Как вставлять примеры из текста в сочинение

При написании сочинений ((9.1), (9.2) и (9.3))  необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:

  • краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора;

    Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами (А. Чехов. Хорошая новость) — пример применения пересказа;

  • приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.

1. Цитата в виде прямой речи.

Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.

В. Белинский писал: «Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух, гений».

«Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — писал А. Н. Толстой.

«Для интеллигентного человека, — утверждает А. Чехов, — дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.

«Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица… не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить», — писал А. Чехов в статье «Хорошая новость».

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

Ф. Ларошфуко считал, что «истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Д. Писарева, «неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

4. Цитирование стихотворного отрывка.

Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.

О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:

И скучно и грустно и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, —

такие проникновенные строки пишет А. Пушкин.

Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).

С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».

Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).

Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.

Пример из сочинения (9.1).

В предложении (13) автор использует метафору «горели щёки».

Ещё одно выразительное средство, которое помогает автору изобразить портрет персонажа — сравнение.

Пример из сочинений (9.2) и (9.3).

Предложение (32) подтверждает мысль о том, что герой дорожил дружбой.

Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение (21)).

В предложениях (12)–(14) автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Источники:

http://gramma.ru, портал «Культура письменной речи».

http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».

http://old-rozental.ru, Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация.

Как правильно приводить примеры в сочинении: разбираемся с аргументами и делимся полезными советами

Содержание

  1. Что понимают под аргументами
  2. Что понимают под примерами из жизни
  3. Зачем аргументировать тезисы сочинения
  4. Топ-6 полезных советов

В сочинении, как и в эссе, важно не только показать грамотность, но и умение выражать мысли на письме. И если с грамматикой и синтаксисом еще можно более-менее успешно справиться, выучив необходимые правила, то навыки аргументирования (примеры) приобретаются на практике.

В этой статье расскажу, как находить подходящие примеры из жизни и приводить их в сочинении.

В большинстве случаев под аргументами понимают цитату из текста или произведения, указанного в задании к сочинению. Также это могут быть просто отсылки на текст или его фрагмент.

Все это в сочинении обязательно, если вы хотите получить за него высокую оценку. Конечно, точку зрения можно обосновать и без использования аргументов, но в таком случае итоговую оценку работы снизят.

Согласно требованиям, предъявляемым к сочинению, в нем обязателен хотя бы один аргумент и пример из жизни. Если аргументов больше, то примеры из жизни можно не приводить.

С примерами из жизни попроще, чем с аргументами, но многие студенты все еще не до конца понимают, что под ними имеют в виду.

Примерами из жизни могут быть:

  • ситуация, подсмотренная в фильме или сериале. Это может быть любое, в том числе современное произведение. Главное, чтобы пример соответствовал тезису;
  • сюжет или фрагмент какого-либо другого литературного произведения. Это все, что не относится непосредственно к тексту задания;
  • личный опыт, а также рассказы друзей и знакомых. Главное, не пуститься в подробности, а подать информацию лаконично и по существу;
  • результаты творческого труда в различных областях. Важное условие — соответствие теме сочинения.

Вы уже наверняка знаете, что грамотное сочинение строится на тезисах, которые подтверждаются примерами. Если в сочинении есть примеры, это говорит о качественно выполненной работе. А еще примеры кладут в вашу копилку несколько дополнительных баллов. Но это не главное.

Аргументированный тезис подкрепляет вашу точку зрения и оправдывает ее, указывает на более авторитетные источники, которым можно доверять.

Наличие примеров также говорит о погружении автора в тему. Ведь подбор подходящих слов, выстраивание грамотных конструкций, поиск релевантных примеров требует от студента определенных умственных усилий.

Я внимательно изучил тему и собрал для вас несколько полезных советов, придерживаясь которых вы напишете классное сочинение:

  1. Излагайте мысли последовательно. Предварительно составьте план и тезисы, которые будете использовать. Придерживайтесь намеченного плана.
  2. Не используйте сложные и длинные конструкции. Они усложняют понимание и перегружают текст. А еще в таком случае повышаются риски допустить ошибки.
  3. Если приводите примеры, не забывайте указывать источник. Тогда вас никто не обвинит в плагиате.
  4. Придерживайтесь художественного стиля. Сленг, просторечия и прочее оставьте для переписки с друзьями.
  5. Выделите в сочинении смысловые блоки. Ключевые из них — вступление, основная часть, выводы и заключительный абзац.
  6. Не бойтесь писать все, о чем думаете (в рамках разумного). И помните, что ошибаться нормально.

Надеюсь, мои советы помогут вам написать сочинение, которое преподаватель высоко оценит.

Наши рубрики

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов

Похожие статьи

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество? — это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике. Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет: Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования (частичного цитирования) (например, «в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например, «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож «на средней величины медведя» и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:
Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод: анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду». 

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя.
Совет по цитированию: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и в столбик. Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.

Правило оформления цитаты из стихотворения:

Стихи в столбик цитируем без кавычек! (разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).

Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!! Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение
Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Совет:лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: 
Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».
Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».

Цитирование фразы:
«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).

Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.
Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример: Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Сочинение для любого экзамена, особенно по русскому языку, строго регламентировано и не предполагает творческих находок. Сделано это в том числе потому, что русский – обязательный предмет, и его сдают не только гуманитарии. А конкретная схема позволяет легче понять, что необходимо делать для получения хорошей оценки. Так, сочинение 9.3 основывается на определении какого-либо понятия, которое нужно проиллюстрировать примерами. Один из них обязательно нужно взять из текста, зато второй может быть и из литературы, и из жизни. И это значит, что без аргумента Вы не останетесь. Если ничего подобного в книгах Вы не читали, да и у вас не было схожих ситуаций, то нужные обстоятельства всегда можно придумать. Написать сочинение не так сложно, если четко следовать плану. А чтобы еще облегчить жизнь, можно использовать различные клише и шаблоны на сочинения 9.3.

Вступление

В нем Вам предстоит дать толкование предложенному понятию. Если Вы даже не представляете, как определить это слово, можно использовать прием аналогии (на что это похоже) или прием следствия (что из этого получается). Также можно как-то классифицировать понятие. Например:

«Любовь – это чувство душевного подъема, симпатии к другому человеку (на что похоже), желание сделать что-то приятное для человека (что из этого получается). Любовь может быть к парню или девушке, родителям, друзьям, Родине, природе (классификация)».

Главное клише этого абзаца: «”Определяемое слово” — это чувство/состояние души…»

Все определения понятий для сочинения 9.3 Вы найдете по ссылке.

Аргумент из текста

Здесь нужно написать, как это понятие проявляется в тексте:

  • «В тексте “автора” мы находим проявление этого чувства. В предложениях “номера предложений” рассказывается о… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
  • «“Автор” затрагивает тему/говорит о “понятии”. В предложениях “номера предложений”… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
  • В конце абзаца нужно еще раз подчеркнуть, что приведенный Вами пример иллюстрирует нужное определение:
  • «Эта ситуация/этот момент (тут можно конкретнее – «эти отношения», «эта картина», «этот поступок») – пример “понятия”…»

Пример Вы можете увидеть в сочинении по тексту Горького или в сочинении по тексту Вигдоровой.

Аргумент из литературы или жизни

Вначале нужно сделать переход к аргументу – снова напомнить о понятии, связав его с жизнью или с литературой:

  1. «Без “понятия” жить сложно»;
  2. «Примеры “понятия” встречаются и в обычной жизни»;
  3. «Многие писатели также затрагивали тему/говорили/задумывались о “понятии”»;
  4. «Тема “понятия” часто раскрывается в литературных произведениях».

Далее нужно описать ситуацию из жизни или из книги. Помните, что в литературных аргументах обязательно должны быть автор и название:

  1. «В рассказе/повести/романе “название” “автор” “понятие” проявляется в…»;
  2. «“Имя героя”, герой рассказа/повести/романа “название” “автор”, проявлял “понятие”…».

Аргументы для сочинения 9.3 Многомудрый Литрекон уже подготовил:

  • Смелость
  • Драгоценные книги
  • Раскаяние
  • Материнская любовь
  • Дружба
  • Взаимовыручка
  • Сила характера
  • Внутренний мир
  • Нравственный выбор

Здесь перечислены далеко не все подборки, поэтому Вам необходимо освоиться в рубрике «Банк аргументов», чтобы всегда иметь доступ к примерам.

Заключение

Тут нужно пересказать по-другому определение из первого абзаца, согласившись с тем, что оно именно такое, как Вы его определили первоначально. Вряд ли будет иначе, ведь на ОГЭ обычно нужно рассказывать о «вечных» ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, счастье:

  1. «Таким образом, “понятие” помогает жить каждому человеку…» (если определять нужно нечто позитивное).
  2. «Таким образом, с “понятием” нужно бороться, чтобы жить полноценно…» (если определять нужно нечто негативное).
  3. «Итак, “понятие” – это».
  4. «Подводя итог, “понятие” – это».

Вот и все, сочинение 9.3, а с ним и ваши мучения, закончились. Теперь напишите еще 20 таких, и тогда на экзамене точно не попадете впросак. Помните, что в данном случае количество обязательно перейдет в качество.

Автор: Мария Копусова

Для убедительности своей позиции школьнику или студенту в письменной работе может потребоваться ссылка на авторитетный источник. Это может быть как точное изложение слов автора, так и косвенный намек на них. В любом случае важно знать, как оформить цитату и грамотно вставить ее в текст.

Содержание:

  1. Что такое цитата
  2. Виды цитирования
  3. Требования к цитатам
  4. Оформление
    • Расстановка знаков препинания
    • Как оформляется выделение внутри цитаты
    • С какой буквы начинать — строчной или прописной

Что такое цитата

Цитированием называют использование авторской речи без каких-либо изменений либо с минимальной корректировкой. В качестве выдержки из текста используют отдельные словосочетания, фразы или несколько предложений. Как и фразеологические идиомы, цитаты воспроизводят дословно, но, в отличие от первых, у них есть определенный автор. Его имя обязательно указывается, чтобы установить принадлежность фразы.

Само слово «цитата» имеет латинские корни и происходит от глагола citare, имеющего значение «призывать, приводить в действие». Таким образом, выдержки из книги или речи используются преимущественно для эмоционального воздействия на собеседника. К этой функции прибегают люди при цитировании отрывков из литературных произведений, а также реплик героев кинематографа.

Использование выдержек в текстах научного стиля связано с потребностью доказать состоятельность размышлений автора работы. Цитаты позволяют понять, какие источники применялись в процессе написания материала, а также на каком основании студент может выдвигать те или иные тезисы.

Виды цитирования

По способу оформления дословной выдержки из какого-либо текста выделяют два вида вставок — прямые и косвенные. К первой группе относятся цитаты, которые переданы в письменной работе дословно. В этом случае автор, цитирующий чьи-то слова, не просто ссылается на источник, но и максимально точно воспроизводит сказанное автором. Оформление выдержки зависит от особенностей ее расположения в тексте. Так, авторская фраза может стоять в начале или конце предложения, а также разрывать его.

К косвенным видам цитирования относят парафраз или пересказ — изложение оригинального материала своими словами. Этот способ особенно удобен, если студенту необходимо вставить большой отрывок из источника, а дословно скопировать его нет возможности. Парафраз позволяет отходить от авторской формулировки фразы, а также дает возможность проанализировать ее, тут же объяснить смысл сказанного. При оформлении выдержки обязательно указывают имя автора.

В зависимости от источников, использованных при цитировании, его разделяют на три группы:

  • взаимное — применение отрывков из материалов коллег;
  • по вторичным источникам — приведение цитат из воспоминаний, записей, пересказывающих утерянный или недоступный оригинал текста;
  • самоцитирование — использование выдержек из собственных работ.

Конкретные правила оформления зависят от того, в каком виде приводится цитируемая фраза.

Требования к цитатам

Особенности цитирования определяются типом письменной работы. Так, строже всего оцениваются научные материалы, для которых важна уникальность и лаконичность. Гораздо больше свободы у авторов работ художественного стиля, например, сочинений по литературе. Однако существует ряд правил по оформлению, универсальный для большинства типа работ.

Основное требование к оформлению цитат — ограниченное количество. Извлечения из чужих высказываний. выборки из текстов,, особенно прямые, должны быть уместными и не превышать по объему уникальные фрагменты текста. Рекомендуемый процент цитируемого материала — не более 15-20%. Высказывание должно быть лаконичным, и при оформлении умещаться в 1-2 небольших предложениях. Текст из источника не должен занимать более трети страницы, поскольку это снижает общий процент уникальности и говорит об отсутствии собственных мыслей у студента.

При цитировании необходимо использовать художественную или научную литературу в зависимости от типа письменной работы. Ссылка на справочные материалы нежелательна. Если есть необходимость пояснить значение терминов, привести их конкретное определение, достаточно процитировать его в самом начале работы, во введении.

Оформление цитат

Оформление

Чтобы грамотно использовать цитаты в тексте, необходимо ознакомиться со стандартными правилами их оформления. Включение выдержки в текст зависит от длины, роли, которую эта выдержка будет играть в тексте, и типа исходного материала.

Расстановка знаков препинания

Оформление прямой цитаты зависит преимущественно от ее расположения в предложении. Здесь возможны три варианта. Они описаны в таблице.

Позиция Слева от цитаты Справа от цитаты Схема (Ц — цитата, А — автор) Примеры
В начале Кавычки Кавычки, запятая, тире, указание на автора «Ц», — А «Невозможно хорошо воспитать ребенка, не подавая ему примера», — отмечает И. Васильева.
В середине Указание на автора, двоеточие, кавычки Кавычки, запятая, тире, указание на автора А: «Ц», — А И. Васильева пишет: «Невозможно хорошо воспитать ребенка, не подавая ему примера» — именно к такому выводу приходит она в своей статье.
В конце Указание на автора, двоеточие, кавычки Кавычки, точка А: «Ц». И. Васильева утверждает: «Невозможно хорошо воспитать ребенка, не подавая ему примера».

Цитата может прерываться таким образом, что указание на автора оказывается посередине. В этом случае оформление осуществляют по схеме «Ц, — А, — Ц»: текст, не входящий в выдержку, обрамляют запятой и тире.

«Безответная любовь, — утверждает Пушкин, — не унижает человека, а возвышает его».

Сокращенная цитата:

«Слава… производит постоянный трепет только в достойном ее», — считает Н. Гоголь.

В заключении Соловьев пишет: «…и все-таки театр — величайшее из искусств».

Знаки препинания внутри цитаты должны соответствовать авторским, даже если они не совпадают с правилами пунктуации. Но если студент вставляет выдержку по памяти, он должен ориентироваться на литературные нормы.

Если цитируемый отрывок не является началом предложения, после двоеточия и открытия кавычек указывают многоточие. То же самое касается оформления фраз, имеющих продолжение в оригинальном тексте, но ограниченных в работе. Знак также ставят с целью сократить выдержку из источника. Так, если автор работы решает опустить информацию в середине фразы, по правилам оформления он должен заменить ее многоточием. В случае, когда цитатой является четверостишие, его записывают в четыре строки, как в оригинальном произведении. При этом, согласно правилам русского языка, кавычки не используют.

Знаки препинания в цитатах

Как оформляется выделение внутри цитаты

Некоторые авторы, делая акцент на определенных фрагментах своего текста, выделяют их курсивом, жирным шрифтом или подчеркиванием. В таком случае при цитировании оформление должно максимально совпадать с оригинальным. Поясним это на примере:

Представьте, что это — страница текста оригинала, из которого берется цитата. В нем эта часть выделена курсивом. Значит, вставляя цитату в свою работу, вы также выделяете ее курсивом, А вот пример текста, в который вставлена такая цитата:

Выделение внутри цитаты

В главе II своей книги «Материалы для Биографии А.С. Пушкина» включил раздел «Толки и надежды современников; Дмитриев, гр. Хвостов, В. Пушкин», в котором поведал о том, что говорили современники о начинающем тогда поэте.

Допустимо использовать другой тип выделения, если выбранный автором не соответствует стилю издания. Дополнительных объяснений по этому поводу обычно не дают.

Если слова в первоисточнике, из которого берется цитата, никак не обозначены, но у цитирующего есть необходимость их подчеркнуть, это необходимо указать. В конце фразы, еще не закрытой кавычками, в скобках вставляют комментарий «курсив мой», ставят точку и тире. Правилами оформления допустимо также писать «выделено мной». После этого обязательно указывают инициалы человека, который осуществил выделение фрагмента фразы. Покажем это на примере той же книги Анненкова:

“До семилетнего возраста Александр Сергеевич Пушкин не предвещал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостию, своею тучностию, робостию и отвращением к движению он приводил в отчаяние Надежду Осиповну (курсив мой. — А.Б.)”, — писал Анненков в своей книге о Пушкине.

С какой буквы начинать — строчной или прописной

Требования к оформлению цитаты в таком случае определяются исключительно ее позицией в предложении. Так, если выдержка из текста располагается в самом начале, ее пишут с заглавной буквы. То же самое касается оформления цитаты, идущей после двоеточия. Исключение — выписка, не являющаяся началом предложения в оригинальном тексте. В этом случае после двоеточия открывают кавычки, ставят многоточие и начинают цитату с маленькой буквы.

Если выдержка из источника прерывается указанием ее автора, ее вторую часть, идущую после запятой и тире, нужно обозначить строчным символом. Когда цитируемый отрывок — дву- или четверостишие, каждую новую строку пишут с заглавной буквы. Например:

Не мило мне на новоселье:

Здесь все увяло, там цвело;

Одно и есть мое веселье —

Увидеть Царское Село{31}.

Цитаты, будучи особой частью письменной работы, должны быть не только правильно подобраны, но и грамотно оформлены. Особенности вставки высказывания в текст зависят от ее полноты и позиции в предложении.

  • Как вставлять в сочинение цитаты из текста
  • Как вставить эпиграф в сочинение
  • Как вставить цитату из текста в сочинение
  • Как вставить цитату из стихотворения в сочинение
  • Как вставить цитату из произведения в сочинение