Как вы понимаете фразу тютчева умом россию не понять аршином общим не измерить итоговое сочинение

На чтение 7 мин Просмотров 3.1к.
Обновлено 23 ноября, 2021

Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» (направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»). Для аргументации изложенных мыслей были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина.

Вариант 1

Удивительно, как Федору Ивановичу Тютчеву удалось передать весь уклад русской жизни в одной фразе. Россия не похожа ни на какую другую страну. Только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться. На судьбу нашего народа выпало немало испытаний, поэтому исторически так сложилось, что славяне – сильные и мужественные люди.

В качестве примера хотелось бы привести рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В основе сюжета произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. После окончания Великой Отечественной войны автор встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека».

Главным героем произведения является Андрей Соколов. Его судьба полна ужасных испытаний, которые способен выдержать далеко не каждый человек. До войны он жил, как все остальные люди: работал водителем, затем женился, обзавелся детьми, построил свой дом. Он жил хорошо, но война разрушила все его мечты и желания. За время войны главный герой был два раза ранен, контужен, побывал в плену. Однако стойкость характера и небывалая сила духа не давали ему умереть. Он всегда верил в победу, и оставался преданным своей Родине даже перед лицом смерти.

Самым страшным испытанием для Соколова стало известие о гибели его жены и дочек, а спустя некоторое время не стало и его сына. Но и эти лишения не ожесточили его, не заставили потерять веру. Война отняла у него все, но надежды лишить не смогла. Когда Соколов решил, что уже никогда не будет счастлив, судьба подкинула ему маленького осиротевшего мальчика, который отчаянно нуждался в чьей-то заботе. Так, главный герой вновь почувствовал радость отцовства, а Ванюшка, наконец, стал нужным кому-то. Соколов усыновил мальчишку, и таким образом наполнил свою жизнь смыслом. Теперь ему было необходимо научить маленького мальчика тому, что делает человека человеком. И автор выражает надежду на то, что у плеча такого человека вырастет тот, кто сможет все преодолеть на своем жизненном пути, и встать на защиту Родины, если она позовет.

Другим произведением, где в качестве главного героя выступает простой русский солдат – является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор уделял особое внимание русскому народу в своем творчестве. Он восхищался стойкостью своих соотечественников, их преданности и патриотизму. Твардовский считал всех советских солдат – настоящими героями, поэтому прославлял их во многих своих произведениях.

Василий Теркин – собирательный образ, вобравший в себя лучшие качества всех русских солдат. Он веселый, верный, мужественный, храбрый, решительный, готовый всегда прийти на помощь своей Родине. В мирное время он – добрый, отзывчивый друг и душа компании, а с приходом войны в нем проявляется твердость и сила духа. Людям настолько стал близким образ главного героя, что его имя стало нарицательным, а сам Твардовский говорил, что каждой роте необходимо выделить по своему Теркину. И это действительно так, ведь в самые страшные минут жизни, когда вокруг смерть и пули, человеку больше всего необходима вера в победу и надежда на лучшее, которую вселял в сердца своих товарищей по оружию бравый парень Василий Теркин.

Таким образом, можно прийти к выводу, что секрет силы нашего народа кроется в непостижимой русской душе, понять которую не под силу тем, кто родился за пределами нашего государства. Умом Россию не понять, в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие напасти.

Вариант 2

Россия всегда отличалась от других мировых государств. К ее описанию как нельзя лучше подходят строки из знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?». По мнению автора именно удивительный образ мышления русского народа – залог его величия. Он считал, что Россию невозможно оценить по общепринятым меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой.

Многие русские писатели пытались понять самобытность русского народа, его уникальную сущность. Не исключением стал и Н.В. Гоголь. Его творческий путь – путь постижения русской жизни, судьбы всей России.

Не случайно, знаменитый литературный критик С.Т. Аксаков назвал поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» — сатирой на крепостническую Русь. Это смешное и веселое произведение, наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Смешные сцены трагедии лишь оттеняют общую трагическую картину русской действительности первой половины 19 века.

С иронией описывает Гоголь типичный губернский город. Комедийно изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем облике самого города, но и о жизни его обитателей, их нравственном и культурном уровне. Также иронично изображены портреты местных помещиков и чиновников. Слащавый взгляд Манилова автор сравнивает с сахаром, тем самым намекая о его истинной льстивой натуре, внешность Собакевича приравнивается к облику медведя, что сближает его образ с животным.

Кроме иронических характеристик в поэме происходят комические ситуации. Причем, эти ситуации связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из простого народа. К примеру, дворовая девка Пелагея, указывая кучеру Селифану дорогу, не знает, где право, а где лево. Этот эпизод говорит о крайнем невежестве народа, о его неразвитости и темноте вследствие долгого крепостнического уклада жизни. Даже грамотный крепостной Петрушка выступает в качестве пародии на образованного человека, потому что он складывает буквы в слова только ради удовольствия, совершенно не вдумываясь в их смысл.

Н.В. Гоголь в своей поэме хотел изобразить все пороки русской жизни, антинародный характер чиновничьего аппарата. Он считал, что сатира – одно из самых действенных средств преобразования общества. Писатель любил свою Родину, и мечтал о ее светлом будущем, но понимал, что при подобном государственном устройстве оно невозможно.

Другим автором, который большую часть своего творчества посвятил России, был А.С. Пушкин. Он осветил исторические события своей Родины, начиная с глубокой древности – «Песнь о Вещем Олеге», и до Петра Великого. Его интересовали трудные эпохи и государственные деятели, которые оказали влияние на будущее великой державы. Больше всего Пушкина привлекала личность Петра I – могущественного правителя, посвятившего всю свою жизнь России. Ему были посвящены две поэмы – «Полтава» и «Медный всадник».

События, описанные в поэме «Полтава», происходят в период укрепления Российского Государства. В произведении упоминаются реальные исторические деятели, живущие в то время: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Петр I противопоставляется Карлу XII. Император Всероссийский уверен в себе, уверен в предстоящей победе, в то время как король Швеции представлен нерешительным и флегматичным самодержцем. Таким образом, автор выражает гордость за свою Родину, он полон патриотического чувства и восхищается славной победой. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность лучшего будущего.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что строки из стихотворения Ф.И. Тютчева образно и метко характеризуют Россию. Автор уверен, что его Родина будет жить и развиваться даже в самых ужасных условиях. Он говорит о том, что Россия – крайне непредсказуемая страна, и эта черта помогает ей выстоять в те времена, когда уже нет надежды на лучшее.

(484 слова) Многие отечественные авторы посвящали России свои лучшие творения. Каждый из них давал своей стране честную и меткую характеристику. Одной из самых известных является цитата Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не изменить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Что хотел сказать автор? А то, что самобытность нашей родины нужно чувствовать, ее не познают, а ощущают. Невозможно анализировать ее, ставить в ряд с другими и беспристрастно оценивать. Это наш дом, и мы любим его, несмотря ни на что. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры из литературы.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Павел Веретенников путешествует по России в поисках образчиков народной культуры. Никто не знает, кто он и откуда, однако простые люди величают его «барином», потому что речь, манеры, достаток говорят о его происхождении довольно красноречиво. Уж на что учен Павел, не может он понять Россию своим умом, поэтому бросает свой дом и отправляется в путь, чтобы почувствовать свою страну. И выходит с трудом. Автор описывает эпизод, где Павел сокрушается о том, что крестьяне больно много пьют. Не может он понять и найти рациональное объяснение такому поведению. А его и нет. Яким Нагой отвечает барину, но не оправдывается, а пробует донести свой эмоциональный посыл: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет!». И Павел проникает в эту тайну русского менталитета, но не умом, а сердцем. Он ощущает горе людей и признает их правоту, проставляя «два шкалика». Этот пример позволяет убедиться, что даже самые ученые господа подчас не постигают природы России и нуждаются в общении с народом, который погружает их в самую сердцевину национальной самобытности.

Не менее яркий пример можно найти в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов получил престижное образование за рубежом, он интересуется философией и изучает мудрые книги, но все эти знания не позволяют ему проникнуть в менталитет родной страны и проникнуться его духом. Как бы ни пытался Пьер познакомиться с простыми людьми и понять их нужды, ничего у него не выходит. Путешествие по родным землям привело лишь к тому, что местные старосты обвели барина вокруг пальца. Все преобразования Безухова пошли во вред крестьянам. Например, от введенного графом образования родители готовы были отказываться за деньги, ведь поп бил детей и учил их тому, что им вовсе не нужно. И так было во всех сферах. Однако герой все-таки смог окунуться во внутренний мир Руси, когда жил бок о бок с Платоном Каратаевым, который смог пробудить национальные чувства Пьера, вернуть его к истокам. Безухов стал ощущать русский дух и интуитивно понимать, как себя вести. С тех пор его деятельность пошла на пользу народу, ведь он смог почувствовать его боль и найти решение проблем.

Таким образом, понять Россию может только тот, кто ее чувствует, кто связан с ней духовными узами. Один лишь ум не может объять всю национальную самобытность нашей страны, такой бескрайней и сложной в своем многообразии. Нужно ощущать родство с ней, проникнуть в своеобразие ее ментальности, чтобы найти тот аршин, который мог бы измерить ее уникальность. 

Направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Наверное, каждый человек слышал строку из произведения одного очень талантливого поэта: «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Эти слова принадлежат Фёдору Ивановичу Тютчеву и не теряют своей актуальности и в наши дни. Художник слова размышляет над необъятностью, мощью нашей страны. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема величия, душевности русского народа.

Так, в произведении Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов из-за войны теряет своих близких: жену и детей –, но не отчаивается и продолжает сражаться за мирное небо над головой. Он выбирает благополучие Родины и жертвует своим счастьем. Герой попадает в плен, проживает все ужасы войны (голод, холод, издевательство над собой, убийство десятков людей из-за национальности или звания), но его сердце не черствеет, оно ещё способно любить, сострадать и созидать. Андрей Соколов – пример человека, который живёт не ради себя, а ради других. Он никогда не предаст и поможет в беде. Жизнь героя сложилась очень трагично, но он из-за этого стал только сильнее духом, стал ещё больше любить своё Отечество. Таким образом, мощь и сила русского народа проявлялась на войне, кровавой и беспощадной. Многие люди проявляли свои лучшие качества ради Отчизны.

В произведении Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие» повествуется о женщинах, которые хотели помочь одержать победу в страшной и беспощадной войне. Они пожертвовали своими жизнями, семьями, личным благополучием. Соня и Лиза, Рита и Галя, Женя героически погибли, защищая самое дорогое. Девушки показывали свои лучшие качества, старались не унывать и поддерживать друг друга. В повести автор затрагивает важную мысль: личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны. Васильев показывает, что героини, как и сотни тысяч солдат, умерли ради мирного неба над головой потомков, они не думали о себе, а переживали за будущее страны. Эта позиция автора подтверждает фразу «умом Россию не понять». Действительно, на войне люди не думали о своем здоровье и благополучии, они поступали так, как велит им сердце.

Иван Сергеевич Тургенев, продолжая своё произведение, заявляет: «В Россию можно только верить». Это самые лучшие и мудрые слова. Мы должны дорожить тем, что сейчас имеем, ведь ради мирного неба над головой, необъятности земель и счастья народа положили жизни тысячи солдат на фронте.

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Умом Россию не понять»… Эти слова, сказанные более века назад, но остающиеся актуальными с тех времен до наших дней, принадлежат русскому поэту Фёдору Тютчеву. «Умом Россию не понять»… А ведь и правда, очень многие события из отечественной истории не поддаются пониманию. Россия прошла и через набеги кочевых племен, и через зависимость от монгольского хана, и через множество войн. Было много побед и поражений.

Однако ничто не смогло заставить пасть духом русский народ. Он всегда полон патриотизма и любви к Родине, поэтому готов защищать её любой ценой. Не в каждом государстве, отличающемся хорошо развитой экономикой и высоким уровнем жизни, граждане способны на такое проявление патриотизма и мужества.

Да, в России условия жизни большинства людей не так хороши, как хотелось бы. Но именно эти люди готовы на всё ради сохранения страны, в которой живут они и их близкие. И они сделают всё, чтобы врагу не досталась их Родина. Именно этот феномен не поддаётся объяснению, благодаря ему «умом Россию не понять». Тема необычайного мужества и ответственности за Родину затрагивалась и в других произведениях русских поэтов и писателей. К ним можно отнести стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Оно было написано в годы Великой Отечественной войны.

В нём поэтесса призывает русских солдат к защите Родины. Стихотворение звучит торжественно и представляет собой клятву. Автор обещает, что русский язык, а вместе с ним и сама Россия, будут спасены. Подчёркивается эта клятва последним словом произведения, словом «навеки», и единственным во всём стихотворении восклицательным знаком после него.

Ахматова знала, на что способны солдаты Красной армии, как они расставили приоритеты на войне. «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова». Эти и последующие строки показывают, что для бойцов важнее было отстоять Родину, не дать исчезнуть русскому языку, защитить своих близких и сохранить историю могущественного государства.

Для них это представляло намного большую ценность, нежели собственные жизни. Клятва, что дана Ахматовой в стихотворении «Мужество», конечно же, была исполнена. Сохранили и страну, и великий язык. Настолько сильны были чувство патриотизма и боевой дух. Это завораживает и не поддаётся объяснению. Именно поэтому «умом Россию не понять».


­Пример сочинения 2

Многие отечественные авторы посвящали России свои лучшие творения. Каждый из них давал своей стране честную и меткую характеристику. Одной из самых известных является цитата Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не изменить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Что хотел сказать автор? А то, что самобытность нашей родины нужно чувствовать, ее не познают, а ощущают. Невозможно анализировать ее, ставить в ряд с другими и беспристрастно оценивать.

Это наш дом, и мы любим его, несмотря ни на что. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры из литературы.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Павел Веретенников путешествует по России в поисках образчиков народной культуры. Никто не знает, кто он и откуда, однако простые люди величают его «барином», потому что речь, манеры, достаток говорят о его происхождении довольно красноречиво. Уж на что учен Павел, не может он понять Россию своим умом, поэтому бросает свой дом и отправляется в путь, чтобы почувствовать свою страну. И выходит с трудом. Автор описывает эпизод, где Павел сокрушается о том, что крестьяне больно много пьют. Не может он понять и найти рациональное объяснение такому поведению. А его и нет. Яким Нагой отвечает барину, но не оправдывается, а пробует донести свой эмоциональный посыл: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет!». И Павел проникает в эту тайну русского менталитета, но не умом, а сердцем. Он ощущает горе людей и признает их правоту, проставляя «два шкалика». Этот пример позволяет убедиться, что даже самые ученые господа подчас не постигают природы России и нуждаются в общении с народом, который погружает их в самую сердцевину национальной самобытности.

 Не менее яркий пример можно найти в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов получил престижное образование за рубежом, он интересуется философией и изучает мудрые книги, но все эти знания не позволяют ему проникнуть в менталитет родной страны и проникнуться его духом. Как бы ни пытался Пьер познакомиться с простыми людьми и понять их нужды, ничего у него не выходит. Путешествие по родным землям привело лишь к тому, что местные старосты обвели барина вокруг пальца. Все преобразования Безухова пошли во вред крестьянам. Например, от введенного графом образования родители готовы были отказываться за деньги, ведь поп бил детей и учил их тому, что им вовсе не нужно. И так было во всех сферах. Однако герой все-таки смог окунуться во внутренний мир Руси, когда жил бок о бок с Платоном Каратаевым, который смог пробудить национальные чувства Пьера, вернуть его к истокам. Безухов стал ощущать русский дух и интуитивно понимать, как себя вести. С тех пор его деятельность пошла на пользу народу, ведь он смог почувствовать его боль и найти решение проблем.

 Таким образом, понять Россию может только тот, кто ее чувствует, кто связан с ней духовными узами. Один лишь ум не может объять всю национальную самобытность нашей страны, такой бескрайней и сложной в своем многообразии. Нужно ощущать родство с ней, проникнуть в своеобразие ее ментальности, чтобы найти тот аршин, который мог бы измерить ее уникальность. 


­Пример сочинения 3

«Умом Россию не понять…» — одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.

Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.

Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.

«У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.

Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях.

  • Как вы понимаете фразу мать короткий праздник на земле напишите небольшое сочинение рассуждение
  • Как вы понимаете фразу лермонтова люблю отчизну я но странною любовью сочинение итоговое
  • Как вы понимаете фразу дорогу осилит идущий сочинение
  • Как вы понимаете фразу вот злонравия достойные плоды сочинение
  • Как вы понимаете фразу бальзака чтобы дойти до цели человеку нужно только одно идти сочинение