Как воспитать патриота советы молодого россиянина сочинение

метки: Патриотический, Воспитание, Молодежь, Родина, Классный, Спортивный, Воено, Посещение

Эссе

«Патриотическое воспитание молодёжи»

Во все времена патриотическое воспитание молодёжи было одним из приоритетных направлений. Очень важно привить молодым людям любовь к своей Родине, уважительное отношение к её традициям и культуре, стремление к её защите, ответственность за будущее своей страны.

Сегодня наше правительство особенно остро поднимает вопрос патриотического воспитания. Это вызвано информационной войной, развязанной против России. В большей степени ориентированной. на неокрепшие умы молодого поколения.

В современной России происходит духовное возрождение нации. Возврат к истории станы, Дням воинской славы. На телевидении создано много проектов, программ , передач , рассказывающих о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, знакомящих с историей, культурой, традициями, людьми . Снимаются фильмы патриотической направленности, на сценах театров играют спектакли. Весомых результатов добиваются наши спортсмены. Страна возрождается и нам есть чем гордиться.

Патриотическое воспитание – это многолетний, ежедневный процесс. Важным в котором является собственный пример, окружающих ребёнка людей. Начинается он с младенчества в семье. В семье закладывается любовь и уважение к старшему поколению, родному дому, малой Родине . Совместно с детьми перелистываются семейные альбомы, строится родословное древо. Формируются традиции посещения музеев, святых мест, празднование Дня Победы,

Большую часть своей жизни ребёнок проводит в школе. Поэтому именно к нам- учителям предъявляют большие требования по патриотическому воспитанию молодёжи и подростков. Классный руководитель становится направляющей силой этого процесса, привлекая к нему родителей. Существует большое количество форм и методов патриотического воспитания, накопленных ещё в Советском Союзе: создание детских патриотических объединений и организаций, проведение митингов, линеек памяти, классных часов, конференций, конкурсов, выставок, экскурсий, посещение музеев и театров , проведение воено – спортивных игр, встреч с ветеранами и др. Сегодня в воспитательном процессе мы активно применяем современные образовательные технологии: проектная деятельность, ИКТ, личностно-ориентированное обучения, организации и проведении группового воспитательного дела, педагогического сотрудничества, гуманно- личностная, технология коллективного творчества и др. Патриотическое воспитание должно осуществляться не только во внеурочной и внеклассной деятельности ,но и на уроках, рассказывая учащимся о научном и культурном наследии нашей страны, о достижениях современников, тем самым поднимая чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

1 стр., 462 слов

Молодежь – это будущее страны!

… сложном мире, максимально реализовать себя, ведь в их руках будущее родного города, региона, страны – и всем хочется, чтобы эти руки были … суметь поднять Россию на должный уровень! Мы похожи на отцов своих, но все же Мы другие, это право молодежи. На отцов своих не … успешно, молодежный парламент. В истории всех времен и народов молодежь всегда играла ключевую роль. И это не случайно, потому …

Самое главное, мы всегда должны помнить о том, что только личным примером, искренне веря, в то что мы делаем, мы сможем повести ребят за собой. А в тесном сотрудничестве с родителями сможем вырастить настоящего гражданина и патриота, любящего и чтящего свою Родину, свой дом, свои корни.

Н.Л.ЗАЙЦЕВА

(педагог организатор ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» Республика Хакасия город Абакан»)

ЭССЕ «Я ВОСПИТЫВАЮ ПАТРИОТОВ…».

Патриотизм — это любовь к своей родине. Он подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам.
    Думаю, эти слова давно уже являются прописными истинами. Считается, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которую должны воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом. Однако «патриотизм» — «коварное» понятие, потому что его можно трактовать очень вольно. Поэтому на педагоге лежит большой груз ответственности воспитания патриота. Ведь ребёнку очень легко задурить голову подменяя понятия. Больше того, от патриотизма легко перейти к национализму или расизму. Мне кажется, именно это происходит в нашем обществе в последнее время. Все большую силу набирают движения так называемых «бритоголовых» (скинхедов), которые патриотизмом называют презрение и ненависть ко всем другим народам, кроме своего. Все чаще в СМИ встречаются сообщения, что такие «патриоты» убили кого-то, кто отличается от них по цвету кожи или разрезу глаз. Страшно, что у этих людей много сторонников, особенно среди  молодежи. Страшные явления псевдопатриотизма мы видим на Украине.
    Именно в такой обстановке, мне кажется, проблема патриотизма становится особо значимой. Очень важно понимать, что патриотизм — это не только «дикая» любовь к своим, но и уважение к другим. Уважение и терпимость – вот что, на мой взгляд, отличает настоящего патриота от его «подделок». Проявляя уважение к человеку другой нации, мы создаем образ своего народа, своей страны. Больше того, хотеть воевать, а не сотрудничать могут только очень неумные и недальновидные люди. Ведь жить в мире всегда лучше, чем вести уничтожительные воины. В нашем техникуме существует волонтёрский отряд «Импульс», где студенты  добровольно оказывают помощь нуждающимся, учатся уважению терпимости  друг к другу – это качества настоящего патриота.

Таким образом, проблема патриотизма очень важна и актуальна в наше время. Необходимо помнить, что любить свою страну и свой народ – это уважать и все другие народы. Только человек, понимающий это, является патриотом в полном смысле этого слова. Во-первых, воспитание патриота должно начинаться с семьи, нужно говорить ребёнку о достижениях его предков, смотреть фильмы про войну патриотического характера и т.д. да и самое главное, чтобы воспитать патриота нужно самому быть патриотом.

Эссе «Растим патриотов на примере Великой Отечественной войны»

Автор: Алпатова Тамара Николаевна

Организация: Школа-интернат №9 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: Самарская область, г. Кинель

                                    Память на века

Чувство Родины, чувство патриотизма… Одно из самых глубоких и ес­тественных чувств человека. Оно входит в сознание каждого с первыми звуками родного языка, с тре­петной любовью к матери. Нужно ли говорить о воспитании этого чувства? Не просто нужно. Необходимо. Иначе оно может заглохнуть, зарасти коростой равнодушия — и горе человеку! Он, говоря словами Тургенева, станет «нуль, хуже нуля». Патриотизм не есть нечто отделенное от идейной убежденности человека и его нравственных прин­ципов. Возникнув как почти инстинктивное, чувство Родины становится тем благороднее и чи­ще, чем выше человек как личность, как гражда­нин. И наоборот, духовная серость, гражданская пассивность гасят святое чувство любви к Отечеству.

Чтобы полюбить Родину сильно и страстно, как саму жизнь, надо знать её прошлое, задумываться над настоящим, верить в будущее. Где бы мы ни были, прошлое за нами. Не раз обнажали мы головы у памятников, как обнажали их наши прадеды, деды, отцы…

Какой радостью и гордостью наполняет весенний день 9 мая, «этот праздник со слезами на глазах», сердца ветеранов! Сколько воспоминаний,  фронтовых песен звучит в этот день! А ведь с каждым годом всё меньше и меньше становится их, прошагавших от Москвы до Бреста, от Днепра до Эльбы:  незаживающие раны, болезни выбивают солдат из строя, а они по-прежнему ощущают себя на боевом марше, которым прошли дорогами войны. Войны, о которой мы знаем из лент кинохроники, книг, художественных фильмов, рассказов очевидцев…

Время неумолимо. Оно расписалось на висках ветеранов сединой прожитых лет, накинуло на лица сетку морщин, но оно не властно над  величием подвига, над памятью солдат Великой Отечественной и их потомков. Нам не забыть Брестской крепости, истекающей кровью, но сражающейся с врагом целых полтора года.  Не забыть бронзовый бюст Толстого, изре­шеченный пулями: фашисты развлекались, прев­ратив его в мишень. А единственное дерево, чудом уцелевшее в Се­вастополе на Малаховом кургане, где вся земля была сожжена металлом? Сейчас вокруг этого дерева почетная ограда. А эти цифры, кричащие с потолка и стен городского музея: за 29 месяцев оккупации замучено и казнено 202163 человека. Убито… Угнано в рабство … Умерло от истязаний и пыток…

Не забыть заснеженной дороги  села Петрищева, дороги, по которой  «летающей походкой» босыми ногами Зоя Космодемьянская шагнёт в бессмертие. Не забыть печального звона  колоколов Хатыни, деревни, пепел которой стучится в сердце каждого, взывая:

Люди,

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Так как же сохранить память о героическом прошлом нашего народа? Как не допустить искажения исторических фактов, передать будущим поколениям правду о Великой Отечественной войне? Как воспитать патриотов своего Отечества?

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало…».

Какие верные, мудрые слова! Их я читаю своим воспитанникам на уроках литературы и говорю о том, что у всех нас одна страна, одна судьба… И каждый  человек должен осознавать: земля, на которой он родился и вырос, степи и горы, которыми он восхищается, жизнь со всеми ее радостями и красками, цветами и реками, счастьем и любовью – всё  это благодаря тому, что много лет назад солдаты не отдали своей Родины немецким захватчикам, потому что знали: их потомки должны жить в мире, где нет места войне.

Говорю детям, что пока мы помним о тех, кто даровал нам такую возможность, нас можно назвать людьми. К сожалению, мы помним не всех и не всё, знаем ещё меньше. А ветераны уходят… И мы не успеваем сказать им «спасибо». Просто. Без пафоса. И благодарить нужно не только живых. Мёртвым тоже нужна память… Но в первую очередь она нужна нам самим!

Молодое поколение должно понимать: люди, участвовавшие в той войне, – настоящие герои. Чувство патриотизма, долг воинов и защитников стали для них животворными источниками силы и Победы в многочисленных сражениях за свободу Отечества. Эти люди живут рядом, и встречи с ними, их рассказы о грозовом лихолетье помогают осмыслить величие подвига, совершённого солдатами в годину суровых испытаний. Помогают понять, что советский народ победил в Великой Отечественной  потому, что любил свою Родину. И долг молодёжи сегодня – не просто  помнить о подвиге дедов и прадедов, но во имя его отлично учиться, хорошо работать, быть готовыми к обороне государства. Долг молодёжи – почувствовать  ответственность за судьбу своей страны.

И ребята чувствуют эту ответственность, оказывая шефскую помощь ветеранам, организовывая концерты, участвуя в параде «Куйбышев – запасная столица», выезжая на военно-полевые сборы, стоя перед памятником Родины-матери на Мамаевом кургане, возлагая цветы на могилу Неизвестного солдата в Москве, читая слова, высеченные на мемориальном комплексе: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»…

«Патриотизм», «честь», «долг», «Отечество» – эти слова для моих учеников     не пустой звук. И начиная тему «Великая Отечественная война на страницах художественной литературы», я рассказываю ребятам о дорогом для меня человеке, воскрешая в памяти картину из детства почти полувековой давности:

По залитому ярким весенним солнцем перрону орловского вокзала идёт мой отец Николай Ефимович Алпатов. Идёт походкой Победителя. Наверное, так же он маршировал по берлинской Унтер-ден-Линден в мае 1945 года. Но и в мае 1965-го, когда мы его встречали вместе с мамой после военно-полевых сборов, он оставался солдатом Великой Отечественной. До блеска начищенные яловые сапоги, рубашка цвета хаки, пиджак с орденскими планками, чемоданчик в руках с нехитрым походным набором и осанка военного человека. Мне кажется, что если бы в тот миг раздалась команда «По вагонам», он, не раздумывая, отправился бы вновь защищать свою страну, своих детей и внуков.

Много узнала я о фронтовой жизни отца, когда ещё была маленькой. Любила забираться ему на колени, слушать неспешную речь о трудном военном времени, рассматривать ордена и медали, завоёванные ратным трудом: орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, орден Славы, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»…

Тогда эти боевые награды были для меня просто игрушками, а теперь я понимаю, что они значат, и горжусь заслугами отца перед Родиной, стараюсь передать своим  ученикам эти чувства, пересказать то, что осталось в моей памяти от воспоминаний солдата, прошедшего дорогами войны пол-Европы, от первого дня до последнего.

Радуюсь, видя серьёзные лица ребят, когда они рассматривают военные фотографии, бережно прикасаются к потемневшим орденам и медалям, перечитывают письма отца с фронта.

К сожалению, память сохранила немногое: в армию отца призвали в 1939 году. Войну встретил под Москвой. Вскоре дивизия была переброшена на Ленинградский фронт, под Старую Руссу. Выбивали немцев из окопов. Бои шли с переменным успехом. Боеприпасов не хватало. Кормёжка плохая. Зима холодная, а на ногах солдат – ботинки. Фашисты накрыли роту перекрёстным пулемётным огнём – не встать. Многие тогда ноги обморозили. Но думали бойцы об одном: не пустить врага за Волгу, потому и все тяготы, лишения перенесли.

Пехотинец Алпатов форсировал Днепр, освобождал оккупированную Румынию, Польшу, сражался на огненной Орловско-Курской дуге. Бой под Прохоровкой – один из самых страшных. Тысячи танков, сотни самолётов, разрывы снарядов, бушующее пламя огня… Жарким был тот июльский день 1943 года для наших солдат. Но немцев из-под Курска выбили, освободили город Орёл, и дивизия двинулась на Харьков, преследуя отступающего врага. Окопы длиной пять с половиной километров, противотанковые рвы… Отделение автоматчиков, в числе которых был отец, подходило к небольшому леску. Немцы вели плотный огонь из орудий. Снаряд разорвался в нескольких метрах от отца, осколками ему изрешетило спину. Полтора месяца госпиталя, и вновь дорога на запад.

После Харькова отец воевал на Днепре. Форсировали солдаты эту великую реку (ширина Днепра порой достигает  восемьсот метров) в ночь на 5 октября 1943 года. Надо было занять плацдарм на левом берегу. В лодках разместилось по тридцать пять человек. До середины реки добрались, и вдруг появились немецкие самолёты, запустили осветительные ракеты. Видно стало, как днём. Начался перекрёстный огонь. Лодки с людьми, словно игрушечные, взлетали вверх. Много тогда боевых товарищей отца осталось в водах Днепра. Его Бог миловал. По грудь в ледяной воде добрался до берега. А утром солдаты уже отражали танковую атаку противника. Занятого плацдарма фашистам не отдали. В этом сражении отец вновь был ранен. Ранение в живот оказалось тяжёлым. Сначала лечился в санчасти, затем в госпитале под Воронежем.

В январе 1944 года Николай Алпатов – на Первом Украинском фронте. С боями бойцы всё ближе подходили к фашистскому логову. Сандомирский плацдарм, форсирование Одера, взятие Розенберг… Марши, броски, атаки… Отборные части противника разбивались о железную стойкость, мужество и героизм советских солдат, подкреплённые трудовыми подвигами женщин, детей, стариков… С каждым днём чувствовалось приближение Победы, которую отец встретит в Берлине. А потом будут Чехословакия, Венгрия, Австрия. Лишь спустя полтора года после Победного Мая фронтовик вернётся домой и будет восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

Сегодня бы солдату Великой Отечественной войны, Николаю Ефимовичу Алпатову,  исполнилось 94 года. Как и многие мои предки, отец лежит на старинном кладбище Орловщины, под мирным небом страны, которую он защитил от фашистских захватчиков.

Смотрю в чистые глаза своих учеников, вслушиваюсь в звенящую тишину и вполголоса читаю:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым!

Всем тем, которых забывать нельзя!..

Хронометр отсчитывает время. 70 лет минуло с майского утра 1945 года. Стоящим передо мной мальчишкам и девчонкам по 16-17 лет, как и тем, кто когда-то со школьной скамьи шагнул в войну. Мои ученики будущие защитники Родины, наследники Победителей. Они знают: День Победы навечно вписан в мировую историю как знаменательная дата доблести и беспримерного мужества защитников Отечества, как символ национальной гордости и славы. 9 Мая – самый главный, самый дорогой праздник для всех поколений России. Навсегда. Он должен быть не только в календаре, но в сердце и ныне живущих, и тех, кто придет им на смену, кто будет называть себя россиянином, русским через пятьдесят и через сто лет.

Да, школа должна растить патриотов. Это аксиома. На Руси всегда было делом чести отдавать долги. Самый святой долг – долг памяти. И мы еще до конца не отдали этот долг нашим отцам, дедам и прадедам, от которых по наследству получили самое дорогое – нашу Русь-матушку. Я убеждена: для моих учеников священными являются слова: Память, Честь, Долг, Отечество, Патриотизм. 

                               Литература:

  1. Айзерман Л. Статья «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы // Учительская газета,1997.
  2. Лихачёв Д.С. «Письма о прекрасном» – М.: Просвещение, 1985.
  3. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Под ред. М. А. – М.: Просвещение, 1985.
Опубликовано: 21.06.2016


В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]

Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.

Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.

Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.

Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.

Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.

Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]

Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:

– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;

– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Литература:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  2. Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.

3. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 11.11.2017).

  1. Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
  2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.11.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, история России, национальная безопасность, Родина, Российская Федерация, Россия, учащаяся молодежь.

20 января 2020   
Автор /
Юнусова М. С., Шаймуханбетова К.А.

ДОЛГнравственная
обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований,
но и внутренних нравственных побуждений. Превращение требования
нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу
данного конкретного лица. По своему общечеловеческому содержанию понятие долг
включает в себя выполнение ряда исторически установленных «простейших правил человеческого
общежития». Каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего
морального долга. Если в моральном требовании выражается отношение общества к
отдельным его членам, то долг – это отношение личности к обществу. Требования общества
к поведению личности, требования людей друг к другу в совместной жизни в
обществе наполняют долг. конкретным содержанием, превращают его в долг
гражданина, труженика, семьянина, долг дружбы, товарищества, долг человека
перед самим собой.

 Задача родителей – воспитать не только
гражданина, общественника, но и хорошего семьянина, правильно понимающего
дочерний, сыновний долг, родительский долг по отношению к своим будущим детям.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ – это совокупность наиболее
значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах
жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей,
независимо от пола, нравственные качества, формы поведения.

Родителям при
воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние
представления о мужестве не устарели, они просто видоизменились в современных
условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость,
ответственность и трудолюбие, – все это сохраняет свою актуальность и в
настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно
редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как
«ответственность». Между тем ответственность – это не только знание своих
обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и
готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель
нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков,
защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании
роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции
ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по
хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей
мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья,
как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они – результат большой и
очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ

В человеке ценят силу и доброту, честность и верность,
храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком
все эти прекрасные качества освящены любовью к Роди не, готовностью посвятить
свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний. Сегодня границы патриотизма
неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.
В наши дни подлинный патриот тот, кто борется за мир и сохранение жизни на
Земле, вносит практический вклад в решение общечеловеческих проблем.

И все же первая иглавная среди задач патриотического воспитания – это культивирование высших
идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой
Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма:
с ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять,
преодолеть любые трудности во имя долга, во имя идейных завоеваний нашего
народа. Столь важные ‘качества невозможно сформировать только на уроках в
школе. Они прививаются и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного
бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом,
воспоминания дед ветерана, семейные реликвии… Именно эти источники
нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда
считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало
бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это? Отечественная война,
например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы
о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и
гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример
уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях – знакомство с доблестью.
Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места –
осознание величия подвига. В образе жизни советской семьи, в преемственности ее
поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности
долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все
времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника,
борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И
первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда
были родители.

Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной
воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны
постоянные и глубокие усилия всех взрослых членов семьи. Ведь прочнее и легче
всего ребенок усваивает взгляды, суждения и привычки от самых близких ему
людей. И не надо опасаться, что высокие понятия превышают возможности детской
мысли. Следует говорить с детьми о Родине, ее неповторимой красоте, о
преданности, служении ей, защите. Говорить без резонерства, голых поучений,
упреков в незнании. Дети полнее всего приемлют слово, обращенное к ним в минуты
душевной «распахнутости» взрослого. Надо находить и использовать эти минуты.
Тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем
глубокий след.

ЧЕСТЬ1) как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее
общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в
почитании, авторитете, славе; 2) внешнее признание ценности человека и
внутреннее стремление к нему; 3) понятие морали и категория этики, признание,
которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в
нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с
которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного
достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего
социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и
умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее
трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для
общества развитие личности. Формируются через самооценку человеком самого себя,
своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются
человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение),
через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства),
которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального
окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не
поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих.
Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: «по достоинству и честь»
– это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют
друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень
достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять
свое достоинство в любых обстоятельствах.

Как воспитать патриота? 

Пусть
ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в
которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В воспитании у ребенка чувства
любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того,
какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими
впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных
мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к
родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При
воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям
и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и
интересно.

Нельзя быть патриотом, не
чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и
отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их
заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного,
целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства.

Древние говорили, что для
абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас
вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и 
общественные ценности.

Одним из важных аспектов
приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера
действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной,
родном городе, своём государстве, чувстве долга и ответственности за
происходящее.

Учёными давно доказано, что
именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных
ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Важными составляющими
патриотизма являются единство знаний, отношения, поведения.

Рассматривая патриотизм как
чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей 
Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном
возрасте «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его
маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и
проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому
чувству. Восхищение просторами страны, её красотой, природными богатствами
возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Поэтому очень важно, гуляя во
дворе, по улицам родного города, рассказывать о событиях, памятных для
конкретной семьи, жителей района, города и т.д., чтобы данное конкретное место
ассоциировалось в памяти ребенка с впечатлениями, полученными от описываемого
события. 

Не секрет, что яркие позитивные
воспоминания детства связаны именно с эмоциональными переживаниями: удивлением,
восторгом, восхищением, радостью. Научить видеть достопримечательности родных
мест, замечать красоту природы родного края в разные сезоны, отмечать
характерные особенности улиц, зданий – это  повседневная работа нас,
педагогов и родителей, не забывающих выражать свое отношение к увиденному, как
некий образец, эталон гражданских чувств.

Если взрослые любят свою Родину,
преданы ей, умеют показывать ребенку привлекательные стороны, можно быть
уверенным, что они смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни:
территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка
и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь
людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие
усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к
семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И
хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается
самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной
духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,
и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору.

Как привить национальные
ценности?

Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы
привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи
и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так
как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного
внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала
давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее
гнетом.  Современные родители
воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды
национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это
показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не
оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда
примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков
становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания.
Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с
семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного
дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а
воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо
уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в
казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их
специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия,
традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским
народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное
воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием
всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков
прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к
тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в
котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее
поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были
подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи,
наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

У казахского народа так же, как у большинства народов сын
– это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня,
зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения.
Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши
семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут
во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном
родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С
большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий
поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший
сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным
сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно
встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность
таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а
несмышленый джигит словно скотина» также связана с понятием национального
воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев
предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство
ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное
самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с
родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у
казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого
в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием
«изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания
и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители
прививают своим детям.  Уважение к
родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения,
почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к
национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского
народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди,
которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не
поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель
потомства, а мать – опора семьи.  Как
говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день»,
как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет.
На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких,
пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое
существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил
семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом
бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны
невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний
очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского
народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную
традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции
обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют
большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь
познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его действия
раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер
казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать
поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив
это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского
народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять
особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в
семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в
самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью
нашей нации.

Практические советы родителям

·    Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в
нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет
детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

·  Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенные черты народа, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с
поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к
общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются
положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного
творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.

·   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно
связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.

·  Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она,
пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.

  • Как воспитание полученное штольцем в детстве сказалось на его дальнейшей судьбе сочинение
  • Как воспитание влияет на формирование личности сочинение обломов
  • Как ворон и сова друг друга покрасили эскимосская сказка читать
  • Как ворон землю мерил ответить письменно на вопрос в тетради какова основная мысль сказки
  • Как воробьи кошку перехитрили сказка