Как вы понимаете название сказки премудрый пескарь

Смысл названия сказки «Премудрый пескарь»

На чтение 3 мин Опубликовано 04.02.2022 Обновлено 04.02.2022

В сказке читателю повествуется о маленьком пескаре. Родитель внушил ему тревогу и опасение перед окружающим миром. Он всегда был послушным ребёнком своих родичей. Когда пескарь повзрослел – сделал себе укрытие в норе и выходил оттуда только тёмное время суток, он боялся будущего. Считая себя беззащитным и выбираясь исключительно ночью – он стал слепнуть. Иногда ему приходилось оставаться голодным, если он видел потенциальную опасность.

В норе он прятался от окружающих угроз и опасностей. Весь день пескарь находился в норе и боялся всех обитателей реки. Время от времени пескарю снился сон, где он выигрывал деньги, становился огромным опасным хищником и сам проглатывал крупных рыб. Его тайная мечта часто снилась, но становилась явью. Самая главная ценность в жизни пескаря была личная безопасность, ему удалось благополучно прожить сто лет, но он был лишён преданных и верных друзей, не завёл семью. Окружающие всегда считали его уважаемым и премудрым. На смертном одре он осознал, что существование его было хоть и долгим, но бессмысленным.

Он понимал, что уже поздно что – то менять и смирившись находился в норе и с тоской ждал смерти. Анализируя бессмысленные годы жизни – он понял, что пескари давно исчезли бы из водоёма, если бы остальные были такими же трусливыми. Незадолго до смерти ему видится сновидение, в котором пескарь подрос и стал самым бесстрашным. Во сне он непроизвольно выглядывает из норы и уплывает. Умирает пескарь незаметно, никому не интересно естественным путём или его съела рыба.

Страх и боязнь жить он лишился полноценной жизни. Из – за такой дальновидности и предусмотрительности многие стали считать его премудрым. Часть обитателей водоёма, наоборот считала его отшельником с никчёмной жизнью.

Автор изображает в сказке интеллигента, который ставит на первое место своё благополучие. Его ничего не интересует – только собственное благо. Наплевательски относится к своей душе и собственному развитию. Для него главное комфорт и спокойствие. Автор показывает читателю, что не стоит закрываться от окружающего мира и бояться жить. Нужно бороться с невзгодами, а не прятаться от тревог. В жизни ничего не поменяется, пока мы будем сидеть в четырёх стенах и трястись от страха. Ситуация может только усугубиться.

Причина такого проявления слабости в жестокости людей. В сказке высмеивается не только «Премудрый пескарь», но и его родители со своей чрезмерной опекой, которой они испортили жизнь любимому сыну. Данная сказка больше подходит для взрослых, чтобы после прочтения они задумались над своим отношением к детям и не испортили им нестабильную психику. Жизнь прекрасна и в ней много неповторимых моментов, её стоит прожить так, чтобы на смертном одре не жалеть ни о чём. Салтыков – Щедрин называет главного героя «премудрым», а не сообразительный. В названии подчёркнута издевка и сарказм.

В сказке осуждается пассивность характера. Высмеивается инертность, бег от действительности приводит к покинутости и сожалению. Вся мнимая философия пескаря состояла в пугливости и нерешительности жить нормальной жизнью. Жизненный путь становится ценным, когда человек развивается, не боится справляться с трудностями и невзгодами. Полноценная жизнь – это движение, а не бессмысленное нахождение в тёмной комнате. Не стоит бояться взлётов и падений, любую проблему можно решить, кроме упущенного времени. Родители должны поддерживать своих детей и настраивать их на интересную жизнь, наполненную разными красками.

logo

  • обьясните  смысл заглавия сказки «премудрый пескарь»

    и каково значение эпитета «премудрый»??

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      allysonclements475

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    30 минут назад

    Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!

  • geometriya
    Геометрия

    35 минут назад

    Геометрия 8 класс 1 вопрос

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    35 минут назад

    8. Match each time expression with its definition.
    a) two weeks
    b) ten years
    from
    4) a millennium d) a thousand yearse.com
    5) a decade
    e) a hundred years
    6) a fortnight
    7) the 1800s
    8) for ages
    f) after the birth of Christ
    g) a long period of time
    h) before the birth of Christ
    1) AD
    2) BC
    ole.co3) a century

  • informatika
    Информатика

    40 минут назад

    можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере ​

  • matematika
    Математика

    40 минут назад

    1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Антонов

    6/10

  • Наталья Степанова

    9/10

  • Давид Микулеску

    10/10

  • Алпият Магомедова

    10/10

  • Sfdsdff Sdafds

    9/10

  • Денис Аллаяров

    10/10

  • Яна Рамазанова

    10/10

  • Марина Шитова

    10/10

  • Катя Шишкина

    10/10

  • Сергей Каштырёв

    7/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.


А какую оценку поставите вы?

  • Как вы понимаете название рассказа сигнал
  • Как вы понимаете название рассказа рождественский рассказ
  • Как вы понимаете название рассказа драгоценная пыль
  • Как вы понимаете название рассказа грамматика любви
  • Как вы понимаете название рассказа бунина темные аллеи