Как вести читательский дневник для итогового сочинения

На чтение 4 мин Просмотров 6.8к.
Обновлено 26 июня, 2020

Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.

Содержание

  1. Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?
  2. Правила оформления читательского дневника
  3. Выходные данные произведения 
  4. Герои произведения
  5. Краткое содержание
  6. Афоризмы
  7. Пример оформления читательского дневника
  8. Чтение – вот лучшее учение!

Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?

При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.

Правила оформления читательского дневника

Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?

Выходные данные произведения 

  • Автор;
  • Название;
  • Год издания;
  • Жанр произведения.

Герои произведения

Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.

Краткое содержание

Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.

Афоризмы

По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.

Пример оформления читательского дневника

Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.

  1. Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
  2. Название: «Собачье сердце»
  3. Год написания: 1925
  4. Год публикации: 1987
  5. Жанр произведения: фантастическая повесть
  6. Герои:
  7. Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
  8. Доктор Борменталь – ассистент профессора;
  9. Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
  10. Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
  11. Швондер – главный в домкоме;
  12. Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
  13. Дарья – кухарка профессора;
  14. Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
  15. Краткое содержание

Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.

Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.

Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром.  Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает  Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.

Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.

Чтение – вот лучшее учение!

И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!


пп

Автор,

название
произведения,

время
создания произведения

Проблема
/ проблемы, поднятые автором в тексте

Комментарий
проблемы

(изложение
мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
с опорой на
исходный текст: 2 цитаты, каждую цитату прокомментировать)

Позиция
автора (
Что
хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
)

Собственное
мнение по выявленной проблеме (согласие / несогласие) + один аргумент из
прочитанного текста

Вывод

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
(1823-1830 гг.)

Проблемы:

образования,

воспитания,
культурных традиций, семейных отношений,

любви,

дружбы,

взаимоотношений
личности и общества
,

смысла
жизни…

Автор
на конкретных примерах показывает

душевный недуг главного героя романа Евгения Онегина, вызванный
подчинением обществу и конфликтом с ним. В ранней юности
Онегин — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но
покорно следующий за светской «чинною толпой».
Он
понимает всю никчемность, призрачность жизни
светских людей, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Евгению Онегину было дико и в обществе Лариных, где
велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у
Онегина поверхностное отношение ко всему. «Мод воспитанник примерный», он
становится франтом, опасаясь «судей решительных и строгих».

А.С. Пушкин считает, что роль общества в формировании личности велика. Евгений Онегин
является порождением своей среды, которая сделала его таким, определив его
жизненную позицию и судьбу.
 

Я согласна с мнением автора. Евгений Онегин, обладая богатым духовным и интеллектуальным
потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в
котором ему выпало жить. Почему так произошло? А.С. Пушкин указывает, что на
взаимоотношение Онегина и общества оказало влияние  бесплодное воспитание и
поверхностное образование, которые были типичными для людей его круга.

Я искренне благодарна автору за то, что
он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Ведь человек — это продукт времени и
обстоятельств, в которых он живет.  Взгляды, идеи в общем случае определяются
обществом. Человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С
изменением общественного строя меняется положение личности, её интересы и
потребности.

Текст: Татьяна Шипилова

Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ любой школьный учитель или репетитор по литературе скажет, что самая главная шпаргалка — читательский дневник. Чтобы не перечитывать за неделю до экзамена все тексты школьной программы или даже краткие содержания по ним, легче заранее подготовить для себя, любимого, тетрадку со всем тем, что может пригодиться на экзамене.

Год ЕГЭратуры решил помочь в этом школьникам и периодически будет публиковать варианты читательских дневников по произведениям, входящим в кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

Начнём с одного из самых «простых» с точки зрения составления читательского дневника текстов — поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Почему простых — потому что там всего один персонаж, на примере которого легко показать и рассказать, что нужно обязательно отображать в такой справке.

Необходимые пункты Произведение
ФИО автора Михаил Юрьевич Лермонтов
Название «Мцыри»
Направление Романтизм
Год создания, род, жанр Написана в 1839 г., лироэпос, поэма
Конфликт Противостояние двух состояний человека: свободы и неволи
Идея Жажда свободы, невозможность жить в неволе
Герой Мцыри
— детали портрета (если есть) В детстве: «пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник»; будучи взрослым: силён, на равных сражается с барсом («уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов»); при смерти: «бледен и худ»
— черты характера / речевая характеристика «Угрюм и одинок», «слезы не знал я никогда», «душой дитя, судьбой монах»
— судьба Мцыри родился и вырос на Кавказе; «однажды русский генерал», его пленивший, оставил больного ребенка «лет шести» в «стенах хранительных». Мальчик жил в монастыре, готовый «изречь монашеский обет», как «вдруг однажды он исчез». Три дня скитался, был найден и монаху перед смертью, в которой уверен, рассказал о своём побеге. Поведал о мятежности и жажде свободы: «обняться с бурей был бы рад», «рукою молнии ловил»; сражении с барсом: «удар мой верен был и скор». Уверенный, что умирает, просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ»
Особенности композиции Композиция кольцевая: действие заканчивается там, где началось, что подтверждает замкнутость пространства, безвыходность положения героя. Разделение на главы тоже важно для понимания идеи: 1-2 — о монастыре и жизни героя в нём, 3-26 — монолог героя о трёх днях, проведенных на воле
— экспозиция 1 главка, в которой рассказывается о месте действия: «там… был монастырь»; начало 2 главки, где рассказывается о том, как «русский генерал… / ребенка пленного он вёз. / Тот занемог…», после чего мальчик «в стенах хранительных остался»
— завязка Окончание 2 главки, где упоминается про побег: «как вдруг однажды он исчез»
— развитие действия Рассказ героя о том, что с ним было за эти три дня: «что делал я / На воле? Жил…»: «рукою молнии ловил», видел «седой незыблемый Кавказ», «вспомнил я отцовский дом», слушал «грузинки голос молодой»
— кульминация Бой с барсом — 17 главка: «Бой закипел, смертельный бой!» Интересно: барс во время битвы «застонал, как человек», а сам герой себя ощущает «как барс пустынный, зол и дик» — происходит слияние животного и человека, и каждый из них похож в этот миг на соперника
— развязка 23 главка — сон, песня рыбки золотой: «Останься здесь со мной… / Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов», как будто призыв вернуться обратно в монастырь, где «и холод, и покой»
— эпилог Возвращение в монастырь — 24 главка: «Так я найден и поднят был…»; просит положить его туда, где «виден и Кавказ», с надеждой, что ветер ему пропоет «про милую страну… / И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну»

Такой подробный (даже в некоторых местах повторяющийся) читательский дневник, во-первых, фокусирует внимание на важных деталях, во-вторых, помогает запоминать сюжет и характеристику персонажа через небольшие, ёмкие цитаты, какие-то из которых наверняка запомнятся и всплывут в нужный момент на экзамене.

Хотите поступить на журналиста, дизайнера или актера? Добро пожаловать в клуб воинствующих неудачников, которым придется сдавать ЕГЭ по литературе, который является обязательным вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно не только читать, но и комфортно чувствовать себя в рамках устоявшихся шаблонов заданий. Абитуриенту необходима тщательная и своевременная подготовка. Кроме того, успех зависит и от личных качеств выпускника: от его усидчивости, трудолюбия, мотивации и так далее. Советы от Многомудрого Литрекона помогут будущему студенту получить высокий балл на ЕГЭ по литературе. 

Содержание:

  • 1 Читательский дневник или «как все это запомнить?»
  • 2 Аудиокниги 
  • 3 Изучение форматов заданий 
  • 4 Сочинение на все 100
  • 5 Альтернативный метод

Читательский дневник или «как все это запомнить?»

Всех читателей не инопланетного происхождения волнует земной вопрос: как запомнить все книжки из школьной программы, которые перечислены в кодификаторе? Нужно держать в памяти не только сюжеты и анализ больших книг, но и стихотворения (и их уже дословно). Как? За год до экзамена можно осилить объемы, если вести читательский дневник.

Понятие «читательского дневника» известно и понятно далеко не всем школьникам. Кто-то с удовольствием заполняет его каждый день, другие же вообще не слышали о его существовании. Некоторые педагоги задают своим ученикам заполнять читательский дневник после прочтения конкретных произведений. Что же из себя представляет читательский дневник, и как правильно его вести? Вот подробная статья на эту тему.

Не секрет, что ведение читательского дневника помогает существенно запомнить прочитанное. Читательский дневник может стать хорошим помощником в подготовке к ЕГЭ по литературе. В качестве дневника можно использовать обычную толстую тетрадку. Лист тетради лучше всего разделить на три колонки. В первой колонке нужно указать автора и название его произведения. Вторую колонку необходимо сделать шире остальных, ведь в ней необходимо написать краткий анализ прочитанного произведения: его суть и смысл, тематику и проблематику, основные средства художественной выразительности, историю создания и так далее. В последней колонке нужно перечислить основных персонажей произведения и их краткую характеристику (лучше с цитатами). Если писать совсем лень, можно делать то же самое в электронном виде, но тогда запоминать будет сложнее. Пока Вы пишите, активируются все механизмы памяти. Также это прекрасная возможность улучшить свою грамотность и письменные навыки. Спустя определённое время Вы сможете с лёгкостью повторить основные произведения, просто прочитав записи в дневнике и освежить их в памяти. К тому же информация, записанная вручную, запоминается намного легче, чем просто прочитанная.

Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Какие еще методы рекомендованы репетиторами и педагогами?

  1. Создание таблиц по сквозным темам. В одном столбце пишите тему (судьба малой родины, творчество, искусство, война, любовь, детство — они повторяются каждый год), а в другом перечень своеобразных аргументов: автор, книга, комментарий о том, как раскрывается тема.
  2. Изучение стихов и отрывков из них при многократном визуальном повторении. Стихи можно красиво написать на ватмане или обычных листах и расклеить по всему дому, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Выучили одно — клейте другое. Стихи нужно размещать на личных страницах в соцсетях, чтобы чаще их видеть, а также использовать в переписках, когда появится подходящий повод. Так они надолго останутся в Вашей жизни. Кстати, приемы быстрого запоминания стихов Литрекон перечислил здесь — реально работает!
  3. Чтобы запоминать цитаты из книг и стихов, можно делать мемы с ними в фотошопе и обогащать свою страницу полезным и интересным контентом.
  4. Отличный способ понять произведение и запомнить главные его особенности — это изучение критических статей о нем. У Литрекона много таких разборов, Вы можете найти их через поиск по сайту. Все они соответствуют требованиям ЕГЭ и определенному формату: каждый пункт анализа отмечен заголовком, его легко найти.
  5. Перед экзаменом можно прочесть знакомые книги в сокращении. Все подробные и детальные краткие содержания важных произведений из школьной программы Вы найдете у Литрекона в копилке.
  6. Чтобы мотивировать себя на изучение литературы, создайте канал в Тик-токе, Дзене, Ютубе или других площадках, чтобы в будущем, возможно, Вы получили материальную выгоду от подготовки к экзамену. Ежегодно экзамен сдают около 10.000 выпускников, так что аудитория найдется.

Аудиокниги 

Успешной подготовке к ЕГЭ по литературе может поспособствовать и использование аудиокниг. Ведь такой формат ознакомления с книгой может значительно ускорить процесс чтения. Аудиокнига представляет собой любое произведение, записанное на информационный носитель в целях дальнейшего его прослушивания. Поэтому если Вы задаетесь вопросом, как подготовиться к ЕГЭ по литературе, примите во внимание экономию времени на аудиокнигах. Их можно слушать, пока Вы моете посуду или выполняете другую рутинную работу. С ними можно готовиться к ЕГЭ, катаясь на велике или выполняя зарядку.

Использование аудиокниг при подготовке к ЕГЭ имеет свои плюсы. Так, помимо экономии времени, данный формат позволяет заботиться о здоровье. Ведь в данном случае заметно снижается нагрузка на зрение. Кроме того, восприятие текста на слух способствует тренировке внимания, а также заставляет мышление работать намного эффективнее. Слушатели аудиокниг могут пополнить свой словарный запас, копируя грамотную речь диктора. Однако стоит помнить, чтобы аудиокниги принесли желаемую пользу, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.

Изучение форматов заданий 

Важной частью подготовки к экзамену по литературе является изучение форматов заданий по ЕГЭ на ФИПИ. Ведь многие педагоги признают, что умение «играть по правилам» дает выпускнику больше шансов на успех, чем даже глубокое знание предмета. К сожалению, многие талантливые ребята ломали копья в поединке с бездушным форматом задания. Они писали все, что знали, а нужно было то, что задано формулировкой. Из-за этого выпускники теряют драгоценные баллы: их развернутые ответы не соответствуют теме или не раскрывают ее в должной мере.

Поэтому очень важно ознакомиться с самим содержанием предстоящего экзамена. Необходимо подробно изучить план варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), а также полный перечень тем, которые будут вынесены на ЕГЭ. Демоверсии есть на сайте ФИПИ. Нужно изучить формат заданий, а также запомнить количество баллов за каждое задание. В этом Вам поможет разбор заданий ЕГЭ по литературе. 

Также ознакомьтесь с…

  1. Примерами сочинений на ЕГЭ по литературе.
  2. Примерами сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе.

Один из важных аспектов подготовки к экзамену – изучение кодификатора по литературе ЕГЭ. Кодификатор представляет собой список необходимых произведений школьной программы, а также перечисление теоретических познаний, которые будут проверяться на экзамене. Этот документ очень полезен для Вас, ведь четко ограничивает аппетиты проверяющих: с Вас не спросят больше, чем позволено.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе? Привыкнуть к форматам ЕГЭ можно только в ходе практических занятий. Нужно набить руку и съесть собаку на этом деле. Других вариантов нет.

Сочинение на все 100

Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию. 

Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:

  1. Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее. 
  2. Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
  3. Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной. 

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе. 

  • Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
  • Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
  • Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
  • Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении. Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
  • Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения. 
  • По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности. 
  • Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.

Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное. 

Альтернативный метод

Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.

Автор: Виктория Комарова

Что читать, какие требования соблюдать, чтобы получить «зачёт»? Об этом расскажем в статье.

Зачем мы пишем итоговое сочинение?

Прежде всего — чтобы получить доступ к ЕГЭ. Плюс итоговое сочинение даёт баллы на конкурсах в отдельные вузы. 

Когда пишем итоговое сочинение в 2021 году?

Пока дата не точная. Предположительно, экзамен пройдёт 1 декабря. Для пересдач назначены 2 февраля и 4 мая 2022 года. 

Какие темы будут для сочинений?

Об этом мы узнаем только за 15 минут до экзамена. При этом темы в разных регионах будут отличаться. Пока Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) утвердил только общие направления. И их, как обычно, пять.

Направления для итогового сочинения в 2021 году

1) Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь можно говорить о пути в буквальном и символическом смысле. Ученик может рассказать о собственных дорожных впечатлениях или взять за основу истории реальных и литературных героев. Что дал этот путь, что он символизирует в книге, чему научил? Осмыслить дорогу можно и как поиск — себя и своего места в мире, творческих идей, научных истин, правды и справедливости. Опора на несколько литературных источников даст дополнительные баллы за итоговое сочинение, если такое условие предусмотрено вузом.

2) Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Здесь призывают обдумать технические достижения современного мира. Выпускники смогут порассуждать, в чём заключаются блага и угрозы прогресса, в какую сторону идёт перевес, страдают ли от развития технологий моральные ценности. Строить аргументы предлагается на примерах из научной фантастики, философии, публицистики, утопий и антиутопий. 

3) Преступление и наказание — вечная тема

Какие последствия влекут за собой противоправные действия, в чём смысл наказаний, почему нужно отвечать за свои поступки? Темы коснутся этической и юридической сути правонарушений, позволят обдумать такие явления, как общественный вред, совесть, раскаяние, возмездие. 

4) Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Здесь можно рассказать о произведении, которое повлияло на мировоззрение, определило выбор жизненного пути, заставило пересмотреть отношение к каким-то вопросам. А может быть, совпало с личной историей по сюжету и настроению — мотивы выбора не ограничены. 

5) Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

В этом направлении можно порассуждать о роли отдельного человека в обществе, его правах и обязанностях. А также подумать о справедливости общественного устройства, социальных проблемах, их причинах, следствиях и способах улучшения жизни. 

Как оценивают итоговое сочинение?

Баллы за Итоговое сочинение не начисляют, только ставят «зачёт» или «не зачёт».

«Зачёт» поставят, если работа удовлетворяет каждому из двух требований и трём критериям, два из которых — обязательные. 

Предусмотрены два базовых требования:

  • Минимальный объём 250 слов. Рособрнадзор рекомендует писать с запасом — 350 слов. Считают всё: предлоги, союзы и частицы. Фамилии с инициалами принимают за одно слово, знаки препинания и цифры не учитывают.
  • Самостоятельность. Заучивать и списывать бесполезно — работы проверяют на плагиат. Разрешено использовать прямые и косвенные цитаты, указывая источник.

Работа не соответствует хотя бы одному из этих требований? Ей грозит «незачёт».

Критерии качества работы

Критериев пять, для «зачёта» нужно получить положительный результат по двум обязательным (№1 и №2) и хотя бы одному факультативному:

№1. Соответствие теме. Содержание должно отвечать заголовку, раскрывать заявленный вопрос и позволять определить цель высказывания.

№2. Аргументация. Необходимо сослаться как минимум на один источник, передать его содержание без искажений, не просто упомянуть произведение, а аргументировать примерами из него свои мысли.

№3. Композиция и логика. Обязательна основная (доказательная) часть, логически связанная со вступлением и заключением. Рассуждение не может содержать противоречий и других смысловых ошибок, мешающих понять сказанное.

Построить связное повествование поможет стандартная схема:

  1. введение (главная мысль, тезис);
  2. аргумент первый + доказательство (пример из литературы или др. источника) + короткий предварительный вывод;
  3. аргумент второй (или контраргумент) — аналогичная предыдущему пункту цепь рассуждений;
  4. заключение (итог размышлений, общий вывод).

№4. Качество письменной речи. Определяется тем, удалось ли ученику донести свою мысль до читателя. Если формулировки не позволяют уловить смысл, ставят «незачёт».

№5. Грамотность. На 100 слов в среднем можно допустить не более пяти ошибок любого типа, то есть грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки суммируются.

Важно!

Отдельные учебные заведения, в основном гуманитарные, могут добавить за итоговое сочинение до 10 баллов к ЕГЭ. В этом случае вуз обычно предлагает дополнительные критерии оценки, например:

  • минимум два литературных аргумента
  • аргументы не только из литературы, но и из других видов искусства, отсылки к историческим фактам.

Требования того или иного вуза лучше уточнить на их официальных сайтах.

Вузы переводят каждый из показателей в баллы по собственным системам оценивания. Если сочинение получит «зачёт» по всем пяти критериям, при этом по каждому пункту будет достигнуто максимальное качество, оно добавит больше баллов к ЕГЭ. 

Как ещё набрать дополнительные баллы к ЕГЭ и поступить на бюджет, рассказываем в нашей статье.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Лайфхаки подготовки от Агнии Розенталь, преподавательницы русского языка в Вебиуме:

Читать по графику. Полезно установить ежедневную норму — например, прочитывать 50 страниц или выделять на книги 30 минут. 

Организовать читательский клуб. Собираться с друзьями или родными (можно в Zoom или Telegram)  и читать вслух, а потом совместно обсуждать прочитанное.

Вести читательский дневник. Если тезисно записать содержание и мысли по поводу произведения, перед экзаменом будет легче его вспомнить.

Топ-12 классических произведений, которые с удовольствием читают школьники

Слушать аудиокниги. «Читать» таким образом можно даже во время уборки или по дороге в школу.

Смотреть фильмы. Хороши советские экранизации, но и многие современные творения передают содержание книг близко к тексту. Посмотрите:

  • сериал «Война и мир» от BBC,
  • «Чучело» Ролана Быкова,
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова,
  • сериал «Идиот» Владимира Бортко,
  • «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова,
  • сериал «Бесы» Владимира Хотиненко.

«Лень читать, лучше посмотрю»: 18 экранизаций произведений из школьной программы

Смотреть тематические передачи. Например, «Открытый урок» с Дмитрием Быковым.

Тренироваться. Писать сочинение по выбранным тематикам хотя бы каждые две недели. Но не в стол — давать почитать их преподавателям, родителям, друзьям и работать над ошибками. Задача — уложиться в 3 часа 55 минут, столько будет длиться экзамен.

12 советов, как полюбить русскую классику

Систематическая подготовка — и дополнительные баллы за итоговое сочинение 2021/2022 при зачислении в вуз обеспечены. Ещё больше лайфхаков, гайды по написанию экзаменационных работ, полезные материалы и вебинары для старшеклассников ищите в группе Вебиума в ВКонтакте и на нашем сайте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

  • Как вести беседу сочинение 5 класс
  • Как весенняя сказка островского связана с известными вам преданиями сказками и обрядами
  • Как вернуть человека попавшего в компьютерную зависимость в реальный мир сочинение
  • Как вы думаете почему рассказ дуни начатый самсоном выриным ведется от лица автора повествователя
  • Как верейский относился к маше в рассказе дубровский