писем, проекты которых готовят исполнители из разных подразделений; с чего надо начинать и какие приемы по преодолению сопротивления среды вам помогут. Как можно работать «пряником» (обеспечить исполнителям «сервисное обслуживание») и как «кнутом» (кого начинать считать нарушителем, какую отчетность представлять руководителям подразделений и первому лицу организации).

Елена Орлова

руководитель делопроизводственных служб
крупных предприятий с 20-летним опытом работы в этой должности

Церемония открытия: как грамотно организовать

Описан опыт организации церемоний открытия
инфраструктурного объекта (моста), социально значимого объекта (парка) и памятника. Зачем коммерческой организации «играть в эти игры» (например, проводить церемонию открытия нового цеха или магазина). Даны 3 сценарных плана реальных мероприятий с подробным таймингом и уникальными идеями. Советы, как правильно перерезать красную ленточку, привлечь СМИ. Какие еще церемонии и эффектные действа можно использовать, чтобы произвести нужное впечатление на участников и гостей.

Елена Игнатьева

лауреат национальной премии в области
протокола и этикета «За вклад в развитие делового этикета в России 2020–2022», член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель МВА

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо
указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Кавычки в названии организации – цена ошибки

Сначала объясняем правила употребления
кавычек в наименовании организации и в текстах документов. А потом приводим примеры из судебной практики, которые наглядно демонстрируют, чем оборачиваются ошибки в кавычках (прежде всего, в названии организации) в договорах, печатях, платежках, вывесках и рекламных текстах, при госзакупках.

Сергей Жученко

ведущий консультант АО «АСН-консалтинг»

Составляем текст приказа – советы практика

Специалист по нормоконтролю делится накопленным
опытом, показывая, как составлять преамбулу, за счет чего можно оптимизировать объем распорядительной части приказа, как формулировать поручения и устанавливать сроки, упоминать приложения, облегчать конструкции сложных предложений, избавляться от «висячих» предлогов и лишних слов, правильно использовать сокращения, склонять фамилии и не склонять наименования населенных пунктов, как лучше нумеровать пункты и подпункты приказа, какие знаки препинания использовать.

Валентина Кирьёнен

ведущий специалист по нормоконтролю производственной
компании, автор образовательной программы «Мастер эффективных документов» в Уральском федеральном университете, филолог

Оформление текста приказа в вопросах и ответах

Какие организации должны оформлять слово
«приказываю» строчными буквами в конце абзаца преамбулы, а каким лучше писать его заглавными буквами на отдельной строке? Когда Ф.И.О. исполнителя надо писать в скобках? В пункте о возложении контроля за исполнением приказа правильно писать слово «возложить» или «возлагается»? Надо ли подписывать приложение к приказу? В каких моментах есть расхождения между сформулированными правилами и приведенными рядом примерами в Примерной инструкции по делопроизводству для госорганизаций? И чему тогда следовать?

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

«С уважением» в конце письма: образец, правила написания и нюансы

Для начала давай поймём, почему вообще важно знать, как пишется «с уважением» в конце письма (образец, а также сопутствующие пояснения ждут тебя дальше).

Сейчас, выстраивая отношения с коммерческими партнерами или клиентами, быть профессионалом в своей сфере деятельности – полдела. Умение вести переписку и знание всех правил делового этикета при коммуникации посредством писем – вот, что имеет большое значение как для рядового сотрудника престижной организации, так и для хорошего руководителя, менеджера.

Директор, способный связно, лаконично и грамотно излагать свои мысли, может быстро добиться выгодного сотрудничества с командой профессионалов, что влияет на качество работы его компании.

Важно помнить, что деловая переписка имеет свои собственные правила. Хотя некоторые из них со временем устаревают, выходя из обихода, что-то остается незыблемым, над чем время не имеет власти. Далее рассмотрим общую структуру сообщения, важность хорошего его завершения, а также приведем несколько примеров такого грамотного завершения сообщения.

E-mail – основной и распространенный способ коммуникации с покупателями, партнерами, сотрудниками внутри организации. Для этого используются различные почтовые клиенты: например, аутлук (@outlook.com), яндекс (@yandex.ru), майл (@mail.ru) и другие.

Содержание статьи:

  • 1 Понимание правильной структуры письма в рамках деловой переписки
  • 2 Почему так важно хорошо завершить сообщение
  • 3 Как пишется подпись в конце сообщения
  • 4 «С уважением»: нужна запятая или нет?
  • 5 Нюансы использования «с уважением»
  • 6 Конкретные примеры хорошего завершения письма
  • 7 Итог

Понимание правильной структуры письма в рамках деловой переписки

Что касается структуры сообщения, то, если говорить кратко, любое сообщение условно можно разбить на вступление (приветствие), основную часть (изложение проблемы/донесение той или иной информации, аргументация), заключение и подпись с датой.

Также нельзя забывать про тему сообщения, которая является важным элементом в любой переписке: в противном случае, письмо может быть даже не замечено/проигнорировано адресатом. Именно тема привлекает внимание собеседника.

Известным наблюдением среди людей, которые профессионально занимаются маркетингом, является то, что текст, изложенный в концовке сообщения, захватывает наше внимание на более долгий срок, чем информация, написанная в середине письма. Поэтому подпись, которая по сути своей имеет лишь служебное значение, крайне важна в деловой переписке и обычно строится по следующему шаблону:

  • пишется «С уважением» или иная эквивалентная фраза (несколько примеров рассмотрим далее);
  • ФИО адресанта;
  • должность, место работы (название компании);
  • адрес электронной почты, номер телефона.

Обычно подпись – последняя составляющая сообщения, но иногда у адресанта может возникнуть еще одна мысль, уже после того, как написан основной массив текста. В этом случае человек, пишущий сообщение, может подписать буквы «P.S.» – постскриптум (post scriptum) – и дописать то, чего, по его мнению, не хватает в заключении всего письма.

Почему так важно хорошо завершить сообщение

почему важно писать с уважением в конце письма

Первоочередное значение подписи в официальном письме состоит в том, что таким образом получатель может легко узнать имя адресанта. Это тот смысл подписи, который необходим с точки зрения юриспруденции. То есть с этой позиции кажется, что было бы достаточно завершить сообщение инициалами и своей фамилией, но это совсем не так.

Хотя использование исключительно инициалов с фамилией без клишированного «С уважением» (и иных его вариаций) не лишит сообщение силы с юридической стороны, но может вызвать у адресата должное отторжение и негативные эмоции. Такое завершение письма будет считаться скорее моветоном, поскольку оно не соответствует определенным нормам вежливости, принятым в обществе. Именно поэтому «С уважением» активно пишется в деловой переписке.

Как пишется подпись в конце сообщения

Существует вариативность заключительных словосочетаний в официальном (деловом) письме. Их выбор может варьироваться и зависит от того, насколько хорошо и близко ты общаешься в обычной жизни с адресатом. К примеру, излюбленное всеми «с уважением» в переписке имеет нейтральный характер, что делает эту формулу вежливости универсальной в использовании. Также в сообщении можно применять некоторые другие словосочетания, которые акцентируют внимание адресата или напомнят ему о нашей просьбе.

Некоторые примеры:

  • Искренне Ваш…
  • С наилучшими пожеланиями…
  • С искренним уважением…

Когда мы выбираем заключительную фразу в нашем сообщении, нельзя прибегать к фамильярностям. Нельзя забывать о том, насколько близко и хорошо мы знаем нашего адресата. Если же мы знакомы лишь формально, необходимо придерживаться сдержанного официального стиля.

«С уважением»: нужна запятая или нет?

Вопрос, поставленный в названии данного подраздела, вызывает множество серьезных споров: кто-то говорит, что запятая здесь необходима, а кто-то высказывается против постановки знака препинания.

Здесь дело в том, что вообще по правилам русского языка надобности в запятой после «с уважением» нет. Грубо говоря, отсутствие знака препинания тут нельзя в полной мере считать ошибкой, поскольку наша фамилия и инициалы – никакое не обращение, а формула вежливости – не вводное слово, которое могло бы обособляться. Вообще вся эта фраза «С уважением, X» подразумевает, что это сообщение написал с уважением к адресату некий X.

Но (!) нельзя забывать о двух моментах:

  1. Здесь играет роль интонационная обусловленность запятой. Поскольку после нашей формулы вежливости подразумевается определенная пауза, то мы имеем дело со своего рода интонационным знаком препинания.
  2. Появилась определенная письменная традиция. Вообще по правилам ведения деловой переписки на, к примеру, английском языке (да и на некоторых других европейских языках) эта запятая ставится обязательно. В нашем языке традиционно сложилось, что нам тоже нужен знак препинания после «с уважением».

Таким образом, необходимо поставить запятую сразу после сочетания «с уважением». Важно уделить внимание тому, что после самой подписи (ФИО адресанта) точку ставить не нужно.

Нюансы использования «с уважением»

Часто специалисты рекомендуют уделить внимание тому, что если в начале письма у тебя стоит «Уважаемая (далее пишется имя с отчеством)», то писать в завершительной части сообщения «с уважением» не лучшая идея. Считается, что такое двойное выражение уважения выглядит лишним в рамках деловой переписки.

В таких случаях будет уместным использовать другие фразы для начала сообщения. Но (!) важно учитывать близость с адресатом и аккуратно использовать другие варианты приветствия в письме: «дорогой», «многоуважаемый», «глубокоуважаемый» и другие.

Конкретные примеры хорошего завершения письма

с уважением и другие примеры в конце письма

Примеры окончания сообщения в официальном виде переписки:

  • С уважением…
  • С искренним к Вам уважением…
  • С уважением и наилучшими пожеланиями…
  • Желаем успехов.

Примеры окончания письма, когда вы более близко знаете своего адресата или давно сотрудничаете с ним. Эти фразы считаются более дружественными:

  • С наилучшими пожеланиями…
  • С благодарностью и наилучшими пожеланиями.
  • Искренне Ваш…

Также иногда в переписке используются некоторые другие варианты, которые считаются более или менее официальными:

  1. Исключительно фамилия и инициалы (фраза «с уважением» не используется здесь). Как мы уже обсудили ранее, такая подпись может вызвать какие-то негативные эмоции у адресата. Но (!) если ты используешь такой вариант во время быстрого и активного обмена электронными письмами, то такое написание вполне может быть допустимым.
  2. Пожелание «Удачного дня!». Не самый плохой вариант для заключения в сообщении, но важно учитывать уровень близости с адресатом.
  3. Фраза «До (скорой) встречи». Хороший вариант завершения письма, но только тогда, когда отправитель сообщения действительно в скором времени хочет встретиться с адресатом.
  4. Значение заключения «Удачи!» похоже на «Удачного дня!», но является еще более фривольным. Такое допустимо использовать только в переписке с друзьями.
  5. «Спасибо за внимание» считается уже слегка устаревшей формой, но все же еще используется в некоторых переписках, когда отправитель задается целью написать сообщение о деловом или коммерческом предложении (например, о продаже чего-то).

Итог

Вот я и рассказал тебе всё о том, как подписать письмо в конце.

Как видишь, подпись «с уважением» активно используется в завершении сообщения и создает положительный настрой у адресата. Фраза является нейтральной и из-за этого ей многие отдают предпочтение.

Сочетание «С уважением» может изменяться на некоторые другие фразы-синонимы, но очень важно контролировать то, чтобы это было уместно по контексту.

Комментарии (0)

Всего найдено: 94

Нужна ли запятая после слова «с уважением«?

Ответ справочной службы русского языка

Этот вопрос спорный. Запятую ставят, обосновывая ее влиянием европейской эпистолярной традиции или рассматривая этикетную формулу как сложное предложение с неполными частями, например такое: Пишу с уважением к Вам, я Иванов Иван

Однако есть и иная интерпретация, которой соответствует отсутствие запятой: С уважением к Вам пишет Иванов Иван.

Добрый день! Очень рассчитываем на Вашу помощь, так как мнения разошлись. Сделали гравировку на часах — подарок классному руководителю (учителю русского языка и литературы). «Наталье Александровне, с уважением, 11 «А», выпуск 2000 г.» Меня очень смущает необходимость запятой между «Наталье Александровне» и «с уважением«. Очень бы не хотелось преподавателю русского языка сделать подарок с ошибкой… С уважением, Дмитрий Атрохов.

Ответ справочной службы русского языка

Слова с уважением в приведенном контексте не требуют обособления, но и ошибкой такое пунктуационное оформление считать нельзя (поскольку слова с уважением принято обособлять в деловой речи в заключительной части писем — в подписи).

После словосочетания «С уважением,» наименование должности пишется с прописной или заглавной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Наименование должности (кроме некоторых высших государственных должностей) пишется со строчной (маленькой) буквы.

После словосочетания «С уважением,» наименование должности пишется с прописной или заглавной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

После запятой название должности пишется с маленькой (строчной) буквы.

Добрый день, повторно задаю вам свой вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно оформить предложение типа «С любовью, Олег (С уважением ) » или «С уважением Олег». Ставится ли по правилам пунктуации запятая в таких случаях? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

См. вопрос 281403.

Здравствуйте! Почему в конце письма «С уважением, И. Иванов.» ставят запятую? Не понимаю и не ставлю. Это из английского идёт?

Ответ справочной службы русского языка

См. вопрос 281403.

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, вопросы по оформлению делового письма: 1. Равнозначны ли выражения «Здравствуйте, Иван Иванович!» и «Уважаемый Иван Иванович!» при написании делового письма. Эти обращения пишутся слева с красной строки или по центру? 2. Согласно правилу, после запятой пишем со строчной буквы. Тогда верно ли, что текст письма будет выглядеть следующим образом (смущает начало абзаца со строчной буквы): Уважаемый Иван Иванович, высылаю материалы по теме… 3. Если в случае употребления фразы «Уважаемый Иван Иванович!» в начале письма рекомендуется заменить завершающую фразу «С уважением,…» на что-то другое, то, подскажите, пожалуйста, наиболее нейтральное или даже универсальное и в то же время уважительное синонимичное выражение. Ведь «Жду Вашего ответа», «Удачи» и т.д. далеко не всегда соответствуют ситуации общения. Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

1. Эти выражения не равнозначны. В деловой переписке более употребительна этикетная формула со словом «уважаемый».

2. Все верно. Но употребительнее — восклицательный знак после этикетной формулы и абзац с прописной буквы.

3. Можно просто не писать «с уважением«.

Добрый ден. Как правильно составить подпись в письме: «С уважением к Вам и к Вашему делу» или «С уважением к Вам и Вашему делу». Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Повторять предлог не требуется.

Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить запятую после слов «с уважением» в подписи сообщений. Например, «с уважением, Иванов Иван Иванович» или «с уважением Иванов Иванович». И почему так?

Ответ справочной службы русского языка

Запятую принято ставить, хотя пунктуационных оснований для этого нет. Постановка запятой объясняется влиянием европейской эпистолярной традиции.

Уважаемые сотрудники «Справочной службы»! Скажите, пожалуйста, является ли корректным при составлении служебной записки обратиться к коллеге только по имени и отчеству, а в конце написать «С уважением,…», поставив подпись, расшифровку подписи и дату. Раздел «Письмовник» прочитала, ответ, к сожалению, не нашла. Спасибо. Васильева Л.В.

Ответ справочной службы русского языка

Это возможно, однако фамилия адресата должна быть указана в соответствующем реквизите документа.

В деловом письме. В начале текста. «Уважаемый Петр Петрович!» (запятая ставиться после «Уважаемый…») И в конце текста. «С уважением Иванов П.П.» (запятая ставиться после «С уважением…»)

Ответ справочной службы русского языка

Обращение Уважаемый Петр Петрович! пишется без запятой. В подписи С уважением, П. П. Иванов запятая ставится.

Допустимо ли в официальном письме, начинающимся со слов «Уважаемый И.И!» завершать его фразой «С уважением,» перед подписью?

Ответ справочной службы русского языка

Считается, что дважды выражать уважение нежелательно. 

Добрый день! Нужно ли ставить запятую после «С уважением» перед подписью?

Ответ справочной службы русского языка

Запятую принято ставить, хотя пунктуационных оснований для этого нет. Постановка запятой объясняется влиянием европейской эпистолярной традиции.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, корректно ли так заканчивать письмо: «С уважением, Иванов А. В.»?

Ответ справочной службы русского языка

Инициалы лучше поставить перед фамилией: А. В. Иванов. В остальном все верно.

Здравствуйте! Почему в подписи «С Уважением, Иван Иванович» слово «уважением» нельзя писать с большой буквы? Или можно?

Ответ справочной службы русского языка

Нет никаких оснований для написания слова уважением с большой буквы. Правильно: С уважением.

В лексиконе вежливого человека всегда присутствуют такие слова, как: благодарность, уважение, почтение, признательность. Именно перечисленные лексемы лежат в основе распространенных формул речевого этикета. Одним из них выступает фраза «с уважением». Именно она лаконично завершает деловые письма. А иногда просто выражает наше отношение к кому-либо или чему-либо. А нужна ли запятая после «с уважением»? Или ее постановка ошибочна?

О корректности употребления знака препинания рядом с сочетанием «с уважением» можно узнать из статьи.

Роль в предложении сочетания «с уважением»

Конструкция «с уважением» состоит из двух самостоятельных слов. Первое из них — непроизводный предлог «с»; второе — нарицательное, неодушевлённое существительное среднего рода, 2-го склонения, творительного падежа «уважением». Употребляясь вместе, они выступают как единая конструкция, отвечающая на вопрос «как?». Подобного рода сочетания, образованные с предлогом «с» и с помощью существительного творительного падежа, многочисленны в русском языке: с заботой, с радостью, с любовью, со злостью, с достоинством, с грустью. В предложении они подчеркиваются как дополнения.

«С уважением» выделяется запятыми

Исключение составляет ее употребление в деловом письме. Также перед лексемой или после нее могут находиться конструкции, требующие обособления.

Перед словосочетанием

«Точка с хвостиком» перед сочетанием ставится в том случае, если до него есть слова, фразы, которые нужно обособить:

  • Очутившись перед императором, с уважением поклонись (запятая выделяет деепричастный оборот).
  • Молодые люди, с уважением относитесь к людям преклонного возраста! (обращение выделено запятой).

После словосочетания

В постпозиции по отношению к рассматриваемому сочетанию «точка с хвостиком» может ставиться в нескольких случаях. В первую очередь, его постановка касается оформления деловых писем. Если написанное оканчивается именем автора письма, то после «с уважением» требуется запятая. Как ни странно, данное правило фигурирует лишь в сфере деловой переписки. Распространяется как на обычные бумажные письма, так и на электронные. Фраза «с уважением» прописывается на одной строке и лишь на другой строчке указывается должность, инициалы и фамилия автора письма:

  • С уважением,

начальник отдела продаж Л. В. Корнеева.

  • С уважением,

начальник отдела маркетинга В. Д. Щукина.

  • С уважением,

администрация МБОУ «Гимназия № 10».

  • С уважением,

Иванов Иван Иванович.

  • С уважением,

редактор раздела «Погода» А. В. Власов.

В остальных случаях запятая после «с уважением» необходима для обособления вводного слова, деепричастного оборота, однородных членов предложения, расположенных после сочетания. Фактически «точка с хвостиком» после фразы в этом случае не имеет отношения к рассматриваемой конструкции:

  • К ней он относился с уважением, может быть, со скрытой нежностью (знак препинания после конструкции ставится не для того, чтобы выделить ее, а с целью обособления вводного слова).
  • Вскоре он стал знаменитым писателем, имя которого произносилось не только с уважением, но даже с некоторым трепетом (запятая находится между составным союзом «не только …, но и», расположенным между однородными дополнениями «с уважением – трепетом»).
  • А вот к ним Миша относится с уважением, аргументируя это тем, что соседи не раз помогали ему в трудные минуты («точки с хвостиками» обособляют деепричастный оборот).

С двух сторон

  • Миша покачал головой, как показалось, с уважением, отчего мне неожиданно стало легче (запятая до фразы нужна, чтобы обособить вводную конструкцию «как показалось», а после нее она ставится, чтобы обозначить границы двух простых предложений в составе сложного).
  • Учитель к каждому ребенку относился с пониманием, с уважением, с особым трепетом (фраза находится в ряду однородных членов предложения, поэтому с двух сторон выделяется запятыми).

В каких случаях запятая не ставится?

Сама по себе фраза «с уважением», согласно правилам русского языка, не требует пунктуационного выделения:

  • Отец попросил тетю с уважением отнестись к решению бабушки.
  • Он произнёс это с уважением в голосе.
  • Юноша до сих пор с уважением и благодарностью вспоминает учителя химии.
  • Тетя с уважением выслушивала ее хозяйственные и кулинарные советы.
  • С уважением отношусь к гражданской позиции журнала и отмечаю его вклад в развитие образования.
  • Нельзя не отнестись с уважением к этому большому труду.

Интонационная пауза после сочетания «с уважением»С уважением

После «с уважением» в деловом письме знак препинания ставится, скорее всего, по той причине, что там имеется пауза, которая при прочтении подписи соблюдается интуитивно. Однако согласно принципам русской пунктуации, наличие паузы не может объяснить постановку «точки с хвостиком».

Правила оформления деловой переписки

Основу любой деловой переписки составляют шаблонные формулы речевого этикета. Они употребляются в начале беседы. Вежливое традиционное приветствие практически всегда содержит обращение, которое служит не только формулой вежливости, но и привлекает внимание адресата к письму и устанавливает с ним контакт. Поэтому вежливая форма обращения должна отражать служебное положение адресата, его личные заслуги и сферу деятельности. Например, обращение по должности будет носить строго официальный характер: «Уважаемый господин губернатор!». Данные формулы обращения используются только в письмах, адресованных высшим должностным лицам органов власти и управления, поэтому при обращении указывается не фамилия, имя, отчество, а должность в сочетании со словом «господин». Обращение к руководителям различных организаций строится по этому же принципу: «Уважаемый господин управляющий!», «Уважаемый господин директор!».

Официальной является и форма с использованием только фамилии, без имени и отчества: «Уважаемый господин Иванов!», «Уважаемая госпожа Иванова!». В конце фразы с обращением следует ставить восклицательный знак. Это покажет, как важно отосланное письмо. А «точка с хвостиком» придаст ему будничный характер.

В основной части деловой переписки подробно и аргументированно расписывается цель послания. Это может быть как просьба, требование, какие-то сведения, так и несогласие, возражение или отказ. Весь материал должен быть изложен максимально точно и подробно. Воздействие негативной информации можно смягчить, включив в письмо комплимент, хорошие новости, благодарность.

Заключение письма несет преимущественно этикетную функцию. В «прощальной» части переписки функционируют такие фразы, как: «с уважением», «с наилучшими пожеланиями», «с искренним к Вам уважением», «с глубоким уважением». Должность адресата после фразы «с уважением» пишется со строчной, то есть маленькой буквы. Исключения составляют наименования некоторых высших государственных должностей.

Скорее всего, такие требования завершения деловой переписки возникли под влиянием европейской эпистолярной традиции, где знак препинания после фразы «с уважением» имеется. Однако данное правило на данный момент не зафиксировано в общем своде правил русского языка.

Написание этого словосочетания и обособление его запятыми – вопрос, который в последнее время волнует многих филологов. Невероятно, но один знак препинания может вызвать серьезный спор. Как же  правильно писать «с уважением»: запятая нужна перед или после выражения? А может быть она вовсе будет лишней? Давайте разберемся в вопросе вместе и рассмотрим разные примеры пунктуации.

Читайте в статье

  • Роль в предложении сочетания «с уважением»
    • Член предложения
    • Формула вежливости
  • «С уважением» выделяется запятыми
    • Перед словосочетанием
    • После словосочетания
    • С двух сторон
  • В каких случаях запятая не ставится?
  • Интонационная пауза после сочетания «с уважением»
  • Правила оформления деловой переписки
    • Уважение – на деле, а не на словах
    • Соблюдаем баланс вежливости и искренности
    • Не нужна излишняя уважительность или фамильярность
    • Расставляем знаки пунктуации в соответствии с содержанием письма
    • Соблюдаем композиционную структуру

Роль в предложении сочетания «с уважением»

Словосочетание, встречаемое в тексте, может играть роль члена предложения или вежливой формулы обращения, употребляемой в конце делового или личного письма.

В зависимости от контекста выражение может быть окружено знаками препинания или не требовать обособления.

Рассмотрим оба случая.

Член предложения

Конструкционная пара: существительное в Творительном падеже + предлог «с» выполняет функцию дополнения, отвечающего на вопрос «с чем?» или обстоятельства, к которому можно задать вопрос «как?». Приведем несколько примеров:

  • К людям старшего поколения нужно относиться с уважением (как?), никто не знает, сколько тревог и волнений пришлось им испытать.
  • Не путайте лицемерие с уважением (с чем?): человеческое притворство легко отличить по ряду примечательных особенностей.

Формула вежливости

Данное выражение довольно часто используется в деловой или частной переписке в качестве заключительной фразы, прощания, несущего нейтральный характер. Словосочетание помогает поддержать благожелательную атмосферу общения между участниками переписки. Фраза пишется перед фамилией, именем автора письма, в некоторых случаях указывается его должность.

Например:

  • С уважением Игорь!
  • С уважением, главный бухгалтер Сидорова А.Н

Наряду с анализируемым изречением на письме употребляются и другие вежливые заключительные слова:

  • искренне Ваш;
  • с любовью;
  • всегда Ваша и навсегда;
  • с наилучшими пожеланиями;
  • с почтением.

«С уважением» выделяется запятыми

В соответствии с правилами русского языка знаки пунктуации в анализируемой формуле вежливости нужны в следующих случаях.

Перед словосочетанием

Если:

  1. По соседству с анализируемой парой находится вводное слово, деепричастный оборот или придаточное предложение, тогда запятые расставляются в соответствии с правилами написания этих синтаксических конструкций.
  • К несчастью, с уважением относившийся к своему сотруднику начальник, вскоре поплатился за это работой.
  1. Предложение завершается перечислением или после выражения стоит союз «и».
  • Дирекция и профсоюз поздравили производственный коллектив компании с радостью, с уважением.

После словосочетания

Рассмотрим следующие случаи:

  1. Обособляется запятой выражение, если оно употребляется в качестве вежливой подписи в конце современного и делового письма. Особенно если конструкция похожа на самопредставление, а не на обращение.
  • С уважением, директор компании «Теплый дом» Игнатьев Юрий.
  1. Запятая может стоять после анализируемого выражения, если в предложении оно употребляется в совокупности с вводным словом, деепричастным оборотом или перед придаточным предложением.
  • Относился к этому делу он с самоотдачей и с уважением, что потом привело к его назначению на высшую воинскую должность.
  • Он относился к чужим идеям с уважением, но всегда выбирал собственный путь.
  1. В литературных произведениях современных авторов, приводящих примеры писем героев, применяется схема пунктуации с запятой после анализируемого словосочетания.
  • С уважением, Петр Захаров

Отметим, что до недавних пор постановка запятой после словосочетания считалась ошибкой. В русском языке нет ни единого правила, регламентирующего обособление этого оборота в письменной речи. Причина, по которой возникла запятая – влияние английского языка и заимствование иностранных правил оформления деловой переписки.

Действительно, не только в английском, но и в других языках романо-германской группы после подобной конструкции ставится запятая.

Сегодня в русскую речь проникает множество иностранных слов. Мы употребляем их довольно часто и уже не задумываемся, что они пришли из чужого языка. Они становятся привычными для слуха. Такое же заимствование и закрепление формы написания произошло в отношении исследуемого изречения. Привычка ставить запятую вошла в русский язык из правил оформления деловых писем на английском языке. В современных стандартах после заключительного сочетания может ставиться как запятая, так точка или тире. Все варианты пунктуации допустимы.

С двух сторон

,с уважением,

Отметим, что:

  1. Выделяется на общих основаниях анализируемое словосочетание в случае перечисления одинаковых членов предложения, соединенных сочинительной связью, если оно относится к этой группе и находится в центре перечня.
  • С преданностью, с уважением, с любовью мы относимся к своим родителям, которые воспитали нас и выпустили в самостоятельную жизнь.

В каких случаях запятая не ставится?

Перечислим основные моменты:

  1. Не выделяется запятыми словосочетание независимо от того, в какой части предложения находится, если оно является дополнением или обстоятельством.
  • С уважением я смотрел на своего поседевшего друга детства, который всегда меня поддерживал в сложных жизненных ситуациях.
  1. Не обособляются фразы-посвящения, то есть надписи в начале книги, где автор рассказывает, кому он посвящает свое литературное или научное творение.
  • С уважением и благодарностью посвящаю книгу профессору Александру Ивановичу Селезневу, который является моим преданным другом, учителем и коллегой на протяжении сорока лет.
  1. Не нужна запятая во фразах-обращениях в деловой и личной переписке.
  • С уважением и надеждой на длительное партнерство, Исполнительный директор Афанасьев Петр Семенович.

Отметим, что во многих письмах великих писателей, завершающихся искомым изречением, запятая по соседству со словосочетанием тоже отсутствует.

Например:

  • С глубоким уважением

Ваш Солженицын

  • С глубоким уважением и преданностью –

Александр Блок

В большинстве случаев в подобных ситуациях употребляется точка, тире или вариант пунктуации без запятой.

Интонационная пауза после сочетания «с уважением»

Еще одна причина, по которой лингвистами было принято решение о постановке знака препинания – это характерная пауза, которая при прочтении подписи соблюдается интуитивно. Дело в том, что в официальном письме после фразы «с уважением» следует новый абзац. Между ней и именем отправителя письма присутствует интонационная пауза. Однако согласно принципам русской пунктуации наличие паузы не может объяснить постановку запятой. Именно поэтому последующие за запятой слова приобрели новый смысл: это самопрезентация, которая употребляется по аналогии с произношением своего имени при знакомстве.

Например:

  • Здравствуйте, я Петя!
  • Приятно познакомиться, Иван!
  • Очень приятно, Василий!

Правила оформления деловой переписки

Главное место среди всех официальных документов предприятия занимает деловая переписка. Это «лицо» компании и визитная карточка, которая многое может рассказать о серьезности и надежности делового партнера. Грамотно составленное письмо произведет хорошее впечатление на адресата, создаст благотворную атмосферу для дальнейшего сотрудничества, поэтому при написании послания важно учесть некоторые нюансы. Рассмотрим их последовательно.

Уважение – на деле, а не на словах

Уважение к адресату начинается с аккуратности: небрежность, грамматические и пунктуационные ошибки воспринимаются как знак непочтительности. Имя и фамилию человека следует писать без погрешностей и так, как он представился. Не нужно называть Марию Марьей или Лизавету Елизаветой.

Соблюдаем баланс вежливости и искренности

Кому бы ни было адресовано письмо: начальнику, коллеге, партнеру, клиенту или возможному работодателю, главное – показать в письме свое уважение, заботу об удобстве, бережное отношение ко времени и силам адресата. Не приветствуются манипуляции, хитрости, лицемерие. Заключительная фраза «с уважением» не исправит ситуацию, если письмо пропитано неискренностью и пренебрежением.

Не нужна излишняя уважительность или фамильярность

Если первая фраза, например, началась со слов «Уважаемый Иван Федорович…», тогда в заключении не уместно писать «С уважением…». Желательно применить другие формы вежливого окончания письма в зависимости от дистанции с получателем. Рассмотрим некоторые словосочетания, которые употребляются в английском языке: «искренне ваш», «с почтительностью», «с благодарностью», «с  наилучшими пожеланиями» и многие другие.

Расставляем знаки пунктуации в соответствии с содержанием письма

В этом смысле следует запомнить, что отсутствие запятой после заключительной формулы вежливости «с уважением» и перед именем, фамилией не является ошибкой. В русских письмах этот знак препинания отсутствовал всегда и появился только в современной деловой переписке. Восклицательный знак после обращения используется тогда, когда автор призывает отнестись к изложенному тексту с особым вниманием. Ну а запятая придает письму формальный или будничный характер. Она пишется тогда, когда нужно провести самопрезентацию, сократить дистанцию между адресатом и адресантом. После подписи обычно точка не ставится, она используется только при сокращении имени и отчества.

Соблюдаем композиционную структуру

Деловое письмо состоит из трех частей: вводной, основной или информативной, заключительной. В первой части обычно указываются мотивы, побудившие к написанию текста. Во второй – желаемые события. В третьей части резюмируются представленные данные и содержатся пожелания дальнейшего сотрудничества. Вся информация излагается лаконично и оформляется в виде небольших абзацев.

Мнения лингвистов о постановке запятой после выражения «с уважением» разнятся: одни считают, что знак препинания не нужен, другие же рекомендуют его ставить для соблюдения характерной паузы. Запятая однозначно пишется, если существительное с предлогом является однородным членом предложения и употребляется при перечислении.

Обособление же запятыми заключительного выражения в деловой или личной переписке зависит от контекста.

  • Как в старину называлась сказка
  • Как внизу пишется с уважением
  • Как внести цитату в сочинение
  • Как в справке пишется диагноз острый бронхит
  • Как в справке пишется диагноз коронавирус