Как вы можете объяснить желание деда гаврилы из рассказа чужая кровь помочь своему недавнему врагу


Система работы по изучению творчества М. А. Шолохова.

Система работы по изучению творчества М. А. Шолохова.
Произведения Михаила Александровича Шолохова давно включены во все школьные программы. Книги этого писателя, признанного еще при жизни «классиком советской литературы», в течение нескольких десятилетий служили целям не только литературного образования, но и идейного воспитания старшеклассников. Сегодняшняя социокультурная ситуация диктует необходимость сконцентрировать внимание прежде всего на эстетическом и нравственном аспектах при изучении творчества писателя.
Центральным произведением М. А. Шолохова на уроках в выпускном классе в соответствии с большинством программ стал роман «Тихий Дон». Однако изучение романа я обязательно предваряю обращением к «Донским рассказам», которые, представляя самостоятельную ценность, вызывают интерес как шаги к созданию грандиозной эпопеи, ибо в них не только заложены новые типичные конфликты, которые будут развиты в романе, но и намечены присущие Шолохову средства создания характеров, черты его изобразительного и языкового мастерства.
На обзор «Донских рассказов» отвожу, как правило, 2 урока (за счёт уроков по теме «Русская литература 20 – 40-х годов»). Цель уроков — выявление шолоховской концепции Гражданской войны.
1 урок. Биография писателя. История и судьба донского казачества (доклады наиболее подготовленных учащихся). История создания «Донских рассказов». Сюжетная основа рассказов. Драматический раскол казачьего мира.
2-й урок. Острота и многогранность конфликтов. Психологизм шолоховских рассказов. Использование сказовой формы повествования. Художественные открытия Шолохова. Проблема авторской позиции. Гражданская война в понимании Шолохова.
К уроку прошу учащихся выборочно прочитать некоторые рассказы из цикла и предлагаю им ряд вопросов, которые позволяют глубже разобраться в содержании этих произведений.
Вопросы к рассказу «Родинка»:
1. В чём психологизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
2. Как изображает Шолохов душевное состояние Николки в начале рассказа?
3. Какую роль играет портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед
выступлением эскадрона?
4. Как раскрывается душевное состояние атамана?
5. Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3-й главы?
6. Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?
7. Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
8. Как она выражена?
9. В чем смысл названия рассказа?
Вопросы к рассказу «Продкомиссар»:
1. Какую библейскую притчу напоминает сюжет рассказа «Продкомиссар»?
2. В чем отличие шолоховского сюжета от библейского?
3. О каких морально-этических сдвигах свидетельствует это отличие?
4. Какова позиция новой власти (областного продкомиссара, председателя ревтрибунала) по
отношению к казакам? Чем она объясняется?
5. Чья позиция в противостоянии отца и сына Бодягиных кажется вам более основательной?
6. Как относится продкомиссар Бодягин к сделанному им выбору?
7. В чем смысл двухчастной сюжетной композиции рассказа?
8. Как связаны между собой эпизоды казни отца и спасения ребенка?
9. Чем руководствуется Бодягин, спасая ребенка?
10. Как сталкиваются в рассказе социальное и общечеловеческое, христианское начало?
Вопросы к рассказу «Чужая кровь»:
1. Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
2. Каковы причины неприятия героем новых порядков?
3. Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
4. Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. Какие художественные приёмы использует писатель в изображении земли? Как эти описания связаны с характером главного героя рассказа?
5. Какое чувство является психологической доминантой образа Гаврилы?
6. Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну?
7. Проанализируйте эпизод разговора деда Гаврилы с Прохором Лиховидовым. Как раскрывается в этом эпизоде психологическое состояние героя?
8. В чём своеобразие композиции диалога?
9. Какую роль играют авторские ремарки, портретные детали, жесты, мимика персонажей?
10. Как меняется настроение героев?
11. Каким образом создаётся ощущение драматической напряженности?
12. Каким авторским чувством проникнут финал эпизода?
13. Как повёл себя дед Гаврила в период продразвёрстки?
14. Что испытывает герой, увидев убитых продотрядников?
15. Какую роль в эпизоде играет портрет «белокурого»?
16. Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь своему недавнему врагу?
17. Как Шолохов изображает психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот период, когда они выхаживают раненого продотрядника?
18. Сопоставьте пейзажные зарисовки: «Утро — бледная немочь … » и «Расторопная весна уже турсучила Дон … ». Как и почему меняется характер пейзажа?
19. Как и почему меняется отношение героя к красноармейцам?
20. Какую роль в рассказе играет повторяющееся слово «отец»?
21. Можно ли объяснить примирение Гаврилы с красными политическими причинами, принятием героем нового режима или этому можно найти иное объяснение?
22. В чём смысл финала рассказа?
23. Сопоставьте состояние духа Гаврилы в эпизоде, когда он узнаёт, что его родной сын погиб, с его состоянием в финале, когда он осознаёт, что и названый сын покидает его навсегда.
24. Сделайте вывод об авторской позиции в отношении Гражданской войны. Каков, по-вашему, нравственный идеал автора?
На изучение романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» я отвожу 6 часов:
1 урок. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Духовный мир донского
казачества.
Для анализа предлагаю эпизод лугового покоса (книга 1, ч. 1. глава IX):
1. Каково настроение эпизода?
2. С помощью каких художественных средств оно создаётся?
3. Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?
4. Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
5. Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?
6. Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?
— Эпизод получения письма (кн. 1, ч. 3, гл. ХVII) и угрозы Пантелея Прокофьевича женить Григория (кн. 1, ч. 1, гл. Х):
1. На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?
2. Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
3. Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
4. Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
5. Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?
— Черты родового сходства в предыстории мелеховского рода (кн. 1, ч. 1, гл. 1).
— Связь с родным хутором, куренём (кн. 1, ч. 1., гл. ХII).
Вывод по уроку: земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень — вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.
2 урок. «Характер Григория Мелехова».
— Сцена лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл IX):
1. Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
2. Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо?
3. Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
4. Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
— Переживания героя по поводу убийства австрийского солдата (кн. 1, ч. 3, гл. Х):
1. Как связаны между собой рассмотренные эпизоды?
2. Какие черты личности героя раскрываются в них?
3. Какую роль играют в диалоге братьев Мелеховых авторские ремарки? Как они раскрывают отношение героя к насилию?
4. Какие изменения произошли в портрете героя?
— Эпизод купания коня (кн. 1, ч. 1, гл. III):
1. Какие детали пейзажа раскрывают своеобразие мировосприятия героя?
2. Каковы языковые особенности данного фрагмента?
3. Какая черта духовного мира героя раскрывается в этом эпизоде?
— Сцена избиения Евгения Листницкого (кн. 1, ч. 3, гл. XXIV).
— Осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу (кн. 1, ч. 2, гл. XXI).
— Григорий роняет «цыбарку» (кн. 1, ч. 3, гл. П).
Вывод по уроку: кровная связь с родной природой, любовь ко всему живому, страсть до буйства, обострённое чувство собственного достоинства — качества Григория Мелехова к началу Первой мировой войны.
3 урок. «Мировая война в изображении Шолохова». Сцены для анализа:
— Пейзаж, предваряющий военные эпизоды (кн. 1, ч. 3, гл. 1).
— Сцена мобилизации (кн. 1, ч. 3, гл. IV).
— Пейзаж, отражающий чувства Григория в первые месяцы войны (кн. 1, ч. 3, гл. Х).
— Позиция Чубатого и отношение к ней Григория (кн. 1, ч. 3, гл. ХII).
— Идеи Гаранжи (кн. 1, ч. 3, гл ХХIII).
4, 5 уроки. «Поиски правды Григорием Мелеховым. Гражданская война в романе». Эпизоды для анализа:
— Представление о казачьем долге (кн. 2., ч. 4, гл. IV).
— Одна из массовых сцен (по выбору) (гл. VIII, ХV, ХVII или XIX).
— Споры Григория с Извариным (кн. 2, ч. 5, гл. 11).
— Разговоры с Подтёлковым (кн. 2, ч. 5, гл. 11).
— Сцена расправы над чернецовцами (кн. 2, ч. 5, гл. ХII) .
— Переживания Григория после трагических событий (кн. 2, ч. 5, гл ХIII).
— Эпизод казни подтёлковцев (кн. 2, ч. 5. гл. ХХХ).
— Финал второй книги (кн. 2, ч. 5., гл. XXXI).
— Размежевание казачества (кн. 3, ч. 6, гл. 11 и ХХ, XXI).
— Участие Григория в казачьем восстании (кн. 3, ч. 6, гл. ХХVIII, ХХХV, ХХХVII, XLIV
6 урок. «Трагедия Григория Мелехова». (4 кн. романа, роль пейзажа, Григорий в отношениях с Натальей и Аксиньей).
После изучения романа «Тихий Дон» не могу не обратиться (обзорно) к роману «Поднятая целина». Для этого, опираясь на учащихся, прочитавших роман летом, провожу 2 урока, задача которых — помочь старшеклассникам самостоятельно осмыслить те проблемы, которые подняты автором в романе, ответить на те вопросы, которые возникают при его чтении.
1 урок: «Отражение противоречий коллективизации в романе «Поднятая целина». Анализ массовых сцен, связанных с раскулачиванием:
— Гл. IV (собрание). (Отношение к кулакам беднейшей части хутора. Драматизм,
конфликтность эпизода. Роль авторских ремарок).
— Гл VI. Раскулачивание Тита Бородина.
— Гл. VII. Фрол Дамасков (Рваный).
— Гл. VIII. Тит Бородин.
— Гл. IX. После раскулачивания. Собрание о вступлении в колхоз.
— Гл. XI. Раскулачивание Семёна Лапшинова (эпизод с гусыней).
— Гл. XVIII. Распределение кулацкой одежды.
— Ход дедом Щукарём (снимает напряжение, выводит из драматической ситуации).
2 урок: «Юмор в романе. Дед Щукарь» .
. Эпизоды для анализа:
— Щукарь при раскулачивании Тита Бородина (кн. 1, гл. VIII).
— Щукарь зарезал телушку (гл. ХV, ХVII).
— История с лошадью. Почему прозвали Щукарём (гл. XXXI).
— Щукарь во время покушения на Нагульнова (кн. 11, гл. 9).
— Злоключения Щукаря (кн. 11, гл. ХVIII, XIX).
— Щукарь после смерти Давыдова и Нагульнова (гл. XXIX).
И завершающие 2 урока по творчеству М. А. Шолохова посвящаю теме войны в его произведениях (за счёт часов в разделе «Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет»).
1 урок: «Шолохов-публицист. Рассказ «Наука ненависти» и роман «Они сражались за Родину».
2 урок: Рассказ «Судьба человека» (обобщение изученного в 9 классе).
Дома одиннадцатиклассники работают над сочинением на одну из предложенных тем.
Творчеству писателя-земляка посвящаю не только уроки, но и внеклассную работу.
На традиционном факультативе «Теория и практика сочинений разных жанров» (9- 11 классы) стараюсь развивать творческие способности детей, предлагая им поработать над «нелитературными» темами, например: «Путешествие по шолоховским местам», Портретный очерк «М. А. Шолохов», «Анализ фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
Вот ряд вопросов для анализа отдельных, наиболее значимых эпизодов фильма:
— В каких тонах изображена мирная жизнь Андрея Соколова? Почему картины мирной жизни начинаются с эпизода строительства дома? Что сообщается об этом строительстве в рассказе? Почему краткую фразу Шолохова Бондарчук разворачивает в целый эпизод?
— Какова атмосфера последнего предвоенного эпизода картины? С помощью каких деталей она создается? Сопоставьте этот эпизод с эпизодом возвращения Соколова на родное пепелище.
-Проанализируйте эпизод расстрела пленных. Для чего вопреки литературному первоисточнику авторы фильма показывают среди расстреливаемых доктора?
— Эпизод побега. Каким образом создается динамичность сцены? Какую роль играет образ леса? Как изображено взаимодействие человека и природы?
— Объясните назначение ряда эпизодов фильма, которых нет в рассказе Шолохова. Для чего, на ваш взгляд, режиссер включает в фильм короткий эпизод в карцере?
— Какое место занимает в шолоховском тексте рассказ героя о работе в каменном карьере? Каково место соответствующего эпизода в фильме Бондарчука? Как раскрывается в этом эпизоде характер Соколова?
— Сцена с лагерфюрером Мюллером. Какую роль выполняет изобразительный ряд и музыкальный фон в эпизоде перехода Соколова через лагерный двор? Какой эффект создает своеобразный ракурс съемки (небо показано снизу через колючую проволоку)?
— Проследите за мимикой героев в эпизоде разговора в комендантской. Как меняется настроение Мюллера? Каким показан враг в этом эпизоде? Как раскрывает его характер интонация речи и жестикуляция? Почему режиссер строит эпизод преимущественно на крупных планах? Зачем даны крупные планы немецких офицеров, сидящих за столом? Какие оценки поведения Соколова выражают их лица? Как передает С. Бондарчук в этом эпизоде «достоинство и гордость» своего героя?

— Почему сцену в комендантской можно считать кульминационной в картине?

— Соколов и Ванюшка. Как произносит Соколов слова «неправды» в автомобиле? Что
выражает его интонация? Какими кинематографическими средствами раскрывают авторы фильма силу переживаний героя?

— Как выстраивает режиссёр начальный и финальный эпизоды фильма? Какую роль играют в них образы земли, неба, талой воды?
Безусловно, предлагаемая система изучения творчества Шолохова — это лишь один из многочисленных путей преподавания данной темы, который, однако, сможет оказать помощь учителю в его творческой работе.

Автор: Гаркушенко Валентина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Гуково Ростовской области. 

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Суля (13.06.2013)
|
Просмотров: 6245 | Комментарии: 2

Всего комментариев: 2

Порядок вывода комментариев:

2
Суля   (26.07.2013 10:28)

Спасибо за комментарий! smile

Спасибо за интересный  материал! Попробую использовать в 11 классе  в новом учебном  году.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

Вход

]

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ произведения Чужая кровь

Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

Главным персонажем рассказа представляется старый казак, дед Гаврила, который вместе с женой в период Гражданской войны отправляет на фронт своего единственного сына Петра для борьбы с ненавистными большевиками. С отъездом сына хозяйство больного старика постепенно разрушается, но долгожданного возвращения домой сына старикам дождаться не суждено, так как Петька оказывается убитым на поле боя.

Спустя время в станице появляются отряды большевиков, выполняющих задания по продразверстке, которых не желает воспринимать местное казачье сообщество, вступая с красноармейцами в военные стычки. В результате одного из боев дед Гаврила обнаруживает тяжело раненого бойца, возраст которого совпадает с Петькиным. Старик забирает парня в свой дом и совместно с женой начинает выхаживать раненого.

Боец по имени Николай через некоторое время становится для семьи деда Гаврилы родным человеком, заменившим старикам потерянного ребенка, несмотря на то, что в нем течет чужая кровь и он является для них приемным сыном. Даже обращаются дед Гаврила с женой к парню по имени собственного сына, воспринимая его в качестве близкого человека. 

Однако спокойное счастье стариков омрачается пришедшим в адрес Николая письмом, в котором его приглашают обратно на родной уральский завод, и молодой человек принимает решение о возвращении в родные края. Для стариков его выбор становится болезненным и страшным, поскольку они в очередной раз лишаются сына, пускай и приемного, но заменившего им родного ребенка.  

Смысловая нагрузка рассказа «Чужая кровь» раскрывает тематику преемственности поколений, являющейся фундаментом жизненного пути человека в его стремлении оставить на земле собственный след для грядущих потомков. Образ казака Гаврилы демонстрирует самобытность донского казачества, отличающегося добротой, милосердием, любовью к ближнему.

Писатель мастерски передает чувства и душевное состояние обычного человека, который, несмотря на внешние обстоятельства и классовую ненависть, ставит на первое место бескорыстную родительскую любовь, являющуюся неиссякаемым источником земной доброты.

Среди средств художественной выразительности автор применяет в рассказе эпитеты и символические образы, позволяющие более тонко и ярко подчеркнуть боль, горестную печаль пожилых людей, оставленных без сыновьей любви в одинокой старости и безрадостной жизни. Кроме того, в произведении присутствует художественный прием параллелизма, являющийся традиционным для использования элементов устного народного творчества, акцентирующий внимание читательской аудитории на жестокости и бессмысленности кровопролитных войн, сеющих ужас, смерть, боль и страх, а также гибель невинных людей.

Анализ 2

Рассказ «Чужая кровь» Шолохова М.А. начинается с описания донской степи в живописный зимний период. «Степь непаханая» — это основной эпитет произведения, который улавливается читателем уже в самом начале. Главным героем рассказа выступает старый и больной дед Гаврила. Его единственный сын пропал без вести во время войны.

Произведение «Чужая кровь» входит в цикл М.А.Шолохова «Донские  рассказы». Во всех произведения этой категории четко прослеживается идея гуманизма, доброты и заботы об окружающих людях.

Дед Гаврила – это бывший казак. Он уже очень стар. Он всю жизнь любил и воспитывал своего сына Петра. Но когда началась Гражданская война, дед Гаврила отправил его воевать. Это была борьба против большевистской власти. После отправления Петра на фронт старик остался жить с женой. Двое больных и престарелых людей не могли должным образом следить за хозяйством. Поэтому все начало приходить в упадок. Ожидания возвращения Петра с поля боя оказались напрасными. Парня убили на фронте, и старики остались без единственного сына.

Через некоторое время начинают появляться в станице большевистские отряды. Они занимаются продразверсткой. Это очень не нравится местному казачьему населению. На почве этого недовольства возникают стычки и военные конфликты. После очередного боя дед Гаврил находит раненого солдата. По возрасту парень напоминает покойного Петра. Дед решает пожалеть солдата и забирает его к себе. Вместе с женой они начинают ухаживать за раненым.

Умирающего бойца зовут Николай. Спустя время он становится будто родственником для стариков. Николай заменил им их убитого сына, хотя в нем течет не их, а чужая кровь. Старики очень привязались и полюбили парня. Иногда они называют его Петей.

Но семейное счастье длилось  не долго. Николаю пришло письмо, с приглашением вернутся на завод. Парень долго думая решает возвратиться домой. Дед Гаврил, с женой узнав об этом, начинают страдать и мучатся. Им очень больно они словно второй раз теряют родного человека (сына).

В произведении «Чужая кровь» М.А. Шолохов изобразил деда Гаврила добрым, великодушным  и умеющим любить человеком. Автор с помощью разных приемов описал чувства стариков, которые теряют ребенка. Но, несмотря на горесть утраты люди, находят в себе силы жить дальше. Дед Гаврил с женой нашли в себе мужество преодолеть классовую ненависть и полюбить чужого ребенка. Великое чувство родительской любви, доброты и терпимости описано Шолоховым М.А. в произведении «Чужая кровь».

Анализ произведения Чужая кровь

Анализ произведения Чужая кровь

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это — символы.

  • Сочинение по произведению Два капитана Каверина

    «Два капитана» — это про детскую мечту, которая станет былью. Когда один капитан будет искать другого капитана. В городе Н-ске живут два мальчика. Одного из них зовут Саня Григорьев, другого – Петька Сковородников.

  • Бывает ли общественное мнение ошибочным? — сочинение

    Зачастую многие люди используют общественное мнение для того, чтобы так или иначе коммуницировать с окружающими их людьми. Само собой, не стоит доверять общественному мнению на 100%, так как оно может быть ошибочным.

  • История создания романа Дубровский Пушкина

    Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год

  • Сочинение Проблема смысла жизни и цель

    Еще с первобытных времен человек не только переживал за свое благополучие, но так же задается постоянными вопросами: «Кто есть человек?», «Как он появился на планете Земля?» и, самый важный вопрос «Зачем он здесь?».

Анализ рассказа «Чужая кровь» Шолохова М.А.

«Чужая кровь»

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломана скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С брлью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости, оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять. Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши-им. расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак-геримй для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социальноисторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

Печать

Просмотров: 126345

  • Как вы думаете равнодушие слово доброе или злое сочинение рассуждение
  • Как вы думаете почему этот рассказ о частном не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал
  • Как вы думаете почему сказка царевна лягушка относится к волшебным обоснуйте свой ответ пересказом
  • Как вы думаете почему самое важное и сокровенное причины бунтарства пугачев излагает в виде сказки
  • Как вы думаете почему рассказ о судьбе дуни начатый самсоном выриным ведется от лица повествователя