Как вы думаете теряют ли свою выразительность постоянные эпитеты повторяясь в разных сказках ответ

👉 Ответы к странице 55. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 54

2) Как вы думаете, теряют ли свою выразительность постоянные эпитеты, повторяясь в разных сказках?


Ответ:

Я думаю, что постоянные эпитеты не теряют свою выразительность, а, наоборот, помогают лучше запомнить сказку и наполняют ее атмосферой волшебства.

Задание 53

1) К представленным существительным подберите эпитеты, которые часто встречаются в русских народных сказках.


Ответ:

Ясный месяц, синее море, добрый молодец, чистое поле, родный батюшка, ясный сокол, красное солнышко, дремучий лес, белый свет, чистая вода, белый лебедь, меткая стрела, ретивый конь.

2) Опираясь на материал рубрики «Лингвистические заметки», объясните, почему такие определения называются постоянными эпитетами.


Ответ:

Такие определения называются постоянными эпитетами, потому что они устойчиво сочетаются с теми или иными словами и называют наиболее важные и характерные их признаки. Кроме того, они постоянно используются в народном фольклоре.

Задание 54

Перечитайте две волшебные русские народные сказки и сравните их: что в них общего, чем они различаются; охарактеризуйте героев сказок; подумайте, в чём смысл каждой из сказок; проследите, есть ли в сказках общие места, повторяющиеся слова и выражения; постарайтесь пояснить их роль в тексте.


Ответ:

Я сравню сказки «По щучьему велению» и «Сивка-бурка».

Сходства:

1. Главные герои: Емеля и Иван. Изначально оба героя сказок — «дураки», лежат на печи, ленивы, имеют старших братьев, которые заставляют их выполнять свои поручения.

2. Помощник: Щука и Сивка-бурка. Благодаря помощникам оба героя с легкостью справляются со всеми заданиями, женятся на царевнах и становятся невиданными красавцами, а в финале устраивают «пир на весь мир».

Различия:

1. Иван сразу женился на царевне и жил во дворце.

2. Емеля и царевна в начале прошли испытания, а затем «жили долго и счастливо».

Обе сказки учат добру, смелости, вере в себя и находчивости.

Повторяющиеся выражения в сказках:

1. «По щучьему велению»: «По щучьему велению, по моему хотению».

2. «Сивка-бурка»: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»; «Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит».

Повторяющиеся выражения в сказках делят текст на логические части и придают повествованию последовательность.

Задание 55

1) Перед вами фрагменты былины об Илье Муромце — самом известном русском богатыре, и русских народных сказок. Какие устойчивые выражения, встретившиеся в текстах, употребляются и в современной разговорной речи? В каком значении и в какой ситуации их можно использовать?


Ответ:

В современной разговорной речи употребляются следующие устойчивые выражения, встретившиеся в текстах:

1. Сиднем сидел. Это выражение употребляется в значении домосед, то есть, никуда из дома не выходит. Его можно употребить в разговоре, когда речь идет о человеке, все время сидящем дома.

2. Лягушонка в коробчонке. Данное выражение — ироничное высказывание. Его можно употребить в разговоре, когда хочешь преуменьшить достоинства какого-либо человека в шутливой форме.

3. Умная голова. Это выражение употребляется в значении умный человек. Его можно употребить в речи, когда говоришь о человеке, хорошо разбирающимся в какой-либо сфере деятельности.

4. От нечего делать. Это выражение означает делать что-то от безделья, скуки. Его можно употребить в ситуации, когда человек совершает нелепые поступки от безделья.

Продолжение на следующей странице 56

Урок 12. Образность русской речи: эпитет,
сравнение.

Цель:
р
азвитие интереса к русскому языку,
формирование эстетического вкуса, воспитание интереса к родному языку.

1.                 
Проверка домашнего задания. Образ бабы-Яги
(иллюстрации и сочинения)

2.                 
Актуализация знаний по теме.

Послушайте
стихотворение и скажите, какова его основная мысль.

Ищу
слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зёрнышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы, лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы на чистые
Да на дела хорошие.

— Слова какой части речи преобладают в тексте
стихотворения? Почему?

Согласитесь, что без имён прилагательных наша речь не
могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень
много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена
прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
Употребление имён прилагательных помогает полнее раскрыть отличительные
свойства предмета, передать настроение поэта или писателя.

Особую выразительность художественной речи придают
прилагательные, употреблённые в переносном значении. Такими необыкновенными
«меткими, озаряющими» словами мы сегодня и будем заниматься. У имён
прилагательных есть очень важная роль в художественной литературе. Часто они
бывают эпитетами. Это волшебное свойство прилагательных. Благодаря эпитетам
возникают прекрасные стихи и сказки, повести и рассказы. Вспомним, что такое
эпитет. 

3.                 
Работа по учебнику. Стр. 54. Лингвистические заметки.

4.                 
Работа в
тетради.

Эпитетом называется художественное
определение, дающее яркую, выразительную авторскую характеристику предметам.

Среди эпитетов есть постоянные (старинные, народные), которые живут в
произведениях устного народного творчества. Да вы и сами их хорошо знаете!
Давайте вспомним, как характеризуются в сказках следующие предметы (запишите
постоянные эпитеты): море в сказках всегда какое? – синее, зима – лютая, лук –
тугой, разрывчатый, молодцы – добрые, девицы – красные.

5.                 
Выполнение упр. 52.

Найдите в отрывках из сказок эпитеты. Можно ли их
назвать постоянными? Как вы думаете, теряют ли свою выразительность постоянные
эпитеты, повторяясь в разных сказках?

6.                 
Выполнение упр. 53, стр. 55

7.                 
Подберите постоянные эпитеты к
представленным существительным.

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая. 
Постель — пуховая
Молодец – добрый
Девица – красная

8.                 
Работа
по учебнику. Стр. 57. Лингвистические заметки.

— На чем строится сравнение предметов?

9.                 
Выполнение
упр. 58.

— Как описывается внешность, походка, речь девицы-красавицы и
добра молодца в представленных фрагментах? Что с чем сравнивается? Как вы
думаете, почему?

10.             
Орфографический
практикум (упр. 60).

Домашнее задание

Опишите знакомого вам человека,
используя постоянные эпитеты и сравнения.

Эпитеты в русских сказках — основа поэтики народной литературы

04.10.2017

русские народные сказки

Эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции – добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать, делать более ярким уже имеющийся признак. «Эпитет как бы дает определенную окраску выраженному предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым».

Постоянные эпитеты

Несомненно, каждая сказка насыщена этими яркими и запоминающимися средствами художественной выразительности речи, многие из которых уже стали не просто постоянными, но справедливо бы было их называть даже фразеологизмами. Это давно знакомый нам «добрый молодец» или неотъемлемая для сказки «красна девица» с ее «золотой косой».

Пожалуй, самое значимое место в сказочной традиции и занимают именно эти народнопоэтические эпитеты, выделяющиеся на фоне других своим постоянством и неотделимостью от слова, которое они сопровождают. Такие эпитеты – основа всей поэтики сказок, определяющее начало «вкуса» жанра.

С помощью эпитетов мы узнаем о внешности героя, о его внутренних качествах, чертах характера, можем отнести того или иного персонажа к разряду положительных героев или же, наоборот, определить его как злодея. Как раз-таки примечательно, что эпитеты, характеризующие отрицательного героя отличаются особым многообразием, к тому же, могут указывать на степень проявления того самого зла, определяя этим значимость победы над страшною силой.

Уточняющие эпитеты

Еще один разряд слов, близкий по значению к эпитетам-описаниям — это такие эпитеты, с помощью которых выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий: когда беда становится «великой», а неволя «горькой», ненависть «страшной», а месть «жестокой», война же – «лютой» и «беспощадной».

Также, существует еще одна примечательная группа эпитетов, которая, называя признаки каких-либо понятий, преимущественно отвлеченных, выполняет уточняющую функцию в понимании их значения: здесь «грех» уже становится «нечистой думой», а «смерть» есть не просто уничтожение, но нечто «неминучее», «кручинное», то есть невыносимо печальное.

Эпитеты способны не просто обогатить нашу речь разнообразием форм одного и того же слова, но «украсить» ее, усилить смысл высказываемого. Так, «хитрая» баба становится «плутоватой», если ей приписать качества характерного животного, или сообразительность «мудрой» жены становится гораздо более яркой, если ее называть «прозорливою».

Также, хоть и более редки, но от этого не менее примечательны, случаи употребления в сказках эпитетов метафорического характера, когда в «сахарные» уста вкладывается, соответственно, «сладкая» речь, а «простые», ничего не значащие и пустые слова оказываются «ситцевыми».

Употребление имен  собственных

Еще одна по-настоящему особенная группа эпитетов – это слова, которые связаны с именами собственными. Идентифицируя их, имена, такие эпитеты способны наделять определенного героя более ярким признаком – это «Елена Прекрасная» или «Василиса Премудрая». В данном случае функцию именования выполняют имена прилагательные. Но, также, подобное «превращение» способны осуществлять, например, и приложения, распространенные или нераспространенные – «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга костяная нога» или же «Иван-дурачок».

Еще одна особенность, касающаяся употребления в сказках имен собственных – это возможность разграничения персонажей с одинаковыми именами, что довольно частый случай для сказок, с помощью эпитетов – слов или словосочетаний, — выполняющих различительную функцию. Например, «Иван» может быть и «дурачком», и «Бездольным», а «Богатырь» не только отличаться своей силушкой, но называться теперь даже «Бурей».

Такие отличительные признаки помогают определить не только умственные способности персонажа или же его физические данные, но и указать на его положение в обществе, так называемый социальной статус, возможно, происхождение или принадлежность к той или иной возрастной группе.

Так как в сказке главным героем часто является персонаж обездоленный, то есть выходец из низкого социального класса, то, можно сказать, создается некоторая необходимость в его специфическом выделении среди других героев. Здесь тоже в качестве вспомогательного средства выступают эпитеты, а точнее, особые средства словообразования, или лексические способы придания персонажу яркой индивидуальности.

Например, герою приписывается броское прозвище, указывающее на его внешний вид – здесь вспоминается «Ивашко белая рубашка», что к тому же, создает дополнительную оценку благодаря образовавшейся рифме, а суффикс -к- традиционно указывает на низкий социальный статус.

И если, пожалуй, самое распространенное мужское имя для сказок – это Иван, Ваня, то женское, несомненно, Настасья. Ведь именно имя Настасья, Настя, Настенька, Анастасия отождествляется в русских сказках с началом чего-то нового, находящегося в состоянии расцвета, обладающего исключительно живительными свойствами.

Неудивительно, что имя Настасья дано в сказках преимущественно молодым царевнам, естественно, с золотой косой – необходимым атрибутом их внешнего облика, как признака и символа невинности и чистоты. Здесь эмоционально положительную оценку создает именно цвет волос Насти – золотой.

Невольно ассоциации предлагают нам мысленно вспомнить такие синонимы как «чудо» или «волшебство», а дальше уже фантазия заставляет нас задуматься о том, что в самых трудных сказочных заданиях герой ищет животного обязательно с золотыми рожками или прекрасной золотой гривой, также самые удивительные на свете существа способны своими копытцами источать именно золото. Да и само оно, золото, в самом привычном понимании этого слова, есть несметное богатство и самое желанное приданое.

Интересно и другое, тоже нередкое, сказочное имя – Василиса. У Василисы, в отличие от Насти, коса обычно «неприкрытая». Тут любопытна догадка А.Н. Афанасьева о том, что, скорее всего, словосочетание «неприкрытая коса» у Василисы отождествляется с понятием Солнца в представлении людей, уходящее в Древние времена. Во-первых, само слова «краса» обозначает ничто иное, как «свет», во-вторых, для наших предков не было ничего более удивительного, более будоражащего умы и сердца, чем солнце – «прекрасного дневного светила, дающего всему жизнь и краски». Непокрытая коса – не значит в прямом смысле этого слова «ничем неприкрытая», но чистая, ничем не замутненная и не затуманенная.

Возвращаясь к вопросу употребления в сказках эпитетов-приложений, встречаются случаи, в основном единичные, использования таких дополнительных значений, которые бы участвовали в создании характеристики героя: конь не простой, а «летун»,  жена, предавшая мужа – «изменщица», а безутешный купец, потерявший супругу – «вдовец». Многие из таких словосочетаний образованы с помощью рифмы, и это, несомненно, придает персонажам, с присущими им подобными качествами, особую выразительность.

Говоря о возможности употребления эпитетов в самых различных формах, стоит отметить, что, также, весьма часто встречаются случаи употребления эпитетов в их усеченной, краткой форме – например, «сине» море да «чисто» поле или та же «красна девица».

Многим эпитетам, в особенности постоянным, характерно употребление их формы в так называемой инверсии – намеренном изменении привычного порядка слов – для создания более сильного эффекта – «лес дремучий», «богатырь могучий» и «славный», а «царь грозный» да «головушка бедная».

Эпитеты в названиях сказок

Некоторые эпитеты оказываются настолько актуальными, что перестают быть простым украшением для сказки, но становятся ключевым аспектом произведения. Это происходит, когда эпитет превращается в целую сему и тем самым выносится в заголовок сказочного текста. А, как известно, заглавие есть важнейший компонент концепции всего произведения, в нем всегда отображается главная идея и основная тема.

Название есть нераскрытое в полной мере содержание текста. Как правило, в такие заглавия выносятся словосочетания в их субстантивированном виде. Называя, например, героя сказки, они сразу позволяют читателю сделать некоторые оценочные выводы, относительно данного персонажа – например, сказка «Мудрая жена», «Жадная старуха» или «Оклеветанная купеческая дочь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпитет – это особое средство выразительности в сказке, позволяющее нам представить картину как о специфике языка в фольклорном жанре, так и языка в целом.

Автор статьи — Короткова Юлия.

Советую почитать:

структура сказки

Зачин, присказка и концовка в структуре сказок

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Как вы думаете равнодушие слово доброе или злое сочинение рассуждение
  • Как вы думаете почему этот рассказ о частном не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал
  • Как вы думаете почему сказка царевна лягушка относится к волшебным обоснуйте свой ответ пересказом
  • Как вы думаете почему самое важное и сокровенное причины бунтарства пугачев излагает в виде сказки
  • Как вы думаете почему рассказ о судьбе дуни начатый самсоном выриным ведется от лица повествователя